Техника безопасности при ремонте судовых двигателей

Техника безопасности при обслуживании ремонте дизеля.

Ответственным за соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации дизельной установки является старший механик. За соблюдение правил техники безопасности в МКО при несении вахт отвечает вахтенный механик.

К несению вахты допускаются лица, имеющие удостоверение о прохождении квалификационной и медицинской комиссий, ознакомленные с правилами техники безопасности для экипажей судов морского флота и прошедшие соответствующий инструктаж на рабочем месте.

Подготовка установки к действию. Основой безопасности и безаварийной работы установки является знание персоналом устройства дизеля и обслуживающих его систем, а также строгое соблюдение правил технического обслуживания установки.

Приступая к подготовке установки к действию, вахтенный механик должен позаботиться о том, чтобы из машинного отделения были вынесены посторонние предметы, уложены на предназначенные места и укреплены запчасти и инструменты. Машинное отделение должно быть убрано, плиты и трапы очищены и насухо протерты.

При наружном осмотре главного двигателя и обслуживающих его механизмов следует убедиться в отсутствии посторонних предметов поблизости от движущихся деталей механизмов, подготавливаемых к пуску, осмотреть крепление деталей, убедиться в отсутствии признаков повреждения контрольно-измерительных, сигнальных, предохранительных и автоматических устройств, проверить положение клапанов, кранов и пробок на системах. — При пуске двигателя запрещается находиться на уровне цилиндровых крышек.

— Пуск вручную двигателя малой мощности допускается только при наличии безопасных, автоматически выключающихся пусковых рукояток.

При проворачивании двигателя на воздухе надлежит находиться в стороне от струи выхлопа из индикаторных кранов.

— Перед осмотром картера двигателя необходимо выполнить следующие требования техники безопасности:

* закрыть пусковой воздух на двигатель, стравить воздух из пусковой системы;

* на пульт управления двигателем повесить табличку «Не пускать! Работают люди!»;

* остановить масляный насос ГД, чтобы стекло масло;

* заблаговременно открыть картерные крышки , чтобы картер хорошо провентилировался;

* ввести в зацепление ВПУ либо застопорить тормозом линию вала. Это важно, особенно при

осмотрах картера ГД в море, когда волна может провернуть винт, гребной вал и коленвал.

Такие случаи имели место и заканчивались, в лучшем случае, тяжелыми травмами людей, работавших в картере ГД;

открыть индикаторные краны;

подготовить необходимый инструмент, исправную низковольтную переносную лампу, одеться в спецодежду, защищающую тело от масла, и на голову—защитную каску, хорошо закрепив ее на голове;

у картерного люка ГД должен находиться обеспечивающий с пультом дистанционного управления ВПУ. Колен вал двигателя не должен проворачиваться ВПУ при нахождении человека в картере;

находясь в картере, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не под скользнуться, не соскользнули руки, не упасть, не удариться головой.

— Запрещается производить огневые работы в районе двигателя с открытым картером.

Для проверки свободного вращения вала его проворачивают валоповоротным устройством на два полных оборота. При этом необходимо: предупредить о проворачивании присутствующий в машинном отделении обслуживающий персонал; открыть индикаторные краны, проверить, включены ли топливные насосы и закрыты ли клапаны на пусковых баллонах и трубопроводе пускового воздуха.

Затем следует провернуть двигатель на воздухе при открытых индикаторных кранах (с разрешения вахтенного штурмана, который должен убедиться в том, что за кормой нет людей и шлюпок).

Держилов Ф.С. «Технология судоремонта» М:. Транспорт 2001г.

Охрана окружающей среды

В последние годы в Российской Федерации охране окружающей среды уделяется значительное внимание. В этой области принят ряд законов и нормативных актов, в том числе направленных на защиту водной среды от загрязнений, сохранение биоразнообразия, восстановление рыбных запасов и возрождение малых рек. Природоохранные функции возложены на многие государственные органы, в том числе и на ГИМС России.

Маломерный флот безусловно оказывает вредное воздействие на водную среду и, хотя доля этого воздействия в сравнении с другими источниками загрязнения водоемов ничтожно мала, судоводители маломерных судов должны соблюдать элементарные экологические требования и культуру, направленные на снижение уровня отрицательного воздействия плавсредств и их экипажей на природу. Прямым отрицательным воздействием на окружающую среду моторного судна является: загрязнение воды и береговой полосы горючесмазочными материалами; выбросы в воду и атмосферу продуктов сгорания ГСМ; шумность; разрушение (размыв) берегов, особенно небольших (малых) рек. К такому воздействию следует отнести и нарушения судоводителями, которые, несмотря на запреты в нерестовый период, заходят на катерах и мотолодках в места нерестилищ и этим наносят прямой ущерб восстановлению рыбных запасов. К косвенным воздействиям, оказывающим негативное воздействие на природу, следует отнести последствия отдыха экипажей судов: загрязнение водоемов и береговой полосы бытовыми отходами, мусором; браконьерство с использованием плавсредств; вырубка деревьев; лесные пожары из-за неосторожного обращения с огнем и т. д.

Действующее природоохранительное законодательство предусматривает материальную, административную и уголовную ответственность граждан за экологические правонарушения. На лицо, совершившее противозаконные действия, в результате которых нанесен прямой ущерб окружающей среде (включая гибель животных, птиц, биоресурсов, браконьерство, загрязнение воды и почвы, уничтожение редких растений и цветов, порубку деревьев и т.д.), составляется протокол о нарушении и уполномоченные должностные лица по охране окружающей среды выносят соответствующее постановление. При этом материалы на правонарушителя могут быть направлены в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Для усиления борьбы с нарушениями в области охраны окружающей среды в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации созданы специальные подразделения — природоохранные прокуратуры различных уровней (районные, межрайонные, бассейновые и т.д.). В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими эксплуатацию плавсредств и баз (сооружений) для их стоянок, предотвращение и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду маломерных судов достигается путем проведения следующих мероприятий: Создание новых современных образцов маломерных плавсредств, судовых двигателей к ним и подвесных лодочных моторов, отвечающих действующим экологическим требованиям (экологически чистые материалы, сбор и хранение отходов, надежность корпуса и судовых систем, снижение шумности моторов, выбросов вредных веществ в воду и атмосферу и т.д.);

Сертификация и лицензирование производства маломерных прогулочных судов, механических установок и судового оборудования;

Государственный и технический надзор за правильным пользованием и техническим состоянием маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок; введение в ближайшие годы нормативов выбросов в окружающую среду отработанных вредных веществ с маломерных судов (по аналогии с автотранспортными средствами) и осуществление государственного контроля за соблюдением этих нормативов;

Нормирование (расчет) допустимого количества маломерных моторных судов на конкретном водоеме (участке водоема) в зависимости от доли допустимой нагрузки на водоем по нефтепродуктам от этих судов.

Методика указанного расчета изложена в Рекомендациях по снижению отрицательного воздействия маломерных судов и их стоянок на окружающую среду, утвержденных в 1988 году Госкомгидрометом СССР, Минводходом СССР и Минрыбхозом СССР. Принцип расчета заключается в том, что зная фактическую концентрацию нефтепродуктов («С») в заданном районе предельно допустимую концентрацию (ПДК) рассчитывается доля допустимой нагрузки на в нем по нефтепродуктам, которая отводится маломерному флоту («X»): Кроме расчета допустимого количества моторных маломерных судов, в Рекомендациях изложены другие требования, направленные на снижение отрицательного воздействия этих судов на природную среду. Например: в целях предотвращения размыва берегов и русел, высота волн, формируемых при движении моторных маломерных судов, не должна превышать среднегодовую высоту ветровых волн, наблюдаемых в данном районе. Для этого вводятся ограничения на скорость движения судов. Кроме того в рекомендациях указаны глубины (более 1,2 м), при которых маломерные моторные суда следует допускать к использованию в реках и каналах, указаны шумовые нормы, предъявлены природоохранительные требования к стоянкам судов, береговым заправочным станциям, а также освещены некоторые другие экологические вопрос.

Список используемой литературы

Возницкий И.В. Михеев Е.Г. «Судовые дизельные установки» М:.Транспорт 2005 г. 20с.

Возницкий И.В. Михеев Е.Г. «Судовые дизельные установки» М:.Транспорт 2005 г. 23с.

1 Кончаев В.И. «Ремонт судовых дизелей» М:. Транспорт 2005г.

2 Держилов Ф.С. «Технология судоремонта» М:. Транспорт 2001г.

3 Каминер А.А. «Проектирование судовых двигателей внутреннего сгорания» Л:.Судостроение 2007 г-

1 Андросов Е.И., Копшин И.А., Кравцов А.И. «Дизели морских судов. Атлас конструкций» М:. Транспорт 1996 г.

Основные неисправности деталей ДВС и метод их устранения

Неполадки в работе судовых дизельных двигателей возникают из-за несоблюдения Правил технической эксплуатации, неправильного регулирования отдельных узлов и механизмов, недоброкачественного ремонта или чрезмерного износа и поломок деталей. Каждая неисправность должна быть тщательно проанализирована: необходимо выяснить и установить причины, ее вызывающие, и принять меры, исключающие возможность ее появления в дальнейшем.

При пуске на воздухе коленчатый вал остается неподвижным, качается, не совершая полного оборота, или вращается с частотой, недостаточной для пуска. Причины: закрытие запорного клапана на пусковом баллоне или на пусковом трубопроводе; не выключено валоповоротное устройство или заедание его блокировочного золотника; задевание гребного винта за препятствие или на него намотан трос; закрытие пускового трубопровода; неисправность какого-либо узла пусковой системы; нарушение воздухораспределения; нарушение газораспределения.

Дизельный двигатель запускается на воздухе, но останавливается при переходе на топливо. Причины: топливо не поступает в ТНВД (топливный насос высокого давления) или поступает в недостаточном количестве; попадание в топливную систему воздуха или наличие в топливе воды; высокая вязкость топлива; топливо не поступает в некоторые цилиндры вследствие неисправности ТНВД; неудовлетворительное состояние форсунок; дизельный двигатель недостаточно прогрет.

Дизельный двигатель не останавливается при переводе рукояти (штурвала) управления в положение “СТОП”. Причины: неправильное установление или нарушение нулевой подачи ТНВД; неправильная установка или заедание привода от регулятора к насосам; неисправность регулятора.

Дизельный двигатель внезапно останавливается. Причины: срабатывание регулятора безопасности или системы защиты дизельного двигателя по давлению масла или воды; непоступление топлива в ТНВД из-за его отсутствия в расходной цистерне; попадание в топливо воды, воздуха или газов.

Дизельный двигатель идет “вразнос”. Причины: наличие топлива или масла в ресивере надувочного воздуха; заедание или обрыв привода от регулятора к ТНВД при одновременном сбросе нагрузки.

Выпускные газы дизельного двигателя имеют темную окраску. Повышенная температура выпускных газов всех цилиндров. Причины: перегрузка дизельного двигателя; закоксовывание выпускных и продувочных окон; плохое распыливание топлива из-за неисправности топливной аппаратуры; воспламенение масла в подпоршневом пространстве; возрастание сопротивления выпускного тракта.

Читайте также:  РЕМОНТ МЕЛКОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В УЛАН УДЭ

Сильные стуки и шум во время работы дизельного двигателя. Причины: перегрузка цилиндра; увеличение угла опережения подачи топлива; заедание одного из поршней; большие зазоры в шатунных подшипниках; неправильное натяжение цепи, работа в зоне опасных крутильных колебаний, нарушение центровки или плохая смазка.

Мероприятия, обеспечивающие безопасную работу машинной команды теплоходов, относятся к пуску, действию и остановке двигателя, к правильному хранению топлива и к выполнению ремонтных работ.

Для безопасного ухода за двигателями от обслуживающего персонала требуется знание устройства обслуживаемого двигателя, связанных с ним вспомогательных механизмов и трубопроводов; умение правильно запускать и останавливать двигатель; быстро разбираться в неисправностях и вовремя устранять их; умение хорошо ремонтировать двигатель.

Чтобы обеспечить хорошие знания силовой установки, механикам и их помощникам необходимо при поступлении на судно детально изучить: а) по чертежам и схемам все устройства обслуживаемых двигателей; б) протоколы регулировки, таблицы установочных данных и документы завода-строителя и службы судового хозяйства пароходства об устройстве, сборке, обслуживании и регулировке двигателей; в) все двигатели, вспомогательные механизмы, системы, устройства, контрольные и измерительные приборы. Одновременно необходимо проверить наличие и сроки действия всех документов Регистра на главные и вспомогательные двигатели и все вспомогательные механизмы. Подготовка к пуску и пуск двигателя является весьма ответственной работой; поэтому эти работы необходимо производить под руководством и при непосредственном участии вахтенного помощника механика или механика.

При подготовке двигателя к пуску, во избежание поломок, аварий и несчастных случаев, обслуживающий персонал обязан:

а) удостовериться в исправном состоянии всех частей двигателя и предохранительных устройств;

б) осмотреть двигатель и проверить, не забыты ли какие-либо посторонние предметы (ключи, гайки, ручники и пр.) на крышках цилиндров и в картере во время вскрытия или разборки частей двигателя;

в) провернуть двигатель валоповоротной машиной или рычажным приводом на два полных оборота при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, чтобы проверить, нет ли воды в рабочих полостях цилиндров (наличие воды может привести к разрушению двигателя);

г) открыть клапаны и краны на нагнетательных трубопроводах от охлаждающих насосов на двигатель и забортные клапаны для предупреждения разрыва корпусов насосов, клапанных коробок, рубашек цилиндров и трубопроводов;

д) во время прокачки топливных насосов следить за тем, чтобы исключить возможность поступления топлива в цилиндры двигателя, так как наличие в этом случае топлива в цилиндрах может послужить причиной взрыва при пуске;

е) производить заполнение топливных трубопроводов только при открытых контрольных клапанах форсунок; двигатель обязательно проворачивать валоповоротным устройством при открытых индикаторных кранах;

ж) своевременно выключать валоповоротные устройства двигателя, чтобы исключить возможность поломок и аварий;

з) проверить, нет ли пропусков воздуха и заедания штоков в направляющих пусковых клапанов. Значительные пропуски или заедания пусковых клапанов при их посадке на свои гнезда могут привести к сильным взрывам в цилиндре и воздухопроводе.

Обслуживание двигателя регламентируется правилами и инструкциями и требует внимательного отношения, так как отступление от правил технической эксплуатации, правил техники безопасности неизбежно приводит к авариям и несчастным случаям с обслуживающим персоналом. Наиболее характерными авариями и причинами, порождающими их, являются обрывы шатунных болтов, гидравлические удары в рабочих цилиндрах, взрывы пусковых баллонов, клапанов, заедание поршней, поломка коленчетого вала и др. Многие из перечисленных аварий сопровождаются несчастными случаями. Меры, направленные на предотвращение аварий, являются в то же время мерами, предупреждающими несчастные случаи при обслуживании двигателей.

С целью предупреждения разрыва шатунных болтов при каждой разборке двигателя необходимо выяснить —нет ли у болтов трещин. При наличии трещин болты должны заменяться немедленно. Для обнаружения трещин болты следует промыть керосином и опустить, приблизительно на час, в подогретое масло. Затем их следует вынуть, вытереть насухо, натереть мелом и несколько нагреть. Если через некоторое время выступит наружу масло в виде коричневой полоски на набеленной поверхности болта — в болту имеется трещина.

Гидравлические удары могут быть причиной серьезных аварий двигателя. Возникновение их обусловлено тем, что попавшая по какой-либо причине в цилиндр вода, толкаемая поршнем, с силой ударяет в крышку цилиндра и может ее разбить, а отраженный удар — изогнуть кривошипно-шатунный механизм двигателя. Вода в цилиндр может попасть при наличии трещин в цилиндровой крышке или цилиндровой втулке.

Меры борьбы с гидравлическими ударами сводятся к предотвращению возможности попадания воды в рабочие полости цилиндров. При наличии небольших трещин в крышках или цилиндровых втулках имеет место скопление воды в цилиндрах двигателя во время стоянки двигателя. Поэтому перед пуском двигатель необходимо проворачивать, затем чтобы при проходе поршнем мертвых точек иметь возможность через индикаторные краны, которые должны быть при проворачивании открыты, удалить из цилиндров воду.

Заедание поршней может являться причиной обрыва шатунных болтов и поломок кривошипно-шатунного механизма, что может вызвать не только серьезную аварию двигателя, но и несчастные случаи с обслуживающим персоналом. Как показывает практика эксплуатации судовых двигателей, поршень, наряду с цилиндровой крышкой, больше других частей двигателя подвержен повреждениям и авариям, так как он испытывает высокие напряжения от давления газов и резкого изменения температур за один ход.

Взрывы топливных клапанов происходят: а) от образования паров нефти внутри клапана при его пропуске, в этом случае взрыв может разрушить трубопровод и крышку; б) от подачи большого количества топлива до того, как двигатель разовьет обороты.

При эксплуатации пусковых клапанов опасен пропуск горячих газов через пусковой клапан в пусковую трубу, так как в пусковой трубе часто осаждаются пары масла, которые при соприкосновении с горячими газами могут образовать взрывоопасную смесь. Пропуски пускового клапана возможны по причине попадания под клапан грязи из пускового баллона, а также из-за отсутствия нужного зазора под роликом рычага. Кроме того, пропуски могут быть вследствие коробления тарелки клапана.

Поломка коленчатого вала происходит обычно не сразу. В большинстве случаев сначала появляются незаметные трещины. В дальнейшем трещины постепенно проникают вглубь, распространяясь и по поверхности. Причинами появления трещин, а затем и поломок коленчатых валов двигателей могут явиться: а) расплавление подшипников; б) неправильный монтаж двигателя; в) удары винта о камни, бревна; г) пуск двигателя при наличии в цилиндре воды; д) работа двигателя с недозволенным числом оборотов.

При осадке одного из подшипников вследствие расплавления баббита вкладышей получается провисание вала, вследствие чего он во время работы изгибается то в одну, то в другую сторону и в результате этого может дать трещину и сломаться. То же может произойти из-за неправильного монтажа, если вал будет неравномерно прилегать к опорным поверхностям.

Для своевременного обнаружения трещин после каждого сильного нагрева шеек или расплавления вкладыша, а также при каждой разборке движения, нужно вытирать щеки со стороны шатуна досуха и осматривать поверхность щек при свете сильной лампы, проворачивая двигатель. При наличии трещины на сухой и чистой поверхности будут заметны следы выдавливаемого масла. В случае обнаружения начала трещины, прежде всего, необходимо выяснить и устранить причину появления ее, а затем концы трещины засверлить, чтобы приостановить ее дальнейшее распространение.

Необходим постоянный контроль за температурой нагрева подшипников. Для контроля за температурой нагрева подшипников необходимо устанавливать специальные приборы, дающие возможность вести контроль на расстоянии, снабженные сигнализациёй и, по возможности, автоматически останавливающие двигатель.

В качестве примера приводим устройство дистанционного контроля температур в подшипниках валопровода с центрального пульта на дизель-электроходе «Чиатури».

Теплоприемник в системе теплоконтроля состоит из полупроводника, сопротивление которого меняется в весьма широких пределах. Эти приемники соединены с пультом контроля температур при помощи кабеля марки СРТМ. Питание станции контроля производится от аккумуляторной батареи с напряжением 6 вольт, емкостью 80 ампер. Для проверки наличия напряжения в сети питания от аккумулятора установлена кнопка. Согласно схеме контроля каждая линия контрольной цепи включена на соответствующую контрольную кнопку на пульте.

Чтобы узнать температуру нагрева любого подшипника паропровода, достаточно нажать соответствующую кнопку на шкале миллиамперметра стрелка покажет температуру подшипника. Число кнопок установлено по числу подшипников валопровода одного борта.

Для переключения системы контроля температур валопровода с одного борта на другой установлена переключающая кнопка. Так, для подшипников валопровода правого борта кнопка должна находиться в исходном положении, при этом на пульте будет гореть зеленая лампочка. При измерении же температуры подшипников левого борта кнопка должна быть нажата, при этом на пульте будет гореть белая лампочка.

На рис. 3 показан общий вид расположения аппаратуры контроля температур подшипников валопровода на дизель-электроходе «Чиатури».

Главные мероприятия по технике безопасности при ремонте судовых двигателей внутреннего сгорания:

При производстве ремонтных работ и осмотрах на стоянках необходимо держать индикаторные или пробные краны открытыми, чтобы при попадании сжатого воздуха в цилиндры механизм не причинил увечья осматривающему.

При выемке тяжелых частей двигателя, например, поршней, цилиндровых крышек, шатунов, следует пользоваться исправными и испытанными инспекцией Регистра талями. При этом необходимо следить за тем, чтобы груз на талях был хорошо застроплен и не мог, сорвавшись, причинить травмы работающим у двигателя. После того как цилиндровые крышки подмяты, цилиндры двигателей необходимо закрыть деревянными щитами достаточной прочности.

Выполнение работ в картере двигателя разрешается лишь после того, как клапан пускового воздуха на двигателе будет закрыт, маховик снят или застопорен, воздух из форсуночного и пускового трубопровода стравлен до атмосферного давления, подвод топлива к двигателю прекращен, открыты индикаторные краны и включена валоповоротная машина.

При наличии на судне двухвальной силовой установки, в случае остановки одного из двигателей во время хода судна, работы в картере остановленного двигателя могут быть начаты лишь после зажима стопора вала остановленного двигателя и выполнения всех вышеперечисленных требований, которые должны выполняться до начала работы в картере.

Читайте также:  Ремонт электроники в Сочи

При длительных работах в картере двигателя его необходимо обмыть и обтереть насухо.

Во время профилактических ремонтов иногда прибегают к протравливанию кислотным раствором зарубашечного пространства цилиндров и крышек двигателей. В этом случае необходимо вывести атмосферные трубы на верхнюю палубу и усилить вентиляцию машинного отделения. Производство данной работы необходимо согласовать с органами пожарной охраны завода или порта, где эта работы производились.

Рис. 3. Схема расположения аппаратуры контроля температур.

1- пульт измерения температур; 2 – соединительная коробка СК-10; 3 – аккумуляторная батарея 6 в; 4 – датчик; 5 – кабеля марки КНРМ-1?0,75; 6- кабель марки НРЭТМ-10?1; 7 – кабель марки КНРМ-2 1,5; 8 – гребной электродвигатель; 9 – электрический генератор; 10 – главный двигатель.

Мероприятия по технике безопасности при ремонте топливных цистерн. Прежде чем приступить к ремонту топливной цистерны, необходимо подготовить ее к ремонту. К подготовительным операциям в первую очередь относятся освобождение цистерны от топлива и производство зачистки от остатков нефтепродуктов.

Особенно трудоемкой и ответственной с точки зрения техники безопасности является работа по зачистке топливных цистерн. При удалении из цистерны остатков нефтепродуктов и вредных газов необходимо производить последовательно следующие операции:

а) Закрыть все люки и горловины, клапаны и краны, установленные непосредственно на цистернах и трубопроводах, отходящих. От этих цистерн.

б) По специальной паровой трубе, если она имеется в цистерне, а в случае ее отсутствия — посредством шланга, диаметром 50 мм, подать в цистерну острый пар давлением около 5 атм. Пропаривать цистерну, таким образом, следует в течение не менее 6 часов.

При пользовании шлангом его необходимо пропускать через смотровое отверстие в крышке люка, тщательно обмотав его и этом месте парусиной, с целью предотвращения выхода пара из цистерны наружу. Конец шланга следует опускать в цистерну возможно ближе к днищу.

в) После пропаривания цистерны необходимо открыть смотровое отверстие, а при пользовании шлангом — отмотать со шланга парусину, ранее намотанную для уплотнения шланга в смотровом отверстии, и этим создать условия для свободного выхода пара из цистерны.

г) Зачистить цистерну от скопившихся на дне конденсата и нефтепродуктов.

д) Опустить в цистерну по возможности ниже виндзейль для удаления из нее пара и газов. При хорошей вентиляции эта операция должна продолжаться в течение не менее суток.

е) Промыть борта цистерны водой при помощи шланга, при этом моющая струя должна двигаться сверху вниз. Рабочий, спускающийся в цистерну для промывки, должен надевать специальную маску — респиратор или противогаз.

В случае если размеры цистерны не позволяют осуществить промывку таким способом, промывка производится посредством наполнения ее горячей водой, для чего:

а) выкачать из цистерны воду, затем скопившуюся на днище ржавчину собрать и удалить из цистерны;

б) вторично произвести пропаривание цистерны в течение не менее одного часа;

в) зачистить цистерну от остатков конденсата;

г) вторично промыть цистерну водой, как указано выше, затем осушить цистерну и вентилировать ее не менее суток, для чего открыть все крышки и горловины.

Для полного удаления следов нефтепродуктов с внутренней поверхности цистерны необходимо при помощи металлических щеток и 10-процентного раствора каустической соды тщательно протереть внутреннюю поверхность цистерны и особенно вдоль заклепочных швов, добиваясь полного удаления следов нефтепродуктов.

При протирке цистерны металлическими щетками допускается применение порошка цемента, хорошо впитывающего в себя остатки нефтепродуктов. При этом после окончания протирки цементный порошок должен быть полностью удален из цистерны.

После протирки цистерну необходимо промыть водой с последующим осушением с помощью насоса и тщательной протиркой насухо ветошью всей внутренней поверхности цистерны.

После подготовки цистерны к ремонту необходимо вызвать представителей из химической лаборатории завода для производства анализа воздуха в цистернах и проверки достаточности очистки последних. После анализа, подтвердившего безвредность и взрывобезопасность состояния воздушной среды внутри цистерны, химическая лаборатория выдает удостоверение на право производства ремонтных работ.

В промежуток времени между обследованием цистерн химической лабораторией и началом производства в них ремонтных работ, администрация судна обязана принять меры к тому, чтобы до начала работ в воздушной среде не появились взрывоопасные концентрации. С этой целью все горловины и люки цистерн необходимо держать все время открытыми, предупреждать возможность проникновения нефтепродуктов внутрь цистерн, подготовленных к ремонту, и не допускать вход в цистерны лиц, не имеющих на то специального разрешения механика судна.

С целью гарантии безопасности работ при производстве ремонтных работ внутри топливных цистерн правилами техники безопасности предусмотрено выполнение следующих мер предосторожности:

а) на протяжении всего периода ремонта должно устанавливаться непрерывное дежурство представителя пожарной охраны, специально проинструктированного и обеспеченного необходимым пожарным инвентарем;

б) горловины и люки цистерн необходимо держать открытыми непрерывно в течение всего времени работы в цистернах, при этом должна быть оборудована вытяжная вентиляция;

в) для освещения при работах в цистернах разрешается пользоваться исключительно низковольтными взрывобезопасными фонарями;

г) в случае производства в цистерне клепальных работ, нагревание заклепок, как правило, должно производиться вне цистерны; подача раскаленных заклепок должна осуществляться по трубе непосредственно к месту клепки;

д) перед началом электросварочных и газо-резательных работ необходимо убедиться, что с обратной стороны обрабатываемого листа не прилегают к переборке легко воспламеняющиеся материалы; следует убедиться, не располагается ли за ремонтируемой переборкой другая цистерна с нефтепродуктами;

е) не следует допускать сильных перегревов металла при электросварке, особенно в местах расположения швов, где вероятны отдельные очаги наличия остатков нефтепродуктов; чтобы не допустить больших перегревов металла, сварку или резку в цистернах следует вести с частыми перерывами;

ж) при появлении углеводородных газов или признаков отравления работающих людей ремонтные работы требуется немедленно прекратить до выяснения причин появления газов и их устранения.

Рассматривая вопросы зачистки топливных танков, следует отметить меры безопасности при зачистке емкостей из-под различного рода нефтепродуктов.

В условиях работы нефтеналивного флота вопросы зачистки имеют исключительно большое значение. Под зачисткой танков и отсеков в данном случае подразумевается приведение наливных емкостей в такой вид чистоты, при которой они становятся годными принять светлые продукты. Зачистка нефтеналивных судов вручную представляет значительные трудности. Практикуемые до последнего времени методы зачистки тем тяжелее для работающих, чем менее они механизированы. Ввиду невозможности длительного пребывания людей в отсеках, зачищаемых вручную, работа хотя и производится непрерывно, но путем постоянного чередования смен. В результате продолжительность очистки нефтеналивной баржи грузовместимостью 8 тыс. т составляет до 15 суток.

В условиях перевозки нефтепродуктов с помощью нефтеналивных металлических барж, которые разделены на ряд отсеков (танков), изолированных друг от друга непроницаемыми переборками, ручная зачистка осложняется наличием сравнительно небольшого объема отдельных танков.

Планово-предупредительные осмотры и ремонты ДВС

Предупредительные мероприятия, осуществляемые при техни­ческом уходе, улучшают сохранность двигателя, но не могут предотвратить естественного износа и связанного с ним нарушения геометрических форм деталей и величины зазоров.

Технический уход и связанный с ним осмотр определяет потреб­ность в планово-предупредительном ремонте.

Под планово-предупредительным ремонтом понимается ремонт, который производится в заранее установленные сроки и в объеме, обеспечивающем полную работоспособность двигателя до следующего планового ремонта. Планово-предупредительный ремонт разделяется на текущий, средний и капитальный. Категории ремонта характери­зуются сроком их проведения и объемом выполняемых работ.

Текущий ремонт предполагает, кроме операций, относящихся к техническому уходу, замену быстроизнашиваемых деталей и их ремонт. К текущему ремонту, в частности, относится: замена поршневых колец, отдельных цилиндровых крышек, смена изношенных деталей топливной аппаратуры, перетяжка подшипников и пр.

Текущий ремонт производится силами персонала, обслуживаю­щего двигатель при эксплуатации.

Средний ремонт предполагает значительный объем работ, хотя и без замены основных крупных деталей. К среднему ремонту относится: расточка цилиндров или втулок со сменой отдельных втулок, крышек, головок поршней, поршневых пальцев; шлифовка и калибровка шеек вала; перезаливка вкладышей шатунных и части коренных подшипников; переборка всех клапанов форсунок и топливного насоса с заменой изношенных деталей новыми.

При среднем ремонте выполняются также все работы, относя­щиеся к текущему ремонту.

Средний ремонт тихоходных двигателей производится один раз в два-три или несколько лет в установленные для данного двигателя сроки, удобные для обслуживаемого им предприятия.

Капитальный ремонт предполагает замену или ремонт основных крупных деталей двигателя, а также замену или восста­новление других деталей или узлов. При капитальном ремонте про­изводятся работы по восстановлению эксплуатационных качеств двигателя и сохранению их до следующего капитального ремонта, при условии выполнения в течение этого периода текущих и средних ремонтов. К капитальному ремонту относится: смена поршней и цилин­дровых крышек, частичная замена цилиндров, замена цилиндровых втулок; проверка шеек коленчатого вала на станке, перезаливка вкладышей всех подшипников; в отдельных случаях — замена колен­чатого вала; замена клапанов, форсунок, топливных насосов новыми.

Капитальный ремонт в большинстве случаев производится на ремонтном предприятии.

Время между капитальными ремонтами для разных двигателей даже одного типа может быть разным в зависимости от многих при­чин (условий работы, качества обслуживания, качества предыдущего ремонта и пр.). Для различных же типов двигателей оно значительно разнится. Так, для тихоходных двигателей время между капиталь­ными ремонтами определяется сроком в 5—8 лет, а например, для быстроходного двигателя Д6 межремонтный срок колеблется в пре­делах 4—6 тыс. час. работы.

Судовые двигатели внутреннего сгорания А,Б, Канэ.1982г.

Судовые дизели и их эксплуатация. Возницкий И.В.Михеев Е.Г.1990г.

Техника безопасности при эксплуатации судовых дизелей

Двигатели внутреннего сгорания должны обслуживаться с соблюдением техники безопасности и регулярно проходить проверку на износ деталей, повреждение подшипников и ослабление креплений.

При эксплуатации дизелей должны выполняться требования, изложенные в действующих нормативных документах, а также в инструкциях заводов-изготовителей.

Опасность взрыва может возникнуть в случае попадания топлива в цилиндры при прокачивании топливных насосов с закрытыми контрольными клапанами у форсунок. Поэтому заполнять топливные трубопроводы и прокачивать топливные насосы разрешается только при открытых контрольных клапанах.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в бобруйске на дому

При наличии механизмов дистанционного управления дизелем пробные пуски следует производить со всех постов управления.

Пробные пуски двигателя можно производить только после получения разрешения от вахтенного помощника капитана, убедившись в отсутствии людей под кормовым подзором, а также шлюпок и других плавсредств.

Перед пуском двигателя необходимо проверить исправность аппаратуры автоматики, сигнализации и защиты двигателя, а такжевсехего систем. Обнаруженныетечи и пропуски в топливной арматуре и топливопроводах необходимо немедленно устранить.

При заполнении пусковых баллонов воздухом необходимо следить за тем, чтобы давление в баллонах не превышало установленного. Воздушные баллоны и арматуру необходимо оберегать от ударов и повреждений. Во избежание скопления в воздуховодах паров топлива опасной концентрации их очищают паром или моющими химическими средствами с последующей продувкой сжатым воздухом. При получении баллонов со сжатым воздухом с берега необходимо убедиться в том, что в них находится воздух, а не кислород или какой-либо другой горючий газ.

При пуске двигателя во избежание ожогов не рекомендуется находиться вблизи предохранительных клапанов ресивера, а также на верхних решетках возле цилиндровых крышек на пути возможного потока прорвавшегосягаза. Для осуществления контроля работы двигателя на уровне верхних решеток следует определить безопасное место, удобное для обзора.

После пуска дизеля на топливе необходимо убедиться в том, что пусковые клапаны закрыты. При открытых пусковых клапанах (зависание их и т. д.) прорыв горячих газов в воздухопровод может привести к взрыву и тяжелой аварии. Признаками этого явления являются падение давления пускового воздуха и нагревание подводящего к пусковому клапану трубопровода.

Если при пуске двигателя появятся резкие стуки, пропуски газов и другие отклонения в работе, его необходимо немедленно остановить. После обнаружения и устранения неисправности двигатель может быть вновь запущен в работу.

Присутствие посторонних лиц в машинном отделении судна запрещено.

Неправильное обслуживание двигателя, особенно в начальный периодего работы, может привести к аварии дизеля. Так, сокращение времени прогрева и форсирование нагрузки двигателя может привести к задирам или заклиниванию поршней. Форсирование нагрузки непрогретого двигателя допускается только в исключительных случаях, связанных с обеспечением безопасности судна или угрозой человеческой жизни.

При выведении дизеля на номинальный режим работы необходимо как можно быстрее проходить зону критической частоты вращения двигателя, указанной в инструкции по обслуживанию. Работа двигателя на критической частоте вращения, отмеченной на тахометре красным сектором, категорически запрещается.

В процессе работы двигателя необходимо следитьза исправностью предохранительных и редукционных клапанов, регуляторов безопасности, за безотказным действием вспомогательных механизмов, не допуская утечек воды, масел, топлива и газов через соединения трубопроводов. При прорыве выхлопных газов в машинное отделение необходимо усилить работу вытяжной вентиляции и устранить пропуск газов.

При внезапном снижении давления масла в системе смазки дизеля необходимо его немедленно остановить и устранить неисправность. В случае обнаружения подтекания в трубопроводах, подводящих топливо к форсункам, запрещается во избежание травмы ощупывать трубки и закрывать рукойместо разрыва трубок.

Опасно резкое самопроизвольное увеличение частоты вращения вала двигателя, явившееся результатом потери или поломки лопастей винта, а также внезапного оголения его при сильном волнении моря. Если при этом не срабатывает предельный регулятор, необходимо уменьшить подачу топлива. При увеличении частоты вращения сверх максимальной,отмеченной на тахометре красной чертой и оговоренной инструкцией по эксплуатации, необходимо уменьшить частоту вращения или остановить дизель.

Большую опасность представляет масло, скопившееся в продувочном устройстве двухтактного дизеля. Если продувочный воздух будет заносить масло в цилиндры, то может произойти серия взрывов и двигатель пойдет вразнос даже при выключении подачи топлива. Вэтом случае для быстрой остановки двигателя надо закрыть доступ воздуха в продувочныйнасос или любой орган забора воздуха на двигатель. Для предотвращения такой опасности необходимо регулярно контролировать наличие масла в ресивере и вовремя удалять его.

Во избежание травм нельзя протирать ветошью движущиеся детали работающего двигателя и других механизмов. В процессе работы дизеля запрещается открывать люки картера, чистить и обтирать детали. Не разрешается также подкачивать вручную топливо в цилиндры работающего двигателя. Во время продувания индикаторных кранов цилиндров дизеля следует находиться в стороне от струи газа. Регулирование и ремонт форсунок, а также впускных и выпускных клапанов рабочих цилиндров в процессе работы двигателя не допускается.

После остановки двигателя, прежде чем приступить к осмотру и работам в картере, необходимо принять все меры, исключающие возможность запуска или проворачивания вала дизеля до полного окончания работ. Для этого необходимо закрыть запорный клапан на пусковой воздушной магистрали, перекрыть доступ топлива к двигателю, ввести в зацепление валоповоротное устройство, вывесить предупредительную табличку у пульта управления дизеля о пребывании людей в картере.

Для обеспечения безопасности труда вскрытый картер дизеля необходимо тщательно провентилировать. Вблизи картера запрещается проводить работы с открытым огнем (газорезка, электросварка и др.).

При пуске на судне одного из двигателей двухвальной установки необходимо надежно застопорить валопровод остановленного двигателя и предупредить об этом работающих на нем людей. Такие же меры надо принять для обеспечения безопасности и в случае остановки для осмотра или ремонта одного из двигателей двухвальной установки.

Если необходимо остановить одиниз двух двигателей, работающихна общий гребной вал через гидромуфту, то вначале его отключают от гидромуфты, затем включают в зацепление его валоповоротное устройство и на пульте управления вывешивают табличку: «Не включать — работают люди!».

Неправильная эксплуатация двигателей часто приводит к опасным перегревамих деталей, что может вызвать взрыв в картерах дизелей. Предотвратить взрывы в картерах можно путем рациональной их вентиляции, систематического контроля технического состояния нагревающихся деталей, ввода в картер инертных газов и проведения ряда конструктивных мер по обеспечению безопасности: установки предохранительных клапанов, разделительных сеток в кривошипных камерах, ослабляющих силу взрыва и т.д.

В случае появления сигнала детектора «масляного тумана» или «густого белого тумана» из сигнальной (вентиляционной) трубы картера необходимо повторно проверить срабатывание детектора в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации. При повторном появлении сигнала детектора «масляного тумана» следует остановить дизель, не отключая насосы смазки и охлаждения. Лицам, находящимся в машинном отделении, нужно принять меры, обеспечивающие безопасность в случае взрыва в картере, подготовить средства пожаротушения.

После исчезновения признаков опасной концентрации масляного тумана, но не раньше чем через 20 минут после остановки дизеля, необходимо выключить масляный насос и открыть щиты картера для определения причин образования масляного тумана.

При остановке двигателяна продолжительный период необходимо провернуть его вал валоповоротным устройством и закрыть индикаторные краны.

При спуске людей в цилиндры двигателя для выполненияосмотров, замеров и других работ необходимо использовать предназначенные для этого трапы.

Производить работы по опрессовке форсунок двигателей нужно только на оборудованных для этого стендах с соблюдением рекомендованных инструкций мер по обеспечению безопасности.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Безопасность труда при ремонтных работах на судах

Ремонтные работы на судах организуются и проводятся в соответствии с положением о ремонте судов и правилами техники безопасности. В период эксплуатации все ремонтные работы на судне, связанные с применением открытого огня или возможным нарушением водонепроницаемости корпуса, могут производиться только с письменного разрешения капитана, по представлению и под личным руководством старшего механика независимо от места проведения ремонтных работ.

Все рабочие в зависимости от характера выполняемой работы должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и спецодеждой.

Перед началом работ старший (главный) механик, возглавляющий единую техническую службу на судне, лично инструктирует руководителей работ на отдельных участках обобъемеремонта, особенностях и безопасных методах работы. Он знакомит также лиц, не принадлежащих к экипажу,но работающих на судне под руководством судовой администрации, с их конкретным заданием и правилами техники безопасности.

Перед началом ремонтных работ на судне его конструктивные узлы и механизмы, а также помещения, в которых будут работать, должны отвечать требованиям безопасности труда. Оборудование отключается от источников электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха. Принимаются меры против случайного открытия запорных устройств и вывешивают предупредительные знаки или таблички, соответствующие ОСТ 31.0013–88. Ремонтным работам в картере главного двигателя должны предшествовать тщательная вентиляция картера и блокирование валоповоротного устройства. На пультах управления двигателем, клапане пусковой магистрали, валоповоротном устройстве вывешиваются таблички, запрещающие включение механизмов.

Снятое оборудование необходимо надежно закрепить. Взамен снятых ограждений, трапов и площадок устанавливают надежные леерные ограждения. Входные люки в судовые помещения, где ведутся работы при снятых трапах, должны быть ограждены, а проходы к ним — закрыты и надлежащим образом освещены. В местах установки временных ограждений надо вывесить таблички «Проход опасен». По окончании работ все трапы, ограждения и поручни должны быть немедленно установлены на места.

Снятые или поднятые плиты настила машинно-котельного отделения и других судовых помещений запрещается ставить на ребро без надежного их закрепления.

Все рабочие места, расположенные на высоте более 1 м, должны быть оборудованы рештованиями и мостиками с надежными ограждениями, высотой не менее 1 м. Не допускается работа на незакрепленных трапах или лестницах, а также использование случайных предметов (досок, ящиков и т.п.). При работах на высоте не рекомендуется располагаться на рештованиях одновременно в двух уровнях на одной вертикали. Необходимо также принимать меры, исключающие возможность падения вниз инструментов и различных деталей. При работах, связанных о отлетанием ржавчины, старой краски и т.д., необходимо пользоваться предохранительными очками.

Необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. Не допускается разведение открытогоогня и курение в помещениях, где ведутся окрасочные работы, а также в хранилищах топлива, обтирочного материала и в малярных. Использованный обтирочный материал должен быть сложен в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. После работы он должен быть вынесен с судна и уничтожен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *