Журнал «Воздушно-космическая оборона»

Под сервисным обслуживанием понимается комплекс работ (мероприятий) по поддержанию (восстановлению) исправного или работоспособного состояния ВВТ и (или) их ресурсов и сроков службы, проводимых в войсковых и (или) заводских условиях предприятиями промышленности (ремонтными предприятиями, сервисными центрами) в соответствии с государственным контрактом.

Мероприятия сервисного обслуживания включают мониторинг технического состояния ВВТ; техническое диагностирование; техническое обслуживание; замену агрегатов, выработавших ресурсы (сроки службы); доукомплектование ВВТ; оперативное восстановление (текущий ремонт); освидетельствование ВВТ, подлежащих гостехнадзору; заводской (капитальный, средний) ремонт ВВТ и агрегатов, а также капитальный ремонт ВВТ с модернизацией; продление (увеличение) назначенных показателей ресурсов и сроков службы (хранения) ВВТ; формирование обменного фонда за счет приобретения новых агрегатов, а также ремонта агрегатов из воинских частей; обучение личного состава воинских частей правилам эксплуатации ВВТ и выполнению наиболее сложных регулировочных и наладочных (настроечных) операций технического обслуживания и восстановительных (в объеме текущего ремонта) работ на ВВТ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

В части ремонта ВВТ ПВО в 2013 г. и плановый период 2014–2015 гг. предусмотрено выполнение мероприятий сервисного обслуживания ВВТ ПВО во всех частях и подразделениях ПВО (ВКО). В рамках работ по сервисному обслуживанию ВВТ ПВО запланировано провести:

  • мониторинг технического состояния и техническое диагностирование 100% ВВТ, выполняющих задачи боевого дежурства по ПВО;
  • оперативное восстановление (текущий ремонт) 100% средств, выполняющих задачи боевого дежурства по ПВО;
  • капитальные ремонты (в том числе с модернизацией) и доработки на 20% техники ПВО.

В течение 2013 г. планируется переход от существующей системы технического обеспечения к сервисному обслуживанию. С 2014 г. сервисное обслуживание будет осуществляться в полном объеме требований приказа министра обороны РФ от 27. 2010 г. № 1919, который ввел в действие Временное положение об основах организации сервисного обслуживания ВВТ в ВС РФ.

Требования к предприятиям промышленности по выполнению мероприятий технического обеспечения усложняются:

  • головное предприятие, осуществляющее сервисное обслуживание ВВТ ПВО, должно обеспечить требуемый уровень исправности ВВТ в воинских частях (не менее 95% исправной техники);
  • время восстановления техники не должно превышать трех суток (без учета времени прибытия специалистов и доставки комплектующих и элементов ЗИП).

Система управления техническим обеспечением Войск ПВО на всех уровнях в последние годы находится в состоянии постоянного реформирования. Проводимые изменения характеризуются необоснованным сокращением существующих и незавершенностью формирования и организации функционирования новых управленческих и исполнительных структур.

Рисунок 1. Структура органов управления войск и промышленности, участвующих в сервисном обслуживании ВВТ ПВО

В настоящее время функционирование системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО осложнено рядом серьезных проблем, к основным из которых относятся следующие:

  • неотлаженность процесса взаимодействия между всеми участниками системы формирования договорных документов (государственных контрактов) по реализации сервисного обслуживания и как следствие задержки в финансировании и проведении работ, что приводит к несвоевременному восстановлению ВВТ;
  • отсутствие однозначного закрепления функций центрального довольствующего органа по номенклатуре ВВСТ ПВО. В настоящее время задачи довольствующего органа выполняет ГК ВВС и отдел обеспечения ВВСТ ПВО, сформированный в НИЦ (г. Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России. Однако до настоящего времени в органах военного управления ВС РФ продолжают происходить организационно-штатные изменения, не позволяющие четко регламентировать выполнение указанных функций;
  • затягивание разработки нормативных документов, регламентирующих вопросы управления техническим обеспечением войск, порядок эксплуатации и ремонта ВВТ с учетом проведенных в ВС РФ реформ и внедрения сервисного обслуживания.

Проведение технического обслуживания и войскового ремонта ВВТ ПВО в настоящее время существенно осложняется проведенным сокращением инженерно-технического состава, непосредственно эксплуатирующего и обслуживающего ВВТ. Полностью сокращены органы войскового ремонта. При этом в войсках находятся на хранении войсковые средства ремонта – ПРБ-300, «Момент-1», «Доктор», «Водичка».

Однако применение средств войскового ремонта невозможно по причине отсутствия штатных должностей и системы подготовки специалистов. Как следствие для проведения несложного ремонта и технического обслуживания образцов ВВТ неоправданно часто привлекаются силы и средства предприятий промышленности, что вызывает увеличение продолжительности и стоимости восстановления образцов, а также рост «иждивенческих» настроений и снижение уровня знания техники эксплуатирующим личным составом.

Данная проблема становится крайне острой в условиях военного времени, так как до настоящего времени существующей нормативно-правовой документацией не определен порядок осуществления сервисного обслуживания предприятиями промышленности в этих условиях.

Для устранения вышеперечисленных проблем наиболее приоритетными являются следующие мероприятия по совершенствованию системы эксплуатации ВВТ ПВО:

  • однозначное закрепление функций довольствующего органа по номенклатуре ВВСТ ПВО за органом военного управления, отвечающим за боевое применение войск;
  • усиление органов управления специальными видами технического обеспечения Войск ПВО;
  • корректировка нормативных документов по вопросам управления техническим обеспечением Войск ПВО (ВКО);
  • восстановление в целесообразном виде системы войскового ремонта ВВТ ПВО, организация эффективного ее взаимодействия с системой сервисного обслуживания на основе рационального распределения работ между ними;
  • создание системы мониторинга состояния ВВТ ПВО;
  • обоснование вариантов структуры и организации функционирования системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО;
  • создание в рамках системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО центра автоматизированного ситуационного управления сервисным обслуживанием ВВТ и системы территориальных сервисных центров (пунктов, представительств) головного исполнителя работ по сервисному обслуживанию, укомплектование их специалистами и современными ремонтными и диагностическими средствами, формирование оборотных и резервных фондов, страховых запасов ЗИП;
  • совершенствование порядка формирования конкурсной документации и условий заключения государственных контрактов на выполнение работ сервисного обслуживания.

Рисунок 4. Вариант структуры системы сервисного обслуживания ВВТ ПВО

Для полноценного внедрения стратегии сервисного обслуживания ВВТ аппаратура и программное обеспечение принимаемых на вооружение образцов должны быть приспособлены к реализации эффективных эксплуатационных, диагностических и ремонтных технологий. Сервисные организации промышленности, технические службы и ремонтно-восстановительные органы (РВО) войск должны иметь необходимое информационное и технологическое оснащение.

Реализующие эффективные ресурсосберегающие технологии средства технического обслуживания и войскового ремонта должны разрабатываться как в мобильном (перевозимом), так и в стационарном исполнении, с вариантной комплектацией для применения в ремонтных органах тактического, оперативного и центрального уровней. Состав и характеристики оборудования конкретных РВО должны максимально соответствовать потребностям эксплуатации и ремонта ВВТ обеспечиваемой группировки войск.

Каждый серийный образец перспективной военной техники ПВО должен иметь автоматизированное рабочее место информационной поддержки эксплуатации. Эксплуатационная и ремонтная документация на образцы ВВТ должна разрабатываться в интерактивной электронной форме и корректироваться по мере накопления опыта эксплуатации изделия.

В качестве примеров успешной реализации современных информационных технологий в сфере эксплуатации ВВТ ПВО можно привести электронный каталог ЗИП для ЗРС С-300ПМУ2 (рис. 5), информационно-справочные системы (ИСС) РЛС 55Ж6М, 12А6, мобильного комплекса диагностики, ремонта и технического обслуживания металлоконструкций антенных систем РЛС 5М79 «Доктор» (рис.

Совершенствование технологической и информационной оснащенности РВО позволит обеспечить целесообразное распределение усилий между предприятиями промышленности и войсками при выполнении технического обслуживания и ремонта современных и перспективных ВВТ ПВО (ВКО), что позволит минимизировать затраты на поддержание требуемого уровня боеготовности парка ВВТ.

Константин Викторович МИРУКполковник, кандидат военных наук, заместитель начальника управления МТО ГК ВВС

Дмитрий Владимирович КУПРЕЕВподполковник, начальник отдела обеспечения ВВСТ ПВО НИЦ (г. Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России

Основой обеспечения постоянной готовности ВВТ к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля их технического состояния с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями нормативной технической документацией (НТД) и реальным техническим состоянием.

Непосредственная ответственность за техническое состояние и готовность к использованию по назначению, организацию контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта ВВТ возлагается на командира подразделения.

Инструкцией о порядке технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Республики Беларусь в мирное время, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь 25. 2004 № 41 установлена единая система технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах.

Основными мероприятиями по поддержанию и восстановлению качества артиллерийского вооружения являются:

· контроль технического состояния,

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в Туле, Пролетарский территориальный округ

· техническое обслуживание,

· ремонт.

Целью контроля технического состояния образца артиллерийского вооружения является определение фактических значений показателей и качественных признаков, характеризующих техническое состояние образца, сопоставление их с требованиями, установленными нормативно-технической документацией (НТД), с целью оценки технического состояния данного образца.

В связи с внедрением технического обслуживания с периодическим контролем и ремонта по техническому состоянию в ВС РБ введены следующие виды контроля технического состояния ВВТ:

· контрольный осмотр (КО);

· контрольно-технический осмотр (КТО);

· техническое диагностирование (ТД);

· инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей (ИД) в ходе ремонта образца артиллерийского вооружения.

Контрольный осмотр ― совокупность операций, которые должны проводить члены экипажа (расчета), водитель (механик-водитель) в целях определения степени готовности образца ВВТ к применению по назначению.

Контрольно-технический осмотр ― совокупность операций, которые должны проводить специалисты подразделений и воинских частей в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также объемов его технического обслуживания и ремонта по техническому состоянию.

Технические обслуживания проводятся с целью профилактики износовых отказов и устранения обнаруженных в ходе обслуживания отказов и неисправностей. Технические обслуживания планируются и носят предупредительно-восстановительный характер. Единая система комплексного технического обслуживания основана на обязательном проведении установленных видов технического обслуживания в зависимости от величины наработки или календарных сроков с учетом условий эксплуатации.

Основой обеспечения постоянной боевой готовности ракетно-артиллерийского вооружения является своевременное, полное и качественное проведение, комплексных технических обслуживаний, предусмотренных эксплуатационной документацией.

Использование для занятий, учений и боевых стрельб вооружения, не прошедшего очередного (запланированного) номерного технического обслуживания, запрещается.

Техническое обслуживание артиллерийского вооружения заключается в проверке его укомплектованности и исправности, настройке и регулировке, смазывании и заправке (дозаправке) эксплуатационными материалами и устранении отказов и неисправностей. При техническом обслуживании, кроме того, заменяются детали с ограниченными сроками службы и хранения, проверяются средства измерений и подвергаются техническому освидетельствованию грузоподъемные машины и сосуды высокого давления.

Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта, установленная инструкцией о порядке технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Республики Беларусь в мирное время, Инструкция по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения, ракет и боеприпасов в Вооруженных Силах Республики Беларусь предусматривают следующие виды технического обслуживания при использовании вооружения:

· по этапам эксплуатации ― техническое обслуживание при использовании, техническое обслуживание при хранении;

· по регламентации выполнения ― техническое обслуживание с периодическим контролем, регламентированное техническое обслуживание (РТО);

· по периодичности и объемам проведения ― ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х), техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание №2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом;

· по условиям эксплуатации ― сезонное обслуживание (СО).

Техническое обслуживание с периодическим контролем ― техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния проводится с установленными НТД периодичностью и объемом, а объем, остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания.

Регламентированное техническое обслуживание ― техническое обслуживание, предусмотренное НТД и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в них, независимо от технического состояния образца ВВТ в момент начала технического обслуживания. Сведения о назначении видов обслуживания, периодичности и месте его проведения, привлекаемом личном составе, материально-техническом обеспечении и нормативной документации приведены в таблице.

Виды ТО
и ремонта
Назначение видов ТО и ремонта
Периодичность
проведения
Кто
проводит
Место
проведения
Материально-техничес-кое обеспечение
 
Документация
Контрольный осмотр (КО)
Подготовка к боевой работе, маршу, устранение
выявленных недостатков
Перед маршем, занятиями и
учениями (стрельбой, пуском), транспортировкой, на привалах, при совершении
марша, в местах дежурства
Личный состав
расчетов
На месте
стоянки
(привала)
Одиночный комплект ЗИП и расходные материалы
Инструкции по эксплуатации. Нормы ЗИП и материалов
Ежедневное техническое обслужива-ние (ЕТО)
Подготовка к использова-нию, уход за вооружением, устранение
недостатков, выявленных при осмотре
После использования вооружения (пуски, боевая работа, учения, занятия), но не реже одного раза в две недели, если вооружение не использовалось
Личный состав расчетов и при необходимости
специалисты ремонтных
подразде-лений
На месте стоянки, на пункте ТО и ремонта, в хранилищах
То же
То же
Техническое обслуживание №1 (ТО-1)
Поддержание исправности или только работоспособности
вооружения до очередного номерного техобслуживания путем проведения комплекса работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации
После истечения установленной эксплуатационной документацией наработки (часов, циклов, пусков, моточасов), но не реже одного раза в год совместно с СО, если
вооружение не использовалось. При постановке вооружения (кроме нового или кап. отремонтир. ) на кратковременое хранение незвисимо от предыдущей
наработки (интервала времени)
Личный состав расчетов с привлечением специалистов ремонтных
подразделений и групп
регламентно-настроечных работ
На пункте ТО и ремонта или на месте стоянки, если вооружение находится на дежурстве
Одиночный комплект ЗИП (для некоторых систем с привлечением группового ЗИП), запасные части и расходные материалы, оборудование мастерской
Инструкции по эксплуатации. Нормы ЗИП и материалов
Техническое обслуживание №2
(ТО-2)
Поддержание исправности или только работоспособности вооружения до очередного номерного тех. обслуживания путем
проведения комплекса
работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, с заменой деталей с ограниченными сроками службы и хранения и изношенных деталей
После истечения установленной эксплуатационной документацией наработки (часов, циклов, пусков, моточасов), но не реже одного раза в два года (для материальной части артиллерии одного раза в три года) совместно с СО. При постановке вооружения (кроме нового или кап. отремон. ) на длительное хранение независимо от предыдущей наработки
Специалисты ремонтных
подразделений, группы регламентно- настроечных работ в/ч (соединения) с привлечением личного состава расчетов
В стационарной мастерской части, на пункте ТО и ремонта. На месте стоянки при боевом дежурстве
Одиночные и групповые комплекты ЗИП,
расходные материалы, оборудование мастерской
Инструкции по эксплуатации. Нормы ЗИП и материалов
Сезонное обслуживание (СО)
Подготовка вооружения к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации
Два раза в годв сроки, установленные командующим войсками оперативного командования
Личный состав расчетов с привлечением, при необходимости, групп регламентно-настроечных работ
На пункте ТО и ремонта. На месте стоянки при боевом
дежурстве. Одиночный комплект ЗИП, запасные части и расходные материалы
Инструкции по эксплуатации. Нормы ЗИП и материалов

Техническое обслуживание артиллерийского вооружения, состоящего из нескольких составных частей, проводится комплексно, то есть совмещение по месту и времени для всех составных частей. Виды и периодичность технического обслуживания составных частей артиллерийского вооружения определяются периодичностью технического обслуживания его основной составной части. Если к моменту проведения номерного технического обслуживания вооружения наработка (продолжительность эксплуатации) отдельной его составной части составляет менее 50 % установленной, для нее проводится обслуживание на одну ступень ниже. При этом должна обеспечиваться работоспособность этой составной части до очередного планового технического обслуживания образца вооружения.

Контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание и текущий ремонт артиллерийского вооружения не планируются.

Контрольно-технический осмотр, техническое диагностирование, техническое обслуживание № 1, l x, 2, 2 х, техническое обслуживание № 2 х с переконсервацией и контрольным пробегом, сезонное обслуживание, регламентированное техническое обслуживание, а также средний ремонт, капитальный ремонт и регламентированный ремонт ВВТ в мирное время являются, как правило, плановыми. Время для проведения номерных технических обслуживании и РТО предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РАВ, а также расписаниями занятий подразделений.

Запрещается нарушать периодичность и объем технических обслуживаний вооружения без специальных указаний центрального довольствующего органа.

Техническое обслуживание с периодическим контролем, номерные технические обслуживания, сезонное и регламентированное техническое обслуживание, ремонт по техническому состоянию ВВТ планируются в планах эксплуатации и ремонта (перспективных, годовых и месячных) начальников служб в соответствии с установленными периодичностью и объемами их проведения и совмещаются по времени и месту проведения с очередным контрольно — техническим осмотром или с техническим диагностированием. Объемы их проведения могут уточняться по результатам контроля технического состояния образцов ВВТ.

Читайте также:  Ремонт и установка стиральных машин в Санкт-Петербурге. Адрес и телефоны

В планы эксплуатации и ремонта также включаются работы (технологические операции) по подготовке и обеспечению технического освидетельствования, которые являются составной частью технического обслуживания ВВТ, и проводятся силами экипажей (расчетов) под руководством командиров подразделений.

Техническое обслуживание вооружения проводится на местах хранения вооружения или на пунктах технического обслуживания и ремонта, оснащенных в соответствии с действующими нормами содержания технологического оборудования. Подвижные ремонтные средства используются только во время сборов, учений, маневров, полевых выходов или по решению заместителя министра обороны РБ по вооружению в пределах установленных норм расхода ресурса.

В целях осуществления всесторонней проверки наличия, технического состояния и правильности хранения вооружения в войсковых частях организовывается проведение текущих осмотров (ТОс), контрольно-технических осмотров (КТО).

Контрольно-технический осмотр артиллерийского вооружения проводится специалистами подразделений, членами экипажей (расчетов) под руководством заместителей командиров подразделений по вооружению не реже одного раза в полгода, как правило, при их подготовке к хранению или к сезонной эксплуатации, а образцов артиллерийского вооружения длительного хранения – один раз в год. По результатам контрольно-технического осмотра образца ВВТ составляется дефектовочная ведомость и организуются техническое обслуживание и текущий ремонт по техническому состоянию. Личный состав экипажей (расчетов) и ремонтных подразделений, участвующих в проведении технических обслуживании, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность.

023 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Эксплуатация вооружения и военной техники – это вид повседневной деятельности, совокупность (система) организационно-технических мероприятий и технологических процессов по применению вооружения и военной техники в соответствии с их предназначением и поддержанием их тактико-технических характеристик в заданных пределах в течение установленного периода времени.

Эксплуатация любых конкретных образов вооружения и военной техники включает следующие этапы (приложение 45):

  • прием воинской частью и ввод в эксплуатацию;
  • приведение в готовность к применению по назначению;
  • поддержание в установленной готовности и непосредственное применение по назначению;
  • хранение запасов вооружения и военной техники;
  • снятие с эксплуатации.

В процессе эксплуатации ВВСТ осуществляется также ее транспортирование и ремонт.

Поддержание ВВСТ в готовности к применению путем технического обслуживания и ремонта ( в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ 2010 г. № 1919дсп «Об утверждении временного положения об основах организации сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники в ВС РФ» и с учетом основных положений приказа Министра обороны РФ 2012 г. № 2222) осуществляется не только силами и средствами войск, но и предприятиями-изготовителями, предприятиями разработчиками ВВСТ, ремонтными предприятиями и сервисными центрами (далее — Предприятия). Широкое привлечение Предприятий к сервисному обслуживанию ВВСТ обусловлено сложностью современного вооружения, быстрой сменой его образцов и постоянной оперативной модернизацией и необходимостью освобождения личного состава воинских частей от выполнения не свойственных военнослужащим задач.

Взаимодействие воинских частей с Предприятиями осуществляется в рамках сервисного обслуживания.

Сервисное обслуживание ВВСТ — это комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса ВВСТ, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующей организации. Его содержание составляет следующий перечень работ с ВВСТ (приложение 45):

  • мониторинг технического состояния;
  • техническое диагностирование;
  • техническое обслуживание;
  • замена агрегатов, выработавших ресурсы (сроки службы);
  • доукомплектование;
  • оперативное восстановление (текущий ремонт);
  • гарантийный и технический надзор в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  • освидетельствование ВВСТ, подлежащих гостехнадзору;
  • заводской (капитальный, средний ремонт) ВВСТ и агрегатов;
  • продление сроков службы (хранения);
  • формирование обменного фонда агрегатов;
  • обучение личного состава воинских частей.

Основой обеспечения высокой постоянной готовности ВВСТ (в рамках сервисного обслуживания) к использованию по назначению являются полное, своевременное и качественное проведение всех видов:

  • контроля технического состояния;
  • технического обслуживания;
  • ремонта.

Виды контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта будут изучены в рамках дисциплины «Военно-техническая подготовка».

Предприятие для оказания услуг по сервисному обслуживанию выбирается на конкурсной основе и с ним заключается государственный контракт в целях обеспечения соответствующих нужд Министерства обороны РФ и конкретной воинской части. Конкретные перечни, объемы и сроки работ по сервисному обслуживанию ВВСТ определяются условиями государственного контракта.

После поступления в воинскую часть копии государственного контракта, в воинской части создается комиссия для организации:

  • передачи в пользование предприятию на срок оказания услуг объектов имущества получателя;
  • разработки графиков оказания услуг;
  • рассмотрения споров и разногласий, возникших в связи с исполнением государственного контракта.

В состав комиссии по согласованию включаются представители Предприятия.

Степень участия личного состава воинских частей и специалистов Предприятий в работах по сервисному обслуживанию устанавливается на основе контроля технического состояния конкретных образцов ВВСТ и разделительной ведомости.

Перед началом работ сервисного обслуживания командир соединения (воинской части):

  • проводит инструктаж с ремонтной бригадой исполнителя по пожаро- и взрывобезопасности, охране окружающей среды, экономии материально-технических средств и энергетических ресурсов, режиму секретности и противодействию иностранным техническим разведкам в соответствии с действующими приказами и нормативными документами;
  • организует соблюдение режима секретности и выполнение мер безопасности всеми участниками работ в ходе сервисного обслуживания ВВСТ;
  • организует выполнение плановых и внеплановых работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ с участием исполнителя и штатных расчетов (экипажей), специалистов подразделений эвакуации и технической помощи, обеспечивает необходимыми горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями для проведения проверки образца ВВСТ на работоспособность, а также имеющимися в наличии инструментом, оборудованием, эксплуатационной документацией и помещением, а при их отсутствии подвижными средствами технического обслуживания и ремонта;
  • контролирует выполнение работ и качество их проведения по сервисному обслуживанию ВВСТ;
  • организует оформление необходимых учетно-отчетных документов о выполненных работах и документов, подтверждающих для финансовых органов объем выполненных работ;
  • передает неисправные узлы, блоки и агрегаты представителям сервисных центров для их восстановления на предприятиях по согласованию с техническими службами военного округа, если это предусмотрено условиями государственного контракта;
  • организует оформление необходимых отчетных документов с отметкой о проведенных работах в формулярах (паспортах) ВВСТ.

В случае выявления в ходе приемки выполненных работ несоответствия условиям государственного контракта командир соединения (воинской части) направляет исполнителю работ запрос о представлении разъяснений относительно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков (необходимых доработок) и сроком их устранения.

Техническое обслуживание ВВТ

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Техническое обслуживание ВВТ является составной частью технической эксплуатации образца вооружения и включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию ВВТ в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.

Система технического обслуживания любого образца ВВТ формируется при его создании, но в процессе последующей войсковой эксплуатации машины она корректируется на основе анализа опыта их использования в конкретных условиях.

Система технического обслуживания ВВТ должна в первую очередь отвечать требованиям их оперативно-тактического использования в военное время и учитывать особенности их эксплуатации в мирное время.

В основе любой СТО лежит непосредственно техническое обслуживание — комплекс работ, проводимых на объектах ВВТ для поддержания исправности или только работоспособности с целью обеспечения боевой готовности (ГОСТ В 19819-84).

Техническое обслуживание состоит из трех частей: предметов труда — объектов технического обслуживания, средств труда — инструментов, принадлежностей, средств обслуживания; сил, осуществляющих непосредственный труд — исполнителей, организующих и проводящих обслуживание.

Под системой технического обслуживания ВВТ понимается совокупность взаимосвязанных объектов, средств, исполнителей и документации технического обслуживания, необходимых для поддержания и восстановления БТВТ, входящих в эту систему, в заданных условиях эксплуатации (ГОСТ В 25883-83).

Целевая функция назначения системы технического обслуживания заключается в обеспечении максимального количества объектов ВВТ в строю при минимальных затратах времени и средств на поддержание их в исправном (работоспособном) состоянии и приведении в соответствующую степень боевой готовности и исходя из целей использования.

Кроме того, система технического обслуживания должна обеспечивать максимально возможные значения межремонтных ресурсов, экономный расход эксплуатационных материалов и запасных частей.

Читайте также:  Должностная инструкция мастера сервисного центра ремонт бытовой техники

Объектами технического обслуживания являются одиночные образцы ВВТ или их совокупности, которые характеризуются, с одной стороны, потребностью в выполнении определенного объема работ по поддержанию (восстановлению) исправности или работоспособности на том или ином этапе эксплуатации, а с другой стороны — приспособленностью к выполнению этих работ

Средствами технического обслуживания являются запасные части, инструмент и приспособления, возимые непосредственно в объектах ВВТ или в эксплуатационных комплектах, оборудование, технологическая оснастка и приспособления подвижных средств технического обслуживания (ПСТО), а также стационарные средства паркового оборудования, необходимые для выполнения работ ТО.

Силами технического обслуживания — исполнителями работ при обслуживании — являются личный состав, входящий в экипаж на объекте, отделение технического обслуживания в подразделении, ремонтную роту в части, отдельный ремонтно-восстановительный батальон в соединении, а также руководящий инженерно-технический и командный состав.

Руководящая и нормативно-техническая документация — это приказы, директивы, руководства, наставления, инструкции по эксплуатации и прочие документы, определяющие основные положения и нормы по организации и проведению технического обслуживания в заданных условиях и содержащие основные принципы и рекомендации по принятию решений на разработку, внедрение и применение методов и режимов технического обслуживания объектов ВВТ.

Система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ является планово-предупредительной, основанной на обязательном проведении установленных видов технических обслуживаний на всех составных частях образцов вооружения в зависимости от наработки или календарных сроков службы с учетом условий эксплуатации. Своевременное и качественное проведение предусмотренного нормативно-технической документацией технического обслуживания является основой обеспечения постоянной готовности ВВТ к использованию по назначению. В военное время, когда по условиям обстановки не представляется возможным провести техническое обслуживание в полном объеме, в первую очередь должны быть проведены операции, без которых ВВТ не может использоваться по назначению. Техническое обслуживание образцов ВВТ, от состояния которых зависит выполнение боевой задачи, проводится в первую очередь. В системе комплексного технического обслуживания и ремонта (СТОР) ВВТ установлены следующие виды технического обслуживания:

· ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

· сезонное техническое обслуживание (СТО);

· регламентированное техническое обслуживание (РТО).

техническое обслуживание при кратковременном хранении:

— техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

в) техническое обслуживание при длительном хранении:

— техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х);

— регламентированное техническое обслуживание (РТО).

При использовании
При хранении
кратковременном
длительном
КО
ЕТО
ТО №1 (ТО-1)
ТО №2 (ТО-2)
сезонное ТО (СО)
регламентированное ТО (РТО)
ТО N1 при хранении (ТО-1х)
ТО №1 при хранении (ТО-1х)
 
ТО №2 при хранении (ТО-2х)
 
 
регламентированное ТО (РТО)

Кроме перечисленных видов ТО на машинах проводится техническое обслуживание при подготовке к эксплуатации в особых условиях (подготовка к преодолению водных преград, эксплуатация в условиях высокогорья, подготовка вооружения к стрельбе и обслуживание после стрельбы и т. Объем операций в этих случаях определяется НТД.

Важным условием поддержания боеспособности ВВТ в процессе эксплуатации является оптимальная периодичность и объем ТО. Под периодичностью ТО понимают пробег (наработку) в километрах (моточасах) между двумя последовательно проводимыми видами ТО.

Периодичность видов ТО определяется по среднестатистическим результатам специальных ходовых испытаний с учетом опыта эксплуатации в различных климатических условиях.

Объем ТО представляет совокупность контрольно-диагностических и исполнительных работ и устанавливается для каждого вида БТВТ соответствующими НТД.

Нормы периодичности и трудоемкости ТО для различных образцов ВВТ установлены приказами МО.

Н О Р М Ы


п/п
Марки машин
Продолжительность
ЕТО
ТО № 1
ТО № 2
периодичностькм
продолжительностьчас
периодичность,км
продолжительность час
1. Т-80
2,5

БМП-2

2500-2800

4800-5000

 
БМП-3

3. БТР-80
1,5

времени и периодичность проведения технического обслуживания бронетанкового вооружения и техники при их использовании

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Система эксплуатации вооружения и военной техники

Итак разберем, что такое эксплуатация

Термин ЭКСПЛУАТАЦИЯ (от французского exploitation — использование, извлечение выгоды)

1) присвоение результатов чужого неоплаченного труда.

2) Разработка, использование природных богатств.

3) Использование средств труда, транспорта.

В широком смысле слово «эксплуатация» означает систематическое использование человеком производительных сил.

Как наука, эксплуатация, — это система знаний о законах изменения эксплуатационных показателей машин в процессе их работы и хранения, а также о способах и средствах, обеспечивающих их надежное и эффективное использование.

Система эксплуатации любых машин структурно включает в себя сово­купность материальных объектов и субъектов, минимально необходимых и достаточных для осуществления целенаправленного процесса эксплуатации. Исходя из этого, под системой эксплуатации ВВТ понимается совокупность конкретных объектов вооружения и военной техники, средств их эксплуа­тации и исполнителей (субъектов), взаимодействие которых происходит в реальных условиях, определяемых воздействием различных факторов, по установленным правилам в соответствии с задачами каждого этапа эксплу­атации. Таким образом, Система эксплуатации включает в се­бя три основных элемента: объекты ВВТ, средства эксплуатации и испол­нителей.

Одним из необходимых элементов системы эксплуатации являются объ­екты вооружения и военной техники. Под вооружением и военной техникой (ВВТ) понимаются различные ви­ды оружия, боевые машины, вспомогательная и специальная техника воен­ного назначения.

К вооружению и военной технике от­носятся бронетанковое вооружение и техника, ракетно-артиллерийское во­оружение, автомобильная техника, средства инженерного вооружения, тех­ника связи и автоматизированные системы управления, техника радиоэ­лектронного подавления, вооружение и средства войск радиационной, хи­мической и биологической защиты, техника тыла, технические средства пропаганды, измерительная техника

Средстваэксплуатации также являются необходимым элементом систе­мы. Они включают в себя эксплуатационные материалы, боеприпасы; ста­ционарные и подвижные средства технического обслуживания и ремонта (ПСТО и Р), средства эвакуации и транспортирования; индивидуальные и групповые (эксплуатационные) комплекты запасных частей, инструментов, приспособлений и оборудования, ремонтные комплекты.

К исполнителям(субъекты), которые также являются необходимым элементом сис­темы эксплуатации, относятся экипажи, расчеты, водители, командный и инженерно-технический состав, специалисты обеспечивающих и ремонтных подразделений.

Наличие перечисленных трех необходимых элементов в совокупности обеспечивают достаточность для функционирования системы эксплуатации.

Документация обусловливает взаимосвязь между объектами, средствами эксплуатации и исполнителями, а также обусловливает управленческие функции.

Правила взаимодействия между структурными элементами системы экс­плуатации определяются накопленным опытом, а также результатами воен­но-технических исследований и изложены в руководящих документах. Со­держание руководящих документов отражает: требования к степени готовности ВВТ в различных услови­ях; потенциально возможный и достигнутый уровни боевых и эксплуатационных свойств ВВТ; требуемый и достигнутый уровни подготовки рядового, сержантского и офицерского состава; степень совершенства и технологию применения средств эксплуатации, правила эксплуатации конкретных объ­ектов ВВТ.

Целью функционирования системы эксплуатации объектов ВВТ в мирное время является полное удовлетворение потребностей боевой подготовки войск в моторесурсах и объектах, а также обеспечение боеготовности парка машин частей по их состоянию и запасу ресурса.

Для достижения поставленной цели и для получения цикличности функционирования системы, необходимо всесторонне обеспечивать и непрерывно управлять процессом эксплуатации ВВТ.

Таким образом, можно заключить, что в системе эксплуатации ВВТ имеют место и реально протекают три основных процесса: собственно эксплуатация ВВТ, управление их эксплуатацией и обеспечение эксплуатации ВВТ.

Управление эксплуатацией ВВТ — это процесс взаимодействия субъектов, объектов и средств управления, обеспечивающий целенаправленное воздействие на все элементы системы эксплуатации ВВТ.

Цель — обеспечить эффективное функционирование системы эксплуатации.

Обеспечение эксплуатации ВВТ — это процесс взаимодействия субъектов, объектов и средств по удовлетворению потребностей функционирования системы эксплуатации ВВТ.

Цель обеспечения — своевременно, в полном объеме и соответствующего качества обеспечить систему эксплуатации специалистами, ВВТ, а также соответствующими средствами эксплуатации.

Обеспечение эксплуатации ВВТ включает: обучение и воспитание личного состава, техническое, тыловое и специальное обеспечение.

Процессы взаимодействия структурных элементов системы эксплуатации ВВТ протекают на основе конкретных правил, установленными соответствующими руководящими положениями, которые принято называть принципами.

И так,к принципам функционирования системы эксплуатации ВВТ можно отнести:

Функционирование СЭ ВВТ осуществляется на основе руководящих положений (законов, приказов и т

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *