Техника безопасности при ремонте топливных баков

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой. Не пользуйтесь вблизи рабочего места открытым огнём, не курите и не держите каких-либо сильно разогретых предметов. Имеется опасность несчастного случая! Держите наготове огнетушитель. Следите за нормальной вентиляцией рабочего места. Топливные пары ядовиты. Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы топливо может под давлением вырваться. Соберите топливо тряпкой. Пользуйтесь защитными очками. При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особенной степени это относится к форсункам. Имейте в виду, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер. Не допускайте попадания любых частей тела под струю топлива. Шланговые соединения крепятся с помощью ленточных или зажимных хомутов. Зажимные хомуты необходимо обязательно заменить на ленточные хомуты или хомуты последней конструкции. Для установки ленточных хомутов имеется специальное приспособление, например HAZET 796-5. Соединения и прилегающие к ним места перед вскрытием тщательно очистите. Снятые детали укладывайте на чистую подкладку и закрывайте. Применяйте для этого полиэтилен или бумагу. Не применяйте для этого волокнистую ткань! Тщательно закрывайте открытые детали или ставьте технологические заглушки, если ремонт продлится некоторое время. Устанавливайте на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, хранившиеся в инструментальном ящике) . При вскрытой топливной системе по возможности не работайте со сжатым воздухом. По возможности не перемещайте при этом автомобиль. Не применяйте содержащие силикон герметики. Попавшие в двигатель элементы силикона в двигателе не сгорают и повреждают лямбда-зонд. Меры безопасности при снятии топливного бака Перед снятием бака слейте из него топливо или откачайте топливо специально предусмотренным для этого насосом. Топливный бак снимается с нижней стороны автомобиля. Перед отсоединением хомутов крепления бака подведите к нему снизу домкрат и подкладки. Пустой бак взрывоопасен и не может быть в таком виде утилизирован. Перед утилизацией бак должен быть разрезан на части. Следите за тем, чтобы при этом не возникло искры. После установки бака на место запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.

В моей квалификационной работе были рассмотрены вопросы:

Двигатель А-41 относится к двигателю внутреннего сгорания работающий на дизельном топливе. Топливо заливается в бак, по трубопроводу поступает в фильтры грубой очистки топлива. Очищенное топливо засасывается топливоподкачивающим насосом, а затем под давлением подается по трубопроводу к фильтру тонкой очистки топлива. Отфильтрованное топливо по трубопроводу нагнетается в головку топливного насоса. Далее под воздействием плунжерных пар насоса по трубкам высокого давления подается к форсункам, через которые впрыскивается в камеру сгорания. Подкачивающей помпой топливо в головку топливного насоса подается в большом избытке. Излишки топлива перепускаются назад к подкачивающей помпе через перепускной клапан, который находиться в штуцере трубопровода отвода избыточного топлива. Открытие клапана происходит при давлении в головке топливного насоса. Топливо, которое просачивается через зазоры в распылителях форсунок, сливается трубкам. С помощью ручного насоса, установленного на топливоподкачивающем насосе, систему следует заполнить топливом и удалить из нее воздух перед запуском двигателя. Выпуск воздуха из системы питания двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К реализуется при помощи вентиля установленного на фильтре тонкой очистки, и отверстия в головке насоса, которое закрывается пробкой.

3. Тиханов В. И. Техника безопасности при слесарных работах.

Фильтр грубой очистки топлива

Фильтр тонкой очистки топлива

Охрана труда и БЖД

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Инструкция предназначена для слесарей, производящих ремонт топливной аппаратуры.

1.2. К работе в качестве слесаря по ремонту топливной аппаратуры до пускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и имеющие удостоверение на право производства работ. К выполнению работ по ремонту топливной аппаратуры, карбюраторных двигателей, работающих на этилированном бензине, женщины, а также мужчины моложе 18 лет, не допускаются.

1.3.-1.10. Включите п.п. 1.2.-1.9. инструкции №200.

1.11. Типичные случаи опасного технического состояния оборудования и производственной среды:

горячие поверхности машин и оборудования;

открытые вращающиеся части машин и оборудования;

насыщенность воздуха рабочей зоны парами этилированного бензина, бензина и дизельного топлива.

1.12. Слесарю по ремонту топливной аппаратуры выдаются следующие средства индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный (ГОСТ 12.4.109);

фартук хлорвиниловый (ГОСТ 12.4.029);

нарукавники хлорвиниловые (ТУ 17.06-7386);

сапоги резиновые (ГОСТ 12.265);

рукавицы комбинированные (ГОСТ 12.4.010);

перчатки резиновые (ТУ 38-106466).

1.13. — 1.33. Включите п.п. 1.13 — 1.33. инструкции №200.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.-2.7. Включите п.п. 2.1.-2.7. инструкции №200.

2.8.Проверьте наличие жидкостей для нейтрализации отложений тетраэтилсвинца.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Надежно закрепляйте топливные насосы и узлы при разборке, сборке в кондукторах или на специальных стендах.

3.2. Применяйте для выпрессовки отдельных деталей съемники или прессы, при их отсутствии пользуйтесь выколотками с. медными наконечниками и молотками с медными бойками.

Промывайте карбюраторы, бензонасосы в вытяжном шкафу в ванне волосяными щетками, кистями или ершами.

Разборку и проверку карбюраторов, бензонасосов производите в местах с механической вытяжкой.

При ремонте не засасывайте и не продувайте ртом канал!i и жиклеры карбюратора.

Следите за показаниями установленных на стендах приборов.

Не допускайте разлива масел и топлива на пол.

Применяйте грузозахватные приспособления только по назначению.

Регулировку приборов системы питания двигателя производите при выключенном зажигании.

Следите за исправностью шлангов на стендах, имеющих гидрав лические и пневматические устройства.

Не находитесь в плоскости вращения вентилятора при работающем двигателе.

Не производите регулировку движущихся и вращающихся меха низмов двигателя.

Не кладите детали системы питания на верстаки для разборки и сборки с оставшимся в них топливом.

Не применяйте проволоку для крепления шлангов на штуцерах.

Не касайтесь руками вращающихся частей стендов, не тормозите их, не прикасайтесь к элементам электрооборудования.

Перед разборкой деталей топливной аппаратуры двигателей, работающих на этилированном бензине, нейтрализуйте их от тетраэтилсвинца в керосине в течение 10-20 минут.

Направляйте струю воздуха при продувке деталей в сторону от стоящих людей.

Не подставляйте руки к распылителю при проверке работы форсунок и топливных насосов высокого давления.

3.19. Применяйте устройства, обеспечивающие невозможность внезапного действия пружин при сборке механизмов и узлов топливной аппаратуры.

3.20.Прочно закрепляйте на испытательных стендах топливные насосы, форсунки и другие элементы системы питания,

3.21. Регулируйте величину подачи топлива отдельными секциями насоса и при отключенном стенде.

3.22.Не оставляйте работающий стенд без присмотра.

3.23. Удаляйте из магистралей топливо перед снятием топливной аппаратуры с испытательного стенда.

Не удаляйте топливо с испытуемой аппаратуры на стенде сжатым воздухом.

Не носите одежду, пропитанную нефтепродуктами.

Не мойте детали в этилированном бензине.

3.27. Для предотвращения возникновения пожара в помещении не пользуйтесь открытым огнем.

3.28. При проведении работ применяйте инструмент, изготовленный из материала, не дающего искрообразования (медь, латунь и др.).

Не носите обувь, имеющую стальные гвозди, набойки или подковы.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

При выполнении работ могут возникнуть аварийные ситуации, связанные с отключением электроэнергии, вентиляционной системы, возникновением пожара, отравлением работающих парами нефтепродуктов, тетраэтилсвинцом.

При внезапном отключении электроэнергии или вентиляции немедленно удалитесь из помещения.

При возникновении пожара или загорания покиньте помещение» доложите руководителю работ и приступите к ликвидации очага загорания имеющимися средствами пожаротушения.

Небольшое пламя горящих нефтепродуктов тушите сухим песком, землей, накройте кошмой, брезентом или используйте пенный огнетушитель, предназначенный для тушения нефтепродуктов.

Тушение водой горящих нефтепродуктов не допускается, так как это приводит к увеличению площади очага загорания.

В случае повышения содержания вредных паров нефтепродуктов выше предельно допустимых норм или обнаружения взрывоопасных концентраций работу немедленно прекратите и удалитесь из помещения.

При попадании этилированного бензина на кожу удалите его ветошью, смоченной в керосине, а затем обмойте пораженное место горячей водой с мылом.

При проливе этилированного бензина загрязненные места обезвреживайте хлорамином (3% водный раствор) или хлорной известью о виде кашицы (1 часть сухой хлорной извести на 2 или 5 частей воды).

4.7. -4.10. Включите п.п. 4.4.-4.7. инструкции №200.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ.

5.1. Сложите в специально отведенном помещении ремонтный фонд топливной аппаратуры.

Приведите в порядок рабочее место, сложите инструменты и приспособления и обесточьте электрооборудование.

Использованные обтирочные материалы уберите в металлические ящики с крышками или в безопасное в пожарном отношении место.

Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой. Не пользуйтесь вблизи рабочего места открытым огнём, не курите и не держите каких-либо сильно разогретых предметов. Имеется опасность несчастного случая! Держите наготове огнетушитель. Следите за нормальной вентиляцией рабочего места. Топливные пары ядовиты. Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы топливо может под давлением вырваться. Соберите топливо тряпкой. Пользуйтесь защитными очками. При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особенной степени это относится к форсункам. Имейте в виду, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер. Не допускайте попадания любых частей тела под струю топлива. Шланговые соединения крепятся с помощью ленточных или зажимных хомутов. Зажимные хомуты необходимо обязательно заменить на ленточные хомуты или хомуты последней конструкции. Для установки ленточных хомутов имеется специальное приспособление, например HAZET 796-5. Соединения и прилегающие к ним места перед вскрытием тщательно очистите. Снятые детали укладывайте на чистую подкладку и закрывайте. Применяйте для этого полиэтилен или бумагу. Не применяйте для этого волокнистую ткань! Тщательно закрывайте открытые детали или ставьте технологические заглушки, если ремонт продлится некоторое время. Устанавливайте на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, хранившиеся в инструментальном ящике) . При вскрытой топливной системе по возможности не работайте со сжатым воздухом. По возможности не перемещайте при этом автомобиль. Не применяйте содержащие силикон герметики. Попавшие в двигатель элементы силикона в двигателе не сгорают и повреждают лямбда-зонд. Меры безопасности при снятии топливного бака Перед снятием бака слейте из него топливо или откачайте топливо специально предусмотренным для этого насосом. Топливный бак снимается с нижней стороны автомобиля. Перед отсоединением хомутов крепления бака подведите к нему снизу домкрат и подкладки. Пустой бак взрывоопасен и не может быть в таком виде утилизирован. Перед утилизацией бак должен быть разрезан на части. Следите за тем, чтобы при этом не возникло искры. После установки бака на место запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.

Читайте также:  Мастерские ремонта бытовой техники в воронеже

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобилей и тракторов

1.1. К обслуживанию топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и годные по состоянию здоровья выполнять работы по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, имеющие квалификацию слесаря соответствующего разряда, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и получившие удостоверение.

1.2. Рабочее место слесаря должно быть оборудовано достаточной, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, ящиками для хранения обтирочного материала, первичными средствами тушения пожара, умывальником с горячей и холодной водой, моющими средствами и полотенцем.

1.3. Хранение топливной аппаратуры должно производиться на стеллажах, в шкафах и др. устройствах, не допускающих попадания пыли на прецизионные пары.

1.4. Электрооборудование помещения должно быть выполнено в соответствии с требованиями безопасности электроустановок для данной категории помещений.

1.5. Слесари по ремонту и обслуживанию топливной аппаратуры должны работать в выданной спецодежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

1.6. Слесари должны знать и строго выполнять меры безопасности при работе с горючими и опасными жидкостями, не допустить использование их не по назначению, соблюдать меры пожарной безопасности, уметь оказывать помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.7. Слесарь обязан знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, содержать свое рабочее место, помещение и оборудование в чистоте и порядке, не допускать нахождения в нем посторонних лиц.

1.8. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан знать и соблюдать требования настоящей инструкции. Лица, нарушившие требования безопасности, несут ответственность согласно Правилам трудового внутреннего распорядка.

1.9. В случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, обращаться к непосредственному руководителю, работ.

2. Требования безопасности до начала работы

2.1. Слесарь должен прибыть на работу в установленное распорядком время. Переодеться в рабочую спецодежду.

2.2. Проверить состояние рабочего места, исправность и эффективность работы вентиляции, используемого оборудования, наличия моющих средств и др.

2.3. Выявленные недостатки устранить самостоятельно до начала работы или доложить руководителю цеха, механику о неисправностях и добиться устранения их.

2.4. Ознакомиться с предстоящими заданиями на смену и приступить к их выполнению.

3.1. При ремонте и регулировке топливной аппаратуры, снятой с машин и тракторов:

3.1.1. Топливная аппаратура (баки, трубопроводы, карбюраторы, насосы, фильтры, запорная арматура) должны быть очищены от грязи и вымыты в моющих средствах (керосине) в специальном помещении, оборудованном приспособлениями для мойки деталей.

3.1.2. Обслуживание и ремонт аппаратуры проводить в соответствии с утвержденным технологическим процессом с использованием исправного ручного инструмента, приспособлений и стационарного оборудования.

3.1.3. Особую осторожность проявлять при ремонте топливной аппаратуры, работающей на этилированном (ядовитом) бензине. Аппаратура должна быть тщательно промыта в керосине или специальных моющих жидкостях, просушена. Работу выполнять при работающей принудительной вентиляции.

3.1.4. Неисправные и выбракованные детали и использованный обтирочный материал хранить в специальных местах вне рабочего места слесаря.

3.2. Слесарю запрещается:

3.2.1. Работать с немытыми деталями и оборудованием, особенно карбюраторных двигателей.

3.2.2. Продувать с помощью рта каналы и отверстия трубки и др., пользоваться открытым огнем для прогревания и оттаивания (в зимнее время) засоренных трубопроводов.

3.2.3. Использовать для мытья деталей и рук бензин и дизельное топливо.

3.2.4. Оставлять неубранными пролитые горючие жидкости на стеллаже, верстаке или на полу.

3.2.5. Оставлять без надзора помещение и рабочее место с включенным электрооборудованием, освещением.

3.2.6. Курить в помещении для ремонта топливной аппаратуры.

3.2.7. Заводить руку (кисти рук) в зону распыла топлива при регулировке форсунок и насосов на стендах во избежание ранения выбрасываемой под высоким давлением жидкостью.

3.3. Требования безопасности при обслуживании и ремонте топливной аппаратуры непосредственно на автомобилях и тракторах.

3.3.1. Ремонт и обслуживание необходимо производить в специально отведенных местах (боксе, столике, площадке) с достаточным отоплением и освещением.

3.3.2. Топливная аппаратура должна быть очищена от пыли, грязи, после чего производится разборка (снятие) и необходимый ремонт.

3.3.3. До снятия или разборки отдельных узлов топливной аппаратуры необходимо перекрыть питающие трубопроводы и слить оставшееся топливо в специальные емкости.

3.3.4. При снятии топливной аппаратуры использовать только исправный инструмент. Нельзя применять раскручивание гаек с помощью зубила, молотка методом ударов (от искрообразования может произойти загорание или взрыв).

3.3.5. Продувку аппаратуры и топливопроводов производить с помощью сжатого воздуха (насосом, компрессором и др.). Для отогревания замерзших трубопроводов и приборов в зимнее время необходимо использовать горячую воду.

3.4. При попадании этилированного бензина на открытые участки тела необходимо удалить его с помощью ватного тампона, бинта, а затем смыть теплой водой с мылом. При попадании горючих жидкостей в плазме необходимо сразу же промыть их обильным количеством 5-процентного водного раствора борной кислоты и направить пострадавшего в медпункт.

4.1. Слесарь обязан:

4.1.1. Немедленно прекратить работу, выключить оборудование и принять меры к предотвращению гибели людей и тушению загорания.

4.1.2. Горящую электропроводку и оборудование напряжением свыше 36 В тушить с помощью углекислотных порошковых огнетушителей, песка, с использованием кошмы, брезента и других малогорючих материалов.

4.1.3. Сообщить об аварии или несчастном случае руководителю цеха, механику, и принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

4.1.4. При авариях и тяжелых несчастных случаях до прибытия руководителя цеха принять меры к охране места происшествия.

5. Требования безопасности по окончания работы

5.1. Слесарь обязан:

5.1.1. Прибрать инструмент, приспособления в установленные места, выключить оборудование.

5.1.2. Убрать узлы, детали ремонтируемой топливной аппаратуры в установленные места, загрязненную ветошь (обтирочный материал) сложить в специальный металлический ящик.

5.1.3. Привести рабочее место (помещение) в требуемое санитарное состояние. Вымыть руки с мылом в теплой воде, снять рабочую одежду.

5.1.4. Выключить все электроприборы, закрыть верстаки и ящики с инструментом, закрыть при необходимости помещение на замок или передать рабочее место сменщику.

Правила техники безопасности при ремонте автомобиля

Ремонт автомобиля подразумевает не только знание определенных основ починки комплектующих частей, умение разбирать и собирать запчасти, но и соблюдение безопасности во время работы. В большей степени это касается не только самостоятельного ремонта, но и починки в автосервисах, когда в таких местах автомобили проходят более технические осмотры. Поэтому в данном случае соблюдать правила безопасности – просто необходимо.

Основные правила техники безопасности

Перед началом любых ремонтных работ в автосервисе все работники одевают рабочую одежду, которая не стесняет в движениях. Она защищает от небольших ран и загрязнений. На ноги должны быть надеты прочные ботинки, которые бы помогали избежать нанесение травмы при падении какого-то рабочего инструмента или запчасти.

Автомобиль должен быть

  • Прочно установлен. На колеса – надежные упоры, сама машина – на ручнике или на низшей передаче.
  • Проверен на наличие протечек. Работы с двигателем требуют строжайшей проверки. В противном случае есть риск взрыва и возникновения пожара внутри карбюратора или аккумулятора, а вследствие этого, – ожогов у пострадавших. Известны случаи, когда вытекшее топливо или масло становится причиной возгораний.

Вообще, несмотря на то, что реальная возможность получить задымление может быть только в случае работы в моторном отсеке или под самим автомобилем после резкой остановки двигателя, когда он остается достаточно прогретым, чтобы создать термическое воздействие, риск довольно оправдан. Температура внутри автомобиля может составлять до 300 градусов. Поэтому прикосновение к нагретым частям вызывает ожоги 2-3-й степени.

Еще одним важным пунктом в требованиях к безопасности является соблюдение осторожности с тарой. Взаимодействие паров бензина с огнем вызывает мгновенное воспламенение и резкий взрыв, от которого человеческому организму увернуться почти невозможно. Помимо самого ожога на кожу пострадавшего попадает тетраэтил свинец, находящий в составе бензина. Это вещество является мощным ядом, которое разжижает верхний эпителий.

Что может помочь?

Риск возникновения возгорания при ремонте автомобилей в автосервисах очень велик. Однако, если вы случайно обожглись или поранились от огня, то можете воспользоваться специальным гелем Фламена. За счет особого состава действующее лекарство способствуют скорейшему заживлению ран, даже если в этих местах сильные рубцы.

Читайте также:  560200 эксплуатация и ремонт автомобильной техники

Охрана труда при обслуживании топливной аппаратуры

На каждом АТП есть своя охрана труда которую каждый работник должен знать и соблюдать.Давайте рассмотрим охрану труда на АТП на которой ведутся работы с топливной работой.

К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры на жидком топливе допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

Перед началом работ необходимо:

1. Подготовить и одеть необходимые для работы СИЗ. Застегнуть манжеты рукавов спецодежды.

2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Полы производственных помещений должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не должны быть скользкими. Рабочее место должно содержаться в чистоте, хорошо освещаться. Работник должен стоять на деревянном настиле с расстоянием между планками не более 30мм.

4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

5. Включить обще обменную приточно-вытяжную и (при необходимости) местную вентиляцию.

При выполнении работ необходимо

1. Работник должен при техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие утечку топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов топливной системы.

2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

3. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

4. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

5. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

6. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

7. Если спецодежда облита топливом, её необходимо сменить на сухую.

8. Пролитое на пол топливо необходимо удалить с помощью опилок, ветоши.

1. пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры, из-за возможности возгорания скопившихся в помещении паров топлива;

2. засасывать бензин ртом через шланг, продувать жиклеры, трубки и тому подобное ртом, поскольку при этом возможно заглатывание жидкого топлива и газообразных углеводородов и отравление организма;

3. для мойки деталей пользоваться бензином, поскольку при этом создается пожароопасная ситуация ввиду интенсивного испарения бензина;

4. во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю во избежание возможной инъекции топлива под кожу.

По окончании работ необходимо:

1. Выключить вентиляцию и оборудование.

2. Привести в порядок рабочее место, тщательно очистить инструмент и приспособления, после чего убрать их в отведенное для хранения место.

3. Снять СИЗ и убрать их в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие СИЗ в стирку и ремонт.

4. Вымыть руки с мылом.

5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

В дипломном проекте были рассмотрены вопросы по пройденным за время обучения, в данном учебном заведении, дисциплинам, проект участка ТО и ТР АТП, автобусов ЛиАЗ 5293, приведен технологический процесс обслуживания топливной аппаратуры дизеля и освещены вопросы по технике безопасности. Все рассмотренные вопросы были представлены в 3-х главах:

В Главе 1 были произведены расчёты требуемого количества технических воздействий для обеспечения безотказной эксплуатации парка из 55 автобусов ЛиАЗ 5293 при планируемой годовой наработке 30 тыс. км. для каждого автобуса. В течении было определено количество различных видов обслуживания на планируемый год. С учётом времени на вспомогательные работы была определена общая трудоемкость работника участка работы ТО и ТР которая составила 83 чел.×час, и принята для расчёта необходимого количества постов и ремонтников. Принято, что участок ТО и ТР будет работать 365 дней в году. Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. По результате расчётов определено что для выполнения программы по обслуживанию и ремонту автобусов ЛиАЗ 5293 потребуется 11 механиков – универсалов.

Учитывая особенности обслуживания и ремонта автобусов ЛиАЗ 5293 был спроектирован участок ТО и ТР АТП, подобрано необходимое технологическое оборудование. Для снижения шума в зоне обслуживания автобусов компрессор был вынесен в отдельное помещение. После размещения оборудования на участке ТО и ТР АТП, необходимая площадь производственного помещения составила 1164 м2. Результатом планировки участка ТО и ТР АТП является чертёж (приложение 1). И представлен технологический процесс обслуживания топливной аппаратуры дизеля ЛиАЗ 5293.

В главе 2 экономической части было показано, какие бывают режимы рабочего времени, и что они из себя представляют. Плюсы и минусы каждого режима работы. А также было показано, как можно рассчитать цену одного человека часа на станции технического обслуживания по диагностики и регулировки топливных форсунок ЛиАЗ 5293.00. т.е 1) расчет годовой выручки, 2) расчет годовой прибыли, 3) расчет уровня рентабельности, 4) расчет цены одного человека — часа.

В главе 3 приведены общие требования законодательства РФ по охране труда и основам безопасности при обслуживании топливной аппаратуры на АТП. Требования по охране труда являются основой жизни и здоровья работника при выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобилей.

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы
Читайте также:  Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте генератора

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *