Техника безопасности при то и ремонте электрооборудования автомобиля

Техника безопасности при ремонте электрооборудования в автомобиле

Электрооборудование современных автомобилей включает в себя массу сложных устройств, являющихся элементами сильно разветвлённой цепи. Ремонтные работы по электрике авто столь же сложны и ответственны, как и в случае работы с любым другим оборудованием, работающим от электроэнергии. Допуск к выполнению операций по восстановлению работоспособности автомобильной электросистемы имеют лишь специально обученные и прошедшие инструктаж по технике безопасности лица.

Профессиональный ремонт автомобильного электрического оборудования требует создания соответствующих условий для работы. Обычно это специально подготовленные помещения – электроотделения или посты технического обслуживания, укомплектованные всем необходимым: спецсредствами защиты работника, специализированным инструментом, аптечкой с требуемым набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Техника безопасности при работе с электрооборудованием авто предполагает использование:

  • удобной одежды без свисающих элементов,
  • чистого незамасленного инструмента,
  • вспомогательных устройств для демонтажа тяжелого оборудования,
  • защищенных от механических повреждений переносных электрических ламп напряжением 36 В (в осмотровой канаве — 12 В).

Особое внимание следует уделить используемому электроинструменту. Его применение допускается только после предварительной проверки состояния изоляции проводов. При работе обязательным является и использование защитных приспособлений: резиновой обуви и перчаток.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

В процессе работы автоэлектрик обязан соблюдать требования Межотраслевых Правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», правила эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования необученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должно производиться только лицом, за которым оно закреплено. Электрооборудование и инструмент, используемый в работе автоэлектриков, должен быть надежно заземлен. Автоэлектрики должны работать только инструментом, отвечающим следующим требованиям:
— рукоятки плоскогубцев и кусачек должны иметь защитную изоляцию;
— рабочая часть отвертки должна быть хорошо заточена, рукоятка сделана из изоляционного материала, на стержень отвертки надета изоляционная трубка, оставляющая открытой только рабочую часть отвертки;
— ключи рожковые, накидные, торцовые и др. инструмент и приспособления должны соответствовать стандарту, согласно которому они изготовлены. Не допускается работать на контрольно-испытательном стенде со снятым кожухом ременной передачи и с поврежденным заземлением. Автоэлектрик должен надежно закреплять на стенде проверяемые приборы и узлы электрооборудования автомобиля. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 50 В необходимо пользоваться защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами). Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защита от механических повреждений, исправны ли штепсельная вилка, кабель и его изоляция. Устранение неисправности в задней проводке автомобиля следует производить в присутствии шофера (или другого лица), обеспечивающего безопасное проведение работы. Ремонт приборов электрооборудования на автомобиле с работающим двигателем или не имеющем упора под колесами не разрешается. При необходимости проверки и регулировки приборов электрооборудования при работающем двигателе необходимо производить работы только в присутствии мастера или водителя. Не разрешается запускать двигатель самому. Запрещается проверять наличие тока в системе электрооборудования методом короткого замыкания проводов. Запрещается проверять наличие искры тока высокого напряжения на маслоналивную горловину и приборы системы питания. При выполнении работ (даже кратковременных) на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом необходимо надежно укрепить кузов упорной штангой и дополнительным металлическим упором. Запрещается производить любые работы по проверке и ремонту электрооборудования под поднятой кабиной автомобиля без надежной ее фиксации упором-ограничителем и технологическим упором. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети. Автоэлектрику необходимо соблюдать особую осторожность при ремонте или техобслуживании электрооборудования на автомобиле, находящемся на осмотровой канаве. Запрещается находиться в осмотровой канаве во время заезда и съезда с нее автомобиля. Работая на автомобиле, находящемся на подъемнике, необходимо проверить блокировку подъемника от самоопускания. На механизм управления подъемником необходимо повесить табличку: «Не трогать! На подъемнике работают». Не разрешается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей. Не допускается работать переносным электроинструментом с напряжением 127-200 В без диэлектрических перчаток и заземления. Для освещения автоэлектрики должны пользоваться переносной лампой во взрывозащитном исполнении напряжением не выше 12 В. Для пайки или лужения деталей при ремонте электрооборудования на автомобиле, допускается применять электропаяльник напряжением не более 42 В. Вождение автомобиля с целью проверки системы зажигания или с другой какой-либо целью не допускается. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром следует осуществлять только на полностью обесточенной электроустановке. Перед измерением следует убедиться в отсутствии напряжения на испытываемом оборудовании. В процессе работы автоэлектрику запрещается:
— переставлять временные ограждения, снимать плакаты, заземления и проходить на территорию огражденных участков;
— применять указатель напряжений без повторной проверки после его падения;
— снимать ограждения выводов обмоток во время работы электродвигателя;
— пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление путем скрутки проводников;
— применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами;
— прикасаться к приборам, сопротивлениям, проводам и измерительным трансформаторам во время измерений;
— применять при обслуживании, а также ремонте электроустановок металлические лестницы;
— пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами и т. ;
— применять автотрансформаторы, дроссельные катушки и реостаты для получения понижающего напряжения;
— пользоваться стационарными светильниками в качестве ручных переносных ламп;
— подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки. При работе с электроинструментом запрещается:
— разбирать и ремонтировать самому инструмент, кабель, штепсельные соединения и другие части;
—  работать электроинструментом с приставных лестниц;
—  обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали;
— оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать. При переносе электроинструмента с одного рабочего места на другое, а также при перерыве в работе и ее окончании электроинструмент должен быть отсоединен от сети штепсельной вилкой. Если во время работы обнаружится неисправность электроинструмента, или работающий с ним почувствует хотя бы слабое действие тока, работы должны быть немедленно прекращены, а неисправный инструмент сдан для проверки и ремонта. Запрещается работать с электроинструментом при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей:
— повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;
— искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;
— появление повышенного шума, стука, вибрации;
— поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении;
— повреждение рабочей части инструмента. При необходимости работы с электроинструментом на высоте следует применять только испытанные деревянные лестницы. Работы с применением лестниц производятся только в присутствии второго работника.

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте генератора

Техническое обслуживание и ремонт генераторов автомобилей необходимо производить только на постах технического обслуживания и электроотделениях. Лица, допускающиеся к таким работам, должны пройти инструктаж по технике безопасности.

При выполнении работ по техническому обслуживанию генератора непосредственно на автомобиле необходимо соблюдать следующее:

контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и др. ), проводят на специальном посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов;

во избежании попадания одежды или рук во вращающиеся части (шкив генератора, лопасти вентилятора и др. ) перед работой застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор;

использовать передвижные подставки и переходные мостики через смотровые канавы;

пользоваться специализированным инструментом;

для транспортировки пользоваться тележками с упорами, предохраняющими генератор от падения;

работать только исправным, чистым и незамасленным инструментом;

при работе гаечными ключами подбирать их по размеру;

приржавевшие и трудноотворачиваемые гайки предварительно обстучать легкими ударами молотка, смочить керосином, после чего отворачивать;

пользоваться молотками, надежно насажанными на рукоятки;

при осмотре автомобиля пользоваться переносной лампой с напряжением не выше 36 В, а в смотровой канаве – не выше 12В. Лампа должна быть с предохранительной сеткой.

При необходимости выполнения работ с электроинструментом, питающемся напряжением выше 36В, следует пройти специальное обучение.

При поверках генераторов на испытательных стендах необходимо правильно центрировать, надежно закреплять генераторы в зажимных устройствах.

Выпрессовку втулок, подшипников и других деталей производить с помощью съемника и пресса.

Читайте также:  Завод по ремонту бытовой техники в петрозаводске

При выполнении работ, при которых выделяются вредные газы, пыль, искры и отлетают частицы металла и стружки, пользоваться очками, масками и т.

В электроотделении должна быть аптечка с медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.

В этой работе были рассмотрены такие вопросы как назначение, устройство, принцип действия, неисправности, основные регулировки и техническое обслуживание источников электрического тока (аккумулятора и генератора) в легковых и грузовых автомобилях. Мы выяснили, что состояние электрооборудования автомобиля оказывает влияние на надежность и долговечность работы двигателя.

Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля. От исправного состояния аккумулятора, генератора, реле-регулятора и других приборов зависит работоспособность всей системы электрооборудования и в конечном счете всего автомобиля.

Требования безопасности при эксплуатации дизельного генератора

Начнем с основных норм техники безопасности при эксплуатации генератора касающиеся режима работы оборудования:

  • Запрещается включение незаземленного генератора.
  • Нагрузка оборудования должна быть не менее 20% в течение одного часа.
  • Запрещена неравномерная нагрузка фаз, максимально допустимая нагрузка по фазам должна быть не более 25%.
  • На холостом ходу генератор должен работать не более чем 5 минут.

Одно из главных требований, которое содержит техника безопасности при эксплуатации генератора, это работа оборудования в специально оборудованном помещении. Температура должна быть не менее +5°С, должна работать вытяжка отработанных газов. Заправка должна осуществляться предназначенным для данной модели типом и маркой топлива, при отсутствии в помещении легко воспламеняемых паров топлива и горючих газов.

Отметим и следующие правила эксплуатации:

  • Обслуживание оборудования может производить только обученный персонал с соответствующим допуском.
  • Обязательное отключение двигателя при заправке, отсутствие открытых источников огня.
  • Проверка уровня охлаждающей жидкости только при остывшем радиаторе.
  • При запуске путем проворачивания вала пользоваться только специальным инструментом.
  • Не подходить к генератору в свободной одежде наличия вращающихся элементов.

В процессе работы автоэлектрик обязан соблюдать требования Межотраслевых Правил по охране труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», правила эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.

—     рукоятки плоскогубцев и кусачек должны иметь защитную изоляцию;

—     рабочая часть отвертки должна быть хорошо заточена, рукоятка сделана из изоляционного материала, на стержень отвертки надета изоляционная трубка, оставляющая открытой только рабочую часть отвертки;

—     ключи рожковые, накидные, торцовые и др. инструмент и приспособления должны соответствовать стандарту, согласно которому они изготовлены.

Работая на автомобиле, находящемся на подъемнике, необходимо проверить блокировку подъемника от самоопускания. На механизм управления подъемником необходимо повесить табличку: «Не трогать! На подъемнике работают».

—     переставлять временные ограждения, снимать плакаты, заземления и проходить на территорию огражденных участков;

—     применять указатель напряжений без повторной проверки после его падения;

—     снимать ограждения выводов обмоток во время работы электродвигателя;

—     пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление путем скрутки проводников;

—     применять токоизмерительные клещи с вынесенным амперметром, а также нагибаться к амперметру при отсчете показаний во время работы с токоизмерительными клещами;

—     прикасаться к приборам, сопротивлениям, проводам и измерительным трансформаторам во время измерений;

—     применять при обслуживании, а также ремонте электроустановок металлические лестницы;

—     пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами и т

—     применять автотрансформаторы, дроссельные катушки и реостаты для получения понижающего напряжения;

—     пользоваться стационарными светильниками в качестве ручных переносных ламп;

—     подключать электроинструмент к электросети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

—     переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки.

—     разбирать и ремонтировать самому инструмент, кабель, штепсельные соединения и другие части;

—     работать электроинструментом с приставных лестниц;

—     обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали;

—     оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

—     повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;

—     искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;

—     появление повышенного шума, стука, вибрации;

—     поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении;

—     повреждение рабочей части инструмента.

Техника безопасности при проведении ремонта электрооборудования автомобиля

Бесплатная техническая библиотека: ▪ Все статьи А-Я ▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники ▪ Новости науки и техники ▪ Журналы, книги, сборники ▪ Архив статей и поиск ▪ Схемы, сервис-мануалы ▪ Электронные справочники ▪ Инструкции по эксплуатации▪ Голосования▪ Ваши истории из жизни ▪ На досуге ▪ Случайные статьи ▪ Отзывы о сайте

Справочник: ▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых ▪ Биографии великих ученых ▪ Важнейшие научные открытия ▪ Детская научная лаборатория ▪ Должностные инструкции ▪ Домашняя мастерская ▪ Жизнь замечательных физиков ▪ Заводские технологии на дому▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом ▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства ▪ Искусство аудио ▪ Искусство видео ▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас ▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ) ▪ Конспекты лекций, шпаргалки ▪ Крылатые слова, фразеологизмы ▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный ▪ Любителям путешествовать — советы туристу ▪ Моделирование ▪ Нормативная документация по охране труда ▪ Опыты по физике ▪ Опыты по химии ▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД) ▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП) ▪ Охрана труда ▪ Радиоэлектроника и электротехника ▪ Строителю, домашнему мастеру ▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ) ▪ Чудеса природы ▪ Шпионские штучки ▪ Электрик в доме ▪ Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация: ▪ Схемы и сервис-мануалы ▪ Книги, журналы, сборники ▪ Справочники ▪ Параметры радиодеталей ▪ Прошивки ▪ Инструкции по эксплуатации ▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей (200000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:▪ Ваши истории ▪ Загадки для взрослых и детей ▪ Знаете ли Вы, что. ▪ Зрительные иллюзии ▪ Веселые задачки ▪ Каталог Вивасан ▪ Палиндромы ▪ Сборка кубика Рубика ▪ Форумы ▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:Александр Кузнецов

Техническое обеспечение: Михаил Булах

Программирование: Данил Мончукин

Маркетинг: Татьяна Анастасьева

сделано в Украине

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

Общие требования безопасности

Настоящая инструкция предназначена для персонала, выполняющих ремонт и техническое обслуживание электрооборудования автотранспорта

  • вводный инструктаж;
  • инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 часовой программе
  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
  • диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

  • отключить оборудование;
  • сообщить в пожарную охрану и администрации;
  • приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
Читайте также:  Техническое обслуживание медицинской техники дистанционное обучение

При угрозе жизни покинуть помещение.

При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомашины;
  • острые кромки деталей;
  • выполнение работ вне помещения при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, гроза);
  • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

В соответствии с «Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим» персоналу по ремонту электрооборудования автотранспорта выдаются сроком на 12 месяцев костюм хлопчатобумажный, на 3 месяца рукавицы комбинированные, перчатки диэлектрические, на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

Требования безопасности перед началом работы

Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42 В, а переносных электроламп 12 В.

Проверить СИЗ, убедиться в их исправности.

Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

  • затяжку болтов, крепящих узлы и детали;
  • исправность редуктора путем проворачивания рукой шпинделя (при отключенном двигателе);
  • состояние провода, целостность изоляции, отсутствие изломов жил;
  • наличие заземления;
  • работу на холостом ходу;
  • четкость работы выключателя.

При ощущении хотя бы слабого действия тока электроинструмент отключить от сети и сдать в ремонт.

Соединение электроинструмента производите с помощью штепсельных соединений. При этом проверьте контакты принудительного и опережающего включений заземляющего провода

Требования безопасности во время работы

Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте пользуйтесь электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации машины или оборудования.

Контрольно-регулировочные работы, выполняющиеся в помещении мастерской при работающем двигателе машины (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора) проводится на специальном посту, оборудованным отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу.

При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоедините от аккумулятора провод, соединяющий с массой.

При работе и регулировке электрооборудования на машине во избежание короткого замыкания, пользуйтесь инструментом с изолированными ручками.

При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования, снимите с нее приводной ремень.

При необходимости выполнения работ под машиной, установите ее в стороне

Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

Находиться и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма, не допускается.

При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

  • проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;
  • поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;
  • убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

Стружку с верстака, оборудования и автомашины сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать голыми руками не допускается.

Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т. Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

При регулировке работающего двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработанных газов в атмосферу. В случае отсутствия указанных отсосов работать в закрытом помещении с работающим двигателем не разрешается.

При разборочно-сборочных работах автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватными приспособлениями, гарантирующих безопасное выполнение работ. Поднимать автомобиль за буксирные крюки запрещается.

Снятые детали следует укладывать на специальные стеллажи. Длинные детали (полуоси, карданные валы и т. ) укладывать горизонтально в отведенное для них место.

  • работать только исправным инструментом, клапаны должны быть отрегулированы так, чтобы они легко открывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывались и не пропускали воздух в закрытом положении;
  • подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их с инструментом производить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструменту шланг тщательно продуть;
  • работать только в защитных очках;
  • пользоваться абразивными кругами, полученными в инструментальной кладовой и специально предназначенные для пневмомашинки;
  • проверить крепление защитного кожуха на абразивном круге.

Переносная электролампа должна иметь защитную сетку, исправные изоляцию шнура и резиновую трубку.

  • пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами или ковриками;
  • следить за исправностью изоляции, электроинструмента, надежного крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;
  • при перерывах в работе выключить инструмент из штепсельного соединения.

Включать электроинструмент в сеть только при наличии специального штепсельного соединения.

Во избежание травмирования при запуске двигателя держать заводную ручку так, чтобы все пальцы руки обхватывающие рукоятку были с одной стороны.

В период обкатки двигателя на стенде или автомобиле производить исправления и касаться вращающихся деталей двигателя можно только после полной его остановки.

При ремонте и техническом обслуживании двигателя работающего на этилированном бензине соблюдать инструкцию по охране труда для лиц работающих с этилированным бензином.

Подходить к открытому огню, зажигать спички, если руки и спецодежда смочены бензином, не разрешается.

При осмотре автомобиля не допускается пользоваться открытым огнем.

Хранить на рабочем месте легковоспламеняемую жидкость и обтирочный промасленный материал не допускается.

Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

Требования безопасности по окончании работы

Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

«Охрана труда и техника безопасности, при ТО и ремонте различных систем электрооборудования автомобиля».

«Охрана труда и техника безопасности, при ТО и ремонте различных систем электрооборудования автомобиля».

Читайте также:  Ученик мастера по ремонту бытовой техники отзывы сотрудников

Охрана труда и техника безопасности — это неотъемлемые составляющие при проведении любого вида ремонта автомобиля и при ремонте электрооборудования в частности. Несоблюдение норм охраны труда и техники безопасности приводит к повышенному травматизму сотрудников автотранспортного предприятия. Данные сотрудники обязаны проходить специальное обучение, а также инструктаж по технике безопасности для получения допуска к выполнению работ по ремонту электрооборудования автомобиля.

Обучение сотрудников проводится в специализированных, аккредитованных учебных заведениях. Инструктаж по технике безопасности и охране труда необходимо проводить непосредственно на рабочем месте.

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи делятся на пять видов:

Вводный инструктаж — проводится со всеми сотрудниками, вновь прибывающими на работу.

Первичный инструктаж — проводится с вновь прибывшими на работу сотрудниками до начала работы.

Повторный инструктаж — проводится не реже одного раза в полгода со всеми сотрудниками автотранспортного предприятия независимо от их квалификации и стажа работы.

Внеплановый инструктаж — проводится в случае нарушения работниками автотранспортного предприятия правил по охране труда или инструкции по технике безопасности.

Текущий или целевой инструктаж — проводится перед началом того или иного вида работ по ремонту автомобиля.

Проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобиля следует только в специально оборудованных электроотделениях или постах технического обслуживания, которые укомплектованы всем необходимым, а именно:

Всё вышеперечисленное оборудование, которое необходимо для организации рабочего места, обязано предоставить руководство предприятия, чтобы создать надлежащие условия работы, соответствующие правилам охраны труда. Руководство работой по охране труда на предприятии осуществляет директор.

СКРЫТО. ОТКРЫТЬ И ОЗНАКОМИТЬСЯ

Образец должностной инструкции автоэлектрика

Автоэлектрик подчиняется начальнику смены.

Автоэлектрик принимается на работу, как и увольняется с неё главой фирмы по представлению начальника гаража.

На срок отсутствия специалиста (лечение, повышение квалификации и др. ) его обязанности выполняет другой автоэлектрик, назначенный начальником смены.

Претендент на эту позицию должен соответствовать следующим требованиям:

— средне-специальное образование, соответствующее данному профилю;

— опыт в сфере обслуживания автомобильной электроники от года;

— группа электробезопасности не ниже третьей.

Автоэлектрик должен обладать следующими знаниями:

— законы и нормы, затрагивающие его профильную деятельность;

— основы обслуживания и эксплуатации распространенных типов и марок автомобилей;

— нормативные параметры используемых в работе узлов и механизмов;

— порядок работы с профильной документацией, в том числе технического характера;

— разновидности ремонта автомобильной электроники;

— системы прокладки и соединений проводов и узлов;

— правила тестирования и диагностики автомобильной электроники;

— особенности электрооборудования в автомобилях различных производителей;

— правила применения инструментов и аппаратуры в работе с автомобильной электроникой;

— стандарты сдачи своих инструментов и приборов в ремонт, а также их последующей приемки;

— теоретические принципы функционирования автомобиля и его электронных составляющих;

— критерии, по которым оцениваются результаты его работы;

— актуальные нормы в сфере технической и противопожарной безопасности.

Автоэлектрик руководствуется следующими положениями:

— профильными законами и правилами;

— информацией из этой инструкции.

Автоэлектрик отвечает за выполнение следующих обязанностей:

Выполнение диагностики и тестирования автомобильной электроники.

Обеспечение ремонта электроники и электрооборудования в автомобиле.

Проведение профилактического осмотра автомобильного электрооборудования (датчиков, блоков, проводки и других составляющих).

Замена старой и испорченной автомобильной электроники на актуальные новые образцы.

Осуществление текущего контроля за качеством выполняемых операций.

Обеспечение сохранности автомобиля, ремонтом которого он занимается.

Наблюдение за корректностью работы инструментов, оборудования и приспособлений, используемых при диагностике и ремонте автомобиля.

Взаимодействие с другими специалистами в процессе обслуживания автомобилей.

Соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности, принципов трудовой дисциплины.

Информирование руководства смены по обнаруженным в работе проблемным моментам.

Работа с необходимой в своей деятельности документацией.

Соблюдение норм эксплуатации рабочих инструментов и одежды.

Автоэлектрик несет ответственность за следующие проступки:

За невыполнение должностных обязанностей — в соответствии с положениями трудового законодательства.

За нарушения норм и законов, совершенные при выполнении своих трудовых функций, — в соответствии с принципами трудового и административного, а также уголовного права.

За ущерб, полученный фирмой по его вине, — в тех пределах, которые обозначены в документации работодателя и актуальном действующем законодательстве.

За автоэлектриком закрепляются права:

Предлагать мероприятия по улучшению рабочих процедур в зоне своей компетенции.

Получать от сотрудников фирмы информацию, востребованную в процессе выполнения должностных функций.

Знакомиться с проектами внутрифирменных решений, относящихся к его деятельности.

Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.

Получать за счет нанимателя фирменную одежду и рабочие принадлежности в порядке, закрепленном в соответствующей документации фирмы.

Содержание каждого из четырёх разделов зависит от условий работы и пожеланий работодателя. Во время разработки должностной инструкции для автоэлектрика необходимо уделить максимум внимания требованиям, предъявляемым к претенденту на должность, и кругу трудовых обязанностей, которые должен будет выполнять специалист.

ОКНЧАНИЕ СКРЫТОГО ДОКУМЕНТА

Организация труда специалистов по ремонту электрооборудования автомобиля включает в себя множество требований и правил, которые необходимо соблюдать для правильной и корректной работы сотрудников:

Соблюдение требований трудового законодательства, устанавливающего порядок режима труда и отдыха сотрудников.

Максимальное уменьшение воздействия на сотрудника вредных производственных факторов, таких как загазованность помещений, повышенный шум, опасность поражения электрическим током и незащищёнными подвижными элементами производственного оборудования.

Обеспечение максимальной освещенности поста по ремонту электрооборудования автомобиля.

Максимальное уменьшение травматизма сотрудников при работе на осмотровой канаве.

Обеспечение проведения основных мероприятий по гигиене и санитарии: вентиляция поста, уборка помещения, отопление, снабжение горячей водой, периодические медицинские осмотры сотрудников, соблюдение правил личной гигиены.

Соблюдение правил электробезопасности и противопожарной безопасности.

Обеспечение так называемой технической эстетики, которая предполагает высокую культуру производства.

Обеспечение рабочего места всеми необходимыми медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Техника безопасности при эксплуатации и ремонте генератора

Все виды электрооборудования, в том числе и генераторы являющиеся источником высокого напряжения, представляют собой фактор повышенной опасности. Поэтому техника безопасности при эксплуатации и ремонте генератора требует неукоснительного соблюдения. Все требования изложены в соответствующих инструкциях, с которыми необходимо ознакомиться перед началом работы. Мы же рассмотрим основные требования безопасности при эксплуатации и ремонте дизельных генераторов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

По окончании работы автоэлектрик обязан:

—     убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;

—     сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;

—     снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;

—     вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ;

—     покинуть территорию.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.

В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.

При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *