Организация ремонта техники и сельскохозяйственных машин

Основы и система технического обслуживания и ремонта машин

Общие положения. Работоспособность сельскохозяйственных машин определяется рациональной эксплуатацией, которая включает их использование по назначению и совокупность работ по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и транспортированию.

Нормативные положения изложены в Комплексной системе технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ремонтно-обслуживающие воздействия согласно этой системе предусматривают техническое обслуживание (ТО) и ррморт» проведение котярах позволяет получить : необходимое техническое состояние и работоспособность машины в течение всего периода эксплуатации.

Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно включает очистку, контрольно-диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и обкаточные работы, консервацию, устранение мелких неисправностей.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности машины и восстановлению ее ресурса или составных частей.

Хранение — комплекс организационных и технологических мероприятий, обеспечивающих защиту от коррозии, старения и разукомплектования.

Транспортирование — время перемещения без использования по назначению.

Виды и периодичность технического обслуживания машин. При использовании машин предусматривают следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕЮ), плановые (ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонные (табл. 1).

Ежесменное техническое обслуживание проводят через 8 ,10 ч работы трактора или машины.

Сезонное техническое обслуживание тракторов и автомобилей выполняют 2 раза в год: перед началом весенне-летнего и осенне-зимнего периодов эксплуатации.

Таблица №1. Периодичность плановых ТО

* Цифры в скобках — для тракторов, решение о постановке на производство которых принято после 1 января 1982 г.
** Периодичность дана для третьей категории дорожных условий.

Периодичность технического обслуживания тракторов допускается определять по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах (у. з. га), комбайнов и сельскохозяйственных машин — в физических гектарах (физ. га). Коэффициенты перевода единиц наработки приведены в приложениях 1 и 2.

Периодичность технического обслуживания автомобилей в таблице 1 дана для третьей категории дорожных условий эксплуатации. Характеристики других дорожных условий приведены в приложении 3. Нормативы периодичности для них корректируют с помощью поправочных коэффициентов (приложение 4).

Техническое обслуживание тракторов при использовании. Оно складывается из следующих процессов. Ежесменное техническое обслуживание. НТО заключается в наружном осмотре, очистке и проверке утечек топлива и масла, уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; работы контрольных приборов; приборов освещения; сигнализации; тормозов, а также опробовании трактора на ходу.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: контроль воздухоочистителя и аккумуляторной батареи; слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива и масла; проверку уровня масла во всех емкостях и смазывание точек в соответствии с картой смазки.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: осмотр и проверку клапанного механизма двигателя, сцепления, механизма управления поворотом, тормозной системы и ходовой части; замену масла з емкостях согласно периодичности; промывку смазочной системы двигателя; проверку крепления составных частей трактора и двигателя.

Третье техническое обслуживание. ТО-3 включает в себя ресурсное диагностирование, позволяющее определить потребность в ремонте или обслуживании составных частей трактора. При ТО-3 проводят операции ТО-2 и дополнительно проверяют и регулируют основные системы двигателя (питания, смазочную, зажигания и т. д.), агрегаты трансмиссии и ходовой части, гидросистему, пневмосистему, электрооборудование https://a-contract.ru. Проверяют в движении работоспособность всех механизмов трактора.

Сезонное техническое обслуживание. Оно содержит следующие операции: замену охлаждающей жидкости, сортов масел, подключение (или отключение) обогревателя и радиатора смазочной системы, доведения плотности электролита до сезонной нормы, установку (или снятие) утеплительных чехлов.

Техническое обслуживание тракторов в особых условиях эксплуатации. Это обслуживание предназначено для подготовки трактора к работе в условиях пустынных и песчаных почв, низких и повышенных температур, каменистых и болотистых почв, высокогорья.

Техническое обслуживание комбайнов и самоходных машин при использовании. Оно подразделяется на следующие виды. Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО заключается в наружном осмотре, очистке воздухоочистителя и проверке утечек масла и воды; дозаправки машины топливом, маслом и водой, опробовании на ходу.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание системы очистки топлива и масла двигателя, клапанного механизма, рабочих органов машины (режущий и молотильный аппараты, транспортирующие устройства и т. д.); проверку и регулировку цепных и ременных передач, предохранительных муфт, сцепления, рулевого управления и тормозов.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя диагностированием; обслуживание систем питания, смазочной, тормозной, электрооборудования и гидросистемы.

Техническое обслуживание автомобилей. Этот вид обслуживания включает в себя процессы, подобные одноименным для тракторов.

Ежесменное техническое обслуживание. ЕТО содержит операции, аналогичные проводимым при ЕТО тракторов.

Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя операции ЕТО и дополнительно: обслуживание систем питания и зажигания; замену масла в двигателе; проверку уровня масла во всех емкостях и при необходимости долив; обслуживание аккумуляторной батареи, фильтров очистки топлива и масла; смазывание точек в соответствии с картой смазки.

Второе техническое обслуживание. ТО-2 содержит операции ТО-1 и дополнительно: проверку работоспособности двигателя и других составных частей автомобиля с помощью диагностирования; контроль и обслуживание приборов электрооборудования, освещения и сигнализации; проверку рулевого управления, тормозов и ходовой части.

Сезонное техническое обслуживание. Сюда входят операции, аналогичные проводимым для тракторов.

Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин при хранении. В системе технического обслуживания и ремонта машин предусмотрены следующие виды. Обслуживание при подготовке к длительному хранению. Его проводят не позднее чем через 10 дней с момента окончания использования машины.

При подготовке к хранению машину очищают, доставляют на место хранения, снимают составные части, подлежащие хранению на складах. Затем герметизируют полости и отверстия от проникновения влаги, пыли, консервируют поверхности рабочих органов, восстанавливают нарушенное лакокрасочное покрытие, устанавливают машину на подставки (подкладки).

Обслуживание в процессе длительного хранения. Его проводят раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях.

В процессе хранения проверяют правильность установки машины на подставках, комплектность, надежность герметизации, состояние антикоррозионных покрытий.

Обслуживание при снятии с длительного хранения. Его проводят за 15 дней до начала использования.

При снятии с длительного хранения машину снимают с подставок, очищают, расконсервируют ранее снятые составные части и устанавливают их на машину, смывают антикоррозионные покрытия с рабочих органов. При обнаружении коррозии ее удаляют и подкрашивают поврежденные места. Проверяют работу машины на ходу и выполняют необходимые регулировки.

Виды и периодичность ремонта машины. Работоспособность машин восстанавливают в процессе текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт (ТР). Обычно текущий ремонт выполняют во время эксплуатации машины для восстановления ее работоспособности. Он заключается в замене или восстановлении отдельных неисправных составных частей. При этом неисправные составные части могут быть заменены отремонтированными или новыми, если другие основные части сохраняют еще значительный остаточный ресурс.

Текущий ремонт комбайнов проводят после окончания сезона уборки по результатам технического диагностирования; неплановый ремонт выполняют для устранения последствий отказов или предупредительных работ.

Текущий ремонт сельскохозяйственных машин состоит из планового и непланового ремонта, который выполняют после сезона полевых работ.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируется по периодичности, и его проводят для обеспечения и восстановления работоспособности (по потребности или с профилактической целью).

Капитальный ремонт (КР). Этот вид ремонта предназначен для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса машины путем замены или восстановления любых составных частей, в том числе и базовых. Различают капитальный ремонт машины и капитальный ремонт составных частей.

Капитальный ремонт включает очистку, разборку, дефектацию, замену, ремонт или восстановление деталей, сборку, регулировку, обкатку, окраску и испытание. Уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от показателей новых машин.

Периодичность проведения капитального ремонта тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приведена в приложениях 5, 6 и 7.

Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.

Организация работ и средства технического обслуживания машинно-тракторного парка зависят от вида и места проведения ТО. Организация технического обслуживания машин. Операции ТО выполняет специализированный персонал.

Тракторист-машинист (механизатор) проводит ежесменное техническое обслуживание машины и устраняет простые неисправности.

Мастер-наладчик и механизатор выполняют ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание.

Мастер-наладчик и слесарь проводят ежедневное обслуживание зерноуборочных комбайнов и сложных машин, особенно при их групповом использовании.

Мастер-наладчик и мастер-диагност с механизатором проводят ТО-3 тракторов.

Неисправности, обнаруженные при номерных технических об-служиваниях, мастер-наладчик устраняет в том случае, если продолжительность ремонтных работ составляет не более 2 ч. Сложные дефекты устраняют слесари по ремонту с участием механизатора.

Рабочие машинных дворов с привлечением механизаторов выполняют техническое обслуживание при хранении машин.

В зависимости от сложности технического обслуживания его проводят на одном из следующих уровней:

  • первый уровень — место работы машины (чаще полевые условия);
  • второй уровень — бригады, отделения хозяйств или механизированные отряды;
  • третий уровень — центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) хозяйств;
  • четвертый уровень — ремонтно-технические предприятия (РТП) районных или межхозяйственных объединений.

Техническое обслуживание на первом уровне выполняют использованием передвижных средств* на остальных — стацио нарных средств, которыми оснащены пункты и станции технического обслуживания.

Передвижные средства технического обслуживания. Они включают агрегаты технического обслуживания, передвижные диагностические установки и передвижные ремонтные мастерские.

Агрегаты технического обслуживания (АТО) предназначены для проведения в полевых условиях: наружной очистки машин; заправки смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; подкачки шин колес и продувки воздухом сердцевин радиаторов; смазки подшипников консистентной смазкой; проверки и регулировки отдельных механизмов машин и устранения мелких неисправностей.

Читайте также:  Обучение мастеров по ремонту бытовой техники новосибирск

Для сельского хозяйства выпускают агрегаты АТО-9966Г на шасси автомобиля ГАЗ-66-01, АТО-9966Е на шасси ГАЭ-53-12-01, АТО-4822 на шасси Г’АЗ-52-01, АТО-9993 на самоходном шасси Т-16М и АТО-1500Г на шасси прицепа 2ПТС-4М.

Передвижная диагностическая установка на базе шасси автомобиля УАЗ-422Д оснащена комплектом КИ-13905М, который предназначен для диагностирования тракторов при ТО-3 и зерноуборочных комбайнов после сезона работы. Число обслуживаемых тракторов 180, зерноуборочных комбайнов — 40, обслуживающий персонал — 2 человека. Аналогичный комплект КИ-13925 размещен в фургоне автомобиля «Москвич» ИЖ-2142.

Передвижные мастерские предназначены для устранения неисправностей тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях. Они оснащены диагностическим оборудованием для контроля некоторых агрегатов систем питания, смазочной и электрооборудования и техническим оборудованием для выполнения сверлильных, заточных, жестяницких, паяльных и электрогазо-сварочных работ.

Промышленность выпускает передвижные ремонтные мастерские МПР-3901, МПР-9924 и МПР-817М. Два мастера-наладчика обслуживают до 100 тракторов.

Стационарные средства технического обслуживания. Их выпускают специальными комплектами, рассчитанными на работу в условиях различных уровней.

Комплекты оборудования: КСТО-1 предназначен для ТО в условиях второго уровня, КСТО-2 — третьего уровня и .КСТО-3 — четвертого уровня (табл. 2).

Диагностические электронные установки КИ-13940 и КИ-13950 предназначены для диагностирования тракторов всех марок на станциях технического обслуживания. Установки позволяют определить техническое состояние агрегатов трактора, автоматически обработать результаты измерения, зарегистрировать их, сравнить с допускаемыми значениями и распечатать результаты или вывести их на дисплей. Полное диагностирование тракторов «Кировец»

Таблица №2. Состав комплектов стационарных средств технического обслуживания (КСТО)

* Количество зависит от числа обслуживаемых машин.

Оборудование для технического обслуживания машин при хранении. В основном это установки для нанесения всевозможных антикоррозионных материалов (смазок).

Установка 03-9995 предназначена для очистки поверхностей и нанесения антикоррозионных покрытий. Ее агрегаты смонтированы на четырехколесной тележке и включают в себя баки для промывочной жидкости, лакокрасочного и коисервационного материалов, компрессор с электроприводом, электрический шкаф и щит управления.

Установка 03-4899 предназначена для нанесения на поверхности деталей машин пластических антикоррозионных покрытий.

Аппарат-пульверизатор 03-9905 также применяют для нанесения антикоррозионных и лакокрасочных покрытий.

Установка КИ-2911 предназначена для хранения аккумуляторных батарей, снятых с комбайнов, тракторов и автомобилей. Она автоматически поддерживает батареи в состоянии полной заря-женности. Для этого периодически в автоматическом режиме контролируется напряжение на клеммах батарей и выполняется подзарядка. Установку используют в специально оборудованном помещении. Она обслуживает до 200 аккумуляторов типа 6 СТ, которые размещают на специальных стеллажах.

Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин выполняется силами и средствами предприятия (хозяйства), эксплуатирующего машины, и специализированного ремонтно-обслуживающего предприятия.

Степень участия ремонтно – обслуживающих предприятий в техническом обслуживании машин может быть различной – от выполнения отдельных видов технического обслуживания определенных групп машин до выполнения всех работ по техническому обслуживанию всей техники данного предприятия.

Распределение объемов работ между сельскохозяйственными и ремонтно – обслуживающими предприятиями устанавливается по группам машин и видам обслуживаний, исходя из конкретных местных условий (наличие материально – технических средств, квалифицированного персонала, состояния машин, расстояний, дорожной сети и др.) и фиксируется договором.

Предприятие агротехсервиса, выполняющее техническое обслуживание машин, несет ответственность за их техническое состояние в соответствии с принятыми по договору обязательствами.

Важнейший принцип организации при техническом обслуживании машин состоит в разделении труда тракториста машиниста по управлению машинно-тракторным агрегатом и специализированной службы (звена) по техническому обслуживанию машин.

Тракторист-машинист выполняет все работы ежесменного технического обслуживания закрепленных за ним тракторов и сельскохозяйственных машин и участвует в проведении других видов технического обслуживания. Место ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины — межсменная стоянка машин в поле илина пункте технического обслуживания.

Службы (звенья) в соответствии с их специализацией выполняют периодические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 идр., заправку машин нефтепродуктами, техническое диагностирование, эксплуатационный ремонт, обслуживания при хранении машин.

Каждое звено комплектуется квалифицированным персоналом, оснащается необходимыми материально-техническими стационарными и передвижными средствами труда, нормативно-технической документацией. За звеном закрепляются парк обслуживаемых тракторов и сельскохозяйственных машин, а также виды работ технического обслуживания илиремонта.

В отдельных случаях (при рассредоточенности машин по территории, небольшом парке машин, плохих дорогах и др.) обязанности двух служб могут быть возложены на одну.

Специализированное звено для выполнения ТО-1 и ТО-2состоит из слесарей-наладчиков и мастера-наладчика. При участии тракториста-машиниста оно выполняет ТО-1 и ТО-2трактора и агрегатируемых с ним сельскохозяйственных машин на месте использования (в поле) или на пункте технического обслуживания с помощью передвижных агрегатов технического обслуживания АТО.

Первое и второе технические обслуживания трактора могут быть выполнены звеном на постах технического обслуживания в мастерской бригадного ПТО, центральной ремонтной мастерской сельскохозяйственного предприятия илина станции технического обслуживания тракторов.

Техническое обслуживание ТО-3 трактора проводится теми же исполнителями, как правило, в центральной ремонтной мастерской хозяйства или на станции технического обслуживания тракторов.

В процессе технического обслуживания звено устраняет неисправности и отказы машины, если оборудование поста или агрегата технического обслуживания позволяет выполнить такую работу. Продолжительность устранения отказа или неисправности при этом не должна превышать 2ч. Звено выполняет и более трудоемкие и продолжительные операции в том случае, если не требуется проводить техническое обслуживание других машин.

Технические обслуживания (особенно ТО-2 и ТО-3) энергонасыщенных тракторов К-744, ХТЗ 17221 проводятся, как правило, станциями технического обслуживания тракторов.

Трудоемкость технических обслуживаний тракторов, комбайнов и автомобилей приведена в таблицах 11.1-11.5, а трудоемкость технических обслуживании сельскохозяйственных машин в приложении В.

Трудоемкость технического обслуживания не учитывает затраты труда на устранение отказов и неисправностей машин.

Это звено срочной неотложной технической помощи в зависимости от сложности отказа и дефекта восстанавливает работоспособность машины либо заменой неисправного узла или агрегата (агрегатный метод ремонта), либо устраняет неисправность, ремонтируя отказавшие детали на месте.

Рисунок 3.1 – Общий вид передвижной ремонтно-диагностической мастерской (ГОСНИТИ-3)

В те периоды, когда потребность в ремонте работающей техники невелика, звено обслуживает свободные от работы сельскохозяйственные машины перед постановкой их на хранение или при подготовке к использованию после хранения. Вопрос о загрузке этого звена оперативно решает руководство инженерной службой.

Специализированное звено заправки машин нефтепродуктами должно обеспечивать бесперебойную заправку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин топливом и маслами. Обслуживающий персонал звена состоит из заправщиков стационарных постов и водителей-заправщиков передвижных механизированных заправочных агрегатов.

Машины могут заправляться топливом и маслами на стационарном посту заправки пункта технического обслуживания бригад (отделений), на центральном нефтескладе или на месте использования машин, при помощи передвижного механизированного заправочного агрегата. Заправка машины топливом может не совпадать по времени с проведением ежесменного технического обслуживания.

Самоходные сельскохозяйственные машины (зерноуборочные комбайны и др.) заправляют нефтепродуктами с помощью передвижного механизированного заправочного агрегата.

Учет количества заправленного топлива и масла ведется по каждой машине.

Обслуживающий персонал звена включает мастеров-диагностов и слесарей-диагностов.

Техническое диагностирование машин выполняют на специальном посту (для ТО-3) в центральной ремонтной мастерской сельскохозяйственного предприятия или на станции технического обслуживания тракторов. Оно может быть выполнено в полевых условиях, на пункте технического обслуживания бригады или в центральной ремонтной мастерской с привлечением передвижных средств диагностирования. На рисунке 3.2 представлен передвижной пункт диагностирования на базе автомобиля – лаборатории мод. 29852А (ГАЗ 2705) для проведения диагностирования и ТО тракторов, комбайнов и автомобилей.

Рисунок 3.2 – Общий вид автомобиля-лаборатории 29852А (ГАЗ 2705) с набором диагностического оборудования в составе мультимарочного сканера TEXA NAVIGATOR TXT

Диагностирование Д-1 проводится перед каждым ТО-1 в день постановки автомобиля на обслуживание или при ТО-1. В отдельных случаях, когда работа подвижного состава осуществляется в условиях повышенной опасности (в горных условиях при перевозке пассажиров и др.) периодичность Д-1 может быть уменьшена.

Диагностирование Д-1 предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

В процессе Д-1 допускается выполнение регулировочных работ (без демонтажа механизмов и узлов) в объеме, предусмотренном технологией диагностирования.

Диагностирование Д-2 предназначается для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д-2 составляется углубленный диагноз технического состояния автомобиля, устанавливаются объемы ремонтных воздействий, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания исправного технического состояния автомобиля до очередного Д-2.

Диагностирование Д-2 проводится перед ТО-2 (за 1 — 2 дня). Это позволяет лучше спланировать работу технической службы и подготовить производство к выполнению технического обслуживания и текущего ремонта, что обеспечивает повышение коэффициента технической готовности парка. В процессе Д-2 также допускается выполнение регулировочных работ механизмов и узлов (без их демонтажа), предусмотренных технологией диагностирования.

Исходя из технологической целесообразности при ТО-2 допускается выполнение работ ТР, трудоемкость которых не превышает 20% от трудоемкости ТО-2.

Если ремонтные работы, выявленные в процессе Д-2, по трудоемкости превышают указанные выше величины, то они выполняются в зоне ТР до постановки автомобиля на ТО-2.

Перед и в процессе Д-2 проводятся необходимые подготовительные работы в соответствии с принятой технологией диагностирования, как, например, подкачка шин, установка автомобиля на стенд, присоединение датчиков, прогрев двигателя и др. агрегатов до рабочей температуры и т.д.

Читайте также:  Ремонт электронной техники красноярск

Диагностика Др служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе технического обслуживания и на специализированных постах при текущем ремонте (как например: контроль и регулировка света фар, углов установки колес, приборов системы зажигания и др.).

Для контроля качества выполнения работ ТО-1, ТО-2 по требованию ОТК или механиков колонн осуществляется выборочная проверка автомобилей с использованием средств диагностирования.

После текущего ремонта агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения, контроль качества выполненных работ проводится на диагностическом оборудовании.

Специализированное звено технического обслуживания машин при хранении формируется в составе слесарей (один из которых назначается старшим) и, если это необходимо, тракториста-машиниста, за которым закреплена машина, устанавливаемая на хранение.

Звено выполняет все виды технического обслуживания при хранении машин на пунктах технического обслуживания МТП бригад и центральной производственной базе сельскохозяйственного предприятия.

На персонал звена могут быть возложены обязанности по комплектованию машинно-тракторных агрегатов и текущему ремонту простых сельскохозяйственных машин.

Станции и посты технического обслуживания машинно-тракторного парка.

Ремонтно-обслуживаюшие предприятия агропромышленного комплекса (ремонтно-технические предприятия, районные сервисные предприятия, технические центры по сервису машин и т.д.) могут иметь в своем составе станции технического обслуживания тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА), машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов (СТОЖ).

Станции технического обслуживания тракторов предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, в основном энергонасыщенных, например К-744, ХТЗ 17221 и др. Структура СТОТ зависит от специализации и мощности станции. В примерную структуру СТОТ входят участки технического обслуживания и диагностики тракторов, механический, ремонта и регулировки топливной аппаратуры и электрооборудования, кузнечно-сварочный, ремонтно-монтажный и др.

Станции технического обслуживания автомобилей предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, используемых в регионе. На СТОА выполняют работы по устранению отказов и неисправностей, возникающих в процессе использования и хранения, номерные (периодические) ТО, текущий ремонт и диагностирование автомобилей. Структура СТОА зависит от специализации и мощности станции.

В примерную структуру СТОА входят участки диагностики машин, проведения номерных технических обслуживании, текущего ремонта автомобилей, технического обслуживания электрооборудования и топливной аппаратуры, шиномонтажный участок и др. На рисунке 3.3 представлены посты по проведению периодических ТО и диагностирования грузовых автомобилей.

Рисунок 3.3 — Пост проведения периодических ТО и диагностирования грузовых автомобилей

Разработаны типовые проекты станций технического обслуживания тракторов и автомобилей для различного парка обслуживаемых машин. В зависимости от мощности СТОА подразделяются (условно) на малые (МСТОА), средние (ССТОА) и большие (БСТОА)

Основные положения планово — предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин

Система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) машин представляет собой совокупность технических средств, документаций и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления работоспособности средств механизации в течение всего периода эксплуатации. Система технического обслуживания имеет планово-предупредительный характер.

Плановость системы ТО машин обусловливается тем, что машину ставят на ТО в плановом (регламентном) порядке через определенный интервал наработки.

Предупредительность системы ТО заключается в том, что основное число операций ТО выполняют до появления отказа. При этом параметры технического состояния машины при обслуживании восстанавливают при их значениях, превышающих допускаемую величину.

Существуют три основных метода (стратегии) выполнения работы по ТО и Р машин:

— по потребности после отказа;

— регламентный, в зависимости от наработки машины;

— по техническому состоянию, с периодическим или непрерывным контролем.

К ремонтно-обслуживающим работам, проводимым по потребности после отказа, относят замену, ремонт, регулирование составных частей после внезапного отказа (потери работоспособности), а также отказа, устранение последствий которого сопровождается относительно небольшими потерями (отказ ламп, контрольных приборов, прокладок и т.п.).

Работы, выполняемые по второму методу — регламентному, носят планово-предупредительный характер. Их проводят периодически в зависимости от наработки машины без учета состояния изделий. К таким работам относят периодическую замену масел в картерах машин, регулярное смазывание подшипников качения, скольжения и т.п.

Работы, выполняемые по третьему методу — техническому состоянию, имеют также планово-предупредительный характер; их проводят в зависимости от состояния машины или ее составной части. Контроль в этом случае осуществляют в плановом порядке для установления состояния машины. По такому методу заменяют цилиндропоршневую группу, регулируют угол опережения впрыска топлива и т.п.

При обслуживании и ремонте сложной машины применяют несколько методов, каждый — по определенной составной части. Например, замену лампы фары трактора осуществляют по первому методу, замену масла в двигателе — по второму, замену цилиндропоршневой группы двигателя — по третьему.

В системе ТО и Р различают такие понятия, как вид, периодичность и цикл ТО.

Периодичность ТО устанавливают исходя из технических и экономических условий. Такой подход позволяет содержать МТП в постоянной технической готовности при минимально возможных затратах труда и средств на технический сервис в расчете на единицу работ, выполняемых машиной. Это достигается путем сопоставления издержек, связанных с устранением износа машины и увеличивающихся по мере продолжительности эксплуатации, с предстоящими затратами на проведение ТО.

По мере использования машины постепенно возникает потребность возобновлять регулировки, проверять крепления, устранять течи топлива и масла, смазывать узлы, заменять масло в картерных емкостях. Несвоевременное выполнение этих операций ускоряет изнашивание машины, ухудшает ее первоначальные технические и экономические параметры. Это приводит к постепенному увеличению затрат труда и средств, необходимых для устранения последствий изнашивания. Эти затраты в расчете на единицу работы возрастают с увеличением периода между двумя смежными ТО.

Трудоемкость и стоимость работ по очистке, мойке, замене масла, смазке, регулировкам остаются почти постоянными, а в расчете на единицу работы и в связи с увеличением наработки (пробега) значительно сокращаются.

Таким образом, сопоставление названных затрат позволяет определить оптимальный интервал проведения ТО исходя из минимальной суммы совокупных затрат, приходящихся на 1 ч работы (на 1 км пробега, на единицу выработки).

Развитие системы ТО и Р происходит в направлении увеличения периодичности ремонтно-технических воздействий, уменьшения перечня операций ТО, облегчения выполнения этих операций, применения универсальных (всесезонных) смазочных материалов и рабочих жидкостей. Кроме того, развитие системы заключается в расширении работ по техническому состоянию, применении современных средств механизации и автоматизации для выполнения операций ТО, разработке более простой, доступной и наглядной нормативно-технической документации, в более тщательном и качественном соблюдении операций ТО, улучшении организации этого процесса.

Ремонт сельскохозяйственных машин — восстановление работоспособности машины и ее технич. ресурса, т. е. состояния, при котором она выполняет свои функции с соблюдением агротехнических и других предъявляемых к ней требований. Достигается это периодич. проверкой технич. состояния машин, заменой отдельных ее элементов новыми или отремонтированными, ремонтом изношенных, поломанных или деформированных деталей и узлов, восстановлением посадок в сопряжениях и необходимыми регулировками механизмов.

В процессе эксплуатации сельскохозяйственных машин их детали и узлы изменяют свои первоначальные размеры и качество, из-за чего утрачивается частично или полностью их работоспособность и снижаются технико-экономич. показатели. Детали сельскохозяйственных машин, особенно рабочие органы, изнашиваются от воздействия различных физических и химических факторов. Рабочие органы почвообрабатывающих машин и орудий в процессе работы беспрерывно соприкасаются с почвой и быстро изнашиваются. У лемехов интенсивно изнашиваются лицевая сторона, носок и лезвие, в результате чего нарушается нормальная работа плуга. Он выглубляется, ширина захвата становится неустойчивой, возрастает тяговое сопротивление. На лезвии появляется так называемая «затылочная» фаска шириной А (рис. 1) под углом а=10° к невзрых-ленному слою почвы. Лемех выбраковывают, как правило, по достижении предельной ширины затылочной фаскп: при работе на средних почвах h=6—8 мм при угле а=10°, а при работе на тяжелых глинистых почвах h=3—4 мм при угле а=20°. При вспашке песчаных и супесчаных почв, особенно влажных, у лемеха значительно изнашивается носовая часть. Форму и фаску лемеха восстанавливают кузнечной оттяжкой, которую начинают при температуре 1200° С и заканчивают при 800 °С. Форму восстановленного лемеха проверяют шаблоном.

Оттянутые лемехи закаливают. Наилучший эффект дает изотермич. закалка, при которой лемех нагревают до темп-ры 880—920 °С и затем калят в течение 3,0—3,5сек в подогретой до 30—40 °С 10%-ной соленой воде лезвием вниз так, чтобы вынутый из ванны лемех имел температуру около 350 °С. Изотермически закаленный лемех обладает значит, износостойкостью и повышенной ударной вязкостью. Для повышения износостойкости лезвие лемеха делают самозатачивающимся. Для этого на тыльную сторону лезвия наплавляют твердый сплав. Перед наплавкой у лемеха оттягивают полосу шириной 25—30 мм со стороны лезвия и участок 55— 65 мм у носка долотообразного лезвия. Толщина слоя наплавки должна быть 1,4—2,0 мм. Затем лезвие затачивают с лицевой стороны под углом 25—35°. Самозатачивание лезвия лемеха обеспечивается только при оптимальном соотношении толщин лезвия лемеха и твердого сплава, которое должно быть в пределах 1—1,2. При уменьшении толщины лезвия лемеха основной материал будет изнашиваться быстрее наплавленного слоя, в результате чего слой твердого сплава (чаще сормайт № 1) обнажается и обламывается. Благодаря самозатачиванию срок службы лемехов при работе на почвах без камней и крупного песка увеличивается в несколько раз. У отвалов наиболее интенсивно изнашиваются грудь и полевой обрез. Изношенные места отвалов ремонтируют постановкой накладок из листовой стали с содержанием углерода не более 0,4%. На полевой обрез в случае износа наплавляют твердый сплав. Затупленные фаски дискового ножа затачивают с двух сторон до толщины 0,3—0,5 мм при ширине 4—5 мм.

Читайте также:  Техника безопасности при ремонте кшм автомобиля

Лапы культиваторов при незначительном затуплении затачивают. Сильно изношенные лапы оттягивают и закаливают. Хорошие результаты дает наплавка на лапы культиваторов с тыльной стороны твердого сплава (сормайта № 1 или релита). Технология наплавки на лапы сормайта не отличается от наплавки его на лезвия лемехов.

Затупленные диски дисковых лущильников и борон протачивают на спец. приспособлении, закрепленном на токарном станке. В районах с непесчаными и некаменистыми почвами при первой заточке на диски лущильников рекомендуется наплавлять твердый сплав.

У сеялок и посадочных машин значительно изнашиваются высевающие и высаживающие аппараты и сошники. Характерные дефекты дисков сошников — коробление, затупление лезвия, появление на них зазубрин и неравномерный износ лезвия по окружности. Затупленные и зазубренные в процессе работы диски затачивают при помощи специального приспособления на токарном станке или на наждачном точиле. Угол заточки дисков 18°, ширина фаски 6—8 мм. Диаметр дисков после заточки должен быть не меньше 320 см. Корпус сошника при наличии трещин и излома восстанавливают электросваркой. Для разборки, ремонта и контроля дисковых сошников применяют специальное приспособление. При износе сошника картофелесажалок изношенные поверхности восстанавливают газовой наплавкой твердыми сплавами или приваркой накладки из рессорной стали, старых лемехов, дисков. Высевающие аппараты посевных и посадочных машин не имеют непосредственного контакта с почвой. Однако они работают в условиях большой запыленности и поэтому изнашиваются. При их ремонте необходимо обращать особое внимание на чистоту поверхностей деталей и не оставлять на них заусенцев, острых ребер, которые могут повредить семенной материал. Изношенные днища корпусов гнездообразующих устройств ремонтируют наплавкой, а при сквозном протирании — приваркой накладок из листовой стали. При износе носка его оттягивают кузнечным способом с последующей наплавкой на рабочую поверхность твердого сплава.

Сельскохозяйственные машины и орудия, несмотря на широкое применение гидравлики, имеют механизмы для регулировки рабочих органов, а также для перевода их из транспортного положения в рабочее и обратно. Детали этих механизмов работают с большими динамич. нагрузками; кроме того, на их незащищенные рабочие поверхности попадает пыль. Вследствие этого они быстро изнашиваются. В случае износа храповика автомата на зубья и торцовые выступы наплавляют слой металла и обрабатывают наждачным кругом по шаблону. При износе ячеистую поверхность муфты автомата восстанавливают углублением ячеек концевой фрезой. Ячеистую поверхность муфты восстанавливают также наплавкой металла на выступы с последующей механич. обработкой до номинального размера.

Характерные дефекты рам Сельскохозяйственных машин — изгиб, скручивание и поломка продольных и поперечных брусьев, появление трещин в сварных соединениях, ослабление заклепочных соединений, износ отверстий под болты и заклепки. Деформация рамы иногда является причиной смещения рабочих органов и передаточных механизмов машины, что нарушает регулировки и может быть причиной неудовлетворительной работы машины. Изогнутые и скрученные брусья правят гидравлическими или механическими приспособлениями. Поломанные брусья сваривают, а места излома усиливают приваркой накладок и вставок. Взаимное расположение элементов отремонтированной рамы проверяют угольниками, рулеткой, шнуром и шаблонами.

Таблица 1: Рабочие места для ремонта сельскохозяйственных машин

У колес сельскохозяйственных машин могут деформироваться плп поломаться обод, ослабеть крепления, изогнуться или поломаться спицы, изнашиваться втулки, ступицы, храповые и кулачковые выступы. На изношенные храповые и кулачковые выступы ступиц наплавляют слой металла. При износе отверстия ступицы в него запрессовывают стальные или чугунные втулки. Перед запрессовкой втулок отверстие ступицы колеса растачивают на расточном или на токарном станке, применяя спец. приспособление. Изгиб обода и спиц устраняют правкой. Разорванный обод колеса стягивают и заваривают, с внутренней стороны для усиления приваривают накладку. Изогнутые и скрученные оси и валы правят гидравлич. прессом, рычагом. Изношенные поверхности валов и осей восстанавливают в зависимости от характера соединения сопрягаемых деталей п величины износа электродуговой сваркой, напрессовкой колец, осадкой или раздачей. При малых износах (0,08—0,15 мм) шейки валов осталивают. Шпоночные канавки деталей при ремонте фрезеруют под шпонки больших размеров. Резьбовые сопряжения в отверстиях и на валах в случае износа восстанавливают нарезкой резьбы ремонтного размера, наплавкой металла и нарезкой новой резьбы, запрессовкой втулок с готовой резьбой, запрессовкой глухих пробок, в которых затем сверлят отверстие и нарезают резьбу нормального размера. Нормальную посадку подшипника на валу восстанавливают обычно запрессовкой в подшипник втулки, изготовленной из того же материала. Часто втулки изготовляют из поликапролактама (капрона) с древесных пластиков, которые отличаются рядом ценных свойств — пмеют низкий коэффициент трения, высокую износостойкость, способность длительное время работать с ограниченной смазкой.

В отечественных и советских сельскохозяйственных машинах, так же как и в сельхозтехнике из Европы широко применяются втулочно-роликовые, крючковые и комбинированные цепи. Они, как правило, не защищены от пыли, влажной среды и подвергаются активному износу. При ремонте втулочно-роликовые цепи разбирают и заменяют изношенные детали или поворачивают валики и втулки пластин на 180° относительно их прежнего положения (рис. 2) для работы неизношеннымп поверхностями. У звеньев крючковых и комбинированных цепей изнашиваются цапфы, внутренние и наружные поверхности звеньев или они разгибаются. Изношенную цепь восстанавливают обжатием звеньев на специальном приспособлении. Нормальный шаг цепи можно получить также поворотом квадратных литых звеньев на 90° после разборки цепи.

После ремонта деталей и узлов сельскохозяйственную машину собирают и регулируют. Сборка машин является одной из важных п сложных заключительных операций. При сборке нередко выявляются недоделки, допущенные при ремонте деталей и узлов. Поэтому сборку и регулировку машин в мастерских хозяйств выполняют только опытные рабочие.

Таблица 2: Трудоемкость ремонта сельскохозяйственных машин по видам работ

Ремонт сельскохозяйственных машин в колхозах и совхозах организуют по принципу внутрихозяйств. специализации и производств, кооперации с ремонтными предприятиями «Сельхозтехники». Машины ремонтируют мастерские на центр, усадьбе и пункты технич. обслуживания в бригадах (отделениях) хозяйств. Мастерская на центр, усадьбе, как правило, ремонтирует сложные сельскохозяйственные машины, а также выполняет заказы бригад животноводч. ферм по ремонту деталей, узлов и полнокомплектных машин. Каждое хозяйство имеет сельскохозяйственные машины разных марок. Однако многие узлы этих машин конструктивно сходны между собой, сходны технологич. операции их ремонта, что позволяет даже при относительно малом объеме производственной программы внедрить специализацию ремонта. А контроль за поломками и бережным отношением к сельхоз.машининам может осуществлять видеонаблюдение встроенное в салон. Подробнее на http://tpcam.ru/catalog/programmnoe-obespechenie/ .

Из таблицы 1 видно, что загрузка рабочих мест ремонтом (отмечено знаком +) бывает при ремонте определенных типов сельскохозяйственных машин. При переходе с ремонта одного типа машин на другой часть рабочих мест объединяют так, чтобы рабочие были равномерно загружены (схема технологического процесса ремонта сельскохозяйственных машин в центральной ремонтной мастерской хозяйства показана на рис. 3).

В центр, мастерской при ремонте относительно большого кол-ва однотипных сельскохозяйственных машин применяют бригадно-узловую (постовую) или узловую форму организации труда. Агрегатным методом ремонтируют машины и оборудование животноводческих ферм. Многие колхозы и совхозы для технического обслуживания и ремонта машин создают в бригадах (отделениях) и на крупных животноводческих фермах стационарные пункты технического обслуживания. При организации ремонта сельскохозяйственных машин большое внимание уделяют оснащению рабочих мест оборудованием, приспособлениями и инструментом, т. к. от этого в значительной мере зависят производительность труда и качество выполнения ремонтных работ.

Таблица 3: Примерное соотношение работ по разрядам при ремонте сельскохозяйственных машин

В мастерских пунктов технического обслуживания в зависимости от степени разделения труда и специализации плуги, культиваторы, бороны и др. несложные машины ремонтирует, комплектует и подготовляет к полевым работам ремонтная бригада (или звено), состоящая (исходя из объема работ) из 2—3 слесарей-ре-монтников для выполнения слесарных работ, кузнеца-сварщика для выполнения кузнечных и сварочных работ. Руководит такой бригадой заведующий машинным двором или механик. Кроме того, в устранении неисправностей машин принимают участие тракторист-машинист и механик отделения. Станочные работы, ремонт деталей и узлов выполняют в центр, мастерской хозяйства (схема процесса ремонта сельскохозяйственных машин в мастерских пунктов технич. обслуживания приведена на рис. 4).

В напряженные периоды сельскохозяйственных работ существенную помощь в устранении неисправностей машин оказывает автопередвижная мастерская. При отсутствии полевых неполадок ремонтная бригада занимается плановым ремонтом сельскохозяйственных машин. В свободное от технич. уходов время рабочим бригады помогает мастер-наладчик.

При частичной специализации машины закрепляют за механизаторами, к-рые участвуют в комплектовании их в агрегаты, в ремонте и постановке на хранение. Слесари-ремонтники в этом случае организуют ремонт, выполняют наиболее сложные виды работ и отвечают за состояние машин при длительном хранении. Ремонт сельскохозяйственных машин в хозяйстве планируют с учетом их занятости на полевых работах и животноводч. фермах. При расчете объема и времени проведения работ исходят из установленной для сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм периодичности технического обслуживания и ремонта, а также учитывают занятость машин и необходимость равномерной загрузки мастерской в течение года. Для разделения при планировании общей трудоемкости работ по ремонту сельскохозяйственных машин можно ориентировочно пользоваться соотношениями, указанными в таблицах 2 и 3.

Литература: Петров С. А., Бисноватый С. И., «Ремонт сельскохозяйственных машин», 2 издание, Москва, 1972; Оранский Н. Н., Бобриков Ф. А., Пахомов В. С., «Монтаж, эксплуатация и ремонт машин и оборудования животноведческих ферм» Москва, 1971.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *