Техника безопасности при ремонте рулевого управления мтз 80

11. Техника безопасности и приложения

11. Техника безопасности и приложения
11.1. Техника безопасности.
11.2. Приложение. Комплект универсальных съёмников для разборки и сборки тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.
11.2.1. Размеры для изготовления универсальных съёмников для разборки и сборки тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (начало): Балки (большая, малая), гайки, ключ-трещётка, силовой винт.
11.2.2. Размеры для изготовления универсальных съёмников для разборки и сборки тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (продолжение): Вороток, рукоятка, стойки, удлинитель, палец удлинителя, сменные упоры, держатель клиньев, сменные клинья.
11.2.3. Размеры для изготовления универсальных съёмников для разборки и сборки тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (продолжение): Палец сменных захватов, сменные захваты, ударник, направляющая, ручка, переходники, плита, винт, сменные тяги.

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а — общий вид; 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9 — 2.3.30.

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала.

Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11 — кран.

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан.

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором.

Рис.Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу.

Рис.Рис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала.

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала.

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала.

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки.

Рис. 2.3.19. Снятие цилиндра ГУРа.

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня.

Рис. 2.3.21. Снятие распределителя.

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе.

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка.

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка.

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала:
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника.

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой, гайки червяка.

Момент затяжки не более 20Н.м.

При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала:
1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор.

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе секретного вала и секторе:
1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор.

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня.

Момент затяжки 120Н.м.

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт; 2 — контргайка.

Заверните болт до касания с поворотным валом, а затем отверните его на 30 — 45° и зафиксируйте контргайкой.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки. Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированнoм вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4 — 6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5 — 6МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50Н.

Статья обновлена 11.07.2019 Ключевым элементом конструкции популярной серии тракторной техники МТЗ представляется рулевое управление. Для того чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии, может потребоваться регулировка рулевой колонки МТЗ 80, а также другие манипуляции, направленные на устранение различных неисправностей.Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного узла, целесообразно более подробно ознакомиться с его назначением и особенностями. ГУР тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя, необходимых для совершения маневров при управлении транспортным средством.Если изучить конструкцию трактора, можно сделать вывод о том, что данный узел представляется промежуточным между рулевым колесом и колесами трактора. Все комплектующие рулевого управления, а также гидравлические элементы установлены под радиатором.

Гидроусилитель руля МТЗ-80Планируя выяснить, как выполнить ремонт рулевой колонки МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого компонента. ГУР оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, являющихся частью внутреннего устройства трактора.Основными элементами рулевой гидросистемы представляются распределитель, насосные устройства дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста транспортного средства. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть следующие важные элементы:

  • корпус, где расположена масляная емкость, служит для монтажа большинства деталей и элементов ГУР;
  • насос, за счет которого удается перемещать масло в гидравлической системе;
  • сектор, контактирующий с рулевым управлением, размещен на поворотном вале;
  • поворотный вал, оснащенный 3 опорными элементами;
  • рейка, передающая сектору движение поршня;
  • золотник, смонтированный на одном из концов червячного механизма рулевой колонки;
  • фильтр, используемый для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;
  • предохранительный клапан, основным назначением которого представляется защита узла от возникновения чрезмерного давления.

Желая узнать, как устранить неисправности рулевой колонки, необходимо обратить внимание и на другой важный элемент конструкции — автоматическую блокировочную систему. Она предназначена для блокировки дифференциала заднего моста, включает в себя несколько составных элементов.Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, превосходными техническими характеристиками и длительным сроком службы, однако со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими характерными поломками ГУР, к числу которых следует отнести:

  • тугое рулевое управление;
  • трактор не поворачивает в нужном направлении;
  • наблюдаются задержки при работе узла.

Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется осуществлять разборку узла и проводить дефектовку отдельных элементов, после чего заменять поврежденные детали на новые. После проведения работ потребуется установить узел на место, после чего выполнить его регулировку.

Схема рулевой колонкиНастройка и ремонтПри необходимости усовершенствовать ГУР МТЗ 80 либо устранить незначительные поломки достаточно выполнить детальную регулировку данного механизма. Для этого целесообразно придерживаться следующей инструкции:

  • Ослабить основной болт, размещенный в месте зацепления «червяк-сектор».
  • Используя ключ, повернуть втулку по часовой стрелке до упора, после чего повернуть в обратном направлении на 1-1,2 см.
  • Затянуть основной болт, завести двигатель и убедиться в корректном вращении рулевого колеса.
  • При обнаружении заедания потребуется увеличить зазор в зацеплении, повернув втулку против часовой стрелки.
  • Отрегулировать место соединения «сектор-рейка», уменьшив толщину регулировочных прокладок до упора. Определить крайнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который достигнет 0,1-0,3 мм.
  • Затянуть упорные подшипники с помощью сферической гайки, избегая чрезмерного поджатия.

Помимо действий по регулировке узла, может потребоваться выполнить техническое обслуживание, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывать масляный фильтр, что можно сделать, подняв облицовку, демонтировав маслопровод и крышку.Некоторые поломки, например, затрудненный поворот, может свидетельствовать о недостаточном объеме жидкости в гидравлической системе, неправильной регулировке либо износе уплотнительных колец цилиндра.Мероприятия по ремонту гидравлических механизмов рулевого управления трактора представляются довольно сложными, требуют наличия специального оборудования для контроля рабочих показателей. В некоторых случаях может быть проще установить гидроусилитель руля МТЗ 80 в сборе, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:

  • Убедиться в герметичности маслопроводной системы.
  • Установить собранный механизм на специальные втулки, расположенные на переднем брусе полурамы.
  • Смонтировать рулевой вал в колонку, а также установить прочие элементы.
Читайте также:  Ремонт садовой техники на близко

Приобретение собранного гидроусилителя представляется заметно более затратным решением, нежели последовательная регулировка и дефектовка его деталей, однако она позволяет быстро решить возникшие проблемы.

Ремонт гидроусилителя трактора МТЗ представляется довольной сложной задачей, которая должна выполняться при наличии необходимого измерительного оборудования и определенных знаний. При этом можно самостоятельно выполнить регулировку механизмов ГУР, а также установку нового элемента вместо поврежденного.

Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора:
1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка.

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25 — 30°, допустимый — 35°.
Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30 — 50Н.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2,3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1 — 0,3мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.

Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки:
1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк.

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа:
1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУРа.

Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой:
1 — рейка; 2 — щуп; 3 — упор.

Зазор должен быть в пределах 0,1 — 0,3мм.

Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк—сектор установкой прокладок:
1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные прокладки.

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи её, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.
Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотам, используя прибор КИ-5473 (дроссельрасходомер).
Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50 — 60°С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,71.
При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.
Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).

Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа:
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа.

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа:
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель ГУРа.

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5л/мин, распределитель ремонтируют.
Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:
1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой.

Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.
Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.
Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.
Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях.
В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20Н.м и отпускают её до совпадения отверстий под шплинт.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на
износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в
зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и
рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности рулевого управления МТЗ-80, проверяют
техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг,
устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на
рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения
зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма,
определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход
рулевого колеса
соответствует 25—30°, допустимый — 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги
от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого
вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению
фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие
свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть
в пределах 30—50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение,
регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении
червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4,
предварительно отвернув стопорный болт 3.

Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился
незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом
проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и
рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.

Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала
(рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь
свободного без заеданий вращения червяка.

Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом
регулировочной втулки

1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная
втулка червяка; 5 — червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУР МТЗ-80

Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой
прокладок

1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные
прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей
жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки
предохранительного
клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы МТЗ-80 управления поворотом
заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек
масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке
предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с
трактора
агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473
(дроссель-расходомер).

Читайте также:  Абсолют мастер ремонт бытовой техники отзывы

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при
номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении
5,0
МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С.
Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный
коэффициент 0,7.

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля МТЗ-80 (рис.
2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный
трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной
рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости.

Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при
номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора
отмечают подачу
рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос
заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют
техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис.
2.3.7).

а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-80

а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 —
входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель
ГУР

Основные показатели работы распределителя ГУРа МТЗ-80 при проверке
прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:

— номинальная — 2,0
— допустимая — 1,2

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:

— номинальное — 7,5
— допустимое — 7,0-8,5

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают
технологическую пробку (пробка находится сверху коробки
предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком
гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала
поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа.

Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по
шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора
при
проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек
превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы рулевого
управления МТЗ-80 проверяют манометром, который вворачивают на место
технологической пробки.

Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения
коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в
повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют
фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан
регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку
регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении
поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до
достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки
гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры
рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию)
передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на
повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах
рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую
гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до
совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля МТЗ-80 относятся: износ шлицев
вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение
герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение
гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров,
гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы
управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся
устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель
руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены
деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы
работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на
рис.
2.3.9—2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните
гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание
обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток
поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения
поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте
гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения
контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном
стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого
колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в
пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении
на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50
Н.

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — корпус усилителя;
2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный
клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса
гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор;
11 —
червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 —
сливной патрубок; 14 — рулевая сошка

1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка
поворотного вала

Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки
дифференциала

1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 —
кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя МТЗ-80

1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 —
редукционный клапан

Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУР

Статья обновлена 25.07.2019 Рулевое управление позволяет управлять направлением движения трактора. Его конструкция достаточно проста, однако любая неисправность влечет за собой трудности, что может представлять опасность, учитывая вес и размеры трактора. Исправность и точность управления напрямую влияют на эффективность и безопасность работ. Существуют способы усовершенствовать этот узел: в частности, в продаже можно найти комплект переоборудования рулевого управления МТЗ 82, а на форумах — инструкции по его установке и впечатления водителей.Схема рулевого управленияРулевое управление состоит из:

  • трапеции;
  • привода;
  • собственно рулевого механизма;
  • гидравлического усилителя (ГУРа) или гидрообъемной системы (ГОРУ).

Рулевая трапеция «отвечает» за поворот управляемых колес на разные углы. Механизм действия таков, что передние и задние колеса имеют общий центр поворота и поворачиваются вокруг него. Расположен он на продолжении оси задних колес. Если посмотреть со стороны моста, механизм действительно напоминает по форме трапецию.

Рулевое колесо регулируется по высоте и в продольной плоскости. Это обеспечивает удобство управления и свободный вход и выход из кабины.

Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) уменьшает усилие тракториста независимо от условий работы и повышает маневренность трактора. Он заметно облегчает работу с передней и боковой навеской, резко увеличивающей нагрузку на передние колеса. Незаменим при работе с ковшом, бульдозерным отвалом и пр. Гидросистема ГУРа — отдельная, состоит из насоса, распределителя и силового цилиндра, также снабжена датчиком автоматической блокировки заднего дифференциала.Управление трактором МТЗ 82 выглядит так:

  • Тракторист вращает рулевое колесо (например, вправо).
  • Вращение через привод передается на червячный механизм и остановит поступление масла от насоса в переднюю и нижнюю сливные выточки.
  • Под давлением масла из средней нагнетательной выточки поршень будет поворачивать вал и сошку влево, а сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.

Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°. Рычаги управления МТЗ 82 нового образца располагают справа от водителя, недалеко от руля.Проблема: Большой люфт руля при работающем двигателе.Причина: Изношены соединения вала рулевого механизма. Возможно, также увеличены зазоры в зацеплении зубчатой передачи ГУРа, шаровых пальцев и рулевых тяг, а также ослабли подшипники червячного механизма на валу.Решение: Проверить состояние деталей механизма и тяг, изношенные — заменить. Люфт проверяется специальным устройством с динамометром. Динамометр устройства располагают на руле, а указатель — на колонке. Далее руль поворачивают в обе стороны до полного исчезновения зазоров в шарнирах тяг и зацеплении рулевого механизма. Показатель не должен превышать 35° и в идеале должен укладываться в диапазон 25—30°. Далее определяют усилие на ободе руля. Для этого необходимо откинуть тяги от сошки, завести мотор и при максимальной частоте вращения коленвала потянуть ручку динамометра на себя. Результат должен находиться в пределах 30—50 Н. Если люфт руля выше допустимого значения, необходимо отрегулировать механизм и устранить зазоры. В зубчатом сцеплении необходимо отвернуть стопорный болт и сместить регулировочную втулку. Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. В вале ГУРа — заменить прокладки фланца датчика блокировки дифференциала.

Читайте также:  Форум по самостоятельному ремонту бытовой техники

Схема рулевого управленияПроблема: необходимо прикладывать большое усилие при повороте трактора.Причина: нехватка масла в баке, проблемы с её подачей или неправильная работа предохранительного клапана.Решение: В первую очередь необходимо установить, какое давление обеспечивает насос и проверить утечки. При проверке используется специальный прибор с манометром. Подача масла должна составлять от 1,2 до 2,0 л/мин при Р = 5,0 МПа. Предохранительный клапан должен срабатывать при 7 — 8,5МПа. Далее осматривают все шланги и соединения на предмет утечек. При необходимости заменяют прокладки и маслопроводы. Если причина в недостаточной подаче рабочей жидкости, насос необходимо заменить.Проблема: Резкие толчки и рывки при повороте трактора.Причина: ослабление затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя или увеличение зазоров тяг.Решение: Сначала отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг. После этого затянуть корончатую гайку золотника распределителя. Используется динамометрический ключ, усилие должно быть в пределах 20 Н*м. После затяжки гайку чуть отпускают для зашплинтовки.Большинство узлов и агрегатов МТЗ вполне подлежат разбору «на коленке» в полевых условиях, однако регулировка рулевого управления должна выполняться в гараже с использованием специальных приборов и инструментов. Большинства поломок можно избежать, своевременно проводя техобслуживание.Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующих действиях:

  • Регулярная проверка масла.
  • Контроль за утечками в соединениях ГУРа и состоянием резьбовых соединений рулевого привода, тяг, сошки, поворотных рычагов и пр.
  • Смазывание карданных шарниров привода каждые 960 моточасов.
  • Замена масла и промывка масляного фильтра каждые 960 моточасов.
  • Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода рулевого колеса.

Все операции рекомендуется выполнять после каждых 960—1000 часов работы трактора. Проверять масло рекомендуется перед началом каждой смены.

Рулевая колонка МТЗПромывка масляного фильтра выполняется так:

  • Отсоединить маслопровод от крышки и редукционного клапана.
  • Вывернуть болты крышки, завернуть два из них в резьбовые отверстия, приподнять и снять верхнюю крышку.
  • Снять два оставшихся маслопровода и аккуратно выворачивать клапан, пока не удастся снять фильтр.
  • Тщательно промыть фильтр в бензине или дизельном топливе изнутри и снаружи.
  • Подтянуть гайку крепления сектора и проверить зазор зацепления с рейкой (должен быть не более 0,3 мм). При необходимости отрегулировать зацепление, для чего нужно вывернуть четыре болта крепления и попарно вынимать прокладки, тем самым уменьшая зазор.
  • Установить фильтр.
  • После установки крышки отвернуть контргайку и полностью закрутить болт, регулирующий осевое перемещение поворотного вала.

Переоборудование рулевого управленияДля своего времени ГУР был эффективным и передовым способом облегчить управление, однако сегодня появились более современные механизмы. Гидрообъемное рулевое управление МТЗ 82 (ГОРУ) обеспечивает комфортное и точно управление, при этом проще в обслуживании и легче по весу. Оно не требует механической связи привода и механизма руля, а поворот осуществляется силовыми цилиндрами, управляемыми насосом-дозатором.Основные элементы гидрообъемного управления:

  • насос-дозатор;
  • силовые цилиндры, установленные на переднем мосту;
  • маслопроводы, соединяющие насос с цилиндрами и колонкой;
  • насос шестеренчатого типа, поддерживающий давление масла;
  • гидроаккумулятор;
  • маслобак;
  • магистрали, прокладки, соединители.

Схема рулевого управления МТЗ 82 с дозатором выглядит так:

  • Когда трактор движется по прямой, золотник дозатора блокирует поступление масла в полости поворотных цилиндров.
  • При повороте руля золотник смещается, и масло попадает в цилиндры, обеспечивая работу механизма.

Управлять трактором, оснащенным ГУРом, труднее, зато эти системы проще устроены, быстрее откликаются на движение руля, защищают от ударов и вибрации.

Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику:

  • Снять червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
  • Установить насос-дозатор таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
  • Соединить рулевой вал с валиком дозатора.
  • Укрепить силовой цилиндр на переднем мосту (используется специальный кронштейн).
  • Соединить цилиндры и поворотными рычаги управления колесами.
  • Подсоединить дозатор к гидроцилиндру двумя трубопроводами.
  • При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.

Комплект для переоборудованияВ комплект входит:

  • насос-дозатор;
  • поворотные рычаги (2 шт, правый и левый);
  • маслопроводы высокого давления;
  • рулевая тяга;
  • соединения и крепежная арматура.

Рулевое управление МТЗ 82 обеспечивает точное и комфортное управление. В последние годы наблюдается тенденция замена ГУРа рулевого управления на ГОРУ. Новая система проще в обслуживании и сохраняет весовой баланс трактора, а при необходимости может быть легко демонтирована.

Техника безопасности.

Текущий ремонт тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 связан с использованием грузоподъемных устройств, разборочно-сборочных стендов и приспособлений, съемников, слесарно-монтажного инструмента. Для обеспечения безопасной работы необходимо помнить и строго соблюдать требования техники безопасности.
К ремонту допускаются лица, прошедшие специальное обучение, получившие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ. Работать следует в спецодежде, прочной обуви с жестким верхом, головном уборе, при необходимости надевать защитные очки. Все виды ремонтных работ выполняют только при заглушённом дизеле.
Для снятия или установки дизеля, коробки передач и других агрегатов используют исправные грузоподъемные устройства и механизмы. При присоединении крюков, схваток, цепных или канатных строп следят, чтобы они надежно фиксировались в отверстиях рым-болтов. Поднимают и опускают агрегаты вертикально и плавно, без раскачивания и рывков, не допуская косого натяжения цепей и канатов.
При снятии агрегата учитывают расположение его центра тяжести, а также возможное направление перемещения агрегата после освобождения от деталей крепления. Для каждого снимаемого агрегата подбирают специальную схватку.
При перемещении агрегата с места разборки или монтажа следят, чтобы путь движения был свободен. Расстояние между перемещаемым агрегатом и оборудованием мастерской должно быть не менее 1м. Нельзя оставлять агрегат на весу при перерыве в работе. Снимать крюки строп и схваток следует только после надежной установки агрегата на место.
В случае применения для разъединения остова полурам и раскатки трактора стенда ОР-16346 поверхность пола, где устанавливается трактор, должна быть ровной, без подтеков масла, а подставки-домкраты и направляющие рельсы исправны.
Перед разъединением остова стопорные колодки устанавливают под задние колеса трактора. Раскатывают и соединяют остов трактора осторожно, без рывков. Чтобы передняя полурама трактора не потеряла устойчивости, нельзя использовать лом при соединении остова с целью облегчить центрирование шлицевых валов, а также раскачивать установленные на домкратах составные части трактора.
После замены дизеля или пускового двигателя перед его опробованием и регулировкой необходимо убедиться, находятся ли рычаги управления и рукоятки гидрораспределителя механизмов гидронавески в нейтральном положении, выключена ли подача топлива. Несоблюдение требования при пуске может привести к случайному троганию трактора с места и наезду на обслуживающий персонал. Следует постоянно помнить, что при необходимости прокрутить коленчатый вал дизеля, например для установки поршня в ВМТ, нужно снять со свечи пускового двигателя провод высокого напряжения. Это следует сделать, чтобы предотвратить возможный пуск дизеля и создание травматической ситуации.
Перед пробным включением стартера убеждаются, что подача топлива полностью выключена; в противном случае могут произойти внезапный пуск дизеля и трогание трактора с места.
Прослушивая стетоскопом шумы в зацеплении распределительных шестерен, следует остерегаться вращающихся лопастей вентилятора, так как неосторожное движение может вызвать травму головы и рук.
Шкивы прокручивают при проверке натяжения ремней так, чтобы случайно не травмировать пальцы рук.
При проверке электрооборудования запрещается контролировать исправность цепей замыканием проводов на «массу». Необходимо остерегаться попадания электролита на кожу рук и одежду. Если электролит все же попал на кожу, пораженные места нужно промыть сначала обильной струей воды, затем слабым раствором соды.
При работе, особенно при разъединении составных частей трактора, избегают попадания масла из гидросистемы на кожу тела и одежду. После работы с маслами тщательно моют руки теплой водой с мылом, а загрязненную одежду стирают.
На участке текущего ремонта трактора должно быть установлено противопожарное оборудование согласно нормам пожарной безопасности. Каждый рабочий должен знать сигналы оповещения о пожаре, места расположения противопожарного оборудования и уметь им пользоваться. Нельзя допускать использования противопожарного оборудования не по назначению, загромождать проходы и доступ к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *