Техника безопасности при ремонте сцепления трактора мтз 80

Меры безопасности при работе трактора.

5.5.1. Перед запуском двигателя рычаг КПП установите в нейтральное положение. Муфта сцепления должна быть выключена.

5.5.2. Во время запуска не должно быть людей под трактором (и под агрегатируемой с ним машиной), а также сзади и впереди от них, между трактором и соединённой с ним машиной.

5.5.3. Перед началом движения подать сигнал и только после этого плавно начать движение.

5.5.4. Наличие в кабине постороннего лица при работе трактора категорически запрещается.

5.5.5. Следите за показаниями контрольных приборов и их исправностью. Не рекомендуется работать на тракторе с неисправными приборами.

5.5.6. Не допускается дымление двигателя и значительное падение оборотов от перегрузки.

5.5.7. В случае аварии или чрезмерного увеличения частоты вращения коленвала двигателя следует немедленно выключить подачу топлива и потянуть на себя кнопку аварийной остановки двигателя.

5.5.8. Не прикладывайте больших усилий при пользовании рычагом переключения передач. Передачи включайте при полностью выключенной муфте сцепления и пониженных оборотах двигателя лёгким толчком.

5.5.9. Независимый привод заднего ВОМ необходимо включать при неработающем двигателе или на минимальных оборотах, синхронный привод — при выключенной муфте сцепления.

5.5.10. При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок включения привода и рычаг управления должны быть установлены соответственно в нейтральное и выключенное положения.

5.5.11. Для предотвращения поломок хвостовика ВОМ после отсоединения прицепной или навесной сельскохозяйственной машины, работающей от ВОМ, карданный вал привода должен быть снят, а хвостовик ВОМ закрыт защитным колпаком.

5.5.12. Запрещается устанавливать рычаг распределителя в положение «принудительное опускание» для опускания орудий.

5.5.13. При переездах с орудием, поднятым в транспортное положение, не допускайте опускания орудия. Для устранения опускания необходимо рукоятку ГСВ устанавливать в положение «заперто», если этого недостаточно, следует ослабить накидную гайку запорного устройства основного цилиндра.

5.5.14. По условиям безопасности движение трактора (а также трактора в агрегате с навешенными или прицепленными машинами) по скользким дорогам с включенной автоматической блокировкой дифференциала не допускается на скорости, превышающей 10 км/ч (2,778 м/с).

5.5.15. Прицепка к трактору и навеска сельскохозяйственных машин и орудий на трактор должны производиться лицами, обслуживающими данную машину. Прицепщик, навешивающий машину, должен стоять в стороне до полной остановки трактора и начать сцепку (навеску) только после сигнала тракториста.

5.5.16. С наступлением темноты включить освещение, работать без освещения или с неисправным освещением запрещается.

5.5.17. Запрещается производить очистку, смазку, ремонт и регулировку машин во время движения трактора, с включенным ВОМ и работающим двигателем.

5.5.18. При поднятой навешенной машине повороты должны выполняться плавно. В пределах досягаемости навесной машины не должно быть людей и различных препятствий.

5.5.19. Опускать навесную машину в рабочее положение можно после того, когда закончен поворот тракторного агрегата; поднимать машину в транспортное положение можно только при прямолинейном движении.

5.5.20. При выполнении работ транспортными агрегатами колонной интервал между ними должен быть не менее 30—40 метров.

5.5.21. Переезд через канавы, бугры и другие препятствия выполняйте под прямым углом на малой скорости.

5.5.22. При временном отсутствии тракториста трактор надо остановить, рычаг КПП перевести в нейтральное положение, муфту оставить во включенном состоянии, сблокированные тормоза затормозить и поставить на защёлку горного тормоза.

5.5.23. Перед началом работы выявите наличие на поле валунов, ям и других препятствий, которые могут привести к опрокидыванию трактора.

5.5.24. Допускается работа трактора на участках, крутизна которых не превышает 8—9°, при большей крутизне трактор должен быть дооборудован специальными приспособлениями. Работа на гористых участках с крутыми склонами в ночное время не допускается.

5.5.25. На участках полей и дорог, над которыми проходят электрические провода, работа и проезд тракторных агрегатов разрешаются в том случае, если расстояние от наивысшей точки тракторного агрегата или груза на транспортных средствах до проводов равно или более следующих значений:

5.5.26. При появлении неисправности трактор должен быть немедленно остановлен до устранения неисправности.

5.5.27. При работе трактора в агрегате с различными по назначению машинами и орудиями следует дополнительно соблюдать специфические условия техники безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации этих машин и орудий.

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Заместитель директора по УПР

Задание на выполнение письменной экзаменационной работы

Тема: «Описание технического обслуживания агрегатов сцепления трактора МТЗ-80(82)»

Дата выдачи работы «__» ______20__г. Срок сдачи работы «__»______20__г.

Письменная экзаменационная работа
« Описание технического обслуживания агрегатов сцепления трактора МТЗ-80(82)»

Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков, характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения.

При неправильной регулировке привода сцепления, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно вращается. Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных рычагов (когда концы рычагов располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления: края ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В результате сцепление «ведет».

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными.

Ремонт сцепления в основном заключается в замене агрегатов.

Для замены ведомого диска сцепления трактор располовинимаем, предварительно поставив его на ровную площадку, под обе части трактора установим надежные стойки.

Перед снятием сцепления в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин, и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление. После сборки регулируем зазор между лапками и отжимным подшипником, регулируем величину свободного хода педали сцепления.

Для выполнения данной задачи нам необходимы следующие инструменты и оборудование:

1. Специально оборудованная площадка

2. Комплект рожковых ключей

3. Комплект головок

4. Подставки

5. Молоток

6. Подъемный механизм

7. Плоскогубцы

8. Установочный вал ведомого диска

1.4 Техника безопасности

Любые работы по ремонту либо техническому обслуживанию необходимо проводить в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении. Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций с автомобилем (например, для питания переносных осветительных приборов желательно использовать источники низкого напряжения — 36 или 12 В, а не 220 В). Не курите и не пользуйтесь открытым пламенем в помещении, где находится автомобиль, горюче-смазочные материалы и пр. При работе со слесарным инструментом используйте перчатки, они защитят руки не только от грязи, но и от царапин и порезов. Работы, связанные со снятием или установкой тяжелых узлов и агрегатов автомобиля, выполняйте с помощником. Инструменты и оборудование, применяемые при ремонте автомобиля, должны быть в исправном состоянии. Особое внимание необходимо уделять состоянию изоляции электрических проводов.

Целью данной работы было рассмотретьтехнологию ТО и ремонта сцепления трактора МТЗ – 80(82). Я пришел к выводу, что исправность сцепления трактора напрямую влияет на техническое состояние КПП, и желательно что бы фрикционные накладки ведомого диска были более износостойкими, что бы позволить увеличить срок службы сцепления.

1. Г.И. Гладков– Тракторы: Устройство и техническое обслуживание: учебное пособие для начального профессионального образования / Г.И.Гладков, А.М.Петренко. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

2. А.В. Ранев – «Устройство и эксплуатация дорожных и строительных машин: учебное пособие для начального и профессионального образования», издание 3-е, М.: издательский центр «Академия», 2005 – 488с.

3. М.Д. Полосин – «Машинист дорожных строительных машин: учебное пособие для начального и профессионального образования», М.: издательский центр «Академия», 2002 – 288с.

4. М.Д. Полосин – «Машинист дорожных строительных машин: учебное пособие для начального и профессионального образования», М.: издательский центр «Академия», 2005 – 352с.

5. У.И. Сапоненко — «Машинист экскаватора одноковшового», М.: изд. Центр «Академия», 2008г. – 64с.

С целью обеспечения поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, для увеличения долговечности, экономичности, безотказности работы требуется проводить систематическое техническое обслуживание планово-предупредительного характера.Для тракторов установлена трёхномерная система технических обслуживаний (помимо ежесменного), предусматривающая 3 периодических (номерных) техобслуживания:При переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания. Помимо них предусматриваются обслуживания в особых условиях эксплуатации, резко отличающихся от обычных типовых условий (например, в горных районах, в пустынях и других).Периодичность номерных технических условий:техническое обслуживание № 1 (ТО-1) – через каждые 60 часов работы;техническое обслуживание № 2 (ТО-2) – через каждые 240 часов работы;техническое обслуживание № 3 (ТО-3) – через каждые 960 часов работы.При проведении номерных технических обслуживаний выполняются не только регламентированные операции, но и устраняют все обнаруженные неисправности.Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в перерыве между сменами (через каждые 10 часов работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:1) — проверить, нет ли подтеканий масла, топлива, воды либо электролита через соединения деталей;2) – долить профильтрованное либо отстоянное топливо в баки дизелей и пускового двигателя;3) – измерить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло. Уровень следует измерять не раньше, чем через 20 минут после остановки дизеля;4) – проверить уровень воды в радиаторе;5) – слить конденсат из ресивера пневматической системы;6) – проверить степень засорённости воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;7) – при эксплуатации трактора в условиях повышенной запылённости осмотреть и, если необходимо, очистить защитную сетку радиатора.Во время рабочей смены следует прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Помимо этого, нужно периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, гидравлической и ходовой систем.Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится через каждые 60 часов работы.Сначала выполняются все операции ЕТО. Затем следует:проверить уровень масла в корпусе топливного насоса;проверить натяжение ремня вентилятора дизеля;проверить состояние шин и давление воздуха в них;проверить работу рулевого управления и тормозов;смазать подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления;слить отстой из топливного фильтра грубой очистки.Через 120 часов работы (через одно ТО-1) следует проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очистить ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазать подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится через каждые 240 часов работы.Сначала выполняются все операции ТО-1. Затем следует:1) — заменить масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и М10Г2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5 % масло в картере дизеля заменяют через 480 часов работы);2) – слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;3) – промыть фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;4) – проверить уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, переднего ведущего моста, заднего моста, верхних и нижних пар колёсных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), в баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления (ГУР); смазать втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;5) – проверить свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педали тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;6) – провести обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;7) – проверить крепление ступиц задних колёс, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.Через 480 часов работы (через одно ТО-2) следует проверить зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть его корпус с фильтрующими элементами.Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится через каждые 960 часов работы.Сначала выполняются все операции ТО-2. Затем следует:проверить топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами;провести регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето;промыть сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора;проверить и при необходимости регулировать гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колёс, осевой зазор подшипников ступиц передних колёс неведущего моста, пополняя при этом смазку;смазать подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески;очистить сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, слить утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.Через 1920 часов работы (через одно ТО-3) следует:проверить состояние контактов реле, коллектора, щёток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора;провести обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы;разобрать и смазать гибкий вал тахоспидометра.Через 3000 часов работы (через два ТО-3) следует:проверить состояние коллектора и щёток стартера, зацеплений червяк — сектор и сектор – рейка гидроусилителя рулевого управления;промыть систему охлаждения дизеля;заменить смазку в ступицах передних колёс.Сезонное  техническое обслуживание проводится при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации следует:заменить масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части;выполнить операции очередного ТО;промыть крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака;промыть топливный бак;промыть фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя;довести плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение З (зима);продуть паром либо промыть горячей водой ресивер пневмосистемы, проверить его герметичность;заполнить дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля;установить предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель;заполнить систему охлаждения дизеля жидкостью, которая не замерзает при низких температурах (антифризом);провести сезонное обслуживание блока отопления кабины.В зимний период для прогрева дизеля при пуске следует заправить его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70-80 градусов Цельсия.При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают её из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации следует:снять с агрегатов трактора предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдать их на хранение;выполнить операции очередного ТО;заменить масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части;довести плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето);заправить систему питания дизеля топливом летних сортов;заправить систему охлаждения водой.

Читайте также:  О ОО "Фаворит" ремонт бытовой техники СПб официальный сайт

Пробуксовка оцепления или неполное
выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей
сцепления, деталей коробки передач,
заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82.
Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков,

характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение
передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового
усилия, не
устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или
разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают
на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной
регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что
характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и
нажимными
рычагами, подшипник постоянно вращается.

Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном
счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание
неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных
рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного
диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового
усилия
трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски
сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят
значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска.
Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности
нажимного диска
могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на
поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала
дизеля или
валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных
рычагов сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (когда концы рычагов
располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом
случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления:
края
ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В
результате сцепление «ведет».

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо
фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное
включение
передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала
сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной
неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены
их
новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик
заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая
предварительное
сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления
опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки,
стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение
деталей
и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление
разбирают, используя специальное приспособление.

Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления
опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80,
МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска — 8,0

Толщина нажимного диска — 21,0

После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно
быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску;
допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины
накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие
под
заклепку.

Если толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 не
меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже
плоскости
накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют.

Осматривают состояние нажимного диска. На его опорной плоскости не
допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и
сетки
растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность
нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до
выведения
следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой.

После ремонта сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 собирают с помощью
приспособления. Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают
технологические болты для фиксации этого положения.

Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают
технологический вал, необходимый для правильной взаимной установки
шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с
маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают
технологический шлицевый вал.

Рис. 2. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 —
кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 —
тяга; 10 —
болт крепления кронштейна

Свободный ход педали (положение отводки) сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
(рис. 2) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3
педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается,
постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой
регулировки
недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают
кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке).

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и
соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и
упорным
подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм.

Регулировку отводки тормозка сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82
проводят в два этапа (см. рис. 2). Первый этап: отсоединяют тягу 5
от
кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой
стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до
свободного
соединения вилки 6 и кронштейна 4.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники курск сеймский округ

Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5
не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с
кронштейном.
После регулировки вилку закрепляют контргайкой.

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего
редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связано с возникновением следующих
основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим
переключением передач, появлением шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев
шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на
валиках
механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов,
износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых
пазов
скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят
(наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки
тормозка, неправильной работе механизма блокировки.

Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа
подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения
соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки,
трещин и изломов деталей.

Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного
износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения
технических
условий при ремонте сцепления МТЗ-80, МТЗ-82.

Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может
вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер
коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через
неплотности. Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения
появляются
из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения
передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления.

Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при
неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении,
неточной
регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд
неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе.

Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слышен скрежет шестерен,
возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о
неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе
его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе
поверхностей
в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 3).

Рис.3. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ-80, МТЗ-82

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск;
5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 —
кронштейн
отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета;
11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 —
подшипники; 13 —
упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 —
фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23,
24 —
крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн
отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 —
диск
тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 —
шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок
сцепления;
43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления;
47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней
ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода
ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 —
распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка
подшипника

В ходе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут возникнуть другие
отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их
устранения
снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности,
показанной на рис. 4-8.

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего
редуктора указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой
муфты.

Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой
муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку
заменяют.
Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют
корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 4. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка
МТЗ-80, МТЗ-82

1 — технологический болт; 2 — вал сцепления

Рис. 5. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала
вилок сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — отводка;2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления

Рис.6. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней
привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

Рис. 7. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 8. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода
BOM МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шестерня II ступени; 2 — шестерия I ступени; 3 — стопорное
кольцо

Многие фермеры интересуются, как осуществляется регулировка сцепления МТЗ-82. На МТЗ типа 80, 82, 82-1, 320 и 1221 установлена однодисковая муфта. Функция такого элемента в системе заключается в том, чтобы передавать крутящий момент к трансмиссии от двигателя. В это время отключается двигатель от мягкого соединения и КПП. При этом конструкция сцепления МТЗ-80 и других моделей позволяет машине двигаться плавно и останавливаться, когда включают тормоза.

Как осуществляется регулировка сцепленияРассмотрим, из чего состоит данный механизм. Устройство сцепления включает фрикционные диски, плотно прижатые один к другому. Эти диски расположены в муфте. Передача срабатывает, когда ведущий диск проскальзывает по отношению к ведомому. Между собой они соединены шлицевым узлом и КПП. Когда отпускается педаль, включается схема, и тогда диски между собой плотно прижимаются, а разъединяются, когда педаль нажимается. В этот момент между дисками появляется зазор.

На тракторах МТЗ-82 и 80 минского завода стоит однодисковый, однопоточный механизм, который включает:

  • маховик;
  • нажимной и опорный диски;
  • 12 пружин для нажатия, расположенных между дисками.

Фермеры спрашивают, как установить сцепление трактора МТЗ 80. Монтаж осуществляется на заводе, но если надо провести ремонт, то сделать это можно своими руками. На трактор установлены детали, которые могут изнашиваться при длительной эксплуатации техники. Поэтому и проводится регулировка муфты сцепления МТЗ, замена лапки или диска.Выявление неисправностейИзнос и поломку деталей сцепления можно определить по появлению:

  • затруднений при переключении передач;
  • посторонних шумов и стуков;
  • пробуксовыванию сцепления.

Если во время нажатия на педаль сцепления возникает сильный шум или свиста, скорей всего, из строя вышел упорный подшипник выключения. Что касается пробуксовки, то основная ее причина – попадание масла на диски вследствие утечек через уплотнители валов коробки передач или коленвала.Во время эксплуатации трактора на поверхности нажимного диска могут появляться трещины и радужные цвета. Виной тому изношенные накладки и искривленные ведомые диски сцепления.Регулировка лапок сцепленияРассмотрим, как происходит регулировка лапок сцепления МТЗ-82:

  • Сначала надо тягу открепить от рычага, вытянув палец.
  • Открутить болт регулировки сцепления МТЗ-82, устанавливаем педаль в исходное положение.
  • После этого необходимо открутить рычаг против часовой стрелки до упора подшипника, который фиксируется в отжимные рычаги.
  • Далее регулирую вилку тяги, что позволит соединить отверстие рычага и вилки.
  • Уменьшить тягу на 5 оборотов вилки, соединив потом с рычагом, используя палец.
  • Сделать проверку исправности системы.

Выполнять подстройку лапок сцепления на корзине сцепления трактора МТЗ-80(82) необходимо при установленной корзиной, корпус трансмиссии при этом снимаем. Правильное положение лапки определяется расстоянием 12 миллиметра от фланца ступицы опорного диска сцепления до рабочей плоскости рычага-лапки. Данный зазор между лапками и диском сцепления необходимо установить одинаковый, допускается минимальная погрешность в 0,3 мм.Проверку отладки можно провести путем прикладывания плоской ровной пластины или стекла к лапкам. Если все они касаются пластины, значит регулировка выполнена верно и лапки находятся в одной параллельной маховику плоскости.Вам удастся предотвратить таких проблем с механизмами системы сцепления трактора, если регулировка зазора лапок будет проводиться регулярно:

  • диск не будет перекашиваться;
  • лапки будут изнашиваться равномерно.

Как поменять лапки не раскатывая тракторЕсли вам необходимо поменять лапки сцепления, рабочая поверхность которых выработалась более чем на 2,5 мм, не раскатывая трактор, вам потребуются:

  • новые лапки;
  • напильник;
  • отвертка с короткой рукояткой;
  • подставка под голову для удобства (можно использовать подходящую по размеру деревянную чурку).

Поменять лапки не раскатывая трактор довольно просто, но тут нужна сноровка. Сначала снимите крышку нижнего люка корпуса, открутив 3 болта.Как поменять лапки: отожмите неисправные рычаги и снимите их, открутив регулировочные болты; немного подправьте напильником неровности контактной поверхности новых лапок; установите их и закрутите болты; проведите регулировку и затяните гайки; проведите проверку исправности и закройте крышку нижнего люка.Рассмотрим теперь, как выставить лапки штангелем.Данная методика применяется, когда для ремонта была произведена раскатка трактора.Чтобы правильно выставить лапки штангелем после проведения замены выжимного подшипника, лапок или возвратных пружин, необходимо замерить расстояние от плоскости ступицы привода ВОМ до рабочей плоскости рычага-лапки сцепления корзины. Зазор должен быть равен 15 миллиметров (±1 мм). Подкрутив регулировочные болты, выводим контактную поверхность лапок сцепления на одну плоскость и затягиваем контргайки.Следующий этап ремонта сцепления МТЗ-82 предусматривает перевод педали в начальное положение. Для этого надо отвести педаль на длину полного хода. Если будет наблюдаться провисание, то нужно открутить болты, провернув кронштейн по часовой стрелке.Если замена сцепления МТЗ-82 не проводится через регулировку длины тяги, тогда надо менять положение рычагов. Когда регулирование закончено, надо затянуть контргайку и закрепить палец.После регулирования муфты надо заняться налаживанием отжимных рычагов. Здесь понадобится оправа, которая сделана по внутреннему диаметру ступицы. На ней есть торцевая поверхность, предназначенная для упора рычагов. Их надо привести в норму, используя гайки, которые позволят подвести рычаги до упора в торец, и поставить стопорные шайбы.Настройка параметровВ случае выхода значений за указанные параметры необходимо провести регулировку сцепления на МТЗ-82. Для этого следует придерживаться следующих шагов:

  • Снять тягу, которая соединяет педаль и рычаг сцепления. Для этого вынимают соединительный палец, установленный на узле сцепления.
  • При помощи винтового регулятора следует опустить педаль в предельное нижнее положение до упора в пол кабины. Для этого винт регулятора необходимо вывинчивать.
  • Упереть выжимной подшипник в поверхности рычагов выжима и удерживать детали в этом положении. Это делается поворотом управляющего рычага сцепления против часовой стрелки.
  • При помощи винтового соединения на тяге довести ее длину до совпадения отверстий на конце тяги с отверстием отведенного рычага сцепления.
  • Соединить тягу и рычаг сцепления снятым пальцем.
  • Проверить ход педали, замеряя его по упорной площадке.
Читайте также:  Проспект красной армии 253а ремонт техники

При невозможности выполнить регулировку указанным методом и при слишком малом свободном ходе следует выполнить настройку отжимных рычагов. Для этого потребуется разъединить двигатель и коробку и выставить положение рычагов при помощи специального инструмента – оправки. Она устанавливается на внутренние шлицы опорного элемента сцепления и упирается в саму опорную деталь торцовой поверхностью. Затем вращением гаек добиваются равномерного упора рычагов о торцевую часть оправки. Гайки фиксируются в необходимом положении специальными шайбами. Целью регулировки является выставление требуемого зазора в 13 мм между рычагами и опорным элементом.После этого следует проверить правильность работы механизма, возвращающего педаль в верхнее положение. Данное устройство должно обеспечить быстрый и безотказный возврат педали из крайнего нижнего положения. При недостаточно быстрой работе с зависаниями педали следует провести дополнительную регулировку сцепления МТЗ-82. Советы по регулировке механизма следующие:

  • Ослабить затяжку крепежных болтов нижнего кронштейна пружины возврата.
  • Повернуть сам кронштейн по часовой стрелке.
  • Если кронштейн не имеет возможности поворота, то производят затяжку болта регулировки, расположенного на пружине. Величина регулировки должна обеспечить бесперебойный возврат педали в верхнее положение.
  • Затянуть все ослабленные ранее резьбовые соединения.

Как отрегулировать на снятом двигателе штангелем муфту сцепленияНастроить сцепление на МТЗ-80 старого образца при снятом двигателе можно при помощи штангенциркуля.

  • Для этого необходимо замерить штангелем расстояние от поверхности диска сцепления до шайбы. Оно, при правильной настройке, должно составлять 2 мм (±0,1 мм).
  • Выполнить измерение необходимо в нескольких точках.
  • Затем выкручиваем технологические болты и стопорные гайки. Гайки следует вращать аккуратно.
  • Проводим регулировку.
  • Устанавливаем на место контргайки и болты.
  • Затягиваем, не допуская прокручивания стопорных гаек.

Для того, чтобы провести регулировку лапок сцепления МТЗ- 80(82) через люк, необходимо:

  • Выключить движок трактора и поставить его на ручной тормоз.
  • Затем снимите люк муфты и, поворачивая коленчатый вал мотора, через люк «ловите» отжимную лапку с регулировочным винтом.
  • Щупом на 3 миллиметра измерьте зазор между выжимным подшипником и лапкой, щуп должен входить плотно.
  • Если зазор лапки отличается от контрольной, при помощи ключа и отвертки поворачивайте винт до нужного положения.
  • Проведите процедуру с двумя оставшимися лапками, проворачивая коленвал на 120 градусов.
  • Закрыть люк.
  • Как проверить: ход педали при правильно выставленных зазорах будет свободным.

Советы по регулировкеДополнительные советы и видео с наглядными примерами помогут вам правильно отрегулировать муфту, настроить зазор лапок корзины и в общем поддерживать механизм в исправном состоянии как можно дольше.

  • Если предстоит ремонт по замене запчастей, выбирайте качественные комплектующие;
  • Лапки сцепления следует закалить, они прослужат вам в 2 раза дольше незакаленных;
  • Подпиливайте рабочую поверхность новых лапок напильником перед установкой, так как на них часто можно встретить неровности;
  • Меняйте лапки корзины сцепления МТЗ-80, когда износ достигнет 2,5 миллиметра.

Когда нужна замена механизмаРассмотрим, когда возникает необходимость заменить данный механизм. Замена и ремонт сцепления МТЗ-82 проводится в следующих случаях:

  • Устройство не позволяет получить полноценный крутящий момент.
  • Педаль ходит частично или радиус ее хождения увеличивается в несколько раз.
  • Изношены накладки ведомого диска, кронштейны отводки или манжеты.
  • Выключается не до конца.
  • Происходит попадание масла на сухой диск.
  • Произошло выдавливание крышки подшипника ведомого вала привода.

Общие сведенияНа МТЗ-82 ставится муфта и усиленная фрикционная корзина. Она передаёт крутящее действие от мотора на ведомый диск и вал. Прежде чем начать работу, необходимо измерить показатели свободного хода педали привода. Данный параметр нужно проверять и регулировать каждые 125 часов функционирования техники. Для этого стоит использовать специальный счётчик времени, установленный в кабине на панели управления.Существует несколько основных неисправностей в механизме сцепления:

  • Неполная передача крутящего момента от маховика мотора к колёсам. Эту проблему можно устранить путём регулировки системы сцепления.
  • Затруднённая смена скоростей, вызванная неполным отходом фрикционного диска на увеличенном ходу. На данную неисправность указывает скрежет шестерёнок в момент переключения передач.
  • Выдавливание крышки подшипников на ведомом валу.

Важно! Расстояние между рычагами педали и фрикционной муфтой в процессе работы не должно превышать 7 мм. При этом величина свободного хода колеблется в диапазоне 40–50 миллиметров.

Замена сцепления своими рукамиДля замены диска сцепления своими руками предлагаем использовать такой алгоритм:

  • Для того, чтобы избежать постоянных касаний диска головок крепежных болтов, его следует устанавливать удлиненной стороной к маховику.
  • Установить корзину на втулки шпилек маховика.
  • Отцентровать муфту.
  • Затянуть все гайки, держащие корзину муфты.
  • Настроить зазоры лапок.
  • Соединить основные части трактора (мотор и трансмиссию) с узлом сцепления и произвести обтяжку.

При недостаточном ходе педали вполне может возникнуть пробуксовка, что грозит износом дисков.

Справиться с такой ситуацией можно через установку сцепления МТЗ-320. Это проводится по следующей схеме:

  • Надо открепить тягу от рычага и вытащить палец.
  • Прокрутить рычаг против часовой до упора подшипника в рычаг. Потом надо крутить вилку тяги, соединить отверстия на рычаге и вилке.
  • Вилку надо завести на несколько оборотов и постараться соединить с рычагом, для чего надо использовать палец.
  • В самом конце затягивается контракта, палец закрепляется.
  • После этого необходимо проверить исправность всех узлов и креплений, которые входят в данную систему мини-трактора МТЗ.

При регулировке сцепления МТЗ-1221 отрегулируйте все приспособления, которые в совокупности составляют сцепление МТЗ. В отличие от моделей механизмов, установленных на МТЗ-80, 82 и 320, регулировка сцепления на 1221 предусматривает работу с системой иного типа.На этой модели трактора стоит двухдисковый фрикционный механизм, где есть нажимной диск, называемый корзиной. К ведомой части системы также относится 2 ведомых, на которых стоят гасители колебаний вращения. Они находятся на силовом валу, что и обеспечивает эффективное соединение.Перед тем как поставить на мини-тракторах Беларусах новую муфту, надо ее сначала снять. Во-первых, устанавливаются болты, которые заворачиваются в нажимной диск. Во-вторых, откручиваются гайки крепления и снимаются диски. В-третьих, сначала снимается ведомый, потом — средний ведомый, в самом конце — второй ведомый.Регулировка предусматривает установку в первую очередь шлицевой оправки в подшипник маховика. Потом ставится первый ведомый, а следом тот, который монтируется в пазы маховика.Следом ставится второй ведомый, после чего надо поставить на место диски, которые находятся в сборе. Их необходимо закрепить гайками и болтами. В самом конце регулируется положение отжимных рычагов.Чтобы отжимные рычаги встали на место, надо поочередно вворачивать и выворачивать регулирующие гайки, ставить их другой стороной. Когда отремонтированными рычагами можно будет управлять, надо устанавливать стопорные пластины и снимать оправу.Муфта сцепления На маховике 1 двигателя Беларус МТЗ-82 установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск (корзина) 3. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 (с безасбестовыми накладками) с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6. На тракторах МТЗ-82.1 необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 20. Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.

— Сцепление при этом выключается. — При отпускании педали 6 сцепление включается.

  • Ходоуменьшитель МТЗ-80, 82
  • Сцепление МТЗ-80, 82
  • Техобслуживание и регулировки КПП МТЗ-80,82
  • Регулировки ведущих мостов МТЗ-80, 82
  • Рулевой механизм и ГУР МТЗ-80, 82
  • Устройство тормозной системы МТЗ-80, 82
  • ВОМ МТЗ-80, 82
  • Компоненты блока цилиндров ЯМЗ-236 НЕ2, БЕ2
  • Сцепление ЯМЗ-181,182,183
  • Диски сцепления ЯМЗ-236, 238
  • Двигатель Д-180 бульдозера Т-170
  • Гидроцилиндр бульдозера Т-170, 130
  • Ремонт главной передачи бульдозера Т-170, 130
  • Гусеницы и катки Т-170, 130
  • Сборка узлов КПП Т-170, 130
  • Механизм натяжения и опорный каток Т-170, 130
  • Бульдозерное оборудование Т-170 с поворотным отвалом
  • Коробка передач КРАЗ-255, 260
  • Рулевое управление Краз-250, 255
  • Ведущий мост и карданные валы Краз-255, 260
  • Сцепление Краз-250, 260
  • ГУР автомобиля Краз
  • Подвески автомобиля Краз
  • Раздаточная коробка Краз
  • Коробка отбора мощности Краз
  • Система тормозов автомобилей Краз-6510, 65055
  • Карданная передача и ведущие мосты Краз-6510, 65055
  • Передняя подвеска автомобилей Краз-6510, 65055
  • Рулевое управление КРАЗ-6510, 65055
  • Сцепление Краз-6510, 65055

Как избежать износа системыВо время эксплуатации механизма надо внимательно следить за состоянием муфты. Среди основных рекомендаций стоит отметить следующие:

  • Каждые 60 часов движения необходимо полностью смазывать механизм.
  • Каждые 240 часов проводить полную проверку свободного хода педали.
  • В качестве смазки использовать солидол.
  • Надо следить за тем, какой размер у свободного хода, он со временем уменьшается из-за износа деталей. Максимальное значение свободного хода не должно быть больше 30 мм. При необходимости осуществляется монтаж или замена диска сцепления.

На тракторах Белорус схема установки предусматривает соблюдение таких правил использования:

  • При движении машины оператор, работающий на тракторе, не должен длительное время давить на педаль. В противном случае может увеличиться скорость износа деталей.
  • Надо плавно передвигать муфту. Запрещено оставлять ее в промежуточном состоянии надолго.
  • Нельзя муфту долго держать выключенной, что плохо отражается на работе механизма.
  • Накладки надо проверять каждые 120 часов движения, поскольку они уменьшают ход педали механизма.
  • Проверять ход рычага, который должен располагаться на расстоянии 6-7 мм. Это отвечает свободному ходу педали, размер которого варьируется от 40 до 50 мм.

Таким образом, регулировка сцепления на МТЗ-80 и 82 отличается от ремонта МТЗ-1221, поскольку имеет более современную систему и конструкцию. Ознакомившись с данным материалом, каждый фермер сможет самостоятельно отрегулировать сцепление на своем тракторе и при необходимости выполнить замену или ремонт соответствующих деталей. Это позволит сэкономить денежные средства.Типовые неисправностиОдной из самых распространенных проблем является неполная подача крутящего момента от маховика двигателя на колеса. Причиной этого может быть отсутствие свободного хода у педали, который следует выставить при выполнении регулировки сцепления на МТЗ-82. При увеличенном ходе фрикционные диски отводятся не полностью, что вызывает затрудненное переключение скоростей. Характерным признаком такой проблемы является скрежет шестерен при переключении.

Владельцу и водителю трактора необходимо помнить, что эксплуатация техники с неотрегулированным сцеплением приведет к поломкам многих узлов и дорогостоящему ремонту. Помимо этого, техника будет простаивать, что недопустимо при необходимости проведения срочных работ (например, во время уборки урожая или посевной).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *