Инструктаж по технике безопасности для ремонта автомобилей

Настоящая инструкция по охране труда разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, и предназначена для слесаря по ремонту автомобилей.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Слесарь по ремонту автомобилей обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Слесарь по ремонту автомобилей обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На слесаря по ремонту автомобилей возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— физических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий слесари по ремонту автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. К работе не допускаются слесари по ремонту автомобилей находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. При передвижении по территории предприятия необходимо:

— ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

— соблюдать осторожность в зонах возможного движения транспорта;

— пропустить движущийся транспорт;

— для безопасного перехода через осмотровые канавы пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.

1.11. Запрещается загромождение въездных (выездных) и запасных ворот как внутри, так и снаружи производственных помещений. Доступ к ним должен быть постоянно свободным.

1.12. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.13. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов, волосы убрать под головной убор. Запрещается производить работы в промасленной и пропитанной горюче-смазочными материалами спецодежде.

2.2. Перед началом работы слесарь по ремонту автомобилей должен:

— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов;

— проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

— проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования;

— проверить наличие средств пожаротушения и в случае отсутствия сообщить об этом своему непосредственному руководителю;

— включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости — местную вентиляцию;

— удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов.

2.3. Транспортные средства должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

2.4. После постановки транспортного средства необходимо выполнить следующее:

— затормозить транспортное средство стояночным тормозом;

— выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);

— установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

— под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);

— на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Двигатель не пускать! Работают люди» (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).

2.5. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

2.6. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, необходимо подготовить лежак, а при выполнении работ с упором на колени — наколенники из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.

2.7. Слесарь по ремонту автомобилей не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности инструментов, технологической оснастки, средств защиты,

— несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструментов, приспособлений, средств защиты,

— неустойчивом положении узлов, агрегатов, автомобильной техники,

— вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением,

— недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним,

— отсутствии первичных средств пожаротушения.

2.8. Обнаруженные нарушения и недостатки должны быть устранены собственными силами, а при отсутствии такой возможности, слесарь обязан немедленно сообщить о них непосредственному руководителю.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время работы слесарь по ремонту автомобилей должен выполнять только ту работу, которая ему поручена.

3.2. При вывешивании части транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа) подъемными механизмами (талями, домкратами), кроме стационарных, необходимо вначале установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить транспортное средство, подставить под вывешенную часть козелки (подставки) и опустить на них транспортное средство.

3.3. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

3.4. При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от транспортного средства могут оказаться в подвешенном состоянии, необходимо применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых или устанавливаемых агрегатов и узлов.

— работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;

— выполнять работы на транспортном средстве, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях), кроме стационарных;

— выполнять работы без установки козелков (упора или штанги под плунжер) под транспортные средства, вывешенные на подъемники (передвижные, в том числе канавные, и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию рабочих органов транспортных средств);

— оставлять без присмотра вывешенное транспортное средство на высоте более половины диаметра колеса ремонтируемого транспортного средства;

— использовать в качестве опор под вывешенные транспортные средства подручные предметы кроме козелков;

— снимать и ставить рессоры на транспортные средства всех конструкций и типов без предварительной разгрузки кузова от массы путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму транспортного средства;

— проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в набережных челнах новый город

— поднимать (вывешивать) транспортное средство за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

— поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает паспортную грузоподъемность подъемного механизма;

— снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты путем зацепки их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных захватывающих устройств;

— поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

— оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

— пускать двигатель и перемещать транспортное средство при поднятом кузове;

— выполнять ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа без предварительного их освобождения от груза и установки дополнительного упора;

— проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

— выдувать сжатым воздухом пыль, опилки, стружку, мелкие частицы и обрезки материалов.

3.6. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков с помощью щетки-сметки, пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств. Применять для этих целей сжатый воздух запрещается.

3.7. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны быть немедленно убраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего дня удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

3.8. При проведении ударных работ с использованием ручного инструмента: молотков, кувалд, а также при работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения мелкими частицами обрабатываемого материала.

3.9. Проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается только при помощи конусной оправки.

3.10. Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками. Прессы должны быть укомплектованы набором оправок для различных выпрессовываемых или запрессовываемых деталей. Допускается применение выколоток и молотков с оправками и наконечниками из мягкого металла.

3.11. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается использовать открытый огонь.

3.12. При замене или доливе масла и жидкости в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать при помощи инструмента.

3.13. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно укрепить на нем транспортное средство, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.14. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки транспортных средств, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливание.

3.15. Снятие и установка таких деталей, как тормозные, амортизационные и клапанные пружины, барабанные и рессорные пальцы, требующих больших физических усилий, или снятие и установка которых связана с неудобством и опасностью, допускается производить с помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапное их действие.

3.16. Перед снятием кабины или кузова разбитые стекла необходимо вынуть, а порванные края облицовки отогнуть внутрь.

3.17. Снятые узлы, агрегаты и детали следует прочно и устойчиво уложить на специальные прокладки, подставки, стеллажи и другие приспособления и устройства. Полуоси, рессоры, карданные валы и другие длинные детали нужно укладывать в горизонтальном положении.

3.18. Разборка и сборка мелких узлов и деталей должны производиться на верстаках, а крупногабаритных агрегатов и узлов (двигателей, коробок перемены передач, задних мостов и т.п.) — на специальных столах, стендах, обеспечивающих устойчивое их положение.

3.19. Проверять техническое состояние транспортных средств и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии необходимо при заторможенных колесах с использованием стояночного тормоза и при выключенном двигателе.

3.20. При проверке технического состояния транспортного средства в темное время суток и его осмотра снизу на осмотровой канаве или подъемнике следует использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 50 В, защищенные от механических повреждений, или электрический фонарь с автономным питанием.

3.21. Испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на предназначенных для этого площадках.

3.22. При испытании и опробовании тормозов транспортного средства на роликовом стенде должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» транспортного средства с роликов стенда.

3.23. Регулировка тормозов транспортного средства, установленного на роликовом стенде, должна производиться при выключенных стенде и двигателе транспортного средства.

Перед включением стенда и пуском двигателя необходимо убедиться, что работники, выполнявшие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.

3.24. При вращающихся роликах роликового стенда запрещается:

— въезд (выезд) транспортного средства и проход работников через роликовый стенд;

— проведение на транспортном средстве, установленном на роликовом стенде, регулировочных работ, работ по техническому обслуживанию, а также работ по ремонту или настройке стенда.

3.25. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную трубу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии примите меры по удалению из помещения отработанных газов.

3.26. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:

— подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

— выпускать (сливать) газ вне специально отведенного места (поста);

— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

— устанавливать газопроводы не заводского изготовления;

— применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;

— использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки.

3.27. Перед выводом транспортных средств, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (слит, выпущен), а сами баллоны продегазированы.

При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на специализированный склад.

3.28. При техническом обслуживании, ремонте, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном, должны быть приняты меры, направленные на недопущение попадания струи газа на открытые части тела.

3.29. После замены или заправки газовых баллонов, а также устранения неисправностей газовой системы питания на газобаллонном транспортном средстве должна быть проверена ее герметичность.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

-принять меры к тушению возгорания имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения;

— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.

4.3. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка, опилок или органических сорбентов, которые после использования следует помещать в металлические емкости с крышками, устанавливаемые вне помещения.

4.4. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ. Приступать к работам можно только после предотвращения произвольного перемещения частей автотранспорта.

4.5. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети. Запрещается оставлять без присмотра электроинструмент, подключенный к электросети.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1.По окончании работы:

— привести в порядок рабочее место. Убрать в места хранения инструменты и приспособления;

— снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения;

—  вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ;

— обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

Поделиться ссылкой

Настоящая инструкция разработана на основе типовой отраслевой инструкции №1 Сборника типовых инструкций по охране труда при ремонте и техническои обслуживании машин и оборудования ТОИ Р-97300-002-1995, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, правил по охране труда в сельском хозяйстве, и предназначена для работников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием техники в растениеводческих хозяйствах.

  • Перед началом работы работники обязаны:надеть спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и заправлена, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты обшлага рукавов, волосы убраны под плотно облегающий головной убор;проверить, применяемый при работе инструмент и приспособления.
  • надеть спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и заправлена, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты обшлага рукавов, волосы убраны под плотно облегающий головной убор;
  • проверить, применяемый при работе инструмент и приспособления.
  • После получения задания на выполнение работы работники обязаны:рабочий инструмент, приспособления и материалы расположить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.проверить наличие и исправность у оборудования предупредительной сигнализации, ограждений, предохранительных и блокировочных устройств.проверить надежность соединения заземляющего и зануляющего проводов с оборудованием.включить, при необходимости, местное освещение и проверьте исправность вентиляции. проверить наличие противопожарного инвентаря и доступ к нему.
  • рабочий инструмент, приспособления и материалы расположить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
  • проверить наличие и исправность у оборудования предупредительной сигнализации, ограждений, предохранительных и блокировочных устройств.
  • проверить надежность соединения заземляющего и зануляющего проводов с оборудованием.
  • включить, при необходимости, местное освещение и проверьте исправность вентиляции.
  • проверить наличие противопожарного инвентаря и доступ к нему.
  • Работники обязаны не приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;отсутствии ограждений и знаков безопасности.
  • неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;
  • недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
  • несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
  • отсутствии ограждений и знаков безопасности.
Читайте также:  Требования техники безопасности при ремонте автотормозного оборудования

Обнаруженные
нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными
силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно
сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

  • При замеченных неисправностях производственного оборудования и инструмента, а также, если при прикосновении к машине, станку, агрегату ощущается действие электрического тока, либо имеет место сильный нагрев электропроводов, электродвигателей, электроаппаратуры, появление искрения или обрыв проводов и т.д., предупредить работающих об опасности, немедленно поставить в известность руководителя подразделения и принять меры по устранению аварийной ситуации.
  • При обнаружении дыма и возникновении загорания, пожара немедленно объявить пожарную тревогу, сообщить о пожаре по телефону 101 или 112, примять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения соответственно источнику пожара, поставить в известность руководителя работ. При необходимости организовать эвакуацию людей из опасной зоны.

Требования охраны труда по окончании работы

  • По окончании работы работник обязан:привести в порядок рабочее место (очистить от грязи и пыли оборудование, инструмент, собрать и вынести в отведенное место мусор и отходы, собрать и сложить в установленное место инструмент, приспособления и необработанные детали).установить ограждения и знаки безопасности у открытых проемов, отверстий и люков.обесточить оборудование, выключить вентиляцию и местное освещение.снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, убрать их в шкаф закрытого типа; если спецодежда требует стирки или ремонта, сдать ее в кладовую.поставить в известность руководителя работ о состоянии оборудования.вымыть руки, принять душ.
  • привести в порядок рабочее место (очистить от грязи и пыли оборудование, инструмент, собрать и вынести в отведенное место мусор и отходы, собрать и сложить в установленное место инструмент, приспособления и необработанные детали).
  • установить ограждения и знаки безопасности у открытых проемов, отверстий и люков.
  • обесточить оборудование, выключить вентиляцию и местное освещение.
  • снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, убрать их в шкаф закрытого типа; если спецодежда требует стирки или ремонта, сдать ее в кладовую.
  • поставить в известность руководителя работ о состоянии оборудования.
  • вымыть руки, принять душ.

Требования охраны труда при техническом обслуживании

и ремонте транспортных средств

70. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в специально отведенных местах (ремонтно-механических мастерских, постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

При работе с инструментом и приспособлениями необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Во время работы на линии водителю разрешается устранять мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.

71. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами в соответствии с рекомендуемым образцом, предусмотренным приложением к Правилам.

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

72. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

1) название подразделения;

2) номер наряда-допуска;

3) дата выдачи;

4) краткое описание работ по наряду-допуску;

5) срок, на который выдан наряд-допуск;

6) фамилии и инициалы должностных лиц, выдавших и получивших наряд-допуск, заверенные их подписями с указанием даты подписания;

7) фамилия и инициалы должностного лица, получившего закрытый по выполнении работ наряд-допуск, заверенный его подписью с указанием даты получения.

73. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:

1) ремонт и обслуживание верхней части транспортных средств (автобусов и грузовых автомобилей);

2) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;

3) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;

4) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;

5) ремонт вращающихся механизмов;

6) теплоизоляционные работы на действующих трубопроводах;

7) нанесение антикоррозионных покрытий;

8) ремонтные работы в мазутном хозяйстве;

9) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.

74. Перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.

75. Одноименные работы с повышенной опасностью, проводящиеся на постоянной основе и постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска с проведением целевого инструктажа по утвержденным для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда.

76. Транспортные средства, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта (далее — посты ТО), должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.

Постановка транспортных средств на посты ТО должна осуществляться под руководством работника, назначенного работодателем ответственным за проведение технического обслуживания.

77. После постановки транспортного средства на пост ТО необходимо выполнить следующее:

1) затормозить транспортное средство стояночным тормозом;

2) выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);

3) установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

4) под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);

5) на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Двигатель не пускать! Работают люди» (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).

Читайте также:  Условия приёма техники в ремонт. Какую информацию указать в квитанции

78. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен фиксироваться упором (штангой), исключающим самопроизвольное опускание подъемника.

79. В помещениях технического обслуживания с поточным движением транспортных средств обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой), своевременно предупреждающей работающих на линии технического обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и других участках) о начале перемещения транспортных средств с поста на пост.

Включение конвейера для перемещения транспортных средств с поста на пост разрешается только после подачи сигнала (светового, звукового).

Посты ТО должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

80. Пуск двигателя транспортного средства на посту ТО разрешается осуществлять водителю-перегонщику или специально назначенным работникам при наличии у них водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.

81. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.

По завершении работ транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.

82. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны быть обеспечены ремонтными лежаками, а при выполнении работ с упором на колени — наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.

83. При вывешивании части транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа) подъемными механизмами (талями, домкратами), кроме стационарных, необходимо вначале установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить транспортное средство, подставить под вывешенную часть козелки (подставки) и опустить на них транспортное средство.

84. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

85. При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы запрещается.

86. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки-сметки, пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств.

87. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно укрепить на нем транспортное средство, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

88. Для снятия, установки и перемещения на рабочем месте тяжелых (массой более 15 кг) деталей, узлов и агрегатов должны быть предусмотрены грузоподъемные устройства и механизмы.

постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (зарегистрировано Минюстом России 1 июля 1999 г., регистрационный N 1817).

90. При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от транспортного средства могут оказаться в подвешенном состоянии, необходимо применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых или устанавливаемых агрегатов и узлов.

1) работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;

2) выполнять работы на транспортном средстве, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях), кроме стационарных;

3) выполнять работы без установки козелков (упора или штанги под плунжер) под транспортные средства, вывешенные на подъемники (передвижные, в том числе канавные, и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию рабочих органов транспортных средств);

4) оставлять после окончания работ транспортные средства вывешенными на подъемниках;

5) подкладывать под вывешенные транспортные средства вместо установки козелков диски колес, кирпичи и другие предметы;

6) снимать и ставить рессоры на транспортные средства всех конструкций и типов без предварительной разгрузки кузова от массы путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму транспортного средства;

7) проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

8) поднимать (вывешивать) транспортное средство за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

9) поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает паспортную грузоподъемность подъемного механизма;

10) снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты путем зацепки их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных захватывающих устройств;

11) поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

12) оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

13) работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

14) пускать двигатель и перемещать транспортное средство при поднятом кузове;

15) выполнять ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа без предварительного их освобождения от груза и установки дополнительного упора;

16) проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

92. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки транспортных средств, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливание.

93. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка, опилок или органических сорбентов, которые после использования следует помещать в металлические емкости с крышками, устанавливаемые вне помещения.

94. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных жидкостей, а также резервуары (емкости) для их хранения перед ремонтом должны быть полностью очищены от остатков этих жидкостей.

95. До проведения работ внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны быть проведены подготовительные и организационные мероприятия, в том числе анализ состояния воздушной среды внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) с отметкой результатов анализа в наряде-допуске.

Работник, производящий очистку или ремонт внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен СИЗ, в том числе шланговым противогазом и страховочной привязью со страховочным канатом.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны. При этом крышка люка (лаза) должна быть закреплена в открытом положении.

Свободный конец страховочного каната также должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен.

Наверху (вне автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны находиться два специально проинструктированных работника, которые должны наблюдать за работником, находящимся внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости), и страховать его с помощью страховочного каната.

96. Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей разрешается только после полного удаления и обезвреживания остатков легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей.

97. Техническое обслуживание и ремонт холодильных установок автомобилей-рефрижераторов должны выполняться в соответствии с технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.

98. В зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств запрещается:

1) мыть агрегаты транспортных средств легковоспламеняющимися жидкостями;

2) хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах, превышающих сменную потребность работников в данных веществах;

3) заправлять транспортные средства топливом;

4) хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

5) загромождать проходы между осмотровыми канавами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами;

6) хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

7) выполнять работы с применением открытого огня.

99. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны быть немедленно убраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего дня удалены из производственных помещений в специально отведенные места.

УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16

СОГЛАСОВАНО с ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 года

Вводится в действие — с 27 февраля 1996 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *