Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля

Человек, решивший заняться ремонтом автомобиля, должен ознакомиться сначала с правилами техники безопасности. На СТО любой новый работник вначале проходит инструктаж и только потом приступает к работе. Несоблюдение техники безопасности может вызвать трагические последствия, поэтому эти правила надо знать и выполнять.

Продолжение истории после рекламы

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При работе над машиной надо соблюдать осторожность и осмотрительность. Человек, приступивший к ремонту или мойке авто, обязан знать заранее, что будет делать и как избежать опасных ситуаций. Существуют правила, позволяющие избежать опасности при ремонте и обслуживании авто.

Общие требования безопасности

Ремонт и техническое обслуживание автомашины обязаны осуществляться в отведённых и оснащённых для этих целей местах, в которых имеются нужные инструменты, инвентарь и оборудование. Транспортное средство (ТС) накануне данной процедуры надо помыть и почистить.

Любой ремонт, техобслуживание, чистка и мойка осуществляются только над автомобилем. При этом надо проследить, чтобы не было вращательных движений частей машины. Для этого рычаг переключения передач ставят на самую низкую скорость, а само авто тормозят стояночным тормозом, а под ведущую колёсную пару ставят специальные упоры (башмаки). На авто с ДВС на бензине надо выключить зажигание. Если машина ездит на дизельном горючем, то перекрывают его поступление. На руль кладут табличку «Двигатель не пускать. Работают люди». Авто ремонтируют и обслуживают при выключённом ДВС. Иногда бывают ситуации, когда для ремонта нужен работающий ДВС.

При использовании подъёмника на управляющий механизм выставляют предупреждающую о ведении работ табличку. При этом обязательно надёжно фиксируют плунжер подъёмника упором, чтобы исключить его движение вниз. При поточном передвижении автомашин помещение обязано оснащаться свето-звуковыми сигналами, сообщающими работникам о перемещениях транспорта с одного поста на другой. Каждый пост оборудуют сигнальными обозначениями остановки в случае аварии.

Если надо провернуть коленчатый и карданный валы, следует проконтролировать включение зажигания для ДВС на бензине и посмотреть, как перекрыта подача горючего для движка на солярке. Рычаг коробки передач ставят на нейтральное положение, а рычаг ручного тормоза освобождают. По окончании всех работ ручной тормоз затягивают и устанавливают низшую передачу.

Знаете ли вы? Имеется гипотеза, что домкрат в старину использовали, чтобы ломать ворота осаждённых городов, поэтому его устройство было секретом.

Если надо снять какую-либо деталь с жидкостью, то сначала производится их слив. Трудно снимающиеся части и узлы снимают при помощи предназначенных для этого приспособлений (съёмников). При этом нельзя превышать максимально допустимую массу груза для подобных устройств или передвигать детали, не используя захваты, а просто замотав тросом или канатом. Снять и установить рессоры можно после разгрузки от веса машины, установив под шасси специальные подставки (козелки).

Если нужно произвести обслуживание высоко подвешенного автомобильного элемента, то следует использовать устойчивую стремянку или подставку. Когда работы ведутся под автомашиной, то ремонтнику в обязательном порядке надо использовать лежак.

Домкрат при подъёме авто в любых условиях обязан находиться на твёрдой поверхности. Если грунт недостаточно твёрдый, то под механизм для его устойчивого положения подкладывают доски.

При ремонте машины на обочине запрещено быть под авто, нарушив границу проезжей части. Ремонт дна кузова легковушек на поворотном стенде делается при надёжном закреплении, снятии батареи аккумулятора, сливе горючего из баков и жидкости охлаждения. При этом нужно хорошо закрыть горловину ДВС для поступления масла.

Если требуется продуть систему питания, то используют воздушный насос, работающий от системы подачи сжатого воздуха с влагоотделителем, и давление не должно быть выше 0,5 мПа. Тормозная система также проверяется на стендовых испытаниях, но иногда допускается использование площадки, размеры которой позволяют обезопасить людей и авто в случае неисправных тормозов.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мойка авто делается в определённых местах. Мыть вручную можно на участке, изолированном от источников тока и напряжения. Все находящиеся в этом месте осветительные приборы, провода и кабели, электродвигатели обязаны быть надёжно герметизированы. Здесь запрещено использование открытого огня. Мойщик машины надевает спецодежду. При работе с химическими моющими средствами необходимо использовать средства защиты (перчатки, респираторы, очки). Руки накануне по локоть смазываются защитными средствами, которые не обезжиривают кожу.

Рекомендуем для прочтения:

Ремонт кузова автомобиля без покраски

Ремонт обшивки салона автомобиля — возвращаем прежний лоск

Как правильно мыть машину: учимся вместе

Химчистка салона автомобиля: сухая и обычная химчистка

Все лестницы и поверхности, по которым передвигается работник, обязаны быть с шероховатостью и не скользить. При механизации мойки рабочий находится в кабине, которая защищает от воды. Моечная техника должна иметь управление, осуществляющее работу на 12 В. Магнитные пускатели и кнопки могут питаться от 220 В, если есть устройства для блокировки пускателей при открытии дверец шкафа, а все приборы надёжно гидроизолированы и заземлены.

Запрещено мыть авто быстро воспламеняющимися средствами. Содержание щёлочи в моющей жидкости не должно быть выше 5%. После обработки моющим всё промывается горячей водой. Элементы ДВС на этилированном бензине можно вымыть лишь после нейтрализации выпавшего тетраэтилсвинца керосином или прочими подходящими средствами.

Особое внимание уделяется машинам, перевозящим продукты. Для их обработки составляется утверждаемый местными органами саннадзора график. Каждую неделю делается дезинфекция транспорта по перевозке продуктов (мука, мясопродукты, хлеб). Каждые сутки проводится обработка машин, перевозящих мясо, субпродукты и рыбу, 1% раствором соды (кальцинированной). Затем следует промыть тёплой водой и вытереть насухо. Перед этим машину очищают от мелкого мусора.

Проводить дезинфекцию ТС, которые транспортируют продукты, необходимо как минимум каждую неделю. Перед этим их моют, а затем обрабатывают 2–3% раствором хлорки или 2% жидкостью хлорамина.

Если кузов внутри оббит оцинкованным железом, то дезинфекция проводится путём протирания тряпкой, которую смачивают в дезинфицирующей жидкости, а простые кузова ей обильно увлажняют. После 2–5 мин. всё смывают тёплой водой со шланга и осуществляют проветривание. Покрытие для продуктов моют щётками мыльным раствором с добавлением 1% соды. После промывают горячей водой и высушивают.

Ежедневно проводят уборку. Использованный при этом инвентарь тоже моется и дезинфицируется путём погружения на полчаса в 2% раствор хлорки или на 1 час в раствор хлорамина (2%). После его споласкивают тёплой водой и сушат.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

Авто является источником опасности для ремонтника. При самостоятельном ремонте автомобиля надо уделить внимание следующим моментам:

Соблюдать все требования техники безопасности при подъёме машины или её тяжёлых деталей. Риск падения существует всегда, и меры по своей защите надо предпринять заранее.Откручивая деталь под машиной, следует учитывать, что освободившаяся часть может оказаться слишком тяжёлой и нанести вам травму.Не следует упускать из виду движущиеся детали, с которыми есть возможность соприкоснуться — лопасти вентилятора, цепь ГРМ и прочее. Опасность также могут представлять пружины подвески или элементы, находящиеся под давлением (шланги, трубки).Стоит также проявлять осторожность к острым выступающим деталям, покрытым ржавчиной. Поранившись о них, в кровь вполне возможно занести инфекцию.Немалую опасность также представляют жидкости — отработанное масло, антифриз, серная кислота, находящаяся в аккумуляторе, и тормозная жидкость. Надо избегать их соприкосновения с кожей или слизистыми глаз. Для обмывания лобового стекла нередко используется метанол, который при попадании в органы дыхания наносит ущерб здоровью. Вред при вдыхании могут нанести выхлопные газы, хладагент кондиционера. А о возможности бензина легко воспламеняться также знают все.Любое авто является потенциально опасным источником электричества. Особенно в этом плане опасны гибриды и электромобили.Высокая температура двигателя опасна для ремонтника.

Частой ошибкой у неопытного ремонтника является откручивание крышки радиатора при неостывшем моторе. В такой ситуации горячий антифриз может буквально стрелять струёй в лицо человека и сильно обжечь глаза и кожу.

Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, надо выполнять следующее:

Надевать перчатки, лучше всего нейлоновые или латексные, с длинными рукавами или раструбами. Это защитит от агрессивных жидкостей, обжигающих кожу, и от порезов. Спецодежда для ремонта не должна свисать, чтобы не зацепиться под движущую деталь. Оптимальной одеждой для ремонта считается комбинезон.

Защищайте глаза специальными очками, когда работаете под авто или с электроинструментом и химвеществами.

Надевайте респиратор и организуйте хорошее проветривание гаража при работе с такой химией, как краска, растворители, эмульгаторы и другие вещества с резким запахом, сваркой. Никогда не распыляйте их в закрытом месте.

Гараж должен быть сух и чист. Укомплектуйте его инструментами и предметами, делающими работы безопасными (песок и огнетушитель, стенд, упоры козелки, домкрат и прочее). В гараже также надо иметь аптечку.

Ремонт авто выполняйте при остывшем моторе.

Не бросайте инструмент на крыше машины или под капотом. Он может упасть вам на голову.

Используйте джек-стенды. Для дополнительной безопасности, на случай, если стенд подведёт, надо дополнительно использовать домкрат или козелки. Лезть под машину, которую держит только домкрат без других удерживающих машину приспособлений, опасно.Надёжно фиксируйте авто. Под ведущую пару колёс всегда следует подкладывать упоры, например, деревянные бруски.

До начала работ под капотом надо открепить минусовую клемму аккумулятора.

Ремонт гибридного или электрического автомобиля надо делать с осторожностью к проводам, трубопроводам и элементам оранжевого цвета. В них находится сила тока, смертельная для человека.

Работая с топливной системой, помните, что металл может вызвать искру, которая приведёт к воспламенению. Этот иногда случается при выбивании некоторых железных деталей. Держите подальше от топлива и моторного масла источники огня и не курите.

При снятии тяжёлых деталей надо сначала предварительно узнать их вес и соразмерить свои силы. Последние лучше не переоценивать. При работе с тяжёлыми элементами безопаснее использовать помощника, а при снятии самой детали не держать под ней голову и тело.Перед работами следует запастись знаниями по ремонту автомобиля, а если их не хватает или предстоят работы повышенной опасности, то имеет смысл обратиться к специалистам.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Ниже приведена типовая инструкция по охране труда, утверждённая ещё в 1997 году.

Всем работникам предъявляются следующие требования:

Допуск к работам для новичка осуществляется после вводного инструктажа и медосмотра.Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажа на месте работ возложено на их непосредственного руководителя. Об этом записывается в соответствующий журнал регистрации, где руководитель и инструктированный работник ставят свои подписи. Причём повторное инструктирование проводят для всех рабочих раз в квартал.Руководство на протяжении трёх месяцев обучает новичка безопасным способам исполнения работ.При переводе работника с одного рабочего места на другое ему должен быть проведён новый инструктаж с записью в журнал.Руководство обеспечивает рабочих спецодеждой и защитными средствами, требуемыми для безопасности.Работник соблюдает инструкции, личную гигиену, трудовую и производственную дисциплину, правила эксплуатации техники, внутреннего распорядка, электробезопасности и предупреждает своих сотрудников о недопущении нарушений вышеперечисленных правил.В местах работ должна эффективно работать вентиляция, быть достаточно светло.Проводится обслуживание лишь того объекта, по которому было пройдено обучение и инструктаж.

Читайте также:  Тверь ремонт бытовой техники на 15 лет октября

Перед началом работы

До начала проведения ремонта и техобслуживания авто работник обязан:

Надеть спецодежду и обуть ботинки, достав их из места хранения. Волосы спрятать под головной убор, а одежду полностью застегнуть. Надо выставить на виду табличку с указанием «Двигатель не пускать, работают люди».Под колёса разместить приспособления для опоры, а машину поставить на низкую передачу.Проверить отсутствие вытекания масла, горючего, электролита и жидкости для охлаждения.Осмотреть инструмент, приспособления для ремонта и средства индивидуальной защиты. Ключи для закручивания гаек должны иметь необходимый размер и не иметь выемок, а также трещин. Раздвижные ключи не должны болтаться на подвижных участках.При выявлении неисправностей и разных недоработок надо обратиться к соответствующему руководящему лицу для принятия мероприятий по их устранению. Не начинать работ, пока не устранят неполадки.

Во время работы

При проведении ремонта и спецобслуживания необходимо придерживаться следующих правил:

Проследить за порядком на рабочем месте, удалить все вещи, которые могут мешать.Обратить внимание на наличие на электрической лампе сетки, которая обеспечивает безопасную работу данного устройства, исправность шнура и трубки изоляции. Проконтролировать напряжение переносных ламп и осветительных устройств в яме для осмотра — оно не должно превышать 12 В.Побеспокоиться о специальной лежанке, тележке или подстилке.Наблюдать, чтобы не было посторонних.Убедиться, чтобы не было в машине остатков горючего (в баке, бензопроводной системе).Проводить слив масла и жидкости из соответствующих устройств только в специально подготовленную для этого ёмкость. Не сливать горючее и растворители в канализационную систему.Соблюдать технику безопасности проведения сварки. Работая на станках для резки, шлифовки и обтачки деталей придерживаться соответствующих инструкций по эксплуатации.Не делать ремонт и осмотр под авто, которое находится на плоскости под уклоном. Если сложилась такая ситуация и избежать её нельзя, то поставить машину на тормоз при работе на самой низкой скорости, а под колёса разместить опору, вытянуть ключ зажигания, а кабину запереть.При съёме и установке агрегатов (мостов, колёс) поставить раму авто на козлы из металла, а под колёса поставить опору (клинышки).Домкрат ставить исключительно на твёрдую поверхность. Если грунт рыхлый, том под него подложить доски для придания устойчивого положения.Нельзя проводить работу, если машина стоит на домкрате без необходимых подставок для страховки.Перемещаться под авто и из-под него со стороны проезда. Нужно под ТС расположиться между колёсами вдоль машины.В случае необходимости использовать очки для защиты глаз.Материал для обтирки не оставлять после работы в помещении, а хранить в ящиках из металла, которые хорошо закрываются.Не приближаться к источнику огня, если одежда и руки запачканы бензином. Не курить и не использовать спички, зажигалки.Подкачивать шины сжатым воздухом следует только в определённом месте (клети). При этом следует обратить внимание, чтобы запорное кольцо попало в замковый паз диска.Для перемещения тяжёлых агрегатов и запчастей использовать исправно работающие устройства, которые обеспечивают неопасный подъём, погрузку-разгрузку и передвижение необходимых деталей.Не проводить никаких работ и осмотр под машиной, которая висит на тросе подъёмника.Перед проведением ремонта авто, которое стоит над ямой, для осмотра надо проверить, чтобы машина стояла на тормозе, проконтролировать надлежащую установку колёс и разместить под них распорные прокладки. Нужно также проследить за свободным доступом в яму и использовать только исправную лестницу, а также напольную решётку.Придерживаться правил работы с электроинструментами, если надо их использовать.Замену рессор производить только после поставки козелков под раму. Проверить правильность установки данной запчасти при помощи бородки или оправки. При сборке-разборке рессоры пользоваться соответствующими для того приспособлениями.Проявлять осторожность при использовании кувалды или молотка, чтобы не навредить себе и окружающим.Придерживаться всех правил при работе с подъёмным механизмом согласно инструкциям. При использовании подъёмника проследить за установкой пяток под ТС надлежащим образом. Работа с авто допускается только при поднятии его на необходимую высоту при выключенном устройстве для подъёма.При работе за верстаком нужно проконтролировать гладкость поверхности, которая также должна быть без трещин, заусенец, выемок и обита стальным листом.При работе с металлическими частями (рубке, чеканке и подобное) нужно защитить глаза специальными очками и поставить на верстаке сетки или щиты (высота не меньше 1 м), защищающие от отскакивающих металлических частичек. Пыль и остатки металла убирать только щётками. Сдувать их с верстака запрещено.При работе на заточном станке защитить глаза очками и использовать защитный экран. Проследить, чтобы подручник был зафиксирован, зазор между ним и абразивным кругом был до 3 мм. Запчасть для затачивания крепко прижимать к подручнику и плавно подносить к абразивному кругу.Не проводить ремонт деталей авто, которые движутся, и не располагаться под машиной при включённом ДВС.При проведении манипуляций возле крыльчатки вентилятора снять с него приводной ремень, чтобы избежать неприятностей.При выполнении ремонта несколькими работниками надо согласовать порядок выполнения работ.Во время запуска движка при открытом капоте проследить, чтобы рядом не было других лиц.При включении ДВС держать рукоятку таким образом, чтобы обхват всеми пальцами был с одной стороны.Во время обкатки ДВС на стенде нельзя регулировать его части, которые производят вращение.Не допускать создания загазованности воздуха в закрытом пространстве, обязательно позаботиться о проветривании.При работе с движком, который работает на этилированном бензине, придерживаться инструкции по работе с данным горючим.Не оставлять на рабочем месте горючее в объёме выше разрешённой нормы, а хранить все легковоспламеняющиеся материалы отдельно в установленном месте.Для того чтобы переместить авто на стоянку и для проверки тормозов, надо вызвать дежурного или водителя.Нельзя в качестве опоры под раму использовать кирпичи, дрова и другие подручные средства.

В аварийных ситуациях

В случае возникновения аварии надо выполнять следующее:

При появлении пожарной ситуации сразу же уведомить руководство и начать принимать меры по его тушению при помощи огнетушительных средств.При возникновении несчастного случая помочь пострадавшему освободиться от травмирующего предмета. При поражении током и оказании помощи пострадавшему проследить, чтобы не было соприкосновения с частями, находящимися под напряжением.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить руководству об инциденте.

По окончании работы

После окончания ремонтных работ надо сделать следующее:

убрать рабочее место и записать в журнал техсостояние оборудования;о неполадках и поломках оборудования сообщить соответствующему руководящему лицу;снять спецодежду и положить в шкаф или другое предназначенное для этого место;вымыть руки и лицо мылом;покинуть рабочее помещение

Техника безопасности при эксплуатации автомобиля

Автомобилист при эксплуатации авто должен следовать таким правилам техники безопасности:

Управлять автомобилем можно только лицам, имеющим права на вождение.Скорость передвижения в помещении не должна быть более 5 км в час.Запрещено спать в салоне авто при осуществляющем работу ДВС.Газовые выбросы машины достаточно токсичны, поэтому при включении ДВС в любом закрытом помещении позаботьтесь о вентиляции, отворите двери.При передвижении накатом не проводите включение зажигания — это может вызвать включение противоугонного устройства, что приведёт к блокировке вала рулевой колонки. Это может привести к тому, что машина станет неуправляемой.Каталитический нейтрализатор, находящийся в устройстве для выхода выхлопных газов, при работающем движке нагревается свыше 6000°С. Поэтому при осуществлении стоянки важно обратить внимание, чтобы под машиной не было сухой растительности или быстро воспламеняющихся материалов, топлива.Нельзя эксплуатировать транспортное средство при включении лампочки аварийного снижения давления масла. Допускается, чтобы она на пару секунд включалась только при включении ДВС. Данная ситуация также относится к лампочке, сигнализирующей о разрядке батареи аккумулятора. В некоторых случаях включение этой лампы происходит из-за замыкания проводки, что может стать причиной возгорания в отсеке для мотора и вызвать пожар.Накануне включения ДВС следует обратить внимание, чтобы машина была заторможена стояночным тормозом, а сам рычаг, который выполняет функцию переключения передач, находился в нейтральной позиции.Запуск ДВС осуществлять при помощи стартёра. Использовать рукоятку для пуска надо только в случае необходимости.

При запуске ДВС авто при помощи рукоятки для пуска следует придерживаться таких рекомендаций:

проводить поворачивание рукоятки в направлении сверху вниз;не брать её в обхват;во время регулирования угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;не использовать какие-либо рычаги, усилители и другие устройства, воздействующие на рукоятку пуска или храповик коленчатого вала;запрещается осуществлять запуск ДВС путём буксировки авто.

Знаете ли вы? В 2011 г. по РФ насчитывалось около 25 тыс. АЗС. Около половины из них принадлежит ВИНК.

Во время заправки ТС топливом на заправках запрещено:

курить сигареты и пользоваться спичками, зажигалками и другими источниками огня;осуществлять ремонт и регулировку автомобиля;проводить заправку машины при работающем ДВС;переливать бензин или другое горючее.

При ремонте и обслуживании автомобиля следует соблюдать правила безопасности, записанные в инструкциях. На предприятиях за этим следит непосредственное руководство, а если владелец авто сам решил отремонтировать своё авто, то он сам и должен позаботиться о безопасном проведении этих работ. При работах с тяжёлыми элементами надо пригласить помощника, а в случае повышенной опасности работ лучше обратиться к специалистам.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

1.1. Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей.

1.2. К выполнению работы по ремонту автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеющие необходимую профессиональную подготовку;
  • прошедшие обучение и стажировку на рабочем месте;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие инструктажи по охране труда;
  • получившие допуск к самостоятельной работе.

1.3. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда.

Читайте также:  Статья содержит рекомендации по пожарной безопасности при работе и обслуживании транспортных средств

1.4. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Работник, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по ремонту автомобилей, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • пользоваться спецодеждой;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения. Курить допускается только в местах, предназначенных для этого;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

1.7. Работник должен знать:

  • инструкцию по охране труда при ремонте автомобилей;
  • требования охраны труда;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • знать правила применения первичных средств пожаротушения и правила поведения при пожаре;
  • устройство и назначение различных автомобилей, в том числе и специальных;
  • правила безопасности при сборке автомобилей, ремонте деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента и меры безопасности при работе слесарным инструментом;
  • вредные и опасные факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье работника;
  • правила применения спецодежды и СИЗ.

1.8. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы по ремонту автомобилей на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха;
  • повышенная концентрация паров топлива в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;
  • неблагоприятные микроклиматические условия;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др;
  • вывешенная масса автомобиля при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
  • физические перегрузки;
  • неудобная рабочая поза.

1.11. Работникам, выполняющим работу по ремонту автомобилей, полагается следующая спецодежда и СИЗ:

1.12. Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.

1.14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работнику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работ по ремонту автомобиля работник должен надеть спецодежду, спецобувь и СИЗ.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места. Если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.

2.4. Перед установкой на пост для технического обслуживания и ремонта автомобиль должен быть очищен от грязи, снега и вымыт.

2.5. Автомобиль, установленный на напольный пост, должен быть закреплен установкой под колеса упорных колодок и заторможен стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче.

2.6. Перед тем, как приступить к работе под автомобилем, на рулевое колесо необходимо повесить знак безопасности с надписью «Двигатель не запускать, работают люди!».

2.7. Перед обслуживанием автомобиля, поднятого на подъемнике, на механизме управления подъемником следует вывесить знак безопасности с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.8. Перед ремонтом днища автомобиля на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо надежно закрепить автомобиль, слить бензин из топливного бака и охлаждающую жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.9. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами смазки и охлаждения автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость, не допуская их расплескивания и проливания.

2.10. Перед началом работы нужно осмотреть инструмент, машины, механизмы, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности.

2.11. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. При этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. При отворачивании и заворачивании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.

2.12. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.13. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.

2.14. Поверхности металлических ручек клещей должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев).

2.15. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук, ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

2.17. Работать инструментом, рукоятки которого посажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец, запрещается.

2.18. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.

2.19. Перед использованием режущего инструмента следует проверить его состояние и надежность крепления. Использование режущего инструмента с дефектами не допускается.

2.20. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места.

2.21. Переносные светильники должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении ремонтных работ следует пользоваться только исправным инструментом.

3.2. Ручной слесарный инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.

3.3. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.

3.4. Для предотвращения возможности попадания в глаза твердых частиц при работе инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками.

3.5. При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие меры безопасности:

  • установить под колеса, которые не предполагается поднимать, упорные колодки;
  • при вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, подложить широкую деревянную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении;
  • подъем автомобиля следует осуществлять плавно, без рывков;
  • при выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки; нельзя применять для этой цели случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.);
  • при установке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля следует применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации ремонтируемого автомобиля;
  • увеличивать высоту козелков с помощью досок, кирпичей и других посторонних предметов запрещается.

3.6. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.7. Для работы в положении лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.8. Для отворачивания и заворачивания гаек и футорок крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует пользоваться специальными ключами. При этом нужно занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.9. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью стравлен. Запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, с помощью кувалды или молотка.

3.10. При монтаже шины на диск колеса замочное (стопорное) кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой, при этом следует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей слесаря от удара при выскакивании замочного кольца.

3.11. Во время работы спереди и сзади автомобиля, а также для перехода через смотровую яму следует пользоваться переходными мостками, а для спуска в яму и подъема из нее — специально установленными в ней лестницами.

3.12. При пользовании гаечными ключами во время смазочно-заправочных работ следует остерегаться соскальзывания ключа, правильно накладывать ключ на гайку.

3.13. При необходимости проворачивания карданного вала автомобиля или коленчатого вала двигателя нужно убедиться в том, что зажигание выключено или перекрыта подача топлива на автомобиле с дизельным топливом, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

Читайте также:  Проведение диагностики и ремонта различных видов радиоэлектронной техники

3.14. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после удаления (слива) этих жидкостей.

3.15. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдать следующие меры безопасности:

  • детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, разрешается промывать только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в нейтрализующей жидкости;
  • промывку деталей следует осуществлять при включенной вентиляции;
  • после мойки деталей щелочным раствором обязательна их промывка горячей водой.

3.16. Нужно помнить о том, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.17. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга. Не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.18. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой). Пробку нужно открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону работника.

3.19. При ремонте топливной аппаратуры продувку клапанов, трубок, жиклеров необходимо производить воздухом с помощью насоса. Не следует продувать их ртом.

3.20. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке при условии обеспечения безопасности людей в случае неисправности тормозов.

3.21. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

3.22. Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

3.23. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.24. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается. При этом аккумуляторные пробки должны быть открыты. Во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание химического ожога лица брызгами электролита.

3.25. При запуске двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

3.26. При запуске двигателя пусковой запрещается применять дополнительные рычаги, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

3.27. При работе с паяльной лампой нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • паяльную лампу перед разжиганием следует проверить. Лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем;
  • наливать в резервуар паяльной лампы керосин или бензин не более чем на 3/4 его вместимости;
  • заполнять лампу только той горючей жидкостью, для работы на которой она предназначена;
  • заворачивать пробку наливной горловины не менее чем на четыре нитки;
  • не накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание ее взрыва;
  • не разжигать паяльную лампу путем подачи горючего на горелку;
  • стравливать давление воздуха из резервуара лампы через наливную пробку только после того, как лампа погашена и ее горелка остыла;
  • не наливать и не выливать горючее, не разбирать лампу вблизи огня.

3.28. Пайку или сварку емкостей из-под ГСМ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки (например, пропаривания).

3.29. Работающий с ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:

  • I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
  • II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
  • III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.

3.30. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.

3.31. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.

3.32. При пользовании электроинструментом его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. Кабель по возможности нужно подвешивать.

3.33. Устанавливать рабочую часть электроинструмента в патрон и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент следует только после отключения его от сети штепсельной вилкой и полной остановки.

3.34. Удалять стружку или опилки руками во время работы электроинструмента запрещается. Стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.

3.35. При работе электродрелью предметы, подлежащие сверлению, необходимо надежно закреплять.

3.36. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.

3.37. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

3.38. При работе ручным пневмоинструментом нужно знать и выполнять следующие требования безопасности:

  • для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Не следует использовать шланги, имеющие повреждения;
  • присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается;
  • на воздухоподводящем трубопроводе должна быть запорная арматура, подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре;
  • клапан включения пневматического инструмента должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздух в закрытом положении;
  • шланг, подводящий сжатый воздух к пневмоинструменту, должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение их тросами, кабелями и рукавами газосварки;
  • при работе пневматическим инструментом держать его за рабочую часть запрещается. Переносить пневматический инструмент разрешается только за рукоятку. Использовать для этой цели шланг или рабочую часть инструмента нельзя;
  • при перерывах в работе, обрыве шлангов и всякого рода неисправностях следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

3.39. При работе на ручных ножницах нужно выполнять следующую последовательность выполнения операций и меры предосторожности:

  • положить лист на стол до упора;
  • одной рукой прижать лист к поверхности стола, другой рукой опустить рычаг-ножедержатель.

3.40. Во время резки металла на ножницах нужно следить за плотным прилеганием листа к столу ножниц, а также за состоянием ножей: ножи должны быть сухими.

3.41. При заточке слесарного инструмента и деталей на заточном станке нужно соблюдать следующие требования безопасности:

  • для защиты людей в случае разрыва абразивного круга он должен быть заключен в стальной защитный кожух с открытой частью, необходимой для работы;
  • работа со снятым кожухом и нахождение в плоскости вращения круга запрещается;
  • затачиваемый предмет должен подводиться плавно, без ударов. Нажимать на круг следует без усилий;
  • не допускается тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
  • обрабатывать мелкие детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук;
  • для предупреждения несчастных случаев, связанных с вырыванием обрабатываемой детали из рук, необходимо деталь устойчиво располагать на подручнике и надежно удерживать в руках;
  • заточный станок с горизонтальной осью вращения круга должен быть оборудован защитным экраном со смотровым окном;
  • для предупреждения травмирования глаз отлетающими с большой скоростью твердыми частицами необходимо пользоваться защитными очками.

3.42. При управлении грузоподъемной машиной с пола (например, при снятии двигателя с автомобиля), строповке и перемещении груза нужно выполнять следующие требования безопасности:

  • обвязку груза нужно производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных его частей и обеспечить устойчивое положение при перемещении;
  • при подъеме и опускании груза вблизи частей оборудования нельзя находиться самому и следить, чтобы не было других людей между грузом и частями оборудования;
  • при обнаружении неправильной и ненадежной обвязки груза его следует опустить и произвести строповку вновь;
  • груз нужно поднимать плавно, без раскачивания. Нельзя перемещать груз над людьми.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 112, предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара, действовать согласно пожарной инструкции по спасению людей и имущества.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03 или 112. Сообщить администрации о произошедшем случае.

4.4. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную мед. помощь и сообщить о случившемся руководителю, действовать по его указанию.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ по ремонту автомобиля следует:

  • отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию;
  • привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место;
  • если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;
  • снять спецодежду, спецобувь, СИЗ и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
  • умыться и вымыть руки с антибактериальным моющим средством;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *