Требования правил по охране труда при проведении технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники. Занятие
В МЧС России наряду с планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, предусматривающей обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования техники, в процессе ее хранения и транспортирования, применяется система ее технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию техники, предусматривающая проведение работ по поддержанию (восстановлению) исправного состояния техники по результатам технического диагностирования.
На посту ТО необходимо иметь:
- инструкции по охране труда при работе на каждом виде оборудования;
- защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
- первичные средства пожаротушения;
- стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
- аптечку первой помощи.
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
- загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
- держать открытыми заливные горловины топливных баков автомобиля;
- мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
- держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
- заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.
На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).
При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:
- использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
- производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
- осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
- производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.
Транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
- приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
- входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
- устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
- пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
- проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
- хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
- класс зоны по ПУЭ П-2а.
- площадь помещения – 76,2 м.
Помещение склада оборудовано одним огнетушителем типа ОУ-5, одним порошковым огнетушителем.
https://youtube.com/watch?v=WRjy9QH6VY4%3Ffeature%3Doembed
Помещение предназначено для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, не связанных с обращением ЛВЖ и ГЖ, а также снятием и разборкой двигателей и агрегатов автомобилей. Ответственный за пожарную безопасность на посту ТО – старший механик части.
Ответственный за пожарную безопасность обязан:
- обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима при проведении работ по ТО автомобилей;
- следить за исправным состоянием электрооборудования, систем отопления и ПСПТ, принимать немедленные меры для устранения выявленных нарушений;
- проводить инструктаж личного состава, работающего на посту ТО;
- по окончании рабочего дня производить осмотр помещения с записью результатов осмотра в «Журнале осмотра помещений в части перед закрытием» на ЕДДС «Служба спасения 01».
Хранение сгораемых материалов, ЛВЖ, ГЖ и ГСМ в помещении не допускаются.
Проходы, подступы к ПСПТ должны быть свободными. Автомобили должны устанавливаться в соответствии норм.
По окончании рабочего дня электрооборудование должно быть обесточенным.
Запрещается мыть агрегаты и детали ЛВЖ и ГЖ.
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на посту ТО и ТР запрещается.
Кузнечные, термические, сварочные, молярные, деревообрабатывающие работы должны производиться в специально отведенных помещениях автотранспортных предприятий, за которыми закреплены автомобили.
Для освещения мест проведения работ должны использовать светильники с применением гибких кабелей, оборудованные защитными колпаками, защитными стеклами и крючками для подсветки.
Не допускается нахождение на посту ТО посторонних лиц.
Работы по подзарядке и ремонту аккумуляторов должны производиться в вытяжном шкафу, при включенной местной вытяжной вентиляции и исправных контрольных приборах. Совместное проведение работ по зарядке аккумуляторных батарей с производством пожароопасных работ запрещено.
На посту ТО запрещается:
- производить работы, не связанные с ТО и ТР автомобилей;
- курить и применять открытый огонь;
- хранить ЛВЖ, ГЖ и ГСМ, а также тару из под них;
- оставлять автомобили с включенной системой зажигания;
- хранить спецодежду и обтирочный материал;
- производить подзарядку аккумуляторов непосредственно на автомобилях;
- заправлять автомобили;
- оставлять на рабочих местах и в кабинах автомобилей обтирочные материалы и ГСМ;
- держать автомобили с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии неисправностей топливной системы;
- эксплуатировать электрооборудование, не соответствующее классу зоны по ПУЭ.
Электрооборудование поста ТО должно соответствовать классу зон по ПУЭ и проверяться электротехническим персоналом цеха 33 не реже одного раза в квартал.
Охрана труда и окружающей среды ПБ при техническом обслуживании эксплуатации техники
Работа по охране труда, охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности в учреждениях производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России по следующим основным направлениям:
- изучение руководителями, специалистами, водителями, рабочими, другими работниками учреждения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности;
- соблюдение правил по охране труда обеспечение безопасных условий и сокращение применения тяжелого физического труда;
- соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (механиков-водителей и др.) техники;
- строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о труде, других нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании техники, ремонте технологического, подъемно-транспортного, вентиляционного, санитарно-технического, отопительного и другого оборудования, механизмов, энергетических установок, паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, транспортных средств и других потенциально опасных объектов;
- уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, недопущение сброса неочищенных сточных вод, загрязнения земли производственными и бытовыми отходами;
- оснащение парков (гаражей) специальным оборудованием, приборами и системами для обнаружения вредных веществ и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и иным инвентарем; иные профилактические мероприятия.
Нажимая на кнопку, Выпринимаете условия
https://youtube.com/watch?v=bJkVOupcCvU%3Ffeature%3Doembed
Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве.
Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.
Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.
Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом.
При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива.
На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».
При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».
В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.
В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.
При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.
Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей.
Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники).
Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).
При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.
Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.
- поднимать автомобиль за буксирные крюки;
- работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
- ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.
При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.
В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах.
Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением.
Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.
При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность.
При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В).
Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.
Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями.
После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.
При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки.
Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи.
В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.
Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.
Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.
Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.
Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.
Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.
Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.
Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.
Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.