Техника безопасности по ремонту двс

  • Слив масла и воды
    из агрегатов автомобиля производить
    только в специальную тару.

  • Случайно пролитое
    на пол масло или оброненный солидол
    немедленно засыпать опилками или сухим
    песком и собрать в специально отведенное
    место.

  • При производстве
    сварочных работ бензобаки закрывать
    асбестовыми чехлами.

  • Влезать под
    автомобиль и вылезать из-под него
    только со стороны противоположной
    проезду. Работая под автомобилем,
    размещаться между колесами вдоль
    машины.

  • При работе лежа
    под автомобилем использовать лежаки
    или решетчатые тележки, снабженные
    для удобства пользования подголовниками,
    а также надеть защитные очки.

  • Не работать под
    автомобилем, находящимся на наклонной
    плоскости. В случае крайней необходимости
    принять меры, обеспечивающие безопасность
    работы; затормозить автомобиль и
    включить низшую передачу, подложить
    надежные подкладки под колеса, ключ
    от замка зажигания убрать, а кабину
    закрыть.

  • Не работать и не
    находиться под автомобилем, висящем
    на тросе грузоподъемного механизма.

  • При снятии и
    установке агрегатов (задние и передние
    мосты, рессоры колеса и т.п.) установить
    раму автомобиля на специальные
    металлические козлы, а под колеса
    автомобиля подложить клинья. Подкладывать
    кирпичи, обрезки дерева и другие
    случайные предметы под раму автомобиля
    или под козлы запрещается. Пользоваться
    только специальными деревянными
    подкладками.

  • При подъеме и
    установке автомобиля на домкрат
    устанавливать его только на твердый
    грунт. В случае необходимости установки
    домкрата на рыхлой или вязкой почве
    под домкрат подкладывать специальные
    доски, обеспечивающие его устойчивое
    положение.

  • Не работать и не
    находиться под автомобилем, если
    последний стоит на домкрате без
    специальных страхующих подставок.

  • При работе
    пользоваться только исправным
    инструментом и приспособлениями.
    Слесарный инструмент содержать в сухом
    и чистом состоянии.

  • Использованный
    обтирочный материал собирать в
    специально установленные металлические
    ящики с крышками.

  • Если руки или
    спец. одежда смочены бензином, не
    подходить к открытому огню, не курить
    и не зажигать спичек.

  • Накачку шин сжатым
    воздухом производить только в специальном
    ограждении (клети), при этом убедиться
    в том, что запорное кольцо полностью
    легло в замковый паз диска. Накачка
    шин сжатым воздухом вне ограждения
    запрещается.

  • Для подъема,
    снятия, установки и транспортирования
    тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов,
    узлов и деталей автомобиля использовать
    исправные подъемно-транспортные
    механизмы с вспомогательными
    приспособлениями.

  • При работе с
    электротельфером, кран-балкой выполнять
    инструкцию по технике безопасности
    для лиц, пользующихся грузоподъемными
    машинами, управляемыми с пола.

  • При работе с
    переносной электродрелью, гайковертом,
    шлифовальной машиной соблюдать
    инструкцию по технике безопасности
    для работающих с электроинструментом.

  • Работая шлифовальной
    или сверлильной машинками, а также
    гайковертом, строго соблюдать инструкцию
    по безопасной работе с ручным
    пневматическим инструментом.

  • Перед тем как
    начать работу по ремонту автомобиля,
    установленного на смотровой канаве,
    необходимо:

    1. проверить
      правильность установки колес по
      отношению направляющих.

    2. Поставить на
      тормоза или подложить под колеса
      распорные подкладки.

    3. Убедиться в
      наличии свободного доступа в канаву,
      исправности лестницы и напольной
      решетки в канаве.

  • Находясь в
    смотровой канаве, осмотр и ремонт
    автомобиля производить в защитных
    очках.

  • Замену рессор
    производить только после их разгрузки
    и установке козелков под раму автомобиля.
    Проверку совпадения отверстия ушка
    рессоры и серьги производить только
    с помощью бородка или оправки (не
    пальцем).

  • При разборке и
    сборке рессор пользоваться только
    специальными слесарными инструментами,
    зажимными приспособлениями.

  • При снятии
    отдельных агрегатов и деталей, требующих
    физических усилий, а также при неудобствах
    в работе, связанных со съемом агрегатов
    и деталей, применять приспособления
    (съемники), обеспечивающие безопасность
    работы.

  • Работая молотком
    или кувалдой, принять все меры, чтобы
    не травмировать себя и людей, находящихся
    рядом.

  • Не допускать
    людей и не находиться самому под
    поднятым кузовом автомобиля без
    установки специальных подставок,
    предохраняющих кузов от опускания.
    Применять вместо специальных подставок
    случайные предметы (ломы, куски металла
    и др.) запрещается.

  • Работая у верстака,
    следить за тем, чтобы поверхность его
    была гладкой, обитой листовой сталью,
    не имела заусенец.

  • При рубке, чеканке
    и других подобных работах необходимо
    надевать защитные очки. Для защиты
    окружающих людей от отлетающих частиц
    металла на верстаке должны быть
    поставлены предохранительные сетки
    или щиты высотой не менее 1 м.

  • Пыль и стружку с
    верстака, оборудования сметать щеткой
    или сметкой. Сдувать пыль и стружку
    сжатым воздухом или убирать стружку
    голой рукой запрещается.

  • При работе на
    сверлильном станке соблюдать требования,
    изложенные в инструкции по безопасной
    обработке металлов на сверлильных
    станках.

  • Работая на
    наждачном точиле, во избежание ранения
    глаз пользоваться защитным экраном
    или надевать защитные очки. Следить,
    чтобы зазор между абразивным кругом
    и подручником был не более 3 мм, а
    подручник надежно закреплен. Затачиваемую
    деталь или инструмент плотно прижать
    к подручнику и плавно подводить к
    абразивному кругу.

  • Не производить
    ремонта или исправления отдельных
    частей автомобиля, находящихся в
    движении, а также не находиться под
    автомобилем при работающем двигателе.

  • При работе вблизи
    крыльчатки вентилятора во избежание
    несчастного случая снять с него
    приводной ремень.

  • Выполняя работу
    совместно с несколькими лицами,
    согласовывать действия с товарищами
    по работе.

  • При пуске двигателя
    (в случае необходимости) при открытом
    капоте не допускать, чтобы люди
    находились в непосредственной близости
    от двигателя.

  • При запуске
    двигателя держать заводную рукоятку
    так, чтобы все пальцы руки обхватывали
    эту рукоятку с одной стороны.

  • При обкатке
    двигателя на стенде не производить
    никаких исправлений и не касаться
    вращающихся частей двигателя.

  • Во избежание
    создания загазованности воздуха не
    допускать продолжительную (более 5
    минут) работу двигателя в закрытом
    невентилируемом помещении.

  • Не храните на
    рабочем месте легковоспламеняющуюся
    жидкость и обтирочный промасленный
    материал.

  • Для перегонки
    автомобиля на стоянку и проверки
    тормозов на ходу вызвать дежурного
    или основного водителя.

  • В случае
    возникновения пожара немедленно
    сообщить в пожарную охрану и приступить
    к тушению огня местными средствами.

  • Общие сведения

    СТО – станция технического обслуживания. На таких станциях оценивается техническое состояние автомобилей, их узлов и агрегатов, выполняются ремонтные работы, замена жидкостей и расходных комплектующих (например, тормозные диски и колодки).

    Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов включает:

    • контроль уровня и качества технических жидкостей (масло в двигателе и коробке передач, антифриз, фреон в системе кондиционирования, тормозная жидкость);
    • визуальный осмотр двигателя, подкапотного пространства, днища автомобиля на предмет потеков техжидкостей;
    • диагностику подвески, развала-схождения колес;
    • тестирование состояния тормозной системы;
    • осмотр приводных ремней;
    • компьютерную диагностику, считывание ошибок из блоков двигателя, бортового компьютера;
    • проверку работы световых приборов, бортовых систем, кондиционера, органов управления;
    • контроль шин на наличие проколов;
    • тест балансировки дисков.
       

    Диагностика автомобиля подразумевает получение всей информации о его техническом состоянии. По результатам проведенной оценки составляется план ремонтных работ.


    Опасности работы

    При диагностических или ремонтных работах специалист станции техобслуживания может получить вред здоровью или стать участником несчастного случая.

    Источники опасности на СТО:

    • автомобили, оставленные без стопорных башмаков и стояночного тормоза;
    • движущиеся узлы, элементы, приспособления используемых станков и оборудования;
    • скользкие остатки горюче-смазочных материалов на полу;
    • горячие поверхности неостывшего двигателя;
    • пары охлаждающей жидкости (антифриз, тосол);
    • загазованность и запыленность воздуха;
    • токсичные пары этилированного топлива;
    • нарушения микроклиматических условий в гаражных боксах;
    • плохая освещенность рабочих зон;
    • контакты с вредными веществами, входящими в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости;
    • неправильная развесовка при поднятии автомобиля на подъемнике;
    • острые кромки поврежденных деталей;
    • физические перегрузки из-за длительной работы в неудобном положении.
       

    Причины несчастных случаев на СТО чаще всего связаны с нарушениями требований техники безопасности при использовании электрооборудования:

    • кузовные сварочные работы проводятся без отключения аккумулятора от бортовой сети авто;
    • сварочные и слесарные работы, резка металла углошлифовальными машинами с абразивными дисками проходят без отключения топливных шлангов в зоне ремонта;
    • использование горелок для газовой резки, подключенных к баллонам с неисправными редукторами, поврежденными шлангами;
    • использование некалиброванного, неисправного оборудования (например, поломки станков для балансировки дисков чреваты вылетом балансируемого колеса с посадочного места);
    • работа с инструментом и оборудованием, загрязненным остатками смазки;
    • использование углошлифовальных машин со снятым кожухом, который защищает рабочего от осколков абразивного диска;
    • допуск к использованию фрезерных, токарных, шлифовальных станков операторов, не имеющих соответствующего образования;
    • выполнение задач на станках со снятыми защитными экранами.
       

    Сотрудники станции технического обслуживания могут получить такие травмы:

    • ожоги разной степени при возгораниях, касаниях к горячим поверхностям двигателя;
    • электротравмы при неправильной работе с оборудованием и инструментом;
    • отравления парами топлива, химических жидкостей (растворители, смывки для автоэмали);
    • механические травмы при эксплуатации станков, использовании инструмента, от падений из-за разлитого масла.
    Читайте также:  Акт сдачи-приемки выполненных работ скачать бесплатно — Контур.Бухгалтерия


    Допуск к работе

    Требования к специалистам по техобслуживанию автомобилей содержатся в типовой инструкции ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования».

    Работать на станции техобслуживания автотранспорта могут сотрудники:

    • старше 18 лет;
    • имеющие на руках заключение о пройденном медицинском осмотре;
    • без противопоказаний к выполняемым работам;
    • прошедшие профессиональное обучение и получившие соответствующее удостоверение;
    • которые прошли вводные инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности.
       

    Перед началом работы мастер СТО обязан:

    • пройти обучение и стажировку;
    • прослушать первичный и целевой инструктаж по ОТ на рабочем месте;
    • получить допуск от руководителя.
       

    Работник СТО должен знать:

    • содержание инструкции по охране труда при выполнении диагностики или ремонта автотранспорта;
    • требования ОТ на рабочем месте;
    • правила оказания первой медицинской помощи;
    • правила использования огнетушителей при пожаре;
    • устройство автомобилей различных марок и моделей;
    • порядок проведения ремонта различных узлов и механизмов авто;
    • нормы техники безопасности при диагностике и ремонте автомобилей;
    • методы безопасного монтажа и демонтажа узлов и механизмов, снятия и разборки приборов и агрегатов;
    • порядок использования оборудования и инструментов, используемых на СТО.
       

    Специалист на СТО должен пройти:

    • ежегодное обучение и проверку знаний по охране труда;
    • каждые три месяца повторные инструктажи по ОТ;
    • целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих задач.
       

    Специалист, не прошедший обучение по вопросам охраны труда, электро- и пожаробезопасности, не допускается к работе.

    Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

    • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
    • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
    • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
    • пользоваться спецодеждой;
    • содержать рабочее место в чистоте;
    • курить только в местах, предназначенных для этого;
    • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
    • принимать пищу только в специально отведенном месте.

    На заметку. Механик на СТО не может использовать инструмент, станки, приспособления, если не обучен безопасному обращению с ними.

    Условия работы

    При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей на СТО должны соблюдаться требования безопасности согласно стандартам:

    • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»;
    • ГОСТ 12.1.004–85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
    • ГОСТ 12.1.019–79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»;
    • ГОСТ 12.3.005–75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»;
    • ГОСТ 12.3.009–76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные»;
    • ГОСТ 12.3.002–75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности»;
    • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности»;
    • ГОСТ 12.1.005–76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».
       

    Основные требования, касающиеся условий работы сотрудников СТО, приводятся в типовой инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания.

    Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:

    1. При разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:
      — костюм защитный;
      — фартук резиновый;
      — сапоги резиновые;
      — перчатки резиновые или силиконовые.
    2. При ремонте и техническом обслуживании других узлов и агрегатов авто:
      — костюм защитный (вискозно-лавсановый);
      — рукавицы комбинированные.
    3. При работе с этилированным бензином, горючими и химическими жидкостями дополнительно надевают:
      — фартук прорезиненный, полиэтиленовый;
      — перчатки резиновые.
    4. Если ремонт проходит на улице:
      — куртка с утеплителем;
      — брюки либо полукомбинезон утепленные.
       

    Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены.


    Санитарные и гигиенические требования

    Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.

    Санитарные и гигиенические требования, предъявляемые к станциям техобслуживания, приведены в таблице.


    Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

    К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:

    • не работать под автомобилем, который приподнят на домкрате, но не установлен на подпорки;
    • не смотреть на сварочную дугу без защитных затемняющих очков или маски сварщика;
    • поддерживать порядок на рабочем месте, класть инструмент, расходные материалы, приспособления на свои места после использования;
    • не отступать от правил охраны труда, чтобы быстрее выполнить поставленную задачу;
    • перед поднятием автомобиля на платформе убедиться в исправности подъемного устройства, правильном распределении баланса машины между передними и задними опорами;
    • не использовать подъемник, если паспортный вес автомобиля больше, чем грузоподъемность оборудования;
    • подает автомобиль на смотровую яму только сотрудник СТО совместно с помощником, контролирующим процесс;
    • для защиты от скатывания машины с подставок, домкрата используется стояночный тормоз транспорта и дополнительные противооткатные башмаки;
    • не перепрыгивать смотровые ямы, переходить только в местах укладки специальных настилов;
    • пятна масла, отработанных жидкостей засыпают древесными опилками для впитывания;
    • запрещается курение, использование открытого огня в помещении и на территориях автомастерской;
    • запрещено выполнять ремонт в подкапотном пространстве с запущенным двигателем авто, кроме тех случаев, когда это нужно для устранения неисправности;
    • если работы проводятся с запущенным двигателем, на выхлопную трубу следует надеть патрубок вытяжки для отвода продуктов горения;
    • перед разбортировкой колес из них спускается воздух.


    При уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

    Правила техники безопасности, которые должны выполняться сотрудниками СТО на этапе очистки кузова и отдельных узлов автомобиля, при уборке салона:

    1. Мойка осуществляется в специальных зонах на территории автомастерской, где есть канализация для стоков грязной воды. Пост для ручной мойки и очистки располагается в местах, изолированных или отдаленных от проложенной проводки, электрооборудования и станков (нельзя в одном помещении сваривать элементы кузова и мыть машины).
    2. Светильники, проводка, электродвигатели в зоне мойки герметизируются, отделяются защитными элементам, препятствующими попаданию воды на предметы под напряжением.
    3. Дорожки и настилы в зоне мойки не должны быть скользкими, чтобы исключить падение мойщика в процессе работы.
    4. Если автомастерская оснащена механизированной или автоматизированной моечной установкой, пост оператора располагается в кабине, защищенной от влаги.
    5. Концентрация растворов для мойки должна быть такой, чтобы при попадании на открытые участки тела мойщика, вдыхании водяной пыли, попадании ее в глаза, не возникали раздражение и химические ожоги.
    6. Узлы двигателей, работающие на этилированном топливе, обрабатываются деактиваторами тетраэтилсвинца – токсичного вещества, образующегося после сгорания бензина с этиленом. Для деактивации можно использовать керосин или специализированные жидкости.
    7. Если для мойки используются щелочные растворы, очищенные детали или узлы повторно промываются горячей водой.
    8. Очищать загрязненные поверхности растворителями, бензином, спиртом или другими горючими веществами запрещено, так как это нарушение пожарной безопасности.
    9. Если мойка осуществляется с использованием синтетических моющих жидкостей, специалист должен использовать дополнительные СИЗ: очки, респираторы, резиновые перчатки. Кроме того, руки до локтя нужно обрабатывать защитным кремом или пастой (например, ИЭР-2).
    10. По окончании работы мойщик должен вымыть руки с мылом, принять душ.


    Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

    Общие требования охраны труда, которые относятся ко всем сотрудникам авторемонтных станций:

    • работать на станции техобслуживания могут квалифицированные рабочие;
    • сотрудники инструктируются по вопросам техники безопасности, пожарной и электробезопасности;
    • руководство автомастерской должно обеспечить безопасные условия труда персоналу согласно действующему законодательству;
    • ответственность за обеспечение безопасных условий труда в мастерской лежит на руководстве, за соблюдение установленных на станции техобслуживания правил ОТ – на сотрудниках;
    • несовершеннолетним сотрудникам и беременным женщинам не разрешается работать с химическими веществами, сваркой, электроинструментами, пневматическими приспособлениями, подъемными устройствами;
    • ремонтные и диагностические работы проводятся в специальной одежде соответствующего размера.

     
    Правила работы

    Правила охраны труда в автосервисе делятся на несколько основных категорий:

    • техника безопасности при работе под автомобилем;
    • техника безопасности при ремонте автомобиля;
    • работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями;
    • как безопасно поднимать автомобиль домкратами.
       

    Требования техники безопасности, разделенные на категории, прописываются в инструкции по охране труда сотрудника СТО.


    Техника безопасности при работе под автомобилем

    Механики и мастера диагностики должны придерживаться такого порядка действий, чтобы безопасно работать под автомобилем:

    1. Необходимо убедиться в устойчивости транспортного средства. После подъема домкратом, цепью мостового крана поставить под ребра жесткости опорные узлы рычагов, поддомкратники, страховочные опоры.Машина должна быть поднята на такую высоту, чтобы проводить ремонт или диагностику было удобно.
    2. Не заходить под автомобиль, не забираться под него, если он установлен на домкрате и не зафиксирован.
    3. Если обслуживание проводится без смотровой ямы и подъемника, мастер размещается в пространстве между колесами.
    4. Выбираться из-под автомобиля следует со стороны, противоположной от проездов и проходов.
       
    Читайте также:  Слесарь по ремонту тяжелой техники вакансии

    Меры техники безопасности при работе под автомобилем:

    • технические жидкости сливать в специально подготовленную тару;
    • при демонтаже крупных узлов и механизмов авто, вывешивании двигателя (например, для ремонта коробки передач) использовать специальные опорные подставки;
    • использовать портативные светильники для освещения рабочей зоны;
    • не допускать проливания масла, тормозной жидкости на пол, чтобы рабочий не поскользнулся и не травмировался;
    • не запускать двигатель машины, поднятой на подъемнике;
    • работы проводить только в защитных очках, чтобы исключить попадание грязи, капель технических жидкостей в глаза мастеру.


    Техника безопасности при ремонте автомобиля

    При обслуживании автотранспорта слесарь и другие специалисты должны соблюдать такие требования техники безопасности:


    Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

    При ремонтных работах на станциях технического обслуживания используется разный слесарный инструмент, который может быть небезопасен при неправильном обращении. Нормы техники безопасности при использовании слесарно-монтажного инструмента и приспособлений:


    Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

    Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы функционируют исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых нет, то нужно выбрать подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случае, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

    Правила поднятия авто:

    • для подъема машины нужно использовать домкрат соответствующей грузоподъемности;
    • домкрат должен быть исправен, без повреждений корпуса и подвижных частей;
    • на гидравлическом домкрате не должно быть трещин на корпусе, течи масла;
    • поднимать транспорт можно только на ровной твердой поверхности;
    • если работы проводятся на выезде, под опорную часть подъемного устройства подкладывается кирпич, доска или другой ровный и прочный предмет;
    • в качестве поверхностей автомобиля, куда упирается домкрат, используются ребра жесткости порогов, опоры рычагов колес, опоры разрезных и неразрезных мостов, места крепления передних и задних опор;
    • поднимать автомобиль с упором в кузовные элементы, коробку передач, двигатель, корпуса редукторов запрещено;
    • после подъема положение машины должно фиксироваться страховочными упорами;

    • если планируется замена колес, перед поднятием ТС отпускаются колесные болты или гайки;
    • шевелить, смещать, качать авто, установленное на домкрат или подставки, запрещено.

    ИОТ

    Правила техники безопасности, которые должны выполнять сотрудники СТО, прописывают в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ). Инструкции разрабатываются на основе типовых документов, с учетом особенностей условий труда на станциях техобслуживания.

    Разработанный документ используется, чтобы ознакомить сотрудников с правилами охраны труда, действующими в мастерской, правами персонала, обязанностями директора по обеспечению безопасных условий работы в автомастерской. Текст ИОТ также берется за основу при составлении программ для вводных, первичных, периодических и целевых инструктажей.

    Инструкция по охране труда на станциях техобслуживания автомобилей должна включать несколько основных разделов:

    • общие требования;
    • перед началом работы;
    • во время работы;
    • в аварийных ситуациях;
    • в конце смены.
       

    Если в автомастерской утверждается единая ИОТ, включающая правила безопасности при проведении всех видов ремонта и диагностики, документ дополняется разделами, учитывающими специфику деятельности СТО. Например, правила охраны труда при:

    • монтировке шин;
    • электрогазосварке;
    • покраске авто;
    • вулканизации шин;
    • кузовных работах;
    • смазке отдельных узлов и механизмов.
       

    Документ по желанию руководства может быть дополнен разделами:

    • электрическая безопасность;
    • пожарная безопасность;
    • оказание первой медицинской помощи.


    Разработка

    Порядок составления ИОТ приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ был утвержден Министерством труда РФ 13.05.2004 г. 

    Основой для разработки разделов инструкции могут быть:

    • типовые ИОТ;
    • отраслевые документы, касающиеся техники безопасности;
    • руководство оператора к станкам;
    • техническая документация по ремонту оборудования;
    • приказы, нормативные акты, утвержденные руководством предприятия.
       

    Так, инструкции по технике безопасности для персонала СТО разрабатывается на основе таких типовых документов:

    На больших авторемонтных предприятиях разработкой ИОТ занимаются отдельные ответственные специалисты или инженеры по охране труда. В небольших компаниях ответственность за подготовку документации лежит на директоре СТО либо одном из ответственных сотрудников.


    Общие требования

    В разделе ИОТ с общими требованиями прописываются:

    • порядок допуска сотрудников к работе;
    • требования к мастерам, работающим на СТО;
    • обязанности персонала;
    • список вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на специалиста во время работы;
    • порядок прохождения ежегодных медосмотров;
    • порядок проведения работнику инструктажей по охране труда, пожарной и электробезопасности;
    • порядок обеспечения мастера средствами индивидуальной защиты.


    Перед началом работы

    Раздел включает информацию о подготовительных мероприятиях, которые должен выполнить автослесарь перед началом смены:

    • надеть спецодежду, заправить ее так, чтобы не оставалось свисающих концов;
    • надеть головной убор, убрать под него волосы;
    • подготовить резиновые сапоги и перчатки, если предполагается работа с этилированным бензином;
    • проверить исправность и наличие необходимого ручного, электрического, пневматического инструмента, страховочных подставок, пустых емкостей для слива технических жидкостей;
    • оценить состояние кабелей электроинструмента на отсутствие повреждений изоляции;
    • осмотреть пневматические шланги, идущие от компрессора к инструменту, работающему на сжатом воздухе;
    • проверить, на сколько надежно крепятся щитки безопасности, ограждения;
    • проконтролировать состояние заземления;
    • подготовить дополнительные осветительные приборы;
    • привести в порядок зону проведения ремонта, убрать посторонние предметы.

    Обратите внимание! Токарям запрещается работать в перчатках. Это одна из мер безопасности, чтобы уберечь руки оператора от травм.


    Во время работы

    В этот раздел инструкции включают правила безопасности, которые должны соблюдать мастера СТО при работе:

    • ТБ при демонтаже двигателя;
    • порядок демонтажа ГБО;
    • правила ОТ при работах с топливными магистралями, при демонтаже топливного бака;
    • технику безопасности при обслуживании грузового транспорта, специальной техники;
    • ТБ при очистке деталей, узлов химическими жидкостями;
    • безопасность при использовании станочного оборудования при сверлении, шлифовке, сверловке, прессовке;
    • порядок использования подъемных механизмов, подпорок при снятии крупных деталей, габаритных узлов;
    • выполнять ремонт, диагностику, замену узлов и механизмов, шин в специально отведенных местах;
    • ремонтировать автомобиль только после мойки и чистки;
    • поставить машину на стояночный тормоз, отключить зажигание, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть клапан на баллоне газового оборудования, поставить под колеса противооткатные упоры;
    • использовать предупреждающие таблички «Двигатель не пускать!», «Не опускать автомобиль!»;
    • пользоваться подкатной тележкой под днищем авто;
    • переходить смотровые ямы по переходным мостикам;
    • не спрыгивать в смотровую яму – использовать лестницы.


    В аварийных ситуациях

    Раздел содержит информацию о том, что нужно делать сотрудникам ремонтного сервиса при различных чрезвычайных ситуациях:

    • список ответственных лиц, которых нужно предупредить об аварии;
    • порядок действий при возгорании, задымлении, возникновении пожара;
    • первая помощь при электротравмах, механических травмах, ушибах, переломах;
    • действия персонала при несчастном случае на территории автосервиса.


    По окончании работ

    Раздел, содержащий порядок действий в конце рабочей смены, включает:

    • порядок отключения электрооборудования, станков, местной вентиляции, осветительных приборов;
    • правила уборки рабочей зоны, очистки пола и поверхностей столов от грязи, масла, стружки;
    • требования по уборке приспособлений, распределению использованного инструмента по своим местам;
    • контроль устойчивости автомобиля, который остается на подъемнике, подставках;
    • требование по хранению и очистке СИЗ, спецодежды, специальной обуви;
    • правила гигиены в конце смены.


    Утверждение и ознакомление

    Инструкции, разработанные для авторемонтной мастерской, утверждаются приказом руководства.

    Персонал СТО знакомится с текстом ИОТ на одном из инструктажей по охране труда. По результатам прослушанного инструктажа должны быть проставлены отметки в соответствующем журнале учета. Оригинал документа хранится у директора организации. Копии инструкций, плакаты по технике безопасности размещаются на стендах по охране труда, стенах мастерской на видных местах.

    Также копии инструкций могут храниться на рабочих местах мастеров, чтобы была возможность ознакомиться с правилами безопасности при необходимости.


    Срок действия и пересмотр

    Утвержденная инструкция не имеет ограниченного срока действия. Однако, текст документа должен пересматриваться и обновляться не реже чем раз в пять лет. ИОТ должна содержать актуальные правила охраны труда, соответствующие последним изменениям в законодательстве.

    Инструкции по ОТ обновляются в таких случаях:

    • изменения в типовой документации, на основании которой составлена инструкция по ОТ на СТО;
    • изменения условий труда в мастерской;
    • установка нового оборудования, станков, обновление используемого инструмента;
    • выявление новых факторов опасности, создающих угрозу здоровью персонала;
    • несчастный случай в автосервисе из-за нарушений техники безопасности.
       
    Читайте также:  Ремонт электроники Тулы

    Пересмотр инструкции по охране труда осуществляется по инициативе руководителя.


    Наказание при несоблюдении требований ОТ

    Работники организаций всех видов должны соблюдать правила охраны труда. Это требование содержится в абзаце 6 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Персонал станций техобслуживания автомобилей – не исключение.

    За нарушение правил охраны труда во время работы для сотрудников СТО предусматриваются такие виды ответственности:

    1. Выговоры, увольнения по статье 192 ТК РФ.
    2. Штрафы в сумме до одной месячной зарплаты по статье 243 ТК РФ за умышленные нарушения ТБ или не в свою смену, работу в состоянии алкогольного или токсического опьянения.
    3. Уголовная ответственность по ст. 143, 216, 217 Уголовног<

    Безопасность жизнедеятельности –
    это комплекс мероприятий по обеспечению
    по обеспечению безопасности жизненной
    деятельности человека в условиях
    производства. Охрана труда, является
    важнейшим разделом в безопасности
    жизнедеятельности. Охрана труда – это
    система законодательных актов,
    социально-экономических, организационных,
    технических, гигиенических и
    лечебно-профилактических мероприятий
    и средств, обеспечивающих безопасность,
    сохранение здоровья и работоспособность
    человека в процессе труда. При работе
    на станках рабочие подвергаются различным
    опасным и вредным факторам. Так как эти
    факторы непосредственно влияют на
    безопасность жизнедеятельности при
    восстановлении гильз двигателей, то
    необходимо разработать ряд мероприятий
    по предотвращению их вредного воздействия.
    Создание безопасных и здоровых условий
    труда на каждом рабочем месте является
    главной задачей всех руководящих и
    инженерно-технических работников
    сельскохозяйственных предприятий.
    Администрация обязана соблюдать
    требования государственных стандартов,
    норм и правил по охране труда, осуществлять
    мероприятия по технике безопасности и
    производственной санитарии, принимать
    необходимые меры по предупреждению
    несчастных случаев. Важнейшее значение
    имеет обучение работающих безопасности
    труда, которое осуществляется в
    соответствии с ГОСТ 12.0.004–90 на всех
    предприятиях и в организациях, независимо
    от степени опасности. Вновь принятых
    или меняющих работу рабочих должны
    обучать в учебных мастерских (в цехах,
    на участках) безопасным приёмам работы
    инструкторы, на рабочем месте –
    высококвалифицированный рабочий,
    бригадир, мастер, имеющий соответствующую
    подготовку.

    Производственное обучение производится
    с помощью инструктажей. Различают
    следующие виды инструктажа; вводной
    инструктаж (его проводит инженер по
    охране труда со всеми приглашаемыми на
    работу), первичный инструктаж (на
    рабочем месте до начала производственной
    деятельности), повторный инструктаж
    (со всеми рабочими по безопасным приёмам
    и методам работы), внеплановый
    инструктаж (в случаях вве
    дения
    новых или переработки стандартов,
    правил, инструкций, замены оборудования
    инструмента и т.п., при аварии, травме,
    пожаре, перерыве в работе более 30
    календарных дней, целевой инструктаж
    (при выполнении разовых работ, ликвидации
    аварий, бедствий, катастроф). Основными
    техническими средствами охраны труда
    являются защитные устройства. Для
    предотвращения захвата, удара рабочими
    механизмами все виды передач различных
    станков и установок, используемых при
    восстановлении гильз должны иметь
    оградительные устройства – кожухи,
    щиты, экраны, козырьки, планки, барьеры
    (сплошные и сетчатые). Кроме того
    применяют: блокировочные устройства
    (механические, электронные, электрические,
    пневматические, гидравлические),
    устройства, к которым относятся системы
    защиты от поражения электрическим
    током, устройства сигнализации. Для
    безопасности эксплуатации при нормальном
    режиме работы электроустановок необходимо
    обеспечить защитное заземление. При
    обнаружении нагрева трущихся деталей,
    появлении гари или дыма станок нужно
    немедленно остановить и приступить к
    тушению пожара имеющимися средствами,
    вызвать пожарную команду. Загоревшийся
    двигатель или электропроводку необходимо
    тушить сухим песком или огнетушителем
    (углекислотным или порошковым). При
    значительном распространении пожара,
    когда его нельзя ликвидировать имеющимися
    на участке средствами, рабочие будут
    эвакуироваться через заранее
    предусмотренное необходимое количество
    дверей. При восстановлении гильз могут
    возникнуть различные опасности в
    пожарном отношении. По технологии
    ремонта здесь используется открытый
    огонь при сварке; электрооборудование,
    склонное к воспламенению; легко
    воспламеняющиеся жидкости. Опасными и
    вредными факторами пожара (ОФП),
    воздействующими на людей, являются:
    открытый огонь, повышенная температура
    окружающей среды и предметов, токсические
    продукты горения, дым, пониженная
    концентрация кислорода, падающие части
    строительных конструкций; при взрыве
    – ударная волна, разлетающиеся части
    и вредные веще
    ства.
    Участки, цехи, склады группируют по
    признакам пожарной опасности. Кузнечные,
    сварочные, термические, окрасочные
    разделяют несгораемыми стенами,
    перегородками и перекрытиями. В ремонтных
    мастерских необходим один пожарный щит
    типа ЩП-СХ возле наиболее пожароопасного
    места где производятся сварочные работы.
    В других менее опасных местах
    устанавливается по одному порошковому
    огнетушителю вместимостью 5 л.

    В ходе выполнения экзаменационной
    работы, я научился разрабатывать
    технологический процесс восстановления
    гильзы цилиндра двигателей автомобиля
    ВАЗ Мною получены и закреплены навыки
    работы с технической и справочной
    литературой, технического нормирования
    и определения потребности детали в
    восстановлении. Эти навыки я смогу
    применить в практической деятельности
    и при дипломном проектировании.

    1. Н.С. Ждановский, А.В. Николаенко.
    Надежность и долговечность автотракторных
    двигателей. – М.: КолосС, 2001.

    2. Дюмин, И.Е. Повышение эффективности
    ремонта автомобильных двигателей. –
    М.: Транспорт, 1999

    3. А. Хасуи, О. Моригаки. Наплавка и
    напыление. Пер. с яп. В.Н. Попова, под
    ред. В.С. Степина, Н.Г. Шестеркина.
    – М.: Машиностроение, 1985.

    4.Черемпей В.А., Петров Ю.Н.,
    Корнейчук Н.И. Особенности
    гальваномеханического хромирования.
    – М.: МДНТП, 2001

    5. Основы технологии производства и
    ремонта автомобилей: Метод. указания.
    Сост. А.Д. Полканов, Вологда: ВоГТУ,
    2003 г.

    6.Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность
    жизнедеятельности на производстве. –
    2-е изд., перераб. и доп. – М.: КолосС, 2004.

    Двигатель
    автомобиля
    представляет собой совокупность
    механизмов и систем, преобразующих
    топливную энергию сгорающего в его
    цилиндрах топлива в механическую.

    По
    топливу: бензиновые и дизели

    По
    смесеобразованию: С внешним
    смесеобразованием, с внутренним
    смесеобразованием

    По
    наполнению горючей смесью: без наддува,
    с наддувом

    По
    воспламенению горючей смеси: от
    электрической искры, от сжатия

    По
    рабочему процессу: четырёхтактные,
    двухтактные

    По
    числу цилиндров: двух, трех, четырех,
    пяти, шести, восьми, двенадцатицилиндровые,
    многоцилиндровые

    По
    расположению цилиндров: рядные, В
    образные, оппозитные

    По
    способу охлаждения: с жидкостным, с
    воздушным охлаждением

    Инструмент:
    стенд контаватель, набор инструментов,
    кран-балка (электроталь)

    Охрана
    труда: спецодежда, перчатки, аккуратное
    обращение с инструментом

    Текущий
    ремонт двигателей производится при
    наличии следующих дефектов: нарушении
    регулировки клапанов; неисправности
    прокладок крышки клапанов и головки
    блока; неисправности головки блока;
    стуке коренных и шатунных подшипников;
    повышенном расходе масла, пропуске
    газов; падении мощности; пониженном
    давлении масла в системе смазки двигателя.
    Устранение первых четырех дефектов
    производится без снятия двигателя с
    машины.

    Ха­рактерными
    работами при текущем ремонте ДВС являются
    замена гильз, поршней, поршневых колец,
    поршневых пальцев, вклады­шей шатунных
    и коренных подшипников, клапанов, их
    седел и пружин, толкателей, а также
    шлифование и притирка клапанов и их
    седел.

    Ремонт
    двигателя лучше всего делать на
    специализированном участке, куда он
    доставляется после снятия с автомобиля.
    Перед ремонтом двигателя необходимо
    слить охлаждающую жидкость из системы
    охлаждения и масло из системы смазки,
    отворачивая соответствующие сливные
    пробки.

    Отсоединяют
    аккумулятор и все электрические провода
    от приборов системы электрооборудования
    и зажигания, установленных на двигателе.
    Эти работы целесообразно проводить на
    специализированном посту по замене
    двигателей, оборудованном напольным
    подъемником или осмотровой канавой и
    кран-балкой (или тельфером).

    Отсоединив
    двигатель, его доставляют на участок
    ремонта и подвергают наружной очистке
    и мойке, а затем разборке. Такие детали
    как поршень, гильзы, кольца, шатуны,
    поршневые пальцы, вкладыши, клапаны,
    штанги, коромысла и толкатели, если они
    пригодны для дальнейшего использования,
    маркируют краской, чтобы затем их
    собирать вместе с теми деталями и на те
    места, где они приработались. Крышки
    шатунов с шатунами и крышки коренных
    подшипников нельзя менять местами, так
    как они обрабатываются при изготовлении
    совместно и неунифицированы.

    После
    разборки детали очищают от нагара,
    смолистых отложений и грязи механическими
    и химическими способами.

    При
    организации и проведении работ по
    ремонту двигателей необходимо соблюдать
    требования пожарной безопасности,
    безопасности труда и санитарные правила
    и нормы. Ремонт агрегатов и узлов должен
    выполняться в помещениях, специально
    оснащенных для этих работ соответствующим
    оборудованием и приспособлениями. При
    разборке агрегатов на детали необходимо
    пользоваться съемниками и приспособлениями,
    облегчающими труд работников и
    обеспечивающими безопасность проведения
    работ.

    Подъемно-транспортные
    устройства, применяемые при проведении
    ремонтных работ, должны пройти контроль
    и быть аттестованы органами по надзору
    за требованиями безопасности.

    В
    случае необходимости работающие должны
    иметь индивидуальные средства защиты.
    В помещении должна быть аптечка,
    укомплектованная медикаментами,
    необходимыми для оказания первой помощи.

    Корпуса
    электродвигателей, станков и оборудования
    должны быть надежно заземлены.

    Соседние файлы в предмете Производственная практика

    • #
    • #

      Стол поворотный СБ.frw

    • #
    • #
    • #

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *