Техника безопасности при ремонте кривошипно шатунного механизма

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров.

Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум»

п. Нижний-БестяхРассмотрено на заседании ПЦК УТВЕРЖДАЮ:

Протокол №____от____2016 г. Заместитель директора

Председатель ___ по учебной работе

И. О.) _____________ Алексеева Л.М.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

уровень образования года 10 мес.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема Кривошипно шатунный механизм

Основные части КШМ

Конструкция неподвижных деталей КШМ

Коренные и шатунные подшипники

Перечень материалов, изучение которых необходимо при выполнении

Целью практических занятий по устройству автомобиля является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных кабинетах и в процессе самостоятельной работы студентов с учебной литературой. При выполнении практических заданий от студентов требуется самостоятельное выполнение операций по разборке-сборке агрегатов после предварительного изучения их устройства, особенностей работы и безопасных методов труда под общим руководством преподавателя.

Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, снятие и установку деталей, студенты получают первоначальные практические навыки проведения операций разборки-сборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения работ их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборки-сборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему специалисту (технику) грамотно проектировать, эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарно- ремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины.

Выполнению практического задания по разборке-сборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит приведенный иллюстративный материал.

Так как работы по снятию, разборке-сборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако, в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами.

Разборка-сборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы.

В некоторых заданиях предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм студенты уже разбирали при выполнении предыдущих заданий.

При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования.

После разборки механизм необходимо собрать (в задании содержится краткая формулировка: «собрать в последовательности, обратной разборке»). Этап разборки деталей, механизмов  это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения их устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка.

При сборке механизма необходимо учитывать, что одни детали должны крепиться прочно, а другие  с необходимыми зазорами в соединениях для обеспечения работы механизма.

Для проведения монтажных и регулировочных работ каждое учебное звено студентов должно иметь несколько комплектов инструментов, а также дополнительно инструменты и приспособления, необходимые для выполнения задания.

Студенты должны уметь самостоятельно без предварительных измерений выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания.

Выполнение задания заканчивается изучением операций технического об- служивания, далее рабочее место должно быть приведено в порядок.

В процессе практических занятий важно научиться безопасным приемам выполнения работы. С этой целью перед началом работы изучается инструкция по охране труда при проведении практических занятий.

1. К выполнению работы приступать только после инструктажа и по указанию преподавателя.

2. На рабочем месте соблюдать порядок и чистоту. Не загромождать проходы и территорию рабочего места. Демонтированные детали и узлы складировать на столах или других, предназначенных для этого, местах. При необходимости, до начала работы навести порядок на рабочем месте.

3. Использовать исправные инструмент и приспособления, применять их по назначению.

4. Без разрешения преподавателя не покидать и не менять рабочее место и характер работы.

5. Использовать только безопасные приемы выполнения работы, соблюдать дисциплину.

6. Согласовывать свои действия с действиями других участников работы с целью предупреждения травмирования друг друга.

7. При обнаружении угрозы собственной безопасности или безопасности окружающих, а также в случае получения травмы, немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.

Настоящие методические указания по выполнению практических работ предназначены для обучающихся по профессии Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», профессиональный модуль ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», раздел 1. Обеспечение работ по разборке и сборке агрегатов и узлов автомобиля МДК.01.01. Устройство автомобилей.Практические работы проводятся с целью:

— систематизации и закрепления полученных теоретических и практических умений;

— углубления и расширения теоретических знаний;

— развития познавательных способностей и активности обучающихся,

— самостоятельности, творческой инициативы, ответственности и организованности;

— получения практических профессиональных умений и навыков. Отработка навыков самостоятельной работы способствует овладению следующими

общими компетенциями, в соответствии с которыми обучающийся должен;

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Отработка навыков самостоятельной работы способствует овладению следующими профессиональными компетенциями, в соответствии с которыми обучающийся должен:ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

ПК 1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталейКритериями оценки результатов работы обучаюшихся являются:

— уровень усвоения учебного материала;

— умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

— сформированность общеучебных умений;

— обоснованность и четкость изложения ответа;

— оформление материала в соответствии с требованиями.

— умение использовать информационно

— коммуникационные технологии.

Методические рекомендации включают в себя:

1. Перечень тем и заданий для практических работ.

2. Методические указания и пояснения по выполнению данных работ.

3. Критерии оценки работ.

4. Формы контроля выполнения данных работ.

5. Литературу, необходимую для выполнения данных работ:

Тема Кривошипно-шатунный механизм

Цель задания – изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.

Читайте также:  Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники что делает

Оборудование. Инструмент для монтажных работ, съемники для разборки двигателей, детали и сборные единицы КШМ двигателя, инструкционно — технологическая карта и методическое обеспечение рабочего места.

Кривошипно-шатунный механизм (сокращенно КШМ) преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих давление газов, во вращательное движение коленчатого вала.

В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят две группы

деталей: неподвижные и подвижные. К неподвижным деталям относятся блок

цилиндров, служащий остовом двигателя, цилиндры, головка блока или головки

цилиндров и поддон картера. Подвижными деталями являются поршни с

кольцами и поршневыми пальцами, шатун, коленчатый вал, маховик.

Блок цилиндров двигателя — это деталь двух и более цилиндровых поршневых двигателей.

Блок цилиндров выполняет две основные функции:

— он является корпусом для размещения всех узлов, механизмов и деталей двигателя.

— блок цилиндров основа для навесных частей двигателя: картер, головка блока цилиндров.Блок цилиндровЧугун – традиционный материал, из которого до недавнего времени изготавливались блоки. Чугун применяется с добавками: никель, хром. Положительные качества чугунного блока цилиндров: меньшая чувствительность к перегреву, жёсткость, необходимая при высокой степени .  Минус – большая масса, которая влияет на динамику легкового автомобиля.

Алюминий – занимает второе место в изготовлении блоков цилиндров. Положительными качествами алюминиевого блока являются: лёгкость и лучшее охлаждение. Как недостаток отмечается проблема с подбором материала, из которого должен выполняться цилиндр.

Для плотного прилегания поршня и поршневых колец к цилиндру и уменьшения сил трения между ними внутреннюю полость цилиндров тщательно обрабатывают с высокой степенью точности и чистоты, поэтому она называется зеркалом цилиндра.

Основные требования к блоку цилиндров двигателя

  • отверстия всех постелей должны обеспечивать соосность;
  • постели должны иметь одинаковый диаметр. Исключение составляют специальные конструкции;
  • оси постелей и плоскости блока цилиндров должны быть идеально параллельны.

Обзор основных деталей блока цилиндровЦилиндр двигателя. Основной деталью цилиндра двигателя является гильза. Применяются два типа гильз:

  • гильзы, впрессованные непосредственно в блок цилиндров. Как правило, в алюминиевых блоках;
  • съёмные гильзы, которые подразделяются на «мокрые» и «сухие».

Головка блока цилиндров Головка блока цилиндров  закрывает цилиндры и образует верхнюю часть рабочей полости двигателя, в ней частично или полностью размещаются камеры сгорания. Головки блока цилиндров отливают из легированного серого чугуна или алюминисвого сплава. Чаще всего они являются общими для всех цилиндров, образующих ряд. В головках блока цилиндров разметаются гнезда и направляющие втулки клапанов, впускные и выпускные каналы. Их внутренние полости образуют рубашку для охлаждающей жидкости. В верхней части имеются опорные площадки для крепления деталей клапанного механизма, В конструкциях с верхним расположением распределительного вала предусмотрены соответству- ющих опоры. Для уплотнения стыка головки блока цилиндров и блока цилиндров применяю) сталеасбестовую уплотняющую прокладку, предотвращающую прорыв газов наружу и исключающую проникновение охлаждающей жидкости и масла в цилиндры. В двигателях послушного охлаждения головки блока цилиндров делают ребренными. Причем ребра располагают по движению потока охлаждающего воздуха. Так, чтобы обеспечивался более эффективный теплоотвод.

Для коренных подшипников применяются подшипники скольжения, выполненные в виде вкладышей, основой которых является стальная лента толщиной 1,9—2,8 мм для карбюраторных двигателей и 3—6 мм для дизелей. В качестве антифрикционного материала вкладышей используют высокооловянистый алюминиевый сплав для карбюраторных двигателей и трехслойные с рабочим слоем из свинцовой бронзы.

— закрывает KШМ снизу и одновременно является резервуаром для масла. Поддоны изготовляют штамповкой из листовой стали или отливают из алюминиевых сплавов. Внутри поддонов могут выполняться лотки и перегородки, препятствующие перемещению и взбалтыванию масла при лвижении автомобиля по неровным дорогам,

Привалочная поверхность, стыкующаяся с блок-картером, имеет от-бортовку металла и усиливается для придания жесткости стальной полосой, приваренной по периметру. В нижней точке поддона приваривается бобышка с резьбовым отверстием, которое закрывают пробкой с магнитом для улавливания металлических продуктов износа, образующихся вследствие изнашивания двигателя.

Во время рабочего хода поршень воспринимает давление газов и передает его через шатун на коленчатый вал. Поршень состоит из трех основных частей (рис. 7): днища 5, уплотняющей части 6 с проточенными в ней канавками для поршневых колец и юбки 7, поверхность которой соприкасается с зеркалом цилиндра. Днище поршня, вместе с внутренней поверхностью головки цилиндра образующее камеру сгорания, непосредственно воспринимает давление газов: оно может быть плоским выпуклым и фасонным

Днище 5 и уплотняющая часть 6 составляют головку поршня, на которой располагаются компрессионные и маслосъемные поршневые кольца 3. Число колец зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Зазор между головкой поршня и стенкой цилиндра находится в пределах 0,4 ÷ 0,6 мм. Юбка 7 поршня, имеющая форму конуса овального сечения, является направляющей при его движении в цилиндре. С внутренней стороны она имеет охлаждающие ребра и приливы — бобышки 2 с отверстиями для поршневого пальца 8. На юбке поршня ряда двигателей с одной стороны сделаны Т- или П- образные тепловые прорези, предупреждающие заклинивание поршня при нагревании.

Поршни, как правило, изготавливают из легких кремнистых алюминиевых сплавов для уменьшения их массы. При сборке двигателя подбирают поршни, масса которых не отличается более чем на 3 ÷ 7 г. На днище поршня действуют высокие температуры, поэтому для повышения износостойкости первой канавки поршня под верхнее поршневое кольцо устанавливают чугунную кольцевую вставку

Поршни в цилиндры следует устанавливать так, чтобы боковое давление во время рабочего хода испытывала та часть поршня, в которой нет тепловых прорезей. С этой целью на днище поршня делают метку 4 или стрелку, которая при установке поршня в цилиндр должна быть направлена на переднюю часть двигателя

Основная функция поршневых колец — уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения поршень — цилиндр — канавки. Кроме того, при сгорании рабочей смеси значительное количество теплоты поглощается поршнем и отводится от него поршневыми кольцами. Поршневые кольца подразделяются на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца 2 (рис. 8) подбирают с определенным зазором (0,02 ÷ 0,07 мм) по высоте к канавке поршня. Маслосъемное кольцо 3 снимает излишки масла со стенок цилиндра и отводит его в поддон картера. Поршневые кольца изготавливают из легированного чугуна, а для двигателей с большими динамическими нагрузками — из специальной стали. 11 Поверхность верхнего компрессионного кольца для повышения износостойкости подвергают пористому хромированию, а остальные кольца для ускорения приработки покрывают тонким слоем олова или молибдена.

Чугунное маслосъемное кольцо 3 отличается от компрессионного прорезями 1 для прохода масла. В канавке поршня под маслосъемное кольцо сверлят один или два ряда отверстий для отвода масла внутрь поршня. На многих двигателях применяют стальные составные маслосъемные кольца. Составное маслосъемное кольцо разборное, оно состоит из двух стальных кольцевых дисков 4 и двух расширителей: осевого 5 и радиального 6.

Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготавливают из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой токами высокой частоты (ТВЧ). Поршневой палец 11 (рис. 9) представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной наружной поверхностью, проходящую через верхнюю головку шатуна и концами опирающуюся на бобышки 1 поршня 2. По способу соединения с шатуном и поршнем пальцы подразделяются на плавающие и закрепленные (обычно в головке шатуна). Наибольшее распространение получили плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и втулке 13, установленной в верхней головке шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничивается стопорными кольцами 10, расположенными в выточках бобышек поршня.

Читайте также:  О ОО "Фаворит" ремонт бытовой техники СПб официальный сайт

Шатун (рис. 9) штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня 14 двутаврового сечения, верхней головки 12, нижней головки 8 и крышки 7. В стержне 14 шатуна при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) сверлится сквозное отверстие — масляный канал. Нижнюю головку 8, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной оси шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает диаметр цилиндра (у дизелей ), плоскость разъема головки делают под углом (косой срез), что позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна, и произвести установку шатуна через цилиндр. Крышка шатуна изготавливается из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки. Чтобы обеспечить высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку 7 фиксируют шлифованными поясками болтов 9, которые затягивают гайками 5 и стопорят шплинтами 6 или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде стальных тонкостенных вкладышей 15.

Коленчатый вал – один из наиболее ответственных и дорогостоящих конструктивных элементов двигателя внутреннего сгорания. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршней в крутящий момент. Коленчатый вал воспринимает периодические переменные нагрузки от сил давления газов, а также сил инерции движущихся и вращающихся масс.

Коленчатый вал двигателя, как правило, цельный конструктивный элемент, поэтому правильно его называть деталью. Вал изготавливается из стали с помощью ковки или чугуна путем литья. На дизельных и турбированных двигателях устанавливаются более прочные стальные коленчатые валы.

  • носок коленчатого вала;
  • посадочное место звездочки (шестерни) привода распределительного вала;
  • отверстие подвода масла к коренной шейке;
  • противовес;
  • щека;
  • шатунные шейки;
  • фланец маховика;
  • отверстие подвода масла к шатунной шейке;
  • противовесы;
  • коренные шейки;
  • коренная шейка упорного подшипника

Конструктивно коленчатый вал объединяет несколько коренных и шатунных шеек, соединенных между собой щеками. Коренных шеек, как правило, на одну больше, а вал с такой компоновкой называется полноопорным. Коренные шейки имеют больший диаметр, чем шатунные шейки. Продолжением щеки в противоположном от шатунной шейки направлении является противовес. Противовесы уравновешивают вес шатунов и поршней, тем самым обеспечивают плавную работу двигателя.

Шатунная шейка, расположенная между двумя щеками, называется коленом. Колена располагаются в зависимости от числа, расположения и порядка работы цилиндров, тактности двигателя. Положение колен должно обеспечивать уравновешенность двигателя, равномерность воспламенения, минимальные крутильные колебания и изгибающие моменты.

Шатунная шейка служит опорной поверхностью для конкретного шатуна. Коленчатый вал V-образного двигателя выполняется с удлинёнными шатунными шейками, на которых базируется два шатуна левого и правого рядов цилиндров. На некоторых валах V-образных двигателей спаренные шатунные шейки сдвинуты относительно друг друга на угол 18°, что обеспечивает равномерность воспламенения.

Наиболее нагруженным в конструкции коленчатого вала является место перехода от шейки (коренной, шатунной) к щеке. Для снижения концентрации напряжений переход от шейки к щеке выполняется с радиусом закругления (галтелью). Галтели в совокупности увеличивают длину коленчатого вала, для уменьшения длины их выполняют с углублением в щеку или шейку.

Вращение коленчатого вала в опорах, а шатунов в шатунных шейках обеспечивается подшипниками скольжения. В качестве подшипников применяются разъемные тонкостенные вкладыши, которые изготавливаются из стальной ленты с нанесенным антифрикционным слоем. Проворачиванию вкладышей вокруг шейки препятствует выступ, которым они фиксируются в опоре. Для предотвращения осевых перемещений коленчатого вала используется упорный подшипник скольжения, который устанавливается на средней или крайней коренной шейке.

Маховик — это специальное дискообразное механическое приспособление, крепящееся болтами к заднему концу коленчатого вала и служащее главным образом для создания инерции вращения коленчатого вала и трансмиссии, массивный чугунный диск диаметром от 30 до 40 сантиметров. На внешнюю поверхность диска напрессован стальной зубчатый венец, обеспечивающий проворачивание коленчатого вала при запуске двигателя с помощью стартера. С одной стороны маховика выполнена ступица для крепления к фланцу коленчатого вала, другая сторона играет роль ведущего диска сцепления.

1. Разобрать КШМ двигателя (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки: − вывернуть болты и гайки крепления поддона двигателя и снять его − для первого и четвертого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь поршни с шатунами − снять поршневые кольца; − извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать последний; − продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.

2. Собрать КШМ двигателя в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия: − шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне − компрессионные кольца ставить скошенной стороной в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны; − при установке маслосъемных колец сначала разместить пружинный расширитель, затем – маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца − выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока; − гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н·м; вторым приемом довернуть гайку на 90°. Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.

  • Как устроен кривошипно-шатунный механизм многоцилиндрового двигателя?
  • Что располагается в головке блока цилиндров?
  • Как и в каком состоянии следует затягивать гайки шпилек или болты крепления головки блока цилиндров?
  • Чем закрывается блок-картер двигателя снизу
  • Какое назначение шатунов и как они устроены?
  • Устройство легковых автомобилей. В двух частях. Ч. 1. Классификация и общее устройство автомобилей, двигатель, электрооборудование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.К. Шестопалов. – М.: Издательский центр «Академия» 2011. – 304 с.
  • Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания: учеб. пособие / А.С. Кузнецов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 80 с.
  • Электрооборудование автомобилей и тракторов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Набоких. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
  • Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Геленов, Т.И. Сочевко, В.Г. Скрипкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
  • Власов В. М., Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. учебник для использование в учебном процессе образовательных учреждений. рег. номер рец. 311 от 16 июня 2009г. ФГУ ФИРО — 2012 (Среднее профессиональное образование)
  • Устройство автомобиля: учебное пособие / В.П. Передерий. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. – 288 с.
  • Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с.
  • Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
  • Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля»: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.П. Митронин, А.А. Агабаев. М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 80 с.
  • Виноградов В. М. , Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. учебное пособие для студентов СПО. Рег. номер рец. 333 от 4 октября 2010г. ФГУ ФИРО — 2012 (Среднее профессиональное образование) (Автомобильный транспорт)
Читайте также:  Учебники по то и ремонту бытовой техники

Техника безопасности при выполнении работы

1. Запрещается эксплуатировать установку КИ-13907 без защитного кожуха ременной передачи, а также без или с поврежденным заземляющим проводом;

2. Перед измерением зазоров в сопряжениях КШМ, а также при прослушивании стуков на заглушенном двигателе, когда используется компрессорно-вакуумная установка, следует предварительно убедиться в надежности фиксации коленчатого вала от прокручивания под действием сжатого воздуха.

3. Убедиться в отсутствии утечки воздуха в местах соединения быстросъемной муфты со шлангом и пневматическим приемником.

4. При измерении частоты вращения вала приставным тахометром следует остерегаться соприкосновения с незащищенными вращающимися деталями.

Методические указания к выполнению работы

Параметры технического состояния кривошипно-шатунного

В процессе работы детали КШМ нагружены силами давления газов и инерции движущихся частей, суммарное действие которых воспринимают шатунные и коренные подшипники коленчатого вала. Для оценки их состояния определяют следующие диагностические параметры:

1. Давление масла в главной масляной магистрали;

2. Количество масла, протекающего через подшипник в единицу времени;

3. Шумы и стуки, возникающие от ударов в сопряжениях при работе двигателя и при искусственном перемещении поршня и шатуна.

4. Зазоры в подшипниках шатуна.

Техническое обслуживание КШМ

Таблица 5.1. Операции технического обслуживания КШМ

Каждое последующего по номеру техническое обслуживание включает в себя операции предыдущего.

Определение технического состояния КШМ по давлению масла

В главной магистрали смазочной системы двигателя

Давление масла проверяют устройством КИ-13936 или аналогичным, предназначенным для этой цели. Устройство состоит (рис.4.1.) их манометра 1, демпфера 2, служащего для сглаживания пульсаций масла при измерении давления, соединительного шланга 3 с накидной гайкой 4 и сменных штуцеров (переходников).

Измерение давления необходимо выполнять в следующей последовательности:

Подключают устройство КИ-13936 к главной магистрали смазочной системы (у большинства двигателей к корпусу масляного фильтра), предварительно отсоединив трубку штатного манометра, датчик давления или датчик температуры масла.

Рис. 5.1 Измерение давления масла в главной магистрали дизеля устройством КИ-13936; 1-манометр; 2-демпфер; 3- шланг; 4- накидная гайка

Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала (таблица 4.2.) и измеряют величину давления масла.

Сравнивают полученное значение давления масла с допускаемым

Таблица 5.2. Допускаемые значения масла в магистрали

Оценка состояния сопряжений КШМ по шумам и стукам

Прослушивают шумы и стуки, возникающие от ударов в сопряжениях КШМ, автостетоскопом ТУ-11 Бео-003 при искусственном перемещении поршня и шатуна и при работе двигателя.

Автостетоскоп представляет собой (рис.5.2.) двухступенчатый транзисторный усилитель 6 с пьезокерамическим датчиком 7 и элементами питания 4. Вся схема смонтирована в пластмассовом корпусе 5, в котором имеется гнездо 2для подключения телефона 1 и резьбовое отверстие для подсоединения наконечника 8.

Рис. 5.2. Автостетоскоп: 1- головной телефон, 2-гнездо; 3- зажим; 4- элемент питания ФБС-0,25; 5- корпус, 6- преобразователь, 7- пъезоэлементы; 8- наконечник.

Наконечник при прикосновении к поверхности прослушиваемого механизма агрегата воспринимает ее колебания, которые пьезоэлементом преобразуются в электрические сигналы. Последние усиливаются в преобразователе передаются в головной телефон.

Перемещение поршня и шатуна при неработающем двигателе производят, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разряжение и давление с помощью компрессорно-воздушной установки КИ-13907 или другой марки.

Установка КИ-13907 (рис. 5.5.) состоит из компрессора 10, двух ресиверов 8 и 14, регулятора давления 12 с манометром, вакуумметра 6, кранов 3,9 и 11, необходимых для обеспечения нормальных режимов работы компрессора, и соединительных трубопроводов 2,4 и 5. Привод компрессора осуществляется от электродвигателя, питаемого от сети переменного тока.

Ресивер 14 сжатого воздуха соединен с нагнетательной полостью компрессора и снабжен предохранительным клапаном 13. Ресивер 8 разреженного воздуха соединен со всасывающей полостью. На его корпусе установлены регулятор вакуума 15 и вентиль 7 со штуцером для подсоединения выпускного трубопровода индикатора расхода газов КИ-4887-П при определении технического состояния цилиндро-поршневой группы или клапанов газораспределения.

Рис. 5.3. Компрессорно-вакуумная установка КИ-13907: 1- наконечник; 2- распределительный рукав; 3- распределительный кран; 4- нагнетательный трубопровод; 5- всасывающий трубопровод; 6- вакуумметр; 7- вентиль; 8 – ресивер разряжения; 9,11- трехходовой кран; 10- компрессор; 12- регулятор давления; 13- предохранительный клапан; 14- ресивер давления; 15- регулятор вакуума.

Для создания разряжения в ресивере 8 устанавливают краны 9 и 11 в позиции, показанные на схеме, и включают электродвигатель. При этом воздух, выкачиваемы из ресивера 8, выходит через кран 11 в атмосферу, благодаря чему обеспечивается возможность получения глубокого вакуума, близкого к 0,1 МПа.   В результате повышается подача компрессора при работе установки в режиме вакуум-насоса и увеличивается срок ее службы. Для создания давления в ресивере 14 кран 11 устанавливают в позицию, при которой полости компрессора и ресивера сообщаются, а кран 9 – в позицию, при которой воздух для нагнетания в ресивер засасывается из атмосферы. Вследствие этого достигается нормальная работа установки в режиме компрессора.

С помощью автостетоскопа и установки КИ-13907 прослушивают стуки в сопряжениях: бобышки поршня – поршневой палец-втулка верхней головки шатуна и шейка коленчатого вала – шатунный подшипник, в следующем порядке.

Прикладывают наконечник автостетоскопа к блоку цилиндров в зоне поршневого пальца (поз.3 рис. 5.4.), создавая попеременно в надпоршневом пространстве разрежение и сжатие путем переключения крана 3, прослушивают стуки в верхней головке шатуна и бобышках поршня. Продолжая поддерживать в ресиверах заданные давление и разрежение и, приложив наконечник автостетоскопа к торцу коленчатого вала, прослушивают стуки в шатунном подшипнике. Аналогично проверяют указанные сопряжения у остальных цилиндров двигателя при положении соответствующих поршней в ВМТ такта сжатия.

Если в сопряжениях коленчатого вала отмечаются стуки и давления масла ниже допустимых пределов, то необходимо проверить зазоры в указанных сопряжениях. При пониженном давлении масла и отсутствии стуков следует проверить регулировку сливного клапана смазочной системы. Если она не дает положительных результатов, то необходимо проверить подачу насоса и состояние редукционного клапана смазочной системы в мастерской на стенде.

Рис. 5.4. Наименование сопряжений и зоны ослушивания КШМ двигателя: 1- поршень-цилиндр (по всей высоте цилиндра); 2- поршневое кольцо – канавка поршня (на уровне НМТ поршня); 3- поршневой палец – втулка шатуна или бобышка поршня (на уровне ВМТ оси пальца); 4- коленчатый вал – шатунный подшипник (против ВМТ шатунного подшипника); 5- коленчатый вал – коренной подшипник (в зоне коренный опор).

Мы поможем в написании ваших работ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *