Техника безопасности технического обслуживания и текущего ремонта

Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля

1.
Рабочее место содержать в чистоте и
порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать
чистым песком, затем убрать их и насухо
вытереть следы жидкости. Обтирочный
материал собирать в железный ящик с
плотной крышкой.

2.
Снимаемые агрегаты тщательно очистить
и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.

3.
Во время работы запрещается становиться
на подвижные колеса и другие неустойчивые
части машины.

4.
Цилиндры и поршни нельзя класть на край
стола или верстака.

5.
Разбирать или собирать агрегаты в
подвешенном состоянии запрещается.

6.
При демонтаже или монтаже упругих
спиральных пружин пользуются специальными
съемниками, предупреждающими вылет
пружины.

Охрана и противопожарные мероприятия при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

В целях предупреждения
несчастного случая каждый рабочий в
процессе производства обязан
руководствоваться технологической

инструкцией,
соблюдать правила техники безопасности
и пожарной безопасности, изложенные в
настоящей инструкции, а администрация
обязана обеспечить рабочие места всем
необходимым для безопасного производства
работ и создать при этом нормальные
условия труда.

Заключение

Определение
технического состояния агрегатов
особенно необходимо, когда узел или
агрегат отказал. По отдельным практически
установленным признакам можно найти
сопряжение или узел, где нарушена
работоспособность. Но это крайний
случай. Желательно момент наступления
отказа предвидеть заранее с тем, чтобы
его исключить.

В практических
условиях узел (агрегат) ремонтируют,
детали заменяют на основе имеющегося
опыта эксплуатации автомобилей в
заданных условиях, пробег до ремонта
оценивают по статистическим данным с
большой погрешностью. Повышение точности
оценки технического состояния агрегата
позволяет уменьшить затраты на ремонт
неисправного агрегата за счет
прогнозирования пробега автомобиля до
наступления предельного изменения
технического состояния, если известны
предельная величина, закономерность
изменения критерия в процессе эксплуатации
и состояние узла (агрегата) за предыдущий
пробег.

Причиной
изменения технического состояния узла
является износ. Но, пожалуй, определяют
непосредственно по износу только
техническое состояние шин, коробки
передач, заднего моста, рулевого
управления — по изменению высоты
протектора, по зазорам в зубчатых
передачах, в шарнирах и других сопряжениях.

Величину
неисправности узлов, агрегатов оценивают
по изменению

эксплуатационных
показателей: расходу масла, прорыву
газов в картер

двигателя, шумам,
температуре нагрева и др.

Для поддержания
подвижного состава автомобильного
транспорта в технически исправном
состоянии, необходимом для нормальной
эксплуатации, принята планово-предупредительная
система технического обслуживания и
ремонта.

Технически
исправное состояние подвижного состава
достигается путем

технического
обслуживания и ремонта.

Перед установкой
на пост ремонта автомобили следует
очистить от грязи, снега и вымыть. При
движении автомобилей в зоне технического
обслуживания самоходом воздух сильно
загрязняется пылью и отработавшими
газами, оказывающими вредное действие
на здоровье рабочих. Для создания
наиболее благоприятной обстановки
используют различные транспортирующие
устройства, конвейеры, траверсные и
осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль,
установленный на напольный пост,
необходимо надёжно закрепить, подставив
не менее двух упоров под колеса,
затормозить стояночным тормозным
механизмом; при этом рычаг коробки
передач должен быть установлен в
положение, соответствующее низшей
передаче; на автомобилях с бензиновыми
двигателями следует выключить зажигание,
а с дизелями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо
автомобиля следует навесить табличку
с надписью «Двигатель не пускать:
работают люди!».

При техническом
обслуживании автомобиля с помощью
подъемника на его механизме управления
необходимо вывесить табличку с надписью
«Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены
требования безопасности на основных
операциях, выполняемых слесарем по
ремонту автомобилей.

1.
Контрольные,
крепежные и регулировочные работы ТО-1
и ТО-2. Все
крепежные и регулировочные операции
необходимо выполнять в последовательности,
указанной в технологических картах.
Последовательность выполнения
обязательного объема работ должна
исключать возможность одновременной
работы сверху и снизу у того или иного
узла агрегата автомобиля, так как при
падении инструмента сверху может
произойти несчастный случай с рабочими,
работающими внизу. Поэтому в технологической
карте за рабочими следует закреплять
определенные участки работ, что повышает
и ответственность рабочего за выполняемую
работу.

Рациональное
распределение работ исключает излишние
перемещения рабочего.

На крепежных
операциях следует пользоваться
преимущественно накидными и торцовыми
ключами, так как они лучше держатся на
гайках и удобны в работе. При отвертывании
и завертывании болтов или гаек в
труднодоступных местах при ограниченном
угле возможного поворота рукоятки ключа
целесообразно пользоваться ключами с
трещетками (храповыми механизмами).
Трещетка исключает необходимость
снимать и надевать головку ключа на
болт или гайку после каждого поворота.

При работе в
стесненных и труднодоступных местах
особое внимание необходимо обращать
на прилаживание инструмента к объекту
работ, правильную накладку ключа на
гайку или болт, установку зубила,
отвертки. Сорвавшийся инструмент или
неверный удар может привести к травме.
В этих случаях особое значение имеет
исправность инструмента. Не следует
вращать ключи вкруговую, так как возможны
их срывы. Нельзя наращивать ключи другими
ключами или трубками, использовать
прокладки между зевом ключа и гранями
болтов и гаек, ударять по ключу при
отвертывании или завертывании плотно
затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют
следы коррозии и их нельзя отвернуть
ключом с нормальной длиной рукоятки,
необходимо вначале обстучать грани
гайки легкими ударами молотка, смочить
ее керосином, завернуть на четверть
оборота, а затем начать отворачивать.
Неисправные болты следует срезать
ножовкой или срубать зубилом и заменять
исправными. При рубке зубилом необходимо
надевать защитные очки.

При выполнении
крепежных работ в труднодоступных
местах следует применять специальные
отвертки, а чтобы удобней было выполнять
эти операции на потоке перед или за
автомобилем, необходимо устанавливать
передвижные подставки или переходные
мостики. Работать сидя на крыле автомобиля,
стоя на подножке на ребордах осмотровой
канавы опасно. При выполнении крепежных
работ под кузовом автомобиля-самосвала
необходимо предварительно укрепить
поднятый кузов дополнительной упорной
штангой, что исключает его самопроизвольное
опускание.

При работе надо
помнить, что у автомобиля имеется
множество острых выступов, кромок,
граней, шплинтов, затруднен доступ к
различным сочленениям и резьбовым
соединениям, поэтому следует всегда
быть внимательным и осторожным. Необходимо
постоянно следить за тем, чтобы инструмент
был чистым и незамасленным, в противном
случае работа даже исправным, но грязным
инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой
сцепления на автомобилях с карбюраторным
двигателем необходимо предварительно
установить рычаг переключения передач
в нейтральные положения и выключить
зажигание, так как при включенном
зажигании может произойти вспышка в
одном из цилиндров и двигатель может
начать работать, что повлечет за собой
затягивание руки рабочего в сцепление.
Перед регулировкой сцепления на
автомобиле с дизелем необходимо рычаг
переключения передач поставить в
нейтральное положение и закрыть воздушную
заслонку. В противном случае при
провертывании коленчатого вала двигатель
может начать работать, а автомобиль
двигаться.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в кирове адреса и телефоны

Операции по
регулировке сцепления на автомобилях
с карбюраторными двигателями должны
выполнять двое работающих, один из
которых должен проворачивать коленчатый
вал с помощью пусковой рукоятки. Применять
ломики для проворачивания коленчатого
вала со стороны маховика не разрешается,
так как они могут сорваться и нанести
рабочему травму. При регулировании узла
сцепления автомобиля с дизелем прокладки
надо вынимать, используя крючки. При
регулировке сцепления следует пользоваться
переносной лампой, предварительно
укрепив ее в непосредственной близости
от объекта работы.

2.
Смазывание
и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные
работы необходимо выполнять только на
специально оборудованных постах,
оснащенных различными приспособлениями.
Такие посты можно располагать на поточной
линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные
точки на
автомобиле следует смазывать с помощью
наконечников, соединенных с пистолетами
гибкими шлангами, или наконечников с
шарнирами. Применение таких наконечников
позволяет смазывать карданный вал без
проворачивания. Перед началом смазочных
работ необходимо обращать внимание на
исправность пресс-масленок. Неисправные
пресс-масленки следует заменять.
Применение неисправных прессмасленок
приводит к выдавливанию смазочного
материала мимо, а следовательно, и к
загрязнению рабочего места.

При смене, а также
при доливке смазочных материалов в
отдельные агрегаты сливные и заливные
пробки необходимо отворачивать только
предназначенными для этой цели ключами.
При проверке
уровня масла в агрегатах для освещения
следует применять только переносные
лампы. Применять для этой цели открытый
огонь запрещается.

Ремонт системы
питания двигателей, работающих на
топливе с антидетонационными присадками,
необходимо производить после полной
нейтрализации сборочных единиц систем
питания.

При выпрессовке
пальцев рессор следует применять
приспособления, а для совмещения
отверстий ушка рессоры и серьги —
оправки. Недопустимо применение случайных
предметов вместо козелков. При вывешивании
автомобиля только на домкрате также
необходимо установить козелки. Резиновые
подушки рессор следует устанавливать
с помощью приспособления.

6. Снятие
и установка двигателя. Операция
производится при наличии упоров под
колесами автомобиля. Следует проверить,
чтобы двигатель был полностью освобожден
от крепящих его болтов и других деталей.
Рабочий не должен находиться в зоне
подъема или опускания двигателя.
Недопустимо выполнение работ на
вывешенном двигателе. Необходимо следить
за исправностью подъемного механизма
и захватных устройств. Нельзя превышать
допустимую грузоподъемность подъемного
механизма. Снятый двигатель должен
устанавливаться на подготовленное
место.

Для снятия полуосей
недопустимо применять зубила и молоток
вместо болтов-съемников. Для снятия и
установки колес надо использовать
тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие
и установка кабины и платформы.
Категорически
запрещается производить работу вручную.
Необходимо наличие технологии снятия
кабины и платформы автомобилей,
специального поста и средств механизации.
Запрещается обвязывание платформы,
кабины тросами, цепями для подъема. Под
крюк подъемного механизма следует
устанавливать специальные захваты. При
подъеме или установке платформы следует
убедиться в том, что борта заперты.

14. Снятие
и установка, рулевого механизма. На
данной операции должны применяться
съемники сошки и рулевой колонки. Не
разрешается выполнять работу вручную.
Действия рабочих должны быть согласованными.

Для закрепления
стекол и вставки резиновых прокладок
и кантов при ремонте кузовов необходимо
применять специальный инструмент.
Работы с досками платформы следует
выполнять в рукавицах. При текущем
ремонте расстояния между автомобилями
должны соответствовать существующим
нормам. Применение на данной операции
ручной шлифовальной машинки без защитного
кожуха недопустимо.

18. Погрузка,
перемещение и разгрузка агрегатов,
узлов, колес и деталей автомобилей. Для
перевозки аккумуляторных батарей,
рессор, коробок передач, главных передач
задних мостов, ступиц колес, двигателей,
колес и других габаритных и тяжелых
деталей и узлов автомобиля необходимо
пользоваться тележками. Не допускается
транспортирование агрегатов с помощью
консольных и козловых кранов-подъемников.
Не разрешается зачаливание груза
тросами, цепями, проволокой, веревками
вместо специальных захватов, исключающих
падение груза.

19. Текущий
ремонт агрегатов, снятых с автомобилей.
Не следует
допускать скопление агрегатов и узлов
у мест их ремонта. Необходимо хранить
на стеллажах и с помощью подставок
длинные детали (карданные валы, рулевые
тяги и т. д.). Недопустимо их хранить
навалом, прислоненными к стене, верстаку,
стенду. Ремонт агрегатов не должен
производиться на весу и в неприспособленных
местах.

20. Шиномонтажные
работы. Их
производят в установленном месте с
применением предохранительных ограждений.
Не следует исправлять положение шины
на диске постукиванием, ударять по
замочному кольцу молотком или кувалдой
при накачке. Слесарь должен следить за
тем, чтобы были исправными и чистыми
диск колеса и замочное кольцо. Нельзя
производить подкачку шины без демонтажа
при снижении давления в ней более чем
на 40%. Необходимо пользоваться дозатором
давления или манометром, так как без
них возможна перекачка шины, что может
стать причиной несчастного случая.
Недопустимо выбивать диск колеса вручную
кувалдой. На данной операции необходимо
использовать стенд демонтажа и гайковерт
для колес. Под вывешенной частью
автомобиля должен быть установлен
козелок, а под неснятыми колесами —
упоры. Запрещается перемещать колеса
и шины вручную. Недопустимо применение
отвертки, шила или ножа для удаления
предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту
автомобилей участвует и в других видах
работ.

При участии
совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных
работах необходимо иметь в виду, что
применяемые на этой операции кузнечные
клещи должны соответствовать размеру
и профилю обрабатываемых заготовок и
деталей. Нельзя производить ковку
нагретого металла с окалиной, на мокрой
или замасленной наковальне, с применением
неисправного инструмента. Рихтовка
рессор должна производиться на стенде,
а не на наковальне. Работы производят
только в защитных очках и рукавицах.
Ремонт рам, вывешенных на подъемных
механизмах или установленных на ребро,
следует производить при наличии
устойчивых подставок или козелков.

При участии
совместно с жестянщиками в
медницко-жестяницких работах следует
помнить, что переноска, правка или резка
листового металла производится только
с применением рукавиц. Работа должна
проводиться только с зачищенными от
острых углов и заусениц заготовками,
деталями или заплатами. Во избежание
ожогов рук недопустимо придерживать
руками вырезаемые газовой сваркой
поврежденные места. Ремонт радиаторов
и топливных баков необходимо вести на
специальных стендах. Пайку следует
производить без излишнего припоя на
паяльнике.

Слесарь по ремонту
автомобилей, участвующий в сварочных
работах, должен знать, что выполнение
огневых работ на автомобилях при
незакрытых топливных баках недопустимо.
Нельзя производить газовую сварку при
резке вблизи ацетиленовых, кислородных
и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим
мо применение открытого огня для
отогревания замерзших генераторов и
трубопроводов. Следует помнить, что при
соединении ацетиленовых шлангов медной
трубкой возможно образование взрывоопасной
ацетиленовой смеси. Сварка производится
только очищенных, промытых и пропаренных
топливных баков и других резервуаров.
При электросварке электросварочная
установка, тиски электросварщика, рамы
автомобиля и кузова должны быть заземлены.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в Красноярске

При аккумуляторных
работах совместно с аккумуляторщиками
недопустимо переливать кислоту вручную
без приспособлений, а также вливание
воды в кислоту при приготовлении
электролита. Переносить бутыли с кислотой
или электролитом можно только с помощью
специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные
батареи небольшой массы можно переносить
вручную, используя специальные
приспособления. Ремонт и зарядка
аккумуляторных батарей сопровождается
выделением водорода, который в смеси с
воздухом образует взрывоопасный гремучий
газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать
искрения контактов при зарядке, применения
«закруток», производить проверку
аккумуляторных батарей коротким
замыканием. Работа производится в
спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных
работах совместно с вулканизаторщиками
перед началом их следует убедиться в
исправности вулканизационного аппарата
и парогенераторов. Запрещается уходить
с рабочего места во время работы аппарата
во избежание взрыва.

При использовании
спредера все его крюки должны быть
установлены на борта осматриваемой
шины.

Подавать сжатый
воздух в варочный мешок паровой мульбы
следует только после закрепления шины
и бортовых накладок струбцинами. Нельзя
допускать ослабления струбцин до выпуска
воздуха из варочного мешка.

При заточных
работах совместно со станочниками
недопустимо перемещение предохранительного
козырька и перестановка подручника при
вращающемся круге. Зазор между краем
подручника и рабочей поверхностью круга
должен быть не менее 3 мм. Подручник со
стороны круга не должен иметь выбоин,
сколов и других дефектов.

Работа на станке
разрешается только при наличии защитного
кожуха. Перед установкой круга на станок
необходимо убедиться, что он испытан
на прочность. Недопустимо использование
кругов с трещинами и другими повреждениями.
Нельзя работать боковыми поверхностями
кругов, не предназначенных для данного
вида работ. Работать на заточном станке
следует при наличии защитного экрана,
а при его отсутствии — с использованием
защитных очков. На станке должно быть
устройство «ключ — марка», а также
ограждение вращающихся частей.

Соседние файлы в папке BZhD

Создание
безопасных условий труда должно быть
определяющим в любой
сфере производительной деятельности
человека. И тем более там, где работа
связана с повышенной опасностью для
здоровья человека. В России существует
государственная система стандартов
безопасности труда, устанавливающая
общие требования безопасности работы,
которые проводят на автотранспортных
предприятиях, станциях ТО и
специализированных центрах при всех
видах технического обслуживания и
текущего
ремонта грузовых и легковых автомобилей,
автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов,
предназначенных для эксплуатации на
дорогах общей
сети России. За
обеспечением безопасных условий труда
ведут наблюдение прокуратура,
госсанинспекция, гортехнадзор, пожарная
инспекция и другие службы
государственного контроля. Ответственность
за выполнение всего объема задач по
созданию безопасных условий труда
возлагается на руководство автотранспортного
предприятия в лице директора и главного
инженера. Все
лица поступающие на работу, проходят
вводный инструктаж по технике безопасности
и производственной санитарии, который
является первым этапом обучения технике
безопасности на данном предприятии.
Вторым этапом обучения является
инструктаж на рабочем месте, проводимый
с целью усвоения рабочим безопасных
приемов труда непосредственно по той
специальности и на том рабочем месте,
где он должен работать. При выполнении
работ повышенной опасности проводят
повторный
инструктаж через определенный промежуток
времени, но не реже одного
раза в 3 месяца. Слесарь по ремонту
автомобилей должен уметь оказать первую
медицинскую помощь при несчастных
случаях, поражении током до прибытия
скорой медицинской помощи или доставки
пострадавшего в медицинское
учреждение. К
производственным травмам относят
увечья, ранения, ожоги, поражение
электрическим токам, отравления и
профессиональные заболевания,
связанные с выполнением своих трудовых
обязанностей.

Производственный
травматизм возникает вследствие
недостатков в организации труда,
пренебрежение правилами безопасности
и отсутствием должного
контроля за их выполнением. Наиболее
характерными причинами возникновения
травматизма являются:

1 Требования к предупреждению несчастных случаев на стационарных постах технического обслуживания и текущего ремонта

ТО
и ТР необходимо проводить в специально
предназначенных для этой цели
местах с применением устройств,
приспособлений, оборудования и
слесарно-монтажного
инструмента, предусмотренных для
конкретного вида работы. Слесарно-монтажный
инструменты, применяемые на постах ТО
и ТР, должны быть исправными. Не допускаются
использование гаечных ключей с
изношенными гранями и несоответствующих
размеров, применение рычагов
для увеличения усилия затягивания
резьбового соединения, а также зубила
и молотка в этих целях. Рукоятки отверток,
напильников, ножовок должны быть
изготовлены из пластмассы или дерева,
на их поверхности не должно быть сколов.
Деревянные рукоятки во избежание
раскалывания должны иметь металлические
скрепляющие кольца. Для осмотра
автомобиля необходимо применять только
переносные безопасные
лампы напряжением 36В с предохранительными
стеклами. При работе в осмотровых канавах
напряжение ламп не должно превышать
12В. Ручные
электроинструменты присоединять к
электросети только через розетки с
заземляющими контактами. Провода
электроинструмента подвешивать, не
допуская соприкосновения их с
полом. Мойку
и очистку двигателя деталей и агрегатов
автомобилей необходимо производить
в моечных устройствах или емкостях
специально предназначенными
для этого веществами с последующим
обезвреживанием отложений.

ТО
и ТР автомобиля следует осуществлять
при неработающем двигателе, за
исключением случаев, когда работа
двигателя необходима по технологическому
процессу данной операции. Пуск двигателя
и трогание автомобиля с места следует
производить с места
следует производить с учетом обеспечения
безопасности работающих с
данным автомобилем и находящихся в
близи людей. Для проведения
регулировочных работ при работающем
двигателе пост ТО
и ТР оборудуется местным отсосом для
удаления отработавших газов. Принимают
автомобиль на ходу вне помещения.
Вождение автомобиля на территории
автотранспортного предприятия, в том
числе и опробование автомобилей после
регулировки и ремонта, разрешается
только лицам, имеющим удостоверение на
право вождения автомобиля данной
категории. Движения на территории и в
производственных помещениях регулируется
установленными дорожными знаками.
Скорость движения не должны превышать
10км/ч на подъездных путях территории и
5км/ч в производственных
помещениях.

Общие сведения

СТО – станция технического обслуживания. На таких станциях оценивается техническое состояние автомобилей, их узлов и агрегатов, выполняются ремонтные работы, замена жидкостей и расходных комплектующих (например, тормозные диски и колодки).

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов включает:

Диагностика автомобиля подразумевает получение всей информации о его техническом состоянии. По результатам проведенной оценки составляется план ремонтных работ.

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТ ТЕХНИКИ ЗАРИНСК

Опасности работы

При диагностических или ремонтных работах специалист станции техобслуживания может получить вред здоровью или стать участником несчастного случая.

Источники опасности на СТО:

Причины несчастных случаев на СТО чаще всего связаны с нарушениями требований техники безопасности при использовании электрооборудования:

Сотрудники станции технического обслуживания могут получить такие травмы:

Допуск к работе

Требования к специалистам по техобслуживанию автомобилей содержатся в типовой инструкции ТОИ Р-15-041-97 «Для слесарей, занятых на ремонте и обслуживании машин и оборудования».

Работать на станции техобслуживания автотранспорта могут сотрудники:

Перед началом работы мастер СТО обязан:

Работник СТО должен знать:

Специалист на СТО должен пройти:

Специалист, не прошедший обучение по вопросам охраны труда, электро- и пожаробезопасности, не допускается к работе.

Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

На заметку. Механик на СТО не может использовать инструмент, станки, приспособления, если не обучен безопасному обращению с ними.

Условия работы

При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей на СТО должны соблюдаться требования безопасности согласно стандартам:

Основные требования, касающиеся условий работы сотрудников СТО, приводятся в типовой инструкции по охране труда и технике безопасности на предприятиях системы автотехобслуживания.

Одно из требований инструкции касается средств индивидуальной защиты. Сотрудники станций по ремонту транспорта должны надевать СИЗ в зависимости от видов ремонта:

Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости, соблюдать правила личной гигиены.

Санитарные и гигиенические требования

Мастерские по ремонту транспорта относятся к опасным для экологии и человека предприятиям. Поэтому мероприятия по охране труда, проводимые на СТО, направлены на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников мастерской.

Санитарные и гигиенические требования, предъявляемые к станциям техобслуживания, приведены в таблице.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

К общим требованиям техники безопасности во время ремонта или диагностики транспорта на СТО относятся такие правила:

При уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Правила техники безопасности, которые должны выполняться сотрудниками СТО на этапе очистки кузова и отдельных узлов автомобиля, при уборке салона:

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Общие требования охраны труда, которые относятся ко всем сотрудникам авторемонтных станций:

Правила работы

Правила охраны труда в автосервисе делятся на несколько основных категорий:

Требования техники безопасности, разделенные на категории, прописываются в инструкции по охране труда сотрудника СТО.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Механики и мастера диагностики должны придерживаться такого порядка действий, чтобы безопасно работать под автомобилем:

Меры техники безопасности при работе под автомобилем:

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При обслуживании автотранспорта слесарь и другие специалисты должны соблюдать такие требования техники безопасности:

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При ремонтных работах на станциях технического обслуживания используется разный слесарный инструмент, который может быть небезопасен при неправильном обращении. Нормы техники безопасности при использовании слесарно-монтажного инструмента и приспособлений:

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы функционируют исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых нет, то нужно выбрать подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случае, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Правила поднятия авто:

ИОТ

Правила техники безопасности, которые должны выполнять сотрудники СТО, прописывают в специальном документе – инструкции по охране труда (ИОТ). Инструкции разрабатываются на основе типовых документов, с учетом особенностей условий труда на станциях техобслуживания.

Разработанный документ используется, чтобы ознакомить сотрудников с правилами охраны труда, действующими в мастерской, правами персонала, обязанностями директора по обеспечению безопасных условий работы в автомастерской. Текст ИОТ также берется за основу при составлении программ для вводных, первичных, периодических и целевых инструктажей.

Инструкция по охране труда на станциях техобслуживания автомобилей должна включать несколько основных разделов:

Если в автомастерской утверждается единая ИОТ, включающая правила безопасности при проведении всех видов ремонта и диагностики, документ дополняется разделами, учитывающими специфику деятельности СТО. Например, правила охраны труда при:

Документ по желанию руководства может быть дополнен разделами:

Разработка

Порядок составления ИОТ приводится в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда». Документ был утвержден Министерством труда РФ 13.05.2004 г.

Основой для разработки разделов инструкции могут быть:

Так, инструкции по технике безопасности для персонала СТО разрабатывается на основе таких типовых документов:

На больших авторемонтных предприятиях разработкой ИОТ занимаются отдельные ответственные специалисты или инженеры по охране труда. В небольших компаниях ответственность за подготовку документации лежит на директоре СТО либо одном из ответственных сотрудников.

В разделе ИОТ с общими требованиями прописываются:

Перед началом работы

Раздел включает информацию о подготовительных мероприятиях, которые должен выполнить автослесарь перед началом смены:

Обратите внимание! Токарям запрещается работать в перчатках. Это одна из мер безопасности, чтобы уберечь руки оператора от травм.

Во время работы

В этот раздел инструкции включают правила безопасности, которые должны соблюдать мастера СТО при работе:

В аварийных ситуациях

Раздел содержит информацию о том, что нужно делать сотрудникам ремонтного сервиса при различных чрезвычайных ситуациях:

По окончании работ

Раздел, содержащий порядок действий в конце рабочей смены, включает:

Утверждение и ознакомление

Инструкции, разработанные для авторемонтной мастерской, утверждаются приказом руководства.

Персонал СТО знакомится с текстом ИОТ на одном из инструктажей по охране труда. По результатам прослушанного инструктажа должны быть проставлены отметки в соответствующем журнале учета. Оригинал документа хранится у директора организации. Копии инструкций, плакаты по технике безопасности размещаются на стендах по охране труда, стенах мастерской на видных местах.

Также копии инструкций могут храниться на рабочих местах мастеров, чтобы была возможность ознакомиться с правилами безопасности при необходимости.

Срок действия и пересмотр

Утвержденная инструкция не имеет ограниченного срока действия. Однако, текст документа должен пересматриваться и обновляться не реже чем раз в пять лет. ИОТ должна содержать актуальные правила охраны труда, соответствующие последним изменениям в законодательстве.

Инструкции по ОТ обновляются в таких случаях:

Пересмотр инструкции по охране труда осуществляется по инициативе руководителя.

Наказание при несоблюдении требований ОТ

Работники организаций всех видов должны соблюдать правила охраны труда. Это требование содержится в абзаце 6 ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Персонал станций техобслуживания автомобилей – не исключение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *