Техника безопасности при то и ремонте системы смазки

Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживания и ремонте системы смазки автомобиля.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

В целях предупреждения несчастного случая каждый рабочий в процессе производства обязан руководствоваться технологической инструкцией, соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции, а администрация обязана обеспечить рабочие места всем необходимым для безопасного производства работ и создать при этом нормальные условия труда.

5.1 Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля

1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистым песком, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.

2. Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.

3. Во время работы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины.

4. Цилиндры и поршни нельзя класть на край стола или верстака.

5. Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.

6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуются специальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.

Техника безопасности для слесаря ремонтника

1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.

2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.

3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.

4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.

5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.

6. Изучить порядок выполнения и безопасность.

7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.

8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.

9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.

10.Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.

11.Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.

12.При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления указаны в конструкционной карте.

13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.

14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.

15.Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.

16.При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.

Контейнерные автозаправочные станции.

Масштаб

Ф . И . О
Подпись
Дата

Евлампиев А . О

Солощенко Н . В .

4.1.Схема системы смазки автомобиля.

4.2.Технологическая схема устранения неисправностей системы смазки.

Список используемой литературы:

1. С.Н. Богданов. Автомобильные двигатели: Учебник для автотранспортных техникумов/ С.Н.Богданов, М.М.Буренков, И.Е. Иванов.-М.: Машиностроение, 2007.- 368с;

2. В.К. Вахламов. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.А. Юрчевский В.К. Вахламов, М.Г. Шатров; Под ред. А.А. Юрчевского. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 816 с;

3.В.П. Тарасик. Теория автомобилей и двигателей: Учебное пособие/ В. П. Тарасик, М. П. Бренч. – Мн.: Новое знание, 2008. – 400 с;

4.В.А. Иларионов, М.М Морин, Н.М. Сергеев. и др. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов/– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2007. – 368 с;

5.И.С. Туревский. Теория автомобиля: Учебное пособие/ И. С. Туревский. – М.: Высш. шк., 2008. – 240 с;

6.Е.Я Тур. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов/ Л.А. Жолобов, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М.: Машиностроение, 2007. – 352 с.

Стандарт распространяется на смазочные системы и входящие в их состав устройства для подведения жидкого или пластичного смазочного материала к поверхностям трения машин и механизмов. В стандарте перечислены опасности и факторы, которые возникают при работе смазочных систем и влияют на безопасность машин при нарушении условий и правил эксплуатации, указаны предельные нормы требований при проектировании и эксплуатации и мероприятия по их обеспечению. Установленные стандартом требования безопасности распространяются на все этапы создания и эксплуатации новых и модернизации находящихся в эксплуатации при проведении сертификации смазочных систем и входящих в их состав устройств. Требования стандарта не распространяются на смазочные системы и входящие в их состав устройства, спроектированные и изготовленные до момента введения стандарта в действие.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Цель и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от
27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК №
419 «Гидропневмоприводы и системы»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2009 г. № 653-ст

3 В настоящем стандарте учтены положения международного
стандарта ИСО 51777 «Станки. Системы смазки». При этом дополнительные
положения международного стандарта и положения, учитывающие потребности
национальной экономики Российской Федерации и особенности российской
национальной стандартизации, приведены в пунктах (подпунктах), которые выделены
курсивом.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст
изменений и поправо- в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном
сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети
Интернет

Настоящий стандарт разработан для содействия унификации правил по
безопасности и действий на территории страны для каждого случая использования
смазочных систем и входящих в их состав устройств и содержит общие требования к
ним.

В стандарте использована техническая информация из признанных
источников (например, ИСО, национальные стандарты и другие европейские
документы).

Стандарт может служить основой для установления специальных
требований для производителя при изготовлении соответствующих машин, содержащих
смазочные системы, и входящих в их состав устройств.

НЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Lubrication systems. Safety requirements

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на смазочные системы и
входящие в их состав устройства для подведения жидкого или пластичного
смазочного материала к поверхностям трения машин и механизмов.

В настоящем стандарте перечислены опасности и факторы, которые возникают
при работе смазочных систем и влияют на безопасность машин при нарушении
условий и правил эксплуатации, указаны предельные нормы требований при
проектировании и эксплуатации и мероприятия по их обеспечению.

Установленные стандартом требования безопасности распространяются
на все этапы создания и эксплуатации новых и модернизации, находящихся в
эксплуатации, и при смазочных систем и входящих
в их состав устройств.

Требования настоящего стандарта не распространяются на смазочные
системы и входящие в их состав устройства, спроектированные и изготовленные до
момента введения стандарта в действие.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

Промышленная чистота. Материалы фильтрующие. Общие технические
требования

Промышленная чистота. Фильтры и фильтроэлементы. Общие
технические требования

Гидропривод объемный. Анализ загрязненности частицами. Отбор
проб жидкости из трубопроводов работающих систем

Промышленная чистота. Общие требования к поставке,
транспортированию, хранению и заправке жидких рабочих сред

ГОСТ
Р МЭК 60204.1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и
механизмов. Часть 1. Общие требования

ГОСТ
2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные
документы

Единая система конструкторской документации. Обозначения условные
графические в схемах. Обозначения общего применения

Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования
безопасности

Читайте также:  НОРМОЧАСЫ РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.
Общие требования

Система стандартов безопасности труда. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности

Система
стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования

Система стандартов безопасности труда. Вибрационная
безопасность. Общие требования

Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны.
Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ

Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность.
Общие требования и номенклатура видов защиты

Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах

Система стандартов безопасности труда. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности

Система стандартов безопасности труда. Изделия
электротехнические. Общие требования безопасности

Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

Система стандартов безопасности труда. Процессы
производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ
12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления
производственным оборудованием. Обозначения

ГОСТ
Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы
конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ
Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы
конструирования. Часть 2. Технические принципы

ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические
условия

Устройства строповые для сосудов и аппаратов. Технические условия

Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска,
предупреждающие знаки и маркировочные щитки

(МЭК 529-89) Степени защиты,
обеспечиваемые оболочками (Код

Изделия электронной техники и электротехники. Механические и
климатические воздействия. Требования и методы испытаний

ГОСТ
17108-86 Гидропривод объемный и смазочные системы. Методы измерения
параметров

Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей

Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

Системы
смазочные. Термины и определения

Система «Человек — машина». Маховики управления и штурвалы. Общие
эргономические требования.

Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ
22614-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и
кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ
22615-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели типа
«Тумблер». Общие эргономические требования

Гидроприводы, пневмоприводы и смазочные системы. Правила приемки

ГОСТ
25277-82 Фильтроэлементы для объемных гидроприводов и смазочных систем.
Правила приемки и методы испытаний

ГОСТ
28988-91 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы.
Вибрационные характеристики, испытания на виброустойчивость и вибропрочность

ГОСТ 29010-91 Системы
смазочные. Методы испытаний

Системы смазочные. Нагнетатели. Общие технические требования и
методы испытаний

Шум машин. Определение уровней звукового давления излучения на
рабочем месте и в других контрольных точках по уровню звуковой мощности

ИСО 5170-77 Станки. Системы смазки

— При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе
общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим
ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с
соответствующими определениями:

3.1 смазочная система: Совокупность технических устройств
для смазывания объекта.

3.2 смазочное устройство: Техническое устройство для
выполнения одной или нескольких технологических функций при обеспечении
смазывания.

3.3 смазочный нагнетатель: Смазочное устройство для
создания потока смазочного материала под давлением.

3.4 смазочный аппарат: Смазочное устройство для
управления потоком смазочного материала.

3.5 кондиционер смазочного материала: Смазочное
устройство для обеспечения необходимых свойств смазочного материала.

3.6 смазочная емкость: Смазочное устройство для
содержания смазочного материала.

3.7 смазочная линия: Смазочное устройство для перемещения
смазочного материала между другими смазочными устройствами.

3.8 контрольное смазочное устройство: Смазочное
устройство для выдачи сигнала о состоянии смазочного материала.

3.9 смазочный индикатор: Контрольное смазочное устройство
для выдачи визуального сигнала об изменении заданного значения параметра или
состояния смазочного материала.

3.10 маслораспылитель: Кондиционер рабочей среды,
предназначенный для внесения смазочного материала в поток рабочей среды.

3.11 фильтр: Аппарат для разделения жидких
неоднородных систем фильтрованием.

смазочный материал: Вещество, облегчающее
процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате
которого уменьшается изнашивание поверхности или силы трения.

3.13 точка смазывания: Точка, куда подводится
смазывающий материал.

3.14 утечки: Потери расхода смазочного материала, не
поступающего в точку смазывания.

3.15 номинальное давление: Наибольшее установленное
значение давления смазочного материала, при котором устройство должно работать
в течение установленного срока с сохранением параметров в пределах заданных норм.

3.16 максимальное давление: Наибольшее допустимое
давление рабочей среды во внутренних полостях смазочных систем и входящих в их
состав устройств при использовании в течение определенного отрезка времени.

3.17 разрушающее давление: Давление, которое разрушает
наружную оболочку смазочных систем и входящих в их состав устройств и при
котором рабочая среда выходит за пределы оболочки наружу.

3.18 пробное давление: Испытательное давление не более
максимального значения давления использования, не вызывающее ни остаточных
деформаций, ни повреждений и ухудшения работы смазочных систем и входящих в их
состав устройств; направлено на подтверждение прочности сборки и монтажа
смазочных систем и входящих в их состав устройств.

Смазочные системы и входящие в их состав устройства относятся к
продукции общемашиностроительного применения, которой комплектуются машины и
оборудование, производимые во всех, без исключения, отраслях машиностроения.

В настоящем стандарте приведена конкретная номенклатура смазочных
систем и входящих в их состав устройств, которая распределяется на:

кондиционеры смазочного материала;

4
Перечень опасностей, возникающих при работе смазочных систем и входящих в их
состав устройств

При использовании смазочных систем и входящих в их состав
устройств в различного вида оборудовании могут возникать факторы и опасности,
влияющие на безопасность эксплуатируемого оборудования и представляющие собой:

4.1 Механические опасности, возникающие из-за:

— нарушения прочности конструкции вследствие высокого давления
смазочного материала;

— воздействия внешних механических факторов — вибрации и ударов;

— накопленной энергии в упругих элементах конструкции и сжатых
объемах смазочных материалов;

— недостаточного ресурса и надежности смазочных систем и
устройств;

— вибрационного воздействия на машину в местах крепления смазочных
систем и устройств;

— шумового (акустического) воздействия, кроме смазочных устройств
с ручным управлением и кондиционеров смазочного материала.

4.2 Термические опасности, образующиеся при излучении от тепловых
источников.

4.3 Опасности, вызванные нарушением герметичности смазочных систем
и устройств.

4.4 Опасности в результате нарушения в энергоснабжении
электропривода смазочных систем и устройств или управляющих устройств,
вызывающие колебания в работе, невыполнение остановочной (аварийной) команды и
неполное срабатывание защитных устройств, поражение электрическим током
обслуживающего персонала.

4.5 Опасности поражения электрическим током вследствие нарушения в
изоляции токоведущих цепей.

4.6 Опасности, связанные с необеспечением правильного монтажа,
безопасной наладки и технического обслуживания, способствующих снижению
безопасности смазочных систем и устройств.

4.7 Пожаро- и взрывоопасность смазочных систем и входящих в их
состав устройств.

5 Общие требования безопасности смазочных систем и входящих
в их состав устройств и мероприятия по их обеспечению

Смазочные системы и входящие в их состав устройства должны
соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим стандартом и .

При проектировании смазочных систем и входящих в их состав
устройств и их эксплуатации должны быть учтены все предполагаемые режимы работы
и случаи возможного их применения и проведена оценка опасных ситуаций. Если это
осуществимо, то установленные при анализе опасные ситуации должны быть
исключены при проектировании. Если это не снижает степени риска, то должны быть
применены защитные устройства против этих опасных ситуаций.

Смазочные системы и входящие в их состав устройства для
предотвращения воздействия опасных и вредных производственных факторов,
способных возникнуть в процессе эксплуатации, должны быть снабжены:

— устройствами, предотвращающими превышение величин давления
рабочей среды, установленных в технической документации,

или устройствами, обеспечивающими:

— установку средств контроля, не усугубляющими опасности
превышения давления;

— очистку смазочного материала от загрязнения;

— контроль величин подачи, давления и уровня смазочного материала;

Читайте также:  ГОСТ РВ 15.002-2003

— выпуск воздуха из возможного его скопления;

— поддержание заданной температуры смазочного материала;

— заданную периодичность смазывания;

— на выходе из устройств задержания масляных аэрозолей, если их
концентрация в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимые значения по ;

— устройствами, снижающими уровень шума и вибраций и
препятствующими их распространению;

— устройствами, предотвращающими развитие опасных ситуаций, или
резервированными устройствами, если развитие таких ситуаций опасно для жизни
людей или окружающей среды;

— устройствами, предотвращающими возможность травмирования
обслуживающего персонала при эксплуатации смазочных систем и входящих в их
состав устройств.

1 Основные требования к конструкции при проектировании

5.1.1 Все смазочные системы и входящие в их состав устройства
должны проектироваться или выбираться с учетом требований настоящего стандарта
и ГОСТ
Р ИСО 12100-1-2007, ГОСТ
Р ИСО 12100-2-2007 так, чтобы они обеспечивали безопасность и надежную
работу в пределах ограничений и предполагаемых случаях их использования,
установленных при проектировании. Особое внимание должно уделяться надежности
тех устройств, которые могут вызвать аварийную ситуацию при выходе из строя или
ненормальном функционировании.

Смазочные устройства должны выбираться, применяться и
устанавливаться в соответствии с требованиями и рекомендациями разработчика
этих устройств.

5.1.2 Смазочные системы и входящие в их состав устройства
должны быть спроектированы так, чтобы возможные повышения давления не создавали
опасности.

Предпочтительными защитными устройствами против превышения
максимально допустимого давления являются предохранительные клапаны, которые
должны ограничивать увеличение давления во всех частях смазочных систем более
1,1 и кратковременные
пики давления не более 1,3,
или должны быть использованы альтернативные устройства, например регуляторы
расхода при обеспечении ими ограничения требуемого давления.

Все смазочные системы и устройства с целью проверки прочности
сборки и монтажа следует проверять пробным давлением (опрессовкой) равным 1,25
(1,25 номинального), но не более максимального давления.

Все устройства, использующие сжатый газ, с целью проверки
прочности сборки и монтажа следует проверять пробным давлением (опрессовкой) —
плавным повышением давления до величины, значение которого равно 1,5, но
не более максимального значения давления. Время плавного повышения давления
должно быть не менее 2 мин, выдержки под пробным давлением — не менее 3 мин.
Затем давление постепенно снижают до номинального и осматривают устройство без
обстукиваний. При этом на деталях устройства не должно быть разрывов, видимых
деформаций и других повреждений. По окончании осмотра давление плавно снижают.

Безопасность разрушения устройств должна обеспечиваться при
давлении не менее 2,0, a устройств, использующих сжатый газ, — при давлении не менее 4,0,
если не оговорены специальные требования по безопасности разрушения.

5.1.3 Смазочные системы и входящие в их состав устройства должны
быть спроектированы так, чтобы возможные внешние и внутренние утечки не
создавали опасности.

Значения величины внешних утечек (степень негерметичности)
устанавливают в нормативной документации на испытываемые изделия в диапазоне
давлений от

Неподвижные соединения, наружные стенки, сварные и резьбовые
соединения устройств должны быть герметичными в диапазоне давлений от
минимального до 1,25
(опрессовка), но
не более максимального значения, оговоренного в
нормативной документации на испытываемые изделия.

Не допускается подсос воздуха в смазочную систему.

5.1.4 Внутренние утечки (перетечки) не должны приводить к
возникновению опасности.

5.1.5 Смазочные системы и входящие в их состав устройства должны
выдерживать при транспортировании и эксплуатации механические воздействия в
виде вибраций, линейных ускорений и ударов, возникающих при работе машины
(агрегата), в местах их установки. Параметры воздействий оговаривают в
нормативной документации (по прочности и устойчивости) на смазочные системы и
входящие в них устройства на основе требований ГОСТ
28988 и .

5.1.6 Предельные значения шумовых характеристик при работе
смазочной системы или входящих в их состав устройств на машинах (агрегатах) при
номинальных рабочих параметрах в зависимости от особенностей конструкции
смазочной системы и приводного двигателя должны быть не более значений,
приведенных в таблице 1.

Создаваемые смазочной системой или входящими в ее состав
устройствами на рабочих местах уровни шума, значения шумовых характеристик
уровней звуковой мощности в октавных полосах частот и методы их определения
должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные
варианты смазочной системы по мере получения и накопления статистических или
экспериментальных данных. В технических условиях на смазочную систему, при
необходимости, может быть приведен уровень звуковой мощности с конкретным
специально подобранным приводным двигателем или нагрузочным устройством. Метод
измерения уровня звуковой мощности по , .

На смазочные аппараты, смазочные емкости, смазочные кондиционеры и
смазочные линии нормы шума не устанавливают.

5.1.7 Вибрационные характеристики смазочной системы и входящих в
ее состав устройств, установленные в ГОСТ
28988, при номинальных рабочих параметрах подлежат нормированию или
измерению, если вибрация, возникающая при их функционировании, может влиять на
надежность, работоспособность, вибрационную безопасность их самих или машин
(агрегатов), составными частями которых они являются, и должны указываться в
стандартах или технических условиях на конкретные машины (агрегаты).

Для смазочных систем, устанавливаемых на отдельные фундаменты,
полы, перекрытия и подобные основания, передающие вибрации на рабочее место,
логарифмические уровни среднеквадратических значений виброскорости, взятые
относительно опорной виброскорости, равной 5 ∙ 10-8 м ∙ с-1, в октавных полосах в точках крепления к основаниям должны
быть не более значений, приведенных в таблице 2.

Для систем, устанавливаемых на машинах и оборудовании, предельные
значения должны быть указаны в стандартах или технических условиях на системы
конкретного вида.

5.1.8 Смазочная система и все входящие в нее устройства не должны
вызывать опасности при снижении параметров питающей энергии, при включении и
отключении энергоснабжения или управления. При включении все управляющие
устройства должны находиться в исходном положении, не обеспечивающем подачу
смазочного материала к рабочему органу, а при отключении — останавливаться и
возвращаться в исходное положение по команде оператора.

5.1.9 Для смазочных систем и входящих в их состав устройств
должны быть указаны тип и марка смазочного материала; максимально допустимая
загрязненность жидкого смазочного материала по .

5.1.10 При применении встроенных нагревателей для поддержания
заданной температуры смазочного материала подача энергии должна автоматически
включаться и отключаться при достижении заданных значений температуры
смазочного материала в смазочном баке. Поверхности нагрева нагревателей должны
находиться ниже уровня смазочного материала не менее чем на 40 мм. Если это
требование не может быть выполнено, то температура поверхности нагревательного
устройства должна быть не выше 0,8 температуры кипения смазочного материала
(ограничение от возможности испарения смазочного материала).

5.1.11 Для смазочных систем и входящих в их состав устройств
должен быть указан диапазон предельных рабочих температур окружающей среды.
Температура окружающей рабочей среды при их работе не должна превышать
установленные предельные значения ее безопасного использования и установленные
рабочие температуры устройств и смазочного материала.

5.1.12 Конструкцией и размещением на машине (агрегате) смазочной
системы должно быть предусмотрено, чтобы температура поверхности, на которую
может попасть рабочая жидкость, не превышала температуры воспламенения этого
смазочного материала.

5.1.13 Если при снижении давления создается опасность для
обслуживающего персонала или существует угроза аварии машины, в состав которой
входит смазочная система, то должна быть предусмотрена блокировка,
обеспечивающая автоматическое прекращение работы машины (агрегата) с подачей
светового или звукового сигнала. При этом не должны отключаться устройства
(зажимные, тормозные устройства и т.п.), перерыв в работе которых может
привести к травмированию обслуживающего персонала.

5.1.14 На машине (агрегате) смазочные линии должны быть
размещены с наименьшими протяженностью, числом изгибов и пересечений, при этом
необходимо предусматривать технологическую и термическую компенсацию; смазочные
линии должны быть выполнены так, чтобы затруднялось использование их в качестве
ступенек или лестницы; внешние силы не должны передаваться на жесткие смазочные
линии.

Жесткие и гибкие смазочные линии должны быть проложены так, чтобы
они были защищены от любого вида повреждений и не нарушали рабочий процесс,
доступ при наладочных работах, ремонте, замене узлов.

5.1.15 В непосредственной близости от органов ручного
управления устройств размещают средства отображения информации — символы и надписи,
которые располагают так, чтобы не возникало никаких помех их прочтению. Надписи
должны быть краткими и понятными при быстром прочтении.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники во владивостоке на чуркине

5.1.16 При регулировании параметров смазочных систем или входящих
в их состав устройств вращение ручных органов (элементов) управления по часовой
стрелке должно увеличивать давление или уменьшать расход пропускаемого объема
смазочного материала. В противном случае следует использовать поясняющие
надписи и символы.

5.1.17 Система управления смазочной системы должна быть
спроектирована так, чтобы воспрепятствовать непреднамеренной недопустимой
последовательности функций смазки, что должно обеспечиваться на всех этапах
производственного процесса конкретной машины (агрегата).

5.1.18 Если от оператора требуется управление двумя руками, то
необходимо исключить возможность одновременного управления одной рукой
несколькими устройствами; при последовательной работе этих устройств
срабатывание следующего устройства должно быть возможно только после завершения
работы предыдущего.

5.1.19 Устройства, управляемые вручную, должны быть расположены на
машине (агрегате) так, чтобы действия для оператора были безопасны, а
устройства
— защищены от
непреднамеренного включения и выключения.

5.1.20 Если несколько устройств с автоматическим или ручным
управлением соединены между собой, и если отказ одного из них может вызвать
опасность, то должны быть предусмотрены блокировки или другие меры безопасности
(блокировочные устройства). Такие блокировки, если такое осуществимо, должны
прерывать все рабочие операции при условии, что такое прерывание само не
повлечет за собой опасность.

5.1.21 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав
устройств и линий должно быть предусмотрено обеспечение доступности к органам
управления, местам регулирования и настройки, наружного осмотра и обслуживания,
а также возможности удобной замены быстроизнашивающихся деталей и проведения
технического обслуживания в минимальное время.

5.1.22 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав
устройств должно быть предусмотрено обеспечение надежной фиксации и возможности
опломбирования или запирания регулирующих элементов встроенным замком для
предотвращения постороннего вмешательства, самопроизвольного или случайного
включения.

5.1.23 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав
устройств управления должно быть предусмотрено исключение самопроизвольного
включения смазочных систем и входящих в их состав устройств под действием
собственной массы их элементов, вибраций и ускорений, вызванных и связанных с
функционированием смазочных систем в составе машин (агрегатов).

5.1.24 Поверхности ограждений, защитных устройств, а также
элементы конструкции смазочной системы, которые могут служить источником
опасности для работающих, должны иметь знаки безопасности и сигнальные цвета по
; опознавательная окраска смазочных линий — по .

5.1.25 Для световых сигналов или цветовой индикации на пульте
управления следует применять следующие цвета:

— красный — для обозначения аварийных и отключающих органов
управления и для сигнальных элементов, извещающих о нарушении работы смазочной
системы или условий безопасности;

— зеленый — для сигнальных ламп, извещающих о нормальной работе
смазочной системы.

5.1.26 Для сигнализации аварийного состояния смазочной системы
могут быть применены по отдельности как звуковая и световая сигнализации, так
и, одновременно со звуковой, яркий мигающий световой сигнал, цвет которого
выбирают по .

Выбор предпочтительности вида сигнализации зависит от ситуации,
требующей немедленного реагирования.

5.1.27 Смазочные системы с несколькими источниками подачи
смазочного материала должны иметь схемные блокировки, исключающие появление
опасных факторов в случае отключения одного из источников или разновременного
их включения.

5.1.28 Циклические режимы работы смазочных систем и входящих в
их состав устройств не должны способствовать возникновению опасности. Ресурс и
коэффициент запаса при циклических режимах работы определяется разработчиком,
указывается в технической документации на смазочные системы и входящие в их
состав устройства и подтверждается ресурсными испытаниями.

5.1.29 В смазочных системах с расположением устройств на разных
уровнях должна быть предусмотрена защита от вытекания рабочей жидкости из
высокорасположенных устройств в выключенном состоянии смазочных систем.

5.1.30 Смазочные системы и входящие в их состав устройства, в
которых по характеру работы или в связи с воздействием окружающей среды
возможно повышение давления выше допустимого, должны содержать предохранительные
клапаны, размещенные в доступных для их осмотра и обслуживания местах.

5.1.31 Смазочные системы, и, при необходимости, входящие в их
состав устройства в технически обоснованных случаях должны быть снабжены
манометрами и другими устройствами для визуального контроля или
регистрации некоторых параметров (например, давления, подачи, расхода, уровня
свободной поверхности смазочного материала и др.) или иметь места для их
подключения.

5.1.32 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав
устройств должна быть предусмотрена возможность отключения неиспользуемых
каналов путем различного вида перекрытий этих каналов.

5.1.33 Блокировочные устройства не должны влиять непосредственно
на контуры управления смазочной системы.

5.1.34 Управляющие (регулирующие) системы смазочных систем могут
быть непрерывного действия, запрограммированные на работу независимо от работы
машины (агрегата) и циклически непрерывные, зависимые от цикла машины
(агрегата).

5.1.35 Каждая смазочная система должна иметь устройства,
сигнализирующие о ненормальной величине давления в системе смазки, других
дефектах и их локализации.

Должны быть предусмотрены средства для остановки машины
(агрегата), как только будет обнаружена неисправность, чтобы избежать более серьезных
повреждений, которые могут быть причинены оператору и машине (агрегату).

5.1.36 Все каналы устройств должны иметь соответствующую
маркировку и быть защищены (закрыты заглушками или крышками) от попадания
возможных загрязнений и повреждения стыковочных поверхностей во время от сборки
до установки на конкретную машину (агрегат).

Маркировка должна совпадать с данными технической документации
(принципиальная и монтажная схемы, сборочные чертежи) на устройства.

5.1.37 Все действующие точки смазывания должны быть легко доступны
и располагаться так, чтобы не представлять опасности.

5.1.38 Точки смазывания, снабжаемые одним и тем же смазывающим
материалом, предпочтительно размещать на общем блоке.

5.1.39 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав устройств
должно быть предусмотрено исключение случайного смешивания охлаждающих
жидкостей и смазочного материала.

5.1.40 Конструкцией смазочных систем и входящих в их состав
устройств должно быть предусмотрено исключение самопроизвольного или
преднамеренного изменения положения деталей крепления и соединений, элементов
регулирования и настройки при транспортировании и эксплуатации.

5.1.41 Смазочные системы и входящие в их состав устройства должны
быть упакованы таким образом, чтобы они были защищены от повреждения и
деформаций, а маркировка сохранялась во время транспортирования.

5.1.42 Применяемые конструкционные материалы, покрытия и их
контактные пары должны быть совместимы между собой и смазочным материалом и не
должны создавать возможности появления электролитической коррозии и разрушения
конструкции по этой причине.

5.1.43 При разработке и изготовлении смазочных систем и входящих в
их состав устройств должны использоваться материалы и изделия, исключающие
вредное воздействие на окружающую среду и обслуживающий персонал.

5.1.45 При использовании смазочной системы в пожароопасных условиях
должны применяться невоспламеняющиеся смазочные материалы или предприняты
противопожарные меры по исключению пожароопасности.

5.1.46 Соударяющиеся детали смазочных систем и входящих в их
состав устройств, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных
условиях, следует изготавливать из материалов, не допускающих образование искр.

5.1.47 Смазочные системы в блочном исполнении и устройства,
имеющие большие размеры или массу свыше 15 кг,
должны иметь устройства для подъема, опускания или удержания на весу при
монтажных и такелажных работах.

5.1.48 На смазочных системах применяемое электрооборудование и
заземление (в том числе устройства защитного отключения) должны соответствовать
требованиям .

Электрооборудование смазочных систем, где в качестве смазочного
материала используются минеральные масла, должно иметь степень защиты не ниже IP44 по .

5.1.49 Электроприводы устройств должны соответствовать требованиям
электробезопасности, взрыво- и водозащищенности, быть защищены от проникновения
извне жидкостей и/или загрязнений.

Клеммные коробки должны иметь достаточно места для постоянно
расположенных клемм и кабелей с учетом дополнительной длины и надлежащие
средства защиты от несанкционированного вскрытия.

Электромеханические устройства должны гарантировано приводить в
действие запорный элемент при отклонении напряжения на ±10 % от номинального значения.

5.1.50 Если из соображений безопасности необходимо иметь
возможность включать устройство и во время прекращения электроснабжения, то
устройство следует снабдить ручным дополнительным приводом, который не может
быть приведен в действие непреднамеренно.

При отсутствии специальных требований ручной привод устройств
должен выполняться без фиксирования.

5.1.51 Должны быть предусмотрены средства, препятствующие
неправильному монтажу и подключению электрических цепей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *