ТОИ Р-200-02-95 Типовая инструкция № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _____

ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей (далее — слесарем) допускаются лица не мо­ложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

— предварительный медицинский осмотр (при уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допус­кается к выполнению трудовых обязанностей);

— вводный инструктаж;

— обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

— первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и обо­рудованием допускаются слесари, прошедшие соответству­ющее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями сле­саря, допускается после проведения целевого инструктажа.

Соблюдать нормы, правила и инструкции по охра­не труда, пожарной безопасности и правила внутреннего тру­дового распорядка.

Правильно применять коллективные и индивидуаль­ные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам ин­дивидуальной защиты.

Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей.

Выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допус­ку после прохождения целевого инструктажа.

Запрещается употреблять спиртные напитки, а так­же приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

Опасными и вредными производственными фактора­ми для слесаря при выполнении работ профилактического обслуживания и ремонта автомобилей являются:

— падение вывешенных частей транспортных средств при обслуживании и ремонте подвески, колес, мостов и т

— падение кузова автомобиля-самосвала при обслуживании и ремонте гидроподъемника;

— падение опрокидывающейся кабины грузового автомобиля;

— падение деталей, узлов, агрегатов, инструмента;

— падение работающих на поверхности, с высоты (буфера, лестницы, эстакады, площадок), в осмотровую канаву;

— движущиеся части узлов и агрегатов;

— наезды автомобилей: вследствие самопроизвольного движения, при запуске двигателя, въезде (выезде) в зону ремонта, движении на осмотровой канаве и конвейере;

— термические факторы (пожары при сливе горюче-смазочных материалов с автомобилей, мойке ими деталей, узлов, агрегатов, хранении и оставлении их на рабочих местах);

— осколки металла, отлетающего при выпрессовке и запрессовке шкворней, пальцев, подшипников, валов, осей, при рубке металла;

— наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (акролеина, углерода оксида выхлопные газы двигателя и т

— пониженная температура воздуха в холодный период года;

— недостаточное освещение;

— поражение электрическим током;

— неудобная рабочая поза;

— острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

Работник должен быть обеспечен средствами инди­видуальной защиты. Согласно ДНАОП 0. 00-3. 06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта» слесарю по ремонту автомобилей выдаются:

— костюм вискозно-лавсановый (срок носки – 12 месяцев);

— ботинки кожаные (срок носки – 12 месяцев);

— берет (срок носки – 12 месяцев);

— рукавицы комбинированные (срок носки – 2 месяца);

— очки защитные (до износа).

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту на осмотровых канавах, подъемниках, эстакадах дополнительно выдается:

— каска строительная (дежурная).

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, перенесению и промывке деталей двигателей и при работе с этилированным бензином выдаются:

— фартук прорезиненный (срок носки – 6 месяцев);

— сапоги резиновые (срок носки – 12 месяцев);

— рукавицы резиновые (срок носки – 6 месяцев);

При выполнении наружных работ зимой, а также в помещениях при температуре в них ниже допустимой дополнительно выдаются:

— куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев);

— брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке (срок носки – 36 месяцев).

Работодатель обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

При несчастном случае следует оказать помощь по­страдавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к ава­рии.

При обнаружении неисправности оборудования, при­способлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудо­вание и инструменты запрещается.

Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:

— ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

— не садиться и не облокачиваться на случайные предме­ты и ограждения;

— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям элек­тротехнических установок;

— не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

— не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать — работают люди!» имеет право снять только тот работник, который его установил. Зап­рещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать — работают люди!».

При передвижении по территории необходимо со­блюдать следующие требования:

— ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;

— переходить железнодорожные пути и автомобильные до­роги в установленных местах;

Читайте также:  Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники авиасервис

— при выходе из здания убедиться в отсутствии движуще­гося транспорта.

Для питья следует употреблять воду из сатурато­ров, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.

Принимать пищу следует в оборудованных помеще­ниях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

Выполнение работ повышенной опасности произво­дится по наряду-допуску после прохождения целевого инст­руктажа.

Требования безопасности перед началом работы

Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты техничес­кого обслуживания и ремонта осуществляется под руковод­ством ответственного лица.

После постановки автомобиля на пост необходимо затор­мозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (пе­рекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигате­лем), установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специаль­ных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать — рабо­тают люди!» На автомобилях, имеющих дублирующее устрой­ство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вы­вешиваться и у этого устройства.

При обслуживании автомобиля на подъемнике на пуль­те управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Подъемник не включать — работают люди!»

В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравли­ческого подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Перед проведением работ, связанных с проворачи­ванием коленчатого и карданного валов, необходимо допол­нительно проверить выключение зажигания (перекрытие по­дачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное по­ложение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль сле­дует затормозить стояночным тормозом.

При необходимости выполнения работ под автомо­билем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эс­такады, работники должны обеспечиваться лежаками.

При обслуживании и ремонте автомобилей (в том числе двигателей) на высоте более 1 м рабочие должны быть обеспечены и пользоваться специальными подмостями, эстакадами, площадками или лестницами-стремянками.

Применять приставные лестницы не разрешается.

При подъеме по лестнице рабочему запрещается держать в руках инструмент, детали, материалы и другие предметы. Для этой цели должна использоваться сумка или специальные ящики.

Запрещается проводить одновременно работу на лестницах, подмостях, площадках и под ними.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поруч­ни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без за­зоров и надежно закреплены. Концы досок должны находить­ся на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40мм.

Переносные деревянные лестницы-стремянки долж­ны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы ра­бочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего кон­ца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытека­ние жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

Перед началом работы с электроинструментом сле­дует проверить наличие и исправность заземления. При ра­боте электроинструментом с напряжением выше 42 В необхо­димо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стел­лажами).

Перед тем, как пользоваться переносным светиль­ником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и раз­личными предметами. На полу канавы должны устанавливать­ся прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эс­такады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо).

Расходные вентили не следует оставлять в промежуточ­ном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

Перед въездом необходимо проверить на специаль­ном посту газовую систему питания на герметичность. Въез­жать в помещения с негерметичной газовой системой пита­ния запрещается.

Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также рабо­ты, связанные с устранением неисправностей газовой сис­темы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном мес­те (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

Требования безопасности во время выполнения работы

При выполнении операций по техническому обслужива­нию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную тру­бу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии при­мите меры по удалению из помещения отработанных газов.

При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную ба­тарею.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полу­прицепа  подъемными  механизмами  ( домкратами,  талями  и т. ), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

— работать лежа на полу (земле) без лежака;

— выполнять какие-либо работы на автомобиле (прице­пе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. ), кроме стационарных;

Читайте также:  Техническое обслуживание и текущий ремонт медицинской техники

— подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и дру­гие случайные предметы;

— устанавливать домкрат на случайные предметы или подкладывать их под плунжер домкрата;

— снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предваритель­ной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузо­ва с установкой козелков под него или раму автомобиля:

— проводить техническое обслуживание и ремонт автомо­биля при работающем двигателе, за исключением отдель­ных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

— поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные при­способления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

— поднимать (даже кратковременно) грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

— снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

— поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

— работать на неисправном оборудовании, а также с не­исправными инструментами и приспособлениями;

— оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосва­ла, самосвального прицепа без специального дополнитель­ного упора;

— использовать случайные подставки и подкладки вмес­то специального дополнительного упора;

— работать с поврежденными или неправильно установ­ленными упорами;

— пускать двигатель и перемещать автомобиль при под­нятом кузове;

— производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предва­рительного его освобождения от груза;

— транспортировать агрегаты на тележках, не оборудованных приспособлениями, предотвращающими их падение;

— проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

— сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомо­биля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего воз­можность падения или самопроизвольного опускания кузова.

В зоне технического обслуживания и ремонта авто­мобилей запрещается:

— выполнять работы на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности;

— протирать автомобиль и мыть агрегаты, руки и т. легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, раствори­телями и т

— хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. в коли­чествах больше сменной потребности;

— проводить работы с открытым огнем без специального разрешения и принятия мер противопожарной безопасности;

— заправлять автомобиль топливом;

— хранить чистые обтирочные материалы вместе с исполь­зованными;

— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т

— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

— при установке автомобиля на осмотровую канаву перекрывать им основной и запасной выходы из нее;

— устанавливать автомобили с открытыми горловинами баков и при наличии течи из топливной системы.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

— поднять капот для проветривания;

— выполнять работы по снятию, установке и ремонту га­зовой аппаратуры только с помощью специальных приспо­соблений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой ап­паратуры разрешается снимать только в остывшем состоя­нии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);

— проверять герметичность газовой системы питания сжа­тым воздухом, азотом или иными инертными газами при зак­рытых расходных и открытом магистральном вентилях;

— предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

— крепить шланги на штуцерах хомутиками.

Регулировку приборов газовой системы питания не­посредственно на автомобиле следует производить в отдель­ном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

При проведении технического обслуживания и ре­монта автомобилей, работающих на газовом топливе, зап­рещается:

— подтягивать резьбовые соединения и снимать с авто­мобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находя­щиеся под давлением;

— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжи­женный газ на землю;

— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и труб­ки, использовать замасленные шланги;

— устанавливать газопроводы кустарного производства;

— применять дополнительные рычаги при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей;

— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

При работе гаечными ключами необходимо подби­рать их соответственно размерам гаек; правильно наклады­вать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

При работе зубилом или другим рубящим инструмен­том необходимо пользоваться защитными очками для предох­ранения глаз от поражения металлическими частицами, а так­же надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. Запрещается стоять против обрубаемого конца заготовки.

Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует уста­навливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали — на стеллажи.

При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение. Запрещается направлять струю воздуха на себя или на других.

Соединять шланги пневматического инструмента и разъе­динять их разрешается после отключения подачи воздуха.

Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим ин­структаж и знающим правила обращения с ними.

Перед тем, как пользоваться переносными светильниками, необходимо проверить наличие на лампе защитного стеклянного колпака, защитной сетки и исправность кабеля.

При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

При замене или доливке масел и жидкостей в агре­гаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.

Для подачи смазки в высоко расположенные мас­ленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники миасское

Для работы впереди и сзади автомобиля и для пе­рехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее — специальными лестницами.

— подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

— переносить электрический инструмент, держа его за ка­бель, а также касаться рукой вращающихся частей до их ос­тановки;

— направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;

— устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

Работа на диагностических и других постах с работа­ющим двигателем разрешается при включенной местной вы­тяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.

Запрещается работать в производственных помеще­ниях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не включена вентиляция.

На участках и в цехах, где ведутся работы с дета­лями, загрязненными этилированным бензином, должны ус­танавливаться бачки с керосином.

В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керо­сином, а затем теплой водой с мылом.

Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.

Работы под поднятыми кузовами машин проводят­ся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.

Снятие и установку пружин производят специальны­ми съемниками.

Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с мед­ными бойками.

При ремонте автомобилей с высоким расположе­нием узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять пристав­ные лестницы запрещается.

Перед началом работ, связанных с проворачива­нием коленчатого или карданного валов, выключить зажига­ние, перекрыть подачу топлива.

При работе под автомобилем пользуйтесь защит­ными очками, лежаками.

Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.

При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной сторо­ны.

При обкатке двигателя остерегайтесь его враща­ющихся частей.

Перед накачкой шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установ­лено в пазе диска.

Во избежание травмирования вылетающим диском на­качивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда под машиной работают люди.

Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

Требования безопасности после окончания работы

Приведите в порядок рабочее место. Уберите ин­струменты и приспособления.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

Доложите руководителю о возникавших в процес­се работы неисправностях.

Очистите спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

Вымойте лицо и руки мылом или примите душ.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае отключения электропитания прекратите ра­боту и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может неожиданно появиться.

При возникновении пожара сообщить в пожарную ох­рану, руководителю работ и приступить к тушению пожара. При загорании или пожаре помните, что тушить эле­ктроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после исполь­зования следует ссыпать в металлические ящики с крышка­ми, устанавливаемые вне помещения.

При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на про­верку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

________________________  ________________  _________________

(должность руководителя        (личная подпись)   (фамилия, инициалы)

/организации/ — разработчика)

труда предприятия                ______________  _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт                      ______________  _______________

Главный технолог                  ______________  _______________

Требования безопасности после окончания работы

Привести в порядок рабочее место. Инструмент и устройства протереть и отнести в отведенное для них место.

Если дорожно-строительная техника остается на специальных подставках, проверить надежность ее установления. Не оставлять машину или отдельные ее части висеть на тросе грузоподъемного механизма.

Сообщить механику обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы.

Спецодежду повесить в специально предназначенный для этого шкаф.

Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.

Запрещается мыть руки в смазочном масле, бензине, керосине и вытирать их грязными тряпками, опилками и стружкой.

В случае возникновения пожара немедленно вызвать пожарную команду и приступить к гашению огня местными средствами.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При появлении напряжения на корпусе электроинструмента немедленно обесточить инструмент и вызвать электрика.

При выявлении пропуска воздуха в шлангах пневматического инструмента выключить подачу воздуха.

В случае наклона вывешенного на домкратах, подставках механизма, выйти из опасной зоны.

При появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных звуков запрещается работа электро- и пневмоинструмента.

При внешних роботах в случае изменения погодных условий (снегопад, дождь, туман) прекратить работу.

(должность руководителя         (личная подпись)  (фамилия, инициалы)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *