Техника безопасности при ремонте системы питания двигателя

Меры безопасности при обслуживании и ремонте системы питания

Ремонт системы питания, связанный с нарушением герметичности системы топливоподачи, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении либо под открытым небом или под навесом.

В топливопроводе системы питания давление топлива более 3 бар.

Перед началом работ с элементами подачи топлива необходимо сбросить давление (см. «Топливопровод — сброс давления») даже, если автомобиль не эксплуатировался продолжительное время. Учтите, что после сброса давления в топливопроводе остается небольшое количество топлива.

Бензин — это легковоспламеняющаяся жидкость и пары ее взрывоопасны. Поэтому при выполнении ремонтных работ, связанных с системой питания, необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Не выполняйте работы вблизи источников открытого огня и в зоне разлета искр.

Место работы оборудуйте огнетушителем и/или другими средствами пожаротушения.

Электрооборудование, которое может вызвать появление искры в процессе работы, обесточьте.

Не курите на месте проведения работ и запретите курить помощникам.

Выполняя работу, старайтесь не допускать подтекания топлива. Разлитое топливо немедленно засыпьте песком с опилками, удалите образовавшуюся смесь и проветрите помещение.

При наличии паров бензина в помещении не подсоединяйте клеммы к выводам аккумуляторной батареи, не включайте или не выключайте другое электрооборудование во избежание появления искрового разряда на контактах выключателя.

Не храните ветошь, пропитанную бензином и другими горючими жидкостями.

В процессе работы не забывайте о технике безопасности (см. «Меры безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля»).

По окончании работ убедитесь в герметичности всех соединений топливопроводов.

1.Разрешено курить в месте проведения работ?

2.Разрешается ли смотреть уровень топлива с помощью зажигалки?

3.разрешено ли хранить ветошь пропитанную бензином в мастерской?

4.Чем необходимо засыпать разлившееся на пол топливо?

5.Какими средствами пожаротушения должно быть оборудовано рабочее место?

6.Разрешено ли выполнять работы по ремонту топливной аппаратуры в зоне разлета искр?

7.Какую опасность представляют пары бензина?

Система питания дизеля

Общее устройство и работа системы питания дизеля

Назначение. Система питания дизеля используется для подачи в цилиндры двигателя очищенного воздуха и мелко распыленного топлива.

В настоящее время в конструкции автомобилей применяется несколько типов систе- мы питания дизельных двигателей: 1) система питания с топливным насосом высокого дав- ления (ТНВД); 2) система common rail; 3) система питания с насос-форсунками. Рассмотрим устройство и принцип действия системы питания с ТНВД, а затем особенности других ти- пов.

Устройство. Система питания дизеля с ТНВД состоит из следующих основных эле- ментов: топливный бак; фильтр грубой очистки топлива (ФГО); фильтр тонкой очистки топ- лива (ФТО); топливопроводы низкого давления; топливоподкачивающий насос; топливный насос высокого давления (ТНВД); топливопроводы высокого давления; форсунки; воздухо- заборник и воздушный фильтр.

На рисунке 73 представлена принципиальная схема системы питания дизельного дви- гателя с ТНВД. На рисунке 74 – схема системы питания дизельного двигателя на примере автомобиля «Урал».

Рис. 73. Принципиальная схема системы питания дизельного двигателя с ТНВД: 1 – топ- ливный бак; 2 – форсунка; 3 – воздушный фильтр; 4 – топливопровод высокого давления; 5 – топлив- ный насос высокого давления; 6 – топливоподкачивающий насос; 7 – топливопроводы низкого дав- ления; 8 – фильтр грубой очистки; 9 – клапан удаления воздуха из системы; 10 – фильтр тонкой очистки

Принцип действия. Приготовление горючей смеси в дизельном двигателе осуществ- ляется непосредственно в цилиндрах. Такое смесеобразование называется внутренним. Во время работы двигателя топливо из бака поступает по топливопроводу в фильтр грубой очистки, где очищается от крупных механических примесей и воды. Из фильтра грубой очистки топливо засасывается подкачивающей помпой и нагнетается через фильтр тонкой очистки в топливный насос высокого давления. В фильтре тонкой очистки из топлива уда-

ляются мелкие механические примеси и воздух (для этого фильтр устанавливается в самой высокой точке системы питания). Топливный насос высокого давления по топливопроводам высокого давления подает топливо под большим давлением к форсункам, через которые оно впрыскивается в распыленном состоянии в камеры сгорания. В ТНВД топливо в избытке по- дается подкачивающей помпой. Излишки топлива отводятся из насоса по перепускной труб- ке во впускную часть подкачивающей помпы через перепускной клапан, находящийся в штуцере топливопровода. Просочившееся через зазоры между деталями форсунок топливо отводится по сливной трубке в фильтр тонкой очистки или в бак.

Рис. 74. Схема системы питания дизельного двигателя автомобиля УРАЛ: 1 – бак топ- ливный основной; 2 – топливопровод сливной магистрали; 3 – шланг для слива топлива; 4 – кран слива топлива; 5 – бак топливный дополнительный; 6 – тройник; 7 – топливопровод сливной маги- страли; 8 – насос ручной топливоподкачивающий; 9 – насос топливоподкачивающий низкого давле- ния; 10 – форсунка; 11 – топливный насос высокого давления; 12 – топливопровод всасывающей ма- гистрали; 13 – топливопровод всасывающей магистрали; 14 – фильтр тонкой очистки топлива; 15 – топливопровод сливной магистрали; 16 – топливопровод сливной магистрали; 17 – бачок топливный предпускового подогревателя; 18 – топливопровод сливной магистрали; 19 – топливопровод всасы- вающей магистрали; 20 – топливопровод сливной магистрали; 21 – регулятор частоты вращения; 22 – топливопровод всасывающей магистрали; 23 – фильтр грубой очистки топлива; 24 – топливопровод сливной магистрали; 25 – топливопровод всасывающей магистрали; 26 – топливозаборник

Воздух под действием разрежения в цилиндрах поступает через воздухозаборник в воздушный фильтр, где очищается от атмосферной пыли. Из фильтра воздух по впускному трубопроводу поступает в цилиндры. Для увеличения мощности двигателя и повышения его экономичности в системе питания дизеля может устанавливаться наддув. В этом случае воз- дух в цилиндры поступает не только под действием разрежения, но и под давлением, созда- ваемым турбиной наддува. Главной целью наддува является увеличение количества воздуха, поступающего в цилиндры на такте впуска. Чем больше воздуха поступит в цилиндры, тем больше топлива можно подать в камеру сгорания, благодаря чему повышается мощность двигателя и увеличивается полнота сгорания топлива. Таким образом, использование надду- ва на дизельном двигателе позволяет увеличить мощность и повысить экономичность двига- теля.

Рис. 75. Устройство и работа форсунки: 1 – колпак форсунки; 2 – контргайка; 3 – винт регу- лировочный; 4 – гайка; 5 – пружина; 6 – шайба уплотнительная; 7 – тарелка пружины; 8 – фильтр; 9 – штуцер; 10 – уплотнитель; 11 – втулка; 12 – штанга; 13 – корпус форсунки; 14 – штифт; 15 – гайка распылителя; 16 – игла распылителя; 17 – корпус распылителя

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Уполномоченное лицо
по охране труда работников
организации
_______ ___________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

Руководитель (заместитель
руководителя организации,
в должностные обязанности
которого входят вопросы
организации охраны труда)
предприятия
__________ ________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

ИНСТРУКЦИЯ №____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РЕМОНТЕ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

1.1.К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение.

1.2. Работник топливной аппаратуры, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 6 месяцев) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.3. При поступлении на работу работник должен пройти предварительный медосмотр и в течение работы проходить периодические медосмотры.

1.4. Работник обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, принятого на предприятии, не допускать нарушений трудовой и производственной дисциплины.

Не допускается употребление работниками алкогольных, наркотических и токсических веществ, а также курение в неустановленных местах.

1.5. Полная норма продолжительности рабочего времени слесаря не может превышать 40ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели, установленной нанимателем.

1.6. Работник должен соблюдать требования безопасности при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

1.7. Заметив нарушение требований безопасности груда другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

1.8. Работник должен уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему при несчастных случаях на производстве.

1.9. Работник не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, до прохождения целевого инструктажа.

1.10. Работник должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются:

1.10.1. легковоспламеняющиеся жидкости и их пары, газы. Легковоспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма;

1.10.2. этилированный бензин. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой;

1.10.3. оборудование, инструмент, приспособления. Использование неисправного оборудования, инструмента, приспособлений либо их неправильное применение может привести к травмам.

1.11. Работник должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие СИЗ.

1.12. Работник должен пользоваться только тем инструментом, приспособлениями, оборудованием, работе с которыми он обучен безопасным методам труда и проинструктирован.

1.13. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

1.14. О замеченных нарушениях требований безопасности труда на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и СИЗ, нарушениях технологического процесса работник должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

1.15. Работник должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

1.16. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и тому подобные устройства).

1.17. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Подготовить и одеть необходимые для работы СИЗ. Застегнуть манжеты рукавов спецодежды.

2.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

2.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Полы производственных помещений должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не должны быть скользкими. Рабочее место должно содержаться в чистоте, хорошо освещаться. Работник должен стоять на деревянном настиле с расстоянием между планками не более 30мм.

2.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

2.5. Включить общеобменную приточно-вытяжную и (при необходимости) местную вентиляцию.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

3.1. Работник должен при техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие утечку топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания.

3.2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

3.3. Перед разборкой карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, промыть их в керосине (то же произвести с их деталями).

3.4. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

3.5. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

3.6. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

3.7. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

3.8. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

3.9. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на людей или на себя.

3.10. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства, выключить зажигание.

3.11. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо тщательно проверить герметичность газовой системы питания и проветрить пространство под капотом двигателя.

3.12. Проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.13. Газ из баллонов автомобиля, на котором проводятся сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту).

3.14. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.15. Узлы газовой аппаратуры снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше + 60 град. C).

3.16. Газовое оборудование необходимо предохранять от загрязнения и механических повреждений.

3.17. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на поверку в специализированную мастерскую.

3.18. Промывку редукторов высокого и низкого давления необходимо производить после снятия их с автомобиля в специально предназначенных для этой цели местах.

3.19. Не допускается подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением.

3.20. Перед сдачей газобаллонных автомобилей в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3.21. Дегазация баллонов для сжатого природного газа должна производиться при помощи инертных газов за счет разности давлений в баллоне с инертным газом и автомобильном баллоне. Дегазация баллонов для сжиженного углеводородного газа должна проводиться в специально отведенных для этого местах (постах дегазации) путем подачи газа низкого давления с последующим удалением конденсата из автомобильного баллона.

3.22. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в пункт оказания медицинской помощи.

3.23. Если спецодежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководители для ее замены.

3.24. Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши, а при разливе этилированного бензина дополнительно провести обработку хлорной известью (употребляется в виде кашицы в пропорции: 1 часть хлорной извести на 3 — 5 частей воды).

3.25. Не допускается:

3.25.1. пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры, из-за возможности возгорания скопившихся в помещении паров топлива;

3.25.2. засасывать бензин ртом через шланг, продувать жиклеры, трубки и тому подобное ртом, поскольку при этом возможно заглатывание жидкого топлива и газообразных углеводородов и отравление организма;

3.25.3. для мойки деталей пользоваться бензином, поскольку при этом создается пожароопасная ситуация ввиду интенсивного испарения бензина;

3.25.4. во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю во избежание возможной инъекции топлива под кожу;

3.25.5. выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением, во избежание выпуска газа в случае их повреждения и связанных с этим последствий (травма, возгорание);

3.25.6. при ремонте газобаллонных автомобилей сливать сжиженный газ на землю во избежание его возгорания;

3.25.7. использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы, так как при этом не обеспечивается надежность соединения, его герметичность, что может стать причиной утечки и возгорания газа;

3.25.8. приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры газобаллонного автомобиля в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах из-за возможности накопления его в плохо проветриваемых местах и взрыва при случайном искрообразовании;

3.25.9. при открытии и закрытии магистрального и расходных вентилей применять дополнительные рычаги, поскольку при этом возможна поломка деталей газовой аппаратуры и утечка газа,

3.25.10. скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги, так как это приводит к их разрушению и утечке газа.

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

4.1. При создании аварийной ситуации, возникновении пожара:

4.1.1. прекратить проведение работ;

4.1.2. выключить оборудование;

4.1.3. устранить по возможности источник, вызвавший такую ситуацию, вызвать аварийные службы;

4.1.4. сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ;

4.1.5. о возникновении пожара сообщить руководству, вызвать пожарную охрану, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

4.2. При несчастном случае, который произошел с работником или очевидцем которого он стал, работник обязан:

4.2.1. оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, находящиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;

4.2.2. принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия (если это не создает угрозу здоровью и жизни работников);

4.2.3. сообщить о происшедшем (или попросить это сделать другого работника) непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1.Выключить вентиляцию и оборудование.

5.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для хранения место.

5.3. Снять СИЗ и убрать их в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие СИЗ в стирку и ремонт.

5.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда или
специалист, на которого
возложены эти обязанности)
_________ ___________________
 (подпись)  (инициалы, фамилия)

Руководитель структурного
подразделения(разработчика)
_________ ___________________
  (подпись)  (инициалы, фамилия)

Ремонт системы питания двигателя, связанный с нарушением герметичности системы топливоподачи, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении, под открытым небом или под навесом.

Предупреждение. В топливопроводе системы питания двигателя давление топлива более 3 бар.

Перед началом работ с элементами подачи топлива необходимо сбросить это давление (см. «Топливопровод — сброс давления») даже, если автомобиль не эксплуатировался продолжительное время. Учтите, что после сброса давления в топливопроводе остается небольшое количество топлива.

Бензин — это легковоспламеняющаяся жидкость и его пары взрывоопасны. Поэтому, при выполнении ремонтных работ, связанных с системой питания двигателя, необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.

  • Не выполняйте работы вблизи источников открытого огня и в зоне разлета искр.
  • Место работы оборудуйте огнетушителем и/или другими средствами пожаротушения.
  • Электрооборудование, которое может вызвать появление искры в процессе работы, обесточьте.
  • Не курите на месте проведения работ и запретите курить посторонним.
  • Выполняя работу, старайтесь не допускать подтекания топлива. Разлитое топливо немедленно засыпьте песком с опилками, удалите образовавшуюся смесь и проветрите помещение.
  • При наличии паров бензина в помещении не подсоединяйте клеммы к выводам аккумуляторной батареи, и не включайте или не выключайте другое электрооборудование во избежание появления искрового разряда на контактах выключателя.
  • Не храните ветошь, пропитанную бензином и другими горюче-смазочными жидкостями.

В процессе работы не забывайте про технику безопасности.

Схема системы питания двигателя ВАЗ 2112 (l,5i): 1 — форсунки; 2 — топливная рампа; 3 — диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 — адсорбер; 5 — обратный клапан; 6 — дроссельный узел; 7 — гравитационный клапан; 8 — предохранительный клапан; 9 — сепаратор; 10 — заливная труба; 11 — топливный фильтр; 12 — подводящий топливопровод; 13 — шланг топливопровода, соединяющий выходной патрубок топливного модуля с топливным фильтром; 14 — топливный модуль; 15 — топливный бак; 16 — сливной топливопровод; 17 — регулятор давления топлива

Схема системы питания двигателя ВАЗ 21124 (1,6i): 1 — форсунки; 2 — топливная рампа; 3 — диагностический штуцер топливной рампы (для проверки давления топлива, закрыт резьбовым колпачком); 4 — адсорбер; 5 — обратный клапан; 6 — дроссельный узел; 7 — гравитационный клапан; 8 — сепаратор; 9 — трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с тройником; 10 — трубка топливопровода, соединяющая топливный фильтр с выходным патрубком топливного модуля; 11 — топливный модуль; 12 — топливный фильтр; 13 — заливная труба; 14 — топливный бак; 15 — шланг, соединяющий топливный фильтр и топливный модуль с топливопроводом; 16, 18 — металлические трубки топливопровода; 17 — соединительный шланг; 19 — штуцер для соединения топливной рампы с топливопроводом

Техника безопасности при ремонте системы питания автомобиля

Настоящая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве слесаря по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие теоретическое и практическое обучение, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей. 1.2. Для ремонта газобаллонной аппаратуры необходимо иметь соответствующее удостоверение. 1.3. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан: — знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда и производственной санитарии, правила и нормы по охране окружающей среды, правила внутреннего трудового распорядка; — соблюдать правила поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях; — заботиться о личной безопасности и личном здоровье; — выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими; — знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему; — знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий; — знать устройство, принцип работы, правила эксплуатации и обслуживания топливной аппаратуры. 1.4. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры должен проходить: — повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца; — периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ; — очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год. 1.5. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ. Не допускается поручать свою работу другим работникам и допускать на рабочее место посторонних лиц. 1.6. В процессе работы на слесаря по ремонту топливной аппаратуры возможно негативное воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: — движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования; — электрический ток, путь которого при замыкании может пройти через тело человека; — повышенный уровень шума и вибрации; — токсичное воздействие на организм паров легковоспламеняющихся жидкостей; — этилированный бензин (действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой); — отсутствие или недостаток естественного освещения; — недостаточная освещенность рабочей зоны; — пожаровзрывоопасность (легковоспламеняющиеся жидкости, их пары, газы). 1.7. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. 1.8. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию. 1.9. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются. 1.10. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается. 1.11. При работе совместно с другими работниками необходимо согласовы¬вать свои взаимные действия. 1.12. Во время работы не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других работников. 1.13. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован. 1.14. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры должен знать и соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином. 1.15. Принимать пищу, курить и отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок. 1.16. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. 1.17. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств. 1.18. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для слесаря по ремонту топливной аппаратуры. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе Спецодежда должна быть застегнута. Волосы убрать под головной убор. Запрещается держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. 2.2. Снять обручальные кольца и другие ювелирные украшения. Обувь должна быть закрытой. Запрещается надевать сандалии, шлепанцы и другую подобную обувь. 2.3. Получить задание у непосредственного руководителя, при необходимости пройти инструктаж. 2.4. Осмотреть рабочее место, убрать все, что может помешать работе или создать дополнительную опасность, не загромождая при этом проходов 2.5. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, вытереть его или посыпали опилками. 2.6. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, удобно разместить для работы. 2.7. Проверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае его отсутствия сообщить об этом своему непосредственному руководителю. 2.8. Включить общую приточно-вытяжную вентиляцию, а при необходимости – местную. 2.9. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены. 2.10. При обнаружении каких-либо неисправностей сообщить об этом своему непосредственному руководителю и до их устранения к работе не приступать.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда. 3.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда и к которой допущен лицом, ответственным за безопасное выполнение работ. 3.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. 3.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты. 3.5. При техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры принять меры, исключающие пролив топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания. 3.6. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы. 3.7. При ремонте газовой аппаратуры дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили. 3.8. Перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином. 3.9. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, специально отведенных для этой цели. 3.10. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками. 3.11. Разборку и ремонт топливной аппаратуры производить на специальных верстаках или стендах. 3.12. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями. 3.13. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом. 3.14. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя. 3.15. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов (если посты расположены в помещении ТО). 3.16. Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение. 3.17. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами. 3.18. При попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться к врачу. 3.19. Если спецодежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководителю для ее замены. 3.20. Пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин – предварительно обезвредить раствором хлорной извести и удалить тем же способом. 3.21. Запрещается: — приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллоном автомобиле; — пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры; — засасывать бензин ртом через шланг; — для мытья деталей пользоваться бензином; — продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом; — во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю; — применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь. 3.22. Содержать рабочее место в чистоте и порядке. 3.23. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, коробки и т. п.), оборудование и приспособления. 3.24. Соблюдать правила поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях. 3.25. Не принимать пищу на рабочем месте. 3.26. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего руководителя и обратиться к врачу.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении любых неполадок оборудования, угрожающих аварией на рабочем месте: — прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии и т.п., самостоятельно неисправность не устранять; — доложить о принятых мерах своему руководителю; — действовать в соответствии с полученными указаниями. 4.2. В аварийной обстановке: — отключить оборудование от электросети; — оповестить об опасности окружающих людей; — доложить своему руководителю о случившемся; — действовать в соответствии с планом ликвидации аварий. 4.3. При обнаружении на металлических частях оборудования напряжения (ощущение действия электротока) необходимо отключить оборудование от сети и доложить своему руководителю. 4.4. При обнаружении дыма и возникновении пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, поставить в известность своего руководителя. При необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112. 4.5. В условиях задымления и наличия огня в помещении передвигаться вдоль стен, согнувшись или ползком; для облегчения дыхания рот и нос прикрыть платком (тканью), смоченной водой; через пламя передвигаться, накрывшись с головой верхней одеждой или покрывалом, по возможности облиться водой, загоревшуюся одежду сорвать или погасить. 4.6. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112. По возможности сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео. Сообщить своему руководителю и специалисту по охране труда. 4.7. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем своему руководителю и обратиться в медицинское учреждение.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

Благодарим Александра за предоставленную инструкцию! =)

Читайте также:  ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ ДОРОГ ТЕХНИКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *