Техника безопасности при ремонте железнодорожных путей

Действия монтера пути по оказанию первой
помощи пострадавшим

4.2.1. Механические травмы.

При получении пострадавшим механической травмы,
сопровождающейся кровотечением, необходимо срочно провести остановку
кровотечения.

при артериальном кровотечении кровь алого цвета вытекает из
раны пульсирующей струей;

при венозном кровотечении кровь темная, не пульсирует.

Способы временной остановки кровотечения в зависимости от
вида кровотечения:

наложение давящей повязки;

наложение кровоостанавливающего жгута;

максимальное сгибание конечности;

прижатие артерии пальцами или кулаком.

Порядок оказания первой помощи:

— при артериальном кровотечении наложить выше раны
кровоостанавливающий жгут или закрутку, движением в направлении от раны
протереть кожу вокруг раны спиртом (одеколоном), смазать края раны йодом и
наложить стерильную повязку. Жгут на конечности следует накладывать выше места
ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой
какой-либо мягкой тканью, и фиксировать на наружной стороне конечности. После
наложения первого витка жгута необходимо убедиться в отсутствии пульса.
Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. Под жгут (закрутку)
обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут
(закрутку) можно наложить не более, чем на один час. При длительной
транспортировке (через 40 минут в тепле, через 30 минут в холоде) постепенно
ослабь жгут (закрутку) на несколько минут до появления на ране капель крови,
затем снова затянуть его несколько выше или ниже прежнего места. Под жгут (закрутку)
вложить новую записку с указанием времени повторного наложения жгута;

При венозном кровотечении наложить на рану стерильную
салфетку и давящую повязку.

Дать пострадавшему обезболивающее средство.

При мелких ранах и ссадинах кожу вокруг них обработать 2 %
или 5 % спиртовым раствором йода, наложить бактерицидный лейкопластырь или
повязку стерильным бинтом.

При переломе позвоночника обеспечить пострадавшему полный
покой в положении лежа на спине, на жестком щите.

При переломах конечностей произвести обездвиживание
сломанной конечности (шинами или любыми подручными средствами — досками,
рейками) с фиксацией двух смежных суставов или фиксацией руки к туловищу, ноги
к ноге.

При открытых переломах необходимо смазать поверхность кожи
вокруг раны 2 % или 5 % спиртовым раствором йода и наложить стерильную повязку
до наложения шины.

Шину располагать так, чтобы она не ложилась поверх раны и не
давила на выступающую кость.

При вывихе необходимо зафиксировать конечность (шиной,
рейкой) в неподвижном состоянии.

При растяжении связок наложить на место растяжения тугую
повязку и приложить холод.

4.2.2. Термические ожоги.

Признаки ожога и порядок оказания первой помощи:

при ожоге первой степени (наблюдается покраснение кожи)
следует охладить обожженную часть тела струей холодной воды (в промежуток
времени от 10 до 15 минут) или приложить холод на 20 — 30 минут (пакет со
льдом, снегом), смазать кремом, вазелином и др.;

при ожоге второй степени (образуются пузыри, наполненные
жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку;

при тяжелом ожоге (некроз тканей) следует наложить на
обожженное место стерильную повязку. Пострадавшего необходимо обильно поить
горячим чаем и дать ему обезболивающее средство;

при ожогах второй и третьей степени запрещается смазывать
обожженное место жиром или мазями, вскрывать или прокалывать пузыри, отрывать
пригоревшие к коже части одежды.

4.2.3. Ожоги кислотами и щелочами.

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть
двухпроцентным раствором питьевой соды. При отсутствии питьевой соды следует
обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.

При ожогах щелочами обожженный участок тела следует обмыть
водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотами, или обильно поливать
чистой водой.

На обожженный участок тела наложить повязку стерильным
бинтом и дать пострадавшему обезболивающее средство.

При поражении электрическим током необходимо как можно
быстрее освободить пострадавшего от действия тока: отключить электроустановку с
помощью выключателя, рубильника, путем снятия предохранителей или разъема
штепсельного соединения. При напряжении до 1000 В для освобождения
пострадавшего от действия тока можно перерубить провод (разрубая провод каждой
фазы отдельно) топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить его от
пострадавшего сухой палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не
проводящим электрический ток.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или
провода можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду, если она
сухая и отстает от тела. Действовать при этом следует одной рукой, соблюдая
меры безопасности, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью
электрооборудования. Прикасаясь к пострадавшему, пока он находится под
действием тока, оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или
обмотать руку шарфом, натянуть рукав пиджака или пальто, накинуть на
пострадавшего прорезиненную ткань (плащ) или сухую ткань. Находясь в зоне
растекания тока замыкания на землю оказывающий помощь должен делать мелкие
шаги, не отрывая одну ступню ноги от другой.

При напряжении выше 1000 В для отделения пострадавшего от
токоведущих частей оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки и
боты и вместо подручных средств действовать изолирующей штангой или
изолирующими клещами (при их наличии), рассчитанными на соответствующее
напряжение.

расстегнуть на пострадавшем одежду;

обеспечить приток свежего воздуха, восстановить дыхание и
кровообращение путем проведения ему искусственного дыхания и непрямого массажа
сердца (до восстановления пульса и естественного дыхания);

наложить повязку стерильным бинтом на места электрических
ожогов;

произвести иммобилизацию (обездвиживание) переломов, вывихов,
возникших при падении пострадавшего (шинами, подручными средствами — досками,
рейками).

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами
необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, дав
ему выпить большое количество (от 6 до 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной
марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды, а затем напоить
молоком и дать выпить одну или две таблетки активированного угля.

При отравлениях кислотами следует тщательно промыть желудок
водой, для чего пострадавшему надо дать выпить от 7 до 8 стаканов теплой воды и
искусственно вызвать рвоту. Эту процедуру следует повторить от 4 до 5 раз.

Расход воды при промывании желудка до 10 литров или до
выделения чистой промывной воды при рвоте. Затем дать пострадавшему выпить
активированный уголь.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из
помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и
двери.

При отравлениях газами не допускается употребление молока,
кефира, растительных и животных жиров, так как они усиливают всасывание яда.

4.2.6. Травмы глаз.

При ранениях и сильных ушибах глаза (глаз) следует наложить
на оба глаза стерильную повязку. Не следует вынимать из глаза пострадавшего
попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его.

При попадании в глаза пыли, химических веществ или ядовитых
технических жидкостей глаза следует обильно промыть слабой струей проточной
воды в промежуток времени от 3 до 5 минут и наложить стерильную повязку.

При ожоге глаз горячей водой, паром промывать глаза не
рекомендуется, на глаза следует наложить стерильную повязку.

Признаки: озноб, мышечная дрожь, заторможенность и апатия,
неадекватное поведение («как пьяный»), посинение или побледнение губ,
снижение температуры тела.

— укрыть пострадавшего, дать теплое сладкое питье или пищу с
большим содержанием сахара;

— быстро доставить пострадавшего в теплое помещение. В
помещении снять одежду, растереть тело и обложить его большим количеством
теплых грелок (пластиковых бутылок с теплой водой). При отсутствии грелок
(пластиковых бутылок) укрыть пострадавшего теплым одеялом или надеть на него
теплую сухую одежду и продолжать поить теплым сладким питьем.

Признаки обморожения конечностей:

кожа бледная и холодная, нет пульса у запястий и лодыжек,
потеря чувствительности, а при постукивании пальцем — «деревянный»
стук.

доставить пострадавшего в теплое помещение с невысокой
температурой. С обмороженных конечностей одежду не снимать;

немедленно укрыть поврежденные конечности от внешнего тепла
охлажденной теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом,
одеждой.

Нельзя ускорять внешнее согревание обмороженных частей.
Тепло должно возникнуть внутри с восстановлением кровообращения.

Дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить
двигаться накормить пострадавшего.

Дать одну или две таблетки анальгина.

Нельзя растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо,
помещать обмороженные конечности в теплую воду или обкладывать их грелками.

4.2.9. Укусы насекомых, змей и животных.

удалить жало пчелы, промыть место укуса;

при укусе змеи уложить пострадавшего и обеспечить ему покой.
На место укуса наложить повязку (не слишком тугую). При укусе конечности
обязательно наложить шину, придать конечности возвышенное положение.

Дать пострадавшему обильное питье (сладкую или подсоленную
воду). При потере сознания положить пострадавшего на живот, повернув его голову
на бок. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к реанимации
(проведению наружного массажа сердца и искусственного дыхания).

При укусе клеща, перед его удалением, необходимо приложить к
нему на 3 минуты тампон, смоченный бензином или керосином. Затем на клеща (как
можно ближе к поверхности кожи) набросить петлю из тонкой прочной нити и,
вращая, резко выдернуть его из кожи.

В случае укуса диким животным или собакой необходимо промыть
место укуса (царапины), а также кожу вокруг раны водой с мылом, смазать йодом,
наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в ближайшее медицинское
учреждение для проведения курса прививок.

4.2.10. Тепловой или солнечный удар.

Признаки: слабость, сонливость, головная боль, жажда,
тошнота, возможны учащенное дыхание и повышение температуры, потеря сознания.

перенести (перевести) пострадавшего в прохладное место,
приложить холод к голове, шее, груди (можно вылить на грудь ведро холодной
воды);

при судорогах повернуть пострадавшего на живот, прижать
плечевой пояс и голову к полу;

при потере сознания более чем на 3 — 4 минуты повернуть
пострадавшего на живот.

4.2.11. После освобождения из снежной лавины пострадавшего
необходимо уложить на плотную подстилку.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии,
следует:

немедленно освободить от снега рот и нос, ни в коем случае
не вливать в рот пострадавшего каких-либо жидкостей до возвращения к нему сознания;

Читайте также:  Сурова 1 ремонт техники

расстегнуть и пояс, затрудняющие дыхание, но не
раздевать полностью;

при отсутствии дыхания и пульса надо немедленно применить
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное
дыхание пострадавшего или до прибытия врача;

после того, как пострадавший пришел в себя, дать ему выпить
что-либо согревающее (горячий чай);

в случае переохлаждения или обморожения пострадавшего при
оказании ему первой помощи соблюдать требования пунктов 4.2.7, 4.2.8
настоящей Инструкции.

4.2.12. Во всех случаях поражения электрическим током,
получения механических травм, тяжелых термических и химических ожогов,
отравлений пищевыми продуктами или ядовитыми жидкостями (газами), обморожения
пострадавшего необходимо срочно доставить в ближайшее медицинское учреждение.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании уборки станционный рабочий должен:

убрать мусор и отходы упаковочного материала в специально отведенное место;

после очистки бачков и ведер для пищевых отходов и мусора произвести их санитарную обработку, соблюдая установленную концентрацию дезинфицирующих растворов;

закрыть вентили на трубопроводах горячей и холодной воды в местах санитарной обработки тары для отходов;

убедиться, что вентили на поливочных кранах закрыты;

уборочный инвентарь и ветошь промыть с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушить и убрать на место;

собрать и вынести в установленное место мусор и загрязненные ветошь, песок, опилки после уборки едких химических веществ и смазочных масел удалить из помещения в специально отведенное место;

моющие и дезинфицирующие средства убрать под замок;

вымыть руки в резиновых перчатках с мылом, вытереть досуха и снять перчатки;

закрыть вентили (краны) на трубопроводах холодной и горячей воды;

смазать руки питающим и регенерирующим кожу кремом.

5.2. По окончании работы станционный рабочий должен:

сдать дежурство установленным порядком заступающему на смену работнику или непосредственному руководителю (установленным порядком);

вымыть руки, лицо водой с мылом или принять душ;

снять спецодежду, убрать ее в шкаф;

следовать с работы установленным маршрутом служебного прохода.

5.3. Загрязненную и неисправную специальную одежду и обувь станционный рабочий должен сдать в стирку или химчистку порядком, установленным на железнодорожной станции.

5.4. Обо всех нарушениях производственного процесса, Правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда, обнаруженных во время работы, и о принятых мерах по их устранению станционный рабочий должен сообщить дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены).

14.1. По окончании работ монтер пути должен:

— очистить от грязи инструмент, инвентарь, приспособления и сложить их в специально предназначенные места и кладовые;

— снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и убрать в шкаф гардеробной.

14.2. Загрязненную и неисправную спецодежду монтер пути должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

14.3. После работы монтер пути должен вымыть загрязненные участки тела теплой водой с мылом или, при возможности, принять душ.

14.4. Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы можно использовать различные защитные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие). Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.

14.5. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению необходимо сообщить мастеру (бригадиру).

Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ

Все
работы по ремонту и содержанию
железнодорожного пути, сооружений
и устройств путевого хозяйства, а также
строительные работы должны
выполняться в соответствии с Правилами
технической эксплуатации
железных дорог Российской Федерации
(ПТЭ), Инструкцией по сигнализации
на железных дорогах Российской Федерации,
Инструкцией
по движению поездов и маневровой работе
на железных дорогах Российской Федерации,
утвержденными проектами, технологическими
процессами
ремонтов пути, Правилами и технологией
выполнения основных работ
при текущем содержании пути, Правилами
и технологией работ по
текущему содержанию искусственных
сооружений, Техническими условиями
и требованиями с соблюдением Правил
техники безопасности и производственной
санитарии при ремонте и содержании
железнодорожного пути и сооружений,
Правилами безопасности для работников
железнодорожного
транспорта на электрифицированных
линиях.

Работы на пути и
сооружениях должны выполняться под
руководством
должностных лиц, прошедших испытание
на знание перечисленных
нормативных актов. Руководители работ
обеспечивают постоянный контроль за
соблюдением Правил производства работ
и несут ответственность за безопасность
движения поездов.

При
производстве путевых работ на участках,
оборудованных автоблокировкой
и электрической централизацией или
другими устройствами,
включенными в зависимость с сигналами
(рельсовые цепи, ПОНАБ,
ДИСК, САУТ, УКСПС, КГУ и т.д.), руководители
работ должны
контролировать правильность применения
работниками приемов
труда с целью исключения возможности
разрыва или закорачивания рельсовой
цепи и последующего перекрытия сигнала.
Выполняемые
на таких участках работы должны
согласовываться с ШЧ.

Места производства
путевых работ, вызывающих нарушение
целостности
или прочности и устойчивости пути и
сооружений, а также препятствия на пути
или близ него в пределах габарита
приближения
строений должны ограждаться соответствующими
переносными сигналами
и сигнальными знаками установленного
типа и окраски.

Запрещается
приступать к работам до ограждения
сигналами места производства работ,
опасного для движения, и снимать сигналы,
ограждающие место производства работ,
до полного окончания работ, проверки
состояния пути, сооружений и контактной
сети, соблюдения габарита.

Полным
окончанием работ считается выполнение
такого их объема,
который обеспечивает безопасный пропуск
поездов по месту работ
с установленными на участке скоростями
движения поездов.

В результате
сложившейся практики разработано
несколько форм предупреждений, выдаваемых
на поезда.

Главные из них
предусматривают:

_________________
20 _______ г. с _______________ ч ____________________ мин

на
________ км, пикета ________ перегона
_____________________________________до

(номер)
(указать часы или «до отмены»)

выдавайте
поездам предупреждения: «Остановиться
у красного сигнала, а при его отсутствии
следовать
со
скоростью
не
более
________ км/ч».

_________________
20_______г. с _________________ ч __________________ мин

на
_______ км, пикеты ______________ перегона
__________________________________

________________
пути до _____________________________________________________

(номер)
(указать часы или «до отмены»)

отсутствии
следовать с установленной скоростью».

________________
20 _______ г. с ________________ ч _____________________мин

на
___________км, пикета __________ перегона
___________________________________

_________________
пути до отмены выдавайте предупреждения
поездам,

следующим
по _______________ пути. Работает
___________________________________

Остановиться
у красного сигнала, а при его отсутствии
следовать со скоростью не

________________
20_________ г. с _____________ ч _________________________мин

на
____________ км, перегона
__________________________________________________

(номер)
(указать часы или «до отмены»)

выдавайте
поездам предупреждения: «Обеспечить
особую бдительность и более частую
подачу оповестительных сигналов».

________________
20_______ г. с_________________ ч. ____________________мин

на
________ км, пикет _________ перегона
_______________________________________

(номер)
(указать часы или «до отмены»)

выдавайте
поездам предупреждения: «Скорость
не более ________ км/ч» для грузовых

и
_______ км/ч для пассажирских.

________________
20_______г. с _________________ ч. _____________________мин

на
________км, пикета ___________ перегона
_____________________________________

______________________
пути до _______________________________________________

выдавайте
поездам предупреждения: «Работает
путевой вагончик (дефектоскоп и др.),
обеспечить особую бдительность и более
частую подачу оповестительных сигналов».

________________
20_______г. с _________________ ч ______________________мин

_________________
пути до отмены выдавайте предупреждения
поездам, следующим по

_________________
пути: «Работает струг, подавайте
оповестительные сигналы».

В
табл. дан перечень работ, требующих
закрытия перегона и выдачи
предупреждения об ограничениях скорости
движения по месту их производства.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА МОСТАХ И В ТОННЕЛЯХ

4.1. Перед началом работы на мосту монтеры пути должны получить указание руководителя работ о местах складирования материалов, инструмента и местах схода при подходе поездов. В тоннелях каждому монтеру пути следует знать нишу или камеру, в которой он должен укрыться при подходе поезда.

4.2. При производстве работ на мостах настилы, подмости и стремянки должны быть очищены от мусора, а в зимнее время — от снега и льда и посыпаны песком.

4.3. В тоннеле разрешается находиться только во время работы.

По окончании работ, при перерывах на обед оставаться в тоннеле запрещается.

Монтеры пути, занятые на работах в тоннеле, должны знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

При долго не исчезающей загазованности тоннеля необходимо по указанию руководителя работ воспользоваться индивидуальными противогазами, которыми монтеры пути обеспечиваются до начала производства работ.

4.4. При работе на мостах длиной до 50 м монтеры пути заблаговременно, до подхода поезда, должны уйти за пределы моста, а при длине моста 50 м и более — укрыться на специальных площадках с перилами.

4.5. Монтеры пути за 5 мин до прохода скоростного поезда должны уйти за пределы моста или тоннеля в сторону от пути на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при скорости 141 — 160 км/ч и не менее 5 м при скорости 161 — 200 км/ч независимо от длины моста или тоннеля.

4.6. Производство работ на мостах, в тоннелях и на предпортальных участках в темное время суток без достаточного освещения запрещается.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ УЧАСТКАХ

7.1. При работе на электрифицированном участке монтерам пути необходимо соблюдать особую осторожность и не приближаться как самим, так и применяемым инструментом к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушным линиям ближе 2 м.

7.2. При перешивке, выправке пути и других работах на электрифицированных участках и участках, оборудованных автоблокировкой, необходимо применять изолированные шаблоны.

7.3. Запрещается дотрагиваться до кабеля, обнаруженного при производстве работ под балластным слоем или в грунте. Работа в этом случае должна быть прекращена, и монтер пути обязан известить об этом руководителя работ.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С РУЧНЫМ ПУТЕВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

5.1. Монтеры пути должны пользоваться исправным ручным инструментом и регулярно проверять надежность насадки ударных инструментов.

Читайте также:  Ремонт встроенной техники для кухни

Ручки инструмента должны быть изготовлены из прочного дерева, чисто оструганы, без заусенцев; на ударных инструментах поверхность бойка должна быть чистой и не иметь зазубрин и наплывов металла.

5.2. При завинчивании гаек вручную надо пользоваться типовым ключом. Запрещается бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.

5.3. Проверку совпадений отверстий в накладках и рельсах можно производить только бородком или болтом.

5.4. При смене рельсов снимать накладки после разболчивания, а также раздвигать накладки и удерживать конец другого рельса при постановке накладок следует при помощи лома. Делать это руками не разрешается. Кантовать рельс длиной 12,5 м можно также ломом, вставляя его в крайнее болтовое отверстие только с одного конца. При кантовании рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса лома.

Кантование рельсов длиной 25 м должно производиться только специальным устройством (лом со скобой).

5.5. При сдвижке сменяемой или укладываемой рельсовой плети стоять можно только с одной стороны рельса, противоположной направлению сдвижки.

5.6. При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические разгоночные приборы. Разгонка зазоров ударами рельса в накладку запрещается.

5.7. При подъемке пути домкратами монтерам пути запрещается подсовывать руки и ноги под поднятый рельс или рельсошпальную решетку.

5.8. При зачистке заусенцев на шпалах ноги следует ставить так, чтобы исключалась возможность случайного ранения.

Убирать мусор и щепу из-под подошвы рельса следует только метлой или веником. Руками убирать запрещается.

5.9. Выдергивание костылей лапчатым ломом должно производиться нажимом рук на конец лома. Запрещается для создания дополнительных усилий становиться ногами или ложиться туловищем на лом, а также подкладывать под его головку костыли, болты или другие предметы.

Для вытаскивания костылей в стесненных местах на стрелочных переводах следует применять специальный костыледер.

5.10. При перешивке пути рельсовую нить следует отжимать стяжным прибором или остроконечным ломом, заведенным в балластную призму шпального ящика под подошву рельса под углом не менее 45° и на необходимую для устойчивости глубину. Пользоваться в качестве упора забитыми в шпалу костылями запрещается.

5.11. При наживлении костыля для забивки необходимо держать его вертикально; первоначально костыль следует закреплять легкими ударами, а затем добивать. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути.

При работе костыльным молотком нахождение людей в зоне движения молотка запрещается.

5.12. При смене деревянных шпал должны применяться шпальные клещи. Переносить шпалы необходимо с помощью специальных приспособлений для их переноски.

Одиночная смена железобетонных шпал должна производиться только с применением машин, механизмов или специальных приспособлений.

5.13. При постановке и снятии противоугонов ноги следует ставить так, чтобы исключить возможность попадания в них отскочившего противоугона.

Необходимо следить за тем, чтобы монтеры пути не находились напротив снимаемого или устанавливаемого противоугона.

ДЕЙСТВИЯ МОНТЕРА ПУТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

12.1. Во время работы по содержанию и ремонту железнодорожного пути и искусственных сооружений могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

— сход подвижного состава с рельсов;

— падение грузов с состава;

— разлив или рассыпание опасных и вредных веществ;

— загорание подвижного состава и искусственных сооружений;

— обрыв контактного провода;

— возгорание в полосе отвода;

— сплыв насыпи;

— нарушение целостности верхнего строения пути, угрожающее сходом подвижного состава.

12.2. При возникновении аварийной ситуации монтер пути должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации.

12.3. Работники, находящиеся поблизости, по сигналу общей тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в устранении возникшей аварийной ситуации и (при необходимости) оказании пострадавшим первой медицинской помощи.

12.4. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с инструкцией по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах Российской Федерации.

12.5. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ в результате повреждения подвижного состава можно приступать к работам по ликвидации аварии только после разрешения главного государственного санитарного врача на железной дороге (на отделении железной дороги, на линейном участке железной дороги), который определяет порядок и продолжительность работ в опасной зоне, а также применяемые при этих работах средства индивидуальной защиты.

На электрифицированных участках меры электробезопасности определяет представитель дистанции электроснабжения.

12.6. При загорании подвижного состава или искусственных сооружений необходимо:

— немедленно сообщить об этом в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара;

— при необходимости вывести людей из опасной зоны;

— сообщить руководителю работ или мастеру (бригадиру) и далее действовать по его указанию.

12.7. В случае участия в тушении пожара монтеры пути должны знать следующее:

— при пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором пищевой соды;

— при загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя;

— внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться только вдвоем: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде раскатывающего рукав открывает кран;

— при тушении пламени кошмой пламя накрывают ею так, чтобы огонь не попал на человека, тушащего пожар;

— при тушении пламени песком совок, лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка;

— тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными аэрозольными или порошковыми огнетушителями;

— тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после снятия напряжения с контактной сети, ее заземления и указания руководителя работ или другого ответственного лица;

— тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.

12.8. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушных линий следует немедленно сообщить дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру, оградить место обрыва и следить, чтобы никто не приближался к нему ближе 8 м. В случае если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушных линий нарушают габарит приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки.

Запрещается подходить ближе 8 м к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий, а также прикасаться чем-либо к ним и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

12.9. При нарушении целостности верхнего строения пути, угрожающем сходом подвижного состава, монтер пути должен подать сигнал остановки приближающемуся подвижному составу и сообщить о случившемся руководителю работ и дежурному по станции.

На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или какими-либо инструментами к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек.

4.1.1. При выполнении работ по содержанию и ремонту
железнодорожного пути и искусственных сооружений могут возникнуть следующие
основные аварийные ситуации:

загорание подвижного состава или другие аварийные ситуации,
могущие привести к пожару или взрыву;

обрыв контактного провода или провода воздушной линии
электропередачи;

нарушение целостности верхнего строения пути, могущее
привести к сходу подвижного состава.

4.1.2. При возникновении аварийной ситуации монтер пути
должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся руководителю работ
и далее выполнять его указания или, при отсутствии руководителя работ, принять
меры к ограждению опасного места сигналами остановки и принять меры по
извещению дежурного по станции или поездного диспетчера.

4.1.3. При возникновении пожара монтер пути должен:

немедленно сообщить о пожаре руководителю работ и в пожарную
часть, указав точное место его возникновения;

принять меры по тушению пожара имеющимися первичными
средствами пожаротушения.

4.1.4. При загорании электрооборудования для его тушения
следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При этом
нельзя направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При пользовании
углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не следует браться рукой
за раструб огнетушителя.

При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее
платком или другим материалом и смыть водным раствором пищевой соды.

4.1.5. Тушение пожара внутренними пожарными рукавами должно
производиться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту
пожара, второй — по команде раскатывающего рукав открывает кран.

4.1.6. При тушении очага загорания кошмой пламя следует
накрывать так, чтобы огонь из-под нее не ожег работника.

4.1.7. При тушении очага загорания песком следует беречь
глаза от попадания в них песка.

4.1.8. Тушить горящие предметы, расположенные на расстоянии
менее 2 м от находящихся под напряжением частей контактной сети, разрешается
только углекислотными и порошковыми огнетушителями.

Тушить очаг загорания водой, пенными и воздушно-пенными
огнетушителями можно только после сообщения руководителя работ или другого
ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она
заземлена.

4.1.9. Можно тушить очаг загорания без снятия напряжения,
если он расположен на расстоянии более 7 м от контактного провода и проводов
ВЛ. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не
приближалась на расстояние менее 2 м к контактной сети и другим токоведущим
частям, находящимся под напряжением.

Читайте также:  Ремонт крупной бытовой техники в перми

4.1.10. При обнаружении оборванного провода контактной
подвески, волноводов или ВЛ необходимо действовать в соответствии с
требованиями пункта 3.7.4 настоящей
Инструкции.

В случае, если оборванные провода или другие части
контактной подвески (воздушной линии) нарушают габарит приближения строений и
могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами
остановки.

4.1.11. При падении находящегося под напряжением оборванного
контактного провода (провода ВЛ) на мотовоз или другую путевую машину, или
случайном касании рабочего органа или корпуса машины с проводами запрещается до
снятия напряжения с контактной подвески (ВЛ) прикасаться, стоя на земле, к
машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее.

4.1.12. При ликвидации последствий схода с рельсов
подвижного состава монтер пути должен действовать в соответствии с указаниями
руководителя работ.

При обнаружении препятствия или неисправности, угрожающей
безопасности движения поездов, монтер пути должен оградить установленным
порядком внезапно возникшее место препятствия, по возможности сообщить о
случившемся руководителю работ или дежурному по станции, а при появлении поезда
бежать ему на встречу, подавая сигналы остановки и установить петарды там, где
успеет.

4.1.13. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ
в результате повреждения подвижного состава приступать к работам по ликвидации
аварии можно только после получения необходимых средств индивидуальной защиты,
целевого инструктажа о мерах безопасности при выполнении работ и разрешения
руководителя работ.

4.1.14. На электрифицированных участках пути при наличии
сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или
какими-либо инструментами к рельсу одновременно по обе стороны от излома до
установки продольной или поперечных перемычек.

Меры безопасности при производстве путевых работ немеханизированным способом

2.5.1. Приступить к работам разрешается только после ограждения места работ установленным порядком сигналами или сигнальными знаками. Сигналистами назначают монтеров пути не ниже 3-го разряда, выдержавших установленные испытания и имеющих удостоверения сигналистов. 2.5.2. При производстве работ в составе двух человек монтерам пути необходимо располагаться так, чтобы один мог наблюдать за приближением поездов одного направления, а другой — поездов противоположного направления. Один из монтеров пути назначается старшим.
2.5.3. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи и на междупутье, а также на станки покилометрового запаса рельсов. 2.5.4. Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.
2.5.5. Путевой инструмент должен быть всегда исправным: ручки его изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев; на ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла. Следует тщательно проверять надежность насадки инструментов. 2.5.6. При завинчивании гаек вручную надо пользоваться типовым ключом. Бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивая другим ключом, а также применять неисправный ключ, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа запрещается. Заржавевшие гайки для облегчения отвинчивания следует смазать керосином. Запрещается сбивать гайки ударом молотка. При срубании гайки зубилом необходимо надевать защитные очки.
2.5.7. Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах можно производить только бородком или болтом. 2.5.8. При смене рельсов снимать накладки после разболчивания, а также раздвигать накладки и удерживать конец другого рельса при постановке накладок следует при помощи лома. Делать это руками не разрешается. Кантовать рельс длиной 12,5 м можно также ломом, вставляя его в крайнее болтовое отверстие только с одного конца. При кантовании рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса лома.
Кантование рельсов длиной 25 м должно производиться только специальным устройством (лом со скобой). 2.5.9. При сдвижке сменяемой или укладываемой рельсовой плети стоять можно только с одной стороны рельса, противоположной направлению сдвижки.
2.5.10. Запрещается удалять руками с распиливаемого рельса металлические опилки. 2.5.11. При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические разгоночные приборы, обеспечивающие безопасность работ. Разгонка зазоров ударами рельса внакладку запрещается.
2.5.12. При зачистке заусенцев на шпалах ноги следует ставить так, чтобы исключалась возможность случайного ранения. 2.5.13. Убирать мусор и щепу из-под подошвы рельса следует только метлой или веником. Руками убирать запрещается.
2.5.14. Выдергивание костылей лапчатым ломом должно производиться нажимом рук на конец лома. При необходимости следует применять наддергиватель путевых костылей. Запрещается для создания дополнительных усилий становиться ногами или ложиться туловищем на лом, а также подкладывать под его головку костыли, болты или другие предметы.
2.5.15. При перешивке пути рельсовую нить следует отжимать стяжным прибором или остроконечным ломом. Пользоваться в качестве упора забитыми в шпалу костылями запрещается.
2.5.16. При наживлении костыля для забивки необходимо держать его строго вертикально; первоначально костыль следует закреплять легкими ударами, а затем добивать. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути. При работе костыльным молотком нахождение вблизи людей не допускается.

Требования охраны труда при производстве
работ на производственной базе

3.11.1. К работам на звеносборочных и звеноразборочных
линиях, не связанных с управлением механизмами линий, допускаются монтеры пути,
прошедшие целевой инструктаж по безопасной в этих условиях.

3.11.2. Подача на сборку и разборку рельсов, скреплений,
шпал (деревянных и железобетонных) и других длинномерных и тяжеловесных грузов
должна производиться только механизированным способом с использованием козловых
кранов.

3.11.3. При перемещении рельсов, скреплений, пакета шпал или
рельсошпальной решетки работники должны находиться вне зоны перемещения
материалов.

Запрещается находиться ближе 2 м от вертикали возможного
падения груза при подаче металлических деталей рельсовых скреплений магнитным
подъемником.

3.11.4. При перетяжке пакетов рельсов на платформах,
оборудованных съемным оборудованием типа СО или УСО, работники должны
находиться на расстоянии не менее 10 м от троса.

3.11.5. Раскладку пакета шпал на стендовом пути следует
производить последовательно ряд за рядом, начиная с нижнего. При этом после
установки пакета шпал на стендовый путь монтеры пути-стропальщики должны убедиться
в устойчивости пакета, освободить от строповки нижний ряд, застропить
остальную, подлежащую дальнейшей раскладке часть пакета, и дать команду
крановщику на подъем и перемещение пакета. Раскладку остальных рядов пакета
шпал производить в такой же последовательности.

3.11.6. Раскладку шпал по меткам (эпюре) и их торцовку
следует производить с использованием ломов.

При антисептировании отверстий, просверленных в деревянных
шпалах, следует работать в защитных очках.

3.11.7. Детали рельсовых скреплений, предназначенные для
сборки звеньев рельсошпальной решетки, должны находиться в емкостях (таре),
размещаемых в разрывах стендового пути.

3.11.8. Перед сборкой рельсовых скреплений следует размещать
на шпалах рельсовые подкладки и другие детали скреплений таким образом, чтобы
исключалось их падение и травмирование ног работников.

3.11.9. При укладке рельса на шпалы с собранными рельсовыми
скреплениями, направлять его и удерживать от раскачивания разрешается только
направляющими штангами, располагаясь с торцов рельса. Сдвижку (отжатие) рельса
для обеспечения необходимого его положения относительно рельсовых подкладок
необходимо производить ломами.

3.11.10. Закрепление гаек закладных и клеммных болтов
рельсовых скреплений следует производить электрическими гайковертами. При этом
установку гайковертов на рельсы собираемой рельсошпальной решетки должны
производить не менее двух работников.

3.11.11. Сборку звеньев рельсошпальной решетки как при
деревянных, так и железобетонных шпалах разрешается производить не более, чем в
два яруса. Подъем и установку электрических гайковертов на рельсы
рельсошпальной решетки второго яруса следует производить грузоподъемным краном
или бригадой работников, состоящей не менее, чем из трех человек.

3.11.12. При сборке звеньев рельсошпальной решетки с
деревянными шпалами забивку костылей костыльным молотком монтеры пути должны
производить в защитных очках.

находиться и устанавливать скрепления и выполнять другие
работы на звене, передвигаемом на тележках;

разборка старых звеньев непосредственно на платформах
путеразборочного поезда;

проход и нахождение в зоне подъема и опускания груза, а
также работа под поднятым звеном;

находиться ближе 10 м от троса в момент затягивания пакета или
звена на рабочую позицию на звеносборочных и звеноразборочных линиях;

подходить сбоку ближе 5 м к поднятому звену;

подходить ближе 3 м к торцу поднятого звена.

3.11.14. Раскладка звеньев старой рельсошпальной решетки для
расшивки их вручную должна производиться не более чем в два яруса.

3.11.15. Выдергивание костылей и снятие пружинных
противоугонов при разборке старой рельсошпальной решетки производить с учетом
требований пунктов 3.4.9, 3.4.10 и 3.4.13 настоящей Инструкции.

3.11.16. Складирование рельсов, шпал, рельсовых звеньев
следует производить на тщательно спланированных площадках.

3.11.17. Штабеля рельсов, шпал и других материалов
необходимо располагать таким образом, чтобы они находились в пределах действия
козловых кранов (крана) для обеспечения вертикального опускания (подъема) их
без подтаскивания, а расстояние от выступающих элементов козлового крана до штабеля
составляло не менее 0,7 м.

3.11.18. Рельсы необходимо укладывать в штабели
пирамидальной формы высотой не более 2 м. Каждый верхний ряд штабеля по
количеству рельсов должен быть меньше нижнего на два рельса (на один от каждого
края). Рельсы должны быть уложены на подошву, торцы выровнены. Под нижний ряд
рельсов должны быть уложены поперечные деревянные прокладки (брусья) сечением
250×150 мм, а между рядами рельсов — поперечные деревянные прокладки
толщиной не менее 100 мм (не менее 6 штук при длине рельсов 25 м и 3 штук при
длине рельсов 12,5 м).

3.11.19. Высота штабеля новых и старогодных деревянных шпал
не должна быть более 16 рядов, железобетонных — 8 рядов. Шпалы в штабелях
следует располагать перпендикулярно рельсам подкранового пути. Между штабелями
деревянных шпал должны устраиваться противопожарные разрывы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *