Приказом
МО № 019 – 1999 г. введено в действие
«Руководство по организации ТО и ремонта
вооружения и военной техники общевойскового
назначения (ВВТ) в ВС РФ в мирное время».
Подсистема ремонта
ВВТ предназначена для восстановления
их исправности, работоспособности или
ресурса путем замены (ремонта) агрегатов,
узлов и деталей, составных частей
образцов ВВТ (она включает в себя виды
ремонта, ремонтный фонд, ремонтные
документы, а также силы и средства,
предназначенные для ремонта ВВТ).
ТР – текущим
ремонтом машины называется ремонт,
выполняемый для восстановления или
обеспечения ее работоспособности и
состоящий в замене и (или) восстановлении
отдельных агрегатов, механизмов, деталей.
При ТР допускается
замена одного основного агрегата (кроме
рамы, кузова легкового автомобиля,
корпуса ГМ).
ТР агрегата –
аналогично (кроме замены базовых
деталей).
СР – средним
ремонтом машин называется ремонт,
выполняемый для восстановления
исправности и частичного ресурса изделий
с заменой или восстановлением составных
частей.
КР
машины – ремонт, выполняемый для
восстановления исправности и полного
(или близкого к полному, 90-95%) ресурса
изделия, с заменой или восстановлением
составных частей включая базовые.
КР агрегата –
аналогично.
РР – ремонт,
выполняемый для АТ с ограниченным
расходом моторесурса (машины ДХ). Введен
Пр. МО № 5-85 г., выполняется с периодичностью
12-15 лет (при подходе ко второму РР —
списание).
РР заключается в
проверке технического состояния, замене
деталей (установленной номенклатуры —
РТИ), срок службы которых меньше
межремонтного ресурса, замене масел,
смазок и др.
Нормы наработки
машин (агрегатов) до ремонтов установлены
Пр. МО № 300-06 «Об утверждении руководства
о нормах наработки (сроках службы) до
ремонта и списания АТ в ВС РФ».
Примечание: нормы
наработки в тыс. км пробега или моточасах;
срок службы – в
годах эксплуатации.
АТ
до списания, как правило, подвергается
двум средним и одному КР. Пр. МО № 370-96
разрешает списание грузовых автомобилей
проводить после трех средних ремонтов.
При этом вместо КР проводится второй
СР.
Эвакуация АТ
– это комплекс работ, включающий поиск,
вытаскивание застрявшей, опрокинутой,
заваленной, затонувшей АТ, приведение
ее в транспортабельное состояние и
транспортирование поврежденной,
неисправной или не имеющей экипажей,
расчетов или водителей АТ из районов
боевых действий или с мест выхода из
строя к маршрутам эвакуации, в места ее
ремонта, на СППМ или к местам погрузки
на ж/д, водный или воздушный транспорт.
Дополнительно
(согласно НАС )возлагается проведение
радиационной, химической и бактериологической
разведки в районах массового выхода
техники из строя.
а)
по назначению: — тягачи:
б)
по массе — легкие;
в)
по базовым машинам: — колесные;
г)
по количеству лебедок: — с одной;
д)
по способу перевозки — на сцепке
буксиром;
поврежденных
машин: — полупогрузкой;
—
на буксирной тележке;.
—
погрузкой в кузов или на платформу;
е)
по способу закрепления
на
грунте: — заторможенными
колесами;
ж)
по способу извлечения
застрявших
машин: — прямым перемещением;
Легкое
– при усилии
для вытаскивания менее 0,5 массы
вытаскиваемого объекта. Подготовительные
работы выполняются -– экипажем, водителем.
Вытаскивание осуществляется
самовытаскиванием, усилиями 1-2 тягачами
или с использованием лебедки тягача.
Среднее
– при усилии
для вытаскивания до 1,5 массы вытаскиваемого
объекта. Подготовительные работы
экипажем, водителем, л/с эвакоподразделения.
Вытаскивание тягачами и лебедкой тягача
с использованием полиспастов.
Тяжелое
– при усилии
для вытаскивания до 3-х масс вытаскиваемого
объекта. Подготовительные работы
выполняются экипажем, водителем, л/с
эвакоподразделений с привлечением л/с
и техники инженерных подразделений.
Вытаскивание тягачами или лебедками с
использованием сложных полиспастов.
Сверхтяжелое
– при усилии для вытаскивания более
3-х масс вытаскиваемого объекта.
Подготовительные работы выполняются
силами и средствами инженерных
подразделений. Вытаскивание тягачами,
лебедками тягачей, применение сложных
полиспастов, специальной инженерной
техники.
Способы
выполнения эвакуационных работ:
1.
С использованием тяги движителя одного
или нескольких средств эвакуации с
помощью последовательной, параллельной
или комбинированной сцепки, в т.ч. и с
использованием тяги застрявшей машины.
(Вытаскивание осуществляется плавно,
без рывков).
4.
Способ вертикального подъема эвакуируемого
объекта из оврагов, щелей, завалов,
глубоких трещин, пропастей, (угол наклона
троса 60-90 гр.) с использованием инженерной
техники.
Виды ремонта
В Вооруженных
Силах Республики Беларусь принята
единая система комплексного технического
обслуживания и ремонта вооружения и
военной техники.
Она включает в
себя единые (по наименованию, периодичности,
месту проведения и материально-техническому
обеспечению) виды технического
обслуживания и ремонта вооружения и
техники (ВВТ).
Единая
система является планово-предупредительной,
основанной на обязательном проведении
установленных видов технического
обслуживания и ремонта всех составных
частей объектов БТВТ в зависимости от
наработки (километров пробега, количества
выстрелов, часов работы) или календарных
сроков с учетом условий эксплуатации.
Ремонт
военной
техники, комплекс работ для поддержания
и восстановления неисправности или
работоспособности военной техники;
важнейший элемент технического
обеспечения войск. Организуется
соответствующими службами по видам
оружия и военной техники.
1) по месту проведения
— заводской, войсковой или полевой и
др.;
2)
по степени качественного воздействия
на объект —текущий, средний, капитальный;
3) по степени
планирования – плановый, неплановый,
аварийный;
4) по техническому
состоянию – периодический и др.;
5)
по методам ремонта – агрегатный,
индивидуальный, обезличенный, смешанный
и т.д.
Ремонт
осуществляют ремонтные органы. В военное
время ремонт военной техники, как
правило, проводится в объеме, обеспечивающем
ее быстрейшее и безопасное использование
в боевых действиях.
Капитальный
ремонт
предусматривает
полную разборку и дефектацию изделий,
замену или ремонт всех неисправных
частей, сборку, комплексную проверку,
регулировку и испытания. Предназначен
для восстановления исправности и полного
или близкого к нему технического ресурса
изделия. Выполняется стационарными
ремонтными предприятиями.
Средний
ремонт
состоит
в восстановлении эксплуатационных
характеристик изделий путем замены или
ремонта поврежденных (изношенных) частей
и обязательной проверки технического
состояния остальных частей с устранением
неисправностей.
Выполняется
силами подвижных и стационарных ремонтных
подразделений (частей), как правило, с
привлечением эксплуатационного
персонала.
Текущий
ремонт
заключается
в устранении неисправностей путем
замены или восстановления отдельных
частей изделий и проведении регулировочных
работ.
Выполняется
силами эксплуатационного персонала и
ремонтных подразделений, как правило,
в местах использования военной техники.
Хранение машин
Хранением
называется содержание машин в технически
исправном, полностью укомплектованном
и специально подготовленном
(законсервированном) состоянии,
обеспечивающем длительную их сохранность
и возможность приведения в боевую
готовность в кратчайшие сроки.
Хранение
бронетанкового вооружения и техники –
это период эксплуатации, при котором
она не используется в определенном
интервале времени, а постоянная боевая
готовность ее поддерживается за счет
применения способов и средств защиты
от воздействия факторов внешней среды
и выполнения комплекса организационно-
технических мероприятий.
Ремонт ввт
Ремонт
ВВТ — это комплекс операций по восстановлению
исправности (работоспособности) и
восстановлению ресурса машин или их
составных частей.
Объектами
ремонта являются поврежденные
(неисправные) или выработавшие назначенный
ресурс машины, работоспособность которых
может и должна быть восстановлена.
Ремонт
ВВТ выполняется специально подготовленным
личным составом с использованием средств
ремонта и нормативно-технической
документации.
Своевременный
и качественный ремонт ВВТ является
важным условием поддержания боевой
готовности войск.
Он
достигается: наличием оснащенных,
укомплектованных личным составом
ремонтных органов и постоянной готовностью
их к выполнению производственных
заданий; всесторонней оценкой технического
состояния объектов ремонта с целью
определения минимально необходимого
объема работ, подлежащих выполнению;
правильной организацией ремонтного
производства, соблюдением требований
нормативно-технических документов и
постоянным контролем за их выполнением;
высоким уровнем квалификации и полевой
выучки специалистов и постоянным
совершенствованием их подготовки;
своевременным перемещением ремонтных
органов в места размещения ремонтного
фонда и сокращением простоев машин в
ожидании ремонта; созданием запасов,
оперативным обеспечением ремонтных
органов всеми видами имущества; четким
взаимодействием ремонтных органов с
органами эвакуации, снабжения, обменными
пунктами агрегатов и органами подвоза.
В
Вооруженных Силах Российской Федерации
в мирное время принята планово-предупредительная
система технического обслуживания и
ремонта вооружения и военной техники
с периодическим контролем технического
состояния, при которой ремонт машин
планируется после отработки ими
назначенного ресурса, а объем и начало
ремонта определяются техническим
состоянием машины.
В
зависимости от характера неисправностей
(повреждений) и трудоемкости работ,
степени расхода ресурса проводятся
следующие виды ремонта: для ВВТ –
текущий, средний, (второй средний, для
АТ дополнительно – третий средний),
капитальный; для агрегатов — текущий и
капитальный.
В боевых условиях
ВВТ проводится текущий, средний и
капитальный ремонт, а для агрегатов —
текущий и капитальный ремонт.
Текущий
ремонт
(Приложение
№ ) выполняется
для обеспечения или восстановления
работоспособности машин и состоит в
замене и (или) восстановлении их отдельных
частей.
Средний
ремонт
(Приложение
№ ) (второй
средний) выполняется для восстановления
исправности и частичного восстановления
ресурса машин с заменой или восстановлением
составных частей ограниченной номенклатуры
и контролем технического состояния
составных частей, выполняемом в объеме,
установленном в нормативно-технической
документации.
Значение
частично восстанавливаемого ресурса
устанавливается в нормативно-технической
документации.
Капитальный
ремонт
выполняется для восстановления
исправности, полного или близкого к
полному восстановлению ресурса машин
с заменой или восстановлением любых их
частей, включая базовые.
Текущий,
средний (второй средний) ремонт относятся
к войсковому ремонту. Он выполняется в
местах размещения (базирования) ремонтных
частей (подразделений), или расположения
неисправных машин силами и средствами
ремонтных органов объединений (соединений,
частей, подразделений), а также бригадами
ремонтных предприятий Минобороны России
и (или) заводов промышленности
Потребность
в текущем ремонте устанавливается: по
техническому состоянию машин после
возникновения отказов и повреждений;
по результатам контрольного,
контрольно-технического осмотра,
технического диагностирования, проводимых
в соединении (части, подразделении) с
установленной периодичностью; по
результатам оценки состояния вышедших
из строя машин в боевых условиях.
Потребность
в плановом ремонте устанавливается на
основе оценки технического состояния
машин, отработавших назначенный ресурс
до ремонта по результатам технического
диагностирования. Оценка технического
состояния и остаточного ресурса машин,
их составных частей определяется
комплексной технической комиссией
соединения (части).
Ремонт
ВВТ может осуществляться обезличенным
(агрегатным), не обезличенным
(индивидуальным) или комбинированным
(смешанным) методами.
При
обезличенном (агрегатном) методе
неисправные составные части (агрегаты)
заменяются новыми или заранее
отремонтированными.
При
не обезличенном (индивидуальном) методе
неисправные составные части снимаются,
восстанавливаются и устанавливаются
на те же машины.
При
комбинированном (смешанном) методе
отдельные неисправные составные части
(агрегаты) восстанавливаются и
устанавливаются на те же машины, а часть
из них заменяется новыми или заранее
отремонтированными.
Основным
методом ремонта ВВТ является обезличенный
(агрегатный).
В
зависимости от специализации сил и
средств, привлекаемых для устранения
неисправностей (повреждений) ВВТ, ремонт
машин может быть специализированным
или комплексным.
Специализированный
ремонт
выполняется по одной или отдельным
номенклатурам составных частей машины
с целевым привлечением специалистов и
средств ремонта одной технической
службы объединения (соединения, части).
Комплексный
ремонт
выполняется по нескольким номенклатурам
составных частей машины, совмещенный
или разнесенный по месту и времени его
проведения. К проведению комплексного
ремонта привлекаются специалисты и
средства ремонта двух и более технических
служб объединения, (соединения, части).
В
соединении (части), как правило, проводится
комплексный ремонт бронетанковому
вооружению и технике.
Нормативные
данные по выполнению ремонтных работ
в мирное и военное время для машин и их
составных частей устанавливаются
руководствами (техническими условиями)
и директивными документами.
В
ходе боя (в кризисных ситуациях) ремонт
ВВТ допускается проводить в сокращенном
объеме с выполнением только тех работ,
которые позволяют использовать машины
по прямому назначению, но с обязательным
завершением остальных работ после
выполнения боевой задачи.
Вид
ремонта составных частей машины
определяется их техническим состоянием
в соответствии с требованиями
нормативно-технической документации.
Если по техническому состоянию основной
составной части машина требует
капитального ремонта, а другие составные
части не выработали установленного для
капитального ремонта ресурса, то ремонт
этих составных частей проводится в
объеме, обеспечивающем восстановление
ресурса до очередного планового ремонта
основной составной части машины.
Ремонт
ВВТ в мирное время, как правило,
выполняется: текущий ремонт – силами
и средствами ремонтного подразделения
части, с привлечением экипажей (расчетов)
машин; первый средний ремонт – силами
и средствами ремонтных органов соединения
(части) с привлечением экипажей машин
на весь период ремонта; второй средний
ремонт – силами и средствами ремонтного
органа объединения (соединения) или
ремонтным предприятием военного округа
(Центра); капитальный ремонт машин и
агрегатов — силами и средствами ремонтных
заводов (арсеналов) Минобороны России
или предприятиями промышленности в
объеме требований технических условий
на капитальный ремонт в мирное время.
Ремонт
установленного на базе ВВТ оборудования,
генеральными заказчиками которого
являются другие главные и центральные
управления Минобороны России, выполняется:
текущий и средний ремонт – силами и
средствами ремонта тех частей и
соединений, в которых находятся эти
машины; капитальный ремонт — силами и
средствами соответствующих начальников
видов и родов войск Вооруженных Сил,
специальных войск, служб объединений
и Центра.
Ремонт
ВВТ выполняется войсковыми, армейскими
(корпусными), окружными (фронтовыми)
ремонтными органами, ремонтными органами
Центра, родов войск Вооруженных Сил и
специальных войск.
Ремонтные
части (подразделения) по ремонту ВВТ, в
зависимости от условий обстановки,
могут использоваться в полном составе
или по частям, с выделением части сил и
средств в создаваемые органы технического
обеспечения (замыкания колонн,
ремонтно-эвакуационные группы, ремонтные
группы, спасательно-эвакуационные
группы, отряды ликвидации последствий
применения противником оружия массового
поражения).
Организация
ремонта ВВТ
заключается в определении порядка и
способов выполнения задач по ремонту,
исходя из потребности машин в ремонте,
производственных возможностей ремонтных
органов, и включает: определение
потребности машин в текущем, среднем
(втором среднем) и капитальном ремонте;
обеспечение планомерной загрузки
ремонтных органов; определение порядка
и сроков отправки машин в ремонт и приема
отремонтированных машин; всестороннее
материально-техническое обеспечение
ремонтных работ; ведение учетной и
отчетной документации по ремонту ВВТ.
Организация
ремонта ВВТ в мирное время осуществляется
с учетом следующих принципов: ремонтируемые
машины подаются к ремонтным органам;
объем ремонтных работ, и сроки их
проведения определяются по результатам
контроля технического состояния машин;
ремонт машин должен соответствовать
требованиям действующих технических
условий на его выполнение; выполненный
средний (второй, третий средний) и
капитальный ремонт должен обеспечить
ресурс машин до очередного планового
ремонта.
Ремонтные
части (подразделения) при расположении
войск в пунктах постоянной дислокации
ремонт машин и их составных частей
выполняют, как правило, на стационарной
производственной базе ремонтных органов
с использованием средств технологического
оснащения, поставляемого в войска по
нормам мирного времени.
В
полевых условиях ремонт ВВТ проводится
в районах развертывания подвижных
средств ремонта, а также на местах выхода
машин из строя, если их нецелесообразно
эвакуировать.
Организация
ремонта ВВТ в военное время
осуществляется на основе следующих
основных принципов:
ремонт
машин проводится непосредственно в
ходе боевых действий на местах выхода
их из строя, в ближайших укрытиях и на
сборных пунктах поврежденных машин
(СППМ);
в первую очередь
ремонтируются машины, в наибольшей
степени определяющие боеспособность
войск, при наличии однотипных машин в
первую очередь ремонтируются машины с
наименьшим объемом ремонтных работ;
чем ниже звено
войск, тем меньший объем ремонтных работ
устанавливается для его ремонтных
органов;
удаление
ремонтных органов от боевых порядков
войск должно обеспечивать максимальную
эффективность их использования при
сохранении управляемости и живучести.
Своевременное
и качественное выполнение задач по
ремонту машин ремонтными частями
(подразделениями) в мирное время
достигается всесторонней технологической
подготовкой ремонтного производства,
правильной его организацией и
систематическим контролем качества
выполняемых работ.
Технологическая
подготовка ремонтного производства
включает:
подготовку
специалистов по ремонту ВВТ, его составных
частей и правильную расстановку
ремонтников по видам работ;
обеспечение
средствами технологического оснащения
и их своевременную подготовку к работе;
создание
и поддержание необходимого запаса
агрегатов, узлов, деталей и материалов
в соответствии с производственным
заданием;
оснащение
производственных помещений, элементов
парка, а также подвижных мастерских
средствами технологического оснащения
в соответствии с их предназначением;
рациональную
организацию и оснащение рабочих мест.
Перечень
и последовательность выполнения
ремонтных работ, технические условия
на ремонт машин и их составных частей,
средства технологического оснащения,
применяемые при проведении текущего и
среднего ремонта, определяются
руководствами по войсковому ремонту
машин, техническими условиями на средний
ремонт (временными техническими условиями
на ремонт машин на особый период) и
другими ремонтными документами, а при
проведении капитального ремонта –
ремонтной, рабочей конструкторской и
технологической документацией.
Контроль
соблюдения технологического процесса
и технических условий при войсковом
ремонте ВВТ включает: проверку состояния
и комплектности подлежащих ремонту
машин, и их составных частей; контроль
выполнения основных операций или группы
последовательных операций по ремонту
машин и их составных частей; проверку
(испытание) отремонтированных машин и
их составных частей.
Для
сохранения приработанности деталей и
сокращения
объема работ
разборка образца ВВТ при текущем ремонте
производится только до пределов,
обеспечивающих устранение дефекта.
Большое разнообразие и
небольшие объемы работ, а также
необходимость установить на место
снятые
при разборке исправные детали, вынуждают
вести разборочные и
сборочные работы одним исполнителем
(одной бригадой) на одном рабочем
месте. Помимо снятия и установки деталей,
на ремонтника, выполняющего
разборочно-сборочные работы, возлагается
также чистка, мойка
и дефектовка деталей ремонтируемого
узла, выполнение необходимых регулировок,
заправка узла смазкой и, при необходимости,
проведение
приработки. В большинстве случаев
контроль качества выполнения
специальных работ возлагается также
на ремонтника, выполняющего
разборочно-сборочные работы.
Методы
организации технологического процесса
ремонта ВВТ
В
зависимости от мощности и оснащенности
предприятия, характера
ремфонда, обстановки и некоторых других
факторов применяются различные
методы организации технологического
процесса ремонта машин. Определены три
метода организации
технологического процесса — поточный,
бригадно-узловой и
тупиковый.
Названные методы различаются степенью
расчленения разборочно-сборочных
работ.
Поточный
метод
организации
технологического процесса заключается
в том, что все операции по разборке и
сборке расчленяются на отдельные
операции, выполняемые специальными
рабочими на отдельных постах,
расположенных в линию.
При
этом время, запланированное на выполнение
каждой операции, должно
быть равно или кратно темпу сборки. Под
темпом сборки понимается равномерно
повторяющийся период времени, за который
производится
выпуск собранной машины.
Для
бесперебойной работы поточной линии
необходимо строгое обеспечение
линии необходимыми взаимозаменяемыми
деталями и узлами.
При этом сборка узлов должна быть
согласована по времени и увязана с общим
темпом сборки машины.
Этот
метод является наиболее совершенным,
т. к. благодаря специализации
рабочих на выполнении и небольшого
числа операций, обеспечивает
высокую производительность труда,
наиболее полное использование
высокопроизводительного специального
оборудования и, при прочих равных
условиях, высокое качество продукции.
Необходимым
условием применения этого метода
является достаточно
большая производственная программа
предприятия и стабильный характер
ремфонда (по маркам машин, характеру
повреждений и т.п.).
Ни
одно из этих условий не может быть
выполнено даже на ремонтных заводах
центрального подчинения, тем более в
условиях ведения боевых действий, в
полной мере. Как правило, машины и
двигатели собираются поточным
методом на конвейерах, имеющих определенное
количество постов
сборки. При этом допускается сборку
агрегатов и узлов производить
на специализированных постах вне общей
линии сборки.
Бригадно-узловой
метод
(метод
специализированных постов) заключается
в том, что разборочные, сборочные и
ремонтные работы выполняются
одним или несколькими рабочими на
постах, специализированных на
выполнении работ данного характера.
При этом специализация производится
более укрупненно, по типам сборочных
единиц (пост сборки коробок
передач, пост установки агрегатов
силовой передачи и т.п.).
Такое
расчленение работы не требует четкой
синхронизации работы постов
по времени и позволяет производить
ремонт в разном объеме различных’
марок машин. Метод получил широкое
распространение на ремонтных
заводах и в подвижных ремонтных средствах.
Тупиковый
метод
(метод
универсальных постов) состоит в том,
что разборочные
и сборочные работы, а также работы по
подготовке деталей
к
ремонту
и
подгонке
деталей (ремонтно-слесарные работы)
выполняются
на одном рабочем месте одной бригадой.
Механические и
сварочные
работы, а также работы по ремонту
электрооборудования выполняются
на специализированных рабочих местах
по мере возникновения в
них надобности по заявке (требованию).
Недостатками
этого метода следует считать низкую
производительность труда, необходимость
использования ремонтников высокой
квалификации,
большую потребность в производственных
площадях и низкий коэффициент
использования оборудования.
Метод
оправдывает себя при текущем и среднем
ремонте небольшого
количества машин в войсковых ремонтных
средствах, когда машины поступают
в ремонт с различным объемом работ.
Ремонт
ВВТ в боевых условиях
выполняется силами и средствами ремонтных
частей (подразделений) на СППМ, а также
силами и средствами, выделенными в
замыкания колонн, в ремонтно-эвакуационные
(ремонтные) группы, на местах выхода
машин из строя и в ближайших укрытиях.
Задачи
по ремонту обычно определяются количеством
и тяжестью повреждений машин с учетом
допустимой продолжительности работы
ремонтных органов на одном месте.
Текущий
ремонт, как правило, проводится в местах
выхода машин из строя, в ближайших
укрытиях и выполняется ремонтно-эвакуационными
(ремонтными) группами объединений
(соединений, частей) с привлечением
экипажей машин. При невозможности
(нецелесообразности) проведения текущего
ремонта машин на месте выхода из строя
(в ближайшем укрытии), их ремонт проводится
на СППМ.
Средний
ремонт выполняется ремонтными частями
на СППМ. Он может проводиться без участия
экипажей (расчетов), механиков-водителей
(водителей).
Капитальный
ремонт машин (агрегатов) выполняется
ремонтными заводами и заводами
промышленности в местах их дислокации
(развертывания).
Часть
ВВТ капитального ремонта и безвозвратных
потерь с разрешения начальников
соответствующих служб может разбираться
(разделываться) на узлы и агрегаты для
восполнения расхода (потерь)
военно-технического имущества на
ремонтно-восстановительных базах
объединений. Допускается с разрешения
начальников соответствующих служб
объединения разборка машин безвозвратных
потерь войсковыми ремонтными органами.
Сдача
ВВТ на заводы капитального ремонта
производится на основании наряда на
отправку машин в капитальный ремонт.
Подготовка
ВВТ к сдаче в ремонт осуществляется
экипажем (расчетом) машины под руководством
командира подразделения и его заместителя
по вооружению (старшего техника, техника
подразделения).
При
подготовке машины в ремонт формуляр
машины, паспорта (формуляры) агрегатов
и узлов заполняются по состоянию на
момент передачи.
Готовность
машины к отправке в средний (второй
средний) ремонт проверяется заместителем
командира части по вооружению, а к
отправке в капитальный ремонт, комиссией,
назначенной приказом командира части
и начальником соответствующей службы
соединения.
Машины
(составные части), направляемые в ремонт,
должны быть полностью укомплектованы,
очищены от грязи и вымыты, неокрашенные
поверхности деталей смазаны.
Категорически
запрещается снимать с машин, отправляемых
в ремонт, какие-либо агрегаты, узлы,
приборы и детали, или заменять их
неисправными (изношенными).
С
базовых машин при необходимости снимается
специальное оборудование.
Машины
(агрегаты), преждевременно вышедшие из
строя по вине эксплуатации, направляются
в ремонт только после расследования
причин выхода из строя, проведенного
комиссией части.
На представителя,
сдающего (принимающего) машину в ремонт
(из ремонта), возлагается: предъявление
машины и документации на машину;
обеспечение оперативного устранения
замечаний к состоянию документации и
машины; участие в оформлении приемо-сдаточных
документов и их подписании обеспечение
охраны сдаваемой (принятой) машины.
Прием
машины в ремонтное подразделение
части проводится по акту технического
состояния машины на основании распоряжения
заместителя командира части по вооружению.
Командир ремонтного подразделения за
принятую в ремонт машину расписывается
в книге учета материальных средств,
выданных во временное пользование
подразделения сдавшего в ремонт машину.
Прием
машины в ремонтную часть
соединения производится по наряду,
выданному начальником бронетанковой
службы соединения, на основании акта
технического состояния, представляемого
воинской частью.
Прием
машины в ремонтную часть объединения,
(округа, Центра) осуществляется по
наряду, выданному начальником бронетанковой
службы объединения (округа), на основании
представленного сдающей частью акта
технического состояния
При
приеме машины в ремонт проверяется:
документация на машину; техническое
состояние машины (систем, агрегатов,
узлов) и ее комплектность, работоспособность
двигателя, трансмиссии, электрооборудования,
средств связи, инфракрасной техники,
системы управления огнем, комплекса
управляемого вооружения и приборов
прицеливания.
В
военное время передача ВВТ, неохваченного
ремонтом в соединении (части), как
правило, осуществляться на местах выхода
из строя, на путях эвакуации, в районах
(местах) передачи и местах ремонта.
Передача машин осуществляется в
соответствии с распоряжениями –
заместителя командующего (командира)
по вооружению, начальников других
вышестоящих органов (служб) или по
выписанным ими нарядам.
На
каждую машину, сдаваемую в ремонтный
(эвакуационный) орган, представителями
соединения (части) и ремонтной
(эвакуационной) части составляется акт
технического состояния, который
командиром сдаваемого соединения
(части) может не утверждаться.
При
передаче нескольких машин, находящихся
на СППМ соединения (части) или в других
местах их сосредоточения, как правило,
составляется акт произвольной формы с
перечислением типов, марок, индексов и
номеров всех передаваемых машин с
указанием их технического состояния.
При
отсутствии представителя соединения
(части) акт технического состояния
составляется в одностороннем порядке
представителями ремонтных (эвакуационных)
органов.
Машина
считается сданной (принятой) в ремонт
после подписания представителем
ремонтного органа наряда или акта
технического состояния, один экземпляр
которого остается у сдатчика. После
документального оформления сдачи
ответственность за состояние машины
несет командир ремонтного органа.
В
ремонтном подразделении (части) каждая
машина (агрегат) поступившая в ремонт,
учитывается в книге учета ремонта
(обслуживания, обработки) вооружения,
техники и имущества.
На
каждую машину, поступившую в средний
ремонт, после его приема и подписания
акта технического состояния, заводится
дело ремонта машины.
Выдача
бронетанкового имущества для ремонта
машин (агрегатов) проводится по накладным,
выданным бронетанковой службой соединения
(части) на основании дефектовочных
ведомостей или заявок ремонтной части
(подразделения). Запасные части и
материалы, израсходованные на ремонт
машин (агрегатов), списываются командиром
соединения (части) в соответствии с
действующими нормами расхода по
ежемесячному донесению командира
ремонтной части (подразделения).
Прием
машины из ремонта
осуществляется командиром подразделения,
за которым она закреплена и его
заместителем по вооружению (старшим
техником, техником роты). При этом
проверяется: полнота и правильность
оформления документации; техническое
состояние и комплектность машины.
При
приеме машины из среднего ремонта, кроме
того, проводится контрольный пробег
протяженностью, установленной
нормативно-технической документацией.
По результатам контрольного пробега
составляется дефектовочная ведомость
и организуется устранение выявленных
недостатков.
Прием
отремонтированной машины оформляется:
из ремонтного подразделения воинской
части — подписью приемщика в книге учета
ремонта (обслуживания, обработки)
вооружения, техники и имущества, в книге
учета материальных средств, выданных
во временное пользование; из ремонтной
части соединения — подписью приемщика
в наряде и книге учета ремонта
(обслуживания, обработки) вооружения,
техники и имущества; из ремонтной части
объединения — подписью приемщика в
наряде, по которому сдавалась машина в
ремонт, с обязательным составлением
акта технического состояния.
В
формуляре машины делаются записи о
произведенном ремонте и выполненных
работах: замененных агрегатах; их
категории; результатах проверки
измерительных приборов и освидетельствования
баллонов.
Записи
заверяются подписями соответствующих
должностных лиц ремонтной части и
скрепляются гербовой печатью.
Командир
ремонтной части (подразделения)
ежемесячно, а в военное время ежедневно
докладывает непосредственному начальнику
об итогах работы и в установленные сроки
представляет отчет (донесение) о состоянии
и работе ремонтной части (подразделения).
Заместитель
командира объединения (соединения,
части) по вооружению обязан анализировать
и оценивать производственную деятельность
подчиненной ему ремонтной части
(подразделения) и в установленные сроки
докладывать командиру и старшему
начальнику по службе о количестве
отремонтированных машин.
Формы
донесений и отчетов по ремонту машин и
сроки их представления определяются
указаниями по учету и отчетности и
табелем срочных донесений.
Документальное
оформление сдачи машин в ремонт и приема
их после ремонта, учет находящихся в
ремонте вне соединения и передача в
соединение (часть) машин осуществляется
в соответствии с действующими нормативными
документами.
В
военное время возвращение отремонтированного
ВВТ в строй осуществляется, как правило,
своим ходом в составе группы однотипных
машин или в составе смешанной группы
машин под командой представителя части
или ремонтного органа, усиливаемой, при
необходимости, общевойсковыми
подразделениями сопровождения.
Виды ремонта ВАТ
На занятиях студенты уже многократно слышали такие понятия, как текущий ремонт, плановый ремонт, заводской ремонт и другие, которые и отражают определенные виды ремонта. Что же следует понимать под видом ремонта?
Вид ремонта — это определенная типовая для различных машин совокупностьоперации по восстановлению исправности и (или) работоспособности, иресурса машин, подчиненная конкретной цели ремонта, содержащая строго определенный, нормативно установленный объемработ и выполняемаяв соответствующем ремонтном органе.
а) По степени восстановления ресурса:
б)По планированию ремонтов:
плановый и неплановый.
в) По регламентации выполнения:
ремонт по техническому состоянию;
г) По комплексности проведения:
комплексный и специализированный.
д) По месту проведения: заводской и войсковой.
Текущий ремонт (ТР) — это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящей в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей машины. При ТР допускается замена отдельных агрегатов. В том числе одного основного. (Кроме корпуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей — также двигателя и гидромеханической трансмиссии).
С редний ремонт (СР) — это ремонт, включающий контроль технического состояния составных частей машины, выполняемый в объеме, установленном в НТД, и последующее восстановление исправности и частичное восстановление ресурса машины с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры. При СР заменяется или капитально ремонтируется не менее двух и не более половины основных агрегатов. Кроме кузова легкового автомобиля (автобуса) корпуса или рамы машины.
Капитальный ремонт(КР) — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины или агрегата с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Для автомобиля в целом базовыми считаются: рама, корпус.
Базовые части машины устанавливаются в документации заводом — изготовителем машины.
Перечень основных агрегатов определен приказомМО СССР 1977г № 225.
Плановым называется ремонт, проведение которого предварительно планируется с учетом фактической наработки или срока службы, которые устанавливаются в нормативно-технической документации заводом изготовителем и генеральным заказчиком машин.
К неплановым относятся ремонты, проведение которых предварительно не планировалось, а необходимость в их проведении обусловленаотказом машины и утратой работоспособностиили предельным состоянием составной части машин, установленным в результате технического диагностирования.
Ремонт по техническому состоянию — это ремонт, при котором контроль технического состояниявыполняется с периодичностью и вобъеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия.
Регламентированный ремонт — это плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия.
Комплексный ремонт — ремонт военной техники, выполняемый по всем номенклатурам ее составных частей, совмещенный по месту и времени его проведения. Иными словами — это ремонт для образца военной техники на примере автомобиля Урал, выполняющего функцию шасси, на базе которого установлена ракетная система залпового огня. Комплексный ремонт (это может быть КР и РР) для этого образца военной техники заключается в том, что в одном ремонтном подразделении или на одном ремонтном предприятии одновременно выполняется ремонт шасси и ракетной системы.
В отличие от комплексного, специализированный ремонт заключается в ремонте военной техники, выполняемом по отдельной или отдельным номенклатурам составных частей с целевым назначением ремонтного подразделения или предприятия. То есть, например, — это ремонт только шасси (автомобиля) на авторемонтном предприятии.
Особо важным вопросом учебного материала данной лекции является деление ремонтов на заводской и войсковой.
Заводской ремонт — это ремонт машин на ремонтных предприятиях Министерств обороны РФ или на заводах автомобильной промышленности.
Войсковой ремонт — это ремонт ВАТ в местах размещения или базирования войсковых частей или расположения неисправных машин силами и средствами эксплуатирующих частей, подвижных ремонтных или ремонтно-восстановительных подразделений, частей или соединений, а также бригадами ремонтных предприятий МО РФ и (или) заводов промышленности (ГОСТ В 25883-83, Пр. МО 2000г №156).
В процессе эксплуатации машин не планируется проведение только текущих ремонтов, все остальные виды ремонтов (СР,КР,РР) предварительно планируется (рис. 2 прилож). С плановостью проведения ремонтов логически связана цель их проведения. Текущий ремонт, как реакция на отказ машины, направлен только на восстановление ее работоспособности. Ресурс при текущем ремонте не восстанавливается.
В то же время все остальные виды ремонтов нацелены на восстановление ресурса машин. Одновременно с восстановлением ресурса при проведении СР, КР и РР производится восстановление исправности и работоспособности. При проведении среднего ремонта ресурс восстанавливается до 60%, а при капитальном ремонте до 95% первоначального ресурса до капитального ремонта.
Существующая подсистема контроля технического состояния машин системы ТО и Р предлагает фактический выход в ремонт машин после следующих видов контроля:
¨ текущий ремонт — после КО или КТО, или ТД;
¨ средний ремонт — после КТО, или ТД, с предшествующей ремонту ИД;
¨ капитальный ремонт — по результатам ТД и ИД;
¨ регламентированный ремонт — в установленный руководящими документами срок службы (без контроля технического состояния).
В установленной системе ремонта ВАТ проведение определенных ремонтов рассчитано на использование следующих ремонтных органов:
¨ текущий ремонт — экипаж машины, отделение технического обслуживания, ремонтное подразделение воинской части:
¨ средний ремонт — ремонтное подразделение воинской части, соединения, объединения;
¨ капитальный ремонт и регламентированный ремонт — ремонтное предприятие.
Как правило, за весь период эксплуатации машин проводятся первый средний ремонт, капитальный ремонт, второй средний ремонт и как исключение, может быть проведен третий средний ремонт. Второй и третий СР проводятся по решению комплексной технической комиссии соединения для машин, отработавших ресурс до капитального ремонта.
В капитальный ремонт направляются машины при невозможности их восстановления в условиях войсковых ремонтных органов или для полного восстановления ресурса, в том числе и с проведением модернизации.
В эти же сроки планируется проведение технического диагностирования машин, отработавших установленный ресурс. По результатам технического диагностирования комплексной технической комиссией соединения принимается решение на продолжение эксплуатации машины или определяется вид ремонта, момент его начала и места проведения. В соответствии с принятым решением вносятся корректировки в годовые и месячные планы эксплуатации и ремонта машин.
Контроль технического состояния и ремонт сложных образцов ВАТпланируются и проводятся, как правило, комплексно, при совмещении по времени и месту контроля всех составных частей машин.
При планировании ремонтов (СР, КР, РР) следует учитывать их классификацию по видам, ведь каждый ремонт, например капитальный, может быть и комплексным и ремонтом по техническому состоянию.
При планировании ремонтов учитывается то, что средний и регламентированный ремонты относятся к образцу ВАТ в целом, а капитальный ремонт может проводиться как для машин, так и для агрегатов. Так жеотдельно или к машинам в целом, или к агрегатам относится и неплановый текущий ремонт.