Техника безопасности при ремонте воздушных линий электропередач

УТВЕРЖДЕНО Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской Федерации 15 декабря 1997 г.

СОГЛАСОВАНО ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации 17 декабря 1997 г.

Виды и свойства строительных материалов

Разумный подход и знание рынка качественных строительных материалов позволяет осуществить ремонт в предельно сжатые сроки. Грамотный выбор поможет добиться

лучшего результата.

Виды и свойства отделочных материалов

Богатая мозаика современных отделочных материалов позволяет каждому из нас выбрать тот способ оформления жилых и нежилых помещений, который придется по вкусу.

Гидроизоляционные материалы

Гидроизоляции отводится огромная роль, ведь этот материал позволяет предотвратить попадание влаги в конструкции зданий, сохранить их теплоемкость и увеличить срок

эксплуатации.

Свойства и применение

Именно крыша строения первой принимает на себя удары града, дождя, снега, поэтому к качеству кровельных покрытий предъявляются повышенные требования.

СОВЕТЫ ДОМАШНЕМУ МАСТЕРУ

Работы в квартире и на загородном участке

Многие вопросы можно решить самостоятельно; закладка фундамента для дома или же монтаж трубопровода – вполне посильная задача для любого человека с базовыми

навыками.

Кредитование строительных и ремонтных работ

Существует множество способов получить деньги для возведения объекта, оплаты услуг рабочих и приобретения необходимой техники. Выгодным вариантом является

кредитование.

Страхование строительных и ремонтных работ

Учитывая нестабильность строительного рынка, финансово-экономический кризис во всех сферах жизни, такая мера, как страхование, никогда не будет лишней.

Техника безопасности при осмотре и ремонте воздушных линий

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕМОНТА

Выбор инструмента для домашнего ремонта

Вооружившись качественным инструментом для ремонтно-строительных работ, вы сможете воплощать в жизнь свои идеи и проекты, развивать собственные навыки и творческие

способности.

ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО РЕМОНТА

Выбор и технологии монтажа

При ремонте или строительстве нужно учитывать, что именно пол и потолок задают тон всему помещению, и от того, насколько тщательно продуман их дизайн, во многом зависят

такие понятия, как комфорт и уют, стиль и гармония.

Подготовка и отделка поверхностей

Грамотно подготовленные поверхности гарантируют, что ремонт не придется переделывать заново. Именно потому столь важно подойти к задаче со всей серьезностью,

соблюдая технологии максимально точно.

Электрика и бытовая техника

Своевременная замена электросетей и их проектирование в соответствии со стандартами качества позволит избежать «дорогостоящих» проблем, связанных с надежностью и

функциональностью проводки.

Монтаж отопления, сантехники и канализации

Основными факторами, которые делают жилье уютным и приспособленным для проживания являются: наличие системы водоснабжения, отопления, канализации и качественные

комплектующие.

Выполнение работ по гидро- и теплоизоляции

Надежная гидроизоляция и утепление элементов жилища не только поспособствует тому, чтобы ваш дом был теплым даже в пятидесятиградусный мороз, но и избавит от

необходимости переплачивать за теплоносители.

Выполнение работ в загородном доме

О загородном доме не мечтает, наверно, только тот, кто его уже имеет. Сегодня обилие материалов и инструментов позволяют осуществить эту мечту даже тем, кто не имеет

специальных знаний.

Организация и выполнение сварочных работ

Несмотря на кажущуюся простоту выполнения работ по сварке, недостаток опыта, квалификации и знаний технологического процесса может привести к зря потраченному

времени.

Приложение. Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»

Федеральные авиационные правила»Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»(утв. приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29)

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» (далее — Правила) устанавливают меры авиационной безопасности, обязательные для выполнения эксплуатантами авиации общего назначения (далее — АОН), обеспечивающие защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

2. Настоящие Правила разработаны на основании статьи 84 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) и в соответствии с действующими нормативными актами международных организаций (ИКАО, ИАТА, ЕКГА, ИСО).

II. Обеспечение авиационной безопасности

3. Эксплуатант АОН обязан разработать программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности.

Требования к документации по авиационной безопасности эксплуатанта АОН устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

4. Эксплуатант АОН обязан организовать подготовку персонала по авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей.

5. Авиационная безопасность эксплуатанта АОН включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, которые проводятся в соответствии с установленными требованиями авиационной безопасности.

6. Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта АОН (далее — АНВ) являются:

а) соблюдение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах базирования;

б) организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов эксплуатанта АОН;

в) оборудование воздушных судов противоугонными устройствами;

г) обеспечение экипажей воздушных судов инструктивными документами по авиационной безопасности;

д) досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов;

е) предполетный досмотр гражданских воздушных судов;

ж) организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ.

7. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН в аэропорту меры авиационной безопасности осуществляются службой авиационной безопасности эксплуатанта АОН или службой авиационной безопасности аэропорта.

8. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН вне аэропорта меры авиационной безопасности осуществляются командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа эксплуатанта АОН самостоятельно.

Эксплуатант АОН при этом обязан обеспечить следующие меры авиационной безопасности:

а) установку тормозных и противоугонных устройств;

б) закрытие и блокирование (опечатывание на воздушном судне дверей, люков (лючков), заправочных горловин;

в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц;

г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных устройств и пассажирских транспортных средств;

д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна.

9. Воздушные судна эксплуатанта АОН, используемые для перевозки пассажиров, должны располагать специальным оборудованием установленного образца для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.

10. Стоянки воздушных судов эксплуатантов АОН не должны находиться в непосредственной близости к стоянкам воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в целях избежания снижения уровня авиационной безопасности в отношении этих воздушных судов, багажа, грузов, почты, бортовых запасов.

11. В аэропортах постоянного базирования воздушных судов эксплуатантов АОН должно быть исключено смешивание вылетающих и прилетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН с пассажирами коммерческих рейсов.

Предполетный досмотр вылетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН должен проводиться отдельно от пассажиров коммерческих рейсов. Доставка экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН на борт воздушного судна организуется в сопровождении сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта.

12. При вылете из аэропорта (с аэродрома), где отсутствует служба авиационной безопасности, предполетный досмотр членов экипажа, пассажиров, в том числе вещей, находящихся при них, багажа, грузов, почты, воздушного судна, бортовых запасов проводится сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта АОН.

В случае выполнения полетов с аэродромов или посадочных площадок, где отсутствуют служба авиационной безопасности аэропорта и служба авиационной безопасности эксплуатанта АОН, досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

III. Командир воздушного судна АОН

13. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества (пункт 2 статьи 57 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»).

14. Командир воздушного судна обязан пройти специальную подготовку по авиационной безопасности в учебном заведении гражданской авиации.

15. Командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу в части, касающейся обеспечения мер авиационной безопасности, и требовать их исполнения, а также применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажа воздушного судна, безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.

16. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.

17. При АНВ, произошедшем в полете, командир воздушного судна и члены экипажа обязаны передать сигналы бедствия, сообщить об АНВ, свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета, данные об остатке топлива, имеющиеся сведения о правонарушителях и их вооружении и действовать в соответствии с памяткой экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке.

При угрозе или совершении АНВ, произошедшем до или после выполнения полета, командир воздушного судна или уполномоченный работник эксплуатанта АОН по разрешении инцидента должны немедленно направить информацию и отчет о таком акте в адрес специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Настоящая инструкция по охране труда для бортового проводника доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда разработана для бортового проводника (далее — бортпроводник) и направлена на обеспечение его безопасности, сохранение здоровья и работоспособности в процессе выполнения должностных обязанностей. 1.2. К работе в качестве бортпроводника допускаются лица старше 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие специальное обучение, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать первую помощь пострадавшим, прошедшие проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Не реже 1 раза в 6 месяцев бортпроводник проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в 12 месяцев – очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.4. В случае нарушения требований инструкции, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней бортпроводник должен пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой). Лицо, не прошедшее инструктаж или показавшее неудовлетворительные знания по охране труда, к работе не допускается. 1.5. Для контроля состояния здоровья бортпроводник проходит медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) в установленном порядке. 1.6. Бортпроводник должен соблюдать установленный режим рабочего времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, соблюдение режима во время нахождения в резерве и т.д. 1.7. Во время работы на бортпроводника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы: — движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы; — воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них; — воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей); — вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов; — воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин; — выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков и т.п.); — повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома); — предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.); — нахождение вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов; — перепад давления (при наборе высоты и снижении); — недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны; — повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; — нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания); — острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок; — повышенный уровень шума и вибрации; — повышенная или пониженная температура и влажность воздуха; — недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона; — пожар или взрыв на борту воздушного судна; — психоэмоциональные перегрузки. 1.8. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного предполетного отдыха бортпроводник должен сообщить командиру воздушного судна о своем состоянии и обратиться за медицинской помощью. 1.9. Бортпроводника необходимо обеспечить специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи. 1.10. Бортпроводник должен уметь оказывать первую помощь, пользоваться бортовой медицинской аптечкой. 1.11. Для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов бортпроводник должен соблюдать требования пожаро- и взрывобезопасности и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте стоянки воздушного судна, не пользоваться открытым огнем и т.п.). 1.12. Бортпроводник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка. 1.13. Запрещено приступать к выполнению работ в состоянии алкогольного, наркотического и иного другого вида токсического опьянения, в болезненном и утомленном состоянии. 1.14. Работник несет ответственность за нарушение требований охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Окпд на ремонт и обслуживание компьютерной техники

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Бортпроводник перед полетом должен проходить обязательный предрейсовый медицинский осмотр. 2.2. Перемещение бортпроводника по территории аэродрома допускается только с помощью автотранспорта. В исключительных случаях при перемещении по территории аэродрома пешком необходимо применять сигнальный жилет со светоотражающими элементами и соблюдать следующие требования: — ходить только по специально предназначенным маршрутам; — контролировать изменение окружающей обстановки, особенно в сложных метеорологических условиях (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное время суток; — помнить, что в условиях авиационного шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля, самоходного механизма могут быть не слышны; — соблюдать осторожность и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности (зон работающих авиадвигателей и вращения воздушных винтов самолетов и несущих винтов вертолетов, излучения антенн наземных и бортовых радиотехнических средств, руления и буксировки воздушных судов, маневрирования спецтранспорта и средств механизации у воздушного судна, заправки самолета топливом, погрузочно-разгрузочных работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности и скользкие места на территории аэродрома. 2.3. Опасно находиться на расстоянии: — менее 50 м в направлении выхода газов из двигателя; — менее 10 м перед воздухозаборником двигателя; — менее 20 м от самолетов, стоящих на стоянке, при работе их бортовых радиолокационных станций; — менее 50 м от вертолета с работающими двигателями. 2.4. В процессе предполетной подготовки бортпроводнику необходимо: — соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся возле воздушного судна; — быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна; — проверить исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем; — осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания; — убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок; — проверить надежность крепления электрокипятильников. 2.5. Бортпроводнику запрещается пользоваться рабочими стремянками и лестницами, применяемыми при техническом обслуживании воздушных судов, и подниматься в кузов грузовых автомашин, на платформы электрокаров и подъемных механизмов. 2.6. Перед началом посадки и высадки пассажиров бортпроводнику следует визуально убедиться в чистоте трапа, в соответствии расстояния между верхней площадкой трапа и порогом двери воздушного судна установленным нормам, совпадении их уровней. 2.7. Установленные ограничительные ремни разрешается снимать только на период посадки и высадки пассажиров. Для прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего воздушное судно, ремень снимать и сразу же вновь устанавливать. 2.8. В случае несогласованного отгона трапа бортпроводник предупреждает об этом членов экипажа и работников наземных служб, которым необходимо покинуть самолет. 2.9. Бортпроводник имеет право давать разрешение на отгон трапа только от задней двери воздушных судов, у которых установлено два трапа. 2.10. Бортпроводник не должен допускать размещения громоздкой и тяжелой ручной клади в пассажирских салонах и на верхних полках самолета. 2.11. Бортпроводнику не следует пользоваться люками, ведущими из пассажирского салона в грузовые помещения, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности полетов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время разбега самолета и в течение 10 минут после взлета бортпроводнику следует находиться на служебном месте и быть пристегнутыми предусмотренными для этого привязными ремнями. 3.2. На протяжении всего полета бортпроводнику необходимо осуществлять контроль исправности сигнализации и световых табло в салонах самолета и правильности размещения ручной клади пассажиров, не допускать попытки открытия основных, запасных, служебных дверей и аварийных люков. 3.3. Бортпроводник должен не допускать захламленности своего рабочего места. 3.4. Бортпроводник контролирует и требует соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна и предупреждает их возможные действия по нарушению этих правил. 3.5. При загорании светового табло «ЗАСТЕГНУТЬ ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ» бортпроводник проверяет выполнение этого требования пассажирами, после чего занимает свое рабочее место и застегивает привязные ремни. 3.6. Бортпроводник должен использовать все электронагревательные приборы по прямому их назначению. 3.7. Запрещается заваривать чай и кофе в электрокипятильнике, а также подогревать жидкости в электрическом духовом шкафу. При работе по подогреву питания в духовом шкафу бортпроводнику следует пользоваться жаровлагостойкими перчатками (рукавицами), обеспечивающими защиту от ожогов. 3.8. Разлив горячей воды из электрокипятильника осуществляется только через краны. Во избежание несчастных случаев запрещается разливать горячую воду через верхнюю горловину электрокипятильника. 3.9. В случае необходимости открывать крышку электрокипятильника с горячей водой можно не ранее, чем через 10 минут после отключения его от электросети. 3.10. Для открывания бутылок и консервных банок следует пользоваться только исправными и предназначенными для этого приспособлениями и инструментами, предоставленными работодателем. 3.11. При раздаче пассажирам питания необходимо выполнять следующие требования: — обслуживание пассажиров производится только на исправном оборудовании; — обслуживание пассажиров с тележки производится двумя бортпроводниками. 3.12. Тележки должны быть в исправном состоянии с хорошо закрывающимися дверцами и работающими стопорами. 3.13. При обслуживании без тележки следует выносить в салон не более двух подносов (ланч-боксов) одновременно, при сборе грязных ланч-боксов брать не более четырех. 3.14. При приближении воздушного судна к зоне сильной турбулентности по информации командира воздушного судна и при загорании табло «ЗАСТЕГНУТЬ ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ» бортпроводнику следует прекратить раздачу питания и напитков, продажу сувениров и т.п., предупредить пассажиров о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями, принять меры по предотвращению падения ручной клади и личных вещей и т.п., после чего занять свои места и пристегнуться привязными ремнями. 3.15. При пользовании кислородного оборудования бортпроводник должен помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой контакт кислорода и жиров, поэтому работать с кислородным оборудованием следует чистыми руками без следов жиров и масел. 3.16. Перед посадкой воздушного судна бортпроводник обязан отключить электропитание всех бытовых приборов и проверить надежность их закрепления. 3.17. Перед посадкой бортпроводнику следует проверить, пристегнуты ли все пассажиры привязными ремнями, и самим занять свое рабочее место и пристегнуться привязными ремнями.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении каких-либо повреждений в электронагревательных приборах необходимо отключить их от электросети и доложить о происшедшем командиру воздушного судна; дальнейшее использование или ремонт поврежденного электрооборудования в полете не разрешается. 4.2. При обнаружении пожара и/или дыма на борту воздушного судна бортпроводнику необходимо немедленно приступить к тушению пожара, доложить о случившемся командиру воздушного судна и принять меры по предупреждению паники среди пассажиров. 4.3. Для тушения пожара в салоне самолета применяются переносные огнетушители. 4.4. При ликвидации пожара в самолете на земле бортпроводнику, кроме бортовых, следует дополнительно использовать наземные средства пожаротушения, имеющиеся на аэродроме. 4.5. Действия бортпроводника в других особых случаях должны соответствовать требованиям руководства по летной эксплуатации. 4.6. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая при этом собственную безопасность, оказать ему первую помощь.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Бортпроводник должен выходить из самолета на трап только после его окончательной установки по команде лица, ответственного за подгон и отгон трапа. 5.2. После посадки воздушного судна на стоянку бортпроводник должен занять свое место у входных дверей и проконтролировать установку трапа, оказать помощь пассажирам при сходе на трап. 5.3. После выхода последнего пассажира бортпроводнику следует установить на дверях ограничительные ремни. 5.4. При спуске по трапу бортпроводнику необходимо соблюдать меры предосторожности, держаться за поручень и не перешагивать через несколько ступеней.

Читайте также:  МОСКВОРЕЦКИЙ РЫНОК РЕМОНТ САДОВОЙ ТЕХНИКИ

ТОИ Р-15-046-97

Инструкция вводится в действие с 01.01.1998 г.

Общие требования безопасности

На работы по эксплуатации и ремонту линий электропередач (ЛЭП), электрооборудования (в дальнейшем — электроустановок) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную теоретическую и практическую подготовку и имеющие соответствующее удостоверение.

На работы по эксплуатации и ремонту электроустановок напряжением свыше 1000 В, а также по ремонту воздушных линий электропередач без снятия напряжения, работ на высоте, по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики тепловых электростанций и подстанций не допускаются электромонтеры женского пола.

До назначения электромонтера на самостоятельную работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, он должен пройти медицинское освидетельствование при приеме на работу и не иметь при этом медицинских противопоказаний.

Периодические медицинские освидетельствования электромонтер должен проходить 1 раз в 24 месяца.

К самостоятельной работе по эксплуатации электроустановок допускаются электромонтеры, назначенные приказом по предприятию или подразделению, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструкций в соответствии с выполняемой работой, с присвоением соответствующей квалификационной группы по технике безопасности, имеющие специальное удостоверение, а также прошедшие стажировку продолжительностью не менее 2-х недель под руководством опытного работника. Электромонтер, обслуживающий единолично электроустановки напряжением до 1000 В должен иметь не ниже III, а свыше 1000 В — не ниже IV квалификационной группы по технике безопасности.

При выполнении работ, не входящих в обязанности электромонтера по эксплуатации электроустановок, он должен пройти дополнительный инструктаж по технике безопасности.

Периодически 1 раз в год электромонтер должен сдать экзамены на знание Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил техники безопасности и инструкций по охране труда.

Лица, допустившие нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил техники безопасности и положений настоящей инструкции, подвергаются внеочередной проверке знаний.

В процессе работы в установленные на предприятии сроки электромонтер должен проходить инструктаж по охране труда и ежегодное обучение по 10-часовой программе.

Электромонтер должен знать: схемы электросетей, устройство, назначения и правила эксплуатации всех частей, отдельных узлов аппаратуры электроустановок, а также правила эксплуатации механизмов, для которых электрооборудование предназначено. Перечень работ, выполняемых по распоряжению в порядке текущей эксплуатации по наряд-допуску;

сроки испытания защитных средств и приспособлений, правила эксплуатации и ухода за ними. Запрещается использовать защитные средства и приспособления с просроченными сроками испытания (поверок).

В период работы электромонтер должен пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми ему на предприятии.

Электромонтер, обслуживающий электроустановки, подчиняется непосредственно руководителю или лицу, ответственному за электрохозяйство подразделения.

Лица, нарушившие требования данной инструкции, несут дисциплинарную ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка, если их действия не влекут за собой уголовной ответственности.

Требования безопасности перед началом работы

Привести в порядок спецодежду: застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов; заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы, подготовить и проверить исправность защитных средств (диэлектрических резиновых перчаток, галош или бот, ковриков и др.). Средства индивидуальной защиты должны быть исправными, чистыми, сухими и иметь клеймо об испытании.

При приемке смены электромонтер обязан:

ознакомиться с состоянием и режимом работы закрепленных за ним электроустановок;

ознакомиться с записями в журнале, распоряжениями и другими документами с предыдущих смен;

проверить и принять инструмент, вспомогательные средства, материалы, средства защиты и ключи от помещений;

оформить приемку смены с записью в журнале;

о выявленных в процессе приемки смены нарушениях доложить непосредственному руководителю или лицу, ответственному за электрохозяйство.

Приемка и сдача смены во время ликвидации аварии, производства переключений и операций по включению и отключению оборудования электроустановок запрещается.

При длительном времени ликвидации аварии сдача смены осуществляется с разрешения руководителя.

На работу по ремонту или обслуживанию электроустановки (электроустановок) необходимо получить устное, телефонное или письменное распоряжение, наряд или наряд-допуск, указание непосредственного руководителя или лица, ответственного за электрохозяйство. Электромонтер обязан выполнять требования по охране труда, определенные распоряжением, нарядом, нарядом-допуском.

Строго выполнять организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ, кроме того:

предупредить обслуживающий персонал, работающий на оборудовании с электроприводом, о начале производства работ;

проверить, достаточно ли освещено рабочее место. При необходимости произвести очистку светильников при снятом напряжении;

осмотреть и подготовить рабочее место, убрать ненужные предметы, освободить проходы. Если пол скользкий (облит водой, маслом и другими веществами, покрыт льдом) потребовать, чтобы его вытерли, посыпали песком, опилками или сделать это самому. Открытые люки при выполнении работ около них необходимо закрыть или огородить;

проверить исправность инструмента, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, вспомогательных приспособлений и расположить их в удобном и безопасном для пользования порядке;

при необходимости для освещения пользования переносной электрической лампой убедиться, что напряжение для нее в сырых и опасных помещениях не превышает 12 В, в сухих помещениях -42 В, шнур и арматура электрической лампы исправны,

Требования безопасности во время работы

Выполняемые работы должны проводиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также настоящей инструкцией.

Электромонтер должен пользоваться только проверенными исправными инструментами:

рукоятки плоскогубцев, круглогубцев и кусачек должны иметь защитную изоляцию;

рабочая часть отвертки должна быть хорошо заточена; рукоятка изготовлена из изолированного материала;

на стержень отвертки одета изоляционная трубка, оставляющая открытой только рабочую часть отвертки;

при замерах электрических величин пользоваться измерительными приборами с непросроченным сроком поверки и с ненарушенной изоляцией проводов данного прибора;

ручной электроинструмент не должен иметь повреждений корпуса и изоляции кабеля, режущий съемный орган хорошо заточен и надежно закреплен в патроне. Перед выдачей ручной инструмент должен пройти проверку работы на холостом ходу с записью в журнале.

Работы по текущей эксплуатации электроустановок напряжением свыше 1000 В могут производиться единолично лицом, имеющим квалификацию не ниже IV группы, напряжением до 1000 В -не ниже III группы; ремонтные работы — не менее чем двумя лицами.

Ремонт электроустановок в зоне действующего оборудования, машин и механизмов следует проводить после полной остановки движущихся частей механизмов и выполнения мероприятий, исключающих пуск в работу выведенного в ремонт оборудования.

Запрещается производить работы без снятия напряжения, за исключением уборки помещений до ограждений, чистки кожухов и корпусов электрооборудования, ухода за щетками электродвигателей и их замены, возобновления надписей на кожухах, окраски бандажей, опор.

Запрещается без полного снятия напряжения производить обслуживание, снятие и установку, ремонт токоприемников, рубильников, магнитных пускателей, пусковых кнопок и другой пусковой и коммутационной аппаратуры, проводить работы на. воздушных линиях и кабельных сетях электропередач, кроме случаев указанных в п.3.5 настоящей инструкции.

Во время работы электромонтер не должен прикасаться к токоведущим частям электроустановки, находящейся под напряжением, без применения соответствующих средств защиты от электротока.

Перед началом обслуживания и ремонта электроустановок необходимо:

снять напряжение не менее чем в двух местах;

снять предохранители (вставки);

закрыть на замок линейные разъединители или другие разъединители и вывесить на ближайшее к месту работы разъединительное устройство предупреждающий плакат «Не включать! Работают люди!» или «Не включать! Работа на линии!».

Этот плакат вывешивается и снимается только по указанию лица, которое дает распоряжение на подготовку рабочих мест и допуск на производство работ; оградить или обесточить электропровод, кабели, другие токоведущие части, находящиеся под напряжением, около которых ведутся работы. При ремонте распределительных устройств, имеющих в схеме конденсаторные установки, отключить и разрядить конденсаторные батареи;

перед началом всех видов работ в электроустановках со снятым напряжением необходимо проверить отсутствие напряжения на участке работы и наложить заземление на токоведущие части. При невозможности наложения заземления (например, в распределительных ящиках и других распредустройствах) при подготовке рабочего места должны быть приняты дополнительные меры безопасности, препятствующие ошибочной подаче напряжения к месту работы: приводы и отключающие устройства закрываются на замок, также и верхние контакты разъединителей, автоматов ограждаются резиновыми колпаками или накладками из изолирующего материала. Предохранители, включенные последовательно с коммутационными аппаратами, снимаются. Эти технические мероприятия указываются в наряде-допуске или наряде.

Запрещается производить ремонт и обслуживание электроустановок, а также любые другие работы, если расстояние от токоведущих частей, находящихся под напряжением, до людей или применяемых ими инструментов, или приспособлений от временных ограждений составляет менее 0,6 м, а от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положениях, от стропов грузозахватных приспособлений и грузов не менее 1,0 м.

Работа вблизи токоведущих частей электроустановок производится по наряд-допуску.

Установку и снятие предохранителей производить при снятом напряжении. Снятие и установку предохранителей под напряжением производят после снятия нагрузки (если в схеме отсутствуют коммутационные аппараты) с применением изолирующих клещей, диэлектрических перчаток и защитных очков, стоя на изолирующей подставке.

Работы на высоте производятся:

на исправной деревянной лестнице или стремянке, которая имеет упоры против скольжения, вдолбленные (врезанные) в тетивы ступени и металлические стяжки (не менее 2-х штук на лестницу). Работать на высоте более 5 метров на приставной лестнице, а также стоя на ступени, находящейся менее 1 метра от конца лестницы запрещается;

с испытанных подмостей с настилом, изготовленным из досок толщиной не менее 50 мм, прочно и без щелей прибитых к козлам или лесам, с перилами высотой 1 метр и бортовой обшивкой не менее 15 см;

на высоте более 1,5 метров, при отсутствии настилов с ограждениями рабочих мест -с использованием предохранительного пояса и надежного закрепления против падения.

Перед началом работы на опоре линий электропередач необходимо:

убедиться в прочности опоры или ее частей (приставок, подпор и т.д.). Опоры или ее части считаются опасными, если они подгнили на глубину более чем на 2 см при диаметре основания 20-25 см, на 3 см при диаметре 25-30 см и на 4 см при диаметре более 30 см;

проверить исправность и наличие клейма или бирки об испытании когтей и предохранительного пояса или страховочного каната; подготовить переносное заземляющее устройство.

При подъеме на опору (цепь) строп предохранительного пояса должен быть заведен за стойку.

Запрещается подниматься на опору и работать со стороны внутреннего угла на угловых опорах линий (со стороны натяжения провода), а также подниматься на опору и работать на той стороне опоры, в которую натягивается провод.

Перед началом работ на опоре воздушных линий передач следует на провода ремонтируемой линии и на все подведенные к этой опоре провода наложить заземление с двух сторон, в порядке установленном техническими мероприятиями.

Читайте также:  Кировская мастерская по ремонту бытовой техники

При работах на опоре следует пользоваться предохранительным поясом, цепью, заведенными за опору на крюк и опираться на оба когтя в случае их применения.

При работах, когда не представляется возможность закрепить строп предохранительного пояса за конструкцию опоры, следует пользоваться страховочным канатом.

Во время грозы производить работы на воздушных линиях передач запрещается.

При работе на высоте необходимо следить, чтобы внизу в местах возможного падения предметов не находились люди.

При съеме и установке оборудования необходимо пользоваться исправными и испытанными грузоподъемными механизмами (тельфер, таль и др.) и канатами. Масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемности механизма, а канат должен иметь достаточный запас прочности,

Находиться под поднятым грузом запрещается.

Оголенные без изоляции концы проводов после отсоединения должны быть изолированы.

Все снимаемое для ремонта оборудование должно быть прочно поставлено в заранее подготовленное место.

При перемещении деталей и узлов оборудования на тележках они должны быть прочно закреплены.

Очистка электроустановок от пыли производится при помощи вакуума (всасывающими пылесосами). Обдувка пыли сжатым воздухом запрещается.

Очистку светильников и замену электроламп и светильников производить при включенном напряжении и в следующие сроки: светильники общего освещения в производственных помещениях -не реже 3-х раз в месяц;

светильники в бытовых помещениях — не реже 2-х раз в месяц; светильники, установленные в окрасочных камерах, а также частного освещения — ежедневно.

Оборудование, пусковые и коммутационные устройства следует устанавливать и эксплуатировать только в технически исправном состоянии, с исправной изоляцией.

При присоединении электроустановки следует убедиться в соответствии напряжения на вводе и рабочего напряжения электроустановки;

Перед проверкой электроустановок после выполнения ремонта все неподвижные части устройств электроустановок должны быть надежно закреплены.

Перед включением передвижных установок (трансформаторы, электрофицированный инструмент и др.) в работу они должны быть надежно заземлены (занулены).

Прокладку кабеля в грунте электромонтер должен производить в присутствии специально назначенного лица или лица, ответственного за электрохозяйство, и убедившись, что работы по прокладке кабеля не вызовут повреждения ранее проложенных кабельных сетей и других коммуникаций.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При обнаружении аварийной ситуации электромонтер обязан:

немедленно принять меры к отключению вышедшего из строя или приведшего к аварийной ситуации устройства или электроустановки в целом от источника тока;

при необходимости выставить дежурного и сообщить об аварии непосредственному руководителю или лицу, ответственному за электрохозяйство, и по его распоряжению приступить к ликвидации аварии. Сдача смены в период ликвидации аварии без разрешения лица, ответственного за электрохозяйство, запрещается;

при возникновении пожара на объекте перед началом тушения отключить воздушные и кабельные сети электропередач от источника тока на расстоянии, обеспечивающем безопасность тушения пожара, сообщить о пожаре в пожарную часть, руководителю предприятия (цеха, участка) и приступить к ликвидации пожара с использованием противопожарных средств.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.

Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь, которая оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в такой последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего

и др.), при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину, при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину, при ожогах наложить сухую повязку, при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани; при поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока (выключить рубильник, перерубить провод, оттянуть или отбросить его сухой палкой, шестом). Не прикасаться к пострадавшему, пока он находится под действием тока. Доврачебную помощь оказывать сразу после прекращения воздействия электрического тока. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то немедленно приступить к массажу сердца и искусственному дыханию до прибытия врача. Одновременно с этим применяется нашатырный спирт, растирание и согревание.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение. При подозрении повреждения позвоночника пострадавшего нужно транспортировать только в положении лежа на жестком основании.

Требования безопасности по окончании работы

Привести в порядок рабочее место.

Проверить исправность инструментов, защитных средств и приспособлений, уложить их в специальный закрывающийся шкаф.

Убрать обтирочный материал и уложить его в металлический ящик с крышкой.

Сделать в сменном журнале записи о замеченных неисправностях в работе электрооборудования или нарушениях должностных инструкций обслуживающим персоналом.

Сдать дежурство сменщику под расписку в журнале, отметив в нем незаконченные работы и недостатки, обнаруженные в течение смены.

Техника безопасности при ремонте ВЛ

Перетяжка и регулировка проводов и смена изоляторов

Для устранения в воздушных линиях (ВЛ) дефектов, обнаруженных при осмотрах и проверках, устанавливают график отключения линий для проведения ремонта. В объем ремонтных работ входят следующие работы: замена или выправка деревянных опор; замена пасынков, стоек и траверс, а также повторное антисептирование деталей опор; заделка трещин в железобетонных опорах; замена или ремонт проводов; замена поврежденных изоляторов и деталей линейной арматуры.

Ремонтные работы на ВЛ обычно совмещают с капитальным ремонтом линий, чтобы сократить перерывы в нормальном элекроснабжении промышленных предприятий. Исключения допускаются в тех случаях, когда ремонтные работы вызываются аварийным состоянием линий. Внесение изменений в конструктивную часть ВЛ при ее ремонте может снизить надежность линии, поэтому такие изменения предварительно согласовывают с главным энергетиком предприятия.

При обрыве проводов на ВЛ способ ликвидации выбирают в зависимости от характера обрыва. Если имеется полный обрыв провода или обрыв значительной части из его жил, ликвидировать такой обрыв можно с помощью соединителя или вставки провода соотвествующей длины, той же марки и сечения, что и ремонтируемый. В том случае, когда имеется обрыв небольшой части жил провода, в месте обрыва накладывают проволочный бандаж. Наложенный бандаж препятствует дальнейшему расплетению жил, но первочальной прочности провода не восстанавливает.

Замена штыревого изолятора необходима в том случае, когда оказываются поврежденными его фарфор или глазурь. Неудовлетворительное состояние изоляции штыревого изолятора, замеренное мегаомметром, также служит основанием для его смены. Безопаснее всего заменять изолятор при отключенном положении ВЛ. Однако смену изолятора можно выполнить и на линии, находящейся под напряжением. Работы в этом случае производят с применением изолирующих приспособлений (лестниц, телескопических вышек и т. п.) и с соблюдением других мер предосторожности. Смена штыревого изолятора на опоре промежуточного типа начи­нается с освобождения старого изолятора от вязки, после чего его снимают со штыря. Навернув на освободившийся штырь новый изолятор, с помощью проволочной вязки к нему прикрепляют провод.

Для смены штыревого изолятора на опоре с анкерным или угловым креплением применяют полиспаст. При анкерном креплении для смены изолятора требуется предварительно с помощью полиспаста стянуть провода, находящиеся в смежных пролетах. При угловом креплении провода с помощью полиспаста подтягивают к траверсе или стойке опоры. После установления нового изолятора и закрепления на нем провода нагрузку с полиспаста снимают. Смену изоляторов, входящих в гирлянды, на ВЛ при снятом напряжении удобно производить, находясь на траверсе или стойке опоры. С помощью каната, перекинутого через неподвижный блок, провод подтягивают к траверсе. Монтер, находящийся на траверсе или стойке, расцепляет гирлянду и заменяет дефектный изолятор новым.

Техника безопасности при ремонте ВЛ

Все работы по ремонту опор и ВЛ проводятся в строгом соответствии с требова­ниями Правил техники безопасности при эксплуатации воздушных линий электро­передачи.

Работы на линиях с точки зрения безопасности являются особо сложными по следующим причинам:

рабочее место (место производства работ) ежедневно, а иногда и несколько раз в день меняется;

оно всегда удалено от ремонтно-производственной базы (РПБ), что затрудняет контроль, за соблюдением правил техники безопасности со стороны инженерно- технического персонала;

работы на линиях, находящихся под напряжением, связаны с соблюдением особой осторожности из-за непосредственной близости от работающих на опорах проводов и деталей, находящихся под напряжением;

при работах на отключенных линиях необходимы тщательная проверка отсут­ствия напряжения и установка заземлений на проводе линий;

работы, как правило, связаны с подъемом опоры на большую высоту;

линейные бригады на месте работ самостоятельно осуществляют допуск к производству работ и определяют место работы. В связи с этим от каждого члена бригады требуется особое внимание и строгое выполнение всех требований техники безопасности.

Работы на BЛ с точки зрения мер безопасности разбиваются на следующие три категории: работы на отключенных линиях вдали от других действующих линий; работы на отключенных линиях вблизи действующих линийнапряжением свыше 1000 В; работы на линиях, находящихся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией монтеры, имеющие высокую квалификацию. При выполнении сварочных работ на линиях необходимо внимательно следить за тем, чтобы искры не попали на хлопчатобумажный или капроновый канат монтерского пояса, с помощью которого монтер крепится к конструкции опоры.

Любая работа на действующей линии проводится при обязательном соблюдении следующих условий: на производство работы должно быть выдано распоряжение (нарядом или устно) лица, уполномоченного на это; работа на линиях должна проводиться не менее чем двумя лицами, за исключением работ без подъема на опору и с подъемом на опору не свыше 3 м от уровня земли, не связанных с разборкой конструктивных элементов опоры; должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

Перед тем как приступить к ремонтным работам, необходимо на месте работ проверить указателем напряжения, укрепленным на изолирующей штанге, действи­тельно ли линия обесточена и заземлить ее провода. Об отсутствии напряжения на ВЛ можно судить по тому, что приближение к проводам указателя напряжения не сопровождается появлением искр и треска. Убедившись в том, что с линии напряже­ние действительно снято, ее заземляют. Для заземления ВЛ заземляющий проводник присоединяют сначала к заземлителю и лишь после этого прикрепляют к воздушным проводам с помощью специальных зажимов. По окончании работ наложенный на провод заземлитель должен быть снят. Эта операция осуществляется в обратном порядке: сначала заземляющий проводник снимают с проводов линии и лишь после этого его отсоединяют от заземлителя.

При выполнении ремонтных работ на ВЛ следят за тем, чтобы под опорой, на которой ведут работы, не находились люди (на случай падения сверху какого-либо предмета). В случае приближения грозы на ремонтируемой линии могут возникнуть напряжения, представляющие угрозу для ремонтного персонала. В этом случае работы должны быть прекращены, а ремонтный персонал выведен за пределы трассы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *