Требования безопасности при обслуживании и ремонте техники

Общие сведения

СТО – станция технического обслуживания. На таких станциях оценивается техническое состояние автомобилей, их узлов и агрегатов, выполняются ремонтные работы, замена жидкостей и расходных комплектующих (например, тормозные диски и колодки).

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов включает:

  • контроль уровня и качества технических жидкостей (масло в двигателе и коробке передач, антифриз, фреон в системе кондиционирования, тормозная жидкость);
  • визуальный осмотр двигателя, подкапотного пространства, днища автомобиля на предмет потеков техжидкостей;
  • диагностику подвески, развала-схождения колес;
  • тестирование состояния тормозной системы;
  • осмотр приводных ремней;
  • компьютерную диагностику, считывание ошибок из блоков двигателя, бортового компьютера;
  • проверку работы световых приборов, бортовых систем, кондиционера, органов управления;
  • контроль шин на наличие проколов;
  • тест балансировки дисков.

Диагностика автомобиля подразумевает получение всей информации о его техническом состоянии. По результатам проведенной оценки составляется план ремонтных работ.

Опасности работы

При диагностических или ремонтных работах специалист станции техобслуживания может получить вред здоровью или стать участником несчастного случая.

Источники опасности на СТО:

  • автомобили, оставленные без стопорных башмаков и стояночного тормоза;
  • движущиеся узлы, элементы, приспособления используемых станков и оборудования;
  • скользкие остатки горюче-смазочных материалов на полу;
  • горячие поверхности неостывшего двигателя;
  • пары охлаждающей жидкости (антифриз, тосол);
  • загазованность и запыленность воздуха;
  • токсичные пары этилированного топлива;
  • нарушения микроклиматических условий в гаражных боксах;
  • плохая освещенность рабочих зон;
  • контакты с вредными веществами, входящими в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости;
  • неправильная развесовка при поднятии автомобиля на подъемнике;
  • острые кромки поврежденных деталей;
  • физические перегрузки из-за длительной работы в неудобном положении.

Причины несчастных случаев на СТО чаще всего связаны с нарушениями требований техники безопасности при использовании электрооборудования:

  • кузовные сварочные работы проводятся без отключения аккумулятора от бортовой сети авто;
  • сварочные и слесарные работы, резка металла углошлифовальными машинами с абразивными дисками проходят без отключения топливных шлангов в зоне ремонта;
  • использование горелок для газовой резки, подключенных к баллонам с неисправными редукторами, поврежденными шлангами;
  • использование некалиброванного, неисправного оборудования (например, поломки станков для балансировки дисков чреваты вылетом балансируемого колеса с посадочного места);
  • работа с инструментом и оборудованием, загрязненным остатками смазки;
  • использование углошлифовальных машин со снятым кожухом, который защищает рабочего от осколков абразивного диска;
  • допуск к использованию фрезерных, токарных, шлифовальных станков операторов, не имеющих соответствующего образования;
  • выполнение задач на станках со снятыми защитными экранами.

Сотрудники станции технического обслуживания могут получить такие травмы:

  • ожоги разной степени при возгораниях, касаниях к горячим поверхностям двигателя;
  • электротравмы при неправильной работе с оборудованием и инструментом;
  • отравления парами топлива, химических жидкостей (растворители, смывки для автоэмали);
  • механические травмы при эксплуатации станков, использовании инструмента, от падений из-за разлитого масла.

Допуск к работе

Требования к специалистам по техобслуживанию автомобилей содержатся в типовой инструкции ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования».

Работать на станции техобслуживания автотранспорта могут сотрудники:

  • старше 18 лет;
  • имеющие на руках заключение о пройденном медицинском осмотре;
  • без противопоказаний к выполняемым работам;
  • прошедшие профессиональное обучение и получившие соответствующее удостоверение;
  • которые прошли вводные инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности.

Перед началом работы мастер СТО обязан:

  • пройти обучение и стажировку;
  • прослушать первичный и целевой инструктаж по ОТ на рабочем месте;
  • получить допуск от руководителя.

Работник СТО должен знать:

  • содержание инструкции по охране труда при выполнении диагностики или ремонта автотранспорта;
  • требования ОТ на рабочем месте;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • правила использования огнетушителей при пожаре;
  • устройство автомобилей различных марок и моделей;
  • порядок проведения ремонта различных узлов и механизмов авто;
  • нормы техники безопасности при диагностике и ремонте автомобилей;
  • методы безопасного монтажа и демонтажа узлов и механизмов, снятия и разборки приборов и агрегатов;
  • порядок использования оборудования и инструментов, используемых на СТО.

Специалист на СТО должен пройти:

  • ежегодное обучение и проверку знаний по охране труда;
  • каждые три месяца повторные инструктажи по ОТ;
  • целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих задач.

Специалист, не прошедший обучение по вопросам охраны труда, электро- и пожаробезопасности, не допускается к работе.

Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • пользоваться спецодеждой;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • курить только в местах, предназначенных для этого;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

На заметку. Механик на СТО не может использовать инструмент, станки, приспособления, если не обучен безопасному обращению с ними.

Задать вопрос по заполнению документа

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда для
слесаря по ремонту автомобиля.

1.2. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо выполнять свои обязанности в
соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.3. На слесаря по ремонту автомобиля могут воздействовать опасные и вредные
производственные факторы:

·        движущиеся машины и механизмы;

·        повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

·        опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

·        повышенная загазованность парами вредных химических веществ;

·        повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

·        стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автотранспорта;

·        повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

·        недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.4. Слесарь по ремонту автомобиля извещает своего непосредственного руководителя о
любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о
проявлении признаков острого заболевания.

1.5. Слесарю по ремонту автомобиля следует:

·        оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

·        перед началом работы надевать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

·        не принимать пищу на рабочем месте.

1.6. К работе слесарем по ремонту автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Слесарь по ремонту автомобиля должен иметь группу по электробезопасности.

1.8. Слесарь по ремонту автомобиля обеспечивается спецодеждой и спецобувью в
соответствии с действующими нормами.

1.9. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо знать и строго соблюдать требования по
охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.10. Слесарь по ремонту автомобиля должен проходить обучение по охране труда в виде:
вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа,
внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.

Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении
разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.

Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под
руководством опытного работника.

1.11. Слесарь по ремонту автомобиля должен:

·        соблюдать Правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

·        выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

·        применять безопасные приемы выполнения работ;

·        уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

1.12. Слесарь по ремонту автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности,
уметь пользоваться средствами пожаротушения.

1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели
местах.

1.14. Лица, допустившие нарушения требований инструкции по охране труда, несут
ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Застегнуть надетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов
одежды. Надеть средства индивидуальной защиты.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые,
бьющиеся предметы.

2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств
индивидуальной защиты:

·        гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

·        раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;

·        слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;

·        рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;

·        ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

·        напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;

·        электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

2.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:

надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь;

удобно и устойчиво разместить инструмент;

·       достаточность освещения рабочей поверхности;

·       отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;

·       надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств автомобиля;

·       наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения
движущихся частей оборудования (зубчатых, цепных, клиноременных и других
передач, соединительных муфт и т. п.), нагревательных поверхностей;

Читайте также:  Стандарты по техническому обслуживанию и ремонту техники

·       отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования.

2.4. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная
сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 50 В.

2.5. Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой яме должно быть
не выше 12 В.

2.6. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой помощи.

2.7. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и
других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и
к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент,
приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. При капитальном, среднем ремонте автотранспорта убедиться в том, что бензобаки и
бензопроводы освобождены от остатков бензина.

3.5. Все виды технического обслуживания и ремонта автотранспорта на территории
предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.6. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как
он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.7. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди».

3.8. После подъема автотранспорта подъемником на пульте управления подъемником
повесить табличку «Не трогать – под автотранспортом работают люди!», а при подъеме
гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от
самопроизвольного опускания.

3.9. Ремонт автотранспорта снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника
производить только на лежаке.

3.10. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и
сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.

3.11. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной
тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

3.12. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

3.13. Для пуска двигателя и передвижения автотранспорта обратиться к водителю,
перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

3.14. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера)
находится в нейтральном положении и что под автотранспортом и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

Осмотр автотранспорта снизу производить только при неработающем двигателе.

3.15. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для
дизельного двигателя – отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз – освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

3.16. Снимать двигатель с автотранспорта и устанавливать на него только тогда, когда
автотранспорт находится на колесах или на специальных подставках – козелках.

3.17. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автотранспорта, прицепа,
полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.18. Для перегонки автотранспорта на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на
ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

3.19. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших
физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом.

3.20. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и
соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете
грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях – наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

3.21. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)
пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.22. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат)
может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать
неустойчивое положение тела.

3.23. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и
смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или
охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.24. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений
убедиться в отсутствии в них газа.

3.25. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия
передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

3.26. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль,
предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную
горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.27. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами
пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

3.28. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или
самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его
агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.29. Перед ремонтом автотранспорта – цистерны для перевозки легковоспламеняющихся,
взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

3.30. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и
обезвреживания.

3.31. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на
автотранспорте – рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

3.32. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта,
работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.33. Слить (выпустить) газ из баллонов автотранспорта, на котором должны проводиться
работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3.34. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с
помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.35. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными
инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.36. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

3.37. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после
использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне
помещения.

3.38. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость
тянуться за ним.

3.39. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться
накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.40. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.41. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными
очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.42. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые
подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.43. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.44. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или
специальные приспособления.

3.45. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и
остановки станка.

3.46. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными
средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.47. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного
разъема.

3.48. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять
электроинструмент от электросети.

3.49. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или
металлическим крючком.

3.50. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой
цели металлические ящики и закрыть крышкой.

3.51. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая
легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не
зажигать спички.

3.52. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на
этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

·        обезвредить детали керосином;

·        немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;

·        перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

3.53. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.54. Слесарю-ремонтнику (автотранспорта) запрещается:

·        выполнять работы под автотранспортом или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

·        поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. п.;

·        работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

·        использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

·        работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

·        выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

·        переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

·        сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

Читайте также:  Сколько в гарантийном ремонте может находиться техника

·        хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые

·       обтирочные материалы вместе с использованными;

·        применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т. д.; засасывать бензин ртом через шланг;

·        мыть агрегаты, узлы и детали и т. п. легковоспламеняющимися жидкостями;

·        загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

·        хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

·        выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

·        применять приставные лестницы;

·        выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

·        при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

·        использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

·        скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

·        использовать гайки и болты со смятыми гранями;

·        держать мелкие детали руками при их сверлении;

·        устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;

·        применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;

·        вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;

·        работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

3.55. Слесарь по ремонту автомобиля во время работы должен быть внимательным, не
отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с
планом ликвидации аварий.

4.2. В случае загорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану,
сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

4.3. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим
работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках руководство предприятия (или старшего по смене) поставить в известность.

4.4. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при
необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному
руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии
оборудования.

5.2. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

5.3. Убрать приспособления, инструмент, промасленную ветошь в отведенное для них
место.

5.4. Если автотранспорт остается на специальных подставках (козелках), проверить
надежность его установки. Запрещается оставлять автотранспорт, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.

5.5. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.

5.6. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на
этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

5.7. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить руководителю работ.

ИОТ

Правила техники безопасности, которые должны выполнять сотрудники СТО, прописывают в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ). Инструкции разрабатываются на основе типовых документов, с учетом особенностей условий труда на станциях техобслуживания.

Разработанный документ используется, чтобы ознакомить сотрудников с правилами охраны труда, действующими в мастерской, правами персонала, обязанностями директора по обеспечению безопасных условий работы в автомастерской. Текст ИОТ также берется за основу при составлении программ для вводных, первичных, периодических и целевых инструктажей.

Инструкция по охране труда на станциях техобслуживания автомобилей должна включать несколько основных разделов:

  • общие требования;
  • перед началом работы;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • в конце смены.

Если в автомастерской утверждается единая ИОТ, включающая правила безопасности при проведении всех видов ремонта и диагностики, документ дополняется разделами, учитывающими специфику деятельности СТО. Например, правила охраны труда при:

  • монтировке шин;
  • электрогазосварке;
  • покраске авто;
  • вулканизации шин;
  • кузовных работах;
  • смазке отдельных узлов и механизмов.

Документ по желанию руководства может быть дополнен разделами:

  • электрическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • оказание первой медицинской помощи.

Разработка

Порядок составления ИОТ приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ был утвержден Министерством труда РФ 13.05.2004 г. 

Основой для разработки разделов инструкции могут быть:

  • типовые ИОТ;
  • отраслевые документы, касающиеся техники безопасности;
  • руководство оператора к станкам;
  • техническая документация по ремонту оборудования;
  • приказы, нормативные акты, утвержденные руководством предприятия.

Так, инструкции по технике безопасности для персонала СТО разрабатывается на основе таких типовых документов:

На больших авторемонтных предприятиях разработкой ИОТ занимаются отдельные ответственные специалисты или инженеры по охране труда. В небольших компаниях ответственность за подготовку документации лежит на директоре СТО либо одном из ответственных сотрудников.

Общие требования

В разделе ИОТ с общими требованиями прописываются:

  • порядок допуска сотрудников к работе;
  • требования к мастерам, работающим на СТО;
  • обязанности персонала;
  • список вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на специалиста во время работы;
  • порядок прохождения ежегодных медосмотров;
  • порядок проведения работнику инструктажей по охране труда, пожарной и электробезопасности;
  • порядок обеспечения мастера средствами индивидуальной защиты.

Перед началом работы

Раздел включает информацию о подготовительных мероприятиях, которые должен выполнить автослесарь перед началом смены:

  • надеть головной убор, убрать под него волосы;
  • подготовить резиновые сапоги и перчатки, если предполагается работа с этилированным бензином;
  • проверить исправность и наличие необходимого ручного, электрического, пневматического инструмента, страховочных подставок, пустых емкостей для слива технических жидкостей;
  • оценить состояние кабелей электроинструмента на отсутствие повреждений изоляции;
  • осмотреть пневматические шланги, идущие от компрессора к инструменту, работающему на сжатом воздухе;
  • проверить, на сколько надежно крепятся щитки безопасности, ограждения;
  • проконтролировать состояние заземления;
  • подготовить дополнительные осветительные приборы;
  • привести в порядок зону проведения ремонта, убрать посторонние предметы.

Обратите внимание! Токарям запрещается работать в перчатках. Это одна из мер безопасности, чтобы уберечь руки оператора от травм.

Во время работы

В этот раздел инструкции включают правила безопасности, которые должны соблюдать мастера СТО при работе:

  • ТБ при демонтаже двигателя;
  • порядок демонтажа ГБО;
  • правила ОТ при работах с топливными магистралями, при демонтаже топливного бака;
  • технику безопасности при обслуживании грузового транспорта, специальной техники;
  • ТБ при очистке деталей, узлов химическими жидкостями;
  • безопасность при использовании станочного оборудования при сверлении, шлифовке, сверловке, прессовке;
  • порядок использования подъемных механизмов, подпорок при снятии крупных деталей, габаритных узлов;
  • выполнять ремонт, диагностику, замену узлов и механизмов, шин в специально отведенных местах;
  • ремонтировать автомобиль только после мойки и чистки;
  • поставить машину на стояночный тормоз, отключить зажигание, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть клапан на баллоне газового оборудования, поставить под колеса противооткатные упоры;
  • использовать предупреждающие таблички «Двигатель не пускать!», «Не опускать автомобиль!»;
  • пользоваться подкатной тележкой под днищем авто;
  • переходить смотровые ямы по переходным мостикам;
  • не спрыгивать в смотровую яму – использовать лестницы.

В аварийных ситуациях

Раздел содержит информацию о том, что нужно делать сотрудникам ремонтного сервиса при различных чрезвычайных ситуациях:

  • список ответственных лиц, которых нужно предупредить об аварии;
  • порядок действий при возгорании, задымлении, возникновении пожара;
  • первая помощь при электротравмах, механических травмах, ушибах, переломах;
  • действия персонала при несчастном случае на территории автосервиса.

По окончании работ

Раздел, содержащий порядок действий в конце рабочей смены, включает:

  • порядок отключения электрооборудования, станков, местной вентиляции, осветительных приборов;
  • правила уборки рабочей зоны, очистки пола и поверхностей столов от грязи, масла, стружки;
  • требования по уборке приспособлений, распределению использованного инструмента по своим местам;
  • контроль устойчивости автомобиля, который остается на подъемнике, подставках;
  • требование по хранению и очистке СИЗ, спецодежды, специальной обуви;
  • правила гигиены в конце смены.

Утверждение и ознакомление

Инструкции, разработанные для авторемонтной мастерской, утверждаются приказом руководства.

Персонал СТО знакомится с текстом ИОТ на одном из инструктажей по охране труда. По результатам прослушанного инструктажа должны быть проставлены отметки в соответствующем журнале учета. Оригинал документа хранится у директора организации. Копии инструкций, плакаты по технике безопасности размещаются на стендах по охране труда, стенах мастерской на видных местах.

Также копии инструкций могут храниться на рабочих местах мастеров, чтобы была возможность ознакомиться с правилами безопасности при необходимости.

Срок действия и пересмотр

Утвержденная инструкция не имеет ограниченного срока действия. Однако, текст документа должен пересматриваться и обновляться не реже чем раз в пять лет. ИОТ должна содержать актуальные правила охраны труда, соответствующие последним изменениям в законодательстве.

Инструкции по ОТ обновляются в таких случаях:

  • изменения в типовой документации, на основании которой составлена инструкция по ОТ на СТО;
  • изменения условий труда в мастерской;
  • установка нового оборудования, станков, обновление используемого инструмента;
  • выявление новых факторов опасности, создающих угрозу здоровью персонала;
  • несчастный случай в автосервисе из-за нарушений техники безопасности.

Пересмотр инструкции по охране труда осуществляется по инициативе руководителя.

Наказание при несоблюдении требований ОТ

Работники организаций всех видов должны соблюдать правила охраны труда. Это требование содержится в абзаце 6 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Персонал станций техобслуживания автомобилей – не исключение.

За нарушение правил охраны труда во время работы для сотрудников СТО предусматриваются такие виды ответственности:

  • Выговоры, увольнения по статье 192 ТК РФ.
  • Штрафы в сумме до одной месячной зарплаты по статье 243 ТК РФ за умышленные нарушения ТБ или не в свою смену, работу в состоянии алкогольного или токсического опьянения.
  • Уголовная ответственность по ст. 143, 216, 217 Уголовног<
Читайте также:  Ремонт техники volvo

Условия работы

При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей на СТО должны соблюдаться требования безопасности согласно стандартам:

  • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»;
  • ГОСТ 12.1.004–85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»;
  • ГОСТ 12.1.019–79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»;
  • ГОСТ 12.3.005–75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.3.009–76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные»;
  • ГОСТ 12.3.002–75 «ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.3.017–79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности»;
  • ГОСТ 12.1.005–76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

Основные требования, касающиеся условий работы сотрудников СТО, приводятся в типовой инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания.

Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:

  • При разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:
    — костюм защитный;
    — фартук резиновый;
    — сапоги резиновые;
    — перчатки резиновые или силиконовые.
  • При ремонте и техническом обслуживании других узлов и агрегатов авто:
    — костюм защитный (вискозно-лавсановый);
    — рукавицы комбинированные.
  • При работе с этилированным бензином, горючими и химическими жидкостями дополнительно надевают:
    — фартук прорезиненный, полиэтиленовый;
    — перчатки резиновые.
  • Если ремонт проходит на улице:
    — куртка с утеплителем;
    — брюки либо полукомбинезон утепленные.

Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены.

Санитарные и гигиенические требования

Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.

Санитарные и гигиенические требования, предъявляемые к станциям техобслуживания, приведены в таблице.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:

  • не работать под автомобилем, который приподнят на домкрате, но не установлен на подпорки;
  • не смотреть на сварочную дугу без защитных затемняющих очков или маски сварщика;
  • поддерживать порядок на рабочем месте, класть инструмент, расходные материалы, приспособления на свои места после использования;
  • не отступать от правил охраны труда, чтобы быстрее выполнить поставленную задачу;
  • перед поднятием автомобиля на платформе убедиться в исправности подъемного устройства, правильном распределении баланса машины между передними и задними опорами;
  • не использовать подъемник, если паспортный вес автомобиля больше, чем грузоподъемность оборудования;
  • подает автомобиль на смотровую яму только сотрудник СТО совместно с помощником, контролирующим процесс;
  • для защиты от скатывания машины с подставок, домкрата используется стояночный тормоз транспорта и дополнительные противооткатные башмаки;
  • не перепрыгивать смотровые ямы, переходить только в местах укладки специальных настилов;
  • пятна масла, отработанных жидкостей засыпают древесными опилками для впитывания;
  • запрещается курение, использование открытого огня в помещении и на территориях автомастерской;
  • запрещено выполнять ремонт в подкапотном пространстве с запущенным двигателем авто, кроме тех случаев, когда это нужно для устранения неисправности;
  • если работы проводятся с запущенным двигателем, на выхлопную трубу следует надеть патрубок вытяжки для отвода продуктов горения;
  • перед разбортировкой колес из них спускается воздух.

При уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Правила техники безопасности, которые должны выполняться сотрудниками СТО на этапе очистки кузова и отдельных узлов автомобиля, при уборке салона:

  • Мойка осуществляется в специальных зонах на территории автомастерской, где есть канализация для стоков грязной воды. Пост для ручной мойки и очистки располагается в местах, изолированных или отдаленных от проложенной проводки, электрооборудования и станков (нельзя в одном помещении сваривать элементы кузова и мыть машины).
  • Светильники, проводка, электродвигатели в зоне мойки герметизируются, отделяются защитными элементам, препятствующими попаданию воды на предметы под напряжением.
  • Дорожки и настилы в зоне мойки не должны быть скользкими, чтобы исключить падение мойщика в процессе работы.
  • Если автомастерская оснащена механизированной или автоматизированной моечной установкой, пост оператора располагается в кабине, защищенной от влаги.
  • Концентрация растворов для мойки должна быть такой, чтобы при попадании на открытые участки тела мойщика, вдыхании водяной пыли, попадании ее в глаза, не возникали раздражение и химические ожоги.
  • Узлы двигателей, работающие на этилированном топливе, обрабатываются деактиваторами тетраэтилсвинца – токсичного вещества, образующегося после сгорания бензина с этиленом. Для деактивации можно использовать керосин или специализированные жидкости.
  • Если для мойки используются щелочные растворы, очищенные детали или узлы повторно промываются горячей водой.
  • Очищать загрязненные поверхности растворителями, бензином, спиртом или другими горючими веществами запрещено, так как это нарушение пожарной безопасности.
  • Если мойка осуществляется с использованием синтетических моющих жидкостей, специалист должен использовать дополнительные СИЗ: очки, респираторы, резиновые перчатки. Кроме того, руки до локтя нужно обрабатывать защитным кремом или пастой (например, ИЭР-2).
  • По окончании работы мойщик должен вымыть руки с мылом, принять душ.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Общие требования охраны труда, которые относятся ко всем сотрудникам авторемонтных станций:

  • работать на станции техобслуживания могут квалифицированные рабочие;
  • сотрудники инструктируются по вопросам техники безопасности, пожарной и электробезопасности;
  • руководство автомастерской должно обеспечить безопасные условия труда персоналу согласно действующему законодательству;
  • ответственность за обеспечение безопасных условий труда в мастерской лежит на руководстве, за соблюдение установленных на станции техобслуживания правил ОТ – на сотрудниках;
  • несовершеннолетним сотрудникам и беременным женщинам не разрешается работать с химическими веществами, сваркой, электроинструментами, пневматическими приспособлениями, подъемными устройствами;
  • ремонтные и диагностические работы проводятся в специальной одежде соответствующего размера.

Правила работы

Правила охраны труда в автосервисе делятся на несколько основных категорий:

  • техника безопасности при работе под автомобилем;
  • техника безопасности при ремонте автомобиля;
  • работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями;
  • как безопасно поднимать автомобиль домкратами.

Требования техники безопасности, разделенные на категории, прописываются в инструкции по охране труда сотрудника СТО.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Механики и мастера диагностики должны придерживаться такого порядка действий, чтобы безопасно работать под автомобилем:

  • Необходимо убедиться в устойчивости транспортного средства. После подъема домкратом, цепью мостового крана поставить под ребра жесткости опорные узлы рычагов, поддомкратники, страховочные опоры.Машина должна быть поднята на такую высоту, чтобы проводить ремонт или диагностику было удобно.
  • Не заходить под автомобиль, не забираться под него, если он установлен на домкрате и не зафиксирован.
  • Если обслуживание проводится без смотровой ямы и подъемника, мастер размещается в пространстве между колесами.
  • Выбираться из-под автомобиля следует со стороны, противоположной от проездов и проходов.

Меры техники безопасности при работе под автомобилем:

  • технические жидкости сливать в специально подготовленную тару;
  • при демонтаже крупных узлов и механизмов авто, вывешивании двигателя (например, для ремонта коробки передач) использовать специальные опорные подставки;
  • использовать портативные светильники для освещения рабочей зоны;
  • не допускать проливания масла, тормозной жидкости на пол, чтобы рабочий не поскользнулся и не травмировался;
  • не запускать двигатель машины, поднятой на подъемнике;
  • работы проводить только в защитных очках, чтобы исключить попадание грязи, капель технических жидкостей в глаза мастеру.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При обслуживании автотранспорта слесарь и другие специалисты должны соблюдать такие требования техники безопасности:

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При ремонтных работах на станциях технического обслуживания используется разный слесарный инструмент, который может быть небезопасен при неправильном обращении. Нормы техники безопасности при использовании слесарно-монтажного инструмента и приспособлений:

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы функционируют исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых нет, то нужно выбрать подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случае, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Правила поднятия авто:

  • для подъема машины нужно использовать домкрат соответствующей грузоподъемности;
  • домкрат должен быть исправен, без повреждений корпуса и подвижных частей;
  • на гидравлическом домкрате не должно быть трещин на корпусе, течи масла;
  • поднимать транспорт можно только на ровной твердой поверхности;
  • если работы проводятся на выезде, под опорную часть подъемного устройства подкладывается кирпич, доска или другой ровный и прочный предмет;
  • в качестве поверхностей автомобиля, куда упирается домкрат, используются ребра жесткости порогов, опоры рычагов колес, опоры разрезных и неразрезных мостов, места крепления передних и задних опор;
  • поднимать автомобиль с упором в кузовные элементы, коробку передач, двигатель, корпуса редукторов запрещено;
  • после подъема положение машины должно фиксироваться страховочными упорами;

  • если планируется замена колес, перед поднятием ТС отпускаются колесные болты или гайки;
  • шевелить, смещать, качать авто, установленное на домкрат или подставки, запрещено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *