Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонт тракторов

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр. ) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
— электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте трактора ДТ-75В

Техническое обслуживание трактора проводите только после его остановки, при неработающем дизеле, установке рычага коробки передач в нейтральное положение, опущенном механизме навески и выключенном включателе «массы».

Применяйте только исправный инструмент, без трещин, забоин, заусенцев.

Применяйте гаечные ключи соответствующего размера. Запрещается применять прокладки между зевом ключа и гранями гаек.

При подтягивании крепежных деталей остерегайтесь расположенных вблизи деталей с острыми углами и кромками.

При проверке уровня масла в конечных передачах остерегайтесь выброса горячего масла, который может произойти из-за повышения давления в картере конечной передачи при засорении отверстия в сапуне.

При заполнении системы охлаждения дизеля антифризом становитесь так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону.

Категорически запрещается засасывать антифриз ртом при переливании его с помощью шланга. После работы с антифризом обязательно вымойте руки.

Применять этилированный бензин для пускового двигателя не рекомендуется. В случае его применения будьте осторожны, так как такой бензин очень ядовит. При попадании этилированного бензина на кожу рук и одежду немедленно вымойте руки с мылом, а одежду постирайте.

Во избежание отравления не засасывайте дизельное топливо и бензин ртом при переливании его с помощью шланга.

Не пользуйтесь открытым огнем при проверке уровня топлива, уровня электролита в банках аккумулятора и заправке топливных баков.

Осматривать и обслуживать аккумуляторные батареи надо осторожно, так как электролит, попадая на кожу рук, вызывает ожоги. При приготовлении электролита сначала заливайте в посуду воду, а затем, непрерывно перемешивая,тонкой струйкой доливайте кислоту. Обратный порядок не допускается.

При проверке степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой нельзя касаться нагревшегося сопротивления, так как это может привести к ожогу.

При демонтаже и монтаже деталей вблизи горячего выхлопного коллектора опасайтесь прикосновений к нему во избежание ожогов.

Остерегайтесь сбегающей ветви гусеничной цепи при ее разъединении.

Очистку и обмывку деталей и узлов производите скребком, ветошью или щеткой.

Остерегайтесь вращающихся лопастей вентилятора дизеля при проверке показаний счетчика моточасов.

Проверку натяжения ремня вентилятора производите только при неработающем дизеле.

Соблюдайте меры предосторожности при прочистке сердцевины радиатора и при подпайке.

Каковы меры безопасности при регулировках тракторов?

К выполнению регулировок допускаются лица, получившие право работы на данном тракторе и прошедшие инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Однако при выполнении технического обслуживания, и в частности регулировок, исполнитель сталкивается с демонтажно-монтажными, слесарными, станочными операциями, а также с работами на стационарных стендах, имеющих электрическое оборудование, вращающиеся детали, открытые резервуары с горючесмазочными материалами. Поэтому техника безопасности содержит ряд дополнительных правил.

Перед тем как приступить к выполнению любой регулировки, необходимо тщательно продумать последовательность всех операций от начала до конца. Заранее предусматривают возможность случайного поворота механизма в момент регулирования, соскакивания защелок, пружин, фиксаторов. Все это может привести к серьезным травмам и увечьям. Поэтому такие случаи надо предупреждать.

Во время регулирования тракторов соблюдают следующие меры предосторожности:
— при установке трактора на домкрат пользуются помещенной в руководстве схемой. Домкрат ставят на твердую и ровную подушку, а головку штока подводят под специально предусмотренные места;
— при подъеме тяжеловесных узлов трактора применяют специальные устройства для зачаливания;
— особо четко следует запомнить положение различных рычагов в момент проведения регулировок. С этой целью рабочие места по регулировкам должны быть оборудованы таблицами с надписями и рисунками, указывающими положения рычагов переключения передач, рычагов управления, места смазки, а также сведения по производственной санитарии и пожарной безопасности;
— комплект инструмента содержат в исправном состоянии и укладывают в инструментальный ящик, а в период выполнения операций — на чистый стеллаж в наиболее удобное для регулировщика место;
— рабочее место необходимо укомплектовать аптечкой первой помощи, термосом или бачком для питьевой воды, огнетушителем.

Запрещается:
— проводить техническое обслуживание, регулировку, смазку, устранение неисправностей при движении трактора;
— работать с неисправным инструментом; отвинчивать пробки, гайки, болты ударами металлических предметов. Помимо порчи деталей, это может привести к серьезным травмам осколками деталей, возникновению искр, от которых могут воспламениться находящиеся вблизи нефтепродукты. Чтобы предупредить это, надо пользоваться соответствующим инструментом;
— курить и пользоваться огнем вблизи нефтепродуктов;
— пускать в работу плохо отрегулированный трактор. Перед пуском необходимо тщательно осмотреть его, проверить правильность установки и крепления защитных устройств. После пуска надо тщательно прослушать пусковое устройство, дизель, муфту сцепления, а также те механизмы, которые подвергались регулировке.

На стендах для регулирования агрегатов и механизмов системы питания, смазки, гидравлической навесной системы, электрического оборудования придерживаются следующих правил безопасной работы:
— корпус стендов, имеющих электрическое оборудование, надежно заземляют. Систематически проверяют исправность шин или проводов заземления;
— при установке испытываемых агрегатов следят за тем, чтобы соединительные устройства привода, уплотнения и защитные устройства были исправны и надежно закреплены;
— перед пуском стенда проверяют исправность вращающихся деталей; запускают стенд на малых скоростных режимах, внимательно прослушивая работу механизма;
— не переключают ступенчатые передачи стенда до полной его остановки;
— фрикционные передачи (вариаторы) переключают только при работающем стенде во избежание порчи вариатора и нарушения плавности его работы;
— при испытании агрегатов следят за показаниями контрольных приборов, не допуская чрезмерного повышения режимов по сравнению с теми, которые указаны в паспорте стенда.

При работе с топливом и маслом избегают длительного действия нефтепродуктов на организм. Не подставляют руки под струю топлива, распыливаемого форсункой, так как при этом может возникнуть опасное воспламенение. При такой травме рекомендуется поврежденное место промыть 3%-ным раствором борной кислоты и забинтовать.

По окончании работы с топливом и маслом лицо и руки тщательно моют теплой водой с мылом. Пропитанную топливом и маслом одежду носить нельзя. Для защиты верхней одежды надевают фартук из маслостойкой резины.

Для защиты рук от действия нефтепродуктов рекомендуется специальная мазь, безвредная для кожи, не растворяющаяся в нефтепродуктах, но легко смываемая водой. Состав мази: мыло ядровое — 39,6%, дистиллированная вода — 39,6%, касторовое масло—19,6%, тальк—1,2%. Способ приготовления: мыло кладут в чан, заливают водой, нагревают, перемешивая до растворения. Затем добавляют касторовое масло, взбивают состав до эмульсии, засыпают тальк, перемешивают и охлаждают массу.

Техника безопасности при техническом обслуживании трактора

Общие требования. Техническое обслуживание проводят при неработающем дизеле, выключенном ВОМ, опущенных навешенных машинах и заторможенном тракторе.

Для подъема трактора следует пользоваться надежными домкратами. После подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или под остов трактора необходимо подставлять подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.

Если техническое обслуживание проводят в закрытом помещении, то последнее должно быть всегда чистым, с плотным полом и иметь хорошие освещение и вентиляцию, полный набор инструментов и приспособлений. Если рабочее место находится в закрытом помещении, то необходимо помнить, что при работе двигателя выделяются отработавшие газы. Они содержат в себе водяной пар и большое число различных химических элементов и их соединений, причем некоторые из них очень токсичны (ядовиты).

Оксид углерода нарушает окислительные процессы в организме, что может привести к летальному исходу.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань и приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота (NO2) раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе.

Поэтому работа тракторного двигателя в закрытом помещении не допускается. В том случае, если в закрытом помещении необходимо завести двигатель, то необходимо применять гибкие металлические шланги для отвода в атмосферу отработавших газов.

Работа с топливосмазочными материалами (ТСМ). Трактористу приходится ежедневно иметь дело с топливом и смазочными материалами, которые токсичны (ядовиты). Часто он не обращает должного внимания на это обстоятельство, что порой приводит к весьма нежелательным последствиям.

Читайте также:  Тирасполь ремонт бытовой технике

Топливо и масло могут попасть в организм человека через дыхательные пути, кожные покровы, органы пищеварения и через слизистую оболочку глаза. Чаще всего эти продукты проникают в организм человека через дыхательные пути.

Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма.

Рассмотрим влияние отдельных видов ТСМ на организм человека.

В условиях высокой концентрации паров бензина человек может потерять сознание, и если его своевременно не вывести из зараженной атмосферы, может произойти даже остановка дыхания.

Засасывание ртом бензина через резиновую трубку для создания сифона может привести к воспалению легких. Бензин, попавший в желудок человека, вызывает отравление.

Этилированный бензин. Попадание этого бензина на кожу способствует накапливанию свинца в организме человека. После его испарения на коже остается ничтожное количество тетраэтилсвинца’, который может попасть внутрь организма.

Опасность представляют также детали двигателя, покрытые ! нагаром и осадками, образовавшимися на них при работе двигателя на этилированном бензине.

Работая с этилированным бензином, нельзя употреблять его для мытья деталей двигателя, рук и чистки одежды. После работы запрещается принимать пищу и курить, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом.

Дизельное топливо. Большая концентрация паров дизельного топлива в воздухе смертельна для человека. Частое и длительное воздействие дизельного топлива на кожу человека представляет значительно большую опасность, чем воздействие бензина. Оно может вызвать острое и хроническое заболевание кожных покровов.

Смазочные масла. При систематическом контакте с маслом возникают острые или хронические заболевания кожи. Особенную опасность представляют собой масла, содержащие присадки, обладающие высокой токсичностью.

Работа с шинами. Запрещается накачивать шины трактора воздухом без проверки давления.

Работы с подъемными устройствами. Поднимать трактор домкратом следует на ровной горизонтальной площадке, предварительно подложив под движители клиновидные колодки. Домкрат, применяемый для подъема, должен быть исправным. Подставлять его нужно в местах, указанных заводом-изготовителем, т. там, где краской на остове трактора написано «Дк» (см. рис. 3, г). Если надо поднять домкрат над уровнем площадки, то под его опорную поверхность подложите деревянные широкие отрезки досок, которые создадут устойчивость домкрату.

Перед поднятием трактора заглушите двигатель и затяните стояночный тормоз.

При поднятии домкратом колесного трактора с ломающейся рамой предварительно заблокируйте горизонтальный шарнир рамы пальцем с чекой или болтом сечением не менее 25 мм (см. рис. 3, б). После этого подставьте под трактор специальные козлы. Нельзя в качестве подставок применять кирпичи, камни, детали машин и пр.

Если поднята только одна часть трактора, например передняя, то под задние колеса разместите упоры и подкладки, исключающие перекатывание трактора.

Выполняя работу под трактором, тракторист предварительно должен убедиться в том, что на машине не лежат незакрепленные детали или инструмент, которые при толчках могут упасть и нанести повреждение.

Работы с системой охлаждения. Проверяя уровень охлаждающей жидкости в радиаторе горячего двигателя, помните, что возможен выброс из заливной горловины струи перегретого пара (или воды), вызывающего сильные ожоги кожных покровов и глаз человека. Поэтому открывать крышку радиатора следует только защищенной рукой и стоять в это время с наветренной стороны, отвернувшись от радиатора.

Работы с приборами электрооборудования. Выполняя работы с аккумуляторной батареей, помните, что серная кислота, входящая в состав электролита, при попадании на кожу вызывает сильный ожог. Для этого нужно немедленно промыть поврежденное место большим количеством воды или раствором питьевой соды. Особенно опасно попадание брызг кислоты в глаза.

Переносить аккумуляторные батареи следует только с помощью разного рода приспособлений.

Запрещается проверять степень заряженности батареи коротким замыканием клемм проводников любого типа и пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

Инструмент и приспособления, применяемые при техническом обслуживании, должны быть исправными, чистыми и сухими.

При работе с гаечными ключами используйте такие, на ручках которых нет сколов, заусенцев и тому подобных повреждений, вызывающих не только мозоли, но и сдирание кожи с ладони.

Применяйте ключи тех размеров, которые соответствуют размерам отвинчиваемых гаек, винтов и болтов. Ключи, не соответствующие размерам гаек, портят их грани. При отсутствии ключа нужного размера нельзя вставлять в его зев всякого рода подкладки для «подгонки» его по размеру гайки, а также не следует пользоваться для отвинчивания гаек зубилом и молотком. Движение руки с ключом при затяжке гаек должно быть направлено «на себя», а не «от себя».

Гаечный ключ с изношенными губками зева также непригоден к работе, так как при этом наблюдается смятие граней гайки и, как правило, срыв и повреждение руки работающего.

Недопустимо также пользоваться ключом с трещинами. Во время работы он может сломаться и травмировать человека.

При отвинчивании тугосидящих гаек и болтов в практике находят применение удлинители. Нельзя использовать отрезок трубы, так как при изготовлении ключа его прочность рассчитывают на определенный момент, при увеличении же момента ключ может сломаться и послужить причиной травмы.

И совершенно недопустимо удлинять ключ, которым отвертывают гайку, вторым ключом, так как при этой возможна не только поломка ключа, но и соскакивание одного ключа с другого.

Требования безопасности при обслуживании и диагностировании трактора

При техническом обслуживании и диагностировании тракторов и самоходных шасси необходимо соблюдать следующие основные требования техники безопасности.

К обслуживанию указанных машин допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующее удостоверение. Диагностирование и техническое обслуживание разрешается выполнять в спецодежде.

Все работы, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем механизме, следует выполнять при выключенном дизеле. При работающем дизеле работы выполняют только в том случае, если рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, в кабине нет посторонних лиц и аккумуляторная батарея выключена из электрической цепи.

Запрещается находиться под трактором при работающем дизеле. Перед тем как пустить дизель, необходимо убедиться, что рычаг коробки передач и рукоятки распределителя гидросистемы находятся в нейтральном положении. При запуске пускового двигателя вручную запрещается наматывать пусковой шнур на руку. На конце шнура должна быть деревянная рукоятка, при охвате которой шнур следует пропускать между пальцами.

Во время диагностирования и технического обслуживания возле трактора не должно быть посторонних лиц.

Диагностические средства и слесарный инструмент, применяемый для различных работ по выявлению и устранению отказов, должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопас» ность выполнения работ. Инструмент не должен иметь трещин, отслоений, заусенцев и забоин. Используемые ключи должны иметь зев заданного размера, быть без забоин и не развернуты. При подтяжке креплений следует опасаться рядом расположенных деталей с острыми кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено на себя, а не от себя. При работе раздвижным ключом нужно прижимать губки ключа вплотную к граням гайки и поворачивать его в сторону подвижной части.

При регулировке составных частей, связанной с частичной или полной разборкой их, нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при разборочно-сбороч-ных работах: применять исправное оборудование и инструмент, пользоваться специальными механизмами при подъеме тяжелых составных частей, применять съемники и специальные приспособления при выпрессовке и снятии деталей, предупреждать самопроизвольное перемещение как самого трактора, так и отдельных составных частей.

Объекты диагностирования и регулирования осматривают, пользуясь переносной лампой напряжением не более 36 В. Лампа должна быть защищена проволочной сеткой. Применять для этих целей различные горелки, спички и факелы запрещается.

При промывке составных частей керосином или бензином необходимо принимать меры, предупреждающие воспламенение паров промывочной жидкости: обеспечивать надежность изоляции электропроводки от замыкания на корпус и появления искры, не курить.

Очищают и промывают диагностируемые составные части, например масляные фильтры, воздухоочиститель, форсунки, щетинной щеткой, скребками и специальными приспособлениями, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенцамн, а также загрязнение ее смолистыми веществами, вызывающими тяжелые последствия.

Для защиты кожи рук от воздействия нефтепродуктов и смолистых веществ применяют следующие защитные средства: пасту «Ялот», мазь «Миколан», пасты «Биологические перчатки», приготовляемые на основе метилцеллюлозы, и др. Небольшое количество пасты или мази наносят на кожу и, равномерно растерев по поверхности кожи, дают защитному средству подсохнуть. Эти средства легко смываются водой.

При выполнении какой-либо работы, требующей поднятия рамы, а также передней или задней оси трактора (например, при проверке и регулировке подшипников ходовой системы), применяют только исправный домкрат или подъемный механизм, а под домкрат подкладывают надежные подставки из нехрупкого материала. Во время выполнения работ при поднятой раме или оси трактора нельзя оставлять раму (ось) на домкрате, следует подставлять под них надежные подставки и затормаживать трактор.

При установке на выпускную трубу эжектора прибора КИ-4887-II остерегаться возможных ожогов рук о выхлопную трубу.

Чтобы не допустить ожога рук, сливать горячее масло из картера при его замене следует в защитных рукавицах.

Заправлять трактор топливом разрешается только закрытым способом при соблюдении требований пожарной безопасности.

Перед измерением зазоров в сопряжениях кривошнп-но-шатунного механизма индикаторами с применением компрессорно-вакуумной установки убеждаются в надежности фиксации коленчатого вала от прокручивания под действием сжатого воздуха. Зазоры разрешается измерять при наличии осмотровой канавы и переносной лампы (светильника).

Гайки шпилек крепления головки цилиндров подтягивают динамометрическим ключом, а в случае его отсутствия торцовым ключом без применения удлинителя,так как из-за чрезмерно большого крутящего момента возможен срыв резьбы в гайке или поломка ключа и, следовательно, травмирование руки.

При очистке термостата от накипи кипячением в содовом растворе и проверке его работы пользуются рукавицами, предохраняющими руки от ожогов.

Устройство для проверки загрязненности воздухоочистителя следует присоединять к впускному трубопроводу при неработающем дизеле.

Во время проверки давления впрыска и качества рас-пыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива, ударяя с большой силой, пробивают кожный покров и проникают в организм, оказывая на него вредное воздействие. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания. Поэтому испытывать форсунки без применения специального глушителя запрещается.

Чтобы не происходило разбрызгивания топлива, выбрасываемого секциями насоса при проверке состояния плунжерных пар прибором КИ-4802-ГОСНИТИ, на штуцеры непроверяемых секций навинчивают защитные колпачки.

При измерении частоты вращения вала приставным тахометром следует остерегаться соприкосновения с незащищенными вращающимися деталями.

Открывать регулятор для регулировки величины подачи топлива насосом (насосы тракторов К-700, К-701, насосы типа ТН-9ХЮ> ТН-8,5Х10) разрешается при неработающем двигателе.

Читайте также:  Рембыттехника ижевск ремонт бытовой техники на ленина телефон

При ввинчивании датчика измерителя мощности ИМД-2М и ИМД-Ц в отверстие кожуха маховика следует соблюдать осторожность, не допуская задевания за него зубьев венца маховика.

Чтобы предотвратить пуск пускового двигателя при выполнении диагностических и регулировочных работ, его коленчатый вал прокручивают при снятом проводе высокого напряжения с электрода свечи (у двигателей П-23 и П-23М снимают оба провода).

Открывать люк кожуха муфты сцепления пускового двигателя и регулировать муфту следует при неработающем пусковом двигателе. Необходимо следить, чтобы в картер муфты сцепления не попадали посторонние предметы (болты, гайки, инструмент и т.

Во избежание разноса пускового двигателя механизм включения должен быть отрегулирован так, чтобы шестерня привода венца маховика дизеля выключалась автоматически в момент, когда он начинает работать устойчиво.

При прокручивании коленчатого вала дизеля во время регулировки муфты сцепления трактора следует проявлять осторожность, чтобы не повредить пальцев рук.

Своевременная проверка и регулировка механизмов управления поворотом (особенно колесных тракторов)— одно из основных условий безопасности движения трактора. Чтобы обеспечить эти условия, следует своевременно устранять неисправности и чрезмерно большой свободный ход рулевого колеса, смазывать трущиеся сочленения, не допускать нарушений в работе гидроусилителя рулевого управления (если он установлен на тракторе), своевременно и тщательно регулировать следящее устройство (К-700 и К-701) и обратную связь (Т-150К) механизмов управления поворотом.

Запрещается езда на тракторе, а также стоянка на наклонной и неровной площадке с неисправными тормозами, так как это является одной из наиболее частых причин наезда и других несчастных случаев (особенно при работе на транспортных работах). Состояние тормозной системы нужно проверять ежедневно перед началом работы. Педали должны свободно проворачиваться на своих осях, соединения тяг с рычагами быть надежными, ход левой и правой педалей одинаковым.

Безопасность движения трактора во многом также зависит от состояния ходовой системы. Для предупреждения несчастных случаев следует соблюдать правила выполнения работ при техническом обслуживании ходовой системы.

При выполнении диагностических и регулировочных работ, требующих поднятия рамы трактора, нужно приподнимать каждую сторону поочередно и предотвращать возможность перемещения трактора. При разъединении и соединении гусеничных цепей, а также при перестановке или замене ведущих колес и опрессовке опорных катков пользуются специальными съемниками. Выбивать пальцы гусениц разрешается выколоткой из мягкой стали и пользоваться исправной кувалдой. Следует остерегаться сбегающей ветви гусеницы при ее разъединении. Зашплинтовывать пальцы гусениц необходимо стандартными или изготовленными по форме стандартных шплинтами. Чтобы облегчить регулировку^натяже-ния гусениц и не допускать срыва ключа, после каждой регулировки резьбы натяжного винта смазывают солидолом и обматывают тканью.

В ходовой системе колесных тракторов необходимо своевременно контролировать давление воздуха в шинах и проверять состояние шин путем внешнего осмотра. Шины не должны иметь трещин, пузырей и других дефектов, могущих вызывать их разрыв. Давление в шинах следует поддерживать в соответствии с видом выполняемой работы.

При накачивании воздуха в шины нельзя допускать повышения давления выше нормального, так как это может привести к их разрыву, выскальзыванию замочного кольца и, как следствие, к травмированию обслуживающего персонала.

При перестановке или замене колес и регулировке подшипников в их ступицах раму или оси трактора устанавливают на надежные подставки. Оставлять раму или ось на домкрате запрещается.

Во время проверки работы гидравлической системы навесного устройства под нагрузкой нельзя находиться возле трактора посторонним лицам.

При проверке подачи насоса и состояния распределителя нужно обеспечивать надежное присоединение к гидросистеме прибора КИ-5473-ГОСНИТИ и соблюдать осторожность при диагностировании данных составных частей.

Особую осторожность следует проявлять при контроле технического состояния аккумуляторных батареи. Во избежание ожогов кожи нельзя допускать попадания на руки электролита. Батареи разрешается очищать обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака (нашатырном спирте). При проверке уровня электролита пользоваться открытым огнем не разрешается, так как смесь водорода, выделяющегося из электролита, с кислородом воздуха (гремучий газ) взрывоопасна.

При проверке разряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой необходимо остерегаться случайного прикосновения к нагревшемуся сопротивлению, так как это может вызвать ожог. Недопустима проверка разряженности батареи путем короткого замыкания клеммы, так как возможны ожоги. При недостатке в аккумуляторах электролита следует доливать в них только дистиллированную воду.

Тракторы и самоходные шасси обязательно должны быть снабжены стеклоочистителями.

Буренко. , вед. науч. сотрудник лаб. №14, к.

Казакова, зав. сектором стандартизации

Ивлева, ведущий инженер-маркетолог

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии

Safety requirements for the repair and maintenance of tractors, agricultural machinery and electronic equipment

Laboratory № 14, Ph. (technical Sciences)

managing sector of standardization

a leading engineer-marketing specialist

State Scientific Institution All-Russian Scientific Research Institute of Technology of repair and maintenance of tractor fleet of the Russian Academy of Agricultural Sciences

(SSI GOSNITI RAAS)

Требования безопасности при техническом обслуживании тракторов и сельскохозяйственных машин в полевых условиях

Пункты технического обслуживания машин в хозяйствах должны соответствовать руководству по организации технического обслуживания машинно-тракторного парка.

Ответственным за охрану труда при техническом обслуживании машин является мастер – наладчик, который должен пройти инструктаж по охране труда по всем видам выполняемых им работ и по пожарной безопасности.

Инструмент и приспособления для технического обслуживания машин должны быть исправными и обеспечивать безопасность выполнения работ.

Накачивать шины без периодической проверки давления в процессе накачки запрещается.

Лица, ответственные за охрану труда при техническом обслуживании и ремонте, обязаны:

— не допускать обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и самоходных машин, находящихся в движении;

— следить за исправным состоянием передвижных средств технического обслуживания и оборудования, а также за наличием и исправностью всех предусмотренных правилами охраны труда предохранительных устройств, ограждений и средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасные условия труда на соответствующем участке работы;

— определять безопасные маршруты движения передвижных средств технического обслуживания к месту работы.

Техническое обслуживание машин в полевых условиях должно проводиться в светлое время суток. Допускается проведение технического обслуживания в ночное время при условии достаточного искусственного освещения (в этом случае работы выполняются не менее чем двумя работниками).

Все операции технического обслуживания за исключением операций, оговариваемых заводскими инструкциями по эксплуатации, должны выполняться при остановленной машине, неработающем двигателе и выключенном вале отбора мощности.

При техническом обслуживании навесные машины и орудия требуется опускать на землю, педаль тормоза трактора следует устанавливать в заторможенное положение и блокировать защелкой.

Агрегат технического обслуживания должен быть размещен на горизонтальной площадке в наиболее удобном по отношению к обслуживаемой машине месте, заторможен и заземлен.

Перед выполнением операций технического обслуживания и ремонта детали, узлы и агрегаты следует очистить от растительных остатков и масляных загрязнений. При очистке машин сжатым воздухом необходимо пользоваться защитными очками и респиратором, а струю воздуха направлять от себя.

Перед поддомкрачиванием машину или орудие следует разместить на ровной горизонтальной площадке, под основание домкрата уложить деревянные подкладки с размером, не допускающим утопание домкрата в грунт, рядом с домкратом установить надежную подставку, обеспечивающую устойчивость машины или орудия.

Присоединение передвижной электросварочной установки к буксирному устройству передвижной ремонтной мастерской следует проводить подтягиванием ее. Не разрешается автомастерской подъезжать задним ходом к сварочной установке. При переводе электросварочного агрегата в рабочее состояние его необходимо заземлить, зафиксировать раму опорой, а под колеса подложить противооткатные башмаки.

— работать с неисправной лебедкой грузоподъемного устройства;

— устанавливать и перевозить в кузове мастерской ацетиленовые генераторы в заряженном состоянии;

— вносить изменения в схемы электрооборудования мастерской;

— пользоваться открытым огнем в мастерской;

— откручивать и подтягивать штуцера и гайки маслопроводов и шлангов при поднятом сельскохозяйственном орудии, а также при работающем двигателе машины;

— пользоваться случайными подставками;

— во время испытания отдельных узлов и механизмов комбайнов находиться в зоне воздушного потока измельчителей;

— работать на заправочном агрегате без заземления и предусмотренных средств пожаротушения;

— отходить от заправочного агрегата до окончания заполнения его емкостей нефтепродуктами, а также до окончания заправки обслуживаемой машины;

— снимать крышку бункера солидолонагнетателя, не убедившись в отсутствии в нем избыточного давления;

— применять канаты, тросы и цепи, не прошедшие испытаний, для буксировки неисправных машин и орудий;

— сливать горячую воду и масла из систем при работающем двигателе.

В передвижной ремонтной мастерской допускается:

— перевозить газовые баллоны, установленные и закрепленные в специальном приспособлении;

— перевозить ацетиленовый генератор в очищенном и закрепленном состоянии;

— поднимать груз массой свыше 50 кг только с использованием подъемного устройства.

К ремонту и техническому обслуживанию платформ в поднятом состоянии следует приступать после установки упора.

К обслуживанию и ремонту машин, используемых на работах с применением пестицидов, допускаются лица, изучившие меры безопасности при обращении с пестицидами.

Работы под машинами следует проводить на специальном настиле или брезенте.

При замене лемехов плуга под полевые доски переднего и заднего корпусов необходимо подкладывать прочные деревянные подкладки.

Замену ножей режущих аппаратов следует проводить вдвоем с применением рукавиц.

Требования безопасности при ремонте и обслуживании электронного оборудования тракторов и сельскохозяйственных машин

Нормативные значения параметров окружающей среды при проведении ремонта электронного оборудования и видеодисплейных терминалов бортовых компьютеров сельскохозяйственных машин

В процессе работы на него могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:

физические: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, статического электричества, запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных и пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны; пониженные или повышенные влажность и подвижность воздуха рабочей зоны, уровень освещенности; повышенный уровень шума, прямой блесткости, ослепленности, пульсации светового потока; неравномерность распределения яркости в поле зрения; повышенная яркость светового изображения; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

химические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ;

психофизические: напряжение зрения, внимания; интеллектуальные нагрузки; длительные статические нагрузки; монотонность труда; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени;

биологические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.

Требования безопасности, предъявляемые к конструкции видеодисплейных терминалов бортовых компьютеров

В технической документации на ВДТ должны быть указаны оптимальные и допустимые диапазоны визуальных эргономических параметров (яркость знака, внешняя освещенность экрана, угловой размер знака). Их значения получают в результате испытаний. При отсутствии в технической документации на ВДТ данных об оптимальных и допустимых диапазонах значений эргономических параметров эксплуатация ВДТ не допускается.

Читайте также:  ТОИ Р-15-045-97 Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобилей и тракторов

Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см от ВДТ (не более):

— электрическая составляющая — 10 В/м;

— магнитная составляющая — 0,3 А/м.

Напряженность электростатического поля не более 20 кВ/м.

Требования к помещению для ремонтных работ

Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы ориентированные преимущественно на север и северо-восток. Естественный свет должен падать на рабочее место сбоку, преимущественно слева. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами (жалюзи, занавески). Коэффициент естественной освещенности должен быть не ниже 1,2%. Применение светильников без рассеивателей и экранизирующих решеток не допускается.

Яркость светящихся поверхностей (окна, светильника), находящихся в поле зрения электрослесаря, не должна превышать 200 кд/м2. Яркость бликов на экране не должна превышать 40 кд/м2.

Помещения не должны граничить с «шумными» помещениями (механическими цехами, мастерскими). Уровень шума в помещении не должен превышать 65 дБа.

Помещение должно иметь отопление, кондиционирование воздуха (или приточно-вытяжную вентиляцию). Параметры микроклимата:

—   температура воздуха от 18 до 22 °С;

—   относительная влажность от 62 до 31%;

—   скорость движения воздуха не более 0,1 м/с;

—   число ионов в 1 см3 воздуха от 400 до 50000.

Для повышения влажности следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Отделка полимерными материалами внутренних помещений осуществляется только с разрешения Госсанэпидемнадзора.

Пол помещения должен быть ровным, антистатическим.

Рабочий стул (кресло) электрослесаря должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сидения и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сидения. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность элементов стула должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся, воздухопроницаемым покрытием.

Экран ВДТ должен находиться от глаз электрослесаря на расстоянии 600. 700 мм, но не ближе 500 мм.

Высота поверхности рабочего стола должна регулироваться в диапазоне 680. 800 мм. Если она не регулируется, то высота должна быть 725 мм.

Пространство для ног должно быть высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной — не менее 450 мм, а на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм. Рекомендуется подставка для ног шириной не менее 300 мм с регулировкой угла наклона.

1 Буренко Л. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники. Монография: — М. : ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии, 2014. — 332с.

2 Черноиванов В. , Колчин А. , Буренко Л. , Шкункова М. , Ивлева И. Технологические рекомендации по обеспечению технической, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при ремонте и техническом сервисе новых марок отечественных (в том числе с газобаллонными двигателями) и импортных тракторов, сельскохозяйственных машин и животноводческого оборудования в АПК: — М. : ГОСНИТИ, 2008. — 176с.

3 Черноиванов В. , Колчин А. , Буренко Л. , Ивлева И. Технологические рекомендации по обеспечению безопасности труда при эксплуатации МТП в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах — М. : ООО «Столичная типография», 2008. — 120с.

4 СанПиН 2. 2/2. 1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!». После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу). Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. ;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. ;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *