Техника безопасности при выполнении работ ремонт сцепления

Глава 1. Сцепление ЗИЛ-130

1.1 Устройство механизма сцепления

1.2 Ведомый диск сцепления

1.3 Привод выключения сцепления

1.4 Работа сцепления

Глава 2. Технологический процесс
снятия, дефектации, ремонта и установки
сцепления

2.2 Основные дефекты сцепления
и способы их устранения

2.3 Основные дефекты картера
сцепления и способы их устранения

2.4 Основные дефекты ведущего
диска сцепления и способы их устранения

Глава 3. Техника безопасности
при обслуживании автомобиля

Список источников информации

Основные требования техники безопасности при ремонте сцепления автомобиля

Движение автомобиля и работа двигателя в помещении гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определенной концентрации вызвать отравление.

При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом или подложить упоры под колеса. Обслуживать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается. Весьма опасна работа под автомобилем при вывешенных колесах. Поэтому поднятую часть или сторону автомобиля необходимо установить на специальные металлические подставки — козелки, не допуская подкладывания случайных предметов: кирпичей, досок, чурбаков, деталей автомобиля.

В случае необходимости, работая под автомобилем лежа, следует пользоваться подкатными тележками с подголовником.

При работе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12 В.

Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только исправным инструментом определенного назначения. Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага для удлинения плеча недопустимо.

Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание при этом агрегатов веревкой не допускается. Для выполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил не должны иметь заусенцев и быть сборными. Длина зубила должна быть не менее 125 мм.

При работе зубилом необходимо использовать защитные очки; работающий должен располагаться так, чтобы отлетающие куски металла не могли поранить окружающих. При работе на верстаках, установленных один напротив другого, между работающими должна быть поставлена металлическая сетка.

Нельзя работать напильниками, не имеющими деревянных ручек. При заточке инструментов на точильных станках необходимо надевать предохранительные очки. Точильный круг обязательно должен быть закрыт защитным кожухом.

При работе электродрелью следует обращать внимание на ее заземление и целостность изоляции электрического шнура. Работать с электродрелью необходимо в резиновых перчатках, а под ноги стелить резиновый коврик.

При работе на сверлильном станке нельзя держать руками металлические детали, их нужно закреплять в тисках. Необходимо тщательно убирать волосы под головной убор. Нельзя выдувать стружку ртом и останавливать рукой вращающийся патрон со сверлом.

В данном разделе приведем планировку поста для ремонта агрегатов трансмиссии легковых автомобилей, в частности рассматриваемого автомобиля ВАЗ-2110. Планировка поста приведена на рисунке 8.

Технологическое оборудование для поста ремонта трансмиссии.

Актуально о транспорте

Рисунок
7. Контроль сцепления: 1 — нажимная пружина;
2 — кожух сцепления; 3 — нажимной диск; 4
— промежуточное кольцо; А, В, С — размеры

Проверка 
состояния троса.
Сначала необходимо убедиться в надежном
креплении наконечников троса, а также
в том, что трос свободно перемещается
внутри оболочки. Проверить состояние
оболочки троса, защитного чехла. При повреждении
оболочки троса и других его элементов,
при ослаблении наконечников следует
заменить трос новым.

Большое
значение для предупреждения производственного
травматизма при производстве текущего
ремонта автомобилей имеет правильная
организация рабочего места автослесаря.

Организация
рабочих мест исходит из следующих
основных требований:

— 
на посты разборки ремонтный фонд
должен поступать тщательно вымытый и
очищенный;

— 
рабочие места должны быть специализированы,
то есть каждый рабочий должен выполнять 
определенные виды работ, что позволяет
сократить время на подготовку к работе
и более полно использовать инструмент
и приспособления;

— 
рабочее место должно предусматривать 
максимальную экономию движений рабочего,
что должно быть заложено в конструкции
оборудования (высота конвейера, стенда),
взаимное расположение рабочих мест и
т. д.;

— 
рабочее место должно быть оснащено
средствами механизации основных и вспомогательных
работ, необходимой документацией, местом
для инструмента, специализированной
тарой.

Участок
разборки должен иметь прочные несгораемые
стены. Полы на участке должны быть ровные
(без порогов), гладкие, не впитывающие
нефтепродукты. Их необходимо систематически
очищать от смазки и грязи. Потолки и стены
следует закрашивать краской светлых
тонов.

Оборудование 
должно быть расставлено с соблюдением
необходимых разрывов. Нельзя допускать
скопления на участке большого количества
агрегатов и деталей. Запрещается загромождать
проходы, проезды и подходы к доскам с
пожарным инструментом и к огнетушителям.

Для
обеспечения электробезопасности каждое
производственное помещение окольцовывают
шиной заземления, расположенной на 0,5
м от пола и снабженной надежными контактами.
Сопротивление шины заземления в любом
месте не должно превышать 4 Ом. Все корпусы
электродвигателей, а также металлические
части оборудования, которые могут оказаться
под напряжением, должны быть занулены
и заземлены.

Все
стационарные светильники должны быть
прочно укреплены, чтобы они не давали
качающихся теней.

Использованный 
обтирочный материал складывают в металлические
ящики с крышкой. В конце смены ящики следует
очищать во избежание самовозгорания
обтирочного материала.

Движение
автомобиля и работа двигателя в помещении
гаража должны быть минимальными, так
как отработавшие газы вредны для здоровья
и могут при определенной концентрации
вызвать отравление.

При
установке автомобиля на пост обслуживания
или ремонта необходимо надежно 
затормозить его ручным тормозом
или подложить упоры под колеса.
Обслуживать и ремонтировать автомобиль
с работающим двигателем не разрешается.
Весьма опасна работа под автомобилем
при вывешенных колесах. Поэтому поднятую
часть или сторону автомобиля необходимо
установить на специальные металлические
подставки — козелки, не допуская подкладывания
случайных предметов: кирпичей, досок,
чурбаков, деталей автомобиля.

В
случае необходимости, работая под автомобилем
лежа, следует пользоваться подкатными
тележками с подголовником.

При
работе под автомобилем в осмотровой
канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться
переносной лампой, подключаемой к сети
с напряжением не более 12 В.

Монтажно-демонтажные работы следует
выполнять только исправным инструментом
определенного назначения. Гаечные ключи
должны точно соответствовать размерам
гаек и болтов и не иметь выработки зева
и трещин. Во избежание несчастных случаев
сдваивание гаечных ключей или применение
рычага для удлинения плеча недопустимо.

Тяжелые
работы по снятию и установке агрегатов 
следует выполнять с применением специальных
подъемных приспособлений, захватов и
съемников; обвязывание при этом агрегатов
веревкой не допускается. Для выполнения
слесарных работ следует применять только
исправные инструменты. Бойки молотков,
кувалд и затылки зубил не должны иметь
заусенцев и быть сборными. Длина зубила
должна быть не менее 125 мм.

При
работе зубилом необходимо использовать
защитные очки; работающий должен располагаться
так, чтобы отлетающие куски металла не
могли поранить окружающих. При работе
на верстаках, установленных один напротив
другого, между работающими должна быть
поставлена металлическая сетка.

Нельзя 
работать напильниками, не имеющими деревянных
ручек. При заточке инструментов на точильных
станках необходимо надевать предохранительные
очки. Точильный круг обязательно должен
быть закрыт защитным кожухом.

При
работе электродрелью следует обращать
внимание на ее заземление и целостность
изоляции электрического шнура. Работать
с электродрелью необходимо в резиновых
перчатках, а под ноги стелить резиновый
коврик.

При
работе на сверлильном станке нельзя
держать руками металлические детали,
их нужно закреплять в тисках. Необходимо
тщательно убирать волосы под 
головной убор. Нельзя выдувать стружку 
ртом и останавливать рукой вращающийся 
патрон со сверлом.

В
данном разделе приведем планировку
поста для ремонта агрегатов 
трансмиссии легковых автомобилей,
в частности рассматриваемого автомобиля
ВАЗ-2110. Планировка поста приведена на
рисунке 8.

Технологическое
оборудование для поста ремонта 
трансмиссии.

ВВЕДЕНИЕ

Сцепление выполняет не только
функцию при трогании с места, но и обеспечивает
возможность отключения нагрузки в процессе
движения для переключения передач.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники жук

С возрастанием усилия нажатия
число оборотов ведомого диска увеличивается
вплоть до полного смыкания, после чего
оба диска вращаются с одинаковой частотой
оборотов. В период смыкания дисков основная
энергия двигателя в результате трения
дисков преобразуется в тепло.

Основной принцип фрикционного
сцепления: к ведущему диску прижимается
ведомый до полного смыкания.

Такое исполнение отвечает
обоим требованиям — постепенное и мягкое
смыкание, чтобы в момент трогания двигатель
не заглох и не подвергался ударной нагрузке
в результате передачи усилия, а также
передача энергии двигателя без потерь
при сомкнутом сцеплении.

Целью моей работы является
описание технологического процесса снятия
и установки сцепления ЗИЛ-130, определения
дефектов и выбор способов их устранения,
которое я выполнял на практике при сдаче
практической квалификационной работы.а
также закрепление теоретических знаний
и отработка практических навыков при
выполнении операций с соблюдением требований
техники безопасности и безопасных приемов
работы.

Глава 1. СЦЕПЛЕНИЕ
ЗИЛ-130

1.1 Устройство
механизма сцепления

Механизм сцепления. На автомобиле
ЗИЛ-130 установлено однодисковое сухое
сцепление с периферийным расположением
пружин и механическим приводом выключения
сцепления.

Кожух сцепления 3 стальной
штампованный с четырьмя лапами. В каждой
лапе имеется по два отверстия для крепления
через них кожуха к маховику 2. Нажимной
диск отливается из чугуна. Поверхность,
обращенная к маховику, тщательно обработана.
На другой стороне отлиты четыре проушины
для присоединения рычагов при помощи
пальцев 18 и игольчатых подшипников. К
этим же рычагам при помощи пальцев 18 присоединены
вилки. Стержень вилок пропущен через
отверстие в кожухе, и на них навернуты
полусферические гайки. Между пальцами
присоединения вилок и рычагами также
имеется игольчатый подшипник 17.Внутренние
концы всех четырех рычагов 22 должны находиться
строго в одной плоскости. Если это условие
не выполняется хотя бы для одного рычага,
работа сцепления будет нарушена. Для
равномерного распределения усилия нажимных
пружин 9 по всему нажимному диску 7 на
нем имеются установочные пальцы. На них
первоначально надеваются теплоизолирующие
шайбы, а затем пружины. Чтобы предотвращают
перекосы пружин, кожух сцепления против
установочных пальцев имеет проштампованные
отверстия с внутренними буртиками. Эти
буртики и предотвращают перекосы пружин.
Для более надежной передачи вращения
с кожуха на нажимной диск они соединяются
пружинными пластинами 5.

Рис.1. Сцепление автомобиля
ЗИЛ:

1-крышка картера сцепления;
2-маховик; 3-кожух сцепления; 4-заклепка
крепления пружинных пластин к кожуху
сцепления; 5-пружинные пластины; 6-болт
крепления пружинных пластин к нажимному
диску; 7-нажимной диск; 8-ведомы диск; 9-нажимная
пружина; 10-болт крепления маховика к фланцу
коленчатого вала; 11-передний подшипник
ведущего вала коробки передач; 12-коленчатый
вал; 13-масленка переднего подшипника
ведущего вала; 14-пружина гасителя крутильных
колебаний; 15-балансировочный грузик;
16-картер маховика и сцепления; 17-игольчатый
подшипник; 18-палец крепления рычага к
опорной вилке; 19-опорная вилка рычага
выключения; 20-гайка со сферической поверхностью;
21-упорная пластина; 22-рычаг выключения;
23-упорный шариковый подшипник муфты выключения;
24-ведущий вал; 25-вилка выключения сцепления.

1.2 Ведомый диск
сцепления

Ведомый диск 8 представляет
собой тонкий стальной диск, к которому
с обеих сторон приклепываются фрикционные
накладки из прессованной асбестовой
крошки. Стальной диск имеет несколько
разрезов для предотвращения коробления.
Коробление диска возможно при пробуксовке
сцепления, когда диск сильно нагревается.

При резком изменении частоты
вращения коленчатого вала в трансмиссии
автомобиля возникают крутильные колебания,
способствующие ослаблению креплений,
износу отдельных деталей и механизмов,
а также поломке зубьев шестерен. Для уменьшения
вредных последствий на ведомых дисках
сцеплений устраиваются гасители крутильных
колебаний (рис. 2).

Ступица 8 ведомого диска не
имеет жесткой связи с диском. Она имеет
внутренние шлицы для соединения со шлицами
ведущего вала коробки передач и устанавливается
внутри стального ведомого диска. С одной
из сторон ведомого диска устанавливается
кольцо гасителя 6. На кольце гасителя
и на ведомом диске заклепками закреплены
стальные фрикционные пластины 1.

Рис. 2. Гаситель крутильных
колебаний:

1— стальные фрикционные пластины
гасителя; 2 — маслоотражатель; 3— диск
гасителя; 4— ведомый диск; 5 — фрикционная
накладка ведомого диска; 6 — кольцо гасителя;
7 — опорная пластина пружины гасителя;
8— ступица ведомого диска.

По обе стороны фланца ступицы
и ведомого диска устанавливаются диски
гасителя 3 и маслоотражатели 2. Маслоотражатели,
диски гасителя и фланец ступицы соединяются
друг с другом заклепками. При таком креплении
ведомый диск оказывается свободным и
может поворачиваться на некоторый угол
относительно ступицы. В дисках гасителя
3, кольце гасителя 6 и ведомом диске 4 устроены
окна, в которые вставляются пружины с
опорными пластинами 7. Пружины находятся
в предварительно сжатом, но не до конца,
состоянии.

Возвращаемся к (рис.1) При работающем
двигателе вращение маховика передается
через болты на кожух сцепления 3, а с него
через заклепки 4 на пружинные пластины
5 и через болты 6 на нажимной диск. С нажимного
диска 7 вращение за счет трения передается
на фрикционные накладки и на стальной
диск, далее через пружины 14 гасителя крутильных
колебаний на диски гасителя 3 (см. рис.2),
через заклепки на фланец ступицы, на ступицу
и через шлицы на ведущий вал коробки передач.
При резком изменении частоты вращения
пружины гасителя сжимаются и за счет
этого несколько уменьшаются крутильные
колебания.

Ведомый диск сцепления (рис.
3) имеет две фрикционные накладки 7, прикрепленные
независимо одна от другой заклепками
4 к пластинчатым пружинам 8. При увеличении
нажатия на нажимной диск пластинчатые
пружины постепенно распрямляются, обеспечивая
более плавное включение сцепления. Пластинчатые
пружины 8 прикреплены заклепками 5 к диску
6, который при помощи пальцев 10 соединен
с диском 11. Цилиндрические демпферные
пружины 9, расположенные одновременно
в окнах ступицы 12 и дисков 6 и 11, при передаче
крутящего момента от фрикционных накладок
к ступице сжимаются в зависимости от
его величины и обеспечивают плавную передачу
крутящего момента от двигателя к трансмиссии.
Поворот фрикционных накладок с дисками
относительно ступицы ограничен упором
пальцев 10 в края ТЛ-образных вырезов.

Ведомый диск сцепления снабжен
фрикционным гасителем крутильных колебаний,
состоящим из стальной фрикционной шайбы
3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой
между диском 6 и теплоизолирующей шайбой
2.Гашение колебаний происходит благодаря
трению между этими деталями при повороте
диска 6 с фрикционными накладками относительно
ступицы. Постоянство усилия сжатия шайбы
3 и, следовательно, постоянство момента
трения в гасителе обеспечивается пластинчатой
нажимной пружиной 1, зафиксированной
в канавке ступицы ведомого диска.

Для балансировки ведомого
диска применяют специальные балансировочные
грузики 13, которые вставляют в отверстия
пластины ведомого диска и расклепывают.
Число грузиков должно быть не более трех.
Наружный диаметр фрикционной накладки
равен 225 мм, внутренний -150 мм, толщина
накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы
ведомого диска 4 х 23 х 29 мм, число шлиц
10. В подшипник выключения сцепления и
муфту подшипника заложены специальные
смазки, не требующие замены, в течение
всего срока эксплуатации автомобиля.

Рис. 3. Ведомый диск сцепления:

1 — нажимная пружина; 2 — теплоизолирующая 
шайба; 3 — фрикционная шайба; 4и 5 — заклепки;
6 и 11 — диски; 7 — фрикционные накладки;
8 • пластинчатая пружина; 9 — пружина 
демпфера; 10- палец; 12 — ступица; 13 – балансировочный 
грузик

1.3 Привод выключения
сцепления

сцепление диск замена
накладка

Для выключения сцепления необходимо
нажать на педаль 19. При этом рычаг 4 при
помощи тяги 9 повернет рычаг вилки, вилка
передвинет муфту выключения сцепления
1 по направляющей втулке ведущего вала
коробки передач. Упорный шариковый подшипник
одновременно нажмет на рычаги и отведет
нажимной диск от ведомого — передача
вращения с маховика на ведомый диск прекратится.

Читайте также:  Ремонт и уход за бытовой техникой

Рис. 4. Механизм выключения
сцепления:

1— муфта выключения сцепления;
2— оттяжная пружина; 3— рычаг выключения;
4— рычаг; 5— кронштейн; 6— вал; 7— продольная
балка рамы автомобиля; 8, 12— масленки;
9— тяга выключения сцепления; 10 — шаровая
гайка; 11— рычаг вилки; 13— подшипник вилки;
14 — нижняя часть педали; 15— оттяжная
пружина; 16— вилка выключения сцепления;
17— верхняя часть педали;18— резиновый
уплотнитель; 19 — рычаг педали.

При нажатии на педаль сцепления,
через привод сцепления с помощью вала
(рис.4, 6) перемещает вилку сцепления (рис.4,
16), которая воздействует на упорный шариковый
подшипник муфты выключения (рис.1, 23). Подшипник
нажимает на рычаги выключения сцепления
(рис.1, 22) при этом рычаги прогибаются в
сторону маховика, за счет этого наружный
край нажимной пружины (рис.1, 9) отходит
от нажимного диска, освобождая его. Передача
крутящего момента от двигателя к коробке
передач прекращается.

При отпускании педали сцепления
нажимная пружина приводит нажимной диск
в контакт с ведомым диском и через него
в контакт с маховиком. Крутящий момент
за счет сил трения передается от двигателя
к коробке передач.

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС СНЯТИЯ, ДЕФЕКТАЦИИ, РЕМОНТА И
УСТАНОВКИ СЦЕПЛЕНИЯ

При выполнении практической
квалификационной работы по снятию и установке
сцепления операции выполняются, в соответствии
с техническими условиями, в следующей
последовательности.

При снятии сцепления необходимо
предварительно снять коробку перемены
передач. Затем с помощью торцевого ключа
на 14 отсоединить крышку картера сцепления
для обеспечения доступа к кожуху сцепления.
Так как на заводе сцепление балансируют
в сборе с коленчатым валом, необходимо
перед снятием отметить взаиморасположение
маховика и кожуха сцепления. Затем, последовательно
отворачиваем болты крепления кожуха
сцепления торцевым ключом на 14, проворачивая
маховик монтировкой за зубчатый венец
маховика. После снятия кожуха сцепления
проводим диагностику технического состояния
ведомого диска, нажимного диска, нажимных
пружин, рычагов.

2.2 Основные дефекты
сцепления и способы их устранения

После разборки сцепления при
дефектации деталей у них могут быть выявлены
следующие дефекты:

  • Износ шипов нажимного диска;
  • Износ фрикционных накладок
    и шлиц;
  • Ослабление заклепок ведомого
    диска сцепления;
  • Износ опорных поверхностей
    рычагов;
  • Изгиб, поломки осевых рычагов;
  • Разрушение выжимного подшипника.

Ведомый диск, при ремонте разбирается
на составные детали. Детали с трещинами
и обломами не подлежащими восстанавлению
выбрасывают и заменяют новыми.

2.3 Основные 
дефекты картера сцепления и способы
их устранения

Картер сцепления может иметь
следующие дефекты:

  • трещины или обломы фланца картера;
  • трещины на необработанных
    поверхностях;
  • износ внутренней поверхности
    втулок вала вилки выключения сцепления;
  • коробление поверхности фланца;
  • срыв или износ резьбовых отверстий крепления крышек
    картера сцепления.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Коми-Пермяцкий политехнический техникум»

Письменная экзаменационная работа

Тема: Техническое обслуживание

ремонт ведомого диска

Выпускник: Шумков Д.Г

Преподаватель спец дисциплин

Техническое обслуживание сцепление ВАЗ-2115,ремонт ведомого диска

2 Техника безопасности при техническом обслуживание сцепления

Список используемых источников

Сегодня сложно представить жизнь человека без такой техники как автомобиль. Эта техника плотно вошла в нашу жизнь и теперь сложно представить жизнь без неё, ведь не часто наш день обходиться без авто. У многих есть личное авто, кто-то предпочитает общественные транспорты, кто-то транспорты на заказ, по типу такси, все они носят цель доставить человека из одной точки в другую, что позволяет человеку сэкономить энергию и потратить минимум усилий.

Существует множество заводов из разных стран, которые выпускают различные авто, но именно для жителя России привычнее всего отечественный АвтоВАЗ, и мне хотелось бы остановиться более детально на автомобиле ВАЗ-2115. ВАЗ-2115 начали выпускать на Волжском Автомобильном Заводе с 1997 года по 2012, но он и по сей день очень популярный из-за своей низкой стоимости. Актуальной данная работа является из-за того, что в России в связи с кризисной ситуацией в экономике растут цены на услуги и товары, в частности на услуги в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, поэтому растёт потребность в информации о собственноручном техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

ВАЗ-2115 имеет две модификации: LADA-2115-20, LADA-2115-40.

В связи с поставленной целью, нужно решить следующие задачи:

определить понятие сцепление

рассмотреть виды сцепления

изучить техническое обслуживание сцепления.

1 Основная часть

Сцепление — механизм, работа которого основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта); предназначен для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя, что необходимо при переключении шестерён в коробке передач и при торможении автомобиля вплоть до полной его остановки.

Существует много различных типов сцепления, но большинство основано на одном или нескольких фрикционных дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховиком пружинами. Фрикционный материал очень похож на используемый в тормозных колодках и раньше почти всегда содержал асбест, в последнее время используются безасбестовые материалы. Плавность включения и выключения передачи обеспечивается проскальзыванием постоянно вращающегося ведущего диска, присоединённого к коленчатому валу двигателя, относительно ведомого диска, соединённого через шлиц с коробкой передач.

Большинство типов сцепления основано на одном или нескольких фрикционных дисках, плотно сжатых друг с другом или с маховиком пружинами. Плавность включения и выключения передачи достигается с помощью проскальзыванием постоянно вращающегося ведущего диска, присоединённого к коленчатому валу двигателя, относительно ведомого диска, соединённого через шлиц с коробкой передач.

Принцип действия сцепления: нажатие на педаль сцепления (выжимание, выключение) разводит диски сцепления, в итоге оставляя между ними свободное пространство, а отпускание педали (включение) приводит к плотному сжатию ведущего и ведомого дисков. При включении сцепления крутящий момент передается от коленчатого вала на маховик, затем на кожух сцепления и через пластинчатые пружины на ведущий (нажимной) диск. От маховика и ведущего нажимного диска, благодаря силам трения, крутящий момент передается зажатому между ними ведомому диску, ступица которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом коробки передач.

При плавном отпускании педали сцепления нажимные пружины возвращают все детали механизма в исходное положение, ведомый диск прижимается к ведущему (нажимному) диску и маховику.

А если при включении сцепления резко отпустить педаль, то ведомый диск с силой прижмется к ведущему (маховику) и затормозит его до такой степени, что двигатель может заглохнуть — то есть, сцепление сработало как тормозной механизм. Поэтому педаль сцепления после момента начала зацепления дисков нужно опускать плавно.

Сцепление на автомобилях делится на два типа: гидравлический и механогидравлическом сцеплении используется мокрая поверхность и предполагает работу дисков в жидкости, а при сухом сцепление используется сухая поверхность.

А от количества дисков различают 3 вида сцепления: однодисковые, двухдисковые и многодисковые.

Ведомый диск сцепления состоит из собственно диска с пружинными пластинами, к которым приклёпаны или приклеены независимо друг от друга две фрикционные накладки. Такое крепление накладок обеспечивает их расхождение при выключенном сцеплении, при включении пружинные пластины постепенно сжимаются, обеспечивая плавное включение. Центральная часть диска сцепления — ступица — имеет шлицевое соединение и перемещается по первичному валу коробки передач. Ступица соединена с диском подвижно, через демпферные пружины и фрикционные шайбы гасителя крутильных колебаний (видны на снимке), служащие для выравнивания колебаний крутящего момента, неизбежно возникающих под влиянием переменных нагрузок и инерции массы при передаче его от двигателя к ведущим колёсам и обратно. При некоторых условиях эти колебания могут привести к поломке валов.

Читайте также:  RA1OHX-Cайт радиолюбителя

1.2 Устройство и работа сцепления ВАЗ 2115

Сцепление на автомобиле (см. Приложение 1) ВАЗ 2115-однодисковое, сухое, замкнутого типа, с гасителем крутильных колебаний на ведомом диске и диафрагменной нажимной пружиной. Ведомая часть автомобильного сцепления состоит из ведомого диска с демпфером и фрикционными накладными, который установлен на шлицах первичного вала коробки передач. Во время нажатия на сцепления ведомый диск под воздействием нажимной пружины прислоняется к маховику нажимным диском. Устройство ведущей части – это нажимный диск сцепления, кожух сцепления и нажимная пружина. В данном случае кожух прикреплен к маховику с помощью шести болтов, а центрируется уже тремя штифтами. Привод сцепления автомобиля 2115 беззазорный, тросовый. Иными словами, между нажимной пружиной и подшипником выключения сцепления нет зазора.

В кронштейне расположены педали сцепления и тормоза на оси. К педали сцепления ВАЗ-2115 крепится верхняя часть троса. Нижняя часть троса крепится при помощи поводка к рычагу вилки выключения сцепления. Трос расположен в оболочке. Верхний наконечник оболочки троса крепится в отверстие щитка передка кузова упираясь в обойма резинового буфера. Нижний наконечник крепится двумя гайками к кронштейну. Основным параметром, определяющим работу привода сцепления, является ход «Х» педали сцепления до упора в коврик пола кузова.

2 Техническое обслуживание сцепления на ВАЗ 2115

Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность для каждой работы определённая, рассмотрим их в таблице №1.

Таблица 1 — операции технического обслуживания:

2.2 Неисправности сцепления, их причины и методы устранения

Таблица 2 — Неполное выключение сцепления.

Таблица 3- Неполное включение сцепления

Таблица 4 — Рывки при работе сцепления

Таблица 5 — Повышенный шум при включении сцепления

Таблица 6 — Повышенный шум при выключении сцепления

2.3 Замена сцепления

Приступаем к работе:

Замена сцепления требует поднятия передней части LadaSamara. Прежде всего необходимо заблокировать движение задних колёс с помощью упоров.

1.Ослабить затяжку болтов крепления колёс и поддомкратить левую сторону авто. Расстояние между передними колёсами и землёй должно быть не менее 10 см.

2.Левую сторону поставить на опору. В целях безопасности запрещается использовать в качестве опоры кирпичи или блоки — под весом машины они могут не выдержать и разрушиться. Допускается использование деревянных пней.

3. Поддомкратить правую сторону авто и поставить на опору.

5. Отключить аккумуляторную батарею и демонтировать из подкапотного пространства.

6.Демонтировать воздушный фильтр.

7.Открутить крепления стартера с помощью ключа на 13. Стартер можно снять с автомобиля, отключив провода.

8. Отключить провод «-» от КПП.

9.Снять защиту мотора.

10.Отключить переключатель скоростей ключом на 13.

11.Под КПП и мотор поставить опоры.

12.Снять 2 подушки с КПП.

13.Открутить болт крепления коробки к силовому агрегату.

14.Открутить гайку со стороны салона авто с помощью торцового ключа на

15.Снять защиту маховика ключом на 10.

16.Удалить штифты из рулевых тяг и открутить гайки.

17.Открутить два болта с шаровых опор. Стойки будут освобождены и останутся висеть на приводах.

18.Слить ⅓ часть масла из КПП.

19.Достать правый ШРУС, который находится внутри. Потребуется лом или молоток.

20.Заменить болты крепления КПП к силовому агрегату на болты нижнего рычага подвески.

21.Снять коробку передач и переместить к левому колесу. Коробка должна лечь на поперечную тягу. Через образовавшийся промежуток между мотором и коробкой легко добраться и заменить диск сцепления, корзину, подшипник.

22.Открутить болты, которые соединяют корзину и маховик. Для удобства снятия придвинуть коробку к двигателю.

23.Поворачивать маховик и откручивать поочерёдно болты. Корзина должна упасть на вал.

24.Переместить КПП в сторону.

25.Извлечь диск сцепления и коробку. Выжимной подшипник находится глубже. Его также нужно демонтировать и заменить на новый.

Все разобранные детали сложить в приготовленные коробки. После установки не должно остаться лишних.

После того, как мы сняли сцепление, приступаем к установке сцепления:

Сначала устанавливается новый диск сцепления. Поверх диска необходимо установить корзину сцепления на маховик. Отверстия под болты должны совпасть. Несколько болтов наживить в отверстия крепления коробки и придвинуть её к мотору. После попадания первичного вала в отверстие на ведомом диске сцепления последний болт направить с помощью отвёртки. Корзина сцепления затягивается только после попадания первичного вала в диск через местонахождения стартера. Дальнейшая сборка конструкции выполняется в противоположном порядке разбора.

2.4 Регулировка привода сцепления

После того, как мы заменили сцепления, следующее что нужно сделать, это отрегулировать сцепление, для этого первоначально надо измерить отклонение педали от нормы. Для этого нужно упереть привод до максимума, затем — отпустить. Необходимо замерить длину хода – расстояние от центра площадки педали в ее нижнем положении, когда она уперта в пол, и ее верхним положением. Если отклонение от нормальной длины существенное, следует отрегулировать педаль.

Для того, чтобы отрегулировать привод у ВАЗ 2115, необходимо изменить длину «рубашки» троса. Для этого нужно ослабить или затянуть две гайки, с помощью которых он прикреплен к кронштейну. Открываем капот. Снимаем воздушный фильтр. Находим трос и гайки, которыми он крепится к кронштейну. Они находятся на его резьбовой части. К сожалению, у ВАЗ 2115 эти детали расположены неудобно. При манипуляциях с гайками изменяется длина оболочки-«рубашки» троса. Для того, чтобы уменьшить ход, ослабляем гайку, находящуюся внутри кронштейна, и подкручиваем гайку снаружи, и наоборот, если нужно увеличить. Важно помнить, что перетяжка, как и слабое натяжение, недопустимы. При перетяжке трос быстро порвется, а при слабом натяжении сцепление перестанет полностью выключаться. После отладки следует проверить изменения в работе узла. Делать это нужно так же, как и при первичной проверке на отклонение хода от нормы. После правильно осуществленной регулировки ход не превышает 135 мм. Если процедура ни к чему не привела и сцепление у вашего ВАЗ 2115 продолжает буксовать, значит элемент пришел в негодность, и нуждается в замене.

2.5 Ремонт ведомого диска

После того, как мы проверили и починили сцепление, нужно не забывать о такой важной детали как ведомый диск. В ходе эксплуатации сцеплений на автомобилях чаще всего изнашиваются и ломаются ведомые. В ведомых дисках сцепления встречаются трещины, потеря упругости или поломка пружин демпфера, износ шлицев ступицы, ослабление заклепок, но наиболее интенсивно проявляется износ фрикционных накладок. Если на диске есть трещины, демпферные пружины потеряли упругость или сломались, пластины деформировались, то детали ведомого диска необходимо заменить. В случаях, когда износ фрикционных накладок имеет более допустимые значения, ведомый диск можно отремонтировать. Для этого его устанавливают на специальную подставку таким образом, чтобы заклепки фрикционных накладок, подлежащие удалению, совпали со сквозными отверстиями подставки. Заклепки удаляют с помощью бородка и слесарного молотка сначала с одной стороны ведомого диска, затем с другой. Новые фрикционные накладки устанавливают, используя другую сторону той же подставки, на которой имеются специальные выступы, куда опираются заклепки при их развальцовке обжимкой. Затем накладки приклепывают с. обеих сторон, после чего ведомый диск проверяют на коробление и биение. Допустимое биение рабочих поверхностей фрикционных накладок должно быть не более 0,5 мм.

Мы поможем в написании ваших работ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *