Передовые методы обслуживания контактной сети
Монтаж и капитальный ремонт контактной сети и воздушных линий, Ерохин Е.А., 2007.
Рассматриваются основные конструкции, материалы и организация работ по монтажу контактной сети и воздушных линий электропередачи, а также вопросы по капитальному ремонту наиболее ответственных узлов контактной сети постоянного и переменного тока электрифицированных железных дорог Российской Федерации. Впервые освещены вопросы применения самонесущих проводов на воздушных линиях 6 (10) кВ. Приведены основные сведения по безопасным методам сооружения контактной сети и воздушных линий.Учебник предназначен для учащихся дорожных технических школ по специальности «Электромонтер контактной сети электрифицированных железных дорог, а также может быть использован инженерно-техническими работниками дистанций электроснабжения и студентами техникумов и колледжей по специальности «Электроснабжение (по отраслям)».
Составление планов контактной сети на станциях.Планы контактной сети станции обычно составляют в масштабе 1:1000. который наиболее удобен для разбивки опор. Тонкими вертикальными линиями наносят условные станционные пикеты, располагаемые через каждые 100 м по обе стороны от оси пассажирского здания, принимаемой за нулевой пикет.
Указывают оси всех подлежащих электрификации путей, в том числе и путей, предполагаемых к укладке или передвижке согласно дальнейшему развитию станции. Размеры междупутий ставят через каждые 100 м.
Показывают начала и концы кривых и их радиусы. Условными обозначениями отмечают места расположения центров стрелочных переводов: около каждого перевода указывают его координаты и марку крестовины. На план наносят все расположенные здания, указывают их высоту, искусственные сооружения, платформы, воздушные и кабельные линии, светофоры и т.д.. а также показывают их расположение относительно оси станции и ближайших путей.
Дата публикации: 27.01.2017 16:18 UTC
книги для студентов и школьников :: Ерохин
Следующие учебники и книги:
Организация эксплуатации и ремонта контактной сети
И линий электропередач
Эксплуатация контактной сети включает в себя своевременное проведение работ по техническому обслуживанию (ТО), текущему и капитальному ремонтам с необходимой периодичностью и в соответствии с усредненными сроками службы элементов контактной сети, а также выполнение срочных (аварийных) ремонтов, при которых неисправные элементы ремонтируют или заменяют.
В состав технического обслуживания входит повседневное наблюдение за состоянием устройств, проведение осмотров при обходах и объездах (ТО-1), диагностирование, испытания и измерения (ТО-2) и техническое обследовавание (ТО-3).
Различают следующие виды ТО-1.
Объезды в кабине электроподвижного состава или на автомотрисе с осмотром контактной сети и устройств электроснабжения проводятся начальниками районов, электромеханиками или опытными электромонтерами, которые наблюдают за состоянием контактной сети, выявляют видимые повреждения изоляции, струн, фиксаторов и других элементов, нарушение их регулировки или расположения.
Внеочередные объезды и обходы с осмотром назначаются службой Э или ЭЧ в период изменения температуры (на 20° С и более), сильного дождя, мокрого снега, ветра, грозы, гололеда, после ряда КЗ по невыясненным причинам, а также в других случаях производственной необходимости. Кроме того, они могут совмещаться с очередными объездами. Район проведения внеочередных объездов и обходов ограничивается возможной зоной предполагаемых опасных изменений.
Объезды с проверкой токосъема назначаются Э или ЭЧ для выявления мест с низким качеством токосъема (подбои на токоприемниках, искрение). Их проводят из специальных смотровых вышек, вагонов-лабораторий, кабины второго электровоза, из окна или торцовой двери первого вагона пассажирского поезда. Проверка может проводиться с помощью специальных приборов для контроля отрывов токоприемников или путем визуальных наблюдений за искрением.
Кроме того, проводят специальные осмотры пересечений ВЛ с контактной сетью; предохранительных щитов на искусственных сооружениях и осмотры пунктов группировки и оборудования станций стыкования.
Для выявления неисправностей или отклонений от нормативных требований и регламентированных параметров проводят диагностические испытания и измерения. В их состав входят: диагностирование фарфоровых тарельчатых изоляторов, железобетонных опор, фундаментов, мест соединений проводов и контактов разъединителей; измерения с проверкой исправностей искровых промежутков и диодных заземлителей, сопротивления изоляции электродвигателей моторных приводов и фундаментов, а также коррозийной активности грунта и комплексное диагностирование контактной сети вагоном-лабораторией. Диагностику проводит специально обученный персонал, используя средства технического диагностирования, а также измерительных вагонов, штанг и приборов, в том числе специальные группы выполняют диагностирование опор, фундаментов и заземляющих устройств.
Об одном из видов технического обследования — верховом обследовании контактной подвески — подробнее рассказано в п. 5.8.
Выявленные неисправности, которые могут вызвать нарушения в движении поездов или электроснабжении, устраняют немедленно, остальные ликвидируют в сроки, предусмотренные текущим или капитальным ремонтами.
Все недостатки и замечания регистрируют в Журнале осмотров и неисправностей по перегонам и станциям, а на крупных станциях — по паркам.
В объем текущего ремонта (ТР) входят комплексная проверка состояния и ремонт всех элементов контактной сети, питающих и отсасывающих линий, ВЛ, линий ДПР, низковольтных сетей и волноводов, устранение отклонений от установленных норм содержания или от нормального состояния, а также тщательный осмотр оборудования с проверкой крепления, регулированием, чисткой, смазкой и заменой отдельных изношенных деталей и узлов. Цель текущего ремонта—ликвидация появившихся неисправностей в самом начале их возникновения.
Объемы ТР и сроки его проведения назначают в зависимости от технического состояния и характера неисправностей отдельных узлов и арматуры, выявленных при ТО, срока эксплуатации, степени загрязненности атмосферы, значимости и грузонапряженности участка. Кроме того, при текущем ремонте определяют и уточняют необходимость, объем и сроки производства капитального ремонта.
При выборе методов организации обслуживания контактной сети, внедрении передовой технологии, разработке планов организации труда и т.д., должны учитываться специфические особенности работы на контактной сети:
— большинство работ выполняется без ограничения движения поездов, что при работе с изолирующей съемной вышки ведет к частым перерывам для пропуска поездов;
— участки, обслуживаемые бригадами контактной сети, имеют значительное протяжение, поэтому работа связана с постоянными переходами и переездами на новое место;
— бригады ЭЧК, как правило, работают на перегонах, практически не имея нормальных условий ни для периодического отдыха во время работы, ни в обеденный перерыв;
— все бригады работают на открытом воздухе в любое время года;
— перед пропуском поездов и по окончании рабочего дня контактная сеть должна быть приведена в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов;
— неравномерность работ по месяцам в связи с сезонными климатическими условиями;
— бригадный характер выполнения основных работ.
Работы по ремонту, модернизации и реконструкции контактной сети выполняют ремонтные бригады ЭЧК, специализированные ремонтные участки дистанций электроснабжения или энергомонтажные (электромонтажные) поезда железных дорог. Бригады участков и поездов привлекаются только к устранению повреждений при авариях, крушениях и стихийных бедствиях. Выполнение отдельных видов осмотров, измерений и диагностирования осуществляют специалисты РРУ. Разграничение функций между ЭЧК и этими подразделения осуществляет начальник ЭЧ.
Кроме того, на ЭЧК могут возлагаться обязанности по ТО и ремонту электроустановок наружного освещения переездов, остановочных пунктов, станций, основного и резервного питания устройств СЦБ, устройств для питания электрического обогрева стрелочных переводов и пассажирских составов в пунктах их отстоя, а также других установок по перечню, устанавливаемому начальником ЭЧ.
Работы по ТО и ремонту проводят в соответствии с технологическими картами. В зависимости от характера выполняемых работ, требований безопасности и технической оснащенности отдельные работы объединяют в технологические комплексы.
Работы по ТО и ТР в зависимости от технологии выполняют в «окна» или без перерыва в движении поездов в интервалах между поездами с применением автомотрис, дрезин, съемных вышек, лестниц и других технических средств.
В графике движения поездов должны предусматриваться технологические «окна» в светлое время суток продолжительностью 1—2 ч для работ, требующих снятия напряжения, и всех работ в местах, где затруднена уборка с пути съемных изолирующих вышек для пропуска поездов (в тоннелях, скальных выемках, на мостах, высоких насыпях неполного профиля, у высоких платформ и др.), а также на кривых участках пути малого радиуса, где не обеспечивается видимость приближающихся поездов. Перечень этих мест определяется начальником ЭЧ и утверждается начальником отделения дороги.
При выполнении работ, требующих снятия напряжения, на участках, где позволяет профиль пути, пропуск поездов может производиться с опущенными токоприемниками. Перечень таких участков утверждается начальником отделения дороги.
При движении поездов с интервалом менее 10 мин все работы на контактной сети должны выполняться в технологические «окна» продолжительностью 2 ч не менее двух раз в неделю для каждого района контактной сети по каждому пути.
Все работы бригад контактной сети ЭЧК по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам регламентируются годовым планом ППР с разбивкой по месяцам.
Годовой план на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утверждается начальником ЭЧ. При его составлении используют технологические карты и нормы времени, а также учитывают данные о техническом состоянии устройств, выявленные при осмотрах, диагностировании, обследовании, испытаниях и измерениях. В годовом плане предусматривают также работы по реконструкции и сооружению новой контактной сети и сопутствующие работы при капитальном ремонте пути.
На основе годового плана с учетом выполнения работ в предыдущий период и фактического состояния, выявленного в результате повседневных наблюдений и результатов испытаний и диагностирования, начальник ЭЧК составляет ведомость работ на предстоящий месяц, утверждает ее у руководства ЭЧ и обеспечивает ее выполнение.
Во всех подразделениях ЭЧ ведется учет выполнения плана ТО и ремонта, результатов диагностирования, обследований, испытаний и измерений, замены опор, изоляторов, проводов,
отдельных элементов и конструкций, кроме того, в ЭЧ ведется и ежегодно корректируется паспорт контактной сети.
Все повреждения учитываются, расследуются и анализируются, выявляются причины дефектов оборудования, конструкций и узлов, а также правильность работы защиты от токов КЗ. При анализе действий персонала выявляются лица, виновные в нарушениях, и разрабатываются меры по предотвращению подобных повреждений и нарушений.
По итогам года дистанция электроснабжения анализирует имевшие место на контактной сети повреждения и допущенный брак в поездной и маневровой работе.