Техника безопасности в мастерской по ремонту

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

Основные правила по технике безопасности

Всегда и во всех условиях необходимо придерживаться следующих положений:

  • Перед работой следует осмотреть инструментарий и убедиться в его исправности. При обнаружении дефектов нужно немедленно устранить их или заменить используемые приспособления на исправные. В противном случае можно причинить вред не только себе, но и другим людям.
  • Использовать нужно только молотки с выпуклой поверхностью бойка. Инструмент с косой или сбитой следует отложить в сторону.
  • Инструмент всегда должен использоваться с соразмерными деталями.
  • Нельзя работать с зубилом, у которого косая или сбитая ударная часть. Также этот инструмент должен быть более 150 мм в длину.
  • Периодически следует зачищать заусенцы, появляющиеся на молотках — это поможет избежать ранений лица.
  • Всегда следует использовать защитные очки, обеспечивающие безопасность от попадания осколков в глаза. Если работа ведётся с изделиями, выполненными из хрупкого или твердого металла, нужна густая сетка, выполненная в виде ширм или щитов, чтобы не допустить травмирования от попадания возможных осколков.

Нужно соблюдать осторожность во время слесарных работ

  • Вовремя работы нельзя отвлекаться на разговоры; всё внимание концентрируется на лезвии.
  • Верстак должен пребывать в устойчивой позиции, а его тиски быть прочно закреплёнными. В противном случае будут неточные удары, ранения рук и быстрая утомляемость.
  • Нельзя работать инструментарием с заостренными концами без рукояток.
  • Используемые гаечные ключи должны быть со строго параллельными губками. Забоины и трещины недопустимы. Также не должно быть большого зазора в подвижных частях раздвижных ключей.
  • С электродрелью всегда нужно работать резиновых перчатках и будучи обутым в галоши. Единственный допустимый альтернативный вариант — труд на изолированной поверхности, которой является резиновый коврик и сухая деревянная решетка. Корпус электродрели всегда обязательно следует заземлять специальным проводом.

Важно! Труд на сверлильном станке должен осуществляться при условии: надёжного крепления деталей в зажимном приспособлении; заправленный пол куртки, убранных волос под головой, застегнутых обшлагах рукавов, сняты перчатки. В случае заедания следует немедленно выключить устройство. Запрещается сдувать стружки. Недопустимо прикасаться к двигающимся деталям при включенном устройстве.

Рабочее место слесаря

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Пожарная безопасность при выполнении слесарных работ

В процесс трудовой деятельности нужно:

  • Соблюдать Правила противопожарного режима в РФ.
  • Незамедлительно сообщать непосредственному руководству или управляющему лицу организации о нарушениях, что, потенциально, могут привести к печальным последствиям.
  • Беречь противопожарные средства и оборудование.
  • Допуск сотрудников осуществляется после прохождения обучения, затрагивающего, в том числе, и пожарную безопасность.
  • Инструктаж о порядке действий при возникновении возгораний должен проводиться со всеми сотрудниками организации.
  • Запрещено загромождать пути эвакуации и блокировать двери, оставлять не обесточенные электроустановки после завершения работы, эксплуатировать кабели и электропроводы с повреждениями и нарушениями режима работы.
  • Обезжиривание и мойка деталей, изделий и оборудование осуществляется с использованием негорючих технических моющих средств.
  • Запрещается осуществлять отогрев открытым огнём, паяльными лампами и другими подобными способами. Для этого должны использоваться вода, пар и иные безопасные подходы.
  • Спецодежда, по мере её загрязнения/износа должна проходить химчистку, стирку или ремонт. Запрещено допускать к работе людей, на которых есть загрязнения взрыво- и пожароопасных веществ.
  • Запрещено курение.
  • Нельзя использовать источники открытого пламени. Наглядные примеры: спички, зажигалки, свечи.
  • Для проживания людей недолжны использоваться складские, технические и производственные помещения.
  • Пожарная техника и соответствующее вооружение запрещается использовать не по назначению.

Важно! При выявлении признаков горения или непосредственно самого пожара следует сообщить в пожарную охрану, назвав адрес и место возникновения возгорания, принять посильные меры, направленные на эвакуацию людей и тушение.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

https://youtube.com/watch?v=jidClAKnLWE%3Ffeature%3Doembed

Техника безопасности при слесарных работах

Правила техники безопасности при выполнении слесарных работ пишутся кровью людей, что их игнорируют. При осуществлении деятельности в условиях повышенной опасности всегда нужно следовать ТБ, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь.

Меры безопасности при слесарно-монтажных работах

Следует правильно организовывать рабочее место и соблюдать правила использования для инструмента, оборудования и приспособлений:

  • Трудиться следует на специально отведённых площадках.
  • Крупные и длинномерные составные части следует размещать на подставках/стеллажах.
  • Под поднятым кузовом машины разрешается ведение работ исключительно при установке упорной штанги, предотвращающей возможное опускание.
  • Используемые съемники и установочные приспособления не должны иметь следов деформация, трещин, смятой или сорванной резьбы.
  • Перед работой всегда необходимо проводить наружный осмотр пневмо- и электрического инструмента.

Слесари работают и над автомобилями

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Техника безопасности на СТО

  • Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов
  • Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО
  • Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
  • Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
  • Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей
  • Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
  • Законодательство и РД

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Инструкция по охране труда при работе в слесарной мастерской

Этот документ на предприятии используется для первичного ознакомления с общей ситуацией. Инструкция регламентирует нормы поведения в мастерской и рассматривает следующие аспекты:

  • Общие требования к безопасности. Рассматривается, кто может самостоятельно работать и какие опасные факторы есть.
  • Требования безопасности перед началом работ. В этой части рассматривается, что нужно сделать, чтобы приступить к труду. Это и надевание спецодежды, и проверка тисков с инструментарием, и что делать при обнаружении неисправности.
  • Требования безопасности при осуществлении трудовой деятельности. В этом пункте рассматривается, что нужно сделать, что можно, а что запрещено.
  • Требования безопасности при возникновении аварийных ситуаций. Рассматривается, что нужно делать, если произошло короткое замыкание, задымление, прорыв труб водоснабжение и прочие возможные ЧС.
  • Требования безопасности по окончанию работ. Что нужно делать после окончания труда (отключить питание, прибраться и тому подобное).
  • Заключительные положения. В них поднимаются вопросы периодического пересмотра инструкции и возможности досрочного запуска этого процесса.

Слесарь за работой

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при ремонте автомобилей

1.1. Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей.

1.2. К выполнению работы по ремонту автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеющие необходимую профессиональную подготовку;
  • прошедшие обучение и стажировку на рабочем месте;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие инструктажи по охране труда;
  • получившие допуск к самостоятельной работе.

1.3. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Работник, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по ремонту автомобилей, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • пользоваться спецодеждой;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения. Курить допускается только в местах, предназначенных для этого;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.
Читайте также:  Лен ремонт бытовой техники номер телефона

1.7. Работник должен знать:

  • инструкцию по охране труда при ремонте автомобилей;
  • требования охраны труда;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • знать правила применения первичных средств пожаротушения и правила поведения при пожаре;
  • устройство и назначение различных автомобилей, в том числе и специальных;
  • правила безопасности при сборке автомобилей, ремонте деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента и меры безопасности при работе слесарным инструментом;
  • вредные и опасные факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье работника;
  • правила применения спецодежды и СИЗ.

1.8. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы по ремонту автомобилей на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха;
  • повышенная концентрация паров топлива в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;
  • неблагоприятные микроклиматические условия;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др;
  • вывешенная масса автомобиля при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
  • физические перегрузки;
  • неудобная рабочая поза.

1.11. Работникам, выполняющим работу по ремонту автомобилей, полагается следующая спецодежда и СИЗ:

1.12. Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.

1.14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работнику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работ по ремонту автомобиля работник должен надеть спецодежду, спецобувь и СИЗ.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места. Если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.

2.4. Перед установкой на пост для технического обслуживания и ремонта автомобиль должен быть очищен от грязи, снега и вымыт.

2.5. Автомобиль, установленный на напольный пост, должен быть закреплен установкой под колеса упорных колодок и заторможен стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче.

2.6. Перед тем, как приступить к работе под автомобилем, на рулевое колесо необходимо повесить знак безопасности с надписью «Двигатель не запускать, работают люди!».

2.7. Перед обслуживанием автомобиля, поднятого на подъемнике, на механизме управления подъемником следует вывесить знак безопасности с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.8. Перед ремонтом днища автомобиля на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо надежно закрепить автомобиль, слить бензин из топливного бака и охлаждающую жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.9. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами смазки и охлаждения автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость, не допуская их расплескивания и проливания.

2.10. Перед началом работы нужно осмотреть инструмент, машины, механизмы, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности.

2.11. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. При этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. При отворачивании и заворачивании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.

2.12. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.13. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.

2.14. Поверхности металлических ручек клещей должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев).

2.15. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук, ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

2.17. Работать инструментом, рукоятки которого посажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец, запрещается.

2.18. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.

2.19. Перед использованием режущего инструмента следует проверить его состояние и надежность крепления. Использование режущего инструмента с дефектами не допускается.

2.20. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места.

2.21. Переносные светильники должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении ремонтных работ следует пользоваться только исправным инструментом.

3.2. Ручной слесарный инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.

3.3. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.

3.4. Для предотвращения возможности попадания в глаза твердых частиц при работе инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками.

3.5. При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие меры безопасности:

  • установить под колеса, которые не предполагается поднимать, упорные колодки;
  • при вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, подложить широкую деревянную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении;
  • подъем автомобиля следует осуществлять плавно, без рывков;
  • при выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки; нельзя применять для этой цели случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.);
  • при установке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля следует применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации ремонтируемого автомобиля;
  • увеличивать высоту козелков с помощью досок, кирпичей и других посторонних предметов запрещается.

3.6. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.7. Для работы в положении лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.8. Для отворачивания и заворачивания гаек и футорок крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует пользоваться специальными ключами. При этом нужно занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.9. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью стравлен. Запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, с помощью кувалды или молотка.

Читайте также:  Техника безопасности при ремонте стартеров автомобиля

3.10. При монтаже шины на диск колеса замочное (стопорное) кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой, при этом следует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей слесаря от удара при выскакивании замочного кольца.

3.11. Во время работы спереди и сзади автомобиля, а также для перехода через смотровую яму следует пользоваться переходными мостками, а для спуска в яму и подъема из нее — специально установленными в ней лестницами.

3.12. При пользовании гаечными ключами во время смазочно-заправочных работ следует остерегаться соскальзывания ключа, правильно накладывать ключ на гайку.

3.13. При необходимости проворачивания карданного вала автомобиля или коленчатого вала двигателя нужно убедиться в том, что зажигание выключено или перекрыта подача топлива на автомобиле с дизельным топливом, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

3.14. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после удаления (слива) этих жидкостей.

3.15. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдать следующие меры безопасности:

  • детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, разрешается промывать только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в нейтрализующей жидкости;
  • промывку деталей следует осуществлять при включенной вентиляции;
  • после мойки деталей щелочным раствором обязательна их промывка горячей водой.

3.16. Нужно помнить о том, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.17. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга. Не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.18. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой). Пробку нужно открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону работника.

3.19. При ремонте топливной аппаратуры продувку клапанов, трубок, жиклеров необходимо производить воздухом с помощью насоса. Не следует продувать их ртом.

3.20. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке при условии обеспечения безопасности людей в случае неисправности тормозов.

3.21. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

3.22. Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

3.23. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.24. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается. При этом аккумуляторные пробки должны быть открыты. Во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание химического ожога лица брызгами электролита.

3.25. При запуске двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

3.26. При запуске двигателя пусковой запрещается применять дополнительные рычаги, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

3.27. При работе с паяльной лампой нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • паяльную лампу перед разжиганием следует проверить. Лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем;
  • наливать в резервуар паяльной лампы керосин или бензин не более чем на 3/4 его вместимости;
  • заполнять лампу только той горючей жидкостью, для работы на которой она предназначена;
  • заворачивать пробку наливной горловины не менее чем на четыре нитки;
  • не накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание ее взрыва;
  • не разжигать паяльную лампу путем подачи горючего на горелку;
  • стравливать давление воздуха из резервуара лампы через наливную пробку только после того, как лампа погашена и ее горелка остыла;
  • не наливать и не выливать горючее, не разбирать лампу вблизи огня.

3.28. Пайку или сварку емкостей из-под ГСМ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки (например, пропаривания).

3.29. Работающий с ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:

  • I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
  • II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
  • III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.

3.30. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.

3.31. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.

3.32. При пользовании электроинструментом его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. Кабель по возможности нужно подвешивать.

3.33. Устанавливать рабочую часть электроинструмента в патрон и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент следует только после отключения его от сети штепсельной вилкой и полной остановки.

3.34. Удалять стружку или опилки руками во время работы электроинструмента запрещается. Стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.

3.35. При работе электродрелью предметы, подлежащие сверлению, необходимо надежно закреплять.

3.36. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.

3.37. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

3.38. При работе ручным пневмоинструментом нужно знать и выполнять следующие требования безопасности:

  • для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Не следует использовать шланги, имеющие повреждения;
  • присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается;
  • на воздухоподводящем трубопроводе должна быть запорная арматура, подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре;
  • клапан включения пневматического инструмента должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздух в закрытом положении;
  • шланг, подводящий сжатый воздух к пневмоинструменту, должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение их тросами, кабелями и рукавами газосварки;
  • при работе пневматическим инструментом держать его за рабочую часть запрещается. Переносить пневматический инструмент разрешается только за рукоятку. Использовать для этой цели шланг или рабочую часть инструмента нельзя;
  • при перерывах в работе, обрыве шлангов и всякого рода неисправностях следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

3.39. При работе на ручных ножницах нужно выполнять следующую последовательность выполнения операций и меры предосторожности:

  • положить лист на стол до упора;
  • одной рукой прижать лист к поверхности стола, другой рукой опустить рычаг-ножедержатель.

3.40. Во время резки металла на ножницах нужно следить за плотным прилеганием листа к столу ножниц, а также за состоянием ножей: ножи должны быть сухими.

3.41. При заточке слесарного инструмента и деталей на заточном станке нужно соблюдать следующие требования безопасности:

  • для защиты людей в случае разрыва абразивного круга он должен быть заключен в стальной защитный кожух с открытой частью, необходимой для работы;
  • работа со снятым кожухом и нахождение в плоскости вращения круга запрещается;
  • затачиваемый предмет должен подводиться плавно, без ударов. Нажимать на круг следует без усилий;
  • не допускается тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
  • обрабатывать мелкие детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук;
  • для предупреждения несчастных случаев, связанных с вырыванием обрабатываемой детали из рук, необходимо деталь устойчиво располагать на подручнике и надежно удерживать в руках;
  • заточный станок с горизонтальной осью вращения круга должен быть оборудован защитным экраном со смотровым окном;
  • для предупреждения травмирования глаз отлетающими с большой скоростью твердыми частицами необходимо пользоваться защитными очками.
Читайте также:  Томская компания по ремонту и утилизации цифровой техники

3.42. При управлении грузоподъемной машиной с пола (например, при снятии двигателя с автомобиля), строповке и перемещении груза нужно выполнять следующие требования безопасности:

  • обвязку груза нужно производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных его частей и обеспечить устойчивое положение при перемещении;
  • при подъеме и опускании груза вблизи частей оборудования нельзя находиться самому и следить, чтобы не было других людей между грузом и частями оборудования;
  • при обнаружении неправильной и ненадежной обвязки груза его следует опустить и произвести строповку вновь;
  • груз нужно поднимать плавно, без раскачивания. Нельзя перемещать груз над людьми.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 112, предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара, действовать согласно пожарной инструкции по спасению людей и имущества.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03 или 112. Сообщить администрации о произошедшем случае.

4.4. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную мед. помощь и сообщить о случившемся руководителю, действовать по его указанию.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ по ремонту автомобиля следует:

  • отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию;
  • привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место;
  • если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;
  • снять спецодежду, спецобувь, СИЗ и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
  • умыться и вымыть руки с антибактериальным моющим средством;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных и монтажных работ на судне

Если приходится трудиться на автотранспортном предприятии (АТП) и обслуживать автомобили — перечисленной информации хватит. Но для более сложных механических результатов деятельности приходится усложнять и вводить дополнительные правила. Так, требования безопасности труда при выполнении слесарно-сборочных работ на суднах выдвигаются следующие:

  • Работать следует исключительно напрочно закреплённых исправных лесах.
  • Люки, вырезы и горловины, для которых нет штатных крышек, необходимо обнести временными металлическими ограждениями, сделанными из поручней и стоек, а также приваренных к настилу.
  • Трапы следует прочно закрепить на постоянной или временной основе. Они всегда должны иметь поручни.
  • Проверять температуру воздуха — она должна быть не более 30 °С.
  • После использование люка или горловины всегда следует его закрывать крышкой.

Обработка металла для судна

  • Открытые крышки люков всегда нужно устанавливать на упоры или стопоры (закреплённые штырями), удерживающие их в текущем положении.
  • Место труда всегда должно быть хорошо освещено.
  • Перед началом работы всегда проверять, нет ли в воздухе вредных газов.
  • Передвигаясь по судну, следить, чтобы не споткнуться о выступающие части конструкций, шпильки и другие имеющиеся предметы.
  • Погружая на судно механизм, следует предупреждать о процессе людей, работающих внизу.
  • Запрещено без предупреждения бросать что-то вниз.
  • Нельзя использовать проволоку и верёвку для временного крепления.
  • Недопустимо трогать неизолированные части трубопроводов и арматуру.

Так представляет охрана труда при выполнении слесарно-сборочных работ на суднах.

Всегда нужно помнить о том, что правила безопасности пишутся кровью тех, кто их нарушает. Хотя может показаться, что игнорирование одного пункта позволит быстрее выполнить работу, на противоположную сторону весов ставится здоровье и жизнь. Поэтому, от нарушений следует воздержаться. Убедить сотрудников на предприятии и минимизировать издержки помогает проведение обучения.

https://youtube.com/watch?v=3ucfdR8jMTQ%3Ffeature%3Doembed

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  • Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  • Поднять машину на нужную высоту.
  • Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  • Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Требования техники безопасности при выполнении слесарных работ

Слесарь должен соблюдать правила постоянно, даже просто пребывая около потенциально опасных объектов. А уж если ведётся работа, то техника безопасности при слесарных работах — это альфа и омега, позволяющая сохранить здоровье, жизнь и избежать материальных потерь:

  • Обрабатываемую деталь всегда следует надежно зажимать.
  • Следует остерегаться ударов по ноге и возможного защемления рук.
  • Нужно осторожно вести себя с тяжелыми деталями при установке в тиски — если они упадут, вероятен ушиб.
  • При использовании кувалды и выколотки следует использовать клещи, при этом запрещается стоять напротив — следует расположиться немного сбоку.
  • Рубка металла с использованием зубила всегда должна предусматривать использование защитных очков с небьющимися стёклами или сеткой. Для безопасности окружающих устанавливают предохранительные щитки.
  • Когда металл режется приводной или ручной ножовкой, полотно должно быть закреплённым.
  • Для избегания заусениц держать ножницы хорошо заточенными и устанавливать требуемый зазор.
  • При работе с паяльной лампой следует использовать горючую жидкость, предназначенную именно для неё. Запрещается заливать горючее близи открытого огня. Это относится и к горящей лампе. Запрещается накачивать воздух свыше допустимого уровня. Пробку всегда нужно закручивать плотно. Если обнаружена неисправность, как-то течь топлива, прохождение газа через резьбу и тому подобное — следует немедленно остановить работу и произвести замену паяльной лампы.

Станки для слесарского дела

  • Когда используется электроинструмент, работник должен: обязательно заземлить его; не подключать к распределительным устройствам, если нет безопасного штепсельного соединения; трудиться в диэлектрических галошах (на резиновом коврике) и быть в защищенных от тока перчатках, если напряжение больше 36В.
  • Инструмент следует хранить от механических повреждений, при переноске его нужно держать за ручку, а не провод, запрещается при порче проводить самостоятельный ремонт без разрешения мастера и не заменяйте режущую часть до полной остановки устройства.
  • Если приходится слесарить в котлах, барабанах и прочих металлических конструкциях, внутрь нельзя вносить преобразователи частоты и трансформаторы.
  • Нельзя работать переносным электроинструментом на приставных лестницах при условии, что пришлось подняться более чем на 2,5м.
  • Запрещается сдувать металлическую стружку и пыль сжатым воздухом. Их следует сметать кисточкой или щеткой.
  • Расплавлением цветных металлов следует заниматься только в условиях вытяжной вентиляции и будучи в защитных очках.
  • Использовать в работе для того, чтобы зачалить груз, следует исключительно испытанные стропы.
  • Соблюдение личной гигиены. На рабочем месте нельзя принимать пищу, хранить свою одежду, по окончанию трудовой деятельности всегда тщательно вымывайте руки и прополаскивайте рот. При этом запрещается использовать масло, эмульсии и керосин для «улучшения эффекта».

Рассмотрено общее положение, теперь дело за частными случаями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *