Подвижные мастерские по обслуживанию и ремонту пожарной техники

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ФПС

Пожарные и аварийно-спасательные машины (ПАСМ в дальнейшем пожарные машины – ПМ) являются, как уже указывалось, оперативными средствами тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Возникновение пожаров и аварий появляются в непредсказуемое время. Их локализация и ликвидация во многом зависит от времени начала работ. Оно же в основном определяется скоростью прибытия по вызову ПМ. Вот поэтому пожарные автомобили и аварийно-спасательные машины должны содержаться в постоянной оперативной и, следовательно, технической готовности.

Эффективное использование ПМ требует, чтобы в течение всего срока службы параметры их технического состояния не выходили за установленные для них пределы.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПМ и необходимого их технического состояния составляет содержание технического обеспечения. Оно включает техническое обслуживание, ремонт ПМ и пополнение эксплуатационными материалами.

Система технического обслуживания и ремонта в ФПС

По назначению пожарные автомобили (ПА) должны содержаться в постоянной технической готовности. Она определяется:

исправным техническим состоянием автомобиля и его систем;

заправкой эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами;

укомплектованностью ПТВ и инструментом согласно табельной положенности и охране труда;

соответствием внешнего вида пожарного автомобиля нормативно-технической документации.

Эксплуатация ПА сопровождается расходом эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ. Следовательно, снижается их техническая готовность, ее необходимо восстанавливать.

Эксплуатация ПА сопровождается также снижением эффективности функционирования систем их механизмов, износом рабочих поверхностей деталей механизмов. Поэтому в эксплуатации ПА всегда сопровождается контролем технического состояния всех его систем и механизмов. По результатам контроля производится их техническое обслуживание или ремонт.

Комплекс работ по поддержанию технической готовности ПА и работоспособности их систем и механизмов называется техническим обслуживанием (ТО).

При эксплуатации ПА расходуется определенный ресурс. Отдельные механизмы по различным причинам могут выходить из строя, появляются неисправности.

Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности механизмов или систем и восстановлению их ресурса называется ремонтом (Р).

Для технического обслуживания и ремонта ПА необходимы определенное оборудование, документация на их проведение и исполнители, т.е. нужны определенные силы и средства. Совокупность взаимосвязанных средств: документации технического обслуживания, ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества механизмов и систем, составляет систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

В ФПС, как и во всей стране, принята планово-предупредительная система ТО и Р. Ее сущность состоит в том, что планируется периодичность ТО и Р и объем их работ. Однако ТО проводится в обязательном порядке, а ремонт – по необходимости.

Для реализации системы ТО и Р необходимо знать периодичность Ткмпроведения работ по ТО и ремонту и трудоемкость tчел.-ч их выполнения.

Трудоемкость выполняемых работ по обслуживанию механизмов и ремонтов определяют методом хронометрирования и, обычно, задается в человеко-часах (t, чел.-ч). Для обслуживания и ремонта ПМ в целом определяется срок (в сутках), в течение которого оно должно быть произведено.

Периодичность проведения технического обслуживания обозначают буквой Т с индексом, указывающим на вид ТО и Р. Например: ТТО-1 – периодичность проведения технического обслуживания ТО-1, ТКР – капитального ремонта и т.д.

Аналогично обозначается и трудоемкость t технических воздействий.

Периодичность Т проведения технического обслуживания регламентируется величинами пробега ПА в км или в часах работы агрегата. Она может определяться различными методами.

Трудности определения периодичности технического обслуживания обусловлены разнообразием выполняемых работ. Обычно ТО включает несколько видов работ: смазочные, крепежные, регулировочные. Кроме того, каждый механизм и система имеют свою оптимальную периодичность обслуживания.

Периодичность ТО может определяться по так называемым стержневым операциям. В соответствии с этим методом периодичность ТО приурочивается к оптимальной периодичности наиболее важных (стержневых) операций. Такими операциями могут быть операции, обусловливающие безопасность движения, операции, характеризующиеся большой трудоемкостью работ, требующих специального оборудования и др. Периодичность проведения таких операций принимается за основу, и к ним присоединяют операции ТО других механизмов.

Используется также технико-экономический метод (рис. 12.1). Удельная стоимость обслуживания С руб./км тем меньше, чем больше пробег Ткм(кривая 1). Однако при этом возрастает удельная стоимость ремонта Ср (кривая 2). Трудоемкость ТО устанавливается нормативно-технической документацией. Периодичность обслуживания определяется по минимальному значению суммы СТО и СР (кривая 3).

Для новых ПА (ПМ) и другой пожарной техники укк

Техническое обслуживание и ремонт. Система ТО и Р обеспечивает и поддерживает техническую готовность ПА. Все работы по ТО можно разделить на регламентные и плановые (схема на рис. 12.2). К регламентным работам относятся: ежедневное ТО (ЕТО), обслуживание на пожаре ТОп, после пожара ТОпп, обслуживание после первого пробега 1000 км и через 10 дней (аккумуляторные батареи). К плановым относятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание ТОс. При этом обслуживание, обозначенное А, проводят в пожарных частях, а Б – в подразделениях технической службы.

Трудоемкость tчел.-ч и величина периодичности обслуживания Ткмопределяют режимы ТО.

Рис. 12.2. Классификация видов ТО

Для анализа системы ТО и Р кратко изложим назначение видов ТО, их периодичность и трудоемкость.

Ежедневное ТО проводится при смене караула. Работы выполняет личный состав дежурного караула под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – определить техническую готовность. Трудоемкость работ не нормируется. По опыту работы она не превышает 2 чел.-ч.

Техническое обслуживание на пожаре Тп. Осуществляется оно на пожаре. Контроль осуществляет водитель пожарного автомобиля.

Цель контроля – осуществлять эксплуатацию ПМ в соответствии с рекомендованными технической документацией режимами. Трудоемкость не нормируется.

Техническое обслуживание после пожара Тпп. Проводится в пожарной части. Работу выполняет водитель и пожарные под руководством командира отделения.

Цель обслуживания – восстановление технической готовности. Продолжительность работ не нормируется, но по опыту оно, в среднем, не превышает 2 чел.-ч.

Обслуживание один раз в десять дней. Проводит водитель. Проверяется плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Регламентные виды технического обслуживания осуществляются силами водителей и пожарных. При этом, как правило, не требуется привлечение специального оборудования и вывод ПМ из состава дежурной смены.

Нормативные или плановые ТО-1 и ТО-2 предназначены для определения технического состояния эксплуатируемых машин, обслуживания систем базового шасси (систем смазки, охлаждения, питания топливом и др.), а также механизмов и систем пожарной надстройки.

Перечень работ ТО-1 и ТО-2, периодичность их проведения установлены в Наставлении по технической службе.

Проводимые ТО в плановом порядке должны обеспечить эффективное применения пожарных машин в периоды между обслуживаниями.

Техническое обслуживание ТО-1 проводят водители ПМ в пожарных частях, используя приборы и инструмент поста технического обслуживания.

ТО-2 проводится в пожарных частях технической службы с участием водителя ПМ.

В виде исключения допускается проведение ТО-2 в пожарной части водителями обслуживаемого автомобиля под руководством старшего водителя.

1. Периодичность технического обслуживания указана в километрах общего пробега. Общий пробег складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега.

2. Указанная нормативная периодичность технического обслуживания распространяется на пожарные автомобили, эксплуатирующиеся в умеренном климатическом районе для 3 категории условий эксплуатации.

3. Корректировка нормативов периодичности технического обслуживания осуществляется отделом (отделением) пожарной техники УГПС, ОГПС в зависимости от условий эксплуатации согласно таблицам 1,2,3 приложения 15 к Наставлению.

Время пребывания ПМ на техническом обслуживании не должно превышать:

Для ПМ на большегрузных шасси, пожарных автолестниц и пожарных автоподъемников с высотой подъема более 50 м, пожарных машин, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, при ТО-2 допускается увеличение времени простоя до пяти дней.

Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания составляют от трудоемкости ТО-2:

холодного климатического района 30%;

для прочих климатических районов 20%.

В соответствии с табл.12.1 все ПМ после указанных величин пробегов подвергаются техническому обслуживанию. Если же в течение месяца или года величины пробегов машин были меньше нормативных значений, то они должны подвергаться установленному виду технического обслуживания.

При ТО ПМ могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО. При его превышении ПМ подвергается текущему ремонту.

Ремонт ПА. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению работоспособностиДля ПА установлены основные агрегаты, базовые и основные детали в них. Например, основной агрегат – двигатель и сцепление. Базовыми деталями для него являются: блок цилиндров, головка блока цилиндров, коленчатый вал и т.д., основные детали перечислены в Наставлении по технической службе ГПС. Изложенная классификация важна для уяснения вида ремонтов.

В ГПС ремонт ПА подразделяется на следующие виды:

для автомобилей: текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР);

для агрегатов: текущий, капитальный.

Ремонты производят в пожарных частях и подразделениях технической службы (рис. 12.3).

Рис. 12.3. Места проведения ремонтов

Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности механизмов или замены отдельных агрегатов, в том числе, одного основного. Кроме того, выполняются крепежные, сварочные, слесарно-механические и другие работы.

Трудоемкость ТР нормируется в пределах от 15 чел.-ч/1000 км (ГАЗ-66 и др.) до 20,5 чел.-ч/1000 км общего пробега (КамАЗ). Это в 2,5 – 3 раза больше трудоемкости на ТР базового шасси.

Средний ремонт пожарного автомобиля предусматривается, если требуется капитальный ремонт двигателя. Возможна также замена нескольких агрегатов (в том числе, двух-четырех основных).

Пробег ПА до капитального ремонта двигателя находится в пределах от 70000 (ГАЗ-66) до 130000 км (КамАЗ 43102, Урал-43202).

Трудоемкость работ при СР находится в пределах от 315 чел.-ч (ГАЗ-66 и др.) до 450 чел.-ч (Урал-43202, КамАЗ). При этом до 50 % трудоемкости приходится на ремонт шасси.

Время простоя ПА в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, систем, приборов.

Агрегаты подвергаются КР в случае, если базовая и основные детали требуют ремонта, а также, если работоспособность агрегата не может быть восстановлена или восстановление экономически нецелесообразно при ТР.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в перово 2 я владимирская

Периодичность пробега ПА до капитального ремонта изменяется в пределах от 80000 км (ГАЗ-66) до 170000 км общего пробега (ЗИЛ, КамАЗ). Трудоемкость КР находится в пределах от 520 чел.-ч (ГАЗ-66 и др.) до 800 чел.-ч (Урал 43202, КамАЗ, ЗИЛ-130). Это почти в два раза больше трудоемкости КР базового шасси.

Время простоя ПА в КР не должно превышать 60 календарных дней.

Тема №5. Подвижные средства технического обслуживания и ремонта , состоящие на вооружении подразделений ТТО.

Занятие №1/1 «Назначение, общее устройство и
основное оборудование подвижных ремонтных
мастерских»
2

Комплект подвижных средств ремонта
бронетанкового вооружения и техники
Основу любого комплекта подвижных средств ремонта вооружения и техники составляют
подвижные мастерские. Необходимость их появления возникла в результате насыщения
войск техническими средствами вооруженной борьбы.
Подвижная мастерская – техническое средство, предназначенное для выполнения
определенной номенклатуры работ по ремонту вооружения и техники или их систем в
полевых условиях личным составом ремонтных органов.
Первые образцы подвижных средств ремонта были разработаны в 1935 году Академией
механизации и моторизации Красной Армии. Они предназначались для ремонта
автомобилей и получили название ПМ-3 и ПМ-2-6. В 1938-1939гг. был разработан комплект
инструмента и приспособлений для ремонта танков Т-26, БТ-5, БТ-7. Этот комплект был
уложен в мастерские, и они получили наименование – демонтажно-монтажная мастерская
ТРМ-1 (типа А) и универсальная мастерская ТРМ-Б (типа Б) для производства сварочных,
кузнечных, слесарно-механических, вулканизационных и грузоподъемных работ.
Использование данного комплекта мастерских во
время Великой Отечественной войны выявило
ряд
недостатков,
которые
снижали
эффективность их применения. Основными
недостатками
являлись:
низкие
производственные
возможности,
отсутствие
собственных
источников
энергии,
низкая
проходимость транспортной базы и т.д.
3

В настоящее время комплектом, состоящим из 5 типов
мастерских (ТРМ-А-80, СРЗ-А, МС-А, МРМ, МЭС),
возможно выполнить основную номенклатуру работ по
войсковому ремонту БТВТ в полевых условиях.
Дополняют возможности этого комплекта бронированные
ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1 и БРЭМ-2.
Данные технические средства ремонта поступают на
оснащение ремонтных рот танковых и мотострелковых
частей
и
ремонтно-восстановительных
батальонов
танковых и мотострелковых соединений.
4

Транспортная база.
Современные танкоремонтные мастерские смонтированы на шасси
грузового автомобиля повышенной проходимости. Серийный автомобиль
доукомплектовывается коробкой отбора мощности для привода
энергетической установки, на ряде шасси установлена механическая лебедка
с приводом от двигателя автомобиля. Механическая лебедка используется
для выполнения грузоподъемных работ (ТРМ-80, МТО-80) или для
эвакуационных работ и самовытаскивания (МЭС, МС-А, СРЗ-А, МРМ).
Бронированные ремонтно-эвакуационные машины изготовлены на базе
броневого корпуса объектов БТВТ (БРЭМ-1 на базе танка Т-72, БРЭМ-2 на
базе БМП-2 и др.).
13

Типовое устройство подвижной ремонтной мастерской
Элементы ПСР
Назначение
1. Транспортная база.
предназначена для передислокации ремонтного
средства
и
обеспечения
энергетического
оборудования механической энергией.
2. Производственное
помещение.
предназначено
для
размещения
средств
технологического оснащения и личного состава при
перемещении и организации рабочих мест при
ремонте БТВТ.
3. Энергетическое
оборудование.
предназначены
для выполнения работ по
восстановлению работоспособности изделий БТВТ в
полевых условиях, составляют основу подвижного
средства ремонта и определяют его возможности.
4.Средства технологического
оснащения.
предназначено для обеспечения производственного
процесса ремонта различными видами энергии.
5. Средства обеспечения
ремонтных работ.
предназначены для обеспечения технологических
операций
запасными
частями,
материалами,
нормалями и т.п.
6. Вспомогательное
оборудование.
предназначено для обеспечения нормальной
работы личного состава и средств технологического
оснащения в различных условиях использования
мастерской.
12

Производственное помещение.
В настоящее время в качестве производственного помещения
широко используется унифицированный каркасно-металлический
кузов КМ-131 или бескаркасный кузов-фургон К-131.
Ряд подвижных мастерских имеют второе производственное
помещение – палатку. Палатка устанавливается рядом с машиной,
и в ней организуются рабочие места по ремонту БТВТ или
отдельных систем с использованием выносного оборудования
(ТРМ-80, МС-А, СРЗ-А).
14

Энергетическое оборудование.
В состав энергетического оборудования, как правило, входят
источники энергии (первичные и вторичные), коммутационная
и распределительная аппаратура, устройства передачи
энергии, защитные устройства. К вторичным источникам
относятся различные преобразователи тока и напряжения –
преобразователи, трансформаторы и т.п.
Подвижные средства ремонта имеют собственную
электросиловую установку с приводом от двигателя
шасси.
В
качестве
первичного
источника
электрической энергии выступает или силовой
генератор мастерской, или посторонний источник тока.
15

Средства технологического оснащения.
Состав средств технологического оснащения находится в прямой зависимости от
назначения подвижного средства ремонта и перечня выполняемых работ.
Подвижные средства ремонта комплектуются как средствами технологического
оснащения
общемашиностроительного
назначения,
так
и
специально
разработанными. Они размещаются в специальных ящиках, на стеллажах,
верстаках и т.п.
В процессе работы
мастерской
средства
технологического
оснащения
могут
использоваться как
внутри мастерской,
так и снаружи.
16

Средства обеспечения ремонтных работ.
Состав средств обеспечения ремонтных работ зависит от назначения
ремонтной мастерской. Средства обеспечения ремонтных работ являются
расходным материалами и пополняются в процессе эксплуатации.
17

Вспомогательное оборудование.
К вспомогательному оборудованию относятся:
•средства защиты от ОМП:
•фильтровентиляционная установка;
•дозиметрический прибор ДП-5В;
•автомобильный комплект для специальной обработки ДК-4.
•средства вентиляции и обогрева:
•вентиляторы;
•печь на твердом топливе или
•отопительная установка ОВ-65 (ОВ-95).
•бытовое оборудование:
•стулья складные;
•гамаки подвесные;
•ящики для бытовых вещей;
•комплект посуды общего пользования и т.д.
• шанцевый инструмент:
•ломы;
•лопаты;
•топоры,
•пилы и т.д.
18

Учебные вопросы:
1.Назначение,
техническая
характеристика
и
общее устройство ТРМ-А-80.
2. Основное
оборудование
и
правила
его
эксплуатации.
3.Хранение и техническое обслуживание ТРМ-А-80.
19

Учебный вопрос №1
Назначение, техническая характеристика и
общее устройство ТРМ-А-80.
20

Танкоремонтная мастерская ТРМ-А-80
Танкоремонтная
мастерская
ТРМ-А-80
предназначена для проведения демонтажномонтажных,
электросварочных,
слесарномеханических и регулировочных работ, а
также
для
подзарядки
аккумуляторных
батарей при войсковом ремонте БТВТ в
полевых условиях.
21

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РАБОТЫ

-демонтажно-монтажные
и
регулировочные
работы;
-электродуговая сварка черных металлов и
ручная
аргонно-дуговая
сварка
черных
металлов, алюминия и его сплавов;
-устранение простых неисправностей в системе
электрооборудования и замена электрических
агрегатов и приборов;
-несложные
слесарно-механические
работы(изготовление
крепежных
деталей,
заточка инструмента, сверление отверстий);
-подзарядку
аккумуляторных
батарей
ремонтируемого объекта в целях обеспечения
запуска двигателя;
22

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Шасси
Трехосный автомобиль ЗИЛ-131
с лебедкой и коробкой отбора
мощности КОМ -1
Кузов
— КМ-131,
Экипаж, чел.
-4
Масса мастерской, кг.
— 10200
Запас хода, км.
— 650-750
Макс. скорость, км/ч
— 80
Средний расход топлива на 100 км — 50
Мощность двигателя л/с
— 150
Вместимость топливных баков, л
— 340
Мощность генераторов, кВт
силового
-5
сварочного
— 12
Кран стрела:
грузоподъемность, кгс
-1500
вылет крюка, мм
— 2400
высота подъема крюка, мм
— 3500
Время развертывания мин.
— 25
Время свертывания мин.
— 25
23

Общее устройство ТРМ-А-80
Подвижная танкоремонтная мастерская ТРМ-А-80 состоит:
-шасси автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой (для повышения
проходимости
шасси
снабжено
централизованной
системой регулирования давления в шинах с внутренним
подводом воздуха. При уменьшении давления в шинах
уменьшается удельное давление на грунт и повышается
проходимость
мастерской.
Управление
системой
регулирования давления в шинах осуществляется из
кабины водителя) ;
-кузова
КМ-131
(предназначен
для
размещения
специального
оборудования,
инструмента
и
принадлежностей, а также экипажа, его оружия и личных
вещей);
-оборудования
и
инструмента
для
технического
обслуживания и войскового ремонта БТТ.
24

Южно — Уральский
Государственный Университет
Учебный вопрос №2
Основное оборудование и правила его
эксплуатации.
25

Схема размещения оборудования

1 – главный щит; 2 – щит сварщика и зарядки АКБ; 3 – преобразователь; 4 –
стеллаж;
5 – скамейка; 6 и 17 – верстаки; 7 – шлифовальная электрическая
машина ИЭ-2004;
8 – тиски; 9 – штатив сверлильной машины со сверлилкой
ИЭ-1021; 10 – печь;
11 – агрегатная подставка; 12 – палатка; 13 –
бытовой шкаф; 14 – аптечка; 15 – пенал для бутылок; 16 – гидропресс; 18 –
стеллаж для ящиков; 19 – кронштейны крепления оружия; 20 – выпрямитель; 21 –
радиостанция Р-123М; 22 – электросварочно-силовая установка
26

1 – главный щит; 2 – щит сварщика и зарядки АКБ; 3 – преобразователь; 4 – стеллаж;
5 – скамейка; 6 и 17 – верстаки; 7 – шлифовальная электрическая машина ИЭ-2004;
8 – тиски; 9 – штатив сверлильной машины со сверлилкой ИЭ-1021; 10 – печь;
11
– агрегатная подставка; 12 – палатка; 13 – бытовой шкаф; 14 – аптечка; 15 – пенал для
бутылок; 16 – гидропресс; 18 – стеллаж для ящиков; 19 – кронштейны крепления оружия;
20 – выпрямитель; 21 – радиостанция Р-123М; 22 – электросварочно-силовая установка
29

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование мастерской рассчитано на питание
электроэнергией от генератора переменного тока или от
постороннего источника переменного трехфазного тока
напряжением 380/220 В, а также от аккумуляторных батарей
мастерской.
Для распределения электрической энергии между
потребителями в мастерской установлен главный щит, в
котором размещено защитно-отключающее и блокировочное
устройство
В электрооборудование мастерской входят:
• Электросварочно-силовая установка;
• Главный щит.
• Панель ввода и вывода.
• Выпрямитель
• Электрические сети
• Прибор контроля изоляции ПКИ-2
30

Электросварочно-силовая установка

• предназначена для питания электроэнергией
потребителей переменным трехфазным током
напряжением 220 В и для электродуговой сварки
металлов.
Электросварочно-силовая установка состоит:
• сварочного генератора
• генератора переменного тока
• привода электросварочно-силовой установки
• датчика регулятора оборотов.
Сварочный генератор ГД-304 предназначен для
однопостовой ручной дуговой сварки черных и
цветных металлов постоянным током на
крутопадающих внешних характеристиках. На
жестких внешних характеристиках генератор
используется для подзарядки аккумуляторных
батарей.

Главный щит

• предназначен для распределения электрической
энергии, защиты сетей мастерской от перегрузок и
коротких замыканий, автоматического
выключения зажигания двигателя шасси
автомобиля, когда его обороты при включенной
электросиловой установке превысят допустимые,
а также для автоматического отключения
источника напряжения в случае возникновения
напряжения 20-24 В переменного тока между
корпусом мастерской и землей.

Читайте также:  В состав входят запчасти для ремонта техники

Панель ввода и выводов

• предназначена:
— для подключения электрической сети мастерской к
источнику переменного трехфазного тока
напряжением 380/220 В или к сети мастерской
трехфазного потребителя 380/220 В (другая
мастерская);
— для питания однофазных потребителей 220 В и
выносного электроинструмента напряжением 36 В;
— для подключения переносных ламп 24 В и штыря
заземления.

Электрические сети

Сеть переменного тока напряжением 380/220 В
Источником переменного тока является синхронный генератор ЕС-52-4У2
напряжением 230 В или внешний источник переменного трехфазного тока
напряжением 380/220 В.
Потребителями сети напряжением 380/220 В являются:
— понижающий трансформатор в цепи возбуждения сварочного генератора;
— выпрямитель;
— преобразователь частоты тока ИЭ-9401;
— трансформатор освещения мастерской;
— электросветильники для освещения палатки.
Сеть переменного тока напряжением 24 В
Источником сети служит понижающий трансформатор ОСО-0,25 220/24 В,
установленный в главой щите. Потребителями сети являются внутреннее освещение
мастерской и электродвигатель вентилятора.
Рабочее освещение кузова осуществляется шестью потолочными плафонами
автобусного типа с лампами. Для дополнительного освещения рабочих мест в кузове
установлен светильник местного освещения.
Щит светомаскировки предназначен для автоматического выключения освещения
мастерской при открывании входной двери кузова и для включения
светомаскировочного освещения.
Сеть переменного трехфазного тока 36 В, 200 Гц предназначена для обеспечения
электроэнергией электросверлильной машины и электрошлифовальной машины.
Источником переменного тока напряжением 36 В, частотой 200 Гц является
преобразователь частоты тока ИЭ-9401.

Прибор контроля изоляции ПКИ-2

• предназначен для постоянного контроля состояния
электрической изоляции электрооборудования
относительно корпуса мастерской и для сигнализации о
снижении сопротивлении изоляции до критической
величины. Он применяется только в сетях с
изолированной нейтралью.
Подключение мастерской к внешнему источнику тока
В целях экономии моторесурсов, а также при неисправной
электросиловой установке мастерская может быть
подключена к внешнему источнику тока напряжением
380/220 В. Такими источниками являются другая
подвижная танкоремонтная мастерская, подвижные
электростанции и промышленная сеть.

Оборудование мастерской

ОБОРУДОВАНИЕ МАСТЕРСКОЙ
1. Оборудование для электродуговой сварки
металлов включает себя сварочный генератор ГД304 с реостатом дистанционного регулирования,
щит сварщика и зарядки АБ, а также инструмент
и принадлежности. Кроме того, для сварки
алюминиевых сплавов в мастерскую
укладывается горелка для аргоно-дуговой сварки,
баллон с аргоном и редуктор. Горелка
предназначена для сварки в среде аргона
плавящимся (вольфрамовым) электродом
алюминия и других цветных металлов (магния,
титана, нержавеющей стали). Горелка
обеспечивает работу с вольфрамовым электродом
диаметром 2—6 мм.

Кран-стрела

• предназначается для снятия и установки агрегатов и узлов танков при
ремонте. Для поднятия и опускания груза используется механическая
лебедка шасси.
Техническая характеристика
Грузоподъемность, кг 1500
Вылет крюка, мм
2400
Высота подъема крюка, мм 3500
Скорость подъема и опускания груза, м/мин
0,8—1,8
Масса, кг
125
Количество личного состава, необходимого для установки (снятия) кранастрелы, чел.
3
Время развертывания из походного положения в рабочее,
мин
10—15
Допустимая скорость для передвижения машины с грузом на крюке,
км/ч
3—5

Палатка

• предназначена для укрытия танка при его ремонте в
полевых условиях в ненастную погоду в любое время
года. Палатка представляет собой шатер с прямоугольным
основанием, четырехскатной крышей с разъемом по
диагонали для подхода мастерской с краном-стрелой при
демонтаже и монтаже основных агрегатов ремонтируемой
машины.

Гидравлический домкрат

• предназначен для подъема тяжестей массой до 30 т.
Техническая характеристика домкрата
Грузоподъемность, т 30
Высота подъема груза, мм 170—180
Высота вывинчивания винта с головкой, мм 100
Минимальная высота, мм 348
Рабочая жидкость Стеол-М
Вместимость системы, л 1,9
Масса в рабочем состоянии с рукояткой, кг 36,5

Сверлильная машина ИЭ-1021

• предназначена для сверления отверстий в стали, мягких
металлах и дереве, а также для работы со сменными
наставками-гайковертами, наставками-ножницами
ножевыми и вырубными и зачистной щеткой.
Наибольший диаметр сверления, мм 14
Скорость вращения шпинделя, об/мин 950
6.Электрическая шлифовальная машина ИЭ-2004
•Предназначена для зачистки сварных швов, ржавчины и снятия
старой краски. А также для заточки инструмента. Крепится на
специальном кронштейне на верстаке.
Диаметр шлифовального круга, мм 150
Скорость вращения шпинделя, об/мин 3800

Инструмент, приспособления и принадлежности для обслуживания и ремонта БТВТ

• Специальный инструмент и приспособлениями для войскового
ремонта БТВТ – единый комплект универсальных приспособлений ЕКУП и
единый комплект специальных ключей ЕКСК.
• Слесарно-монтажный, режущий и измерительный инструмент
Мастерская укомплектовывается наиболее ходовым слесарно-монтажным, режущим
и измерительным инструментом общего назначения, который в основном
применяется при ремонте бронетанковой техники и устранении мелких поломок и
неисправностей в процессе обслуживания. Укладывается инструмент в ящиках
верстака и в инструментальных ящиках.
• Комплект приборов и инструмента электрика предназначен для
проверки, регулировки и устранения мелких неисправностей электрооборудования.
• Комплект ручного механизированного инструмента предназначен
для отвинчивания и навинчивания крепежных деталей при войсковом ремонте
бронетанковой техники. В комплект входят ручной реверсивный гайковерт,
реверсивный коловоротный ключ и фрикционный ключ.

Обогревательная печь

Обогревательная печь
Служит для отопления кузова мастерской. Печь расположена в правом заднем
углу кузова и прикреплена к полу тремя болтами. Дымовая труба выведена
наружу через лючок в задней стенке кузова, наружное колено трубы при
движении мастерской снимается и крепится внутри кузова.
При работе ФВУ лючок вывода дымовой трубы должен быть плотно закрыт.
Стенки кузова защищены от действия тепла листовым асбестом и сталью.

СРЕДСТВА СВЯЗИ
Средства связи мастерской включают радиостанцию Р-123М и
переговорное устройство Р-124.
Радиостанция Р-123М предназначена для обеспечения
двусторонней радиосвязи между мастерской и другими
объектами как на стоянке так и в движении
44

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ОМП
• Фильтровентиляционная установка ФВУА-100Н-24
предназначена для защиты экипажа и оборудования мастерской от радиоактивной
пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств.
• Дозиметрический прибор.
Радиометр-ренгенометр ДП-5Б предназначен для обнаружения и
количественного определения бета-заряженности поверхностей различных
предметов в полевых условиях. Радиометр может быть использован также для
измерения малых уровней гамма –радиации.
45

Автомобильный комплект для специальной обработки военной техники

• Для проведения дезактизации, дегазации и дезинфекции мастерской в
кузове укладывается специальный комплект ДК-4-63

Развертывание мастерской
Развертывание мастерской заключается в подготовке к
работе оборудования, инструмента, принадлежностей и
рабочих мест.
При развертывании мастерская устанавливается по
возможности на ровную площадку на расстоянии не
более 10 м от ремонтируемого объекта и заземляется.
В непосредственной близости от мастерской (не далее
10 м) развертывается палатка. Удаление палатки от
мастерской определяется длиной электропроводов.
Развёртывание
считается
законченным,
если
организованы все посты и они готовы для принятия машин в
ремонт, когда установлена палатка ПБ-60, кран-стрела,
оснащены
инструментом,
оборудованием
и
приспособлениями все посты.
Время на развёртывание — 25 мин.
47

При развёртывании на местности организовывать
следующие рабочие посты (места):
1. Пост демонтажно-монтажных работ, на котором
развёртываются:
брезентовая палатка ПБ-60;
подготавливается единый комплект универсальных
приспособлений ЕКУП;
выносится механизированный инструмент:
инструмент с электроприводом (высокочастотный);
инструмент с ручным приводом;
единый комплект специальных ключей ЕКСК;
подставки под двигатель, БКП, гитару;
готовится подъёмно-транспортное оборудование:
устанавливается кран-стрела, приспособления для
разгрузки рессор и рамы;
выносится гидравлический домкрат.
49

2. Пост проверки и несложного ремонта
электрооборудования.Оснащается выносным
комплектом приборов и инструмента электрика
(организуется непосредственно на ремонтируемой
машине).
3. Пост слесарно-подгоночных работ.
Организуется в кузове ТРМ-А-80.
Используются:
слесарный верстак и инструмент
общего назначения.
В мастерской развертываются следующие рабочие
места: электросварщика, слесаря-электрика
(аккумуляторщика), слесаря.
50

Свертывание мастерской
Для перемещения в новый район мастерская
свёртывается.
Всё
оборудование
чистится,
протирается, укладывается на свои места и крепится
по-походному.
Свёртывание
мастерской
заключается
в
свёртывании палатки, разборке и укладке кранстрелы,
в
укладке
очищенного
инструмента,
оборудования и приспособлений на свои места и
креплении их по-походному.
Время свёртывания — 20 мин.
51

Южно — Уральский
Государственный Университет
Учебный вопрос №3
Хранение и техническое обслуживание ТРМ-А-80.
52

Хранение мастерской
Мастерская в случае перерыва в эксплуатации на срок более 30 суток подлежит
постановке на хранение. При перерыве в эксплуатации на срок менее года мастерская
ставится на кратковременное хранение. Если планируется не эксплуатировать
мастерскую более года, она ставится на длительное хранение.
При хранении мастерской более шести месяцев автомобиль следует установить на
колодки и понизить давление в шинах до 1 кгс/см.
Подготовка к хранению слагается из трех основных этапов:
-проверки технического состояния и устранения выявленных неисправностей
оборудования мастерской;
-проверки укомплектованности мастерской;
-защиты от коррозии поверхностей кузова, деталей,
оборудования.приспособлений,инструмента и принадлежностей, не имеющих
антикоррозийного покрытия.
Место хранения мастерской должно обеспечивать:
-удобство размещения и полную сохранность независимо от погодных условий и срока
хранения;
-удобство технического обслуживания;
-пожарную безопасность;
-надежную охрану.
При хранении мастерских применяются два способа их консервации:
-консервация с герметезацией кузова или мастерской в целом с использованием
влагопоглатителей;
-консервация без герметезации.
53

Техническое обслуживание мастерской
Техническое обслуживание мастерской заключается в своевременном ,полном и
качественном выполнении смазочных, крепежных, регулировочных и ремонтных работ по
шасси автомобиля, кузову, оборудованию, приборам и инструменту.
Для танкоремонтной мастерской предусмотрены следующие виды ТО:
-контрольный осмотр (перед началом работы);
-ежедневное ТО (после работы);
-ТО№1 (через 25-30 ч работы);
-ТО№2 (через 50-60 ч работы).
Обслуживание шасси производится по срокам и объемам, предусмотренным
Инструкцией по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131.
Одновременно с проведением технического обслуживания шасси должно проводиться и
техническое обслуживание кузова.
Объем работ по обслуживанию кузова при контрольном осмотре включает проверку
крепления кузова на шасси, крепления запасного колеса, дверей и люков кузова,
открывающихся окон. Трапа. брызговиков, подкузовных багажных ящиков, ФВУ и другого
оборудования.
При других видах обслуживания дополнительно производятся мойка и чистка кузова, а
также смазка солидолом замков, петель защелок и шарнирных соединений крепления
запасного колеса.
При определении периодичности и обема технического обслуживания двигателя и
агрегатов автомобиля кроме общего пробега мастерской следует учитывать также время
работы двигателя на стационарном режиме(на привод силового генератора),принимая 1ч
стационарной работы привода силового генератора эквивалентным 30 км пробега
автомобиля.
54

Читайте также:  Ремонт бытовой техники зеленоград на дому

Литература:

Подвижная танкоремонтная мастерская ТРМ-А-80,
Техническое описание и инструкция по эксплуатации –
М.: Воениздат, 1980.
Тема и место проведения следующего занятия: Тема №5.
Подвижные средства технического обслуживания ремонта.
Занятие №2 «Назначение, общее устройство и основное
оборудование подвижных ремонтных мастерских (МЭС)». 2
часа (групповое). Класс 213.
56

Назначение и структура подразделений технического обслуживания и ремонта части, соединения

ВОЙСКОВЫЕ РЕМОНТНЫЕ СРЕДСТВА

Ремонтные подразделения, воинские части и предприятия бывают подвижные и стационарные.

Подвижные ремонтные подразделения и воинские части оснащены подвижными ремонтными мастерскими, специальной техникой и установками, оборудованием, производственными палатками и другими материально-техническими средствами, размещаемыми и перевозимыми на транспорте. Они способны перемещаться в полном составе в заданные районы, где в состоянии частичного или полного развертывания могут выполнять ремонт машин и их составных частей в соответствии с установленными специализацией и производственными мощностями.

Стационарные ремонтные подразделения, воинские части и предприятия располагаются в установленных пунктах дислокации и не предназначены для перемещения в полном составе к местам ремонта машин и их составных частей. Они могут иметь подвижные (выездные) подразделения.

При расположении в пунктах постоянной дислокации подвижные ремонтные подразделения и воинские части используют для осуществления производственной деятельности пункты технического обслуживания и ремонта (ПТОР) войсковых частей и стационарные ремонтные базы соединений, а также оборудование и оснастку, которыми они обеспечиваются по установленным нормам.

Подвижную материальную часть разрешается использовать только:

· при выходе воинских частей (подразделений) на тактические учения или сборы;

· при действии воинской части (подразделения) в отрыве от постоянного места дислокации;

· при отсутствии стационарных средств ремонта — с разрешения начальника, автомобильного управления Вооруженных Сил;

· для обучения личного состава.

Во всех случаях об использовании подвижной материальной части объявляется в приказе командира воинской части с указанием цели и времени использования.

В современных условиях без массового использования автомобильной техники невозможно осуществить быстрое и скрытое сосредоточение войск, поддерживать высокий темп их наступления, совершить значительный маневр, обеспечить подвоз материальных средств и эвакуацию вышедшей из строя техники. Вместе с тем приходится учитывать, что увеличение плотности автомобильной техники в боевых порядках войск, с одной стороны, и рост огневых возможностей подразделений и частей противника, с другой стороны, неизбежно приведут к увеличению потерь автомобильной техники.

Это обстоятельство резко повышает роль ремонтно-эвакуационных подразделений. Наличие хорошо оснащенных технологическим оборудованием и укомплектованных личным составом ремонтных подразделений и частей является одним из решающих факторов, обеспечивающих высокий уровень боевой готовности.

Задачи подвижных автомобильных ремонтных мастерских по возвращению в строй максимального количества поврежденных и неисправных машин различного назначения могут быть решены успешно при условии:

· если силы и средства ремонтных подразделений будут способны быстро выдвигаться к местам наибольшего скопления поврежденной техники для ремонта ее на месте повреждения;

· если офицеры и специалисты – ремонтники, автомобильной службы будут в совершенстве подготовлены для ведения работ по ремонту и эвакуации машин во всех видах боя.

К войсковым ремонтным подразделениям автомобильной техники относятся:

· отделение технического обслуживания;

· ремонтный взвод автомобильной техники;

· ремонтная рота автомобильной техники.

Основным предназначением войсковых ремонтных подразделений является производство текущего ремонта машин, на долю которого приходится более 75 % общего числа автомобильной техники, требующей ремонта.

Предназначение и условия применения войсковых ремонтных подразделений предъявляет к ним ряд требований:

· постоянная готовность к работе;

· высокая подвижность, маневренность и делимость, способность автономно производить ремонт машин в местах их выхода из строя, в эксплуатирующих подразделениях;

· универсальность – способность производить ремонт машин различных марок и типов, в том числе комплексный ремонт специальных машин во взаимодействии с ремонтными подразделениями родов войск, специальных войск и служб;

· живучесть в условиях применения современного оружия.

Отделение технического обслуживания — штатное подразделение батальонного звена общевойсковых и других подразделений, предназначено для проведения технического обслуживания, а в необходимых случаях для проведения текущего ремонта машин на готовых агрегатах и запасных частях.

Основными задачами, выполняемыми в мирное и военное время, отделения технического обслуживания являются:

· участие (совместно с водителями) в производстве всех видов технического обслуживания и текущего ремонта машин батальона;

· организация службы технической разведки ремонтного фонда (сопровождение боевых порядков, обнаружение и информация о местах и характере повреждений вышедшей из строя автомобильной техники);

· оказание технической помощи водителям поврежденных машин (неисправных) машин путем устранения мелких неисправностей или выдаче необходимых запасных частей.

Техническая оснащенность – подвижная мастерская технического обслуживания МТО-АТ. В подразделениях, имеющих многоосные машины – МТО-АТ-4ОС, а при наличии гусеничных машин – МТО – АТГ.

Ремонтный взвод автомобильной техники – включается, как правило, в состав ремонтной роты группы артиллерии бригады (части) или может являться самостоятельным подразделением (взвод технического обеспечения отдельного батальона материального обеспечения) и предназначен для проведения текущего ремонта машин на готовых агрегатах и технического обслуживания машин. Кроме того, на него возлагается эвакуация машин с поля боя в укрытия и сборные пункты поврежденных машин (СППМ). В отдельных случаях взвод может производить средний ремонт автомобильной техники на готовых агрегатах без ущерба для текущего ремонта и технического обслуживания машин.

Взвод состоит из двух отделений:

· разборочно-сборочных работ;

· слесарно-механических работ и текущего ремонта агрегатов.

Кроме того, во взвод дополнительно включается отделение технической диагностики и регулировочно-настроечных работ.

Возможности взвода по ремонту автомобильной техники зависят от наличия личного состава и могут быть определены по формуле:

N = nt / T,

где N — количество выполняемых текущих ремонтов в сутки;

n – число ремонтников;

t – рабочее время, ч;

Т – трудоемкость текущего ремонта, чел/ч.

Техническая оснащенность – подвижная авторемонтная мастерская ПАРМ-1М1, а при наличии в части многоосных машин – ПАРМ -1М1-4ОС. Отделение технической диагностики и регулировочно-настроечных работ оснащается мастерской МТО – АТ.

Ремонтная рота автомобильной техники входит в состав ремонтного восстановительного батальона и состоит:

· из управления;

· двух взводов по ремонту автомобильной техники;

· взвода специальных работ;

· отделения материально-технического обеспечения (склад материально-технического обеспечения);

· отделения регламентных работ и технической диагностики.

Ремонтная рота предназначена для проведения текущих и средних ремонтов машин на готовых агрегатах, текущего ремонта агрегатов и несложного ремонта деталей. Кроме того, на нее возлагается эвакуация поврежденных машин на СППМ соединения.

Количество личного состава от 72 до 100 чел.

Техническая оснащенность – подвижная авторемонтная мастерская ПАРМ -3М1, а также в отделении регламентных работ и технической диагностики мастерская МТО – АТ.

Возрастающие задачи по восстановлению военной автомобильной техники в период боевых действий предъявляют к подвижным ремонтным средствам ряд военно-технических требований:

· высокая подвижность, способность быстро развертываться для выполнения работ и свертываться для дальнейшего перемещения;

· большая производительность и универсальность по выполнению всего объема ремонта машин различных марок;

· автономность работы и производственная самостоятельность отдельных мастерских;

· укомплектованность мастерских простым и надежным оборудованием, станками, приспособлениями и инструментом;

· наличие коллективных средств защиты от радиоактивного заряжения;

· наличие необходимых запасов автомобильного имущества.

Предъявляемым требованиям в значительной степени отвечают подвижные автомобильные мастерские МТО-АТ, ПАРМ-1М1 и ПАРМ-3М1.

Автомобильная техника, восстановленная войсковыми ремонтными средствами, возвращается после ремонта непосредственно в свои подразделения и части.

Машины, не подлежащие восстановлению войсковыми ремонтными средствами, передаются вышестоящим ремонтным органам на местах выхода из строя и на СППМ частей и соединений.

Подвижная автомобильная мастерская (ПАРМ-1М1) предназначена для выполнения текущего ремонта автомобилей многоцелевого назначения и гусеничных машин на готовых агрегатах и деталях в полевых условиях.

ПАРМ-1М1 является штатным подвижным ремонтным средством воинских частей и соединений. Ее состав, производственное оборудование, оснащение комплектами инструмента и приспособлений позволяет восстанавливать в полевых условиях все основные типы автомобильной техники. Мастерские ПАРМ-1М1 имеют собственные электросиловые установки, что обеспечивает автономность их работы.

Автономность подвижных ремонтных мастерских и специальных установок, оборудование и оснащение их инструментом и приспособлениями позволяет использовать ПАРМ-1М1 как в полном составе, так и отдельными бригадами, исходя из конкретной обстановки и задач по восстановлению автомобильной техники.

В состав ПАРМ-1М1 входят:

· подвижные мастерские на автомобилях ЗИЛ-131, ремонтно-слесарная мастерская МРС-АТ-М1 с лебедкой и ремонтно-механическая мастерская МРМ-М1;

· специальные установки на прицепах, агрегат сварочный АДБ (6120) на одноосном прицепе 1-П-2,5 и передвижная зарядная электростанция мод. ЭСБ-4-ВЗ-1-М1 на одноосном прицепе 1-АП-1,5;

· специальный автомобиль ЗИЛ-131 под выносное оборудование с тентом, лебедкой и кран-стрелой-двуногой;

· комплекты оборудования, приспособлений и инструмента (отделения медницко-жестяницких и вулканизационных работ; постов мойки машин, кузнечных работ и смазочно-заправочных работ; общего пользования и выездного отделения по ремонту гусеничных и четырехосных машин).

В состав ПАРМ-1М1-4ОС дополнительно входят специальный автомобиль ГАЗ-66-05 с комплектом оборудования, приспособлений и инструмента для технического обслуживания и текущего ремонта специальных (четырехосных) колесных шасси и тягачей.

В МРС-АТ-М1 и палатке П-20 организуются рабочие места отделения разборочно-сборочных работ.

В МРМ-М1 и другой палатке П-20 организуются рабочие места и посты отделения слесарно-механических и специальных работ, кроме этого отделение развертывает посты кузнечных, моечных и смазочно-заправочных работ.

Пост кузнечных работ развертывается под навесом П-28, размером 2,8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *