Техника безопасности при ремонте рулевого управления автомобиля

Техника безопасности при ремонте рулевого управления

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которого вложены эти обязанности. Инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях в учебных заведениях. Инструктаж, как правило, должен проводиться в кабинете техники безопасности, оборудованном наглядными способами.

При проведении вводного инструктажа должен быть разъяснены:

• Основные положения законодательства по технике безопасности и производственной санитарии.

• Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии.

• Правила поведения на территории производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных плакатов и сигнализации.

• основные положения Российского законодательство по технике безопасности и производственной санитарии;

• правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предусмотрительных надписей плакатов и сигнализаций;

• особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению;

• требования к работающим в части соблюдений личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятиях;

• порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;

• требования пожарной безопасности.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимся регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:

При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствии, производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях в наряде-допуске.

Опасные и вредные производственные факторы.

При проведении ремонтных работ в рабочей зоне устанавливается комплекс физических, химических и психофизиологических опасных и вредных производственных факторов. Опасный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определенных условия приводит к заболеванию или снижения работоспособности.

Рабочая зона- это пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола и площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного пребывания работающих.

Слесарь по ремонту автомобиля в рабочей зоне может подвергаться комбинированному воздействию нескольких опасных и вредных производственных факторов. Он работает либо у верстака при обработке отдельных деталей автомобиля, либо непосредственно около автомобиля на сборке или исправлении агрегатов автомобиля, либо на каком-то гаражном оборудовании (подъемнике, испытательном стенде, у моечной машины и т. п.)

Контрольные, крепежные и регулировочные работы при первом и втором техническом обслуживании (TO-1 и TO-2) автомобилей. Опасные факторы:

съезд автомобиля с осмотровой канавы

самопроизвольно опускание вывешенного автомобиля на подъемнике или осмотровой канаве

вращающиеся детали автомобиля перемещение автомобиля на конвейере Кроме того, причинами травм слесаря могут быть: Загрязнение, коррозия, неисправность резьбовых соединений; Неисправность и загрязнение инструмента, работа замасленными руками, отсутствие отбойных брусьев на канавах:

Отсутствие или неисправность сигнализации о перемещении автомобиля с рабочего поста на пост:

Отсутствие штанги на подъемнике, неисправность подъемника: Отсутствие или неисправность приспособлений для вывешивания автомобиля на осмотровой канаве:

Нахождения под автомобилем с работающем двигателем.

Снятие и установка рулевого механизма. Опасные факторы

Самопроизвольное перемещение сошки, рулевой колонки, рулевого колеса и картера рулевого механизма;

Падение снимаемого или устанавливаемого рулевого механизма;

Кроме того, причинами травм могут быть отсутствие или неприменение съемников сошки и рулевой колонки, выполнение работы в одиночку.

Требования безопасности к помещениям Общие требования

Операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей можно выполнять только в специально отведенных, оборудованных, огражденных и обозначенных местах (постах). Рабочие места и посты в помещениях должны обеспечивать безопасные условия труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного работающего положено не менее 4.5 м2 площади и объём помещения не менее 15 м. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Въезды в производственные помещения выполняются с уклоном не более 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов. Минимальные расстояния (м) между автомобилями, элементами зданий и специальным оборудованием должны быть следующими:

Между продольными сторонами автомобилей:

На моечных постах — 2,0

Между автомобилями, стоящими один за другим — 1,0

Между автомобилем и наружными воротами, расположенными против поста -1,5 Территория предприятия должна иметь ограждения высотой 1,6 м, освещаться в ночное —время и содержаться в чистоте и порядке. Территория, где предусматривается белее 10. юстов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, должны иметь не менее двух ворот для въезда (выезда). У ворот устанавливают плакат «Берегись автомобиля» и схему движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее число пересечений с подъездными путями.

Читайте также:  Договор на ремонт компьютерной техники и оргтехники

Полы в помещениях для ремонтных работ должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой не скользкой поверхностью, удобные для очистки.

Полы и стены осмотровых ям должны быть облицованы плитками или другими огнестойкими облицовочным материалом. Осмотровые канавы необходимо убирать или очищать (при необходимости мыть) не менее одного раза в смену.

Осмотровые ямы и эстакады должны иметь направляющие для колес автомобиля с двух сторон лестницы для спуска в яму или подъема на эстакаду.

В ремонтных помещениях запрещается хранить топлива и смазочные материалы, оставлять после конца рабочей смены тару из-под топлива и масла, красок и лаков.

Помещение должно соответствовать требования технической эстетики.

Правильная окраска. Следует иметь в виду, что зеленые, голубовато-зеленые, салатные и желтые цвета благоприятно влияют на зрение и психофизиологические функции человека.

Воздух рабочей ЗОНЫ С целью оздоровления воздушной среды помещения для ремонта автомобилей должны быть оборудованы общеобменной и местной приточной и вытяжной вентиляцией, а канавы, траншеи и тоннели — приточной вентиляцией.

Общеобменную вентиляцию в помещениях для технического обслуживания устанавливают так, чтобы вытяжка загрязненного воздуха происходила из верхней зоны, расположенной над постами, а приток свежего воздуха был бы направлен на рабочие места и канавы.

Освещение Осветительные приборы делятся на две группы: приборы ближнего действия — светильники; приборы дальнего действия — прожектора. Светильники состоят из двух частей: ламп накаливания и осветительной арматуры. Осветительная арматура служит для перераспределения светового потока источника, для защиты источника, для защиты глаз работающих от слепящего действия лампы, а также для предохранения источника освещения от запыления, загрязнения и от механических повреждения. Светильники общего и местного освещения, подвешенные ниже 2,5 м от уровня пола, должны иметь напряжение не более 42 В. Если система местного освещения рабочего места слесаря неисправна, он может быть ослеплен источником света и не видеть какое-то время ни инструмента, ни деталей. Это обусловливает резкое возрастание травматизма. Фактор, характеризующий такого рода ослепление, называется прямой блескостью.

В системах искусственного освещения используются лампы накаливания (местного освещения) и газоразрядные лампы (общее освещения). Наиболее рациональными являются газоразрядные люминесцентные лампы, в которых световой поток пульсирует с частотой, равной частоте тока, используемого в осветительной сети. При токах промышленной частоте (50 Гц) пульсации светового потока воспринимаются органами зрения, и, если эти пульсации кратны числу оборотов подвижные детали, возникает стробоскопический эффект.

Для освещения автомобилей, установленных на осмотровой канаве, на подъемнике, на эстакаде, светильники общего освещения располагают не над автомобилем, а сбоку.

На каждом посту расположено по две розетки для переносных ламп накаливания напряжение 12 в.

В осмотровых канавах как прямоточных, так и тупиковых светильники с люминесцентными лампами устанавливают по обе стороны канавы в нишах.

Для освещения места работы под автомобилем на лежак устанавливают светильники с поворотным устройством напряжение не более 42 В.

Требования пожаро — И взрывобезопасности. Помещения для ремонта автомобилей весьма опасны в пожарном отношении, поэтому их располагают изолированно от стоянки автомобилей. В помещениях необходимо предусмотреть пожарные стенды. На стендах должны находиться основные средства пожаротушения (огнетушители и инструменты). Также необходимо разместить ящики с песком или грунтом.

Требования к производственному оборудованию, приспособлениям и инструменту. Производственный травматизм во многом зависит от состояния оборудования и приспособлений, используемых слесарями по ремонту автомобиля.

Прежде всего оборудования и приспособления должны быть чистыми и исправными. На неисправном оборудовании должна бить вывешена табличка, указывающая, что работать на данном оборудовании не разрешается, оборудование необходимо обесточить.

Управление оборудованием должно быть легким и удобным. Передаточные механизмы, такие как зубчатые, цепные и ременные, с которыми возможно соприкосновение обслуживающего персонала при эксплуатации, должно быть ограждено. Все ограждения должны иметь электрическую и другую блокировку, отключающую механизм оборудования, если опасная зона не закрыта.

При организации рабочего места требуется учитывать в первую очередь безопасность работ, принятый метод технического обслуживания и основные преимущества и недостатки того или иного типа оборудования.

Большое внимание при работе слесаря по ремонту автомобиля должно быть уделено исправности инструмента, так как при выполнении слесарных работ наибольшее число несчастных случаев происходит от использования неисправных или некачественных инструментов.

Слесарь при работе пользуется молотком, отвертками, зубилами, крейцмейселями, бородками, напильниками, гаечными ключами, дрелями, ножовками и др.

Инструменты всегда должны быть чистыми. Деревянные рукоятки инструментов должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, изготовленные из твердых и вязких пород древесины (молодого дуба, белого бука, ясеня, кизила, рябины). Во избежание травм не следует выполнять рукоятки инструментов из мягких пород древесины (сосны, елей и др.).

Читайте также:  Правила сдачи бытовой техники в ремонт по гарантии

Деревянные рукоятки напильников, ножовок и отверток закрепляются на инструментах с помощью металлических колец, предохраняющих их от раскалывания.

Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, без выбоин и трещин, не косую и не сбитую поверхность бойка. Все воспринимающие удар инструменты (зубила, креймейсели, бородки) не должны иметь трещин, забоин и заусенцев, чтобы не поранить руки во время работы. Затылочная часть этих инструментов должна быть несколько мягче рабочей части.

Гаечные ключи должны быть исправными и строго соответствовать размеру гаек и головок болтов, обеспечивать удобство пользования ими и обладать высокой прочностью и износоустойчивостью.

Раздвижные инструменты — клещи, ножницы, кусачки, плоскогубцы и разводные гаечные ключи — необходимо содержать в полной исправности периодически смазывать трущиеся части и предохранять их от коррозии.

Во избежание травм следует работать только тем инструментом, который предназначен для определенной работы. Необходимо следить за тем, чтобы режущие инструменты (сверла, зубила, крейцмейсели) были правильно заточены.

При использовании переносных электроинструментов напряжением 110 — 220 В в помещениях (независимо от их категории) и особенно вне помещения необходимо предусматривать защитный пускатель, обеспечивающий дистанционное управление и мгновенное отключение от сети электроинструментов в случае замыкания на корпусе.

Безопасность труда при выполнении работ

Требования к организации рабочих мест.

Площадь рабочего места определяется необходимостью размещения на ней обрабатываемого материала, станка, вспомогательного оборудования и самого рабочего. Размеры площади зависит от рабочей позы, обрабатываемого материала и выполнения работы. При определении размера площади рабочего места необходимо учитывать, что наиболее удобно работать тогда, когда все расположено (материал, инструмент, приспособления, станок) в зоне досягаемости. Работа слесаря по ремонту автомобилей протекает либо у верстака при отработке отдельных деталей автомобиля, либо непосредственно около автомобиля при сборке или устранении тех или иных неисправностей агрегатов автомобиля, или гаражном оборудовании (подъемнике, испытательном стенде, у моечной машины, на разборочно- сборочных стендах и т.п.).

Рабочее место у верстака должно отвечать требованиям удобства и безопасности работы. Высота верстака должна быть такова, чтобы рабочему не приходилось излишне нагибаться или поднимать предплечье. Неправильное подгонка высоты верстака к росту эабочего ведет к излишнему его утомлению и снижению производственного труда.

Стол верстака должен быть обит железом или прочным пластиком, а сам верстак надежно укреплен на рабочем месте. Для хранения инструментов в верстаке должен быть ящик. Ни в коем случае нельзя заваливать ящики металлическими обрезками, отдельными деталями автомобиля и т. п. На верстаке устанавливаются тиски, высота которых выбирают в зависимости от роста рабочего.

Не допускается выполнять работу на полу (под автомобилем), стоя на коленях или в согнутом положении.

Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля. Перед установкой на пост ремонта автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. При движении автомобиля в зоне технического обслуживания самоходом воздух сильно загрязняется пылью и отработавшими газами, оказывающими вредное действие на здоровье рабочих. Для создания наиболее благоприятной обстановки используют различные транспортирующие устройства, конвейеры, траверсные и осевые ‘ележки и поворотные круги. Автомобиль, установленный на напольный пост, необходимо надежно закрепить, подставить не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозным механизмом; при этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положении, соответствующее низшей передачи; на автомобилях с бензиновым двигателем следует выключить зажигания.

На рулевое колесо автомобиля следует повесить табличку с надписью: «Двигатель не пускать: работают люди!».

При техническом обслуживании автомобиля с помощью подъемника на его механизме управления надо вывесить табличку с надписью: «Не трогать: работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускания подъемника.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы ТО-1 и ТО-2. Все крепежные и регулировочные работы необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологической карте. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла агрегата автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с рабочими, работающими внизу. Поэтому в технологической карте за рабочими следует закреплять определенные участки работ, что повышает и ответственность рабочего за выполняемую работу.

Рациональное распределение работ исключает излишние перемещения рабочего (переходы на другую сторону осмотровой канавы; спуски в канавы и подъемы из нее).

На крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными и торцовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообразно пользоваться ключами с трещотками (храповыми механизмами). Трещотка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каждого поворота.

Сорвавшийся инструмент или неверный удар может привести к травме. В этих случаях особое значение имеет исправность инструмента.

Читайте также:  Обслуживание и ремонт автомобильной техники

Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале обстучать грани гайки легкими ударами молотка, » смочить её керосином, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачивать.

Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубить зубилом и заменить исправными. При рубке необходимо надевать защитные очки.

При работе надо помнить, что у автомобиля имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент всегда был чистым и не замасленным, в противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.

Снятие и установка рулевого механизма. На данной операции должны применяться съемники сошки и рулевой колонки. Не разрешается выполнять работы вручную. Действия рабочих должны быть согласованными.

Требования безопасности после окончания работы. По окончанию работы необходимо: отключить все механизмы, привести в порядок свое рабочие место; —проверить, не оставлены ли заготовки, изделия, инструмент и материалы на рабочем месте; убрать отработанный обтирочный материал в специальные металлические ящики; сосуды с легковоспламеняющейся жидкостью, отходы отработанного и загрязненного топлива, спирта, других растворителей и обезжиривающих средств после работы нужно сдать в кладовую легковоспламеняющихся жидкостей цеха, а баллоны с газами перенести в место их постоянного хранения.

Пыль, стружку с рабочих мест, изнутри агрегата, с верстаков и спецодежды следует удалять с помощью пылесоса (волосяными щетками.). Запрещается производить уборку с помощью сжатого воздуха!

После приведения в порядок рабочего места необходимо выключить все осветительные электроприборы, кроме дежурных ламп; работающие должны снять спецодежду, вымыть руки теплой водой с мылом. Руки нельзя мыть в масле, эмульсии, бензине, так как они могут быть засорены металлической стружкой.

Организация труда и рабочего места при техническом обслуживание и ремонте рулевого
управления

От организации рабочего места зависят производительность труда и обеспечение безопасности работы. Необходимо, чтобы слесарь регулярно убирал своё рабочее место, оборудование и инструменты, не разбрасывал обтирочные материалы, не проливал масло, топливо, воду.

На автотранспортных предприятиях рабочие места снабжают технологическими картами, содержащими:

— перечень операций в технологической последовательности;

— перечень оборудования и инструментов;

— указание о месте выполнения работы (сверху, снизу, сбоку автомобиля);

— количество одновременных мест обслуживания;

— норму времени и технические условия выполнения работы.

Предусматривается связь рабочих мест с мастером, работниками вспомогательных служб, доставка запасных частей и материалов непосредственно на рабочее место.

Рабочие, занятые техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, могут входить в специализированную или комплексную бригаду.

Для большинства авторемонтных заводов характерны специализированные производственные бригады, обеспечивающие наиболее полную загрузку рабочих и эффективное использование оборудования, что достигается специализацией каждого члена бригады по выполнению технологически однородных операций, но в необходимых случаях исполнители могут быть заменены любым другим членом бригады.

Замену агрегатов и их ремонт без снятия с автомобиля производят на осмотровых канавах, ремонт агрегатов, снятых с автомобиля, — на специализированных участках по ремонту.

Выполняя работы по техническому обслуживанию непосредственно на автомобиле или на верстаке, слесарь — авторемонтник должен соблюдать требования техники безопасности, одним из основных условий которого является порядок на рабочем месте.

Для защиты от ожогов при работе с расплавленным свинцом рабочий должен надевать защитный резиновый фартук, резиновые перчатки, резиновые полусапоги и защитные очки. При замене пластин одежда и руки рабочего постоянно загрязняются соединениями свинца, поэтому следует работать в хлопчатобумажном костюме с кислостойкой пропиткой, резиновом фартуке и перчатках. При приготовлении свинцово-сурьмянистого сплава для отливки деталей необходимо засыпать его поверхность древесным углем для уменьшения выделения паров свинца. При этом следует особенно тщательно следить за исправностью вытяжной вентиляции или местного отсоса над верстаком. Особенно активно выделяются пары при расплавлении свинца электрической дугой. В этом случае необходимо работать в респираторе.

Применяемые инструменты, оборудование, механизмы, приспособления

Для замены на автомобиле ваз 2107 рулевых тяг вам потребуются: пассатижи, ключ «на 22», отвертка, молоток и шаровые шарниры.

Рис. Съемник шаровых шарниров

Для проверки уровня масла в рулевом механизме потребуются: ключ «на 8», воронка, чистое масло.

Для снятие рулевого колеса потребуются: отвертка, торцовая головка «на 24», удлинитель.

Для снятия рулевого механизма потребуются: ключи «на 13» (два), «на 22», пассатижи, съемник пальцев шаровых шарниров.

Рулевой механизм расположен в левой задней части подкапотного пространства, внизу под главным тормозным цилиндром и закреплен на левом лонжероне кузова тремя болтами, вставленными через лонжерон с внутренней стороны автомобиля.

Для снятия маятникового рычага потребуются два ключа «на 17».

Маятниковый рычаг установлен в нижнем правом углу подкапотного пространства на правом лонжероне и прикреплен к нему двумя болтами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *