Техника безопасности при ремонте тракторов и автомобилей

от
29 апреля 1997 г. N 208

от
26 декабря 1996 г. N 3308-ВВ

Общие требования безопасности при ремонтных работах.

1.1.
Пункты технического обслуживания машин
в хозяйствах должны соответствовать
руководству по организации технического
обслуживания машинно-тракторного парка.

1.2.
Техническое обслуживание и ремонт машин
проводить только при неработающем
двигателе, за исключением операций,
требующих его работы.

1.3.
Установка машин на осмотровую канаву
или подъемную платформу разрешается
лицам, имеющим удостоверение
тракториста-машиниста (водителя), под
руководством инженерно-технического
работника (мастера-наладчика).

1.4.
При ремонте и обслуживании машин с
высоким расположением узлов и деталей
рабочие места должны быть оборудованы
помостами или лестницами-стремянками
со ступенями шириной не менее 150 мм.
Применять приставные лестницы запрещается.

1.5.
Снятие, транспортировку, установку
узлов и агрегатов массой более 20 кг
следует производить при помощи
подъемно-транспортных механизмов.

1.6.
Под колеса машины, установленной для
ремонта или технического обслуживания,
в целях предупреждения ее самопередвижения
необходимо подложить противооткатные
башмаки, включить передачу, ручной
тормоз, выключить зажигание и перекрыть
подачу топлива.

1.7.
При выполнении операций по техническому
обслуживанию, требующих работы двигателя
машины, выхлопная труба должна быть
присоединена к вытяжным средствам, а
при их отсутствии приняты меры по
удалению из помещения отработавших
газов.

1.8.
При работах, связанных с проворачиванием
коленчатого и карданного валов, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания, подачу топлива, поставить
рычаг переключения передачи в нейтральное
положение, освободить рычаг ручного
тормоза. После выполнения необходимых
работ следует затянуть ручной тормоз
и вновь включить низшую передачу.

1.9.
Перед снятием двигателя, коробки передач,
заднего моста, радиатора, топливного
бака и других агрегатов и деталей,
связанных с системами охлаждения, смазки
и питания двигателя, необходимо
предварительно слить масло, охлаждающую
жидкость и топливо в специальные
резервуары, не допуская пролива жидкостей.

1.10.
В процессе ремонта и обслуживания должны
восстанавливаться узлы и детали, влияющие
на безопасность труда:


каркасы и панели кабин, их уплотнители,
виброзащита;


контрольно-измерительные и осветительные
приборы;


блокировка запуска двигателя;


защитные ограждения, защитные кожухи
карданных валов;


удаляются масляно-грязевые пленки с
внутренних панелей кабин.


выполнять какие-либо работы на машине,
вывешенной только на одних подъемных
механизмах (домкратах, талях и т.д.);


устанавливать машину вместо специальных
подставок на случайные предметы;


снимать и ставить рессоры на машинах
(прицепах) всех конструкций и типов без
надежных подставок;


снимать, устанавливать и транспортировать
агрегаты и узлы при зачаливании их
тросом и канатами без специальных
захватов.

Слив масла и воды
из агрегатов автомобиля производить
только в специальную тару.

Случайно пролитое
на пол масло или оброненный солидол
немедленно засыпать опилками или сухим
песком и собрать в специально отведенное
место.

При производстве
сварочных работ бензобаки закрывать
асбестовыми чехлами.

Влезать под
автомобиль и вылезать из-под него
только со стороны противоположной
проезду. Работая под автомобилем,
размещаться между колесами вдоль
машины.

При работе лежа
под автомобилем использовать лежаки
или решетчатые тележки, снабженные
для удобства пользования подголовниками,
а также надеть защитные очки.

Не работать под
автомобилем, находящимся на наклонной
плоскости. В случае крайней необходимости
принять меры, обеспечивающие безопасность
работы; затормозить автомобиль и
включить низшую передачу, подложить
надежные подкладки под колеса, ключ
от замка зажигания убрать, а кабину
закрыть.

Не работать и не
находиться под автомобилем, висящем
на тросе грузоподъемного механизма.

При снятии и
установке агрегатов (задние и передние
мосты, рессоры колеса и т.п.) установить
раму автомобиля на специальные
металлические козлы, а под колеса
автомобиля подложить клинья. Подкладывать
кирпичи, обрезки дерева и другие
случайные предметы под раму автомобиля
или под козлы запрещается. Пользоваться
только специальными деревянными
подкладками.

При подъеме и
установке автомобиля на домкрат
устанавливать его только на твердый
грунт. В случае необходимости установки
домкрата на рыхлой или вязкой почве
под домкрат подкладывать специальные
доски, обеспечивающие его устойчивое
положение.

Не работать и не
находиться под автомобилем, если
последний стоит на домкрате без
специальных страхующих подставок.

При работе
пользоваться только исправным
инструментом и приспособлениями.
Слесарный инструмент содержать в сухом
и чистом состоянии.

Использованный
обтирочный материал собирать в
специально установленные металлические
ящики с крышками.

Если руки или
спец. одежда смочены бензином, не
подходить к открытому огню, не курить
и не зажигать спичек.

Накачку шин сжатым
воздухом производить только в специальном
ограждении (клети), при этом убедиться
в том, что запорное кольцо полностью
легло в замковый паз диска. Накачка
шин сжатым воздухом вне ограждения
запрещается.

Читайте также:  Ремонт и обслуживание аварийно спасательной техники и оборудования

Для подъема,
снятия, установки и транспортирования
тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов,
узлов и деталей автомобиля использовать
исправные подъемно-транспортные
механизмы с вспомогательными
приспособлениями.

При работе с
электротельфером, кран-балкой выполнять
инструкцию по технике безопасности
для лиц, пользующихся грузоподъемными
машинами, управляемыми с пола.

При работе с
переносной электродрелью, гайковертом,
шлифовальной машиной соблюдать
инструкцию по технике безопасности
для работающих с электроинструментом.

Работая шлифовальной
или сверлильной машинками, а также
гайковертом, строго соблюдать инструкцию
по безопасной работе с ручным
пневматическим инструментом.

Перед тем как
начать работу по ремонту автомобиля,
установленного на смотровой канаве,
необходимо:

  • проверить
    правильность установки колес по
    отношению направляющих.
  • Поставить на
    тормоза или подложить под колеса
    распорные подкладки.
  • Убедиться в
    наличии свободного доступа в канаву,
    исправности лестницы и напольной
    решетки в канаве.

Находясь в
смотровой канаве, осмотр и ремонт
автомобиля производить в защитных
очках.

Замену рессор
производить только после их разгрузки
и установке козелков под раму автомобиля.
Проверку совпадения отверстия ушка
рессоры и серьги производить только
с помощью бородка или оправки (не
пальцем).

При разборке и
сборке рессор пользоваться только
специальными слесарными инструментами,
зажимными приспособлениями.

При снятии
отдельных агрегатов и деталей, требующих
физических усилий, а также при неудобствах
в работе, связанных со съемом агрегатов
и деталей, применять приспособления
(съемники), обеспечивающие безопасность
работы.

Работая молотком
или кувалдой, принять все меры, чтобы
не травмировать себя и людей, находящихся
рядом.

Не допускать
людей и не находиться самому под
поднятым кузовом автомобиля без
установки специальных подставок,
предохраняющих кузов от опускания.
Применять вместо специальных подставок
случайные предметы (ломы, куски металла
и др.) запрещается.

Работая у верстака,
следить за тем, чтобы поверхность его
была гладкой, обитой листовой сталью,
не имела заусенец.

При рубке, чеканке
и других подобных работах необходимо
надевать защитные очки. Для защиты
окружающих людей от отлетающих частиц
металла на верстаке должны быть
поставлены предохранительные сетки
или щиты высотой не менее 1 м.

Пыль и стружку с
верстака, оборудования сметать щеткой
или сметкой. Сдувать пыль и стружку
сжатым воздухом или убирать стружку
голой рукой запрещается.

При работе на
сверлильном станке соблюдать требования,
изложенные в инструкции по безопасной
обработке металлов на сверлильных
станках.

Работая на
наждачном точиле, во избежание ранения
глаз пользоваться защитным экраном
или надевать защитные очки. Следить,
чтобы зазор между абразивным кругом
и подручником был не более 3 мм, а
подручник надежно закреплен. Затачиваемую
деталь или инструмент плотно прижать
к подручнику и плавно подводить к
абразивному кругу.

Не производить
ремонта или исправления отдельных
частей автомобиля, находящихся в
движении, а также не находиться под
автомобилем при работающем двигателе.

При работе вблизи
крыльчатки вентилятора во избежание
несчастного случая снять с него
приводной ремень.

Выполняя работу
совместно с несколькими лицами,
согласовывать действия с товарищами
по работе.

При пуске двигателя
(в случае необходимости) при открытом
капоте не допускать, чтобы люди
находились в непосредственной близости
от двигателя.

При запуске
двигателя держать заводную рукоятку
так, чтобы все пальцы руки обхватывали
эту рукоятку с одной стороны.

При обкатке
двигателя на стенде не производить
никаких исправлений и не касаться
вращающихся частей двигателя.

Во избежание
создания загазованности воздуха не
допускать продолжительную (более 5
минут) работу двигателя в закрытом
невентилируемом помещении.

Не храните на
рабочем месте легковоспламеняющуюся
жидкость и обтирочный промасленный
материал.

Для перегонки
автомобиля на стоянку и проверки
тормозов на ходу вызвать дежурного
или основного водителя.

В случае
возникновения пожара немедленно
сообщить в пожарную охрану и приступить
к тушению огня местными средствами.

Л.А. Буренко., вед.науч. сотрудник лаб.№14, к.т.н.

В.А. Казакова, зав.сектором стандартизации

И.Б. Ивлева, ведущий инженер-маркетолог

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии

Safety requirements for the repair and maintenance of tractors, agricultural machinery and electronic equipment

Laboratory № 14, Ph.D. (technical Sciences)

managing sector of standardization

a leading engineer-marketing specialist

State Scientific Institution All-Russian Scientific Research Institute of Technology of repair and maintenance of tractor fleet of the Russian Academy of Agricultural Sciences

 (SSI GOSNITI RAAS)

Требования безопасности при техническом обслуживании тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях

Пункты технического обслуживания машин в хозяйствах должны соответствовать руководству по организации технического обслуживания машинно-тракторного парка.

Читайте также:  Ремонт вашей техники гражданский проспект 51 корпус 1

Ответственным за охрану труда при техническом обслуживании машин является мастер – наладчик, который должен пройти инструктаж по охране труда по всем видам выполняемых им работ и по пожарной безопасности.

Инструмент и приспособления для технического обслуживания машин должны быть исправными и обеспечивать безопасность выполнения работ.

Накачивать шины без периодической проверки давления в процессе накачки запрещается.

Лица, ответственные за охрану труда при техническом обслуживании и ремонте, обязаны:

— не допускать обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении;

— следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами охраны труда предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;

— определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.

Техническое обслуживание машин в полевых условиях должно проводиться в светлое время суток. Допускается проведение технического обслуживания в ночное время при условии достаточного искусственного освещения (в этом случае работы выполняются не менее чем двумя работниками).

Все операции технического обслуживания за исключением операций, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, должны выполняться при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.

При техническом обслуживании навесные машины и орудия требуется опускать на землю, педаль тормоза трактора следует устанавливать в заторможенное положение и блокировать защелкой.

Агрегат технического обслуживания должен быть размещен на горизонтальной площадке в наиболее удобном по отношению к обслуживаемой машине месте, заторможен и заземлен.

Перед выполнением операций технического обслуживания и ремонта детали, узлы и агрегаты следует очистить от растительных остатков и масляных загрязнений. При очистке машин сжатым воздухом необходимо пользоваться защитными очками и респиратором, а струю воздуха направлять от себя.

Перед поддомкрачиванием машину или орудие следует разместить на ровной горизонтальной площадке, под основание домкрата уложить деревянные подкладки с размером, не допускающим утопание домкрата в грунт, рядом с домкратом установить надежную подставку, обеспечивающую устойчивость машины или орудия.

Присоединение передвижной электросварочной установки к буксирному устройству передвижной ремонтной мастерской следует проводить подтягиванием ее. Не разрешается автомастерской подъезжать задним ходом к сварочной установке. При переводе электросварочного агрегата в рабочее состояние его необходимо заземлить, зафиксировать раму опорой, а под колеса подложить противооткатные башмаки.

— работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства;

— устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии;

— вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской;

— пользоваться открытым огнем в мастерской;

— откручивать и подтягивать штуцера и гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе машины;

— пользоваться случайными подставками;

— во время испытания отдельных узлов и механизмов комбайнов находиться в зоне воздушного потока измельчителей;

— работать на заправочном агрегате без заземления и предусмотренных средств пожаротушения;

— отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины;

— снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления;

— применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий;

— сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.

В передвижной ремонтной мастерской допускается:

— перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные в специальном приспособлении;

— перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии;

— поднимать груз массой свыше 50 кг только с использованием подъемного устройства.

К ремонту и техническому обслуживанию платформ в поднятом состоянии следует приступать после установки упора.

К обслуживанию и ремонту машин, используемых на работах с применением пестицидов, допускаются лица, изучившие меры безопасности при обращении с пестицидами.

Работы под машинами следует проводить на специальном настиле или брезенте.

При замене лемехов плуга под полевые доски переднего и заднего корпусов необходимо подкладывать прочные деревянные подкладки.

Замену ножей режущих аппаратов следует проводить вдвоем с применением рукавиц.

Требования безопасности при ремонте и обслуживании электронного оборудования тракторов и сельскохозяйственных машин

Нормативные значения параметров окружающей среды при проведении ремонта электронного оборудования и видеодисплейных терминалов бортовых компьютеров сельскохозяйственных машин

В процессе работы на него могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:

1. физические: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, статического электричества, запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных и пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны; пониженные или повышенные влажность и подвижность воздуха рабочей зоны, уровень освещенности; повышенный уровень шума, прямой блесткости, ослепленности, пульсации светового потока; неравномерность распределения яркости в поле зрения; повышенная яркость светового изображения; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

Читайте также:  СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ ИРКУТСК РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

2. химические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ;

3. психофизические: напряжение зрения, внимания; интеллектуальные нагрузки; длительные статические нагрузки; монотонность труда; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени;

4. биологические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.

Требования безопасности, предъявляемые к конструкции видеодисплейных терминалов бортовых компьютеров

В технической документации на ВДТ должны быть указаны оптимальные и допустимые диапазоны визуальных эргономических параметров (яркость знака, внешняя освещенность экрана, угловой размер знака). Их значения получают в результате испытаний. При отсутствии в технической документации на ВДТ данных об оптимальных и допустимых диапазонах значений эргономических параметров эксплуатация ВДТ не допускается.

Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см от ВДТ (не более):

— электрическая составляющая — 10 В/м;

— магнитная составляющая — 0,3 А/м.

Напряженность электростатического поля не более 20 кВ/м.

Требования к помещению для ремонтных работ

Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы ориентированные преимущественно на север и северо-восток. Естественный свет должен падать на рабочее место сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами (жалюзи, занавески). Коэффициент естественной освещенности должен быть не ниже 1,2%. Применение светильников без рассеивателей и экранизирующих решеток не допускается.

Яркость светящихся поверхностей (окна, светильника), находящихся в поле зрения электрослесаря, не должна превышать 200 кд/м2. Яркость бликов на экране не должна превышать 40 кд/м2.

Помещения не должны граничить с «шумными» помещениями (механическими цехами, мастерскими). Уровень шума в помещении не должен превышать 65 дБа.

Помещение должно иметь отопление, кондиционирование воздуха (или приточно-вытяжную вентиляцию). Параметры микроклимата:

—   температура воздуха от 18 до 22 °С;

—   относительная влажность от 62 до 31%;

—   скорость движения воздуха не более 0,1 м/с;

—   число ионов в 1 см3 воздуха от 400 до 50000.

Для повышения влажности следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Отделка полимерными материалами внутренних помещений осуществляется только с разрешения Госсанэпидемнадзора.

Пол помещения должен быть ровным, антистатическим.

Рабочий стул (кресло) электрослесаря должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сидения и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сидения. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность элементов стула должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся, воздухопроницаемым покрытием.

Пространство для ног должно быть высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной — не менее 450 мм, а на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм. Рекомендуется подставка для ног шириной не менее 300 мм с регулировкой угла наклона.

1 Буренко Л.А. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники. Монография: — М.: ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии, 2014.- 332с.

2 Черноиванов В.И., Колчин А.В., Буренко Л.А., Шкункова М.В., Ивлева И.Б. Технологические рекомендации по обеспечению технической, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при ремонте и техническом сервисе новых марок отечественных (в том числе с газобаллонными двигателями) и импортных тракторов, сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования в АПК: — М.: ГОСНИТИ, 2008. — 176с.

3 Черноиванов В.И., Колчин А.В., Буренко Л.А., Ивлева И.Б. Технологические рекомендации по обеспечению безопасности труда при эксплуатации МТП в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах — М.: ООО «Столичная типография», 2008.- 120с.

4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Правила по охране труда при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники

Разработаны
Всероссийским научно-исследовательским
институтом охраны труда Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации (г. Орел). Директор
института А.П. Лапин, к.т.н.

Настоящие
Правила вступают в силу с выходом их из
печати. При этом утрачивают силу «Правила
безопасности при ремонте и техническом
обслуживании машин и оборудования в
системе Госагропрома СССР», согласованные
с ЦК профсоюза работников агропромышленного
комплекса 10.12.1986 и утвержденные
Госагропромом СССР 12.12.1986.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *