Техника безопасности при ремонте для автослесаря

1 Инструкция по охране труда автослесаря

Общие требования
по безопасности

1. К
самостоятельной работе автослесарем
допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие
профессиональную подготовку и прошедшие:


вводный инструктаж и инструктаж на
рабочем месте;


обучение безопасным методам труда и
проверку знаний по охране труда.

К работе с
электроинструментом и оборудованием
допускаются работники, прошедшие
соответствующее обучение и инструктаж,
имеющие 2-ю группу по электробезопасности.


соблюдать нормы, правила и инструкции
по охране труда, пожарной безопасности
и правила внутреннего трудового
распорядка;


правильно применять индивидуальные и
коллективные средства защиты, бережно
относиться к выданным средствам защиты
и спецодежде;


немедленно сообщать своему непосредственному
руководителю o любом несчастном случае,
происшедшем на производстве, ситуации,
которая может создать угрозу жизни и
здоровья людей;


выполнять только порученную работу.

3. Запрещается
употреблять спиртные напитки, а также
приступать к работе в состоянии
алкогольного или наркотического
опьянения. Курить разрешается только
в специально оборудованных местах.

4. Опасными и
вредными производственными факторами
при выполнении работ автослесарем
являются:

  • токсичные, горючие
    жидкости, смазочные материалы и их
    испарения;
  • движущиеся части
    узлов и агрегатов;

5. Автослесарь
должен быть обеспечен спецодеждой, и
средствами индивидуальной защиты в
соответствии с установленными нормами.

6. При заболевании
или травмировании как на работе, так и
вне ее необходимо сообщить об этом
руководителю и обратиться в лечебное
учреждение.

7. При
несчастном случае следует оказать
помощь пострадавшему в соответствии с
инструкцией по оказанию доврачебной
помощи, вызвать медицинских работников.
Сохранить до расследования обстановку
на рабочем месте такой, какой она была
на момент происшествия, если это не
угрожает жизни и здоровью окружающих
и не приведет к аварии.

8. При обнаружении
неисправности оборудования, приспособлений,
инструмента сообщить об этом руководителю.

9. При
выполнении своих обязанностей, автослесарь
должен выполнять следующие требования:

— не
садиться и не облокачиваться на случайные
предметы и ограждения;

— не
подниматься и не спускаться бегом по
лестничным маршам;

— не
прикасаться к электрическим проводам
и кабелям электротехнических установок;

— не
устранять неисправности в электрической
и силовой сети.

10.
Обращать внимание на знаки безопасности,
сигналы и выполнять их требования.

11.
Принимать пищу только в установленных
для этого помещениях.

12. В
процессе работы автослесарь обязан
выполнять требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации
применяемых средств защиты, инструмента,
оснастки.

Требования
безопасности перед началом работ

1. Надеть спецодежду.

2. Автомобили,
направленные для технического
обслуживания или ремонта, должны быть
вымыты, очищены от грязи и снега.
Постановка автомобилей на техобслуживание
и ремонт осуществляется под руководством
ответственного лица.

3. После постановки
автомобиля на пост необходимо затормозить
его стояночным тормозом, выключить
зажигание (перекрыть подачу топлива в
автомобиле с дизельным двигателем),
установить рычаг переключения передач
в нейтральное положение, положить под
колеса не менее двух специальных упоров
(башмаков).

4. При обслуживании
автомобиля на подъемнике, на пульте
управления подъемником должна быть
вывешена табличка с надписью “Не трогать
— под автомобилем работают люди!”.

5. В рабочем
(поднятом) положении плунжер гидравлического
подъемника должен надежно фиксироваться
упором (штангой), гарантирующим
невозможность самопроизвольного
опускания подъемника.

6. Перед проведением
работ, связанных с проворачиванием
коленчатого и карданного валов, необходимо
убедиться в том, что зажигание выключено
и автомобиль закреплен стояночным
тормозом.

7. Перед снятием
узлов и агрегатов системы питания,
охлаждения и смазки автомобиля, когда
возможно вытекание жидкости, необходимо
предварительно слить из них топливо,
масло и охлаждающую жидкость в специальную
тару не допуская их проливания.

8. Перед началом
работы с электроинструментом следует
проверить наличие и исправность
заземления. При работе с электроинструментом
выше 42 В необходимо пользоваться
защитными средствами.

Требования
безопасности во время работы.

1.При выполнении
операций по техническому обслуживанию,
требующему работы двигателя автомобиля,
принять меры по удалению отработанных
газов из помещения.

2. При
вывешивании части автомобиля подъемными
механизмами, кроме стационарных,
необходимо вначале подставить под
неподнимаемые колеса специальные упоры
(башмаки), затем вывесить автомобиль,
подставить под вывешенную часть козелки
и опустить на них автомобиль.


работать лежа на полу (земле) без лежака;


выполнять какие-либо работы на автомобиле,
вывешенном только на одних подъемных
механизмах;


подкладывать под вывешенный автомобиль
вместо козелков диски колес, кирпичи и
другие случайные предметы;


проводить техническое обслуживание
или ремонт автомобиля при работающем
двигателе, за исключением отдельных
видов работ, технология проведения
которых требует пуска двигателя;


поднимать (вывешивать) автомобиль за
буксирные приспособления (крюки) путем
захвата за них тросами, цепью или крюком
подъемного механизма;

-поднимать
(даже кратковременно) грузы массой
более, чем это указано на табличке
данного подъемного механизма;


поднимать груз при косом натяжении
троса или цепей;


работать на неисправном оборудовании,
а также с неисправными инструментами
и приспособлениями;


проворачивать карданный вал при помощи
лома или монтажной лопатки.

4. В
зоне технического обслуживания и ремонта
автомобилей запрещается:


протирать автомобиль и мыть агрегаты
легковоспламеняющимися жидкостями;


хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты,
краски и т.д. в количествах больше сменной
потребности;


заправлять автомобиль топливом;


хранить чистые обтирочные материалы
вместе с использованными;


загромождать проходы и выходы из
помещений;


хранить отработанное масло, порожнюю
тару из-под ЛВЖ.

5. При работе
гаечными ключами необходимо подбирать
их соответственно размерам гаек,
правильно накидывать ключ на гайку.

6. При работе зубилом
или другим рубящим инструментом
необходимо пользоваться защитными
очками.

7. Снятые с автомобиля
узлы и агрегаты следует устанавливать
па специальные подставки, а длинные
детали — на стеллажи.

8. При работе на
сверлильном станке запрещается:


снимать со станка имеющиеся ограждения
или держать их открытыми во время работы;


работать на неисправном станке, а также
на станке с неисправным или плохо
закрепленным ограждением;

— класть
на станок инструмент и детали, оставлять
ключ в патроне станка;


применять сверла и патроны с забитым
или изношенным хвостовиком;


использовать при работе на сверлильном
станке рукавицы;


удерживать изделие во время обработки
руками;


касаться руками вращающихся частей;


убирать стружку раками;


сдувать металлическую пыль и стружку
со станков и деталей сжатым воздухом.

9. При установке
на сверлильном станке сверл в шпиндель
станка, необходимо обращать особое
внимание на прочность их закрепления
и точность установки.

10.
Удаление стружки из просверливаемого
отверстия разрешается только после
остановки станка и отвода инструмента.

11. Все предметы,
предназначенные для обработки, должны
быть надежно установлены и закреплены
на столе или плите сверлильного станка
при помощи тисков, кондукторов или
других приспособлений.

12. Для
извлечения инструмента из шпинделя
сверлильного станка должны применяться
молотки и выколотки, сделанные из
материала, исключающиеся отделения его
частиц при ударе.

13. К
работе на заточном станке можно
приступать, только убедившись в том,
что круг не имеет биения, а биение
шпинделя станка не превышает 0,03 мм.
Защитный экран должен быть сблокирован
с пусковым устройством, исключающим
возможность пуска станка при поднятом
(отведенном) экране.

14. При работе на
заточном станке запрещается:

— стоять
против вращающегося круга;


устанавливать круг без отметки о его
испытании;


применять рычаги для увеличения нажима
на круг;


выполнять работу боковыми (торцовыми)
поверхностями кругов, специально не
предназначенными для такого вида работ;


работать без защитного экрана.

15. Для поддержки
изделий, подаваемых к заточному кругу
вручную, должны применяться подручники
или заменяющие их приспособления.
Подручники должны быть передвижными,
позволяющими устанавливать их в требуемом
положении по мере срабатывания круга.

16. Зазор между
краем подручника и рабочей поверхностью
круга должен быть менее половины толщины
обрабатываемой детали, но не более 3 мм,
причем край подручника со стороны круга
не должен иметь выбоин, сколов и других
дефектов.

17.Подручники
устанавливают так, чтобы прикосновение
детали к кругу происходило выше
горизонтальной плоскости, проходящей
через центр круга, но не более чем на 10
мм.

18. После каждой
перестановки, подручник должен надежно
закрепляться в требуемом положении.
Перестановка подручника производится
только после прекращения вращения
круга.

19. Абразивные круги
во время работы должны ограждаться
защитными кожухами.

20. У каждого станка
на видном месте должна быть вывешена
таблица с указанием допустимой рабочей
окружной скорости используемого
абразивного круга и числа оборотов в
минуту шпинделя станка и табличка с
указанием, ответственного за его
эксплуатацию.

21. Ручные инструменты
(молотки, зубила, пробойники и т.п.) не
должны иметь:

— на
рабочих поверхностях повреждений
(выбоины, трещины, сбитые и скошенные
торцы);

— на
боковых гранях в местах зажима их рукой
заусенцев, задиров и острых ребер;

— на
поверхности ручек инструментов заусенцев
и трещин;


перекаленной рабочей поверхности.

22. Длина зубила
должна быть не менее 155 мм., а длина
крейцмейселя, бородка, керна — не более
150 мм.

23. Молотки и кувалды
должны быть надежно насажены на сухие
деревянные ручки из твердых пород и
расклинены заершенными металлическими
клиньями, а напильники и стамески должны
иметь деревянные ручки с металлическими
кольцами на концах.

24. Ключи должны
иметь параллельные неизношенные и
несточенные губки. Раздвижные ключи не
должны быть ослаблены в подвижных
частях.

25. Для переноски
инструментов, если это требуется по
условиям работы, работнику должна
выдаваться сумка или легкий переносной
ящик, или специальная передвижная
тележка.

Требование
безопасности в аварийных ситуациях.

1. В случае
возникновения аварий, обнаружению
ситуаций, которые могут привести к порче
и выходу из строя оборудования или
травмированию людей, появлению запаха
гари, необходимо немедленно прекратить
работы и сообщить об аварийной ситуации
своему руководителю.

Читайте также:  Информационно-игровой портал,моды для игр

2. При
обнаружении человека, попавшего под
напряжение, принять меры по его
освобождению
от действия электрического тока, вызвать
врача и оказать первую медицинскую
помощь, а также принять меры для сохранения
обстановки несчастного случая, если
это не сопряжено с опасностью для жизни
и здоровья людей.

3. При
пожаре или возгорании принять меры к
тушению очага пожара при помощи средств
пожаротушения, сообщить о происшедшем
руководителю и вызвать (при необходимости)
пожарную команду.

Требования
безопасности после окончания работы.

1. Убрать спецодежду,
инструменты, приспособления, средства
защиты в отведенное для этого место.

2.
Привести в порядок рабочее место.

3.
Вымыть руки и лицо с мылом.

Соседние файлы в папке BZhD

Перед установкой
на пост ремонта автомобили следует
очистить от грязи, снега и вымыть. При
движении автомобилей в зоне технического
обслуживания самоходом воздух сильно
загрязняется пылью и отработавшими
газами, оказывающими вредное действие
на здоровье рабочих. Для создания
наиболее благоприятной обстановки
используют различные транспортирующие
устройства, конвейеры, траверсные и
осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль,
установленный на напольный пост,
необходимо надёжно закрепить, подставив
не менее двух упоров под колеса,
затормозить стояночным тормозным
механизмом; при этом рычаг коробки
передач должен быть установлен в
положение, соответствующее низшей
передаче; на автомобилях с бензиновыми
двигателями следует выключить зажигание,
а с дизелями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо
автомобиля следует навесить табличку
с надписью «Двигатель не пускать:
работают люди!».

При техническом
обслуживании автомобиля с помощью
подъемника на его механизме управления
необходимо вывесить табличку с надписью
«Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены
требования безопасности на основных
операциях, выполняемых слесарем по
ремонту автомобилей.

1.
Контрольные,
крепежные и регулировочные работы ТО-1
и ТО-2. Все
крепежные и регулировочные операции
необходимо выполнять в последовательности,
указанной в технологических картах.
Последовательность выполнения
обязательного объема работ должна
исключать возможность одновременной
работы сверху и снизу у того или иного
узла агрегата автомобиля, так как при
падении инструмента сверху может
произойти несчастный случай с рабочими,
работающими внизу. Поэтому в технологической
карте за рабочими следует закреплять
определенные участки работ, что повышает
и ответственность рабочего за выполняемую
работу.

Рациональное
распределение работ исключает излишние
перемещения рабочего.

На крепежных
операциях следует пользоваться
преимущественно накидными и торцовыми
ключами, так как они лучше держатся на
гайках и удобны в работе. При отвертывании
и завертывании болтов или гаек в
труднодоступных местах при ограниченном
угле возможного поворота рукоятки ключа
целесообразно пользоваться ключами с
трещетками (храповыми механизмами).
Трещетка исключает необходимость
снимать и надевать головку ключа на
болт или гайку после каждого поворота.

При работе в
стесненных и труднодоступных местах
особое внимание необходимо обращать
на прилаживание инструмента к объекту
работ, правильную накладку ключа на
гайку или болт, установку зубила,
отвертки. Сорвавшийся инструмент или
неверный удар может привести к травме.
В этих случаях особое значение имеет
исправность инструмента. Не следует
вращать ключи вкруговую, так как возможны
их срывы. Нельзя наращивать ключи другими
ключами или трубками, использовать
прокладки между зевом ключа и гранями
болтов и гаек, ударять по ключу при
отвертывании или завертывании плотно
затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют
следы коррозии и их нельзя отвернуть
ключом с нормальной длиной рукоятки,
необходимо вначале обстучать грани
гайки легкими ударами молотка, смочить
ее керосином, завернуть на четверть
оборота, а затем начать отворачивать.
Неисправные болты следует срезать
ножовкой или срубать зубилом и заменять
исправными. При рубке зубилом необходимо
надевать защитные очки.

При выполнении
крепежных работ в труднодоступных
местах следует применять специальные
отвертки, а чтобы удобней было выполнять
эти операции на потоке перед или за
автомобилем, необходимо устанавливать
передвижные подставки или переходные
мостики. Работать сидя на крыле автомобиля,
стоя на подножке на ребордах осмотровой
канавы опасно. При выполнении крепежных
работ под кузовом автомобиля-самосвала
необходимо предварительно укрепить
поднятый кузов дополнительной упорной
штангой, что исключает его самопроизвольное
опускание.

При работе надо
помнить, что у автомобиля имеется
множество острых выступов, кромок,
граней, шплинтов, затруднен доступ к
различным сочленениям и резьбовым
соединениям, поэтому следует всегда
быть внимательным и осторожным. Необходимо
постоянно следить за тем, чтобы инструмент
был чистым и незамасленным, в противном
случае работа даже исправным, но грязным
инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой
сцепления на автомобилях с карбюраторным
двигателем необходимо предварительно
установить рычаг переключения передач
в нейтральные положения и выключить
зажигание, так как при включенном
зажигании может произойти вспышка в
одном из цилиндров и двигатель может
начать работать, что повлечет за собой
затягивание руки рабочего в сцепление.
Перед регулировкой сцепления на
автомобиле с дизелем необходимо рычаг
переключения передач поставить в
нейтральное положение и закрыть воздушную
заслонку. В противном случае при
провертывании коленчатого вала двигатель
может начать работать, а автомобиль
двигаться.

Операции по
регулировке сцепления на автомобилях
с карбюраторными двигателями должны
выполнять двое работающих, один из
которых должен проворачивать коленчатый
вал с помощью пусковой рукоятки. Применять
ломики для проворачивания коленчатого
вала со стороны маховика не разрешается,
так как они могут сорваться и нанести
рабочему травму. При регулировании узла
сцепления автомобиля с дизелем прокладки
надо вынимать, используя крючки. При
регулировке сцепления следует пользоваться
переносной лампой, предварительно
укрепив ее в непосредственной близости
от объекта работы.

2.
Смазывание
и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные
работы необходимо выполнять только на
специально оборудованных постах,
оснащенных различными приспособлениями.
Такие посты можно располагать на поточной
линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные
точки на
автомобиле следует смазывать с помощью
наконечников, соединенных с пистолетами
гибкими шлангами, или наконечников с
шарнирами. Применение таких наконечников
позволяет смазывать карданный вал без
проворачивания. Перед началом смазочных
работ необходимо обращать внимание на
исправность пресс-масленок. Неисправные
пресс-масленки следует заменять.
Применение неисправных прессмасленок
приводит к выдавливанию смазочного
материала мимо, а следовательно, и к
загрязнению рабочего места.

При смене, а также
при доливке смазочных материалов в
отдельные агрегаты сливные и заливные
пробки необходимо отворачивать только
предназначенными для этой цели ключами.
При проверке
уровня масла в агрегатах для освещения
следует применять только переносные
лампы. Применять для этой цели открытый
огонь запрещается.

Ремонт системы
питания двигателей, работающих на
топливе с антидетонационными присадками,
необходимо производить после полной
нейтрализации сборочных единиц систем
питания.

  • Сопутствующий
    ремонт при выполнении ТО-2. Данную
    работу недопустимо выполнять в одиночку
    и на горячем двигателе. Для смазывания
    болтов крепления фланца приемной трубы
    глушителя необходимо применять графитную
    смазку. При проворачивании и снятии
    карданного вала следует использовать
    приспособление. На этой операции
    применяют съемники, гайковерты, а также
    приспособления для снятия и установки
    пружин тормозных колодок, стартеров.
    Для транспортирования колес необходимо
    применять тележки.
  • Проверка
    автомобиля после технического
    обслуживания.
    Проверку следует производить только
    при остановленном двигателе и
    заторможенных колесах. Для проверки
    работы двигателя и тормозных механизмов
    необходимо использовать диагностическое
    оборудование. Недопустимо
    испытание тормозных механизмов на ходу
    внутри помещения.
    Для их
    испытания необходима специально
    выделенная площадка. Действия водителя
    и слесаря по ремонту автомобилей должны
    быть согласованными. Недопустима
    регулировка тормозных механизмов при
    работающем двигателе. При данной
    операции под колеса должны быть
    установлены упоры.
  • Снятие и установка
    рессор. Во
    избежание срыва ключа или излома воротка
    при отворачивании или заворачивании
    гаек-стремянок рессор необходимо
    применение гайковертов. На снятие и
    установку рессор должна быть
    технологическая карта, указывающая
    применяемые приспособления,
    последовательность выполняемых работ,
    безопасные приемы труда. При подъеме
    автомобиля подъемными механизмами
    необходимо применять специальные
    захваты.

При выпрессовке
пальцев рессор следует применять
приспособления, а для совмещения
отверстий ушка рессоры и серьги —
оправки. Недопустимо применение случайных
предметов вместо козелков. При вывешивании
автомобиля только на домкрате также
необходимо установить козелки. Резиновые
подушки рессор следует устанавливать
с помощью приспособления.

6. Снятие
и установка двигателя. Операция
производится при наличии упоров под
колесами автомобиля. Следует проверить,
чтобы двигатель был полностью освобожден
от крепящих его болтов и других деталей.
Рабочий не должен находиться в зоне
подъема или опускания двигателя.
Недопустимо выполнение работ на
вывешенном двигателе. Необходимо следить
за исправностью подъемного механизма
и захватных устройств. Нельзя превышать
допустимую грузоподъемность подъемного
механизма. Снятый двигатель должен
устанавливаться на подготовленное
место.

  • Снятие и установка
    коробки передач и сцепления. Операция
    производится только с помощью
    приспособлений. Следует убедиться в
    исправности применяемых лебедок с
    ручным приводом. Недопустимо обвязывание
    коробки передач проволокой, тросом.
    Для крепления коробки передач к крюку
    лебедки нужно пользоваться только
    специальными захватами. Необходимо
    применять приспособления для совмещения
    шлиц первичного вала коробки передач
    со шлицами ведущего диска сцепления.
    Операция должна производиться при
    достаточном освещении рабочего места.
  • Снятие и установка
    колес с барабаном и ступицей. Эту
    работу недопустимо выполнять на
    автомобиле (прицепе), вывешенном только
    на одном подъемном механизме (домкрате,
    тале). Должны быть использованы козелки;
    предварительно необходимо убедиться
    в их исправности. Под неснятыми колесами
    устанавливают упоры. При выполнении
    работ следует пользоваться торцевыми
    ключами и гайковертами.

Для снятия полуосей
недопустимо применять зубила и молоток
вместо болтов-съемников. Для снятия и
установки колес надо использовать
тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие
и установка кабины и платформы.
Категорически
запрещается производить работу вручную.
Необходимо наличие технологии снятия
кабины и платформы автомобилей,
специального поста и средств механизации.
Запрещается обвязывание платформы,
кабины тросами, цепями для подъема. Под
крюк подъемного механизма следует
устанавливать специальные захваты. При
подъеме или установке платформы следует
убедиться в том, что борта заперты.

  • Снятие и установка
    заднего моста. При
    операции необходимо использовать
    гайковерты. Недопустимо наращивание
    ключей трубами. Для подвески конца
    карданного вала за раму следует
    использовать кронштейн. Под колесами
    переднего моста должны быть установлены
    упоры.
  • Снятие и установка
    передней оси. Упоры
    должны быть установлены под задними
    колесами автомобиля. Недопустимо
    производить подъем автомобиля за
    буксирные крюки. Запрещается производить
    работу на вывешенном автомобиле без
    установки подставки под раму. При
    операции следует пользоваться
    специальными средствами механизации.
  • Снятие и установка
    главной передачи заднего моста.
    При работе следует использовать
    приспособление для подвески конца
    карданного вала на раме. Недопустимо
    применение зубила и молотка для снятия
    полуосей вместо болтов-съемников. На
    осмотровой канаве и на напольных местах
    должны быть приспособления для снятия
    и установки главных передач. Пол
    осмотровой канавы не должен быть
    скользким. Следует обращать внимание
    на правильную установку прокладки
    между плоскостями сопряжения. Данную
    операцию не разрешается производить
    в одиночку.
  • Снятие и установка
    подъемного механизма кузова
    автомобиля-самосвала. Недопустимо
    производить подъем кузова с грузом.
    Для замены подъемного механизма
    необходимо наличие специализированного
    поста. При данной операции обязательно
    применение исправных основных и
    дополнительных упоров под кузов. Нельзя
    снимать и устанавливать подъемный
    механизм вручную.
Читайте также:  Зимний ремонт техники

14. Снятие
и установка, рулевого механизма. На
данной операции должны применяться
съемники сошки и рулевой колонки. Не
разрешается выполнять работу вручную.
Действия рабочих должны быть согласованными.

  • Замена шкворней
    передней оси. Для
    выпрессовки и запрессовки шкворней
    следует применять специальное
    приспособление. Необходима выколотка
    из мягкого металла (меди, бронзы и т.
    д.). Работу следует производить в защитных
    очках. Автомобиль должен находиться в
    заторможенном состоянии.
  • Замена трубы
    полуоси заднего моста. Для
    выпрессовки и запрессовки трубы полуоси
    необходимо использовать гидравлический
    съемник или другое приспособление. Под
    колесами автомобилей должны быть
    установлены упоры.
  • Текущий ремонт
    кабин и платформ грузовых автомобилей,
    кузовов автобусов и легковых автомобилей.
    Перед работой
    следует убедиться в исправности
    запорного механизма, упораограничителя
    и страхового устройства опрокидывающейся
    кабины.

Для закрепления
стекол и вставки резиновых прокладок
и кантов при ремонте кузовов необходимо
применять специальный инструмент.
Работы с досками платформы следует
выполнять в рукавицах. При текущем
ремонте расстояния между автомобилями
должны соответствовать существующим
нормам. Применение на данной операции
ручной шлифовальной машинки без защитного
кожуха недопустимо.

18. Погрузка,
перемещение и разгрузка агрегатов,
узлов, колес и деталей автомобилей. Для
перевозки аккумуляторных батарей,
рессор, коробок передач, главных передач
задних мостов, ступиц колес, двигателей,
колес и других габаритных и тяжелых
деталей и узлов автомобиля необходимо
пользоваться тележками. Не допускается
транспортирование агрегатов с помощью
консольных и козловых кранов-подъемников.
Не разрешается зачаливание груза
тросами, цепями, проволокой, веревками
вместо специальных захватов, исключающих
падение груза.

19. Текущий
ремонт агрегатов, снятых с автомобилей.
Не следует
допускать скопление агрегатов и узлов
у мест их ремонта. Необходимо хранить
на стеллажах и с помощью подставок
длинные детали (карданные валы, рулевые
тяги и т. д.). Недопустимо их хранить
навалом, прислоненными к стене, верстаку,
стенду. Ремонт агрегатов не должен
производиться на весу и в неприспособленных
местах.

20. Шиномонтажные
работы. Их
производят в установленном месте с
применением предохранительных ограждений.
Не следует исправлять положение шины
на диске постукиванием, ударять по
замочному кольцу молотком или кувалдой
при накачке. Слесарь должен следить за
тем, чтобы были исправными и чистыми
диск колеса и замочное кольцо. Нельзя
производить подкачку шины без демонтажа
при снижении давления в ней более чем
на 40%. Необходимо пользоваться дозатором
давления или манометром, так как без
них возможна перекачка шины, что может
стать причиной несчастного случая.
Недопустимо выбивать диск колеса вручную
кувалдой. На данной операции необходимо
использовать стенд демонтажа и гайковерт
для колес. Под вывешенной частью
автомобиля должен быть установлен
козелок, а под неснятыми колесами —
упоры. Запрещается перемещать колеса
и шины вручную. Недопустимо применение
отвертки, шила или ножа для удаления
предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту
автомобилей участвует и в других видах
работ.

При участии
совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных
работах необходимо иметь в виду, что
применяемые на этой операции кузнечные
клещи должны соответствовать размеру
и профилю обрабатываемых заготовок и
деталей. Нельзя производить ковку
нагретого металла с окалиной, на мокрой
или замасленной наковальне, с применением
неисправного инструмента. Рихтовка
рессор должна производиться на стенде,
а не на наковальне. Работы производят
только в защитных очках и рукавицах.
Ремонт рам, вывешенных на подъемных
механизмах или установленных на ребро,
следует производить при наличии
устойчивых подставок или козелков.

При участии
совместно с жестянщиками в
медницко-жестяницких работах следует
помнить, что переноска, правка или резка
листового металла производится только
с применением рукавиц. Работа должна
проводиться только с зачищенными от
острых углов и заусениц заготовками,
деталями или заплатами. Во избежание
ожогов рук недопустимо придерживать
руками вырезаемые газовой сваркой
поврежденные места. Ремонт радиаторов
и топливных баков необходимо вести на
специальных стендах. Пайку следует
производить без излишнего припоя на
паяльнике.

Слесарь по ремонту
автомобилей, участвующий в сварочных
работах, должен знать, что выполнение
огневых работ на автомобилях при
незакрытых топливных баках недопустимо.
Нельзя производить газовую сварку при
резке вблизи ацетиленовых, кислородных
и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим
мо применение открытого огня для
отогревания замерзших генераторов и
трубопроводов. Следует помнить, что при
соединении ацетиленовых шлангов медной
трубкой возможно образование взрывоопасной
ацетиленовой смеси. Сварка производится
только очищенных, промытых и пропаренных
топливных баков и других резервуаров.
При электросварке электросварочная
установка, тиски электросварщика, рамы
автомобиля и кузова должны быть заземлены.

При аккумуляторных
работах совместно с аккумуляторщиками
недопустимо переливать кислоту вручную
без приспособлений, а также вливание
воды в кислоту при приготовлении
электролита. Переносить бутыли с кислотой
или электролитом можно только с помощью
специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные
батареи небольшой массы можно переносить
вручную, используя специальные
приспособления. Ремонт и зарядка
аккумуляторных батарей сопровождается
выделением водорода, который в смеси с
воздухом образует взрывоопасный гремучий
газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать
искрения контактов при зарядке, применения
«закруток», производить проверку
аккумуляторных батарей коротким
замыканием. Работа производится в
спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных
работах совместно с вулканизаторщиками
перед началом их следует убедиться в
исправности вулканизационного аппарата
и парогенераторов. Запрещается уходить
с рабочего места во время работы аппарата
во избежание взрыва.

При использовании
спредера все его крюки должны быть
установлены на борта осматриваемой
шины.

Подавать сжатый
воздух в варочный мешок паровой мульбы
следует только после закрепления шины
и бортовых накладок струбцинами. Нельзя
допускать ослабления струбцин до выпуска
воздуха из варочного мешка.

При заточных
работах совместно со станочниками
недопустимо перемещение предохранительного
козырька и перестановка подручника при
вращающемся круге. Зазор между краем
подручника и рабочей поверхностью круга
должен быть не менее 3 мм. Подручник со
стороны круга не должен иметь выбоин,
сколов и других дефектов.

Работа на станке
разрешается только при наличии защитного
кожуха. Перед установкой круга на станок
необходимо убедиться, что он испытан
на прочность. Недопустимо использование
кругов с трещинами и другими повреждениями.
Нельзя работать боковыми поверхностями
кругов, не предназначенных для данного
вида работ. Работать на заточном станке
следует при наличии защитного экрана,
а при его отсутствии — с использованием
защитных очков. На станке должно быть
устройство «ключ — марка», а также
ограждение вращающихся частей.

При техническом
обслуживании и ремонте автомобилей
необходимо принимать меры против их
самостоятельного перемещения. Запрещаются
техническое обслуживание и ремонт
автомобилей с работающим двигателем,
за исключением случаев его регулирования.

Подъемно-транспортное
оборудование должно быть в исправном
состоянии и использоваться только по
своему прямому назначению. К работе с
этим оборудованием допускаются лица,
прошедшие соответствующую подготовку
и инструктаж.

Во время работы
не следует оставлять инструменты на
краю осмотровой канавы, на подножках,
капоте или крыльях автомобиля. При
сборочных работах запрещается проверять
совпадение отверстий в соединяемых
деталях пальцами; для этого необходимо
пользоваться специальными ломиками,
бородками или монтажными крючками.

Во время разборки
и сборки узлов и агрегатов следует
применять специальные съемники и ключи.
Трудно снимаемые гайки сначала нужно
смочить керосином, а затем отвернуть
ключом. Отвертывать гайки зубилом и
молотком не разрешается.

Запрещается
загромождать проходы между рабочими
местами деталями и узлами, а также
скапливать большое количество деталей
на местах разборки.

Повышенную опасность
представляют операции снятия и установки
пружин, поскольку в них накоплена
значительная энергия. Эти операции
необходимо выполнять на стендах или с
помощью приспособлений, обеспечивающих
безопасную работу.

Гидравлические
и пневматические устройства должны
быть снабжены предохранительными и
перепускными клапанами. Рабочий
инструмент следует содержать в исправном
состоянии.

Требования
производственной санитарии и промышленной
гигиены. Помещения, в которых рабочие,
выполняя техническое обслуживание или
ремонт автомобиля, должны находиться
под ним, необходимо оборудовать
осмотровыми каминами, эстакадами с
направляющими предохранительными
ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная
вентиляция должна обеспечивать удаление
выделяемых паров и газов и приток свежего
воздуха. Естественное и искусственное
освещение рабочих мест должно быть
достаточным для безопасного выполнения
работ. На территории предприятия
необходимо наличие санитарно-бытовых
помещений — гардеробных, душевых,
умывальных(работающие с этилированным
бензином обязательно должны быть
обеспечены горячей водой).

Техника безопасности для слесаря ремонтника

1.
При работе возможно воздействие следующих
опасных производственных факторов:
травмы при работе неисправным инструментом,
травмирование ног при падении деталей
и узлов, превышение предельно допустимой
нагрузки при переноске тяжести, отравление
и ожоги при использовании легковоспламеняющейся
жидкости.

Читайте также:  Сервисный центр по ремонту садовой техники в Новосибирске

2.
При работе слесарь ремонтник должен
использовать спец. одежду.

3.
В слесарно-монтажной мастерской должна
быть медицинская аптечка с набором
медикаментов и перевязочных средств
для оказания первой медицинской помощи
при травмах.

4.
При работе в слесарно-монтажной
мастерской необходимо соблюдать правила
пожарной безопасности, знать средства
расположений первичных средств
пожаротушения. В слесарно-монтажной
мастерской должен быть огнетушитель и
ящик с песком.

5.
Перед началом работы необходимо одеть
спец. одежду.

6.
Изучить порядок выполнения и безопасность.

7.
Подготовить к работе оборудование,
инструменты и приспособления

8.
Быть внимательным, правильно выполнять
трудовые приемы.

9.
Работать только исправным инструментом
и приспособлением.

10. Гаечные
ключи применять только в соответствии
только по размеру гаек и болтов.
Запрещается наращивать ключи, использовать
прокладки, ударять по ключу, разводные
ключи не должны иметь люфта в подвижных
местах.

11. Отвертки
следует применять в соответствии с
шириной шлица винта.

12. При
разборке и сборке агрегатов узлов
следует применять съемные приспособления
указаны в конструкционной карте.

13. Снятые
детали или узлы необходимо складывать
на верстак, длинные детали валы, полуоси
запрещается ставить вертикально во
избежание их падения и травмирования
людей.

14.
Для подъема установки и снятия деталей
и агрегатов массой более 15кг должны
применяться подъемные приспособления.
Для перемещения узлов и деталей массой
более 15кг необходимо использовать
тележки со стойками и упорами.

15. Во
избежание отравлений и возникновения
пожара запрещается применять для
промывки деталей бензин.

16. При
обработке деталей необходимо надежно
закреплять их в тисках.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Для выполнения обязанностей автослесаря, могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:
— вводный инструктаж;
— вводный инструктаж по пожарной безопасности;
— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— обучение безопасным методам и приемам труда;
— проверку знаний требований охраны труда;
— обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно-ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;
— обучение по пожарно-техническому минимуму.
1.2. Автослесарь должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 6 месяцев;
— стажировку от 2 до 14 смен;
— внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр.
1.3. Автослесарь обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
— незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.
1.4. Автослесарь должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;
— выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.
1.5. Автослесарь должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).
1.6. Автослесарь обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.
1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:
— физические перегрузки;
— пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
— повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
— повышенная температура поверхности оборудования;
— повышенная концентрация смесей углеводородов.
1.8. На основании Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) автослесарю положены следующие СИЗ:
— костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 на 1 г.;
— ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;
— перчатки трикотажные с полимерным покрытием – 12 пар на 1 г.;
— очки защитные – до износа;
— вкладыши противошумные — до износа.
При работе с этилированным бензином дополнительно:
— фартук защитный из полимерных материалов с нагрудником – дежурный;
— сапоги резиновые с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;
— перчатки резиновые – 6 пар на 1 г.
При выполнении работ по ремонту электрооборудования, карбюраторов и их регулировке дополнительно:
— нарукавники х/б – 2 пары на 1 г.;
На наружных работах зимой дополнительно:
— костюм на утепляющей прокладке – 1 на 2,5 г.
— валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском – 1 пара на 3 г.
1.9. В целях предупреждения пожаров автослесарю запрещается:
— пользоваться электронагревательными приборами, необорудованными для этой цели;
— курить и пользоваться открытым огнем в неустановленных местах;
— использовать оборудование с временной или неисправной проводкой.
1.10. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.
1.11. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
1.12. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.
2.2. После получения задания у руководителя работ автослесарь обязан:
— проверить наличие и исправность оборудования, инструмента, приспособлений при этом гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях, слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания клиньями, рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность, ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину менее 150 мм, напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней, электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление;
— проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
— подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
— проверить рабочее место, в том числе проходы и эвакуационные выходы на соответствие требованиям безопасности;
— удалить из зоны производства работ посторонних лиц, а автомобиль освободить от горючих и легковоспламеняющихся грузов;
— перед началом работы с грузоподъемными механизмами необходимо убедиться в их исправности и соответствии веса поднимаемого груза грузоподъемности оборудования, также необходимо проверить срок испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях наличие бирок, с указанием допустимой массы подымаемого груза.
2.3. Автоэлектрику запрещается приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— неисправностях инструмента, приспособлений, средств подмащивания;
— отсутствии или неисправностей защитных ограждений, экранов оборудования;
— отсутствии или неисправность заземления электрического оборудования;
— отсутствии ограждений рабочих мест, расположенных на высоте 1,3 м и более, и оборудованных систем доступа к ним;
— отсутствия СИЗ;
— несвоевременном проведении очередных испытаний (поверки) инструмента и приспособлений;
— нахождении вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;
— недостаточной освещенности или загроможденности рабочего места и подходов к нему.
2.4. Пользоваться защитными средствами, срок годности которых истек, не допускается.
2.5. К работе с переносным электроинструментом и ручными электрическими машинами класса 1 в помещениях с повышенной опасностью должен допускаться персонал, имеющий не ниже II группы по электробезопасности.
2.6. Обо всех обнаруженных недостатках в работе автослесарь обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *