Техника безопасности при ремонте и то рулевого управления

вам бы эо название для начала на русский язык перевести. Рулевое управление — это железки, труд железок не охраняется.

Если автомобиль средство производства то охрана труда, а если личный в семье то техника безопасности. Раздел 10 ТК РФ.

Рулевое управление предназначено для
обеспечения движения транспортного
средства по траектории, заданной
водителем. Для облегчения условий труда
водителя, снижения усилий, передаваемых
от управляемых колес на рулевое колесо,
повышения безопасности движения в
случае разрыва одного из управляемых
колес на современных НТТМ применяют
гидроусилители рулевого управления
(ГУР).

При контрольном осмотре:

— проверить люфт (свободный ход) рулевого
колеса. Он должен соответствовать
следующим требованиям:

легковые
автомобили и ТС на их базе — 10 о;

автобусы
— 20 о;

грузовые
автомобили — 25 о ;

— проверить надежность крепления
всех сочленений рулевого привода и
рулевой трапеции, все соединения должны
быть надежно зашплинтованы заводскими
шплинтами соответствующих размеров;

— проверить натяжение ремня гидроусилителя
рулевого управления (ГУР). При необходимости
отрегулировать;

— проверить уровень масла в бачке ГУР.
При необходимости долить масло марки
«Р» до меток нанесенных на бачке.

— очистить рулевой механизм и рулевой
привод от грязи и пыли;

— осмотреть и устранить подтекания масла
в системе ГУР (если есть);

— проверить уровень масла в бачке ГУР,
при необходимости долить.

— проверить и отрегулировать натяжение
ремня насоса ГУР.

— произвести операции контрольного
осмотра ;

— проверить крепление рулевого механизма
к раме, подтянуть;

— удалить воздух из гидравлической
системы ГУР;

— при увеличении суммарного люфта
подтянуть гайки шаровых пальцев и
зашплинтовать их штатными шплинтами.

— произвести смазку согласно карте
смазки.

— выполнить работы предыдущих ТО;

— отрегулировать зацепление зубчатого
сектора и рейки рулевого механизма;

— отрегулировать затяжку сухарей шаровых
пальцев рулевых тяг;

— при 4-м ТО-2 произвести замену масла
в ГУР.

Все работы по техническому
обслужива­нию и ремонту автомобиля
следует проводить на специаль­но
оборудованных постах.

При установке автомобиля
на пост технического обслуживания
следует затормозить его стояночным
тормозом, выключить зажига­ние,
включить низшую передачу в коробке
передач и под колеса подложить не менее
двух упоров.

Перед выполнением
контрольно-регулировочных операций на
неработающем двигателе (проверка работы
генератора, регулиров­ка карбюратора,
реле-регулятора и т. д. ) следует проверить
и за­стегнуть обшлага рукавов, убрать
свисающие концы одежды, за­править
волосы под головной убор, при этом нельзя
работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе
вывешивается табличка «Не пускать —
работают люди». При снятии узлов и
деталей, требующих больших физических
усилий, необходимо пользоваться
приспособлениями (съемниками). При
работах, связанных с проворачиванием
колен­чатого вала двигателя, необходимо
дополнительно проверить вы­ключение
зажигания, а рычаг коробки передач
установить в ней­тральное положение.
При пуске двигателя вручную следует
осте­регаться обратных ударов и
применять правильные приемы за­хвата
пусковой рукоятки (не брать рукоятку в
обхват, проворачи­вать ее снизу вверх).
При использовании подогревателя
особое внимание обращается на его
исправность, отсутствие подтеканий
бензина; работающий подогреватель не
должен оставаться без присмотра. Краник
топливного бачка подогревателя
открывается только на время его работы,
на летний период топливо из бачка
сливается.

Обслуживание трансмиссии
при работающем двигателе запре­щается.
При обслуживании трансмиссии вне
осмотровой канавы или эстакады необходимо
пользоваться лежаками (подстилками).
При работах, связанных с провертыванием
карданных валов, необ­ходимо
дополнительно убедиться в выключении
зажигания, поста­вить рычаг переключения
передач в нейтральное положение и
ос­вободить стояночный тормоз. После
выполнения работы снова затянуть
стояночный тормоз и включить низшую
передачу в ко­робке передач.

При снятии и постановке
рессор необходимо предварительно
разгрузить их путем поднятия рамы и
установки ее на козлы. При снятии колес
также следует поставить автомобиль на
козлы, а под неснятые колеса подложить
упоры. Выполнять какие-либо работы на
автомобиле, вывешенном только на одних
подъемных механиз­мах (домкратах,
талях и т. д.), запрещается. Нельзя
подкладывать под вывешенный автомобиль
диски колес, кирпичи, камни и другие
посторонние предметы.

Инструмент, применяемый
при работах по техническому об­служиванию
и ремонту автомобиля, должен быть
исправным. Мо­лотки и напильники
должны иметь хорошо насаженные деревян­ные
ручки. Отвертывание и завертывание гаек
должно произво­диться только исправными
ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех
работ перед пуском двигателя и троганием
машины с места нужно убедиться, что все
принимавшие уча­стие в работе люди
находятся на безопасном удалении, а
оборудо­вание и инструмент убраны на
свои места.

Проверка и опробование
на ходу рулевого управления и тор­мозных
систем должны производиться на
оборудованной площадке. Нахождение
посторонних лиц во время проверки
автомобиля на ходу, а также размещение
лиц, участвующих в проверке, на под­ножках,
крыльях запрещается.

При работе на осмотровых
канавах и подъемных устройствах следует
выполнять следую­щие требования:

при постановке машины
на осмотровую канаву (эстакаду) вести
машину с малой скоростью и следить за
правильным поло­жением колес
относительно направляющих реборд
осмотровой канавы; поставленную на
осмотровую канаву или подъемное
устройство машину следует затормозить
стояночным тормозом и установить упоры
под колеса; пользоваться переносными
лампами в осмотровой канаве мож­но
только с напряжением не выше 12 В; не
курить и не зажигать открытого огня под
машиной; не следует складывать инструмент
и детали на раму, подножки и другие
места, откуда они могут упасть на
работающих; перед съездом с канавы
(эстакады) убедиться, что под машиной
нет людей, неубранного инструмента или
оборудования; следует остерегаться
отравления скапливающимися в осмотровых
канавах отработавшими газами и парами
горючего.

При работе с бензином
нужно соблюдать правила обращения с
ним Бензин— легковоспламеняющаяся
жидкость, при попадании на кожу вызывает
раздражение, хорошо растворяет краску.
Следует осторожно обращаться с тарой
из-под бензина, так как оставшиеся в
таре его пары легко воспламеняются.
Особую осторожность следует проявлять
при работе с этилирозапным бен­зином,
в котором содержится сильнодействующее
вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий
тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для
мойки рук, дета­лей, чистки одежды.
Запрещается всасывать бензин и продувать
трубопроводы и другие приборы системы
питания ртом. Хранить и перевозить
бензин можно только в закрытой таре с
надписью «Этилированный бензин —
ядовит». Для удаления пролитого бен­зина
применяются опилки, песок, хлорная
известь или теплая вода. Участки кожи,
облитые бензином, немедленно промываются
керосином, а затем теплой водой с мылом.
Перед едой необходимо обязательно мыть
руки.

Особой осторожности
требует обращение с антифризом. Эта
жидкость содержит в себе сильнодействующий
яд — этилен-гликоль, попадание которого
в организм приводит к тяжелому отравлению.
Тара, в которой хранится и перевозится
антифриз, должна иметь надпись «Яд» и
опломбировываться. Категорически
запрещается переливать низкозамерзающие
жидкости при помощи шланга путем
засасывания ртом. Заправка автомобиля
антифризом производится непосредственно
в систему охлаждения. После обслу­живания
системы охлаждения, заправленной
антифризом, необхо­димо тщательно
мыть руки. При случайном попадании
антифриза в организм пострадавший
должен быть немедленно доставлен в
ме­дицинский пункт для оказания
помощи.

Тормозные жидкости и их
пары также могут вы­звать отравление
при попадании в организм, поэтому при
работе с этими жидкостями нужно соблюдать
все меры предосторожности, а после
обращения с ними следует тщательно
вымыть руки.

Кислоты хранят и
транспортируют в стеклянных бутылях с
притертыми пробками. Бутыли устанавливаются
в мягкие лозовые корзины с древесной
стружкой. При переноске бутылей используют
носилки и тележки. Кислоты при попадании
на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают
одежду. При попадании кислоты на кожу
нужно быстро вытереть этот участок тела
и про­мыть сильной струей воды.

Растворители и краски
при попадании на кожу вызывают раздражение
и ожоги, а их пары при вдыхании могут
вызвать отравление. Производить покраску
автомобиля нужно в хорошо вентилируемом
помещении. После работы с кислотами,
красками и растворителями нужно тщательно
мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы,
выходящие из двигателя, содер­жат в
своем составе окись углерода, углекислый
газ и другие ве­щества, способные
вызвать тяжелое отравление и даже смерть
че­ловека. Это всегда должны помнить
водители и принимать меры по предупреждению
отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания
двигателя должны быть правильно
отрегулированы. Периодически следует
проверять затяжку гаек крепления
выпускных газопроводов. При выполнении
проверочно-регулировочных работ,
связанных с необходимостью пуска
двига­теля в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов от
глушителя; выполнение этих работ в
помещениях, не оборудован­ных
вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается
спать в кабине автомобиля при работающем
двигателе, в таких случаях просачивающиеся
в каби­ну отработавшие газы нередко
приводят к смертельным отравле­ниям.

При работе с
электроинструментом необ­ходимо
проверять исправность и наличие защитного
заземления. Напряжение переносного
освещения, используемого при техниче­ском
обслуживании и ремонте автомобилей,
должно быть не более 12 В. Во время работы
с инструментом, питаемым током напряже­нием
127—220 В, следует надевать защитные
перчатки и пользо­ваться резиновым
ковриком или деревянным сухим помостом.
Ос­тавляя рабочее место даже на
короткое время, необходимо выклю­чить
инструмент. При любой неисправности
электроинструмента, заземляющего
устройства или штепсельной розетки
работу следует прекратить.

При монтаже и демонтаже
шин необходимо со­блюдать следующие
правила: монтаж и демонтаж шин должны
производиться на стендах или чистом
полу (помосте), а в полевых условиях —
на разостлан­ном брезенте или другой
подстилке; перед демонтажем шины с обода
колеса воздух из камеры дол­жен
выпускаться полностью, демонтаж шины,
приставшей к ободу, должен осуществляться
на специальном стенде для демонтажа
шин; производить монтаж шин на неисправные
ободья колес, а также применять шины,
не соответствующие размеру обода колеса,
за­прещается; во время накачивания
шины необходимо применять специаль­ное
ограждение или страхующие приспособления,
при выполне­нии этой операции в полевых
условиях нужно колесо положить замочным
кольцом вниз.

Читайте также:  Ремонт бош бытовая техника сургут

Водитель должен знать
причины возникновения и правила тушения
пожара в парке и на ав­томобиле.
Необходимо следить за исправностью
электрообо­рудования и отсутствием
течи топлива. При загорании автомобиля
его следует немедленно удалить со
стоянки и принять меры к ту­шению
пламени. Для тушения пожара нужно
применять густопенный или углекислотный
огнетушитель, песок или накрыть очаг
пожара плотной материей. В случае
возникновения пожара неза­висимо от
принимаемых мер нужно вызывать пожарную
команду.

1 Организация то и ремонта травмобезопасной рулевой колонки

В Российской
Федерации принята планово-предупредительная
система технического обслуживания,
система технического обслуживания и
ремонта автомобилей, основные положения
которой сформулированы и закреплены в
«Положении о ТО и ремонте подвижного
состава автомобильного транспорта». В
нём приведён перечень предусмотренных
видов обслуживания и ремонта и операций
по ним, даны нормативы межремонтных
пробегов, трудоёмкости на выполнение
различных видов работ, нормы простоя в
ТО и ремонте, поправочные коэффициенты
на различные нормативы в зависимости
от конкретных условий эксплуатации и
т.д.

Эти виды обслуживания
отличаются друг от друга перечнем и
трудоёмкостью выполняемых операций и
периодичностью.

ЕО – перед выездом
каждый день открывается капот и внешним
осмотром проверяется общее состояние
рулевого управления (при выявлении
явных неисправностей – устранить).

При проведении ЕО
проверяют зазор, свободный ход рулевого
колеса, состояние привода механизма
рулевого управления и рулевой трапеции.

ТО-1 – провести
контрольный осмотр и крепёжные работы.
Проверить, не деформированы ли элементы
рулевой колонки. Все крепёжные работы
следует проводить обязательно по всем
резьбовым соединениям, с усилением,
соответствующим ТУ (корончатые гайки
рулевых шарниров следует попытаться
подтянуть гаечным ключом не расшплинтовывая
их – если они стронутся с места, тогда
их следует расшплинтовать и затянуть
с соответствующим усилием).

После крепёжных
работ следует проверить свободный ход
рулевого колеса (люфт) с помощью
люфтомеров-динамометров К-187 или К-402.

Люфт
в рулевых шарнирах у автомобилей
категории М1
проверяются резким покачиванием в
противоположные стороны смежных тяг.
Люфт в маятниковом рычаге определяется
покачиванием конца рычага в вертикальной
плоскости.

При ТО-1 проверяют
крепление и шплинтовку гаек рычагов
поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев
продольной и поперечной рулевых тяг,
состояние уплотнителей шаровых пальцев,
устраняют обнаруженные неисправности.
Проверяют крепление и при необходимости
закрепляют сошку механизма рулевого
управления на валу, картер рулевого
механизма на раме и контргайку
регулировочного винта вала рулевой
сошки. Проверяют зазор и величину усилия
поворота рулевого колеса с помощью
динамометра, зазор в шарнирах привода
рулевого механизма.

ТО-2 – проверяется
техническое состояние рулевого механизма.

При ТО-2, в порядке
сопутствующего ремонта, можно заменять
отдельные неисправные легкодоступные
детали и целиком узлы рулевого механизма.
При необходимости разъединения рулевых
тяг путём выпрессовки шаровых пальцев
из конических отверстий смежных тяг
следует пользоваться специальными
съёмниками.

Стуки в рулевом
механизме появляются при разрушении
рабочих поверхностей рейки, червяка
или ролика, и при увеличенном зазоре в
зубчатом зацеплении.

При увеличении
зазоров в шарнирах или шлицах карданный
вал заменяют или ремонтируют.

ТР
– заключается в основном в замене
неисправных узлов и деталей. Неисправные
узлы доставляются в агрегатный цех, где
производится их мойка, разборка,
дефектовка и замена неисправных,
изношенных деталей.

Многообразие
вышеуказанных факторов, влияющих на
изменение технического состояния
автомобилей, влечёт за собой широкий
диапазон различных отказов и неисправностей,
приводящих к ухудшению технико-экономических
показателей работы автомобилей, причём
для каждого автомобиля они несут сугубо
индивидуальный характер. Именно поэтому
при техническом обслуживании и ремонте
требуется индивидуальный подход к
каждому автомобилю. Кроме того, в целях
снижения общих затрат и уменьшения
простоя автомобилей при ТО и ремонте,
обеспечения оперативного планирования
и чёткой организации всех видов работ
технологического процесса, а так же
создания необходимых условий для
надёжной, безаварийной и экономичной
работы автомобилей.

Таблица
5.1 — Техническое обслуживание рулевого
управления автомобиля

Комплекс мероприятий
по оценке и определению по оценке и
определению технического состояния
автомобиля, а так же отдельных его
систем, узлов и агрегатов без разборки,
по внешним признакам, путём измерения
величин (параметров), характеризующих
их состояние, при помощи различных
стендов и приборов и сопоставление их
с нормативами называется диагностированием.

Возможность
непосредственного измерения структурных
параметров весьма ограничена. Поэтому
при диагностировании обычно пользуются
косвенными признаками, отражающими
техническое состояние различных систем
и узлов автомобиля (в том числе рулевой
колонки). Эти признаки называются
диагностическими параметрами, которые
в большей своей части, возможны для
измерения тех или иных физических
величин. Так например для рулевой колонки
измеряются геометрические величины –
зазоры, люфты, биения, величины свободного
хода и т.д., параметры сопутствующих
процессов – вибрации, шум в работе.

В «Положении»
планово-предупредительной системы
обслуживания и ремонта предусмотрено
проведение следующих основных видов
диагностирования:

— экспресс-диагностики
– проводится ежедневно, выборочно или
для всего подвижного состава, в основном
по механизмам и системам, влияющих на
безопасность движения (подходит для
рулевой колонки);

— общей
(комплексной) диагностики – имеет целью
выявление работоспособности автомобиля
по выходным показателям рабочего
процесса;

— поэлементной
(причинной) диагностики – служит для
определения конкретных причин
неисправностей в диагностируемых
механизмах и системах автомобиля
(подходит для рулевой колонки).

В процессе
эксплуатации автомобиля в зависимости
от условий детали механизма рулевого
управления изнашиваются, крепление
некоторых из них к раме нарушается,
происходит деформация.

На работу механизма
рулевого управления оказывает влияние
техническое состояние передней оси,
рессор, шин и других механизмов ходовой
части автомобиля. При увеличении зазора
рулевого колеса затруднено управление
автомобилем (автомобиль «не держит
дорогу»).

Неисправности
рулевого управления создают угрозу
безопасности движения и затрудняют
управление автомобилем.

— увеличенный
свободный ход рулевого колеса;

— тугое вращение
или заедание механизма рулевого
управления;

— недостаточное
или неравномерное усиление гидропривода.

Причины увеличения
свободного хода рулевого колеса:

— изнашивание
сочлененных деталей червячного или
реечного механизмов;

— изнашивание
подшипников и их посадочных мест;

— изнашивание
деталей шаровых соединений рулевых
тяг;

— изнашивание
шарниров рулевых тяг;

— нарушение
регулировки червяка с роликом;

— ослабление
крепления картера рулевого механизма;

— увеличение
зазоров в подшипниках ступиц передних
колес и шкворней;

— ослабление
затяжек или поломка пружин наконечников
рулевых тяг.

Причины тугого
вращения или заедания в механизме
рулевого управления:

— неправильная
регулировка зацепления в редукторе
рулевого механизма;

— недостаточное
смазывание картера редуктора;

— заедание
поворотных цапф в шкворне.

Причины недостаточного
или неравномерного усиления в механизме
рулевого управления с гидроусилителем:

— слабое натяжение
ремня привода насоса;

— снижение уровня
масла в бачке;

— попадание
воздуха в систему;

— заедания
золотника или перепускного клапана при
загрязнении;

— выбрасывание
масла через предохранительный клапан
насоса.

Главная причина
повышенного изнашивания деталей —
неправильная регулировка, несвоевременное
смазывание узлов, недостаточное
количество смазывающего материала.

Все работы по
выявлению причин неисправностей рулевого
управления выполняют при его диагностике
и техническом обслуживании, а устранение
неисправностей — при текущем ремонте.

Контроль технического
состояния механизма рулевого управления
осуществляется на диагностических
стендах и с помощью специальных приборов.

Перед проверкой
механизма рулевого управления доводят
до нормы давление воздуха в шинах.
Проверяют и при необходимости регулируют
углы установки и подшипники ступиц
управляемых колес. Подтягивают крепление
картера механизма рулевого управления,
рулевой сошки и рычагов поворотных
цапф, проверяют наличие смазочного
материала в узлах механизма рулевого
управления и ступицах колес, а у
автомобилей с гидроусилителем руля
уровень и качество масла в бачке насоса
гидроусилителя. Автомобиль устанавливают
на ровную площадку, а управляемые колеса
— в положение для движения прямо.

Рисунок 5.1 — Проверка
зазоров шарниров рулевых тяг на
автомобилях классической компоновки:
1 — наконечник рулевой тяги; 2 — защитный
чехол;

3 – рычаг

На переднее
приводных автомобилях (рисунок 5.2.)
проверяют изнашивание резинометаллических
шарниров соединений рулевых тяг 6 с
рейкой рулевого механизма, креплений
упругой муфты 12, а также состояние
защитных чехлов 10 редуктора рулевого
механизма.

Рисунок 5.2 — Проверка
зазора шарниров рулевых тяг на
переднеприводных автомобилях марки
«ВАЗ»: 1 — наконечник рулевой тяги; 2 —
шаровой шарнир наконечника; 3 — поворотный
рычаг; 4 — гайка; 5 – регулировочная тяга;
6 — рулевые тяги; 7- болты крепления рулевых
тяг к рейке; 8 — скоба крепления редуктора;

9 — опора рулевого
механизма; 10 — гофрированный защитный
чехол редуктора;

11 — картер редуктора;
12 — упругая муфта; 13 — палец шарового
шарнира;

14 — защитный чехол
шарового шарнира; 15 — вкладыш шарового
пальца

Проверка свободного
хода рулевого колеса автомобиля с
гидроусилителем производится при работе
двигателя на холостом ходу. Перед тем
как приступить к регулировке свободного
хода рулевого колеса, необходимо
проверить состояние и регулировку
рулевого механизма, зазор в карданных
сочленениях и затяжку клиньев крепления
карданного вала.

Читайте также:  Ремонт бытовой техники в иркутске в октябрьском районе

Чтобы проверить
осевой зазор рулевого колеса, необходимо
перемешать рулевое колесо в осевом
направлении вверх и вниз. При наличии
осевого зазора подтягивают гайку,
предварительно разогнув усики ее
стопорной шайбы.

— вывесить
переднюю часть автомобиля домкратом и
снять переднее колесо;

— отсоединить
крепление шарового шарнира пальца
рулевой тяги к рычагу поворотной цапфы
и отвести свободный конец боковой тяги
назад; отвернуть гайки крепления нижнего
рычага подвески к оси и снять шайбы с
обоих концов оси;

— установить
стакан 3 приспособления (рисунок 5.3,а)
на полку рычага 4 и навернуть винт 1 на
конец оси 6; удерживая винт 1 воротком и
вращая гайку 2, сдвинуть проушину рычага
с наружной обоймы шарнира; снять
приспособление и выпрессованный шарнир
5 с оси рычага (схема запрессовки шарнира
нижнего рычага показана на рисунок 5.3,
б).

Рисунок
5.3 — Схемы выпрессовки (а) и запрессовки
(б) шарнира нижнего

рычага:
1 — винт; 2 — гайка; 3 — стакан; 4 — полка
рычага; 5 — шарнир; 6 — ось;

7 — кольцо; 8 —
установочный упор

Оптический
стенд модели 1119М для проверки углов
установки колес (рисунок 5.4) позволяет
определить углы развала, продольного
наклона стойки и соотношение углов
поворота колес, а также схождение —
оптическим методом, а угол поперечного
наклона стойки — по уровню. Оптическая
система стенда модели 1119М состоит из
стойки (рисунок 5.4, а) с измерительным
микроскопом 4, наклонным зеркалом 2,
площадки с измерительной шкалой 1 и
зеркального отражателя 5, устанавливаемого
на переднем колесе, к ободу которого он
крепится с помощью кронштейна 7. Зеркальный
отражатель имеет три зеркала: среднее
располагается параллельно плоскости
колеса, а два других наклонены к нему в
вертикальной плоскости под углом 20°.

Рисунок
5.4 — Схема оптического стенда 1119М: а —
оптическая система; б, в — сетки линзы
объектива; г — схема замера углов схождения
и углов поворота колес;

1 —
измерительная шкала; 2 — наклонное
зеркало; 3 — стойка; 4 — измерительный
микроскоп; 5 — зеркальный отражатель; 6
— уровень; 7 — кронштейн; 8 — поворотный
диск

На
верхней стороне рамки зеркального
отражателя установлен уровень 6. Колеса
расположены на поворотных дисках 8. На
линзе объектива зрительной трубы
микроскопа нанесены две взаимно
перпендикулярные линии /-/ и //-// (рисунок
5.4, б, в). На площадке с измерительной
шкалой / находятся две взаимно
перпендикулярные линии (с делениями),
из которых вертикальные служат шкалой
для замера углов развала а и продольного
угла наклона стойки β, а горизонтальные
— для замера углов схождения δ и углов
поворота колес (рисунок 5.4, г).

Оптические
стенды в последнее время все чаще
монтируют на четырехстоечных подъемниках
типа СДЦ-2,5 с оптическим прибором ПКО-1
(рисунок 5.5). Использование подъемника
упрощает процесс диагностирования,
делает его более удобным и дает возможность
(особенно при наличии домкратов) выполнять
необходимые регулировочные работы.

При проверке углов
установки управляемых колес светопроекторы
устанавливают на передние колеса, и
световой луч проектируют на измерительные
шкалы экрана, при проверке перекосов
задних мостов — на задние колеса с
направлением световых лучей на
измерительные линейки, крепящиеся к
передним колесам.

Рисунок
5.5 — Стенд с прибором ПКО-1: 1 — проекторы;
2 — стойка;

3
— проекционные экраны; 4 — поворотный
диск; 5 — раздвижная штанга;

6
— трансформатор; 7 — площадки под задние
колеса

Закрепляют проектор
на дисках колес в трех точках. Для
исключения погрешности проверки из-за
погнутости дисков колес вывешивают
переднюю часть автомобиля, устанавливают
перед автомобилем раздвижную штангу с
экраном, на который направляют луч
проектора. Поворачивая колесо руками
с помощью трех регулировочных винтов
устанавливают штатив проектора в
плоскость вращения колеса, добиваясь
минимального перемещения луча по шкале.
Такую же операцию проделывают со вторым
колесом.

Для проверки
развала опускают на центры дисков
поворотных кругов стенда передние
колеса, устанавливая их для движения в
прямолинейном направлении. Экраны
располагают параллельно.

В соответствии с
требованиями по безопасности дорожного
движения минимальная остаточная высота
рисунка протектора шин грузовых
автомобилей составляет 2,0 мм, легковых
— 1,6 мм. Не допускается сквозных прорезов
и трещин, изменение геометрии колеса.

Соседние файлы в папке Word

Правила техники безопасности при обслуживании рулевых электро-

К обслуживанию систем управления рулевыми приводами допускаются лица, име-

ющие необходимую квалификацию, под­твержденную дипломом или свидетельством. Они должны: свободно разбираться в системах управления рулевыми при­водами, уметь нахо-

дить элементы системы, которые следует отключить для производства работы; знать пра-

вила оказания первой помощи и уметь применять их на практике; строго выполнять пра-

вила техники безопасности на судах.

Запрещается производить внутренний осмотр, ремонт обо­рудования и аппарату-

ры, находящейся под напряжением.

При техническом обслуживании основного агрегата необ­ходимо полностью снять напряжение со щита питания, маг­нитных пускателей и устройства сигнализации. Для это-

го сле­дует отключить на главном или аварийном распределитель­ных щитах фидеры щи-

тов питания электроприводов обоих ос­новных насосов и вывесить на автоматах данных фидеров запрещающие надписи «Не включать! Работают люди!».

Кро­ме того, в обоих щитах питания в румпельном отделении необ­ходимо отклю-

чить автоматы и вывесить запрещающие надпи­си «Не включать! Работают люди!»; в пуль

тах ( тумбе авторулевого ) переключа­тель видов управления перевести в положение «Про-

стой», пе­реключатель сигнала об уходе судна с курса — в положение «0» (выключено) и вывесить запрещающую надпись.

Следует помнить, что при работе одного основного насос­ного агрегата и сня-

том напряжении со щита питания друго­го система управления находится под напряжением.

При работах и осмотрах, производимых на приборах пуль­тов управления, необходи

мо убедиться в надежности удер­живания верхней крышки в поднятом положении.

Выполняя регулировочные работы, надо пользоваться только исправны­ми электро-

измерительными приборами с изолированными нако­нечниками, а также штекерами

( штеккер – металлический контактный стержень, частично утопленный в изолирующем корпусе, служащий однополюсной вилкой штепсельного соединения )..

1. Каково назначение рулевого устройства? Что понимают под управляемостью судна

2. . Как устроено рулевое устройство? Что такое баллер руля? Рудерпис? Рудерпост?

3. . В чем преимущество балансирных и полубалансирных рулей по сравнению с простыми рулями?

4. Что такое главный рулевой привод? Вспомогательный рулевой привод? Система управления РЭП?

5. В каую сторону и почему накреняется судно при выводе пера руля из диаметраль

ной плрскости? Почему при этом судно теряет скорость?

6. Чем объяснить, что максимальный угол кладки пера руля не првышает 35°

7. Какие виды управления РЭП применяются на судах? Какие органы управления используются при каждом виде управления?

8. Как осуществляется аварийное управление секторными ( электромеханически-

ми ) РЭП? Плунжерными ( электрогидравлическими ) РЭП?

9. Перечислите основные требования Конвенции SOLAS-74 ( Safety of life at sea –

спасение жизни на море ) и Правил Регистра к РЭП

10. Какие виды передаточных устройств ( рулевых машин ) используются на судах?

11. Каким образом с секторных РЭП вращающий момент электродвигателя переда-

ется к баллеру руля? Каково назначение буферных пружин?

12. Каким образом перейти с основного на аварийное управление секторным РЭП?

13. Объясните работу рулевой машины с насосом постоянной полачи. Из каких ча-

стей состоит насосный агрегат?

14. Как работает 4-плунжерная рулевая машина? При помощи чего поступательное движение плунжеров преобразуется во поворотное движение баллера руля?

15. Объясните устройство и работу 3-лопастной рулевой машины. Каково назначе-

ние двухстороннего пружинного клапана?

16. Как устроен и работает РЭП с качающимися цилиндрами? В какую сторону по-

вернется перо руля при подаче масла в полость В и сливе масла из полости А?

17. На какие параметры рулевой машины влияет направление и величина смещения

барабана насоса Холла?

18. На какие параметры рулевой машины влияет направление и угол поворота люль

ки аксиально-поршневого насоса?

19. Как устроен и работает дроссельный механизм управления насосом постоянной

подачи с электромагнитным приводом? Что произойдет, если вместо электромагнта YV1

включить электромагнт YV2?

20. Как устроен и работает дроссельный механизм управления насосом постоянной

подачи с электромашинным приводом? Для чего предназначен и как работает дросселиру

21. Объясните устройство и работу механизма управления насосом переменной по

дачи с рычажным дифференциалом. Каково назначение дифференциального рычага ДР?

Диффереренциального редуктора ДФР?

22. Как осуществляется местное и дистанционное управление механизмом управ-

ления насосом переменной подачи с рычажным дифференциалом?

23. Как устроен и работает сервомеханизм с кулачковым дифференциалом? Каково

назначение дифференциального редуктора ДР? Обратной связи ОС1?

24. Какие устройства РЭП относятся к исполнительным? Как устроен и работает двигатель Феррариса?

25. Объясните устройство и работу электромагнитной муфты типа МЭС и пружин

ного нулевого установителя

26. Что такое, в соответствии с Правилами Регистра, система управления РЭП. Что

входит в состав РЭП?

27. Каким образом в схеме простого управления РЭП судов типа «Волго-балт»

ускорить кладку пера руля? Каково назначение конечных выключателей S7 и S8, путевых

выключателей S9, S10 и S11?

28. Объясните работу сельсина ВС1 ( ВС2 ) в трансформаторном режиме в схеме простого управления секторным РЭП судов типа «Повенец». Что общего и в чем разница между обычным однофазным трансформатором и сельсином-трансформатором? При объ-

Читайте также:  РЕМОНТ ТЕХНИКИ APPLE ВО ВЛАДИМИРЕ

яснении используйте график Евых ( α ).

29. Как по схеме магнитного усилителя определить, какая из его обмоток управле-

ния намагничивает сердечник услителя, а какая – размагничивает? Что является нагрузкой для магнитного усилителя МУ1 ( МУ2 ) в схеме простого управления секторным РЭП су-

дов типа «Повенец»?

30. Что называют дифференциальной схемой включения? Какие 5 элементов схемы

простого управления секторным РЭП судов типа «Повенец» включены по дифференци-

31. В каком судовом помещении находится пост местного управления РЭП? Ди-

32. Какие виды управления обеспечивает схема РЭП судов серии «Красноград»?

С какой целью и каким образом в этой схеме получена релейная характеристика магнит-

ных усилителей МУ1 и МУ2? Каково назначение узлов динамического торможения?

33. Каково назначение сельсина-трансформатора насоса ОС2 в схеме следящего управления судов серии «А. Пушкин»? Что такое мостовая схема, на каких элементах она построена и как работает? Какова роль тахогенератора в данной схеме?

34. Объясните работу схемы управления РЭП судов серии «А. Пушкин» при углах

кладки руля до 5°; свыше 5°

35. Дайте определение понятию «автоматический рулевой». Какие требования предъявляют Правила Регистра к АР?

36. Расшифруйте буквенно-цифровое обозначение авторулевого типа АТР2-10. В

чем состоит разница между пультом управления и пультом следящего управления? Какие

органы управления используются при простом, следящем, автоматическом и аварийном управлении РЭП?

37. Какие элементы схемы входят в состав пульта управления авторулевого типа АТР2-10? Исполнптельного механизма? Рулевого датчика? Какие электрические сигналы ( напряжения ) вырабатывает каждый из этих элементов?

38. Что такое цепь суммирования сигналов авторулевого? Запишите уравнение

управления авторулевого. В фазе или в противофазе находится напряжение U3 cельсина-

трансформатора интегратора Сти ( ПУ, М10 ) с напряжением U1 сельсина-трансформато-

ра курса СТк ( ПУ, М2 )? Почему?

39. Каким образом в сокращенном виде записывается закон регулирования автору-

левого? Объясните физический смысл каждого из сигналов ( напряжений ) в этом законе

40. Объясните работу авторулевого типа АТР2-10 при простом управлении; следя-

щем управлении; автоматическом управлении

41. Каково назначение и как работает дифференцирующее устройство авторулевого типа АТР2-10. Каким образом влияет сигнал ДУ на точность удержания судна на курсе и нагрузку рулевой машины?

42. Каково назначение и как работает интегрирующее устройство авторулевого типа АТР2-10. Каким образом влияет сигнал ИУ на точность удержания судна на курсе и работу рулевой машины?

43. Что такое КОС авторулевого? От чего зависит величина КОС? Какой должна быть величина КОС в хорошую погоду? Штормовую погоду? Кто и каким образом регули

рует ( на мостике ) величину КОС?

44. Расшифруйте буквенно-цифровое обозначение авторулевго типа АИСТ1-10.

Что означают дополнительные буквы А, Д, П и Т после цифровой части обозначения типа авторулевого АИСТ?

45. По какому закону осуществляется управление авторулевым типа АИСТ?

46. Каким образом упрощена кинематическая часть авторулевого типа АИСТ по сравнению с авторулеывм типа АТР? Какие устройства входят в блок коррекции авторуле

вого типа АИСТ?

47. Какие элементы входят в состав функциональной схемы авторулевого типа АИСТ? Какие сигналя вырабатывают электрические машины ВС3, ВС4, ВС5, а также элек

тронные устройства ЭДУ и ЭИУ?

48. Что такое ФЧВ? Каковы его основные свойства?

49. Каково назначение модуляторов и демодуляторов в схеме АИСТ? С чем связа-

на необходимость двойного преобразования сигналов в авторулевом типа АИСТ?

50. При помощи какого устройства и как именно выполняется регулировка выход

ного напряжения ЭДУ и ЭИУ?

51. Объясните принцип действия ЭДУ; ЭИУ. Как влияют сигналы ЭДУ и ЭИУ на точность удержания судна на курсе и работу рулевой машины?

52. Объясните работу авторулевого типа АИСТ при трех видах управления: про-

стом, следящем и автоматическом

53. Каково назначение реле КМ1 и КМ2? Когда они срабатывают, к каким послед-

ствиям это приводит?

54. Чем отличается регулировка КОС в авторулевых типа АТР и АИСТ?

55. Каковы причины появления автоколебаний в авторулевых типа АИСТ? Каким образом они устраняются?

56. В чем заключается подготовка РЭП к выходу в рейс? Кто из членов экипажа участвует в этой подготовке?

57. В чем состоит техническое обслуживание РЭП на ходу судна?

58. Какие основные настройки и регулировки выполняются в авторулевых? Каким образом они осуществляются?

59. Что такое дрейф нуля в авторулевых? Каковы его причины и способы устране-

60. В чем состоят правила электробезопасности при обслуживании авторулевых?

Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля

Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности движения и затрудняют управление автомобилем. Основными признаками неисправностей рулевого управления являются увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое вращение или заедание в рулевом механизме, стуки и нарушение герметичности, недостаточное или неравномерное усиление и др.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса появляется при износе шарниров рулевых тяг, нарушении регулировки червяка с роликом, износе подшипников червяка, ослаблении крепления картера рулевого механизма. Указанные неисправности устраняют выполнением регулировочных работ, заменой или ремонтом изношенных деталей.

Тугое вращение или заедание в рулевом механизме обусловлено неправильной регулировкой зацепления в редукторе рулевого механизма, погнутостью тяг, недостаточной смазкой в картере редуктора. Устраняют эти неисправности регулировкой, ремонтом тяг, пополнением масла в редукторе рулевого механизма до необходимого уровня. Нарушение герметичности в рулевом механизме устраняют заменой прокладок и подтяжкой креплений и соединений.

Недостаточное или неравномерное усиление в рулевом механизме с гидроусилителем может быть из-за слабого натяжения ремня привода насоса, снижения уровня масла в бачке, попадания воздуха в систему, заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении. После выявления причин неисправностей их устраняют регулировкой натяжения ремня привода, доливкой масла до заданного уровня, промывкой системы и заменой масла, ремонтом насоса, гидроусилителя или клапана управления. Все работы по определению причин неисправностей рулевого управления выполняют при проведении диагностирования и технического обслуживания, а устранение неисправностей производят при ТР.

При проведении ЕО проверяют зазор, свободный ход рулевого колеса, состояние привода механизма рулевого управления и рулевой трапеции, герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого колеса.

При ТО-1проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку механизма рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма, (рис. 10.4, а).

Рисунок 10.4 – Работы при ТО рулевого управления автомобиля

При проведении ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели кабины, снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого механизма, производят регулировку гидроусилителя.

Оценку состояния шарниров рулевых тяг проводят визуально или на ощупь в момент резкого приложения усилия к рулевому колесу. При этом люфт в шарнирах будет проявляться взаимным относительным перемещением соединенных деталей.

Проверка технического и состояния тормозных систем автомобилей ваз-2107 и газ – 2752 «Баргузин»

  • Изучить методику проверки
    тормозной системы автомо­билей на
    роликовом тормозном стенде МАНА IW
    2 EUROTEST
  • Изучить порядок подготовки
    к работе и технические пара­метры
    тормозного стенда
  • Подготовка к проведению
    измерений

Проверить
давление воздуха в шинах транспортного
сред­ства и при необходимости довести
его до нормы.

Проверить шины на отсутствие
повреждений и отслоения протектора
(они могут привести к разрушению шины
при тор­можении на стенде).

Осмотреть колеса транспортного
средства и убедиться в на­дежности
их крепления и отсутствии предметов
ме­жду сдвоенными колесами.

Рис. 2.1. Опорно-воспринимающее устройство:

1,5,7,10 — ролики; 2,9 — мотор-редукторы; 3,8
— тензометрические датчики; 4, 11 —
следящие ролики; 6 — рама; 12 — датчики
веса

При необходимости загрузить транспортное
средство так, чтобы обеспечить весовые
показатели его осей не менее 90 % от
максимально допустимых (указывается в
инструкции по эксплуатации или на
специальной табличке, установленной
на транспортном средстве). При нагружении
осей транспортного средства категории
М1 можно использовать специально
подготовленный балласт тарированной
массы, разместив его в задней части
машины.

Оценить степень нагрева тормозных
механизмов проверяемой оси органолептическим
методом. Температура элементов тормозных
механизмов не должна превышать 100 °С.
Оптимальными считаются такие условия,
при которых можно удерживать незащищенную
руку человека в контакте с нагретыми
тормозными барабанами (дисками) в течение
продолжительного времени. Проводя эту
оценку, следует соблюдать меры
предосторожности.

Установить на тормозную педаль устройство
(датчик усилия нажатия) для контроля
параметров тормозных систем при
достижении заданного усилия приведения
в действие органа управления.

Выбрать проверяемое транспортное
средство в соответствующем меню программы
управления тормозным стендом и вывести
его на экран в качестве текущего
измерения. Проконтролировать правильность
внесения в исходные данные количества
осей, типа, категории и года выпуска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *