Опасными и вредными производственные факторы, влияющие на здоровье человека при выполнении ремонтных работ и технического обслуживания коробки передач с делителем являются:
· подвижные части производственного оборудования;
· острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
· движущиеся и вращающиеся детали, и узлы автомобиля;
· поднятые на высоту составные части ремонтируемых машин;
· открытые вращающиеся и движущиеся части машин и оборудования;
· отсутствие или неисправность средств доступа на рабочее место и к местам обслуживания (подножки, лестницы, площадки, ограждения);
· повреждение (нарушение) изоляции электропроводки, токоподводящих проводов и ручного электрифицированного инструмента;
· неисправность инструментов, приспособлений, тары и др.;
· скользкие опорные поверхности.
Перед началом работы необходимо надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов. Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя. После этого нужно подготовить рабочее место, — освободив нужную для работы площадь и удалив все посторонние предметы. Обеспечить достаточную освещенность. Заготовить и разложить в соответствующем порядке требующийся для работы инструмент. Обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином.
В поцессе работы необходимо выполнять только ту работу, которая была поручена и по которой был пройден инструктах, при этом не допускается спешка. В течение всего рабочего дня содержать в порядке рабочее место. Держать открытыми все вентиляционные устройства.
После окончания работы необходимо привести в порядок рабочее место, для чего убрать инструменты, выбросить обрывки проводов и другой мусор. Снять спецодежду. Отключить электроэнергию.
При создании аварийной ситуации, возникновении пожара необходимо прекратить проведение работ; выключить оборудование; устранить по возможности источник, вызвавший такую ситуацию, вызвать аварийные службы, сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ; о возникновении пожара сообщить руководству, вызвать пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
При несчастном случае, который произошел с работником или очевидцем которого он стал, работник обязан: оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, находящиеся в аптечке, и вызвать скорую помощь. Принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия (если это не создает угрозу здоровью и жизни работников). Сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работника) непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗБОРКЕ, СБОРКЕ
КОРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
1. Обучающиеся должны быть одеты в рабочую спецодежду. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты обшлаги рукавов, убраны волосы под плотно прилегающий головной убор.
2. Перед работой учащийся проверяет, чтобы инструмент и приспособления были исправны, не изношены и отвечали безопасным условиям труда:
- деревянные рукоятки инструментов должны быть гладко обработаны, на их поверхности не должно быть выбоин, сколов и других дефектов. Инструмент должен быть правильно насажен и прочно закреплен;
- ударные инструменты (зубила, бородки) не должны иметь трещин, заусенец, наклепы, затылочная их часть должна быть гладкой, не иметь трещин, заусенец и сколов;
- концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже (ломики для сборки и т.д.) не должны быть сбитыми;
- съемники должны иметь исправные лапки, винты, тяги и упоры.
3. Во время работы учащийся постоянно следит за исправностью инструмента и оборудования.
- Работа выполняется при достаточной освещенности;
- Нельзя прикасаться к находящимся в движении механизмам и вращающихся частей;
- Нельзя использовать инструмент не по назначению.
4. По окончании работы учащийся приводит в порядок рабочее место:
- Очищает от пыли и грязи оборудование и инструменты;
- Складывает на место инструмент;
- Выносит в отведенное место мусор и отходы.
5. Учащийся снимает спецодежду и другие средства индивидуальной защиты. Выполняются правила личной гигиены.
Техника безопасности во время работы с автоматическими коробками передач
Автоматическая коробка передач в блоке с главной передачей состоит из высокоточных деталей, что требует тщательной проверки перед повторной сборкой, потому что даже маленькая царапина может вызвать утечку рабочей жидкости или повлиять на рабочие характеристики. Указания по ремонту организованы так, чтобы Вы одновременно работали только с одной группой элементов. Это поможет избежать путаницы от похожих деталей различных подсистем, одновременно находящихся на Вашем рабочем месте. Осмотр и ремонт групп элементов начинается со стороны корпуса конвертера. Осмотрите, восстановите и повторно соберите, прежде чем перейдете к следующей группе элементов. Если при повторной сборке в определенной группе элементов обнаруживается дефект, немедленно осмотрите и отремонтируйте эту группу. При отсутствии возможности собрать группу элементов по причине необходимости ожидания заказанных деталей и продолжении работ по разборке, проверке, ремонту и повторной сборке других групп элементов поместите все детали группы в отдельный контейнер.
Рекомендованная рабочая жидкость для автоматической коробки передач: T–IV.
2. Все разобранные части должны быть вымыты, все каналы и отверстия должны быть продуты сжатым воздухом.
3. Высушите все детали сжатым воздухом, никогда не используйте для этого тряпки.
4. При использовании сжатого воздуха никогда не направляйте струю воздуха на себя, чтобы предотвратить случайное попадание рабочей жидкости или керосина на лицо.
5. Для очистки должны использоваться рекомендованная рабочая жидкость для автоматических коробок передач или керосин.
6. После очистки детали должны быть расположены в правильном порядке для обеспечения эффективной проверки, ремонта и повторной сборки.
7. При разборке корпуса клапанов обеспечьте хранение каждого клапана вместе с соответствующей пружиной.
8. Новые диски для тормозных механизмов и сцеплений, которые будут использоваться для замены, перед повторной сборкой должны быть помещены в емкость с рабочей жидкостью, по крайней мере, на 15 мин.
9. Все уплотнительные кольца, диски сцепления, пластины сцепления, вращающиеся части и поверхности трения перед повторной сборкой должны быть покрыты рабочей жидкостью.
10. Все прокладки и резиновые уплотнительные кольца должны быть заменены новыми.
11. Не наносите герметики на прокладки и аналогичные детали.
12. Удостоверьтесь, что концы пружинного кольца не совпадают ни с одним из вырезов и установлены в углублении правильно.
13. При замене изношенной втулки подсистема, содержащая эту втулку, также должна быть заменена.
14. Проверьте упорные подшипники и их дорожки на наличие износа или повреждений. Замените в случае необходимости.
15. Используйте вазелин для взаимной фиксации деталей.
16. При работе с материалом прокладки, окончательно формируемой в рабочем положении, Вы должны выполнить следующее.
Используя лезвие и скребок, снимите весь старый прокладочный материал с уплотняемой поверхности.
Тщательно очистите все элементы от снятого прокладочного материала. Очистите обе уплотняемые поверхности растворителем, не оставляющим следов.
Повторная сборка должна быть осуществлена в течение 10 мин после наложения прокладочного материала на уплотняемую поверхность. В противном случае прокладочный материал должен быть снят и заменен новым.
Работы по
восстановлению состояния демонтированной
с автомобиля трансмиссии выполняются
на агрегатном участок АТП или
специализированных ремонтных
предприятиях. Ремонт агрегатов на
АТП в
основном состоит в замене изношенных
крестовин карданного вала.
Снятые с автомобиля
карданные валы и промежуточные опоры
доставляются с постов ТО-2 или ТР в
агрегатный цех. После мойки и очистки
узлов карданной передачи их разбирают,
для последующей дефектации, замены
изношенных и неисправных деталей.
Разборку карданных
шарниров (так же, как и сборку) производят
с использованием ручных (реечных или
гидравлических) прессов и комплекта
технологической оснастки, в которую
входят опорные кольца соответствующего
диаметра и оправки (выполненные
обычно из сравнительно мягких цветных
металлов). При явно больших износах и
зазорах, когда почти все детали требуют
замены, для удаления крестовин из вилок
используют самый простой способ —
выбивают стаканы вместе с подшипниками
из вилок (предварительно вынув
отверткой стопорные кольца), с помощью
оправок и молотка (рис. 18.14).
В некоторых
автомобилях в вилках предусмотрены
резьбовые отверстия для установки
специального съемника (винтового
пресса), при этом процесс разборки-сборки
значительно упрощается (рис. 18.15).
Разборка шарнира
производится в два приема. Сначала на
опоры устанавливается одна из вилок и
подшипники выпрессовываются из
сопряженной с ней вилки, которую условно
назовем первой (рис. 18.15, а).
Затем на
специальные скосы опоры устанавливаются
шипы крестовины первой вилки (с которой
уже выпрессованы подшипники) и
выпрессовываются подшипники из
второй вилки (рис. 18.15, б).
Для выравнивания
и удержания труб карданного вала при
работе съемником можно применять
подставки.
Универсальный
съемник может быть использован и для
сборки карданных шарниров. При этом
съемный стакан не применяется.
Запрессовка подшипников производится
плоской частью головки упорного
винта при снятых опорах.
Спрессовывать
торповые уплотнения следует с двух
смежных шипов, осторожно, чтобы не
повредить оставшиеся на двух других
шипах вилки торцевые уплотнения.
Повторная установка торцевых уплотнений
в шарнир недопустима, так как при этом
нельзя обеспечить требуемого натяга
торцевого уплотнения на посадочном
пояске шипа.
В ходе дефектации
тщательно проверяют состояние всех
деталей — каналы крестовин должны
быть чистыми и видны насквозь, шипы
крестовин не должны иметь канавок —
отпечатков от игл, а износ шипов по
диаметру не должен превышать допустимый
предел, на шипах не должно быть трещин
и сколов.
Иглы подшипника
и стаканы (колпачки) не должны быть
деформированы. Если у уплотнительных
манжет затвердела или повреждена рабочая
кромка — они так же подлежат замене.
Незначительную погнутость вилок
кардана следует устранить на прессе с
помощью специальных оправок. Правку
погнутых карданных валов в условиях
АТП практически не производят, так же,
как и их балансировку — для этого
требуется специальное оборудование.
В промежуточных
опорах обычно меняются изношенные
подшипники и разрушенные подушки. Валы
с изношенными шлицевыми соединениями
также заменяют. Перед сборкой следует
проверить наличие игл в подшипниках
(не допускается отсутствие хотя бы
одной иглы), а перед запрессовкой надо
тщательно смазать их трансмиссионным
маслом.
Перед сборкой
валов шлипевые соединения следует
заполнить пластичной водостойкой
смазкой, обозначенной в карте смазки
данного автомобиля. Шлицевое соединение
карданных валов
собирают по стрелкам-меткам, нанесенных
на сопрягаемые детали. Они должны
располагаться на одной прямой.
Необходимость
текущего ремонта АКП определяется по
результатам диагностики, которые
позволяют обоснованно принимать
решения о трудоемкости работ, необходимости
снятия агрегата с автомобиля и вида
ремонта.
18.7. Техника
безопасности
при
выполнении
работ по
техническому
обслуживанию
и
текущему ремонту
трансмиссии
Техническое
обслуживание и ремонт автомобиля
допускаются при неработающем
двигателе, за исключением случаев, когда
работа двигателя необходима в соответствии
с технологическим процессом технического
обслуживания или ремонта. При работах,
связанных с провертыванием коленчатого
и карданного валов, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания для автомобилей с бензиновыми
двигателями или перекрытие подачи
топлива для автомобилей с дизелем,
поставить рычаг переключения передач
в нейтральное положение и освободить
рычаг стояночной тормозной системы.
После выполнения необходимых работ
следует затянуть тормозной механизм и
вновь включить низшую передачу.
Снимать с автомобиля
детали и агрегаты, заполненные жидкостями,
следует только после полного их слива.
Если снятие агрегатов и деталей
сопряжено с большими усилиями следует
применять приспособления (съемники).
Агрегаты массой более 20 кг (двигатели,
коробки передач, задние и передние
мосты) снимать, транспортировать и
устанавливать необходимо с помощью
подъемно-транспортных механизмов,
оборудованных приспособлениями
(захватами), обеспечивающими полную
безопасность работ.
Внимание!
Запрещается поднимать грузы массой,
большей, чем допускается для данного
подъемного механизма; снимать,
устанавливать и транспортировать
агрегаты с помощью тросов и канатов без
специальных захватов.
Снимать и
устанавливать рессоры следует после
разгрузки их от массы автомобиля путем
установки под шасси (кузов) специальных
подставок (козелков).
При работе с высоко
расположенными агрегатами (деталями)
автомобиля следует применять устойчивые
подставки или стремянки, обеспечивающие
безопасность работ.
1. Назовите
причины неполного включения сцепления.
Почему в ходе эксплуатации уменьшается
ход педали сцепления?
2. Назовите
причины неполного выключения сцепления.
3. Перечислите
основные операции, проводимые при ТО-1.
4. Поясните
методику проверки и регулировки
свободного хода педали СЦ.
5. Перечислите
возможные неисправности КПП и РК и их
причины.
6. Какие работы
проводятся при ТР карданных передач
в агрегатных цехах!
7. Перечислите
основные неисправности главной передачи
и их причины.
8. Как и с помощью
чего регулируют зацепление зубчатых
колес и конические подшипники с
повышенными износами и зазорами?
Все работы по техническому
обслуживанию и ремонту автомобиля
следует проводить на специально
оборудованных постах.
При установке автомобиля
на пост технического обслуживания
следует затормозить его стояночным
тормозом, выключить зажигание,
включить низшую передачу в коробке
передач и под колеса подложить не менее
двух упоров.
Перед выполнением
контрольно-регулировочных операций на
неработающем двигателе (проверка работы
генератора, регулировка карбюратора,
реле-регулятора и т. д. ) следует проверить
и застегнуть обшлага рукавов, убрать
свисающие концы одежды, заправить
волосы под головной убор, при этом нельзя
работать сидя на крыле или буфере машины.
На рулевом колесе
вывешивается табличка «Не пускать —
работают люди». При снятии узлов и
деталей, требующих больших физических
усилий, необходимо пользоваться
приспособлениями (съемниками). При
работах, связанных с проворачиванием
коленчатого вала двигателя, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания, а рычаг коробки передач
установить в нейтральное положение.
При пуске двигателя вручную следует
остерегаться обратных ударов и
применять правильные приемы захвата
пусковой рукоятки (не брать рукоятку в
обхват, проворачивать ее снизу вверх).
При использовании подогревателя
особое внимание обращается на его
исправность, отсутствие подтеканий
бензина; работающий подогреватель не
должен оставаться без присмотра. Краник
топливного бачка подогревателя
открывается только на время его работы,
на летний период топливо из бачка
сливается.
Обслуживание трансмиссии
при работающем двигателе запрещается.
При обслуживании трансмиссии вне
осмотровой канавы или эстакады необходимо
пользоваться лежаками (подстилками).
При работах, связанных с провертыванием
карданных валов, необходимо
дополнительно убедиться в выключении
зажигания, поставить рычаг переключения
передач в нейтральное положение и
освободить стояночный тормоз. После
выполнения работы снова затянуть
стояночный тормоз и включить низшую
передачу в коробке передач.
При снятии и постановке
рессор необходимо предварительно
разгрузить их путем поднятия рамы и
установки ее на козлы. При снятии колес
также следует поставить автомобиль на
козлы, а под неснятые колеса подложить
упоры. Выполнять какие-либо работы на
автомобиле, вывешенном только на одних
подъемных механизмах (домкратах,
талях и т. д.), запрещается. Нельзя
подкладывать под вывешенный автомобиль
диски колес, кирпичи, камни и другие
посторонние предметы.
Инструмент, применяемый
при работах по техническому обслуживанию
и ремонту автомобиля, должен быть
исправным. Молотки и напильники
должны иметь хорошо насаженные деревянные
ручки. Отвертывание и завертывание гаек
должно производиться только исправными
ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех
работ перед пуском двигателя и троганием
машины с места нужно убедиться, что все
принимавшие участие в работе люди
находятся на безопасном удалении, а
оборудование и инструмент убраны на
свои места.
Проверка и опробование
на ходу рулевого управления и тормозных
систем должны производиться на
оборудованной площадке. Нахождение
посторонних лиц во время проверки
автомобиля на ходу, а также размещение
лиц, участвующих в проверке, на подножках,
крыльях запрещается.
При работе на осмотровых
канавах и подъемных устройствах следует
выполнять следующие требования:
при постановке машины
на осмотровую канаву (эстакаду) вести
машину с малой скоростью и следить за
правильным положением колес
относительно направляющих реборд
осмотровой канавы; поставленную на
осмотровую канаву или подъемное
устройство машину следует затормозить
стояночным тормозом и установить упоры
под колеса; пользоваться переносными
лампами в осмотровой канаве можно
только с напряжением не выше 12 В; не
курить и не зажигать открытого огня под
машиной; не следует складывать инструмент
и детали на раму, подножки и другие
места, откуда они могут упасть на
работающих; перед съездом с канавы
(эстакады) убедиться, что под машиной
нет людей, неубранного инструмента или
оборудования; следует остерегаться
отравления скапливающимися в осмотровых
канавах отработавшими газами и парами
горючего.
При работе с бензином
нужно соблюдать правила обращения с
ним Бензин— легковоспламеняющаяся
жидкость, при попадании на кожу вызывает
раздражение, хорошо растворяет краску.
Следует осторожно обращаться с тарой
из-под бензина, так как оставшиеся в
таре его пары легко воспламеняются.
Особую осторожность следует проявлять
при работе с этилирозапным бензином,
в котором содержится сильнодействующее
вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий
тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для
мойки рук, деталей, чистки одежды.
Запрещается всасывать бензин и продувать
трубопроводы и другие приборы системы
питания ртом. Хранить и перевозить
бензин можно только в закрытой таре с
надписью «Этилированный бензин —
ядовит». Для удаления пролитого бензина
применяются опилки, песок, хлорная
известь или теплая вода. Участки кожи,
облитые бензином, немедленно промываются
керосином, а затем теплой водой с мылом.
Перед едой необходимо обязательно мыть
руки.
Особой осторожности
требует обращение с антифризом. Эта
жидкость содержит в себе сильнодействующий
яд — этилен-гликоль, попадание которого
в организм приводит к тяжелому отравлению.
Тара, в которой хранится и перевозится
антифриз, должна иметь надпись «Яд» и
опломбировываться. Категорически
запрещается переливать низкозамерзающие
жидкости при помощи шланга путем
засасывания ртом. Заправка автомобиля
антифризом производится непосредственно
в систему охлаждения. После обслуживания
системы охлаждения, заправленной
антифризом, необходимо тщательно
мыть руки. При случайном попадании
антифриза в организм пострадавший
должен быть немедленно доставлен в
медицинский пункт для оказания
помощи.
Тормозные жидкости и их
пары также могут вызвать отравление
при попадании в организм, поэтому при
работе с этими жидкостями нужно соблюдать
все меры предосторожности, а после
обращения с ними следует тщательно
вымыть руки.
Кислоты хранят и
транспортируют в стеклянных бутылях с
притертыми пробками. Бутыли устанавливаются
в мягкие лозовые корзины с древесной
стружкой. При переноске бутылей используют
носилки и тележки. Кислоты при попадании
на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают
одежду. При попадании кислоты на кожу
нужно быстро вытереть этот участок тела
и промыть сильной струей воды.
Растворители и краски
при попадании на кожу вызывают раздражение
и ожоги, а их пары при вдыхании могут
вызвать отравление. Производить покраску
автомобиля нужно в хорошо вентилируемом
помещении. После работы с кислотами,
красками и растворителями нужно тщательно
мыть руки теплой водой с мылом.
Отработавшие газы,
выходящие из двигателя, содержат в
своем составе окись углерода, углекислый
газ и другие вещества, способные
вызвать тяжелое отравление и даже смерть
человека. Это всегда должны помнить
водители и принимать меры по предупреждению
отравлений отработавшими газами.
Приборы системы питания
двигателя должны быть правильно
отрегулированы. Периодически следует
проверять затяжку гаек крепления
выпускных газопроводов. При выполнении
проверочно-регулировочных работ,
связанных с необходимостью пуска
двигателя в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов от
глушителя; выполнение этих работ в
помещениях, не оборудованных
вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается
спать в кабине автомобиля при работающем
двигателе, в таких случаях просачивающиеся
в кабину отработавшие газы нередко
приводят к смертельным отравлениям.
При работе с
электроинструментом необходимо
проверять исправность и наличие защитного
заземления. Напряжение переносного
освещения, используемого при техническом
обслуживании и ремонте автомобилей,
должно быть не более 12 В. Во время работы
с инструментом, питаемым током напряжением
127—220 В, следует надевать защитные
перчатки и пользоваться резиновым
ковриком или деревянным сухим помостом.
Оставляя рабочее место даже на
короткое время, необходимо выключить
инструмент. При любой неисправности
электроинструмента, заземляющего
устройства или штепсельной розетки
работу следует прекратить.
При монтаже и демонтаже
шин необходимо соблюдать следующие
правила: монтаж и демонтаж шин должны
производиться на стендах или чистом
полу (помосте), а в полевых условиях —
на разостланном брезенте или другой
подстилке; перед демонтажем шины с обода
колеса воздух из камеры должен
выпускаться полностью, демонтаж шины,
приставшей к ободу, должен осуществляться
на специальном стенде для демонтажа
шин; производить монтаж шин на неисправные
ободья колес, а также применять шины,
не соответствующие размеру обода колеса,
запрещается; во время накачивания
шины необходимо применять специальное
ограждение или страхующие приспособления,
при выполнении этой операции в полевых
условиях нужно колесо положить замочным
кольцом вниз.
Водитель должен знать
причины возникновения и правила тушения
пожара в парке и на автомобиле.
Необходимо следить за исправностью
электрооборудования и отсутствием
течи топлива. При загорании автомобиля
его следует немедленно удалить со
стоянки и принять меры к тушению
пламени. Для тушения пожара нужно
применять густопенный или углекислотный
огнетушитель, песок или накрыть очаг
пожара плотной материей. В случае
возникновения пожара независимо от
принимаемых мер нужно вызывать пожарную
команду.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗБОРКЕ, СБОРКЕ КОРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ методическая разработка
коробки переключения передач, вкл. техника безопасности во время работы с автоматическими коробками передач
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте
Каждый
водитель, участвующий в работах по
техническому обслуживанию и ремонту
автомобилей, должен пройти дополнительный
инструктаж по безопасным приёмам труда.
Водитель, допущенный к таким работам,
обязан выполнять соответствующие
требования. Требования эти таковы:
техническое
обслуживание и ремонт машин разрешается
проводить только в специально
предназначенных для этого местах,
оснащённых всем необходимым оборудованием
для поднятия кузова, подъёмным механизмом
с последующей установкой под кузов
козелков;
при
выполнении работ снизу автомобиля вне
осмотровой канавы, эстакады или подъемника
применять лежаки;
соблюдать
правила пользования слесарными
инструментами, не применять неисправный,
изношенный или несоответствующего
размера инструмент; для дополнительного
освещения пользоваться в смотровых
канавах переносными лампами от сети
напряжением не выше 12 В, а на подъемниках,
эстакадах — не выше 36 В;
транспортировать
узлы и aгpeгaты, весящие более 20 кг, только
на тележках или автопогрузчиках
(предварительно убедившись в их
исправности);
при
снятии двигателя, коробки передач
заднего моста, радиатора и других
агрегатов и узлов необходимо предварительно
сливать из них масло и воду в специальные
резервуары, не допуская при этом
расплескивания.
Испытания
тормозов могут быть стендовые и ходовые.
При стендовых испытаниях машину
необходимо надежно закрепить на
стенде, чтобы воспрепятствовать
самопроизвольному скатыванию его с
валиков стенда. Испытание тормозов на
ходу должно проводиться на специально
отведенной ровной площадке с твердым
покрытием. Размеры площадки должны
исключать возможность (при неисправности
тормозов) наезда автомобиля на людей и
препятствия. Площадка должна иметь
разметку, указывающую начало тормозного
пути.водителю разрещается проводить
испытания тормозов на ходу только тогда,
когда лица, участвующие в испытаниях,
находятся в машине или стоят в стороне
(сбоку) от неё.
При
регулировке тормозов двигатель должен
быть выключен. Запрещается пускать
двигатель и начинать движение до
получения разрешающего сигнала от лица,
проводящего регулировку.
При
выполнении работ, связанных с техническим
обслуживанием шин, необходимо
соблюдать следующие основные требования
техники безопасности:
без
демонтажа шину следует подкачивать,
если давление воздуха в ней снизилось
не более чем на 40 % от нормы и если есть
уверенность в том, что из-за уменьшения
давления нарушилась правильность
монтажа шины;
шину
снятого колеса следует подкачивать с
применением ограждений или
приспособлений, предупреждающих срыв
замочного кольца. При накачивании шины
в пути колесо необходимо положить
замочным кольцом вниз;
давление
воздуха необходимо проверять только
на остывших шинах;
при
демонтаже шины воздух из камеры должен
быть полностью выпущен;
перед
монтажом шины необходимо проверить
состояние обода.
Нельзя
монтировать шины на ржавый или имеющий
вмятины,
трещины
и заусенцы обод;
в
начале накачивания шины необходимо
убедиться в том, что замочное кольцо
надежно и равномерно вошло в углубление
обода.
При
выполнении работ с аккумуляторными
батареями нужно соблюдать следующие
меры техники безопасности:
при
снятии, транспортировании и техническом
обслуживании аккумуляторных батарей
следует остерегаться попадания
электролита на тело и одежду; если же
электролит попал на тело, немедленно
обмыть пораженные места содовым раствором
или при отсутствии его теплой водой, но
ни в коем случае не обтирать их всухую;
при
транспортировании аккумуляторных
батарей пользоваться тележками с
гнездами по размерам батарей;
для
проверки напряжения аккумуляторных
батарей пользоваться только нагрузочной
вилкой.
Основные
требования техники безопасности
заключаются в следующем. Участок разборки
должен иметь прочные несгораемые стены.
Полы на участке должны иметь ровную
(без порогов), гладкую, но не
скользкую удароустойчивую,
не впитывающую нефтепродукты поверхность.
Их необходимо систематически очищать
от смазки и грязи. Потолки и стены следует
закрашивать краской светлых тонов.
Оборудование
должно быть расставлено с соблюдением
необходимых промежутков. Нельзя допускать
скопления на участке большого количества
агрегатов и деталей. Запрещается
загромождать проходы и подходы к доскам
с пожарным инструментам и огнетушителям.
Агрегаты
и детали, соприкасавшиеся во время
работы с этилированным бензином, следует
предварительно промывать керосином в
специальных ваннах, имеющих местный
отсос. Агрегаты и детали имеющие массу
долее 10 кг необходимо снимать,
транспортировать и устанавливать при
помощи подъемно — транспортных средств.
Усилие при подъеме груза механизмом
должно быть направлено вертикально.
Подтаскивание грузов краном запрещается.
Разбирать агрегаты, имеющие пружины
(передняя независимая подвеска, сцепление,
клапанный механизм) разрешается на
специальных стендах или при помощи
приспособлений обеспечивающих безопасную
работу. При выпрессовке деталей, имеющих
неподвижную посадку, на прессах, последние
следует снабжать защитными решетками.
Для обеспечения электробезопасности
каждое производственное помещение
окольцовывают лентой заземления,
расположенной на 0,5 м от пола и снабженной
надежными контактами. Сопротивление заземления
в любом месте не должно превышать 4 Ом.
Все корпуса электродвигателей, а также
металлические части оборудования,
которые могут оказаться под напряжением,
должны быть или заземлены.
Переносной
электроинструмент можно применять при
условии его исправности при напряжении
не более 36 В. Если переносной инструмент
превышает 36 В, то он должен выдаваться
вместе с защитным приспособлением
(диэлектрические перчатки, обувь, коврики
и др.).
Общее
освещение может иметь любое напряжение,
освещение столов — 36 В, переносные лампы
— 12 В. Применение ламп без арматуры
запрещено. Использованный обтирочный
материал необходимо складывать в
металлические ящики с крышкой. В конце
смены ящик следует очищать во избежании
самовозгорания обтирочного материала.
Операции
по техническому обслуживанию автомобилей
нужно выполнять в
специально
отведенных, оборудованных, огражденных,
и обозначенных местах
(постах)
Рабочие места и посты, в помещениях для
ремонта автомобилей должны обеспечиваться
безопасными условиями труда для
работающих и быть
соответствующим
образом ограждены. На одного рабочего
положено не менее 45 квадратных метра и
объемом помещения не менее 15 кубических
метров. Ворота рабочих помещений должны
открываться наружу, иметь фиксаторы,
тепловые завесы, тамбуры. Выезды из
производственных помещений выполняются
с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов,
ступенек, выступов.
Производственные
помещения должны соответствовать
требованиям технической этике. Так же
посты должны быть обеспечены
предупреждающими
При
проведении всех работ, связанных с
уходом за автомобилем и его техническим
обслуживанием, надо строго соблюдать
необходимые меры безопасности, имея в
виду, что автомобиль является средством
повышенной пожарной, экологической и
функциональной опасности. В помещении
мастерской всегда поддерживать порядок,
не оставлять замасленных тряпок,
способных вызвать самовозгорание,
содержать электропроводку в исправном
состояние, применять переносные лампы
напряжением не более 12 В. В помещениях,
где обслуживаются автомобили, не хранить
бензин, баллоны с газом, краску и другие
легковоспламеняющиеся вещества и
предметы, не использовать газовые
горелки и паяльные лампы, имеющими
открытый факел огня, а также не применять
самодельные электроподогревающие
устройства и не курить.
При
продувке гидропривода тормозной системы
автомобиля, а также при заливке тосола,
оказывающего отравляющее действие на
организм человека, не подсасывать его
через шланг ртом, а использовать
магистральный сжатый воздух или насос
для подкачки шин.
Применяемый
при работах инструмент должен содержатся
чистом и исправном состояние. При работах
выполняемых электроинструментом
соблюдать правила техники безопасности.
Слесарно-монтажные
инструменты, применяемые на постах,
должны быть исправными. Не допускается
использование ключей с изношенными
гранями и несоответствующих размеров,
применение рычагов для увеличения плеча
гаечных ключей, а также применение зубил
и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки
отвёрток, напильников, ножовок и так
далее должны быть изготовлены из
пластмассы или дерева, иметь гладкую,
ровно зачищенную поверхность.
Деревянные
рукоятки во избежание раскалывания
должны иметь металлические кольца.
Впрессовывать втулки, подшипники и
другие детали следует при помощи прессов
и специальных съёмников. Съёмники должны
прочно и надёжно захватывать детали в
месте приложения усилия.
Осмотровые
канавы должны иметь направляющие
предохранительные борта и содержатся
в чистоте. Неиспользуемые осмотровые
канавы должны быть огорожены или закрыты.
Автомобили должны въезжать на канаву,
когда в ней нет людей.
При
постановке автомобиля на пост технического
обслуживания или ремонта необходимо
на рулевое колесо повесить табличку с
надписью:
“Двигатель
не пускать – работают люди !”. Автомобиль
при этом должен быть заторможен ручным
тормозом и включением первой передачи
в коробке передач.
При
обслуживании автомобиля, установленного
на подъёмнике, необходимо на механизме
управления подъёмником укрепить табличку
с надписью: “Не трогать – под автомобилем
работают люди !”. Во избежания
самопроизвольного опускания гидровлического
подъёмника нужно после подъёма автомобиля
откинуть предохранительные стойки или
вставить штыри в отверстия предохранительных
труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.
Перед
началом работ на автомобиле – самосвале
с поднятым кузовом надо устанавливать
упорную штангу, предотвращающую опускание
кузова. При техническом обслуживании
и ремонте автомобиля со снятыми колёсами,
вывешенного на домкратах, талях и кранах,
разрешается приступать к работе только
после установки автомобиля на подставки
(козелки), при этом под неснятые колёса
должны быть подложены упоры. Подставки
должны быть прочными и надёжными (только
металлическими).
При
подъёме и транспортировании агрегатов
нельзя находится под поднятыми частями
автомобиля. Запрещается снимать,
устанавливать и транспортировать
агрегаты при зачаливании их тросом и
канатами без специальных захватов.
Тележки для транспортирования должны
иметь стойки и упоры, предохраняющие
агрегаты от падения и перемещения по
тележке.
Для
осмотра автомобиля применяют переносные
безопасные электролампы напряжением
до 36 вольт с предохранительными сетками,
при работе в осмотровых канавах напряжение
не должно превышать 12 вольт. Ручные
электроинструменты (дрели, гайковёрты)
надо присоединять к сети только через
штепсельные розетки с заземляющим
контактом. Провода электроинструментов
нужно подвешивать, не допуская
прикосновения их с полом.
Приёмку
автомобиля на ходу и проверку тормозов
следует производить вне помещения;
пускать двигатель и трогаться с места
разрешается только по получении сигнала
от рабочего, производящего регулировку.
Вождение
автомобиля на территории автохозяйства,
в том числе и пробование автомобилей
после ремонта и регулировки, разрешается
только лицам, имеющим удостоверение
шофёра. Скорость движение не должна
превышать: на подъездных путях и проездах
– 10 км/ч, в производственных помещениях
– 5 км/ч. обгон одного автомобиля другим
на территории автохозяйства запрещается.
Монтаж
и демонтаж шин надо производить на
специально выделенных местах. Накачивать
шины воздухом следует в ограждённом
месте или с применением устройств,
предохраняющих рабочих от несчастных
случаев при выскакивании замочного
кольца или разрыве покрышки. При
накачивании следить за показаниями
манометра, не допуская давление воздуха
в шине сверх установленной нормы.
Техника
безопасности при заправке автомобиля
топливом.
Топливо
легко воспламеняется от любых источников
огня, поэтому при заправке топливозаправочной
станции водитель обязан строго
соблюдать правила безопасности: заливать
топливо в бак только при неработающем
двигателе; не отходить от машины; в
радиусе 15 м от места заправки не курить;
не проводить в зоне заправки какие-либо
ремонтные работы.
Заправляя
машину топливом, водитель должен
находиться с наветренной стороны. Если
необходимо заправить автомобиль в пути
топливом из канистр или бочек, следует
пользоваться шлангом, ручным насосом
для перекачивания топлива, воронкой и
ведром. При заправке автобусом
водитель не должен допускать разлива
топлива. Облитые топливом части машины
надо немедленно протереть насухо, а
пролитый на землю бензин — засыпать
песком.
При
зимней эксплуатации автобусов иногда
в качестве охлаждающей жидкости применяют
антифризы, содержащие этиленгликоль.
При работе с антифризом необходимо:
остерегаться попадания антифриза
внутрь организма, так как этиленгликоль
может вызвать тяжелое отравление;
заполнять систему охлаждения не более
чем на 95 % ее емкости, потому что антифриз
обладает большой способностью к объемному
расширению; перед заполнением антифризом
системы охлаждения промыть ее щелочным
раствором, так как попадание в антифриз
даже небольшого количества нефтепродуктов
приводит к его вспениванию и выплескиванию.