Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто

Внимание! При работе с элементами топливной системы избегайте попадания дизельного топлива на кожу, для этого используйте защитную одежду и перчатки. Во избежание скапливания паров дизельного топлива позаботьтесь о наличии хорошей вентиляции в рабочей зоне.

Уход за системой питания дизельного двигателяУход за системой питания дизеля заключается в содержании всех приборов системы в чистоте, в своевременной очистке и промывке воздушных фильтров, в промывке и смене элементов топливных фильтров, в проверке всех соединений и креплений трубопроводов и в регулировке приборов системы питания. Исправность системы питания проверяется сливом топлива из отводящей магистрали в мерную посуду при 1200 об/мин коленчатого вала двигателя. При исправной системе питания из отводящей магистрали должно вытекать около 1,4 л топлива в минуту. Если из отводящей магистрали вытекает недостаточное количество топлива, необходимо прежде всего проверить состояние фильтров. Загрязненные фильтрующие элементы следует заменить. Если после замены фильтрующих элементов подача топлива остается недостаточной, необходимо проверить, нет ли подсоса воздуха, а затем состояние топливного насоса.

Рис. Установка положения плунжера насос-форсунки по высоте: а — с помощью калибра; б — калибр; 1 — ключ 10 мм; 2 — калибр; 3 — толкатель плунжера; 4 — коромысло; 5 — ножка калибра; 6 — головка калибра

Подсос воздуха в систему питания обычно сопровождается неустойчивой работой двигателя со звонкими стуками. Наличие воздуха в системе питания может быть проверено через контрольную пробку или через выходной штуцер в крышке топливного фильтра тонкой очистки. При наличии в системе воздуха через слегка отвернутую пробку или гайку штуцера будет выходить пенистое топливо. Подсос воздуха устраняется затяжкой гаек соединений трубопроводов. Чтобы удалить воздух из системы питания, необходимо установить минимальную подачу и провернуть коленчатый вал двигателя стартером. На автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219, имеющих безламповые подогреватели двигателей, воздух из системы питания удаляется использованием запаса топлива в системе подогрева. Исправная работа насос-форсунок определяется по температуре патрубков выпускного трубопровода. Температура патрубка цилиндра с неисправной насос-форсункой будет ниже температуры патрубков других цилиндров. Неисправная насос-форсунка должна быть заменена. Устанавливая насос-форсунку на место, следует проверить положение плунжера по высоте при помощи калибра. Положение плунжера регулируется изменением длины штанги толкателя насос-форсунки. Периодически необходимо проверять зазор между стержнями выпускных клапанов и носками коромысел. Этот зазор проверяется при закрытом положении клапанов, после того как плунжер насос-форсунки опустится примерно на 6 мм. Зазор должен составлять 0,25—0,3 мм. Регулируется зазор изменением длины штанг толкателей. Регулировать равномерность подачи топлива насос-форсунками и обороты холостого хода должны только опытные механики в соответствии с заводской инструкцией.

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Настоящая инструкция разработана для организации безопасной работы на дизельных и бензиновых электростанциях

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

К работе на дизельных электростанциях (ДЭС) и бензиновых электростанциях (БЭС) допускаются лица старше 18 лет, прошедшие: — предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению работ; — вводный инструктаж по охране труда; — противопожарный инструктаж; — первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте; — обучение безопасным приемам и методам ведения работ; — проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, а также практических навыков безопасной работы, предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций и пожаров. В процессе работы с ДЭС и БЭС на работника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы: — подвижные части производственного оборудования; — повышенный уровень шума; — повышенное значение напряжения в электрической цепи; — повышенный уровень статического электричества; — недостаточная освещенность рабочей зоны; — токсичность нефтепродуктов и их паров; — движущиеся, разлетающиеся предметы при работе машин и механизмов. Под воздействием указанных факторов при определенных условиях (несоблюдение требований безопасности, личная неосторожность, невнимательность) работник может получить: — термические ожоги при соприкосновении с горячим маслом, при загорании на месте работ; — отравление парами нефтепродуктов; — травмирование вращающимися и движущимися частями механизмов в случае отсутствия или неисправности ограждения; — поражение электрическим током. О каждом несчастном случае, связанном с производством или работой, пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно поставить в известность соответствующего руководителя. Персонал, выполняющий работы с ДЭС и БЭС, обязан своевременно проверять исправность действия контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств. Пусковые механизмы (кнопки, рубильники и т. ) для включения электродвигателей станции должны располагаться непосредственно у рабочих мест так, чтобы ими было удобно и безопасно пользоваться, и исключалась возможность самопроизвольного включения от случайных толчков и ударов. Открытые, вращающиеся и движущиеся части электростанций (валы, шкивы, шестерни и т. ) должны быть защищены кожухами и ограждениями. Чистка, смазка, регулировка и ремонт ДЭС и БЭС допускается только при отключенных электродвигателях и после полной остановки станций.

Читайте также:  Ноутленд ремонт и скупка цифровой техники санкт петербург

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Перед началом работы необходимо надеть исправную спецодежду, спецобувь, убедиться в отсутствии посторонних предметов на рабочем месте. Проверить визуально наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, герметичность патрубков и всех соединений. Краны слива охлаждающей жидкости должны быть закрыты. Проверить наличие топлива в заправочной ёмкости. Заправлять топливом только той марки, которая соответствует данному типу ДЭС, БЭС и сезону эксплуатации. Проверить уровень масла в двигателе. При недостаточном уровне необходимо долить масло до метки. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее. Произвести внешний осмотр целостности защитных кожухов, вентилятора охлаждения и приводного ремня. Автоматический выключатель электростанции должен быть в положении «отключено».

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Запуск двигателя происходит кнопкой «ПУСК» или поворотом ключа зажигания (для БЭС, двигатель «ХОНДА»). Не допускается включение стартера более 5 секунд за один раз. При запуске холодного двигателя БЭС марки «ХОНДА» необходимо закрыть воздушную заслонку и открыть плавно, после того как двигатель достаточно прогреется. На электростанциях данных марок обороты двигателя настраиваются автоматически. После запуска двигателя ДЭС и БЭС необходимо проверить характеристики на дисплее пульта управления. Подавать нагрузку на генератор рекомендуется после прогрева двигателя. После запуска, на режиме прогрева, проверить герметичность соединений корпуса электростанции, топливной системы, системы отвода отработанных газов. Во время работы двигателя необходимо: — следить за количеством оборотов двигателя; — следить за давлением масла; — следить за температурой двигателя: при повышении температуры двигателя необходимо уменьшить нагрузку на генератор; — следить за уровнем топлива в топливном баке, не допускать попадания воздуха в топливную систему. Не допускать розлива топлива при заправке. Избегать вдыхания выхлопных газов. Не допускать работу двигателя в закрытом помещении. Во время работы двигателя запрещается: — класть какие-либо предметы на корпус электростанции; — прикасаться к глушителю.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа оборудования должна быть прекращена: — при неисправности (отсутствии) предусмотренных контрольно-измерительных приборов и средств автоматики; — при неисправности предохранительных блокировочных устройств; — при неисправности или отсутствии защитного заземления; — при неисправности или неполном количестве крепежных деталей; — при внезапном появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока; — при обнаружении искрения щеток генератора; — при возникновении пожара. В случае возгорания оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить электростанцию, сообщить о случившемся руководителю, приступить к ликвидации очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения. При невозможности ликвидировать пожар своими силами – вызвать пожарную охрану по телефону 101 и принять меры по эвакуации людей из опасной зоны.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

Снять нагрузку с генератора. Дать поработать двигателю около трех минут для равномерного охлаждения его деталей. Остановить двигатель нажатием кнопки «СТОП» или отключением ключа зажигания. Произвести внешний осмотр агрегата. Привести в порядок рабочее место. Убрать используемые инструменты в отведенное для их хранения место. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ. Обо всех замеченных неисправностях, имевших место в течение работы, сообщить непосредственному руководителю.

Уполномоченное лицо
по охране труда работников
организации
_______ ___________________(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________(дата)

Руководитель (заместительруководителя организации,в должностные обязанностикоторого входят вопросыорганизации охраны труда)
предприятия
__________ ________________(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________(дата)

ИНСТРУКЦИЯ №____

К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение.

Работник топливной аппаратуры, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 6 месяцев) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

При поступлении на работу работник должен пройти предварительный медосмотр и в течение работы проходить периодические медосмотры.

Работник обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, принятого на предприятии, не допускать нарушений трудовой и производственной дисциплины.

Не допускается употребление работниками алкогольных, наркотических и токсических веществ, а также курение в неустановленных местах.

Полная норма продолжительности рабочего времени слесаря не может превышать 40ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем.

Работник должен соблюдать требования безопасности при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

Заметив нарушение требований безопасности груда другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Работник должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях на производстве.

Работник не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, до прохождения целевого инструктажа.

Работник должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются:

легковоспламеняющиеся жидкости и их пары, газы. Легковоспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма;

этилированный бензин. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой;

оборудование, инструмент, приспособления. Использование неисправного оборудования, инструмента, приспособлений либо их неправильное применение может привести к травмам.

Работник должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие СИЗ.

Работник должен пользоваться только тем инструментом, приспособлениями, оборудованием, работе с которыми он обучен безопасным методам труда и проинструктирован.

Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

О замеченных нарушениях требований безопасности труда на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и СИЗ, нарушениях технологического процесса работник должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

Работник должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и тому подобные устройства).

За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 2. требования по охране труда перед началом работы

Подготовить и одеть необходимые для работы СИЗ. Застегнуть манжеты рукавов спецодежды.

Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

Проверить состояние пола на рабочем месте. Полы производственных помещений должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не должны быть скользкими. Рабочее место должно содержаться в чистоте, хорошо освещаться. Работник должен стоять на деревянном настиле с расстоянием между планками не более 30мм.

Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

Включить общеобменную приточно-вытяжную и (при необходимости) местную вентиляцию.

Глава 3. требования по охране труда при выполнении работы

Работник должен при техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие утечку топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания.

При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

Перед разборкой карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, промыть их в керосине (то же произвести с их деталями).

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в Новокузнецке

Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на людей или на себя.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства, выключить зажигание.

Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо тщательно проверить герметичность газовой системы питания и проветрить пространство под капотом двигателя.

Проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

Газ из баллонов автомобиля, на котором проводятся сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту).

Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

Узлы газовой аппаратуры снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше + 60 град.

Газовое оборудование необходимо предохранять от загрязнения и механических повреждений.

При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на поверку в специализированную мастерскую.

Промывку редукторов высокого и низкого давления необходимо производить после снятия их с автомобиля в специально предназначенных для этой цели местах.

Не допускается подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением.

Перед сдачей газобаллонных автомобилей в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

Дегазация баллонов для сжатого природного газа должна производиться при помощи инертных газов за счет разности давлений в баллоне с инертным газом и автомобильном баллоне. Дегазация баллонов для сжиженного углеводородного газа должна проводиться в специально отведенных для этого местах (постах дегазации) путем подачи газа низкого давления с последующим удалением конденсата из автомобильного баллона.

При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в пункт оказания медицинской помощи.

Если спецодежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководители для ее замены.

Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши, а при разливе этилированного бензина дополнительно провести обработку хлорной известью (употребляется в виде кашицы в пропорции: 1 часть хлорной извести на 3 — 5 частей воды).

пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры, из-за возможности возгорания скопившихся в помещении паров топлива;

засасывать бензин ртом через шланг, продувать жиклеры, трубки и тому подобное ртом, поскольку при этом возможно заглатывание жидкого топлива и газообразных углеводородов и отравление организма;

для мойки деталей пользоваться бензином, поскольку при этом создается пожароопасная ситуация ввиду интенсивного испарения бензина;

во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю во избежание возможной инъекции топлива под кожу;

выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением, во избежание выпуска газа в случае их повреждения и связанных с этим последствий (травма, возгорание);

при ремонте газобаллонных автомобилей сливать сжиженный газ на землю во избежание его возгорания;

использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы, так как при этом не обеспечивается надежность соединения, его герметичность, что может стать причиной утечки и возгорания газа;

приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры газобаллонного автомобиля в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах из-за возможности накопления его в плохо проветриваемых местах и взрыва при случайном искрообразовании;

при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей применять дополнительные рычаги, поскольку при этом возможна поломка деталей газовой аппаратуры и утечка газа,

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги, так как это приводит к их разрушению и утечке газа.

Глава 4. требования по охране труда по окончании работы

Выключить вентиляцию и оборудование.

Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для хранения место.

Снять СИЗ и убрать их в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие СИЗ в стирку и ремонт.

Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином.

Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Глава 5. требования по охране труда в аварийных ситуациях

При создании аварийной ситуации, возникновении пожара:

прекратить проведение работ;

устранить по возможности источник, вызвавший такую ситуацию, вызвать аварийные службы;

сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ;

о возникновении пожара сообщить руководству, вызвать пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

При несчастном случае, который произошел с работником или очевидцем которого он стал, работник обязан:

оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, находящиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия (если это не создает угрозу здоровью и жизни работников);

сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работника) непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда или
специалист, на которого
возложены эти обязанности)
_________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель структурного
подразделения(разработчика)
_________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия)

Уполномоченное лицо
по охране труда работников
организации
_______ ___________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

Руководитель (заместитель
руководителя организации,
в должностные обязанности
которого входят вопросы
организации охраны труда)
предприятия
__________ ________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

ИНСТРУКЦИЯ №____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда или
специалист, на которого
возложены эти обязанности)
_________ ___________________
 (подпись)  (инициалы, фамилия)

Руководитель структурного
подразделения(разработчика)
_________ ___________________
  (подпись)  (инициалы, фамилия)

Не допускается

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12. 003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т. ), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004 и ППБ 2.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190. 076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12. 061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12. 002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *