То и ремонта пожарной и аварийно спасательной техники

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Методы диагностики

Основной метод диагностики ПА – приборный. Реже используется метод экспертной проверки. Они зависят от диагностических параметров.

К первой группе относится имитация режимов нагрузки и скорости на специальных стендах для автомобилей, установок ПО и ПТВ. Вторая группа основана на оценке герметичности рабочих объемов проверяемых систем. Методы третьей группы – оценка геометрических параметров.

Методы ремонта

Ремонт пожарных автомобилей осуществляется разными методами:

  • Агрегатный. Неисправные механизмы заменяются на новые. Такой способ используется, когда устранить поломку невозможно или на это будет затрачено много сил и времени.
  • Индивидуальный. Применяется, если в наличии нет оборотного фонда. Сломанный механизм ремонтируют и снова устанавливают в транспортное средство.

Внимание! В пожарных подразделениях должен быть создан резерв пожарной техники в случае выхода из строя основных ПА.

Диагностика пожарных автомобилей – комплекс мероприятий по проверке состояния техники, ее основных узлов и механизмов без непосредственного их разбора. Проводят с целью предупреждения поломок и прогнозирования момента появления неисправностей.

Периодические ремонтные работы пожарной техники обязательны для пожарных подразделений. Выполнение норм и правил при диагностике и починке пожарного автомобиля (ПА) способствует своевременному выявлению ошибок в работе транспортного средства и их исправлению.

Пожарная машина должна проходить своевременное техническое обслуживание.

Рассмотрим сроки и разновидности этого процесса, мероприятия по сервису встроенного оборудования, правила содержания техники, установленные меры безопасности.

Цель технического обслуживания пожарных автомобилей

Постоянный контроль за состоянием специального транспорта, эксплуатируемого для выездов на возгорания, должен гарантировать:

  • готовность авто к использованию в любой момент;
  • штатную работу узлов и оборудования;
  • безопасность передвижения;
  • экономичную выработку ГСМ и других материалов;
  • исключение возникновения неисправностей в процессе эксплуатации;
  • соответствие уровня выхлопов требованиям нормативных документов.

Во время ТО производится мытье машины, диагностика и контроль работы узлов, смазка деталей. Заправка, регулировка систем, ремонт автомобиля выполняется в случае необходимости, по результатам диагностики.

Общие принципы

Диагностика автомобиля без полной разборки механизмов дает только предварительные результаты. Их сопоставляют с косвенными величинами, или диагностическими параметрами. Связаны они с данными технического состояния. Например, двигатель тестируют на момент развиваемой им мощности, расхода масла, компрессии.

Все мероприятия проводят на посту ТО с использованием специального оборудования.

Основными задачами диагностирования пожарных автомобилей являются:

  • проверка работоспособности механизмов;
  • определение потребности отдельных узлов в ремонте;
  • контроль проведенных работ в период планового техобслуживания;
  • прогнозирование возможного продления срока эксплуатации техники;
  • определение срока списания машины.

Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.

Эта статья – своеобразное введение в курс «пожарная и аварийно-спасательная техника». Ниже будут рассмотрены виды используемой техники, ее классификация, а также нормативные акты, регламентирующие ее эксплуатацию.

Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.

Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:

  • постоянную боеготовность техники;
  • безопасность эксплуатации автомобилей;
  • обнаружение изношенных деталей;
  • продление межремонтных промежутков;
  • сокращение расхода горючего.

ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.

Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники

Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.

Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.

Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:

  • исправность машин согласно определенным производителем показателям;
  • нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
  • наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
  • целостность комплекта запчастей и инструментов;
  • заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
  • сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.

Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:

  • соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
  • своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
  • поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
  • регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.

Требования к отремонтированной машине

После ремонта ПА допускается к эксплуатации только после составления акта выдачи или сдачи, а также прохождения нескольких тестовых работ.

Внимание! Время простоя пожарного автомобиля в капитальном ремонте составляет 60 суток, а в среднем ремонте – 30 суток. Если по истечении установленного срока автомобиль не возвращен, руководство техслужбы обязано доложить об этом в отделение УГПС.

При осмотре

В результате осмотра отремонтированных ПА выносится предварительное заключение о возможности введения транспортного средства в эксплуатацию. Показатели не должны превышать допустимые нормы.

Определяются следующие аспекты работы ПА:

  • общее техническое состояние;
  • система смазки пожарного автомобиля;
  • заправка горюче-смазочными материалами;
  • наличие огнетушащих веществ;
  • полные комплекты ПТВ (пожарно-технического вооружения);
  • внешний вид ПА, наличие маркировок.

Назначение ПА к возобновлению работы осуществляется, если его техсостояние совпадает с установленными правилами технической документации.

Неисправные автомобили отправляются снова в техническую службу или же списываются после письменного разрешения руководителя подразделения.

При испытании пробегом

Отремонтировав ПА, его подвергают испытанию пробегом.

До возвращения техники в эксплуатацию проводят ее обкатку в 400 км (после капремонта) или в 150 км (после среднего ремонта). Это позволяет вовремя выявить проблемы, которые не были исправлены или появились в ходе восстановления систем и механизмов.

Установленные показания записываются в формуляр и отдаются на подпись руководителю технической части.

При испытании оборудования

Обязательной частью проверки качества исправления ПА являются испытания:

  • насосной и водопенной систем на герметичность;
  • механизмов управления агрегатами ПА;
  • емкостей для транспортировки порошковой субстанции;
  • электрооборудования и осветительных приборов.

Ответственность за качество ремонта

Ответственные лица за качество выполнения ремонта ПА, диагностику и исправления ошибок системы:

  • Руководство подразделения.
  • Главный по смене.
  • Старший водитель.

Важно. После ремонта пожарный автомобиль проверяют, информацию о выявленных неполадках заносят в эксплуатационную карту и технический журнал.

Ремонт пожарных автомобилей помогает не допустить серьезных поломок. Только при бесперебойном функционировании всех единиц пожарной техники представители МЧС смогут провести оперативное пожаротушение на объектах возгорания. Существует несколько видов ТО пожарных автомобилей.

Обслуживание пожарно-технического вооружения

Оборудование, устанавливаемое на обычные и специальные автомобили, также подлежит ТО.

Классификация инженерных работ для ПТВ описана в таблице.

Перечисленные мероприятия являются частью технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Разновидности ТО

В зависимости от объема производимых работ и времени их проведения выделяются различные виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей.

Ежедневное

Ответственность за его проведение лежит на водителе. В случае необходимости на помощь ему могут прийти члены экипажа под руководством командира отделения.

Основная цель ежедневного ТО заключается в подтверждении готовности пожарной машины к выполнению боевой задачи.

В процессе контроля производятся следующие действия:

  • Запускается двигатель автомобиля, контролируется корректная работа мотора, бензонасоса и других агрегатов.
  • Проверяется уровень топлива, масла, воды, огнетушащих составов. В случае необходимости пополняются запасы.
  • При обнаружении незначительных отклонений в работе агрегатов допускается ремонт на месте.

Номерные

Отдельно обозначается первое техническое обслуживание пожарных автомобилей.

Весь парк машин делится на простые и специальные авто. Периодичность ТО для них разная. Норма для основных – раз в 30 дней или раньше, как только ТС проедет полторы тысячи км. Специальные проверяются каждый месяц или при достижении километража 1 тыс. км.

Пробег пожарных авто берется с учетом работы двигателей в период возгорания, т. к. он должен функционировать во время тушения, именно от него работает насос.

Для расчета приведенного пробега суммируется время функционирования мотора с насосом (мин.), без насоса (мин.), полученный результат умножается на 40. Итог делится на 60 и прибавляется пробег по спидометру. Единицы измерения км+моточасы.

Порядок проверки включает в себя:

  • вывод машины с боевого дежурства;
  • проведение обслуживания на закрепленном посту водителем и экипажем в свободное от выездов время, в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, ремонта пожарных автомобилей.

Второе ТО организовывается один раз в год. Может проводиться чаще, если пробег основного ТС составил 7 тыс. км, специального – 5 тыс. км.

Эта процедура проводится силами пожарно-технического центра, к которому прикреплен автомобиль.

Сезонное

При смене погоды выпускается приказ руководителя подразделения по региону о введении режима летней или зимней эксплуатации техники.

Чаще всего сезонное ТО совмещается с номерным и заключается в специальных дополнительных действиях. При подготовке к холодам происходит:

  • проверка работы устройств обогрева кабины, утепление;
  • замена жидкости в системе охлаждения двигателя на незамерзающий состав;
  • удаление конденсата из трубопроводов, пневматических механизмов, пусковых и воздушных устройств.

Когда приходит приказ о подготовке к лету, решаются вопросы по:

  • демонтажу утепления;
  • обновлению внешнего вида техники (покраска, контроль четкости нанесения специальных знаков).

На пожаре

Назначение и основная задача этого мероприятия – в контроле бесперебойной работы узлов. Главное в процессе тушения – обеспечить функционирование двигателя и насосного оборудования.

На учениях проверяются навыки водителя по управлению вооружением автомобиля. Причем нормативное время на техническое обслуживание и ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники в документах МЧС не определяется. Оцениваются умение обеспечивать работу узлов оборудования в критической ситуации и методы, с помощью которых выполнена поставленная задача.

После пожара

Авто после пожара. Машину, прибывшую в часть после эксплуатации на тушении возгорания, необходимо осмотреть, промыть насос и трубопроводы. Затем технику моют, доливают топливо и пополняют запасы огнетушащей смеси.

Типы ремонта

К восстановлению ПА приступают только после качественной и полной диагностики и выявления всех поломок. Комплекс восстановительных работ подразделяется на виды в зависимости от частоты и периодичности проведения.

Читайте также:  Возврат замененных деталей после ремонта техники

Ответственные представители, определяющие тип работ и сроки ремонта:

  • руководство гарнизона;
  • представители техслужбы пожарной базы;
  • старший водитель;
  • непосредственно водитель ПА.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Текущий

Данный тип восстановительных мероприятий помогает поддерживать состояние ПА с помощью установки новых механизмов или исправления сломанных. Также выполняют следующий комплекс процедур:

  • регулируют отдельные элементы конструкции;
  • совершенствуют устройства крепежа;
  • проводят слесарные и механические работы.

При текущем ремонте можно частично выполнить мероприятия по разборке устройств, замене функциональных частей и их восстановлению. Поломки фиксируют при контрольном осмотре или по сообщению водителя ПА.

Средний

При среднем ремонте возможна замена сразу нескольких механизмов. Если же они выступают в качестве основных, то количество подлежащих к замене ограничивается до 4 штук.

Возможна замена следующих элементов:

  • двигатель;
  • кузовная часть и др.

Капитальный

Подразумевает полную разборку ПА, замену или исправление сломанных деталей. В качестве оснований для проведения капремонта выступают неисправности в:

  • кузове;
  • кабине водителя;
  • резервуаре хранения огнеупорного вещества;
  • насосном устройстве;
  • частях шасси.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Как выглядит пожарный автомобиль – знают все: шасси, кабина водителя и надстройка. На самом авто нанесены обозначения и номер части. Машины классифицируют в зависимости от наполнения надстройки.

Основные пожарные автомобили

Назначение этого вида ТС – доставка команды спасателей, огнетушащего средства и экипировки в зону поражения, тушение пожара. Автомобили классифицируются по области их действия.

Общего применения

Больше подходят для тушения возгораний в черте города. К таким ТС относятся автоцистерны, автомобили первой помощи, а также машины, оснащенные насосами высокого давления. Используются пожарные прицепы для тушения пожара, на котором расположены емкость для воды, пенообразователь, насос.

Целевого применения

Название подвида говорит само за себя – автомобили данной категории участвуют в тушении воспламенений в специфичных местах, например, на аэродромах или объектах нефтяной промышленности. Это автонасосные станции, аэродромные автомобили, автомобили тушения с различными огнегасящими веществами. Например, автомобили газо-водяного тушения.

Специальная пожарная техника

Используется для вспомогательных работ, необходимых в ходе тушения возгорания, например:

  • разбор завалов;
  • подъем на высоту;
  • освещение зоны поражения.

К специальной технике относятся машины дымоудаления, автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, подъемники.

Вспомогательная ПТ

Данный термин использовался до вступления в силу приказа №555. Вспомогательная техника обеспечивала работу подразделений МЧС в полевых условиях. К этому виду относились топливозаправщики, грузовые автомобили, передвижные мастерские и лаборатории.

Порядок использования пожарной техники

Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:

  • свидетельство о регистрации;
  • формуляр;
  • карту эксплуатации;
  • журнал работы;
  • карту учета работы аккумулятора;
  • карту учета пробега автомобильных шин;
  • журнал техобслуживания;
  • путевку;
  • журнал выдачи и возврата путевых листов.

Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.

Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.

Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.

Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:

  • правила выдачи путевых листов;
  • порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
  • порядок проведения ТО;
  • действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
  • правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
  • обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.

Типы пожарной техники

Пожарно-аварийно-спасательная техника подразделяется на несколько больших групп.

Первичные средства пожаротушения

К ним относятся инструменты и материалы, с помощью которых можно остановить или приглушить возгорание на начальной его стадии. Для борьбы с уже разгоревшимся пожаром первичные средства не используются, но локализовать воспламенение ими вполне безопасно. К таким средствам относят следующие элементы:

  • Огнетушители. Используются как ручные (весом до 20 кг), так и передвижные (свыше 20 кг). В зависимости от назначения объекта, вид огнетушащего вещества внутри огнетушителей будет разным.
  • Пожарные краны. Вопрос о нахождении и расположении крана определяется на этапе проектирования здания. Сам водопровод оснащают пожарным рукавом, вентилем, стволом и условными обозначениями.
  • Пожарный инвентарь. Обычно выглядит как щит с закрепленными на нем инструментами. Существуют различные классы станций. От вида щита и его предназначения инвентарь иногда отличается. Щит может включать в себя инструменты (лопаты, багры, крюки, вилы), ведра для воды, ящики с песком, комплекты для тушения электроустановок, ручные насосы и прочие элементы.
  • Противопожарные покрывала. Хранятся в пожарных щитах. Принцип действия полотна прост: возгорание накрывают покрывалом, пресекая доступ кислорода. Лишившись топлива, пламя затихает. Минус этого элемента в его размере: полотном нельзя потушить возгорание на большой площади.

Различные виды огнетушителей

Требования к экипировке выдвигаются довольно строгие, например:

  • Все средства должны быть спроектированы в соответствии с физическими возможностями взрослого человека. Это означает, что один человек должен быть в состоянии открыть необходимые вентили и запоры, поднять огнетушитель либо использовать любое из средств по прямому назначению.
  • Расположение средств первичного тушения определяется ответственным за пожарную безопасность лицом.
  • Весь инвентарь должен соответствовать нормативным документам и государственным стандартам.
  • Комплектация средств, а также их соответствие специфике объекта регулярно проверяется.
  • Учет инвентаря проводится ответственным за пожарную безопасность лицом. Он же ответственен за контроль сроков службы средств.

Мобильные СП

К мобильным средствам относят ту технику, которая может прибыть на место пожара и помочь в борьбе с огнем. Их классифицируют по признаку передвижения:

  • Специальные автомобили. К ним относятся автоцистерны, насосы, автоподъемники, пожарные тракторы и автомобили аварийно-спасательного назначения. Такие ТС используются не только для доставки спасателей и оборудования к месту происшествия, но и непосредственно для локализации пламени и борьбы с огнем.
  • Пожарная авиация. Основное ее назначение – обнаружение возгораний в труднодоступных районах. Для тушения огня авиацию задействуют в тех случаях, когда другими способами погасить возгорание не получилось. Два самых известных представителя пожарной авиационной техники – вертолет и самолет-амфибия. Вертолет оснащен подвесным ковшом, поэтому черпать воду может из любых источников. При наличии озера или широкой реки механической птице не придется лететь за дозаправкой на базу. Самолет-амфибия вместо ковша использует цистерны с водой, заправлять которые приходится с помощью специального оборудования.
  • Поезда. Большая часть железнодорожных путей РФ окружена лесом, что делает железную дорогу недоступной для автомобилей. В таких ситуациях пожарные используют поезда. Конечно, сам состав не тушит огонь, но помогает с доставкой команды спасателей и огнетушащих средств к зоне поражения.
  • Морской пожарный транспорт. Представлен катерами и кораблями. Катера меньше по размеру и более маневренны, обладают необходимым уровнем остойчивости и отличаются скоростью. Часто привлекаются для тушения суден, построек на берегу водоемов, гидротехнических сооружений. По большей части, тушение производится водой, закачанной специальным насосом. Катера также участвуют в спасении пострадавших, буксировке суден в безопасные места. При возгорании нефтеналивных станций или нефтепродуктов на водной поверхности к тушению привлекают пожарные корабли. Они оснащены специальными составами и средствами пожаротушения.
  • Мотопомпы и прицепы. Используются как для тушения возгорания, так и для откачки воды из затопленных помещений. Бывают передвижные и переносные. В качестве источника воды мотопомпа использует любой водоем, работает автономно.

В зависимости от расположения пожара применяют разные виды мобильных средств.

Установки пожаротушения

Классификация установок подразделяет их на два вида: автоматические и ручные.

К автоматическим относятся все системы пожаротушения, задействующие в своей работе датчики автоматического оповещения, тепловые замки или возможность дистанционного запуска. Автоматические установки легче всего классифицировать по виду огнетушащего вещества:

  • Водяные и пенные. Наиболее частая вариация – спринклерные и дренчерные системы. К составляющим элементам относятся побудительная линия, узел управления, насос, огнетушащее вещество и оросители. Популярны из-за своей универсальности и безопасности применяемого состава.
  • Газовые. Идеальны для мест скопления техники и электроустановок. Не вредят имуществу, но вредны для людей и животных. Газовые системы считаются самым дорогим видом автоматических установок.
  • Аэрозольные. Необычны принципом своего действия – частицы аэрозоля образуются в процессе горения внутри генератора установки. Аэрозольные модули не вредят имуществу, находящемуся в помещении, но сильно загрязняют здание при работе. Недостаток аэрозолей – их одноразовость.
  • Порошковые. Несмотря на отсутствие прямого ущерба имуществу, не рекомендуются для тушения техники из-за способности порошка проникать внутрь корпуса. Вредны для дыхательных путей человека. Наиболее часто монтируются в архивах и библиотеках. Требуют хранения полного запаса модулей.

К ручным установкам относятся все устройства, не задействующие автоматику. Запуск таких механизмов происходит вручную. К ним относятся:

  • Сухотрубы. Представляют собой полую магистраль с выведенной наружу здания головкой. К ней спасатели подсоединяют рукав и нагнетают внутрь огнетушащее вещество, которое выходит в труднодоступных местах строения.
  • Перфорированные трубопроводы. По принципу действия схож с сухотрубом. Может быть подключен к водопроводу для подачи огнетушащего вещества.
  • Противопожарные завесы. Используются в тамбурах и проходах для локализации возгорания.
  • Системы пожаротушения с ручным пуском.

Спринклерная система пожаротушения

Средства пожарной автоматики

Под пожарной автоматикой понимаются средства автоматической пожарной сигнализации. Основные функции приборов:

  • раннее обнаружение пожара;
  • передача сигнала в пожарную часть;
  • своевременная ликвидация возгорания;
  • снижение материального ущерба.

Для обнаружения воспламенения современные датчики используют три параметра:

  • Температура среды.
  • Концентрация дыма в воздухе.
  • Излучение пламени.

На заметку. Вид детекторов выбирают исходя из назначения объекта. Например, на складах, где хранится торф или иные вещества, горение которых сопровождается обильным выделением дыма, целесообразно установить датчики дыма.

Читайте также:  В Вологде работают ремонтники бытовой техники и оборудования

Пожарное оборудование

К оборудованию в первую очередь относят пожарные рукава. Они подразделяются на всасывающие и напорные. Перед вводом в эксплуатацию проводятся квалификационные испытания рукавов. К оборудованию – зажимам, головкам, станкам, задержкам – выдвигается ряд требований, регламентируемых государственными стандартами. Часто для повышения эффективности тушения используют рукавные разветвления.

Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре

Средства этой группы можно разделить на три вида:

  • Средства защиты органов дыхания и зрения. Применяются в задымленной среде. К ним можно отнести противогазы, маски-самоспасатели, дыхательные аппараты, работающие на кислороде или сжатом воздухе.
  • Средства индивидуальной защиты. К ним относится снаряжение пожарных, в частности, одежда, защищающая от ожогов и токсических веществ.
  • Диэлектрические средства: оборудование, предохраняющее от поражения электрическим током: ботинки, резиновые коврики, ножницы для перерезки кабелей, перчатки.

Все перечисленные элементы, кроме коврика, защищают своего обладателя от напряжения в 1 000 В. Коврик, в свою очередь, сдерживает напряжение в 20 000 В.

Пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный)

С немеханизированными инструментами знакомы многие. К ним относятся лопаты, крюки, топоры, багры, молотки, ломы и прочие инструменты, находящиеся на пожарном щите и внутри пожарной машины. Механизированный инструмент классифицируют по виду привода:

  • Электрический. Самые распространенные приборы этого класса – дымососы и электропилы.
  • Гидравлический. К данному виду относятся кусачки, насосы, гайковерты.
  • Пневматический. На пневмоприводе могут работать домкраты, отбойные молотки, пневмопластыри.
  • От двигателя внутреннего сгорания. Мотоперфораторы и моторезы относятся к данной категории.

Пожарная сигнализация, связь и оповещение

Система пожарного оповещения включает в себя следующие элементы:

  • датчики: чаще всего используются детекторы дыма и температуры;
  • блок управления системой;
  • динамики;
  • световые табло.

Цель такой системы – не только оповестить находящихся в здании людей о начале пожара, но и помочь им покинуть зону поражения. Действие установки выглядит следующим образом:

  • Датчики фиксируют признаки возгорания и передают сигнал на блок управления.
  • Блок отправляет сообщение в пожарную часть.
  • Начинается работа динамиков и световых табло.

Государственные стандарты регламентируют установку систем оповещения в зданиях определенного назначения.

Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники

  • Осмотр и диагностика состояния машин проводится только лицами, прошедшими специальную подготовку.
  • Техническое состояние ТС должно отвечать требованиям документации завода-изготовителя. Не допускается самостоятельно вносить изменения в конструкции ПА.
  • Перед проверкой во время заступления на дежурство проводится осмотр целостности подножек, поручней, рукояток и замков.
  • Крыши и платформы ПА должны иметь антискользящий настил и бортовое ограждение крыши высотой от 100 мм.
  • Двери кабины и отсеков должны быть оборудованы автоматическими запирающими замками, фиксирующимися в открытом положении.
  • Дверцы отсеков должны иметь сигнализирующие устройства, срабатывающие при открытии, с выводом данных на щит в кабине водителя.
  • Дверцы отсеков, открывающиеся вверх, блокируются на высоте.

Меры безопасности при ТО

Работы по проверке и устранению неполадок на ТС проводятся в соответствии с положениями 555 Приказа МЧС (п. 341):

  • предусматривается оснащение постов вентиляционным оборудованием;
  • работы могут проводиться, только если есть обустроенная смотровая яма;
  • обязательна установка бордюров из металла или железобетона;
  • неиспользуемая канава должна быть накрыта щитом;
  • при низкой температуре обязателен обогрев ямы;
  • для отвода газа из выхлопных труб устанавливается автоматическая система газоотвода;
  • допускается использование только штатного инструмента;
  • обязательна установка специальных упоров, предотвращающих самопроизвольное опускание автомобиля;
  • запрещено работать при запущенном двигателе, исключение составляют мероприятия по регулировке тормозных систем и мотора.

Техническое обслуживание, как правило, способствует своевременному обнаружению неисправностей пожарного автомобиля, некомплектности оборудования и вспомогательных средств.

Периодический ремонт пожарных автомобилей обязателен для пожарных подразделений. Пройденное по графику ТО позволяет быть уверенным в функционировании всех узлов машины и ее готовности к решению задач по тушению пожаров.

Где и кем проводится

Техническое обслуживание пожарных автомобилей осуществляется как в гараже приписки, так и в специальных гаражах ГПС.

В редких случаях возможно обслуживание техники механиками на базе охраняемого объекта под руководством старшего водителя.

Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов

Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.

Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.

Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.

Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

  • Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
  • Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Виды техобслуживания

Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.

Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:

  • моечные;
  • смотровые, или диагностические;
  • крепежные;
  • пускорегулировочные;
  • топливно-заправочные;
  • смазочные;
  • шинные.

Первое ТО

График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.

В первом ТО важно соблюсти порядок действий:

  • Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
  • Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
  • После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.

Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.

Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.

Второе ТО

Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.

ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:

  • раму, кабину, кузов;
  • мотор;
  • сцепление;
  • трансмиссию;
  • карданный вал;
  • рулевое управление;
  • передний и задний мосты;
  • аккумулятор;
  • тормозную систему;
  • осветительный комплекс;
  • водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
  • насос;
  • систему подогрева резервуара;
  • место для пожарного расчета.

На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.

Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:

  • прочистку охлаждающего контура;
  • диагностику кранов и слива тормозной системы;
  • замену смазки всех агрегатов;
  • проверку карбюратора и топливного насоса;
  • очистку бака горючего;
  • тестирование аккумулятора на стенде.

ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.

В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:

  • ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
  • ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
  • ПА специального типа – 7 мин.;
  • АЛ и АЦПК – 10 мин.

Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).

Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.

ТО на пожаре и АСР

Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:

  • выведение пожарной единицы из зоны огня;
  • устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
  • смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
  • проверка двигателя и наноса на протечки;
  • диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
  • контроль уровня масла в двигателе;
  • очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
  • заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
  • откачка остатков воды из наноса.

ТО в зависимости от вида ПА

При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.

Читайте также:  Трудовой договор с мастером по ремонту бытовой техники

Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.

После поступления сигнала и введения в курс дела спасатели выдвигаются на помощь. В наше время в борьбе с огнем задействовано большое количество техники, без которой тушение возгорания было бы непосильной задачей. Рассмотрим определение «пожарная техника МЧС» и ее виды.

Что это

Согласно ГОСТ 12.2.047-86, аварийная техника – это все технические средства, используемые спасательными организациями и работниками предприятий для предотвращения, локализации и тушения воспламенения. Также она применяется для защиты и спасения людей и материальных ценностей.

Назначение

Главное назначение техники – помощь в борьбе с огнем. Автоматические устройства выполняют следующие функции:

  • оповещение о начале возгорания;
  • отправка сигнала в подразделение МЧС;
  • оказание помощи в эвакуации людей;
  • локализация и тушение возгорания.

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники – прерогатива пожарных или людей, обнаруживших воспламенение. Многие виды техники в общественных местах доступны для использования людьми в аварийной ситуации.

Законодательные и нормативные требования

Знание ТТХ пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Эксплуатация пожарной техники, а также требования к ней регламентированы следующими документами:

  • ФЗ РФ от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • ГОСТ 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения».

Параметры диагностических процессов

Диагностику состояния пожарного автомобиля проверяют по трем основным параметрам.

Параметры рабочих процессов дают данные о функциональности ПА в целом и отдельных его механизмов. Сюда входит проверка мощности двигателя, напора насоса, производительности подачи пенообразователя, расхода топлива, давления форсунки дизеля.

Параметры сопутствующих процессов – температура нагрева масла, уровень СО в отработанных газах, давление в цилиндрах. Геометрические параметры предполагают определение связей между агрегатами и механизмами.

При проведении диагностики ПА пользуются методикой и берут за основу данные, разработанные для грузовых автомобилей, на базе которых производится спецтехника.

Виды диагностики

Основной целью диагностики пожарных автомобилей считается снижение затрат на сервисное обслуживание и ТО. Как результат – сокращение простоя машины в результате неожиданного выхода из строя основных узлов.

На сегодняшний день  утверждено два вида диагностики.

Общая

Общая диагностика пожарных автомобилей имеет условное обозначение «Д-1». Ее цель – обследование машин, их отдельных агрегатов и узлов по общим параметрам как способ обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. По периодичности совпадает с ТО-1.

Отдельные операции из протокола общего диагностирования проводятся при ежедневной проверке машины перед выпуском ее на дежурство, а также при ТО после возвращения ПА с пожара или учений.

В общее диагностирование входит проверка:

  • тормозной системы;
  • трансмиссии;
  • рулевого управления;
  • колес;
  • насосной системы;
  • осветительных приборов;
  • системы сигнализации;
  • стеклоочистителей.

Общее диагностирование Д-1 зависит также от типа машины. Автоцистерны проверяют по следующим параметрам:

  • давление в шинах;
  • ход педалей сцепления и газа;
  • работа тормозной системы;
  • проверка сцепления;
  • люфт рулевого колеса;
  • скорость включения приборов освещения и сигнализации;
  • натяжение ремней привода вентилятора, генератора, гидроусилителя, компрессора;
  • зазоры в подшипниках;
  • состояние вакуумной системы;
  • герметичность насоса;
  • крепление колеса насоса.

Поэлементная

Углубленная проверка (Д-2) проводится по частным параметрам и по периодичности совпадает с ТО-2. Она осуществляется на специальных стендах и предполагает проверку:

Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования

Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:

  • поддержание техники в постоянной боевой готовности;
  • безопасность эксплуатации машин;
  • своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
  • работу техники в межремонтные периоды;
  • минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.

Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.
  • ежедневно при смене дежурства;
  • при выполнении боевых задач;
  • после возвращения с пожара.

По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

Условно-графические обозначения ПТ

Условные обозначения используются для оперативной и наглядной передачи информации прибывшим на место происшествия спасателям. Графические знаки регламентируются следующими положениями:

  • ГОСТ 12.1.184-82;
  • ГОСТ 28130-89.

Внимание! Обозначения должны быть яркого цвета, вывешены на видном месте. Запрещено загораживать знаки предметами или заклеивать сверху иными препятствиями. В преобладающем количестве знаков используют сочетание красного и белого цветов. В помещениях с плохой видимостью применяют фотолюминесцентные материалы.

Средства проведения диагностики

Для проведения диагностики технического состояния пожарных автомобилей используют определенные технические средства:

  • Встроенные. Средства, входящие в общую конструкцию с объектом, подлежащим проверке. К ним относятся контрольно-измерительные приборы.
  • Внешние. Средства, не включенные в конструкцию проверяемого объекта. Это стенды и переносные приборы.
  • Универсальные. Используются для диагностики различных механизмов. Включают приборы для измерения давления, уровня отработанных газов.
  • Специализированные. Средства, разработанные для проверки конкретных механизмов.

Виды стендов

Для проведения диагностирования ПА посты ТО оборудуют стендами:

  • Общего диагностирования шасси: силовые и инерционные тяговые стенды для имитации работы автомобиля при различных нагрузках. Пост технической диагностики должен содержать оборудование для проверки насосов, пеносмесителей и вакуумных систем.
  • Для диагностики ПТВ, на которых проводят испытания спасательного снаряжения, а также диагностику гидравлического пожарного оборудования.

При проведении диагностики автомобилей на постах ТО должны строго соблюдаться правила технической и пожарной безопасности. Не допускается снятие топливных баков и топливоприводов. Учитывая, что диагностические мероприятия проводятся на пунктах ТО, все виды ремонта, связанные с кузнечными, малярными, сварочными работами, проходят отдельно. Проверка и подзарядка аккумуляторов проводится только в вытяжном шкафу при включенной вытяжке и исправных контрольных приборах.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  • Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
  • Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
  • Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
  • В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
  • Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
  • Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
  • Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

Нормы пробега и моторесурс

ПА имеют нормы пробега до проведения восстановления и обновления систем и устройств.

Моторесурс основных устройств ПА до починки также устанавливается в тысячах км от общего пробега транспорта.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Для бесперебойной работы пожарной техники необходимо проводить периодические и сезонные технологические осмотры, чтобы исключить поломки и неисправности системы. Осмотр увеличивает временные промежутки между ремонтами ПА.

На заметку. Инструкции по техническому обслуживанию ПА зафиксированы в Приказе № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Обслуживание центробежного насоса

Работоспособность этого оборудования наиболее важна при тушении пожара, поэтому ему уделяется особое внимание.

Для безотказного функционирования насоса необходимо:

  • регулярно производить смазку вращающихся узлов агрегата;
  • менять масло в редукторе по мере отработки и во время сезонных ТО;
  • проверять вакуумную систему и разрежение в насосе на посту диагностики;
  • следить за состоянием лакокрасочных покрытий деталей, восстанавливать их в случае повреждения.

При проведении работ следует четко выполнять инструкции предприятия-изготовителя.

Планирование техобслуживания

Периодичность проведения ТО пожарных автомобилей зависит от времени эксплуатации или величины пробега.

Для каждого вида сервиса машины определен перечень обязательных работ.

В пожарной части составляется годовой план-график, который утверждается уполномоченными службами и направляется в подразделения не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.

Обязателен учет номерных ТО, особенностей расположения пожарной охраны и равномерность вывода машин из боевого расчета.

Подготовка пожарной техники к использованию

Подготовительный этап предполагает:

  • нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
  • монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
  • нанесение опознавательных знаков;
  • плановую обкатку машины;
  • установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.

Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.

Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.

ТО базы пожарной машины

Автомобили, которые временно не используются в работе подразделений, также должны проходить ТО, подтверждающее полную готовность к введению их в действие на замену или для усиления подразделения.

Виды ТО пожарных автомобилей, находящихся в резерве на базе:

  • ежемесячное;
  • полугодовое;
  • ежегодное;
  • регламентное.

Условия хранения техники прописаны в технических документах предприятия-производителя. Организовывается очистка пыли и грязи на функциональных узлах, проверка целостности краски, смазка уплотнителей.

Ремонт пожарного автомобиля

Выводы

Важно изучить пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения. Пожарная техника подразделяется на множество видов, каждый из которых обладает своими особенными характеристиками. Перед запуском нового здания в эксплуатацию проектировщики разрабатывают порядок первичного тушения возгорания и эвакуации людей. Подготовка к использованию средств пожаротушения на предприятиях проводится с помощью учений и тренингов. Стоит рассмотреть работу с пожарными автомобилями ГДЗС.

При соблюдении инструкции использования пожарная техника может спасти не одну жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *