Техника безопасности при ремонте системы охлаждения автомобиля

Ремонт системы охлаждения двигателя

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

  • Общее устройство системы охлаждения, которая предназначена для охлаждения деталей двигателя автомобиля, нагреваемых в результате его работы. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения: замена водяного насоса, термостата, охлаждающей жидкости.
  • Назначение и виды системы охлаждения, ее устройство, состав и работа. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения. Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения. Требования техники безопасности к процессу ремонта автомобилей.
  • Устройство и техническое обслуживание трактора. Назначение и принципы работы системы охлаждения. Технология технического обслуживания и ремонта системы охлаждения трактора МТЗ 82. Основные правила техники безопасности при ремонте всех систем трактора.
  • Конструкция, механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания. Устройство, техническое обслуживание, неисправности и ремонт системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106. Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
  • Устройство системы жидкостного охлаждения судового двигателя. Анализ системы забортной охлаждающей воды. Хранение химических реагентов. Химическая очистка замкнутых систем охлаждения дизелей. Неисправности системы охлаждения и способы их устранения.

Правила безопасности при диагностировании, техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Ремонт системы охлаждения. Применение контрольно-измерительного инструмента. Проверка уровня, плотности жидкости в системе охлаждения. Технологическое оборудование.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по междисциплинарному курсу «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

на тему: Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения ЗИЛ 431410

При функционировании автомобильного транспорта в условиях формирования рыночных отношений особое значение приобретают надежность подвижного состава и обоснованные затраты на техническое обслуживание и ремонт. Они зависят не только от конструкции подвижного состава, но и от эффективного управления его работоспособностью в рамках действующей системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Положение определяет техническую политику эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, устанавливает систему технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие ее. В Положении приведена классификация условий эксплуатации, методы корректирования нормативов, организация производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (в дальнейшем — Положение) регламентирует принципиальные основы технического обслуживания и ремонта и устанавливает нормативы, обеспечивающие реализацию установленного для подвижного состава ресурса.

Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии, уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения возникновения неисправностей и их выявления для своевременного устранения. Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивают постоянную техническую готовность автомобиля и снижают потребность в ремонте. Техническое обслуживание проводить на пунктах или площадках технического обслуживания или в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих обслуживающему персоналу необходимые условия для работы. Отсутствие нужного оборудования и комплексных стационарных или подвижных средств технического обслуживания не является основанием для изменения объема, периодичности и условий проведения обслуживания автомобиля.

В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые без разборки агрегатов и снятия отдельных узлов с автомобиля. Техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

первое техническое обслуживание (ТО-1)

второе техническое обслуживание (ТО-2

сезонное техническое обслуживание (СО)

В нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, регламентированная «Положением», которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Данной системой предусматривается обеспечение работоспособного состояния подвижного состава автомобильного транспорта путем проведения планово-предупредительных работ по его техническому обслуживанию и ремонту. Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольно-диагностических операций с последующим выполнением по потребности необходимых работ. Под режимом технического обслуживания понимают его периодичность, перечень выполняемых при этом работ и их трудоемкость.

Диагностирование — это определение технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Диагностирование является техническим элементом технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Ежедневное техническое обслуживание включает уборку и мойку автомобиля, контроль технического состояния систем механизмов, от которых зависит безопасность движения, заправку топливом, контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе.

Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения окружающей среды.

Второе техническое обслуживание дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.

Регламентируемая «Положением» (часть 2) периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 для грузового транспорта следующая:

ТО-1 — через 3000 км;

ТО-2 — через 12000 км.

Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечения безопасности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану. Через определенный пробег или время работы автомобиля. Второй вид ремонта является планово-предупредительным.

Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, обусловленной невозможностью обеспечения одинаковых сроков службы деталей и сборочных единиц автомобиля при изготовлении и в процессе эксплуатации.

Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния автомобилей с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния.

1. Технологический раздел

1.1 Назначение медницкого участка

технический ремонт автомобиль инструмент

1.2 Контрольно-измерительный инструмент

Штангенциркуль — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Штангенциркуль — один из самых распространенных инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе.

Штангенциркули различаются точностью и пределами измерений. Штангенциркуль имеет измерительную штангу с основной шкалой, а также нониус. Точность измерения штангенциркуля — десятые/сотые доли миллиметра. Штангенциркуль состоит из штанги, неподвижной рамки, шкалы штанги, губки для внутренних и наружных измерений, нониуса, линейки глубиномера и винта для зажима рамки.

Микрометр это прибор для измерения контактным способом линейных размеров мелких деталей с помощью механизма именуемого макропара, то есть гайка-винт, точность измерений до 2 микрометров. Данный измерительный инструмент основывается на движении винта по оси способом вращения его по гайке, гайка при этом остается неподвижной. Винт перемещаться вдоль оси может исключительно в соответствии с углом поворота вокруг оси. Шкала, по которой производится считывание размера, нанесена на стебле, а доли размера размечены на барабане.

Единица измерения прибора — микрон. Перемещаться гайка может максимально до 2 миллиметров, эти ограничения из-за того, что нет возможности изготавливать большие длины винта из-за увеличения погрешности. По этим причинам микрометр изготавливают в нескольких видах в зависимости от длин измерения.

Набор щупов (щуп) — калиброванные пластины определенной толщины. Щупы предназначены, чтобы контролировать зазор между плоскостями или образующими криволинейной формы.

Рис.3. Набор щупов

Ареометр представляет собой поплавок со шкалой, градуированной в единицах плотности кг/м3. В зависимости от плотности жидкости поплавок будет погружаться на разную глубину. Шкала на поплавок нанесена таким образом, чтобы уровень жидкости располагался напротив значения, соответствующего ее плотности. Концентрация антифриза определяется по его плотности.

Рис. 4 Ареометр

Портативный оптический рефрактометр

Рефрактометр — это точный инструмент для определения точки замерзания охлаждающей жидкости, жидкости для стёкол и их плотности.

1.3 Диагностическое оборудование

Тестер укомплектован высокоточным манометром, насосом для создания избыточного давления в системе, комплектом из 12 адаптеров и термометром

Рис. 6. Тестер герметичности системы охлаждения

Приспособление для измерения прогиба верхних приводных ремней

Рис. 7. Приспособление для измерения прогиба верхних приводных ремней

Прибор для контроля открытия клапанов термостата

Рис. 8. Схема прибора для контроля открытия клапанов термостата

1 — кронштейн для крепления термостата; 2 — термометр; 3 — индикатор; 4 — термостат, 5 — ванна с водой, 6 — электронагреватель.

1.4 Технологическое оборудование

Стенд Р-928 производства компании «КРОН» предназначен для проведения комплексных работ по ремонту радиаторов. В состав стенда входят: ванна, стол рабочий, шкаф для газовых баллонов.

Рис.9. Стенд Р-928

Внутри рабочего стола установлен компрессор и насосная станция. Данные изделия предназначены для испытаний радиатора сжатым воздухом и водой. Помимо этого, стол оборудован поворотными тисками, тумбой и четырьмя выдвижными ящиками.

Установка для замены охлаждающей жидкости

Установка разработана и предназначена для промывки системы охлаждения двигателя и полной замены антифриза методом вытеснения.

Рис.10. Установка для замены охлаждающей жидкости

Устройство промышленного применения для сжатия и подачи воздуха и других газов под давлением

Рис. 11. Компрессор

Стеллаж для деталей

Стеллаж предназначен для хранения ремонтопригодных деталей и узлов.

Рис. 12. Стеллаж для деталей

Стеллаж для метизов

Расфасовка метизов по ящикам помогает слесарям без труда находить необходимые крепежные элементы.

Рис. 13. Стеллаж для метизов

Пресс гидравлический настольный

Гидравлический пресс представляет собой оборудование, предназначенное для обработки материалов, различных изделий давлением. Устройство приводится в действие жидкостью, которая находится под высоким давлением. В основе работы пресса лежит закон Паскаля.

Рис. 14. Пресс гидравлический

Моечная ванна для деталей

Установка предназначена для мойки деталей автомобилей при их ремонте в автотранспортных предприятиях и ремонтных мастерских. Установка может применяться для мойки деталей при их расконсервации.

В качестве моющего раствора рекомендуется 4-6% раствор каустической соды, нагретый до t=70°С или обезжиривающие и чистящие средства серии «NEOKOR» с пониженным пенообразованием «NEOKOR» защита, «NEOKOR» антипена. Биологическая разлагаемость обезжиривающих средств «NEOKOR» составляет 95-98% в течение 10-14 суток.

Рис. 15. Установка 196 М4 для мойки деталей

1.5 Инструменты и приспособления

Паяльник молотковый применяется для пайки радиаторов и топливных баков, требующих интенсивного нагрева. Обычно они делаются мощностью свыше 150 Вт. Нагреватель паяльника состоит из массивного медного наконечника, на который наматывается нихромовая спираль. Нагреватель расположен в металлическом кожухе, от которого он изолирован толстым слоем асбеста.

Рис. 16. Молотковый паяльник

Горелка предназначена для ручной сварки, пайки и нагрева металлов с применением пропано-кислородного пламени.

Рис. 17. Горелка газовая

Съемник предназначен для снятия шкива водяного насоса, а так же шкивов других приборов и механизмов автомобиля.

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ ПЕНЗА СПУТНИК

Рис. 18. Съемник шкивов

Щипцы для плоских самозажимных пружинных хомутов

Щипцы предназначены для снятия и установки плоских самозажимных пружинных хомутов на шлангах системы охлаждения. Для удобства использования имеют поворотные насадки и трещоточный фиксатор, позволяющий удерживать пружинный хомут в разомкнутом состоянии.

Рис. 19. Щипцы для хомутов

Наборы гаечных ключей

Набор автомеханика НИА-1 позволяет произвести монтажные и демонтажные работы при техническом обслуживании или при ремонте автотранспортных средств.

Рис. 20. Набор инструментов автомеханика

1.6 Диагностирование неисправностей и техническое обслуживание системы охлаждения

Основные неисправности системы охлаждения и их признаки

Система охлаждения не обеспечивает оптимального температурного режима работы двигателя

Режима работы двигателя оптимальная температура охлаждающей жидкости должна составлять (90 + 5) град. С, повышение температуры приводит к повышенному разжижению масла. Понижение к неполному испарению бензина со всеми вытекающими последствиями (неполному сгорание рабочей смеси, в результате повышение расхода топлива и содержания СО и СН в отработанных газах, смыв масла с зеркала цилиндра, разжижение смазки в поддоне картера и т.д.

пониженный уровень охлаждающей жидкости; неисправная работа термостата, например, при закоксовывании клапана накипью и солями он будет постоянно открыт или закрыт, и в том и в другом случае приводя к нарушением теплового режима; ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса одновременно приводит к eгo пробуксовке, перегреву и быстрому изнашиванию; отложение накипи в системе следует помнить, что 1 мм накипи снижает теплопроводность в 40 раз; кроме того, сужаются проходные сечения для охлаждающей жидкости, и все это приводит к сильному перегреву двигателя; засорение шлаком нижнего бачка радиатора и сот при остывании охлаждающей жидкости происходит подсос воздуха из атмосферы вместе с пылью через воздушный клапан, в результате образуются грязевые пробки, препятствующие нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;

внешнее засорение сот радиатора грязью, свежим битумом с дороги, насекомыми, тополиным пухом и т.п.;

неисправная работа автоматической электромагнитной муфты включения привода водяного насоса обычно происходит запаздывание ее включения, что приводит к быстрому перегреву двигателя;

образование воздушных и паровых пробок в системе происходит обычно после заправки системы новой охлаждающей жидкостью (чаще вcero пробки образуются в печке отопления в результате чего нарушается циркуляция охлаждающей жидкости; неисправен привод жалюзи это не позволяет водителю полностью открывать или закрывать их, в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Не герметичность системы охлаждения

распаривание или механическое повреждение трубок радиатора и бачков;

износ сальника водяного насоса в нижней части корпуса водяного;

разбухание, трещины на соединительных резиновых патрубках или ослабление стяжных хомутов;

разрушение прокладок, коробление или деформация деталей и другие нарушения в местах соединений каналов рубашки охлаждения;

нарушение герметичности сливных краников или пробок.

Пробуксовка ремня радиатора

пробуксовка ремня радиатора возможна из-за замасливания его или приводных шкивов, а также в результате слабого его натяжения. Замасленный ремень и шкивы следует протереть сухой тряпкой, а натяжения ремня отрегулировать. Натяжение ремня вентилятора двигателя.

Заедание клапана термостата

заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит переохлаждение двигателя. В обоих случаях термостат следует проверить, предварительно выпустив жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв патрубок. Для проверки термостат опускают в сосуд с водой. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать открываться при температуре 70 C и полностью открывается при температуре 83-90 C. При осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия в клапане, предназначенного для пропуска воздуха.

заедание жалюзи возможно вследствие недостаточной или несвоевременной смазки его привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине (или дизельном топливе), и смазав, поставить на место.

Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе (при 15 — 20 ° С), должен находиться на 3 — 4 мм выше метки «мin», нанесенной на расширительном бачке.

Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и в прогретого, двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

При необходимости проверяйте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078 — 1,085 г/см3. При низкой плотности и при высокой (более 1,085 — 1,095 г/см3) повышается температура начала кристаллизации жидкости, что может привести к ее замерзания в холодное время года.

Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте жидкость той же плотности и марки, которая находится в системе охлаждения.

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доведите ее до нормы, используя жидкость ТОСОЛ — А.

Регулировка ременных передач

При замасливании приводных ремней и ослабление их натяжения возможна пробуксовка. Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Регулировку натяжения ремня привода вентилятора и генератора производят поворотом генератора на его опоре, после чего генератор закрепляют кулисой. При нажатии с силой в 4 кг прогиб ремня посередине между шкивами генератора и вентилятора должен быть 10-15 мм.

Рис.20. Промывка системы охлаждения

При сезонном обслуживании и не реже чем через 30000 — 40000 км, пробега автомобиля необходимо с целью удаления накипи, промывать систему охлаждения двигателя. Когда охлаждение накипи незначительны, промывку системы рекомендуется производить сильной струёй воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции. При этом радиатор и рубашку охлаждения двигателя при снятом термостате промывают раздельно. Когда отложение накипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применяют химические способы очистки. Эти способы очистки направлены на разрушение нерастворимых солей накипи с помощью различных растворов. Состав некоторых растворов, применяемых для удаления накипи в двигателях с головками цилиндров из алюминиевых сплавов. При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его в течение 2 — 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов доливают в систему охлаждения и радиатор раздельно, промывая водой. При проливе растворами хромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему и по истечению времени указанного в таблице №1 пускают и прогревают двигатель на малых оборотах холостого хода в течении 10 -20 минут доводя раствор до кипения. После этого раствор при работающем двигателе сливают и одновременно систему промывают водой. При промывке раствором ингибрированой соляной кислоты, сначала двигатель тщательно промывают водой (в течении 10 15 мин). Затем заливают раствор, пускают двигатель и нагревают раствор до температуры не выше 60 — 70 град. Цельсия, после 10 минут работы двигателя раствор сливают, а систему тщательно (до 4 раз) промывают водой при работающем двигателе. Продолжительность первой и второй промывок по 5 минут, а последующие по 10 — 15 минут. При третьей промывке на каждый литр воды добавляют 5 грамм безводной соды и 5 грамм хромпика.

Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начаться после того, как стрелка указателя температуры (на щитке приборов) охлаждающей жидкости покажет 71,5°С.

Убедившись, что термостат исправен, его ставят на двигатель и собирают узел. Неисправный термостат заменяют новым.

Во втором разделе курсовой работы описаны формы инструктажа, охрана труда и мероприятия по технике безопасности, электробезопасности, а так же правилам выполнения работ при обслуживании системы охлаждения.

Представлена презентация по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту системы охлаждения.

Технологическое оборудование и организационная оснастка медницкого участка

Разборка водяного насоса

  • Назначение и виды системы охлаждения, ее устройство, состав и работа. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения. Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения. Требования техники безопасности к процессу ремонта автомобилей.
  • Общее устройство системы охлаждения, которая предназначена для охлаждения деталей двигателя автомобиля, нагреваемых в результате его работы. Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения: замена водяного насоса, термостата, охлаждающей жидкости.
  • Конструкция, механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания. Устройство, техническое обслуживание, неисправности и ремонт системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106. Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
  • Устройство и техническое обслуживание трактора. Назначение и принципы работы системы охлаждения. Технология технического обслуживания и ремонта системы охлаждения трактора МТЗ 82. Основные правила техники безопасности при ремонте всех систем трактора.
  • Контрольно-измерительный инструмент. Диагностическое, технологическое оборудование. Диагностирование неисправностей системы смазки автомобиля ЗИЛ–4333, техническое обслуживание и ремонт. Правила безопасности при использовании инструмента, приспособлений.
  • Назначение, классификация и принцип действия системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107. Техника безопасности при выполнении работ. Индивидуальные средства защиты рабочих. Передовые методы производства автомобилестроения, история и перспективы развития.
  • Технология технического обслуживания и ремонта системы охлаждения трактора МТЗ 82. Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя трактора. Техника безопасности при ремонте трактора. Производственная характеристика предприятия КФХ Куликова А.А.

Составляющие системы охлаждения двигателя, его типичные неисправности. Перегрев и переохлаждение системы охлаждения. Коррозия, промывка системы, воздушные пробки. Требования техники безопасности перед началом, при выполнении и по окончании работы.

охлаждение двигатель перегрев коррозия

1. Составляющие системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

2. Система охлаждения двигателя ВАЗ 2109

3. Типичные неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ

4. Перегрев системы охлаждения ВАЗ 2109

5. Переохлаждение системы ВАЗ 2109

6. Охлаждающая жидкость вытекает изнутри

7. Коррозия ВАЗ2109

8. Промывка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

9. Воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ 2109

10. Техника безопасности при выполнении работ

10.1 Общие требования безопасности

10.2 Требования безопасноти перед началом и во время работы

10.3 Требования безопасности по окончании работы

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей двигателя лишнего тепла и передачи его окружающему воздуху. Благодаря этому создается определенный температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается. Тепло в двигателях отводится двумя способами: жидкостью (жидкостная система охлаждения) или воздухом (воздушная система охлаждения). Эти системы поглощают 25-35 % тепла, выделяющегося во время сгорания топлива. Температура охлаждающей жидкости, находящейся в головке блока цилиндров, должна быть равна 80-950С. Такой температурный режим наиболее выгоден, обеспечивает нормальную работу двигателя и не должен изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха и нагрузки двигателя. Температура в течение рабочего цикла двигателя изменяется от 80-120°С (минимальная) в конце впуска до 2000-2200°С (максимальная) в конце сгорания смеси.

Читайте также:  Что делать с мошенниками по ремонту бытовой техники

Если двигатель не охлаждать, то газы, имеющие высокую температуру, сильно нагревают детали двигателя, и они расширяются. Масло на цилиндрах и поршнях выгорает, их трение и износ возрастают, а от чрезмерного расширения деталей происходит заклинивание поршней в цилиндрах двигателя, и двигатель может выйти из строя.

Однако чрезмерное охлаждение двигателя вредно отражается на его работе. При переохлаждении двигателя на стенках цилиндров конденсируются пары топлива (бензина), смывая смазку, разжижают масло в картере. В этих условиях происходит интенсивный износ поршневых колец, поршней, цилиндров и снижается экономичность и мощность двигателя. Нормальная работа системы охлаждения способствует получению наибольшей мощности, снижению расхода топлива и увеличению срока службы двигателя без ремонта.

1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора: 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы; 6 Термостат; 7. Расширительный бачок, 8. Пробка расширительного бачка; 9 Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 13. Головка блока цилиндров: 14 Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора; 16. Левый бачок радиатора; 17 Крыльчатка электровентилятора; 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора, 23. Охлаждающие пластины радиатора: 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29 Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34 Валик насоса; 35 Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона, 38. Твердый термочувствительный наполнитель; 39. Резиновая вставка; 40 Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата; 44. Входной патрубок (от радиатора), 45. Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата, 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49 Держатель; I. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; II Пробка расширительного бачка; III. Насос охлаждающей жидкости; IV. Схема работы термостата; А Температура жидкости выше 102’С; В Температура жидкости от 87’С до 102’С: С. Температура жидкости ниже 87’С.

Система охлаждения жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 7. Система имеет насос 27 охлаждающей жидкости, неразборный термостат 6, электровентилятор, радиатор 18 с расширительным бачком 7, трубопроводы, шланги, сливные пробки. Привод насоса осуществляется от зубчатого ремня 28 привода распределительного вала. Вместимость системы, включая отопитель салона, составляет 7,8 л. Для контроля температуры жидкости имеется датчик 12, который завернут в рубашку охлаждения головки блока цилиндров. Указатель температуры жидкости устанавливается на комбинации приборов. При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров жидкость поступает через выпускной патрубок 3 по шлангу 11 в радиатор для охлаждения или в термостат 6, в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 27 и направляется в рубашку охлаждения двигателя. По шлангам 2 и 5 обеспечивается циркуляция жидкости и подогрев горючей смеси во впускной трубе и подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. К системе охлаждения через патрубки 4 и 37 шлангами подключается радиатор отопителя салона автомобиля Насос охлаждающей жидкости 27 центробежного типа. Корпус 30 насоса изготавливается из сплава алюминия, валик 34 устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 32, который в корпусе стопорится винтом 31. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются после сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика напрессовывается зубчатый шкив 33, на задний — крыльчатка 36. Зубчатый шкив изготавливается из металлокерамической композиции. К торцу крыльчатки, закаленному токами высокой частоты, на глубину 2-3 мм прижимается упорное уплотнительное кольцо 29 сальника 35, изготовленное из графитовой композиции. Сальник неразборный, запрессовывается в корпус насоса и предотвращает подтекание охлаждающей жидкости. Радиатор 18 разборный трубчатопластинчатый с пластмассовыми бачками 16 и 25. Сердцевина радиатора состоит из алюминиевых трубок 22 и алюминиевых охлаждающих пластин 23, крепится к пластмассовым бачкам и уплотняется резиновыми прокладками. Радиатор не имеет заливной горловины, верхний патрубок бачка 16 соединяется шлангом 10 с расширительным бачком. Левый бачок 16 имеет также подводящий и отводящий патрубки для подсоединения шлангов 11 и 9. Правый бачок 25 радиатора имеет сливную пробку 26 и датчик 24 включения и выключения электровентилятора. Расширительный бачок 7 изготавливается из полупрозрачной пластмассы, крепится ремнем к кронштейнам левого брызговика кузова. Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с термостатом. Для предотвращения образования паровых пробок верхний патрубок бачка соединяется шлангом 10 с патрубком радиатора. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую пластмассовой пробкой 8 с выпускным (паровым) 20 и впускным 21 клапанами. Клапаны в пробке устанавливаются в отдельном неразборном корпусе 19. Давление начала открытия выпускного клапана составляет 1,1 кгс/см2, впускного — 0,03-0,13 кгс/см2. Для полного слива жидкости из системы должны быть вывернуты сливные пробки из бачка радиатора и из блока цилиндров, а также обязательно должна сниматься пробка 8 расширительного бачка. Электровентилятор состоит из электродвигателя 14 и крыльчатки 17. Крыльчатка четырехлопастная, изготавливается из пластмассы. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице.

Крыльчатка устанавливается на валу электродвигателя и поджимается гайкой Для лучшей эффективности работы электровентилятор находится в кожухе 15, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках. Электровентилятор в сборе устанавливается в резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха. Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 24 типа ТМ-108. завернутым в бачок радиатора с правой стороны. Температура замыкания контактов датчика 99±3’С, размыкания 94±3’С Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95’С. Термостат 6 состоит из корпуса 42 и крышки 43, которые завальцовываются вместе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 44 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 41 шланга перепуска жидкости из головки блока цилиндров в термостат, патрубок 47 подачи охлаждающей жидкости в насос и патрубок 45 шланга расширительного бачка. Основной клапан 46 запрессовывается в стакан, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 40, закрепленный на неподвижном держателе 49. Между стенками стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель 38. Основной клапан прижимается к седлу пружиной. На основном клапане крепятся две стойки, на которых устанавливается перепускной клапан 48, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения, пропуская жидкость через радиатор, или минуя его.

Система охлаждения ВАЗ 2109 инжектор практически ничем не отличается от других ВАЗовских систем охлаждения. Гордая приставка «инжектор» может говорить о том, что в системе установлен термостат другой конфигурации, но это еще не факт. Он может быть и обычным восьмерочным. Сыпать буквы о том, что система охлаждения необходима и без нее никуда, мы не станем, это понятно и ребенку. приведем только некоторые книжные параметры, для точного контроля работоспособности системы. Параметры — это температурные режимы, которые система должна поддерживать и корректировать, в зависимости от состояния двигателя.

1. Объем системы охлаждения девятки — 7,8 литров. В систему льют, что попало, но мы не рекомендовали бы идти на поводу у генетической памяти и лить в расширительный бачок Тосол. Настоящий Тосол А40 уже не выпускают лет двадцать, а то, что продается под этим брендом — редкостная дрянь, нерекомендуемая к применению. Девятка с удовольствием проглотит любую охлаждающую жидкость, которую рекомендует АвтоВАЗ или сходную по составу.

2. 99 градусов — температура замыкания реле включения мотора вентилятора. 93 градуса — температура размыкания контактов, тогда вентилятор отключается. Зная это, можно без подозрительного термометра на панели выяснить примерную температуру ОЖ. Нормальная рабочая температура антифриза — 85-95 градусов.

3. Тeрмостат системы охлаждения делит ее на два контура — большой и малый. Это удобно в холодное время года, когда для ускоренного прогрева мотора клапан термостата закрывает большой круг и антифриз гоняется по малому кругу. Когда он прогревается до рабочей температуры или около того, клапан открывается и антифриз поступает в большой контур полного цикла охлаждения.

4. Помпа девятки — центробежного типа и приводится в движение зубчатым ремнем привода ГРМ. Он обязан создаавать давление в системе охлаждения порядка 1 атмосферы. Крыльчатка изготовлена из металлокерамики, вал насоса вращается на подшипниках скольжения, которые с завода должны быть промазаны консистентной смазкой Литол 24. В процессе эксплуатации не обслуживается, а в случае выхода из строя, по идее, восстановлению не подлежит

При движении автомобиля необходима определенная температура двигателя. Очень опасно, когда двигатель перегревается или работает при пониженной температуре. В случае переохлаждения или перегрева двигателя могут возникнуть другие неисправности, что приведет к поломке автомобиля. Существуют внешние признаки неисправности системы охлаждения двигателя. Прежде всего, при поломке охлаждающей системы двигатель всегда будет перегреваться или переохлаждаться. Система охлаждения может выйти из строя в том случае, если неисправен радиатор. Он может загрязняться с наружной стороны. Также может возникнуть утечка охлаждающей жидкости из радиатора. При нарушении герметичности радиатора может существенно меняться температура двигателя. Когда в радиаторе засоряется сердцевина, то он может давать сбой в работе и недостаточно охлаждать двигатель. Очень часто охлаждающая система двигателя перестает работать, если неисправен термостат. Также работа такой системы нарушается при неисправности центробежного насоса. Это может возникнуть при значительном изнашивании насоса, а также при ослаблении привода и нарушении герметичности. Чаще всего система охлаждения ломается из-за неисправностей датчика температуры и его указателя. Необходимо всегда следить за уровнем жидкости для охлаждения в радиаторе. При неисправном приводе вентилятора может выйти из строя охлаждающая система двигателя любого автомобиля. Для предотвращения такой неисправности необходимо, чтобы правильно работал теплорегулятор, а также не понижалось давление масла в приводе гидравлики.

Читайте также:  Ремонт садовой техники калужское шоссе

Сегодня неисправности системы охлаждения двигателя устраняются на станциях технического обслуживания или в домашних условиях при наличии специального оборудования и необходимых умений. Во время езды на автомобиле надо соблюдать правила эксплуатации двигателя. Ни в коем случае нельзя использовать некачественные комплектующие или плохой бензин. Важно помнить о сроке службы охлаждающей системы автомобиля. Техобслуживание, а также качественный ремонт системы охлаждения при выявлении неисправности рекомендуется делать сразу.

Для предотвращения какой-либо неисправности охлаждающей системы необходимо регулярно следить за состоянием и показателями температурного режима двигателя на панели приборов. С помощью специального датчика температуры в салоне автомобиля водитель может контролировать температурный режим своего транспортного средства. Современные автомобили имеют на панели приборов дополнительную сигнальную лампу, которая указывает на перегрев или охлаждение двигателя. В любом случае, перегрев двигателя сразу виден даже неопытным водителям.Следя за состоянием охлаждающей системы своего автомобиля, водитель заботится о его работоспособности.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.

При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов

В машине ваз 2109 неисправности системы охлаждения могут привести к серьезным последствиям, вплоть до того, что машина сломается, а на ее ремонт уйдет уйма времени. Система охлаждения необходима для того, чтобы охранять автомобиль от перегрева или переохлаждения, которые так нежелательны.

Однако для начала нужно определить, что именно привело к тому, что данная система барахлит.

Перегрев системы охлаждения может возникнуть из-за таких причин

· ? Возможно, в данной системе просто не хватает охлаждающей жидкости. Чтобы исправить эту неприятную ситуацию, следует проверить ее уровень и долить, если это нужно. Также хотя бы раз в 1,5 года нужно осуществлять ее полную замену.

· ? Приводной ремень насоса порвался или на нем есть дефекты разного рода. Способ устранения — замена ремня.

· ? Решетка радиатора забилась грязью. При этом замена необходимо только в том случае, если решетка не подлежит очищению (слишком сильно она закупорена). Хотя обычно очистить ее можно.

· ? Термостат плохо работает. Очень важно в случае его неисправности, сразу же его поменять. Именно он регулирует температуру в системе, поэтому система и перегревается.

· ? Крышка не способна выдержать высокое давление. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно проверить, как она ведет себя под давлением. В случае необходимости — заменить.

· ? Водяной насос сломался.

· ? Неправильно подобрано моторное масло.

· ? Сломан вентилятор(см.Ваз 2109: вентилятор охлаждения и его замена). Поскольку он не может охлаждать двигатель, он и перегревается. Решение — ремонт, либо замена вентилятора.

Неисправный вентилятор является самой главной причиной того, что система охлаждения работает неправильно. Поэтому его необходимо заменить. Для этого:

· ? Открыть капот.

· ? Снять рамку вентилятора.

· ? Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент. Снять ее.

· ? Заменить лопасти крыльчатки.

· ? Вставить ее на место.

· ? Прежде чем установить новый вентилятор, необходимо зафиксировать две резиновые шайбы.

· ? Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.

Причины этого могут быть следующими:

· ? Термостат неправильно функционирует.

· ? Термометр дает неточные показания, поэтому необходима его замена.

Для того, чтобы без труда заменить термостат, следует:

· ? Слить охлаждающую емкость.

Примечание: желательно использовать прозрачный шланг, чтобы видеть, как жидкость вытекает.

· ? Воздушный фильтр следует демонтировать.

· ? Открутить гайку и два болта, крепящие его к мотору.

Примечание: нужно следить за тем, куда положены мелкие детали, так как они могут быть легко утеряны.

· ? Снять клапан рециркуляции.

· ? Отсоединить воздушный шланг.

· ? Вынуть корпус воздушного фильтра.

· ? Открутить гайку термостата.

· ? Вынуть его из гнезда.

· ? Установить на его место новый термостат.

Рис. Охлаждающая жидкость

Причин данной проблемы может быть несколько:

· ? Шланги, по которым она циркулирует, повреждены. Возможно, ослабли зажимы в местах их соединения. Поэтому жидкость протекает. Чтобы устранить этот дефект, следует заменить все шланги.

· ? Уплотнения водяного насоса имеют некоторые дефекты на своей поверхности.

Примечание: если причиной утечки жидкости является именно эта, то вода будет вытекать через отверстие, расположенное в корпусе насоса.

· ? Она может вытекать прямо из радиатора(см.Ваз 2109: замена радиатора охлаждения своими силами) или бака. Нужно отогнать машину в мастерскую, где рабочие быстро решат данную проблему.

· ? Утечка осуществляется через термовыключатель. Его необходимо поменять.

· ? Небольшие трещинки в системе, через которые и происходит утечка. Трещинки на железных деталях можно запаять.

Примечание: чтобы определить наличие данной проблемы, нужно обратить внимание на масло. Поскольку охлаждающая жидкость имеет меньшую плотность, чем масло, то она будет собираться на его поверхности. Консистенция масла на ощупь будет похожа на молочный коктейль.

Причины могут быть следующими:

· ? Жидкость протекает через прокладку цилиндра. Чтобы диагностировать данную проблему, следует вынуть головку цилиндра и посмотреть, нет ли на ней трещинок.

· ? Головка цилиндра плохо прикручена. Следует проверить, насколько хорошо затянуты болты и если это надо — затянуть их покрепче.

Потеря охлаждающей жидкости

Данная проблема может наблюдаться из-за таких причин:

· ? Система чересчур переполнена. Из-за того, что она ненормально функционирует, она не способна качать нужное количество жидкости. Поэтому избытки она «выталкивает».

· ? Перегрев приводит к выталкиванию охлаждающей жидкости из системы.

· ? Крышка радиатора не выдерживает больших нагрузок.

Примечание: следует проверить, как она себя ведет под высоким давлением.

Неисправности в охлаждающей системе могут возникнуть и из-за коррозии.

Она может появиться из-за того, что:

· ? Вода чересчур загрязнена. Поэтому лучше использовать только очищенную воду.

Примечание: в качестве нее можно взять дождевую или дистиллированную воду.

· ? Раствор антифриза неправильно составлен. Поэтому лучше использовать такую жидкость, которую рекомендуют производители машины.

· ? Промывка системы происходит чересчур редко. Выполнять ее нужно регулярно и хотя бы раз в год.

Некоторые причины неисправности системы охлаждения можно устранить своими руками. Другие же требуют только вмешательства мастера.

Цена на ремонт в автосервисе является намного выше той, которую пришлось бы заплатить, выполняя ремонт самостоятельно. Но без необходимых знаний лучше не соваться к своей «ласточке».

Поэтому прежде чем приступать к самому ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не будет лишней.

Время от времени двигатель восьмерки и девятки требует промывки системы охлаждения. Это связано в основном с применением некачественных ОЖ типа того самого тосола, который способствует образованию налета и отложений на стенках водяной рубашки. Еще убийственнее такие жидкости действуют на радиатор печки и на основной радиатор системы охлаждения. Если радиатор плотно забивается продуктами разложения охлаждающей жидкости, он просто не в состоянии выполнять свою функцию и двигатель моментально перегревается даже в холода. А это ничем хорошим не светит.

Именно поэтому следует проводить промывку систему охлаждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *