Разнообразие коммунальной дорожной техники
Без хорошего парка коммунальной техники нельзя представить полноценную работу системы ЖКХ, то есть и нормальную городскую жизнь. Коммунальная техника гарантирует бесперебойную работу всей дорожно-транспортной системы, а еще систем водопровода и канализации. Именно этот тип техники предотвращает в городе коллапс из-за перенасыщения отходами и мусором.
Коммунальная дорожная техника для уборки и содержания
Очень важна такая коммунальная дорожная техника, как подметально-уборочные машины. Здесь очень широко распространены системы, смонтированные на шасси стандартных грузовых автомобилей, хотя часто встречаются и машины прицепного типа. С помощью подобной техники осуществляется полный цикл уборочных и погрузочно-разгрузочных работ – с улицы до места утилизации собранных отходов.
Незаменимы при уборке и бульдозеры-погрузчики, разрабатываемые на базе тракторов. Они используются на уборке практически во всех городах, поскольку стоят сравнительно недорого, но надежны и максимально просты в работе. Применяются такие машины для планировки мусора и грунта отвалом, засыпки траншей и ям, погрузки и транспортировки различных сыпучих материалов и для подъема и перемещения тарных грузов. Эта же дорожная техника применяется при всесезонной очистке проезжей части.
Коммунальная дорожная техника для очистки снега
Шнекороторные снегоочистители предназначаются для очистки дорожного покрытия от снега, а также для удаления снежных валов, образованных другими снегоочистителями. Специальные фрезы для механизированной уборки чистят ото льда улицы городов и междугородние дороги.
Уборка мусора и прочих отходов
Мусоровозы – также очень важная разновидность коммунальной спецтехники, которая широко используется коммунальными службами с целью сбора, уплотнения и вывоза всевозможного бытового мусора и различных отходов. Мусоровоз можно назвать незаменимой техникой для городов, при помощи которой удается поддерживать чистоту и санитарно-гигиенические нормы для промышленных и жилых территорий. Можно сказать, что содержание дорог и обочин в чистоте – во многом заслуга именно мусоровозов. Современные мусоровозы характеризуются некоторыми особенностями конструкции, такими как наличие специальных гидравлических захватов, которыми можно поднимать и удерживать тяжелые мусорные контейнеры при их опорожнении в емкость мусоровоза. Мусоровозы классифицируются по типу загрузки отходов и делятся на машины с боковой и задней загрузкой. Эти два типа разделяются на ряд подтипов: с задней загрузкой делятся на системы с ручной и механизированной погрузкой, а машины с боковой загрузкой – на системы с кантователем, манипулятором и ручной загрузкой. Стоит отметить, что прямая уборка улиц мусоровозами не осуществляется, но без них поддерживать чистоту бы не получилось.
Коммунальня дорожная техника для ассенизации
Одна из наиболее деликатных областей работы коммунальной техники – ассенизационные функции, которые осуществляются специальными вакуумными машинами. Для данного типа работ широко используются специально оснащенные машины, как отечественного, так и зарубежного производства. В состав спецоборудования ассенизационной машины чаще всего входит большая цистерна, вакуумный насос с приводом, специальное сигнально-предохранительное устройство, герметичный приемный люк с всасывающим шлангом, а еще краны управления с трубопроводом и небольшие площадки обслуживания. Заполняется жидкими отходами цистерна за счет разрежения. При полном заполнении цистерны специальное сигнально-предохранительное устройство сразу срабатывает и полностью отключает подачу жидкости. Что касается опорожнения, то оно производится или самотеком, или под давлением. Очень близкой родней для данного типа агрегатов можно считать илососные и каналопромывочные машины – тоже очень важная и распространенная дорожно коммунальная техника, работающая по тому же принципу.
Навесное и сменное оборудования для дорожной коммунальной техники
Важная часть коммунальной многофункциональной техники – навесное или сменное оборудование. Это различные заглушки для временного герметичного перекрывания внутренней полости трубопровода при ремонтно-восстановительных работах, водораспределительные краны для управления каналопромывочными насадками. Также к данному типу оборудования причисляются насадки донные каналопромывочные для чистки коллекторов и канализационных трубопроводов, насадки реверсивные для жировых отложений, применяемые при очистке труб от жировых отложений за счет наличия поперечных сопел, насадки двухрежимные каналопромывочные, насадки проходные каналопромывочные для профилактической очистки малых и средних трубопроводов, эжекторные насосы, которые способны облегчить работу каналопромывочных машин и позволяют выполнять технологические операции по откачивагию воды из отстойников и колодцев, мойки высокого давления. Очень нужное навесное оборудование, от которого во многом зависит зимнее и летнее содержание дорог – это дисковые и лотковые щетки, а также щеточные диски. Точно подобранные качественные щетки могут стать залогом эффективной работы любого типа коммунальной техники, примененной при уборке территории.
Еще одно важное навесное оборудование, это то, которое предназначено для борьбы со снежными заносами. Такими агрегатами оснащаются фрезерно-роторные, плужно-роторные, шнекороторные и лаповые снегоочистители. Типовые лаповые снегопогрузчики на базе чаще всего двухосных полноприводных специальных шасси применяются в условиях больших городов, когда нет нормальной возможности далеко выбрасывать собранные кучи снега. Рабочим органом такого приспособления является скребковая лопата, снабженная лаповыми захватами, а еще стреловидный транспортер. Обычно производители сменного оборудования для такой коммунальной техники имеют собственную оригинальную номенклатуру и эксклюзивные разработки, делающие содержание автомобильных дорог и коммуникаций более качественным.
Это только основные, но далеко не все типы коммунальной дорожной техники. Деление на специализации по процессам приводит к тому, что практически каждый год появляется совершенно новый класс машин, более узкоспециализированных, но зато и более продуктивных в своей специализации.
Коминвест-АКМТ предлагает купить дорожную коммунальную технику, наиболее современную и эффективную на фоне основных конкурентов.
Ремонтеры и оборудование для текущего ремонта автомобильных дорог
Для обеспечения комплексной механизации работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог применяют специальное оборудование, а также машины, оснащенные этим оборудованием, — ремонтеры, которые производят ямочный ремонт дорожных покрытий и заделку трещин и швов. В процессе ремонтных работ сжатым воздухом или щетками очищают поврежденные места от грязи, разогревают асфальтобетонное покрытие нагревательными установками или разрушают его механическим способом, удаляют изношенный слой покрытия, укладывают новую асфальтобетонную смесь, разравнивают и уплотняют ее. Кроме того, ремонтеры оснащены дополнительным оборудованием для специальных работ по уходу за дорожными знаками и зелеными насаждениями, окраске элементов обстановки пути и искусственных сооружений.
Ремонтеры классифицируют по виду выполняемых работ, типу рабочего оборудования, способу передвижения и типу привода рабочих органов.
Машина ДЭ-5А предназначена для проведения текущего ремонта автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. Специальное оборудование ее размещено на шасси автомобиля ГАЗ-5 ЗА и состоит из бункера-термоса для транспортирования и хранения горячей асфальтобетонной смеси, компрессорной установки с пневмоинструментом, гидропривода и газового оборудования. Последнее включает в себя блок газовых инфракрасных излучателей, баллонов, рукавов — ручной инструмент для окраски обстановки пути и сооружений. Машина позволяет ремонтировать асфальтобетонное покрытие горячим способом — с применением инфракрасных излучателей — и холодным способом — с механической вырубкой старого покрытия. Также возможно очищать покрытия сжатым воздухом, окрашивать краскораспылителем элементы обстановки и сооружения, обеспечивать привод ручного механизированного пневмоинструмента.
При ремонте покрытия горячим способом ремонтируемый участок разогревают до температуры 120-160 °С на глубину 3-4 см блоками горелок в течение 3-5 мин. Затем разогретую асфальтобетонную смесь покрытия перемешивают с добавляемой из бункера-термоса и разравнивают. Далее поверхность ремонтируемого участка покрытия укатывают ручным виброкатком, присыпают высевками и окончательно уплотняют виброкатком.
Кузов сзади кабины машины разделен на три отсека: правый, левый и средний. В правом отсеке расположено пневмооборудование; в левом — газовое; в среднем — бункер-термос с теплоизолированными стенками, ковш-тележка для доставки и распределения асфальтобетонной смеси на ремонтируемый участок и ручной виброкаток в специальной кассете. Газовое оборудование машины представляет собой шесть газовых баллонов с регулятором давления, подключенных к коллектору, который соединен шлангами с блоком газовых инфракрасных излучателей и газовым запальником. Одна заправка баллонов обеспечивает ремонтные работы в течение шести-семи смен.
Привод компрессорной установки производится двигателем автомобиля ГАЗ-53А с помощью коробки отбора мощности, редуктора, карданной и ременной передач. На редукторе привода компрессора установлен шестеренный насос, обслуживающий работу гидропривода машины.
В рабочее положение бункер-термос поднимается гидроцилиндром, обеспечивая автоматический перевод ковша-тележки, установленного на задней стенке кузова, и ручного виброкатка из транспортного положения в рабочее. Ковш-тележка загружается из бункера-термоса через люк-дозатор. Кассета виброкатка связана рычажным механизмом с механизмом подъема бункератермоса. Виброкаток оснащен пневматическим вибровозбудителем, расположенным внутри валка. На машине имеется один пистолет-краскораспылитель.
При ремонте небольших участков асфальтобетонных покрытий применяют машину МТРДТ. Рабочее оборудование смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Оно состоит из бункера-термоса, кузова (в передней части которого размещена кабина), битумного бака, гидроизолятора, электроутюга, электрогенератора, компрессора, электромолотков, электровибротрамбовки, злектро-виброкатка, электроразогревателя и ручной тележки (рис. 15.3). Текущий ремонт дорожных асфальтобетонных покрытий производят посредством их вырубки и разогрева картами площадью до 5 м2. Ремонтируемый участок предварительно очищают скребком с одновременной подачей воздуха от компрессора и просушивают электроразогревателем. Стенки карты при недостаточном подогреве выправляют электромолотками. Обработанную карту смазывают битумом. С помощью ручной тележки удаляют старый слой покрытия и подвозят свежую асфальтобетонную смесь. После укладки и разравнивания смеси спайку нового и старого слоев обеспечивают горячим электроутюгом по контуру карты. Карты шириной до 500 мм уплотняют электровибротрамбовкой, а более 500 мм — ручным виброкатком.
Рис. 15.3. Машина МТРДТ для ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий:
Битумный бак для транспортирования и поддержания постоянной температуры битума имеет двойные стенки, между которыми заложен теплоизоляционный материал. Битум подогревают вмонтированным в бак нагревательным элементом мощностью 3,5 кВт. Заданную температуру битума поддерживают терморегулятором. Для периодического перемешивания разогреваемого битума в баке установлена вращаемая вручную мешалка. Разогретый битум поступает через специальную отводную трубу с краном. Гидроизолятор, предназначенный для нанесения разогретого битума на обработанную карту, представляет собой бачок круглой формы с расположенными внутри двумя трубками: горизонтальной, соединенной с эжектором, и изогнутой, для подачи сжатого воздуха. Битум в бачке поддерживается в расплавленном состоянии благодаря нагревательному элементу, вмонтированному в его двойное дно. Бачок заправляют по отводной трубе из битумного бака. Внутренняя полость бачка через отверстие в крышке соединена с атмосферой. На горизонтальной трубке установлен клапан для пропуска разогретого битума, на выходном конце изогнутой трубки — вентиль, регулирующий подачу воздуха. Идущий от компрессора по изогнутой трубке воздух создает на выходе из эжектора разрежение, обеспечивая поступление горячего битума под струю сжатого воздуха и распыляя битум.
Электроутюг мощностью 3 кВт служит для разогрева кромок старого асфальтобетонного покрытия и соединения старого и нового покрытий, обеспечивая однородность стыковочного шва. Компрессор обеспечивает работу распылителя и продувку карт. Электровибротрамбовка предназначена для уплотнения свежеуложенной смеси при ширине ремонтируемого участка менее 500 мм, электровиброкаток — при ширине участка более 500 мм. Электроразо-греватель мощностью 18 кВт обеспечивает предварительный разогрев участка и состоит из рамы с отражателем и 18 ламп инфракрасного излучения.
Дорожный ремонтер 5320 предназначен для ликвидации повреждений в асфальтобетонных покрытиях в виде выбоин, просадок, трещин, волн, наплывов. Ремонт производят горячими и холодными смесями, а также способом пропитки покрытий битумом или битумной эмульсией. Специальное оборудование ремонтера смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и двухосного прицепа, На шасси автомобиля расположены: гидравлический кран грузоподъемностью 400 кг; электростанция; компрессор; битумный котел с системой разогрева и распределения вяжущего материала; три тележки, оборудованные блоками газовых инфракрасных излучателей; электровиброкаток, три электромолотка; гидросистема; двухместная кабина для перевозки рабочих.
На автоприцепе установлен самосвальный бункер с двумя отсеками, используемый для транспортирования битумоминеральных смесей, две ручные тележки и катушки с электрокабелем.
Машины для ремонта и летнего содержания автомобильных дорог
Автомобильные дороги, как и другие инженерные сооружения, требуют постоянного ухода и своевременного устранения повреждений и неисправностей, появившихся в процессе эксплуатации. Повреждения дорог, а также износ покрытия происходят от воздействия нагрузок от автомобильного транспорта и влияния природно-климатических факторов.
Содержание и ремонт автомобильных дорог имеют целью обеспечить автотранспорту возможность безопасного, удобного и непрерывного движения в течение круглого года с заданными скоростями и нагрузками.
Различают три вида ремонта дорог: капитальный, средний и текущий.
При капитальном ремонте выполняются работы по исправлению земляного полотна, полному возмещению износа и восстановлению ровности покрытия, а также устраиваются новые и перестраиваются старые асфальтобетонные покрытия на дорогах. Все эти работы осуществляются машинами, которыми строятся новые дороги: бульдозерами, скреперами, автогрейдерами, асфальтосмесителями, асфальтоукладчиками, катками и др.
При среднем ремонте выполняются работы по возмещению износа, восстановлению профиля щебеночных и гравийных покрытий и проезжей части грунтовых дорог. Эти работы также производятся дорожно-строительными машинами, но менее мощными в связи с меньшим объемом сосредоточенных работ. На этих работах используются грейдеры, автогрейдеры, бульдозеры, передвижные установки для приготовления асфальтобетона и цементобетона, распределители строительных материалов и др.
К текущему ремонту относятся работы по предупреждению и устранению мелких повреждений дороги: ямочный ремонт, заделка трещин, ремонт швов и др. Текущий ремонт проводится на всем протяжении дороги. Для выполнения этих работ применяются дорожные ремонтеры.
Работы по содержанию сводятся к уходу за дорогой и поддержанию ее в чистоте. Покрытия дороги систематически очищаются от пыли, грязи, снега, устраняются гололедицы на проезжей части дороги. Для этих целей используются специальные машины: поливочно-моечные и под-метально-уборочные, дорожные щетки, кюветоочистители, снегоочистители, пескоразбрасыватели и др. Помимо этого применяется оборудование, навешиваемое на некоторые дорожные машины, автомобили и тракторы (щетки, откосники, косилки и т. п.).
Ремонт и содержание играют большую роль в обеспечении нормального технического состояния дорог. Они приостанавливают развитие повреждений и устраняют причины разрушения. Однако, несмотря на исключительную важность, эти работы не обеспечены в полной мере средствами механизации, и некоторые виды их выполняются вручную или малоэффективным оборудованием. Это вынуждает многие дорожные организации проектировать и изготавливать нужное оборудование собственными силами.
Трудности в создании средств механизации для содержания и текущего ремонта обусловлены сравнительно малыми удельными объемами работ на 1 км дороги и наличием на дорогах разных препятствий (дорожных знаков, километровых столбов и т. п.), ограничивающих работу машин. В настоящее время усилия конструкторов и дорожников направлены к тому, чтобы создать недостающие машины для полного комплекта механизации работ и повысить эффективность и маневренность имеющихся машин.
Машины для очистки кюветов. Для очистки кюветов от наносов и ила и восстановления их первоначального профиля используется оборудование, навешиваемое на тракторы, автомобили, автогрейдеры или. специально предназначенные для этих целей машины. Навесное оборудование обычно состоит из консольно укрепленного сбоку машины отвала, имеющего форму в соответствии с профилем кювета. При очистке неглубоких кюветов можно использовать откосник автогрейдера.
Из специальных машин используется кюветоочистительная машина непрерывного действия на базе трактора «Беларусь» (рис. 224). Рабочий орган машины, состоящий из скребков, укрепленных на цепи 3, шарнирно подвешен к основной (подвижной) раме. Скребковая цепь имеет форму профиля очищаемого кювета и приводится в движение от вала отбора мощности двигателя трактора посредством цепной передачи 5, карданного вала 6 и редуктора. Размеры очищаемого кювета: ширина по дну — 0,5 м, глубина — 0,8 м. Рабочий орган имеет гидравлическое управление. При помощи двух гидравлических цилиндров и можно устанавливать скребковую цепь в рабочее и транспортное положения и изменять заглубление скребков в грунт. Скорость скребковой цепи равна 1,94 и 2,72 м/сек; рабочая скорость машины — 0,35— 1,16 км/ч; производительность — 45 м3/ч.
Подметально-уборочные машины. Эти машины предназначаются для уборки пыли и грязи с проезжей части усовершенствованных дорожных покрытий (асфальтобетонных и цементобетонных). Подметально-уборочные машины широко используются в крупных городах при подметании улиц и площадей.
Уборка осуществляется установленными на машине вращающимися щетками цилиндрической или конической формы. Помимо щеток на машинах имеются обеспыливающие устройства и оборудование для подачи убираемого мусора в бункер.
Обеспыливание покрытия в процессе уборки выполняется путем увлажнения или пневматическим способом, а подача мусора — при помощи механического или пневматического транспортера.
Нашей промышленностью выпускаются поливо-уборочные машины с системой увлажнения и осваиваются машины с пневматическим обеспыливанием.
Рабочее оборудование машины с системой увлажнения монтируется на шасси автомобиля и имеет две конические щетки диаметром 900 мм, установленные за кабиной водителя, главную цилиндрическую щетку диаметром 700 мм, подвешенную за задними колесами, транс-
портер, мусоросборник и систему увлажнения. Рабочее оборудование имеет гидравлическое управление. Лотковые (конические) щетки собирают мусор с боков очищаемой полосы к середине, а цилиндрическая щетка подает мусор на шнек, который перемещает его к транспортеру. По транспортеру мусор поступает в сборник. Производительность машины — 15 тыс. мг/ч.
Наряду с самоходной машиной для подметания междугородных дорог применяют n-рицепные (к автомобилям) дорожные щетки с увлажнительным устройством. К изогнутой раме, опирающейся на одно переднее и два задних колеса, шарнирно присоединена цилиндрическая щетка шириной 1,95 м и прикреплен бак для воды емкостью 550 л. Производительность щетки — 12 000—24 000 м2/н. Вода к распределительной трубе поступает самотеком.
Цилиндрические щетки используются также и при уборке с дороги снега. В этом случае они монтируются сзади плужного отвала снегоочистителя и располагаются под углом к продольной оси автомобиля.
Рис. 225. Принципиальная схема подметально-уборочной машины:
1 — цилиндрическая щетка; 2 — шнек; 3 — транспортер; 4, 9. 11 — конические редукторы; 5, 8 — конические (лотковые) щетки; 6 — двигатель; 7 —коробка отбора мощности; 10 — раздаточная коробка
В настоящее время осваиваются подметально-уборочные машины с пневматическим обеспыливанием. Помимо этого ведутся работы по созданию вакуумных машин, которые в будущем смогут вытеснить в некоторых областях щеточные подметально-уборочные машины. За рубежом вакуумные машины используются на уборке взлетно-посадочных полос на аэродромах. Выпускаются также специальные машины для собирания на дорогах листьев и бумаги и электромагнитные уборочные машины для уборки с покрытия металлических предметов.
Рассмотрим параметры цилиндрических щеток, установленных под прямым углом к направлению движения.
При вращении щетки без скольженля и одновременном поступательном ее перемещении прутки ворса будут перемещаться в пространстве по обыкновенной циклоиде. На рис. 226, а показана траектория свободного конца прутка при одном полном его обороте.
Рис. 226. Схемы к расчету количества рабочих прутков: а — траектория перемещения конца прутка ворса цилиндрической щетки; б — крайние рабочие положения прутка
Поливочно-моечные машины. Для поливки и мойки дорожных усовершенствованных покрытий применяются специальные поливочные, моечные и поливочно-моечные машины, монтируемые обычно на автомобильных шасси. Эти машины используются также для поливки придорожных зеленых насаждений и для тушения пожаров.
Нашей промышленностью выпускаются поливочно-моечные машины с цистернами емкостью 4000 и 6000 л. Ширина поливки для большинства машин составляет 18 м при расходе воды 0,25 л/м2. Рабочая скорость машины при поливке — 13—17,5 км/ч, производительность — 70 тыс. м2/ч.
В поливочно-моечной машине вода из цистерны подается центробежным насосом к трем распределительным насадкам, из которых два установлены спереди машины и один — справа перед задним колесом. Насадки крепятся специальными угольниками, перестановкой которых можно установить насадки под любым углом к поверхности покрытия. Сечение выходного отверстия насадки определяется из условия обеспечения требуемой производительности машины.
Насадки должны располагаться таким образом, чтобы рабочие струи частично перекрывались для получения наибольшей сплошной ширины поливки при заданном удельном расходе воды.