Техника по ремонту арматуры

Ремонт
трубопроводов. В процессе эксплуатации
трубопроводы изнашиваются от механического,
теплового и коррозийного воз­действия.
При ремонте проводят следующие основные
работы:

замену
изношенных деталей и сборочных единиц
или восста­новление их до соответствующих
норм, допусков и размеров, выверку
трубопроводов, а при необходимости
подгонку опор и подвесок, ремонт изоляции
трубопроводов, испытание на проч­ность
и плотность, окраску трубопроводов.

Большую
часть работ по ремонту трубопроводов
выполняют специализированные организации,
имеющие соответствующее обо­рудование
и приспособления, а также квалифицированные
работ­ники.

Задачей
обслуживающего персонала служит
ежесменный осмотр трубопроводов и
арматуры, а также обеспечение ее
герметично­сти. Большое значение
имеет своевременная, правильная и
безо­пасная замена прокладок. К этой
работе допускаются рабочие, прошедшие
соответствующий инструктаж. Рабочие
должны быть снабжены спецодеждой,
рукавицами, предохранительными очка­ми,
если необходимо, то и противогазами.
Инструменты должны соответствовать
категории помещения.

Перед
ремонтом следует убедиться, что давление
снято и тру­бопровод освобожден от
рабочей среды. Особенно тщательно
проверяют трубопроводы пара, агрессивных
сред и взрывоопасных газов.

Ремонт
арматуры. Технической документацией
предусмотрены следующие виды ремонта:
текущий, средний и капитальный. Средние
и капитальные ремонты выполняются
ремонтно-механи-ческими заводами
предприятий или специализированными
ремонт­ными организациями.

Текущий
ремонт арматуры проводят без снятия ее
с трубо­провода силами ремонтного и
обслуживающего персонала уста­новки.
В перечень текущего ремонта входят:
очистка арматуры, поднабивка сальника
или замена сальниковой набивки, подтяжка

гаек,
проверка подвижности шпинделя и
устранение других не­исправностей,
которые не требуют разборки арматуры.

При
появлении утечки через сальник сальниковые
болты рав­номерно подтягивают,
предварительно освободив трубопровод
от рабочей среды. В некоторой арматуре
работу по уплотнению саль­ника можно
выполнять, не освобождая трубопровод,
при выдви­нутом до отказа шпинделе.

Следует
отметить, что в химической промышленности
по ре­монтным правилам предусматривают
следующие виды ремонта арматуры: текущий
и капитальный, а также два дополнительных
— текущий увеличенного объема и
капитальный уменьшенного объе­ма. В
соответствии с этим устанавливают
перечень ремонтных ра­бот.

Гидравлические
и пневматические испытания. Все
трубопро­воды компрессорных и насосных
установок перед каждой сдачей в
эксплуатацию после монтажа или ремонта
подвергают техни­ческому
освидетельствованию, которое включает
наружный осмотр и испытание на прочность
и плотность.

Первичное
освидетельствование трубопроводов
проводят до по­крытия их теплоизолирующими
и антикоррозионными материала­ми.
Сначала контролируют техническое
состояние сварных и флан­цевых
соединений. Проверяют соблюдение
значения и направления уклонов, значения
прогиба трубопроводов, правильность
располо­жения подвижных опор, надежность
укрепления труб в мертвых точках,
доступность арматуры для ее эксплуатации,
техническое состояние арматуры и т. д.

Трубопроводы
проверяют на прочность и плотность
гидравли­ческим или пневматическим
методом. Испытания на прочность и
плотность необходимо проводить
одновременно.

Перед
испытанием всю технологическую аппаратуру
отклю­чают, концы трубопровода, а
также все врезки для контрольно-измерительных
приборов закрывают заглушками. В наиболее
низ­кие точки трубопровода вваривают
штуцера с арматурой для спуска воды, в
наиболее высокие — воздушники для
выпуска воз­духа. В начальных и конечных
точках трубопровода и на трубо­проводах
от компрессора и насоса устанавливают
манометры. Испытания проводят при
открытом положении всех видов арма­туры,
расположенной на трубопроводе.

При
гидравлическом испытании трубопровод
заполняют водой, температура которой
должна быть не ниже 5°С. Чтобы вытеснить
из трубопровода весь воздух через
воздушники, воду подводят в низшую точку
трубопровода. После заполнения
трубопровода водой к нему присоединяют
насос, специально предназначенный для
проведения гидравлических испытаний.
На нагнетательной трубе, идущей от
насоса к трубопроводу, монтируют манометр
и необходимую запорную арматуру.

Испытательное
давление на прочность устанавливают
следую­щее: не менее 0,2 МПа для стальных
трубопроводов при рабочем давлении до
0,5 МПа, а также для трубопроводов,
работающих при температуре стенки более
400°С, независимо от рабочего давления;
не менее 0,7 МПа для стальных трубопроводов
при рабочем давлении выше 0,5 МПа.

Испытательное
давление трубопровода низкого давления
вы­держивают в течение 5 мин (испытание
на прочность), после чего давление
снижают до рабочего, при котором проводят
тщатель­ный наружный осмотр и
обстукивание испытуемого трубопровода
(испытание на плотность).

Результаты
гидравлического испытания на прочность
и плот­ность признают удовлетворительными,
если во время испытания не произошло
падения давления по манометру, а в
сварных швах труб, корпусах арматуры,
во фланцевых соединениях и во всех
врезках не обнаружено течи и запотевания.

После
окончания гидравлического испытания
промывают и продувают трубопровод.
Промывку проводят водой, а продувку —
сжатым воздухом или инертным газом, а
паропроводы — паром. Для полного удаления
загрязнений необходимо создать в
промы­ваемом трубопроводе скорость
воды не менее 1 м/с, промывку ве­дут до
тех пор, пока из выходного патрубка не
начнет выходить чистая вода. По окончании
промывки трубопровод освобождают и
приступают к продувке, которая должна
продолжаться не ме­нее 10 мин.

Пневматическое
испытание проводят воздухом или инертным
газом при таком же испытательном
давлении, как и для гидрав­лического
метода. Чугунные трубы не испытывают
на прочность. Необходимо знать, что
пневматическое испытание не проводят
в действующих цехах.

Трубопровод,
сдаваемый в эксплуатацию, должен иметь
соот­ветствующую документацию (схемы,
акты испытаний и др.).

Поступившая
в ремонт арматура подлежит полной
разборке. После разбор­ки детали
тщательно очищаются от смазки, осадков,
краски и промываются с применением
растворов моющих препаратов. Разобранные
детали маркируются соответственно
заводскому номеру изделия. Применять
электрокарандаш не рекомендуется. Если
арматура хранится более 5 сут, она должна
быть законсе­рвирована. После разборки,
очистки, мойки, маркировки детали
арматуры под­вергаются дефектовке,
на основании результатов которой
составляется дефектовочный акт —
основной документ, определяющий характер
ремонта. Дефектовка производится в
целях определения пригодности деталей
к дальнейшей эксплуа­тации, выявления
дефектов, определения способа ремонта
и уточнения объема ремонтных работ,
указанных в ремонтной ведомости.
Перечисляются детали, подлежащие замене,
ремонту, восстановлению и годные,
подлежащие дальней­шему использованию.
На основании дефектовки определяется
продолжитель­ность и стоимость
ремонта, содержание и номенклатура
работ по ремонту каж­дого изделия.

Перед
дефектовкой детали и узлы промывают
уайт-спиритом, а уплотнительные
поверхности протирают этиловым спиртом
и просушивают в течение 1—2 ч при
температуре 80° С. При дефектовке
визуальным осмотром выявляют воз­можные
дефекты на наружных и внутренних
поверхностях деталей: трещины, ра­ковины,
коррозию, износ, повреждения резьбы,
дефекты на притертых уплотнительных
поверхностях, смятие граней под ключ и
т. п. Измеряют глубину коррозионных и
иных повреждений, их площадь, выявляют
возможное уменьше­ние толщины стенок
корпусов, крышек, фланцев и других
деталей более чем на 10%. Измерениями
проверяют правильность геометрических
форм деталей, от­сутствие короблений,
кривизны и других отклонений от правильной
формы, пре­вышающих половину допуска
на контролируемый размер. Выявляют
места изнашивания сопрягаемых деталей
и определяют значения отклонений от
номи­нального размера в случае, если
они превышают установленные чертежом.

Детали
могут быть признаны годными для
дальнейшего использования без ремонта,
если они обеспечат надежную работу
изделия в течение срока не менее чем
межремонтный период. Размеры таких
деталей считаются допустимыми. Раз­меры
деталей, не обеспечивающих возможность
работать до следующего ремонта,
оцениваются как предельные. Детали с
предельными размерами (или хотя бы с
одним

Читайте также:  ГОСТ Р 58451-2019. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения

предельным
размером) дальнейшему использованию
не подлежат и долж­ны быть выбракованы.
Условно можно считать предельный размер,
равный пре­дельному размеру (для вала
наименьшему, для отверстия наибольшему)
по на­значенной посадке для следующего,
более грубого класса точности. В
отдель­ных случаях при достаточном
обосновании могут применяться ремонтные
разме­ры, рассматриваемые для обоих
сопрягаемых деталей как условные
номиналь­ные, но с обеспечением
требуемой посадки.

В
табл. 4.4.1 приведены отбраковочные
признаки, служащие основанием для замены
деталей при дефектовке. Наличие любого
из этих дефектов не допуска­ется. При
среднем ремонте обязательной замене
без дефектовки подлежат сильфон или
сборка сильфона при выработке более
85% ресурса, сальниковые на­бивки,
прокладки, уплотнительные неметаллические
кольца и т. п.

При
проверке перпендикулярности шпилек,
установленных на месте (за­винчиваются
до сбега резьбы), отклонение от угольника
не должно превышать 0,5 мм на 100 мм длины
шпильки.

Цилиндрическая
часть шпинделя (штока) должна иметь
правильную форму. Допускается конусность
не более 0,1 мм на длине 100 мм, при этом на
участке шпинделя, контактирующем во
время перемещения с сальником, конусность
не более 0,1 мм должна обеспечиваться на
всем участке контакта, овальность не
более следующих значений:

Общая
кривизна оси допускается не более 0,1
мм. Кривизна на участке ходовой резьбы
не допускается. Неглубокие вмятины,
задиры и царапины на цилиндрической
поверхности шпинделя глубиной не более
0,1 мм устраняются притиркой с помощью
пасты ГОИ или другой притирочной пасты.
Работа выполняется на токарном станке,
деталь закрепляется в патроне и
поджимается задним центром.

Мелкие
поры и микротрещины на отливках выявляют
цветной и люмине­сцентной дефектоскопией.
Для обнаружения пор и микротрещин на
уплотнительных поверхностях помимо
указанных методов применяют химическое
трав­ление раствором следующего
состава: медный купорос 42 мг, соляная
кислота плотностью 1,19 г/см2
— 20 мг, дистиллированная вода 20 мг. Перед
нанесе­нием раствора уплотнительную
поверхность обезжиривают, после чего
кисточ­кой наносят раствор. Затем
поверхность промывают водой и просушивают
филь­тровальной бумагой. Дефекты
обнаруживаются через 2—4 мин. Результаты
дефектовки деталей заносят в дефектовочную
ведомость.

После
дефектовки изделия все его детали
разделяют на три группы: пригод­ные
для дальнейшего использования без
ремонта или восстановления; непригод­ные
для использования и направляемые на
ремонт или восстановление; непригодные
детали, подлежащие отбраковке, ремонт
и восстановление которых технически
невозможны или экономически нецелесообразны.
Последние детали клеймятся «Брак» и
изымаются из производственного процесса
ремонта ар­матуры.

В
число контрольных операций, выполняемых
при дефектовке корпусных деталей
(корпусов, крышек, тарелок и др.), на
которые непосредственно дейст­вует
давление рабочей среды, входит
гидравлическое испытание на прочность
и плотность металла. Оно выполняется,
если при дефектовке обнаружена кор­розия
с утонением стенок детали, раковины,
неглубокие трещины, а также пос­ле
исправления пороков отливки заваркой,
после механической обработки по­лостей
и плоскостей заготовок корпусных
деталей. Испытание проводится водой
при давлении рпр;
продолжительность выдержки под давлением
должна быть достаточна для тщательного
осмотра детали, но не менее 10 мин.

Отбраковочные
признаки деталей арматуры при дефектовке

Детали
считают­ся выдержавшими испытание,
если не обнаружено течи, потения,
остаточных деформаций и признаков
разрыва или нарушения соединений.
Корпусные дета­ли и сборки корпусов,
не выдержавшие испытания, заменяются
новыми.

При
испытаниях должны быть приняты меры,
обеспечивающие предохра­нение
обработанных поверхностей от повреждений,
а самих деталей от поломок. Манометры,
применяемые при испытаниях, должны
иметь пломбу с клеймом год­ности
госповерителя.

После
испытаний детали и сборки промывают
уайт-спиритом и просушива­ют воздухом
при температуре 80° С в течение 1—2 ч.

Для
обнаружения в деталях ответственной
арматуры скрытых дефектов ис­пользуются
различные виды дефектоскопии: цветная,
люминесцентная, магнит­ная,
ультразвуковая, рентгено- и
гамма-дефектоскопия.

Ремонт
арматуры должен выполняться с максимальным
использованием запасных частей. Это
обеспечивает наиболее качественное и
экономичное выполнение ремонта. В число
запасных деталей входят быстроизнашивающиеся
детали (шпиндели, штоки, ходовые части,
золотники вентилей, тарелки клапанов,
диски задвижек, плунжеры регулирующих
и дросселирующих клапанов, прокладки)
и детали, материал которых подвергается
старению (резиновые детали, саль­никовая
набивка). Резиновые кольца, манжеты и
сальниковые набивки должны заменяться
по истечении своего назначенного
ресурса. Перед установкой на рабочее
место деталей из запасных частей
необходимо визуальным осмотром и
измерениями проверить их качество и
соответствие документации. При от­сутствии
готовых запасных частей детали
изготовляются силами ремонтного
предприятия по рабочим чертежам и
технологии предприятия—изготовителя
арматуры.

Ремонтные
работы выполняются по заранее разработанным
и соответст­вующим образом утвержденным
технологическим картам. Арматура должна
собираться из деталей, прошедших мойку
и тщательный контроль и признанных
годными для дальнейшего использования.
Сборка де­талей запорного органа
производится таким образом, чтобы
уплотнительные поверхности колец
затвора и седла прилегали друг к другу
по всему периметру без перекосов и
обеспечивали необходимую степень
герметичности запорного органа.

Гайки
фланцевого соединения крышки с корпусом
должны затягиваться равномерно расчетным
крутящим моментом с завинчиванием
последовательно диаметрально расположенных
гаек. Толщина прокладки по всей окружности
должна быть одинаковой. После затяга
фланцевого соединения следует прове­рить
подвижность шпинделя и правильность
посадки затвора на седло. Набив­ку
сальника необходимо уплотнять постепенно
слой за слоем, материал набивки должен
удовлетворять требованиям технической
документации на арматуру. При выполнении
этой операции следует обеспечить
равномерный зазор между шпинделем и
крышкой сальника или нажимной втулкой.
Процесс набивки саль­ника считается
законченным, когда нажимная втулка
входит в сальниковую ка­меру на глубину
3—5 мм, в этом положении резьба шпилек
сальника должна выступать из гаек на
одну-две нитки. Шпиндель после набивки
сальника должен перемещаться с
усилием, не превышающим установленного.

Сборка
крышки с корпусом является ответственной
операцией и должна вы­полняться с
соблюдением целого ряда условий. В
арматуре ответственного на­значения,
предназначенной для работы при высоких
давлениях и температурах, гайки следует
завинчивать с ограничением крутящего
момента при помощи ди­намометрических
ключей, ключей с ограничением крутящего
момента или с по­мощью тензометрических
устройств, определяющих удлинение
шпильки. Резь­ба шпилек смазывается
графитовым или иным составом, предохраняющим
резь­бу от схватывания металла гайки
и шпильки при длительном действии
контакт­ных давлений и температуры,
а также от атмосферной коррозии. При
затяж­ке гаек следует контролировать
отсутствие перекосов

крышки
по отношению к корпусу, для чего с помощью
щупов проверяется зазор между фланцами
по всему периметру соединения.

По
окончании сборки запорного органа,
корпуса с крышкой и ходового узла
устанавливается привод.

Подвижные
резьбовые соединения, места трения,
подшипники, не соприка­сающиеся с
рабочей средой, смазываются при
температуре узла до 150° С смазкой
ЦИАТИМ-221, до 200° С — смазкой ВНИИПН-275.
Подшипники должны быть заполнены
смазкой на 2/3 свободного объема между
обоймами.

Читайте также:  Радуга сызрань ремонт бытовой техники степана разина телефон

Арматура
в процессе ее ремонта собирается по
техническим описаниям и сборочным
чертежам предприятия-изготовителя.
Перед сборкой изделия детали должны
быть очищены от консервационных покрытий,
промыты и осушены, про­верены и приняты
ОТК. Должна быть установлена комплектность
деталей и на­личие на них маркировки.
Детали осматривают в целях обнаружения
дефектов, возникших в процессе хранения
и транспортировки. Проверяется наличие
сер­тификатов на материалы новых
деталей и маркировки или документов,
удосто­веряющих проведение гидравлических
испытаний. На сопрягаемые места дета­лей
наносится соответствующая условиям
работы смазка. Попадание смазки на
детали, соприкасающиеся с рабочей
средой, не допускается. Собранная
арматура подвергается проверке на
подвиж­ность узлов при ручном и
автоматическом управлении. Производится
гидравлическое испытание арматуры,
после чего она мар­кируется, окрашивается
и на нее состав­ляется документация.

Отремонтированная
арматура прове­ряется в соответствии
с программой испы­тания арматуры
серийного производства. Арматура,
которая ремонтировалась без вырезки
корпуса, испытывается на трубо­проводе.
После испытания арматуры на стенде
внутренние полости должны быть обезвожены
и просушены воздухом при температуре
+ 80° С в течение 1—2 ч. Проходные отверстия
патрубков отремон­тированной арматуры
(в случае ремонта с вырезкой корпуса) и
штуцеров закры­ваются специальными
заглушками, предо­храняющими от
засорения внутренние по­лости изделий
и защищающими от пов­реждений кромки,
разделанные под при­варку.

Степень
механизации технологических процессов
при ремонте зависит от годовой программы
и специализации мастерской.

Виды ремонтов

Детали
арматуры в процессе ее эксплуатации
изнашиваются, в результате чего их
размеры и форма изменяются. С наступлением
предельного состояния деталей возникает
отказ, и для восстановления работоспособности
арматуры тре­буется ее ремонт.
Необходимость последнего может возникнуть
и вследствие внезапного отказа, вызванного
заеданием подвижных сопряжений,
заклинива­нием затвора, поломкой
деталей привода, аппаратуры и т. п. В
связи с наличием на линиях, системах,
установках ТЭС большого количества
арматуры необ­ходимо иметь хорошо
организованную службу ремонта.

Детали
арматуры могут подвергаться различным
видам изнашивания. Ме­ханическое
изнашивание
происходит
в результате взаимного трения деталей,
например уплотнительных колец задвижек,
шпинделя и ходовой гайки в их резьбовом
соединении, валов в подшипниках скольжения
и т. п. Степень изменений размеров и
формы деталей в результате механического
изнашивания (износ) зависит от действующих
сил, прочности и твердости металла
деталей, числа циклов срабатывания
арматуры и износостойкости трущихся
поверхностей. Решающую роль при
механическом изнашивании могут играть
окислительные процессы, происходящие
в поверхностном слое металла (окислительное
изнаши­вание), процессы микрорезания
абразивными частицами (абразивное
изнашива­ние), усталостные процессы
на

поверхности
металла зубчатых колес и шарико­подшипников
(усталостное изнашивание), процессы
схватывания металла, смя­тия
шероховатостей и др.

Увеличение
срока службы деталей при механическом
изнашивании дости­гается повышением
износостойкости материала, которое
обеспечивается глав­ным образом путем
повышения твердости поверхности металла.
Для этой цели применяются: объемная
закалка, поверхностная закалка токами
высокой часто­ты, химико-термическая
обработка поверхности в виде цементации,
азотирования, диффузионного хромирования,
алитирования и борирования. В ряде
случаев достаточно электролитического
хромирования поверхности.

Эрозионному
изнашиванию подвергаются детали
арматуры, осуществляю­щие дросселирование
жидкости: плунжеры и седла дросселирующих
и регули­рующих клапанов. Износ при
эрозионном изнашивании зависит от
режима дрос­селирования жидкости,
продолжительности его воздействия на
деталь и свойств материала детали.
Различают процессы щелевой или ударной
эрозии и кавитационого разрушения
металла. При щелевой эрозии поверхности
деталей размывают­ся действием струи
влажного пара, проходящего с большой
скоростью через щель, образуемую седлом
и плунжером. При ударной эрозии материал
разрушается под действием ударов капель
воды о поверхность детали. При кавитационном
ре­жиме движения в потоке быстро
движущейся среды и соответствующих
гидроди­намических условиях образуются
пузырьки (пустоты) в результате нарушения
ее сплошности. Схлопываясь, они создают
местные гидравлические удары, кото­рые,
действуя на металлическую поверхность,
разрушают ее. Увеличение срока службы
деталей при эрозионном изнашивании
достигается изменением режимов работы
арматуры: уменьшением скорости среды
в дросселирующем сечении пу­тем
снижения перепада давлений, применением
ступенчатого (каскадного) дрос­селирования,
увеличением сечения отверстий для
прохода среды, применением эрозионно-стойких
материалов.

Тепловое
изнашивание,
или тепловое старение материала, —
результат структурных превращений,
возникающих в материалах при нагревании.
Наи­более характерным, например,
является старение резины, в результате
чего она теряет эластичность, становится
хрупкой и ломкой. Сальниковая набивка
под действием высокой температуры и
давления выгорает и твердеет.

Химическое
изнашивание
происходит в результате коррозии —
химиче­ского воздействия рабочих
сред на материал деталей арматуры. В
результате об­разуются химические
соединения с низкими механическими
свойствами, которые разрушаются под
действием силовых нагрузок или вымываются
рабочей сре­дой. В конденсате и
питательной воде ТЭС могут быть растворены
соли и га­зообразные вещества: кислород
воздуха, углекислота, азот, аммиак,
водород и др. Однако коррозию металла
оборудования вызывают лишь растворы
солей, кислород и углекислота. Для
удаления солей питательную воду
обессоливают, а для удаления
коррозионно-активных газов воду
деаэрируют химически или термически.
Основным методом является термическая
деаэра­ция, заключающаяся в нагреве
воды до температуры кипения. Несмотря
на обессоливание и деаэрацию, в воде
остается некоторое количество веществ,
ко­торые вызывают коррозию металлов,
в результате чего образуются окислы,
осе­дающие на стенках оборудования,
в том числе и на арматуре.

Коррозия
может проявляться в различных видах:
общая (всей поверхности металла); трещины
(растрескивание стали); щелевая,
межкристаллитная, питтинговая (язвенная,
точечная) и другие (ножевая, эрозионная,
селективное вытравливание). Для арматуры
ТЭС наибольшую опасность представляет
коррознойное растрескивание стали,
возникающее при одновременном воздействии
среды и механических напряжений, в том
числе остаточных, например создан­ных
после сварки или термообработки. Наиболее
подвержены коррозионному растрескиванию
высокопрочные стали и сплавы: трещины
могут развиваться между кристаллическими
зернами (межкристаллитная коррозия)
или пересе­кая зерна (транскристаллитная).

Можно
выделить электрохимическую коррозию,
возникающую при сопри­косновении
деталей с разными электрическими
потенциалами. Наиболее часто она
действует в местах уплотнений запорных
органов и сальниковых уплотне­ний.
Наличие влаги в набивке, оставшейся
после гидравлического испытания арматуры
или в результате поглощения набивкой
влаги и кислорода воздуха при длительном
хранении арматуры, создает условия для
электрохимической кор­розии шпинделя.
Во избежание этого явления потенциал
металла должен быть более положительным,
чем потенциал набивки. Определить
разность электрод­ных потенциалов
между набивкой и металлом шпинделя
можно при лаборатор­ных испытаниях.

Срок
службы деталей при химическом изнашивании
можно увеличить, ис­пользуя легированные
коррозионно-стойкие стали, применяя
коррозионно-стойкие металлические и
неметаллические защитные покрытия, в
том числе пас­сивируя поверхности
деталей, применяя электрохимическую
защиту (катод­ную—минус на детали)
или создавая пассивную анодную пленку
(анодная за­щита—плюс на детали).

Перечисленные
механическое, эрозионное, тепловое и
химическое изнашива­ния при известных
условиях могут действовать одновременно,
что ускоряет вы­ход из строя деталей.
Так как в процессе эксплуатации арматуры
процессы из­нашивания деталей
происходят непрерывно, то для обнаружения
возможных неисправностей необходимо
систематическое наблюдение за ее
техническим со­стоянием. Наиболее
тщательного контроля требуют детали
сальникового узла запорного органа и
ходового узла, а также фланцевые или
резьбовые соединения крышки с корпусом
и корпуса с трубопроводом.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники москва тушино

С
течением времени сальниковая набивка
приходит в негодность и требует­ся
ее замена. При протечках коррозионной
среды поверхность шпинделя в саль­никовом
узле также приходит в негодность. В
запорном органе уплотнительные кольца
подвергаются механическому изнашиванию,
эрозии и коррозии, что при­водит к
потере герметичности запорного органа.
В ходовом узле изнашиваются поверхности
резьбы шпинделя и гайки. Под действием
температуры может про­исходить
коробление уплотнительных поверхностей
соединения крышки с кор­пусом и корпуса
с трубопроводом, между которыми обычно
устанавливается про­кладка; в результате
нарушается герметичность соединения.
При действии теплосмен в прокладке
периодически происходят сжатие,
пластические деформации, уплотнение
материала, после чего упругие свойства
материала прокладки ухуд­шаются и
она не в состоянии обеспечивать
герметичность. Этому при протечках
может способствовать и коррозионное
действие среды. Резиновые прокладки с
те­чением времени твердеют. Изнашиваются
детали электропривода, пневмопривода;
контакты электроаппаратуры подвергаются
электроэрозионному разрушению;

Изношенные
детали подлежат ремонту, восстановлению
или замене. Вопрос о ремонте, восстановлении
или замене детали решается с учетом
технической не­обходимости, назначения
и места расположения арматуры,
экономической целе­сообразности,
наличия запчастей, степени дефицитности
и стоимости арматуры, производственных
условий и возможностей. В целом ряд
случаев целесообразно заменять арматуру,
используя обменный фонд, а снятую
арматуру направлять на восстановление
на специализированные участки, цеха
или предприятия;

В
зависимости от технического состояния
арматура может подвергаться раз­личным
видам ремонта.
Нормативно-технической документацией
предусмотре­ны следующие виды ремонта:
текущий,
средний
и капитальный.
Критериями являются объем, выраженный
относительной стоимостью ремонта (по
отноше­нию к стоимости нового изделия),
и характер ремонтных работ — возможность
выполнения ремонта без демонтажа
арматуры с трубопровода.

Текущий
ремонт
предназначен для поддержания исправного
состояния ар­матуры и характеризуется
тем, что при его проведении не требуется
демонтажа арматуры с трубопровода, а
стоимость его выполнения не превышает
7% первоначальной

стоимости
изделия. В объем текущего ремонта входят:
очистка арма­туры, набивка сальника
или замена сальниковой набивки, подтяжка
гаек и в случае необходимости восстановление
подвижности шпинделя и устранение
других незначительных неисправностей,
выполняемых без разборки арматуры.

Средний
ремонт
предназначен для восстановления
работоспособности арма­туры и включает
в себя объем работ стоимостью от 7 до
23% стоимости изделия. При среднем ремонте
проверяются работоспособность всех
узлов арматуры и их техническое состояние,
разбираются изделия без снятия или со
снятием их с тру­бопровода. Все детали
очищаются от осадков, ржавчины и других
следов корро­зии, уплотнительные
поверхности затвора и седла корпуса
притираются, мелкие детали, поврежденные
коррозией, прокладки, набивка сальника
заменяются. За­тем изделие собирается
и испытывается на прочность, плотность
металла и гер­метичность. После
проведения среднего ремонта, например,
вентилей, должен быть гарантирован
первоначальный ресурс при условии
правильного монтажа и обслуживания в
эксплуатации (а также хранения до
установки).

Капитальный
ремонт
предназначен для восстановления ресурса
арматуры и включает в себя объем работ
стоимостью до 75% стоимости нового
изделия. Ар­матура демонтируется с
трубопровода и направляется на ремонтный
участок или ремонтный цех предприятия
или на предприятие централизованного
ремонта арматуры. При капитальном
ремонте производится разборка изделия,
очистка и дефектация всех деталей,
замена деталей, вышедших из строя, вновь
изготов­ленными, запасными или
восстановленными. Детали обычно
восстанавливаются наплавкой металла
на изношенные поверхности или
электролитическим хромиро­ванием
изношенных поверхностей. Уплотнительные
поверхности из металла обра­батываются
и притираются. Уплотнительные кольца
из резины или фторопласта в вентилях
заменяются новыми. Верхнее уплотнение
шпиндель—крышка для отключения
сальниковой камеры приводится в
работоспособное состояние. На­бивка
сальника и прокладки заменяются новыми.
Крепежные детали, имеющие дефекты, также
заменяются новыми. После окончания всех
работ по очистке, ремонту, замене и
восстановлению деталей арматура
собирается, испытывает­ся на прочность,
плотность металла и герметичность
соединений. Объем и ха­рактер
проведенного ремонта записывают в
формуляр изделия.

Периодичность
ремонта арматуры ТЭС определяется
согласно нормативно-технической
документации арматуры, назначению и
месту ее установки, усло­виям
эксплуатации, интенсивности использования,
степени ответственности и другим
факторам. Ремонт производится в заранее
запланированные сроки в со­ответствии
с материалами документации по проведению
планово-предупредитель­ного ремонта
оборудования. Период времени между
двумя капитальными ремон­тами
называется ремонтным циклом. Капитальный
ремонт имеет продолжитель­ность 25—40
сут, текущий 18—20 сут, расширенный — до
37 сут. Первый ка­питальный ремонт
проводится не позднее 18 мес. после ввода
агрегатов или бло­ков в эксплуатацию
и по времени не регламентируется. В
течение года суммар­ный простой в
ремонте основных агрегатов составляет
35—56 сут.

При
организации ремонта арматуры необходимо
учитывать сроки проведе­ния ремонта
основного оборудования и согласовывать
с ними сроки работ, свя­занных со
снятием, заменой или ремонтом арматуры
без снятия ее с линии. Ар­матура,
расположенная под защитной оболочкой
в необслуживаемых помещениях, ремонтируется
не чаще одного раза в год или в сроки,
кратные году, одновре­менно с другими
регламентными работами по техническому
обслуживанию и ремонту оборудования.

Средний
ремонт арматуры должен проводиться
через 4—5 лет ее эксплуата­ции (~ 25—30
тыс. ч работы установки). Капитальный
— через 10 лет.

При
проведении ремонтных работ выполняется
большое число различных

технологических
процессов. Их рациональная организация
и обеспечение тех­нологической
дисциплины создают условия для высокой
производительности труда и
высококачественного выполнения ремонта.
Арматура должна ремонти­роваться на
основе технологической документации.
При достаточных масштабах производства
целесообразен агрегатно-поточный метод
ремонта однотипных из­делий.

Ремонтные
работы планируются на основе
среднестатистических данных
о
сроках службы арматуры различных классов
и типов, предназначенной для различных
сред соответствующих условий. Наличие
обменного фонда позволяет организовать
бесперебойную работу ремонтной службы.

Наиболее
часто встречаются следующие неисправности
арматуры, подлежа­щие устранению
при ремонте:


потеря герметичности запорного органа
в связи с пропуском среды между
уплотнительными кольцами затвора
и седла;


потеря герметичности запорного органа
в связи с пропуском среды между
уплотнительным кольцом седла и
корпусом;


потеря герметичности сальникового
узла в связи с пропуском среды между
шпинделем и набивкой сальника;


пропуск среды через фланцевое соединение
крышки с корпусом;


образование задиров на шпинделе в зоне
сальниковой набивки;


защемление шпинделя в сальниковом
узле;


выход из строя ходовых резьб шпинделя
и гайки;


недопустимо большой нерегулируемый
расход среды в регулирующей ар­матуре;


выход из строя крепежных деталей;


поломка маховиков управления арматурой;


неисправности привода;


в сильфонной арматуре — выход из строя
сильфона.

Указанные
неисправности имеют явно выраженный
характер и сравнитель­но легко
обнаруживаются при достаточно тщательном
обследовании арматуры. Для обнаружения
скрытых дефектов (снижения прочности
материала, обра­зования незаметных
трещин, рыхлостей, деформации деталей
и т. п) требуется применение особых
методов и приемов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *