Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Техника безопасности при ремонте.

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается. Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости. При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается. Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня. Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца. Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке. При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом. Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют. Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего. Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д. Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом. Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора. Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.

Автор — bora227

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

Требования безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей

К управлению, техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются водители и ремонтные рабочие, обязательно прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых необходимых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил охраны труда.

Сжатый нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ) пожароопасны, а в смеси с воздухом при определенном соотношении количества их паров и количества воздуха — взрывоопасны.

Свойства сжиженного и сжатого газов обусловливают необходимость соблюдения при эксплуатации и ремонте газобаллонных автомобилей определенных правил.

Запрещается эксплуатация, а также постановка автомобиля на стоянку с утечкой газа и другими неисправностями аппаратуры. Такие неисправности должны быть немедленно устранены квалифицированными специалистами в оборудованных для этой цели цехах.

К эксплуатации допускаются только баллоны, своевременно прошедшие испытания. Испытанию подвергаются также корпус редуктора, редуктор в сборе, вентили и предохранительный клапан.

Газовые баллоны для хранения СПГ должны быть окрашены масляной краской красного цвета, иметь обозначение параметров (объем, предельное давление), надпись «Огнеопасно» и клеймо с датой последнего и последующего испытаний (проводятся 1 раз в 2 года). При необходимости проведения ремонта для устранения утечки газа выпуск газа осуществляется на специальном посту АТП для слива газа и дегазации газовых баллонов.

Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо на несколько минут поднять капот, чтобы проветрить отсек двигателя, проверить состояние установленной на двигателе газовой аппаратуры и ее соединений.

Для обеспечения безопасности при выполнении ТО газобаллонных автомобилей нужно соблюдать следующие правила.

После окончания работы надо обязательно проверять наружную герметичность газовых баллонов и внутреннюю герметичность расходных вентилей. Для этого автомобиль поступает на контрольный пост проверки его технического состояния, а затем на пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Только при их исправности автомобиль направляется (через пост мойки) на последующие посты технического обслуживания газовой аппаратуры. Эти посты размещены в отдельном, специально оборудованном помещении с включенной приточно-вытяжной вентиляцией.

Регулировка системы питания и зажигания, проверка и ремонт газовой аппаратуры должны осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. В целях исключения искрообразований не допускаются удары при отвертывании болтов, гаек, штуцеров во время ремонта газовой аппаратуры. Проверять электрооборудование на автомобиле следует при плотно закрытых вентилях.

По окончании обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль переводят на общие посты или линии для обслуживания автомобиля в целом. При этом въезд, перемещение автомобиля по общим постам или линиям и выезд из помещения, в котором они расположены, должны осуществляться только при работе двигателя на бензине. Если на посту проверки герметичности газовой аппаратуры обнаружена неисправность (потеря герметичности) газового баллона СНГ, автомобиль направляется на пост слива газа.

После слива или выпуска газа нужно произвести дегазацию газовых баллонов или их арматуры. При необходимости ремонта с применением сварки должно быть получено соответствующее разрешение. После сварки требуется внеочередное освидетельствование баллонов. Перед сваркой, а также перед горячей сушкой или после окраски баллон следует продуть нейтральным газом (азотом).

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле его следует тушить утлекислотными огнетушителями, песком или струей воды под давлением. Одновременно нужно закрыть расходный вентиль и увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее израсходовать газ из системы питания.

Читайте также:  Эвм сервис нижнекамск ремонт бытовой техники телефон

Сжиженный природный газ (СЖПГ). В процессе эксплуатации автомобили должны ежедневно подвергаться осмотру для проверки герметичности газовой аппаратуры и ее исправности на контрольных постах при выпуске на линию и приемке с линии. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь ее негерметичность) должны устраняться квалифицированными работниками в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

При запотевании наружной оболочки газового баллона (потеря вакуума в теплоизоляционной полости) агрегат подвергается ремонту на заводе-изготовителе.

Криогенный баллон, установленный на автомобиле, должен быть окрашен защитным лаком серого цвета, иметь табличку с указанием параметров и надпись «Метан». Очередное освидетельствование баллона в установленный срок производится 1 раз в 2 года.

Не разрешаются эксплуатация и въезд в производственные помещения автомобилей с неисправной газобаллонной арматурой при наличии в ней газа. Неисправные автомобили могут храниться на открытых площадках без навесов. В тех случаях, когда устранение утечки газа или другого дефекта требует ремонта или регулировки криогенного баллона, жидкий метан должен быть из баллона израсходован при работе двигателя или слит в баллоны других автомобилей, в цистерну газозаправщика или специальный криогенный сосуд общепромышленного назначения. Слив газа должен проводиться на заправочной площадке при участии штатного оператора или специально обученного ответственного лица.

Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только от специального газозаправщика или от другого автомобиля на выделенной и оборудованной площадке. Заправку (слив) газа можно проводить только при неработающем двигателе. Зона заправки должна быть оборудована защитным бетонным валиком.

Запрещается наполнять криогенный баллон автомобиля в следующих случаях:

Пускать двигатель можно на топливе только одного вида: газе или бензине. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя осуществляется с помощью горячей воды или пара. При температуре ниже -10 °С пуск и прогрев двигателя проводятся на бензине с последующим переходом на газовое топливо. Запрещается работа двигателя на смеси двух топлив — бензина и газа.

Для устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях, а также нагреве газовых испарителей можно использовать горячую воду или пар. Запрещается пользоваться средствами подогрева с открытым пламенем.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, а также при техническом обслуживании необходимо снизить давление в баллоне до атмосферного, используя вытяжную трубу на участке заправки, подключив дренажный шланг и открыв дренажный вентиль, закрыть вентили на баллоне, израсходовать газ из системы питания. Затем надо выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею. Запрещается ставить автомобиль на длительную стоянку с открытым вентилем на баллоне. Следует иметь в виду, что продолжительность стоянки автомобиля без выпуска газа через предохранительный клапан зависит от начального давления и от количества газа в баллоне.

Не разрешается ставить автомобиль на длительную стоянку с баллоном, наполненным жидким метаном, при неисправном предохранительном клапане.

Не разрешается закрывать линейный вентиль на баллоне после остановки двигателя. При этом необходимо выждать не менее 5 мин для испарения жидкого остатка метана в испарителе газовой системы питания автомобиля и автоматического удаления лишней массы газа обратно в криогенный бак через линейный вентиль и электромагнитные клапаны.

Ремонт и обслуживание газобаллонных автомобилей, работающих на газовом топливе, должны проводиться отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями. При ремонте газовой аппаратуры необходимо проявлять осторожность с тем, чтобы не допускать искрообразования при отвертывании гаек, болтов, штуцеров.

Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно закрыть все вентили и тщательно проверить пространство под капотом и в зоне расположения газового баллона.

Регулировать системы питания и зажигания автомобилей, работающих на СЖПГ, а также проверять и ремонтировать газовую аппаратуру следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует в соответствии с заводскими инструкциями.

Не разрешается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, пускать двигатель и работать при наличии утечек газа, останавливать газобаллонный автомобиль вблизи открытого пламени или подносить к автомобилю источники открытого пламени или освещения, пайки, проверки герметичности соединений газопроводов и арматуры, для этой цели следует использовать мыльную воду.

В случае возникновения пожара на автомобиле нужно выключить зажигание, отключить аккумуляторную батарею и закрыть все вентили на баллоне. Тушить пожар необходимо огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон с газом следует обильно поливать холодной водой для исключения возможности повышения в нем давления.

В случае аварийной разгерметизации криогенного баллона, газовых трубопроводов или приборов, находящихся под давлением, срабатывания предохранительных клапанов в аварийном режиме нужно немедленно выключить зажигание, остановить автомобиль и закрыть расходный вентиль на баллоне. Затем необходимо принять меры, исключающие приток выходящего газа. После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжать работу на бензине.

Следует иметь в виду, что жидкий метан, выходящий в виде газа, образует облако, стелящееся по земле и быстро улетучивающееся в атмосферу; жидкий метан, имеющий температуру -161,4 °С, интенсивно кипит на поверхности и также образует белое газовое облако.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Проверка технического состояния автомобилей и агрегатов

Техническое состояние автомобиля и его агрегатов следует проверять в основном при неработающем двигателе и заторможенных колесах, за исключением опробования тормозов, проверки работы систем питания и зажигания.

При осмотре допускается пользоваться переносной лампой с предохранительной сеткой на напряжение не выше 42 В. Если работа производится в осмотровой канаве, то переносная лампа должна быть напряжением не выше 12 В.

Для испытания тормозной системы на стенде необходимо с целью исключения самопроизвольного скатывания автомобилей с валиков стенда закреплять его цепью или тросом. Испытывают тормозную систему на ходу на площадке с твердым, сухим, ровным, обеспечивающим хорошее сцепление покрытием. Регулировать тормозную систему допускается только после полной остановки автомобиля и при выключенном двигателе. После регулировки водителю следует убедиться, что лица, проводившие регулировку, находятся в безопасной зоне, и лишь после этого можно запускать двигатель и трогать автомобиль с места.

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте

Каждый
водитель, участвующий в работах по
техническому обслуживанию и ремонту
автомобилей, должен пройти дополнительный
инструктаж по безопасным приёмам труда.
Водитель, допущенный к таким работам,
обязан выполнять соответствующие
требования. Требования эти таковы:

техническое
обслуживание и ремонт машин разрешается
проводить только в специально
предназначенных для этого местах,
оснащённых всем необходимым оборудованием
для поднятия кузова, подъёмным механизмом
с последующей установкой под кузов
козелков;

при
выполнении работ снизу автомобиля вне
осмотровой канавы, эстакады или подъемника
применять лежаки;

соблюдать
правила пользования слесарными
инструментами, не применять неисправный,
изношенный или несоответствующего
размера инструмент; для дополнительного
освещения пользовать­ся в смотровых
канавах переносными лампами от сети
напряже­нием не выше 12 В, а на подъемниках,
эстакадах — не выше 36 В;

транспортировать
узлы и aгpeгaты, весящие более 20 кг, только
на тележках или автопогрузчиках
(предварительно убедившись в их
исправности);

при
снятии двигателя, коробки передач
заднего моста, радиато­ра и других
агрегатов и узлов необходимо предварительно
сливать из них масло и воду в специальные
резервуары, не допуская при этом
расплескивания.

Испытания
тормозов могут быть стендовые и ходовые.
При стендовых испытаниях машину
необходимо надежно закре­пить на
стенде, чтобы воспрепятствовать
самопроизвольному скатыванию его с
валиков стенда. Испытание тормозов на
ходу должно проводиться на специально
отведенной ровной площадке с твердым
покрытием. Размеры площадки должны
исключать возможность (при неисправности
тормозов) наезда автомобиля на людей и
препятствия. Площадка должна иметь
разметку, указывающую нача­ло тормозного
пути.водителю разрещается проводить
испытания тормозов на ходу только тогда,
когда лица, участвующие в испытаниях,
находятся в машине или стоят в стороне
(сбоку) от неё.

Читайте также:  Инструменты и приспособления для ремонта техники

При
регулировке тормозов двигатель должен
быть выключен. Запрещается пускать
двига­тель и начинать движение до
получения разрешающего сигнала от лица,
проводящего регулировку.

При
выполнении работ, связанных с техническим
обслужива­нием шин, необходимо
соблюдать следующие основные требова­ния
техники безопасности:

без
демонтажа шину следует подкачивать,
если давление воз­духа в ней снизилось
не более чем на 40 % от нормы и если есть
уверенность в том, что из-за уменьшения
давления нарушилась правильность
монтажа шины;

шину
снятого колеса следует подкачивать с
приме­нением ограждений или
приспособлений, предупреждающих срыв
замочного кольца. При накачивании шины
в пути колесо необхо­димо положить
замочным кольцом вниз;

давление
воздуха необходимо проверять только
на остывших шинах;

при
демонтаже шины воздух из камеры должен
быть пол­ностью выпущен;

перед
монтажом шины необходимо проверить
состояние обода.

Нельзя
монтировать шины на ржавый или имеющий
вмятины,

трещины
и заусенцы обод;

в
начале накачивания шины необходимо
убедиться в том, что замочное кольцо
надежно и равномерно вошло в углубление
обода.

При
выполнении работ с аккумуляторными
батареями нужно соблюдать следующие
меры техники безопасности:

при
снятии, транспортировании и техническом
обслуживании аккумуляторных батарей
следует остерегаться попадания
электролита на тело и одежду; если же
электролит попал на тело, не­медленно
обмыть пораженные места содовым раствором
или при отсутствии его теплой водой, но
ни в коем случае не обтирать их всухую;

при
транспортировании аккумуляторных
батарей пользоваться тележками с
гнездами по размерам батарей;

для
проверки напряжения аккумуляторных
батарей пользо­ваться только нагрузочной
вилкой.

Основные
требования техники безопасности
заключаются в следующем. Участок разборки
должен иметь прочные несгораемые стены.
Полы на участке должны иметь ровную
(без порогов), гладкую, но не
скользкую удароустойчивую,
не впитывающую нефтепродукты поверхность.
Их необходимо систематически очищать
от смазки и грязи. Потолки и стены следует
закрашивать краской светлых тонов.

Оборудование
должно быть расставлено с соблюдением
необходимых промежутков. Нельзя допускать
скопления на участке большого количества
агрегатов и деталей. Запрещается
загромождать проходы и подходы к доскам
с пожарным инструментам и огнетушителям.

Агрегаты
и детали, соприкасавшиеся во время
работы с этилированным бензином, следует
предварительно промывать керосином в
специальных ваннах, имеющих местный
отсос. Агрегаты и детали имеющие массу
долее 10 кг необходимо снимать,
транспортировать и устанавливать при
помощи подъемно — транспортных средств.
Усилие при подъеме груза механизмом
должно быть направлено вертикально.
Подтаскивание грузов краном запрещается.
Разбирать агрегаты, имеющие пружины
(передняя независимая подвеска, сцепление,
клапанный механизм) разрешается на
специальных стендах или при помощи
приспособлений обеспечивающих безопасную
работу. При выпрессовке деталей, имеющих
неподвижную посадку, на прессах, последние
следует снабжать защитными решетками.
Для обеспечения электробезопасности
каждое производственное помещение
окольцовывают лентой заземления,
расположенной на 0,5 м от пола и снабженной
надежными контактами. Сопротивление заземления
в любом месте не должно превышать 4 Ом.
Все корпуса электродвигателей, а также
металлические части оборудования,
которые могут оказаться под напряжением,
должны быть или заземлены.

Переносной
электроинструмент можно применять при
условии его исправности при напряжении
не более 36 В. Если переносной инструмент
превышает 36 В, то он должен выдаваться
вместе с защитным приспособлением
(диэлектрические перчатки, обувь, коврики
и др.).

Общее
освещение может иметь любое напряжение,
освещение столов — 36 В, переносные лампы
— 12 В. Применение ламп без арматуры
запрещено. Использованный обтирочный
материал необходимо складывать в
металлические ящики с крышкой. В конце
смены ящик следует очищать во избежании
самовозгорания обтирочного материала.

Операции
по техническому обслуживанию автомобилей
нужно выполнять в

специально
отведенных, оборудованных, огражденных,
и обозначенных местах

(постах)
Рабочие места и посты, в помещениях для
ремонта автомобилей должны обеспечиваться
безопасными условиями труда для
работающих и быть

соответствующим
образом ограждены. На одного рабочего
положено не менее 45 квадратных метра и
объемом помещения не менее 15 кубических
метров. Ворота рабочих помещений должны
открываться наружу, иметь фиксаторы,
тепловые завесы, тамбуры. Выезды из
производственных помещений выполняются
с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов,
ступенек, выступов.

Производственные
помещения должны соответствовать
требованиям технической этике. Так же
посты должны быть обеспечены
предупреждающими

При
проведении всех работ, связанных с
уходом за автомобилем и его техническим
обслуживанием, надо строго соблюдать
необходимые меры безопасности, имея в
виду, что автомобиль является средством
повышенной пожарной, экологической и
функциональной опасности. В помещении
мастерской всегда поддерживать порядок,
не оставлять замасленных тряпок,
способных вызвать самовозгорание,
содержать электропроводку в исправном
состояние, применять переносные лампы
напряжением не более 12 В. В помещениях,
где обслуживаются автомобили, не хранить
бензин, баллоны с газом, краску и другие
легковоспламеняющиеся вещества и
предметы, не использовать газовые
горелки и паяльные лампы, имеющими
открытый факел огня, а также не применять
самодельные электроподогревающие
устройства и не курить.

При
продувке гидропривода тормозной системы
автомобиля, а также при заливке тосола,
оказывающего отравляющее действие на
организм человека, не подсасывать его
через шланг ртом, а использовать
магистральный сжатый воздух или насос
для подкачки шин.

Применяемый
при работах инструмент должен содержатся
чистом и исправном состояние. При работах
выполняемых электроинструментом
соблюдать правила техники безопасности.

Слесарно-монтажные
инструменты, применяемые на постах,
должны быть исправными. Не допускается
использование ключей с изношенными
гранями и несоответствующих размеров,
применение рычагов для увеличения плеча
гаечных ключей, а также применение зубил
и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки
отвёрток, напильников, ножовок и так
далее должны быть изготовлены из
пластмассы или дерева, иметь гладкую,
ровно зачищенную поверхность.

Деревянные
рукоятки во избежание раскалывания
должны иметь металлические кольца.
Впрессовывать втулки, подшипники и
другие детали следует при помощи прессов
и специальных съёмников. Съёмники должны
прочно и надёжно захватывать детали в
месте приложения усилия.

Осмотровые
канавы должны иметь направляющие
предохранительные борта и содержатся
в чистоте. Неиспользуемые осмотровые
канавы должны быть огорожены или закрыты.
Автомобили должны въезжать на канаву,
когда в ней нет людей.

При
постановке автомобиля на пост технического
обслуживания или ремонта необходимо
на рулевое колесо повесить табличку с
надписью:

“Двигатель
не пускать – работают люди !”. Автомобиль
при этом должен быть заторможен ручным
тормозом и включением первой передачи
в коробке передач.

При
обслуживании автомобиля, установленного
на подъёмнике, необходимо на механизме
управления подъёмником укрепить табличку
с надписью: “Не трогать – под автомобилем
работают люди !”. Во избежания
самопроизвольного опускания гидровлического
подъёмника нужно после подъёма автомобиля
откинуть предохранительные стойки или
вставить штыри в отверстия предохранительных
труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.

Перед
началом работ на автомобиле – самосвале
с поднятым кузовом надо устанавливать
упорную штангу, предотвращающую опускание
кузова. При техническом обслуживании
и ремонте автомобиля со снятыми колёсами,
вывешенного на домкратах, талях и кранах,
разрешается приступать к работе только
после установки автомобиля на подставки
(козелки), при этом под неснятые колёса
должны быть подложены упоры. Подставки
должны быть прочными и надёжными (только
металлическими).

При
подъёме и транспортировании агрегатов
нельзя находится под поднятыми частями
автомобиля. Запрещается снимать,
устанавливать и транспортировать
агрегаты при зачаливании их тросом и
канатами без специальных захватов.
Тележки для транспортирования должны
иметь стойки и упоры, предохраняющие
агрегаты от падения и перемещения по
тележке.

Для
осмотра автомобиля применяют переносные
безопасные электролампы напряжением
до 36 вольт с предохранительными сетками,
при работе в осмотровых канавах напряжение
не должно превышать 12 вольт. Ручные
электроинструменты (дрели, гайковёрты)
надо присоединять к сети только через
штепсельные розетки с заземляющим
контактом. Провода электроинструментов
нужно подвешивать, не допуская
прикосновения их с полом.

Приёмку
автомобиля на ходу и проверку тормозов
следует производить вне помещения;
пускать двигатель и трогаться с места
разрешается только по получении сигнала
от рабочего, производящего регулировку.

Вождение
автомобиля на территории автохозяйства,
в том числе и пробование автомобилей
после ремонта и регулировки, разрешается
только лицам, имеющим удостоверение
шофёра. Скорость движение не должна
превышать: на подъездных путях и проездах
– 10 км/ч, в производственных помещениях
– 5 км/ч. обгон одного автомобиля другим
на территории автохозяйства запрещается.

Монтаж
и демонтаж шин надо производить на
специально выделенных местах. Накачивать
шины воздухом следует в ограждённом
месте или с применением устройств,
предохраняющих рабочих от несчастных
случаев при выскакивании замочного
кольца или разрыве покрышки. При
накачивании следить за показаниями
манометра, не допуская давление воздуха
в шине сверх установленной нормы.

Техника
безопасности при заправке автомобиля
топливом.

Топ­ливо
легко воспламеняется от любых источников
огня, поэтому при заправке топливозаправочной
станции водитель обя­зан строго
соблюдать правила безопасности: заливать
топливо в бак только при неработающем
двигателе; не отходить от машины; в
радиусе 15 м от места заправки не курить;
не про­водить в зоне заправки какие-либо
ремонтные работы.

Заправляя
машину топливом, водитель должен
находиться с наветренной стороны. Если
необходимо заправить автомобиль в пути
топливом из канистр или бочек, следует
пользоваться шлан­гом, ручным насосом
для перекачивания топлива, воронкой и
вед­ром. При заправке автобусом
водитель не должен допускать раз­лива
топлива. Облитые топливом части машины
надо немедлен­но протереть насухо, а
пролитый на землю бензин — засыпать
песком.

При
зимней эксплуатации автобусов иногда
в качестве охлаждающей жидкости применяют
антифризы, содержащие этиленгли­коль.
При работе с антифризом необходимо:
остерегаться попада­ния антифриза
внутрь организма, так как этиленгликоль
может вы­звать тяжелое отравление;
заполнять систему охлаждения не бо­лее
чем на 95 % ее емкости, потому что антифриз
обладает большой способностью к объемному
расширению; перед заполнением антифризом
системы охлаждения промыть ее щелочным
раствором, так как попадание в антифриз
даже небольшого количества нефтепро­дуктов
приводит к его вспениванию и выплескиванию.

1 Инструкция по охране труда автослесаря

Общие требования
по безопасности

1. К
самостоятельной работе автослесарем
допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие
профессиональную подготовку и прошедшие:


вводный инструктаж и инструктаж на
рабочем месте;


обучение безопасным методам труда и
проверку знаний по охране труда.

К работе с
электроинструментом и оборудованием
допускаются работники, прошедшие
соответствующее обучение и инструктаж,
имеющие 2-ю группу по электробезопасности.


соблюдать нормы, правила и инструкции
по охране труда, пожарной безопасности
и правила внутреннего трудового
распорядка;


правильно применять индивидуальные и
коллективные средства защиты, бережно
относиться к выданным средствам защиты
и спецодежде;


немедленно сообщать своему непосредственному
руководителю o любом несчастном случае,
происшедшем на производстве, ситуации,
которая может создать угрозу жизни и
здоровья людей;

Читайте также:  Вакансии мастер по ремонту бытовой техники томск


выполнять только порученную работу.

3. Запрещается
употреблять спиртные напитки, а также
приступать к работе в состоянии
алкогольного или наркотического
опьянения. Курить разрешается только
в специально оборудованных местах.

4. Опасными и
вредными производственными факторами
при выполнении работ автослесарем
являются:

5. Автослесарь
должен быть обеспечен спецодеждой, и
средствами индивидуальной защиты в
соответствии с установленными нормами.

6. При заболевании
или травмировании как на работе, так и
вне ее необходимо сообщить об этом
руководителю и обратиться в лечебное
учреждение.

7. При
несчастном случае следует оказать
помощь пострадавшему в соответствии с
инструкцией по оказанию доврачебной
помощи, вызвать медицинских работников.
Сохранить до расследования обстановку
на рабочем месте такой, какой она была
на момент происшествия, если это не
угрожает жизни и здоровью окружающих
и не приведет к аварии.

8. При обнаружении
неисправности оборудования, приспособлений,
инструмента сообщить об этом руководителю.

9. При
выполнении своих обязанностей, автослесарь
должен выполнять следующие требования:

— не
садиться и не облокачиваться на случайные
предметы и ограждения;

— не
подниматься и не спускаться бегом по
лестничным маршам;

— не
прикасаться к электрическим проводам
и кабелям электротехнических установок;

— не
устранять неисправности в электрической
и силовой сети.

10.
Обращать внимание на знаки безопасности,
сигналы и выполнять их требования.

11.
Принимать пищу только в установленных
для этого помещениях.

12. В
процессе работы автослесарь обязан
выполнять требования инструкций
заводов-изготовителей по эксплуатации
применяемых средств защиты, инструмента,
оснастки.

Требования
безопасности перед началом работ

1. Надеть спецодежду.

2. Автомобили,
направленные для технического
обслуживания или ремонта, должны быть
вымыты, очищены от грязи и снега.
Постановка автомобилей на техобслуживание
и ремонт осуществляется под руководством
ответственного лица.

3. После постановки
автомобиля на пост необходимо затормозить
его стояночным тормозом, выключить
зажигание (перекрыть подачу топлива в
автомобиле с дизельным двигателем),
установить рычаг переключения передач
в нейтральное положение, положить под
колеса не менее двух специальных упоров
(башмаков).

4. При обслуживании
автомобиля на подъемнике, на пульте
управления подъемником должна быть
вывешена табличка с надписью “Не трогать
— под автомобилем работают люди!”.

5. В рабочем
(поднятом) положении плунжер гидравлического
подъемника должен надежно фиксироваться
упором (штангой), гарантирующим
невозможность самопроизвольного
опускания подъемника.

6. Перед проведением
работ, связанных с проворачиванием
коленчатого и карданного валов, необходимо
убедиться в том, что зажигание выключено
и автомобиль закреплен стояночным
тормозом.

7. Перед снятием
узлов и агрегатов системы питания,
охлаждения и смазки автомобиля, когда
возможно вытекание жидкости, необходимо
предварительно слить из них топливо,
масло и охлаждающую жидкость в специальную
тару не допуская их проливания.

8. Перед началом
работы с электроинструментом следует
проверить наличие и исправность
заземления. При работе с электроинструментом
выше 42 В необходимо пользоваться
защитными средствами.

Требования
безопасности во время работы.

1.При выполнении
операций по техническому обслуживанию,
требующему работы двигателя автомобиля,
принять меры по удалению отработанных
газов из помещения.

2. При
вывешивании части автомобиля подъемными
механизмами, кроме стационарных,
необходимо вначале подставить под
неподнимаемые колеса специальные упоры
(башмаки), затем вывесить автомобиль,
подставить под вывешенную часть козелки
и опустить на них автомобиль.


работать лежа на полу (земле) без лежака;


выполнять какие-либо работы на автомобиле,
вывешенном только на одних подъемных
механизмах;


подкладывать под вывешенный автомобиль
вместо козелков диски колес, кирпичи и
другие случайные предметы;


проводить техническое обслуживание
или ремонт автомобиля при работающем
двигателе, за исключением отдельных
видов работ, технология проведения
которых требует пуска двигателя;


поднимать (вывешивать) автомобиль за
буксирные приспособления (крюки) путем
захвата за них тросами, цепью или крюком
подъемного механизма;

-поднимать
(даже кратковременно) грузы массой
более, чем это указано на табличке
данного подъемного механизма;


поднимать груз при косом натяжении
троса или цепей;


работать на неисправном оборудовании,
а также с неисправными инструментами
и приспособлениями;


проворачивать карданный вал при помощи
лома или монтажной лопатки.

4. В
зоне технического обслуживания и ремонта
автомобилей запрещается:


протирать автомобиль и мыть агрегаты
легковоспламеняющимися жидкостями;


хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты,
краски и т.д. в количествах больше сменной
потребности;


заправлять автомобиль топливом;


хранить чистые обтирочные материалы
вместе с использованными;


загромождать проходы и выходы из
помещений;


хранить отработанное масло, порожнюю
тару из-под ЛВЖ.

5. При работе
гаечными ключами необходимо подбирать
их соответственно размерам гаек,
правильно накидывать ключ на гайку.

6. При работе зубилом
или другим рубящим инструментом
необходимо пользоваться защитными
очками.

7. Снятые с автомобиля
узлы и агрегаты следует устанавливать
па специальные подставки, а длинные
детали — на стеллажи.

8. При работе на
сверлильном станке запрещается:


снимать со станка имеющиеся ограждения
или держать их открытыми во время работы;


работать на неисправном станке, а также
на станке с неисправным или плохо
закрепленным ограждением;

— класть
на станок инструмент и детали, оставлять
ключ в патроне станка;


применять сверла и патроны с забитым
или изношенным хвостовиком;


использовать при работе на сверлильном
станке рукавицы;


удерживать изделие во время обработки
руками;


касаться руками вращающихся частей;


убирать стружку раками;


сдувать металлическую пыль и стружку
со станков и деталей сжатым воздухом.

9. При установке
на сверлильном станке сверл в шпиндель
станка, необходимо обращать особое
внимание на прочность их закрепления
и точность установки.

10.
Удаление стружки из просверливаемого
отверстия разрешается только после
остановки станка и отвода инструмента.

11. Все предметы,
предназначенные для обработки, должны
быть надежно установлены и закреплены
на столе или плите сверлильного станка
при помощи тисков, кондукторов или
других приспособлений.

12. Для
извлечения инструмента из шпинделя
сверлильного станка должны применяться
молотки и выколотки, сделанные из
материала, исключающиеся отделения его
частиц при ударе.

13. К
работе на заточном станке можно
приступать, только убедившись в том,
что круг не имеет биения, а биение
шпинделя станка не превышает 0,03 мм.
Защитный экран должен быть сблокирован
с пусковым устройством, исключающим
возможность пуска станка при поднятом
(отведенном) экране.

14. При работе на
заточном станке запрещается:

— стоять
против вращающегося круга;


устанавливать круг без отметки о его
испытании;


применять рычаги для увеличения нажима
на круг;


выполнять работу боковыми (торцовыми)
поверхностями кругов, специально не
предназначенными для такого вида работ;


работать без защитного экрана.

15. Для поддержки
изделий, подаваемых к заточному кругу
вручную, должны применяться подручники
или заменяющие их приспособления.
Подручники должны быть передвижными,
позволяющими устанавливать их в требуемом
положении по мере срабатывания круга.

16. Зазор между
краем подручника и рабочей поверхностью
круга должен быть менее половины толщины
обрабатываемой детали, но не более 3 мм,
причем край подручника со стороны круга
не должен иметь выбоин, сколов и других
дефектов.

17.Подручники
устанавливают так, чтобы прикосновение
детали к кругу происходило выше
горизонтальной плоскости, проходящей
через центр круга, но не более чем на 10
мм.

18. После каждой
перестановки, подручник должен надежно
закрепляться в требуемом положении.
Перестановка подручника производится
только после прекращения вращения
круга.

19. Абразивные круги
во время работы должны ограждаться
защитными кожухами.

20. У каждого станка
на видном месте должна быть вывешена
таблица с указанием допустимой рабочей
окружной скорости используемого
абразивного круга и числа оборотов в
минуту шпинделя станка и табличка с
указанием, ответственного за его
эксплуатацию.

21. Ручные инструменты
(молотки, зубила, пробойники и т.п.) не
должны иметь:

— на
рабочих поверхностях повреждений
(выбоины, трещины, сбитые и скошенные
торцы);

— на
боковых гранях в местах зажима их рукой
заусенцев, задиров и острых ребер;

— на
поверхности ручек инструментов заусенцев
и трещин;


перекаленной рабочей поверхности.

22. Длина зубила
должна быть не менее 155 мм., а длина
крейцмейселя, бородка, керна — не более
150 мм.

23. Молотки и кувалды
должны быть надежно насажены на сухие
деревянные ручки из твердых пород и
расклинены заершенными металлическими
клиньями, а напильники и стамески должны
иметь деревянные ручки с металлическими
кольцами на концах.

24. Ключи должны
иметь параллельные неизношенные и
несточенные губки. Раздвижные ключи не
должны быть ослаблены в подвижных
частях.

25. Для переноски
инструментов, если это требуется по
условиям работы, работнику должна
выдаваться сумка или легкий переносной
ящик, или специальная передвижная
тележка.

Требование
безопасности в аварийных ситуациях.

1. В случае
возникновения аварий, обнаружению
ситуаций, которые могут привести к порче
и выходу из строя оборудования или
травмированию людей, появлению запаха
гари, необходимо немедленно прекратить
работы и сообщить об аварийной ситуации
своему руководителю.

2. При
обнаружении человека, попавшего под
напряжение, принять меры по его
освобождению
от действия электрического тока, вызвать
врача и оказать первую медицинскую
помощь, а также принять меры для сохранения
обстановки несчастного случая, если
это не сопряжено с опасностью для жизни
и здоровья людей.

3. При
пожаре или возгорании принять меры к
тушению очага пожара при помощи средств
пожаротушения, сообщить о происшедшем
руководителю и вызвать (при необходимости)
пожарную команду.

Требования
безопасности после окончания работы.

1. Убрать спецодежду,
инструменты, приспособления, средства
защиты в отведенное для этого место.

2.
Привести в порядок рабочее место.

3.
Вымыть руки и лицо с мылом.

Соседние файлы в папке BZhD

Ролик по технике безопасности для механиков сервисных Компаний

https://youtube.com/watch?v=OVKZVuJZf7Y%3Ffeature%3Doembed

Ролик по технике безопасности для механиков сервисных Компаний

Запрещается

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *