Как обезопасить себя и автомобиль при ремонте генератора
Краткое описание: Ремонт авто — это сложный и ответственный процесс, который требует не только технических знаний, но и безопасности. В статье мы расскажем о технике безопасности при ремонте авто генератора, чтобы вы могли обезопасить себя и свой автомобиль от неприятностей.
Ремонт автомобиля — это сложный и требующий высокой квалификации процесс, который требует не только технических знаний, но и бережности и внимания к безопасности. Каждый день множество людей занимаются ремонтом своих автомобилей дома, и одной из зон риска является работа с генератором.
Генератор — это важнейшая деталь автомобиля, которая отвечает за генерацию электроэнергии для питания аккумулятора и системы зажигания. Поэтому, если вы заметили неисправность в работе генератора, то необходим ремонт или замена данного компонента. Но что делать, если вы не хотите обращаться в автосервис, а хотите справиться самостоятельно? В этом случае необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности.
Перед началом работ необходимо убедиться в том, что автомобиль находится на устойчивой поверхности, чтобы он не мог случайно двигаться или скатиться во время ремонта. Кроме того, вы должны заглушить двигатель и отключить клеммы аккумулятора. Это позволит избежать утечки тока и обезопасить вас от поражения электричеством.
Далее необходимо снять генератор с автомобиля, что может быть не таким простым процессом, как может показаться. Для начала, нужно снять ремень генератора и отсоединить провода, затем снять крепление генератора. При этом нужно быть осторожным, чтобы не повредить другие детали автомобиля.
Если вы собираетесь демонтировать генератор и заменить какую-то деталь, то необходимо собрать все инструменты и запчасти заранее. Не оставляйте инструменты рядом с автомобилем, чтобы случайно не уронить их на детали двигателя или на землю. Кроме того, не забудьте отметить все детали соединения генератора, чтобы потом было проще собрать и установить его обратно на автомобиль.
В процессе ремонта генератора не забывайте о том, что вы работаете с электрическими деталями, поэтому не допускайте случайного контакта с проводами. Отключайте все провода, которые мешают работе, чтобы не испортить их изоляцию или провести ток через себя.
Не забывайте о правильной утилизации отработанных деталей и оберток от запчастей. Это поможет сохранить экологию и защитить окружающую среду.
Ремонт генератора — это не самая простая задача, но если соблюдать все меры безопасности и правила техники, то вы сможете прекрасно справиться с данной задачей самостоятельно. Главное помните, что ваша безопасность и безопасность автомобиля — это самое важное, поэтому не надо торопиться и спешить. Тщательно подготовьтесь и соблюдайте все правила безопасности, и тогда ремонт генератора станет проще и безопаснее.
Техника безопасности при ремонте автомобильного генератора
Краткое описание статьи: Ремонт автомобильного генератора может быть опасным и сложным процессом. В статье рассмотрены основные аспекты техники безопасности, которые необходимо учитывать при проведении ремонтных работ.
Автомобильный генератор является важным элементом автомобиля, который отвечает за подзарядку аккумулятора и обеспечение электрической энергией всем системам машины. Как и многие другие детали автомобиля, генератор может выйти из строя и требовать ремонта.
Однако ремонт генератора – это сложный и, в некоторых случаях, опасный процесс. Поэтому при проведении таких работ необходимо соблюдать ряд правил и техники безопасности, чтобы избежать несчастных случаев.
Правильное использование инструментов
Перед началом работ необходимо убедиться, что все используемые инструменты находятся в хорошем состоянии. При необходимости замените поврежденные или изношенные инструменты.
При работе с электрическими инструментами необходимо убедиться в наличии заземления. Также необходимо использовать изолированные рукавицы и инструменты.
Перед началом ремонта необходимо выключить двигатель и отключить аккумулятор, чтобы исключить возможность получения травмы от вращающихся частей.
Опасность открытого пламени
Ремонт генератора связан с риском возгорания. Поэтому нельзя допускать наличия открытого пламени рядом с машиной.
При работе с генератором необходимо быть осторожными с проводами, т.к. короткое замыкание может привести к возгоранию или поражению электрическим током. Перед ремонтом отключите провода от генератора и следите за тем, чтобы они не соприкасались между собой или с металлическими частями автомобиля.
Защита от газов
Работа с автомобильным генератором может сопровождаться отделяющимся газом. Поэтому ремонт генератора следует проводить в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
Ремонт автомобильного генератора может быть опасным и требует от механика особого внимания к безопасности. При соблюдении всех правил и техники безопасности можно избежать несчастных случаев и успешно провести ремонт генератора.
Навигация по записям
9.1
Испытание и ремонт генераторов
производится в соответствии с утвержденными
Госэнергонадзором «Правилами технической
эксплуатации электроустановок
потребителей» и «Правилами техники
безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей.
9.2
Работники производственного участка,
занятые при ремонте генераторов, должны
соблюдать требования Инструкции по
охране труда для слесарей-электриков
по ремонту низковольтного электрооборудования.
3 Требования безопасности перед началом работы.
Привести в порядок
спецодежду и обувь, застегнуть обшлага,
заправить одежду так, чтобы не было
развивающихся концов, надеть головной
убор.
В зоне работы крана
одевать каску.
Рукоятки плоскогубцев,
бокорезов должны иметь защитную изоляцию.
Рабочая часть
отвертки должна быть правильно заточена,
ручка прочно посажена и изолирована.
Гаечные ключи
должны быть исправны и соответствовать
размеру гаек.
Торцевые ключи
должны иметь несработанную насечку.
Молоток, зубила,
бородок не должны иметь трещин, наклепа,
выбоин.
Проверить исправность
переносного электроинструмента.
Должна быть хорошая
изоляция провода.
Перед работой с
грузозахватными механизмами проверить
состояние троса, крюка, кнопочной
станции, грузозахватные приспособления.
Проверить в работе
без груза механизм перемещения, подъема.
Работать
грузозахватными механизмами только в
каске.
4 Требование безопасности во время работы.
Слесарь-электрик
обязан выполнять только ту работу,
которая поручена мастером.
Запрещается
производить притирку щеток, электрических
машин и чистку их коллекторов без
использования специальных приспособлений.
Испытание
электрооборудования на электрическую
прочность /пробой/ изоляции должно
производиться в специально оборудованном
помещении /высоковольтной камере/. В
соответствии с правилами техники
безопасности эти испытания могут
производится бригадой в составе не
менее 2-х человек. Наблюдение за работой
в процессе испытания электрической
прочности изоляции оборудования
производится по приборам, размещенным
с наружи на панели ограждения установки
и через окно в двери испытательной
камеры.
Перед испытанием
для установки испытуемого аппарата в
камеру заходить в проведенных
диэлектрических перчатках, калошах. В
камере должен находиться резиновый
коврик. Входить в высоковольтную камеру
во время испытаний запрещается.
Снятие с вагона и
постановка на место подвагонных
генераторов, мотор-вентиляторов и
др. тяжелого оборудования должны
производится при помощи электрокаров,
автопогрузчиков.
Стенды для ремонта
и испытания электрооборудования должны
содержаться в соответствии с требованиями.
Правил технической эксплуатации
электроустановок потребителей.
5 Требования безопасности по окончании работы
Закончив работу,
слесарь-электрик обязан:
— доложить об этом
своему непосредственному руководителю,
мастеру, старшему мастеру;
— убрать инструмент
и приспособления;
— навести порядок
на рабочем месте;
— привести в порядок
спецодежду и обувь, вымыть руки и лицо;
— поставить в
известность руководителя работ о наличии
в цехе нарушений техники безопасности.
— возвращаясь домой
соблюдать правила дорожного движения.
Ремонт генераторов
Дефекты
генераторов: нарушение
контакта щеток с контактными
кольцами в результате износа или
зависания щеток, поломки
или ослабления щеточных пружин; замыкание
на массу изолированных
выводов обмоток статора или ротора;
обрыв или межвитковое замыкание обмоток
статора или ротора; обрыв или пробой
диодов у генераторов со встроенными
выпрямителями; износ поверхности
контактных колец; трещины или сколы
щеткодержателя.
Преждевременный
отказ в работе подшипников происходит
из-за
отсутствия смазки или при значительно
превышающем норму натяжении приводного
ремня. В местах установки шариковых
подшипников
возникает износ: на поверхности вала
якоря в результате
проворачивания его обойм при разрушении
подшипников; в отверстиях крышек под
посадку подшипников.
Повреждение
изоляционных прокладок щеткодержателей
и потеря
упругости их пружин происходят из-за
местного нагрева вследствие
образования токопроводящих мостиков
при загрязнении.
В
результате недостаточной жесткости
установки генератора на двигателе
могут возникнуть обломы ушков крышки
и трещины в перемычках
между вентиляционными отверстиями.
Для крышек характерно
возникновение дефектов, связанных с
износом отверстий
в ушках под болты крепления и срывом
резьбы в ушке под болт крепления
натяжного кронштейна.
У
шкива возможно появление износа: бортов
канавки шкива из-за
увеличенного против нормального
натяжения приводного ремня; краев
канавки под шпонку из-за недостаточной
затяжки гайки,
крепящей шкив на валу якоря генератора.
Р
азборка
генераторов
включает следующие работы: отвертывание
винтов крепления и снятие щеткодержателя
в сборе со щетками;
отвертывание винтов крепления крышки
подшипника со стороны
контактных колец и снятие ее; отвертывание
стяжных винтов крепления крышек
генератора; снятие с помощью съемника
или пресса
крышки со стороны контактных колец в
сборе с предварительным
отвертыванием винтов крепления фазных
выводов обмотки статора;
снятие с крышки со стороны контактных
колец блоков диодов;
снятие статора с обмотками; отвертывание
гайки со стороны
контактных колец и со стороны шкива с
предварительным закреплением ротора
в тисках; снятие с помощью съемника или
пресса с вала ротора: шкива и шпонки;
крышки со стороны привода
и подшипника со стороны контактных
колец; снятие с крышки со
стороны привода шайбы крепления сальника
и подшипника.
При
дефектации деталей выполняют
следующие операции:
давление
пружин на щетки проверяют динамометром.
Оно должно соответствовать техническим
условиям для данного типа генератора.
Пружины щеток, потерявшие упругость,
заменяют;
диоды
проверяют источником постоянного тока
напряжением не
выше 24 В, которое прикладывают к выводам
диода через контрольную лампу (рис.
23.2). Исправный диод должен проводить
ток только
в одном направлении. При приложении
напряжения в прямом направлении
(плюс источника соединен с плюсом диода)
контрольная
лампа должна гореть, а при приложении
напряжения
в обратном направлении она гореть не
должна. Если контрольная
лампа горит при приложении напряжения
в обоих направлениях,
диод негоден из-за короткого замыкания
в нем (пробоя).
Если контрольная лампа не горит при
приложении напряжения в
обоих направлениях, диод негоден из-за
обрыва;
механические
повреждения — износ шеек вала ротора,
разрушение
подшипников, разработка
шпоночной канавки в шкиве, смятие
шпонки, выработка в крышках
посадочных мест под подшипники
и другие дефекты — выявляют
осмотром и измерением.
Щеткодержатели, имеющие сколы,
трещины и деформацию корпуса,
заменяют.
поврежденную
изоляцию выводов
заменяют исправной;
ля
снятия отказавшей в работе катушки
возбуждения необходимо
разобрать ротор с помощью съемника или
пресса. Намотку катушки
возбуждения делают на оправку проводом
соответствующего
диаметра. Исправную катушку возбуждения
устанавливают на
втулку между двумя изоляционными
шайбами, напрессовывают на
вал половину полюсов и контактные
кольца, закрепляют полюсы
с помощью гайки, выводы катушки припаивают
к контактным кольцам. Затем ротор
пропитывают изоляционным лаком;
поврежденные
диоды в блоках отпаивают от соединительных
шин и
на их место устанавливают исправные.
Перед припайкой диодов к
шинам проверяют полярность с помощью
контрольной лампы так, как это указывалось
выше. Условия пайки: припой ПОС-61; флюса
— спиртовой раствор канифоли;
продолжительность пайки не
должна превышать 15с;
контактные
кольца протачивают до выведения следов
износа и размера
не менее оговоренного в технических
условиях. Если диаметр
колец после проточки меньше допустимого
из-за значительного
износа, то кольца заменяют новыми,
предварительно отпаяв от них выводы
обмотки возбуждения;
вместо
дефектной шпоночной канавки на валу
ротора фрезеруют
новую в месте, противоположном старой;
шейки
вала ротора под посадку подшипников
восстанавливают Хромированием
или пластическим деформированием
(накаткой).
изношенное
отверстие в крышках под посадку
подшипника Восстанавливают
с помощью дополнительной ремонтной
детали (растачивание
отверстия под втулку, изготовление
втулки, запрессовка
втулки, растачивание и шлифование
втулки под номинальный
размер);
изношенные
отверстия в ушках крышек под болты
крепления восстанавливают с помощью
дополнительной ремонтной детали
(растачивают
отверстие с помощью кондуктора под
втулку, ремонтную
втулку накатывают по внешнему диаметру
и запрессовывают
в подготовленное отверстие ушка);
сорванную
резьбу в ушке под натяжной кронштейн
восстанавливают
путем нарезания резьбы увеличенного
диаметра.
Сборку
генераторов
производят в порядке, обратном разборке,
при
соблюдении следующих технических
требований: изоляция выводов
крышек должна вьщерживать испытание
переменным током
напряжением 220 В; катушка обмотки
возбуждения ротора должна
быть проверена на отсутствие межвитковых
замыканий и замыканий
на корпус; контактные кольца не должны
замыкаться между
собой и на корпус; катушка возбуждения
должна плотно зажиматься в свободном
пространстве ротора под полюсами;
собранный
ротор должен быть пропитан изоляционным
лаком; в шариковые
подшипники должна быть заложена
специальная смазка (ЛЗ-158,
ЦИАТИМ-201 и т.д.); фетровые шайбы сальников
пропитаны
индустриальным маслом 45, с последующим
отжимом; биение
контактных колец относительно посадочных
мест под шариковые
подшипники не должно превышать 0,05 мм.
Испытания
генераторов
осуществляют на соответствие их
выходных
параметров техническим характеристикам,
приведенным в
технических условиях. Испытания
генераторов проводят на
контрольно-испытательном
стенде (типов 2214, Э-211, 532, КИ-968 и
др.). При испытании проверяют частоту
вращения ротора, при которой
генератор развивает определенное
напряжение без нагрузки и
под нагрузкой.
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте генератора
Техническое обслуживание и ремонт генераторов автомобилей необходимо производить только на постах технического обслуживания и электроотделениях. Лица, допускающиеся к таким работам, должны пройти инструктаж по технике безопасности.
При выполнении работ по техническому обслуживанию генератора непосредственно на автомобиле необходимо соблюдать следующее:
1. контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и др.), проводят на специальном посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов;
2. во избежании попадания одежды или рук во вращающиеся части (шкив генератора, лопасти вентилятора и др.) перед работой застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор;
3. использовать передвижные подставки и переходные мостики через смотровые канавы;
4. пользоваться специализированным инструментом;
5. для транспортировки пользоваться тележками с упорами, предохраняющими генератор от падения;
6. работать только исправным, чистым и незамасленным инструментом;
7. при работе гаечными ключами подбирать их по размеру;
8. приржавевшие и трудноотворачиваемые гайки предварительно обстучать легкими ударами молотка, смочить керосином, после чего отворачивать;
9. пользоваться молотками, надежно насажанными на рукоятки;
10. при осмотре автомобиля пользоваться переносной лампой с напряжением не выше 36 В, а в смотровой канаве – не выше 12В. Лампа должна быть с предохранительной сеткой.
При необходимости выполнения работ с электроинструментом, питающемся напряжением выше 36В, следует пройти специальное обучение.
При поверках генераторов на испытательных стендах необходимо правильно центрировать, надежно закреплять генераторы в зажимных устройствах.
Выпрессовку втулок, подшипников и других деталей производить с помощью съемника и пресса.
При выполнении работ, при которых выделяются вредные газы, пыль, искры и отлетают частицы металла и стружки, пользоваться очками, масками и т.п.
В электроотделении должна быть аптечка с медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.
В этой работе были рассмотрены такие вопросы как назначение, устройство, принцип действия, неисправности, основные регулировки и техническое обслуживание источников электрического тока (аккумулятора и генератора) в легковых и грузовых автомобилях. Мы выяснили, что состояние электрооборудования автомобиля оказывает влияние на надежность и долговечность работы двигателя.
Безотказная работа приборов электрооборудования достигается всесторонней их диагностикой и комплексом регулировочных и профилактических воздействий при техническом обслуживании автомобиля. От исправного состояния аккумулятора, генератора, реле-регулятора и других приборов зависит работоспособность всей системы электрооборудования и в конечном счете всего автомобиля.
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования автомобиля
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей должны производиться только в специально предназначенных для этого местах (постах технического обслуживания и электроотделениях).
К работам по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж по технике безопасности.
При выполнении работ, при которых выделяются вредные газы, пыль, искры и отлетают частицы металла и стружки, рабочие должны пользоваться индивидуальными защитными средствами (очками, масками и т. п.).
В электро отделении должна быть аптечка, укомплектованная медикаментами, необходимыми для оказания первой помощи.
При выполнении работ по техническому обслуживанию электрооборудования непосредственно на автомобиле необходимо соблюдать следующее:
контрольнорегулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и т. п.), проводят на специальном посту, оборудованном местным отсосом отработавших газов;
во избежание попадания одежды или рук во вращающиеся части (шкив генератора, лопасти вентилятора и т. п.) перед началом работы застегнуть обшлага рукавов и проверить, чтобы не было свисающих концов одежды, заправить волосы под головной убор;
использовать передвижные подставки и переходные мостики через осмотровые канавы;
пользоваться специализированным инструментом — комплектом инструментов (мод. 2443), а при производстве работ в электроотделении — комплектом инструментов (мод. 2444М), выпускаемых Казанским заводом «Автоспецоборудование»;
при снятии стартеров (типа СТ26, СП 03 и др.) с автомобилей необходимо пользоваться приспособлениями, облегчающими выполнение этой операции;
для транспортировки агрегатов электрооборудования, имеющих значительный вес, необходимо пользоваться тележками со стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от возможного падения;
при работе гаечными ключами надо подбирать их по размеру гаек или болтов;
приржавевшие и трудноотворачиваемые гайки необходимо предварительно обстучать легкими ударами молотка, затем смочить их керосином, после чего отворачивать;
пользоваться молотками, надежно насаженными на деревянные рукоятки, изготовленные из прочного и упругого дерева (молодой дуб, рябина, береза и т. п.); пользоваться напильниками, шаберами и другими инструментом с хорошо укрепленными деревянными ручками и с металлическими кольцами, исключающими возможность их раскалывания; поверхность ручек инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; использовать зубила и крейцмейсели длиной не менее 150 мм;
нельзя пользоваться теми молотками, зубилами и крейцмейселями, ударная часть которых имеет наклеп и заусенцы;
при осмотре автомобиля необходимо пользоваться переносной электрической лампой напряжением не выше 36 В, а при работе в осмотровой канаве — не выше 12 В. Лампа должна иметь предохранительную сетку для защиты от механических повреждений и отражатель. Применение переносных ламп 127—220 В запрещается.
Безопасность работ электроинструментом, питающимся от электрической сети, напряжением выше 36 вольт, достигается соблюдением следующих правил:
к работе допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение;
электроинструмент должен выдаваться рабочему после предварительной проверки его исправности, при этом необходимо проверить путем осмотра состояние изоляции токоведущих проводов, обратить особое внимание на места их вывода из корпуса электроинструмента;
перед началом работы необходимо надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки, резиновые сапоги или галоши), имеющие отметку об испытании (штамп или клеймо);
присоединение к сети питания разрешается только через штепсельные соединения, имеющие заземляющий контакт;
если во время работы электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, электроинструмент необходимо немедленно отключить от сети и сдать в ремонт; 248
запрещается держать электроинструмент за провод или касаться рукавом вращающихся,частей до их полной остановки;
при прекращении работы электроинструмент должен немедленно отключаться от сети.
Все корпусы электродвигателей и оборудование электроотделения должны надежно заземляться или иметь зануление согласно действующим «Правилам устройства электротехнических установок». Использование электроустановок без заземления или зануления запрещается.
Выключатели, рубильники к электродвигателям, стендам и другому электрическому оборудованию электроотделения должны располагаться в местах, обеспечивающих их выключение с минимальными затратами времени. Запрещается применять рубильники открытого типа или с кожухами, имеющими щель для рукоятки.
При проверках генераторов, стартеров и прерывателейраспределителей на контрольноиспытательных стендах необходимо правильно центрировать и надежно закреплять эти агрегаты в зажимных устройствах во избежание травм работающих и поломки механизмов.
Рабочие места слесарейавтоэлектриков должны быть оборудованы специальными верстками, надежно закрепленными на полу. Одна половина верхней части верстака должна быть покрыта листовым железом, а другая любым, не проводящим электрический ток материалом (линолеумом, текстолитом и т. д.). Кроме того, верстак должен иметь свободно выдвигающиеся ящики для хранения инструмента. Со сторон, обращенных к проходам, рабочим местам, окнам, верстаки должны иметь защитную металлическую сетку. Устанавливаемое на них оборудование (тиски, пресс и т. д.) должно быть надежно закреплено,
Выпрессовка втулок, подшипников и других деталей должна производиться с помощью съемника и прессов.
При сверлении на сверлильном станке мелких деталей необходимо закреплять их в специальных зажимных приспособлениях (тиски, кондуктор, призмы и т. д.).
При работе на заточном станке необходимо надеть предохранительные очки, а при наличии на станке откидного прозрачного экрана следует опустить экран, чтобы в глаза не попадали частицы наждака и металла. Наждачный круг должен быть защищен стальным кожухом так, чтобы открытой оставалась только рабочая часть круга. Работать со снятым кожухом запрещается. Заточной станок должен иметь прочно укрепленный подручник, который устанавливается так, чтобы зазор между ним и наждачным кругом был не более 3 мм. Наждачный круг закрепляется зажимными фланцами, диаметр которых должен быть не менее 13 диаметра круга. Пользоваться поврежденным кругом, имеющим трещины, выбоины и т. д., запрещается.
Правку кругов разрешается проводить только в защитных очках и специально предназначенным для этой цели инструментом.
Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возлагается на профсоюзные организации.
В целях предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения каждого работающего соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Общие требования безопасности работ, которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов и др. автотранспортных средств.
Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда и производственной санитарии, который является первым этапом обучения безопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.
Ознакомимся с мерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожара на автомобиле, нельзя:
• допускать загрязнений двигателя топливом и маслом;
• допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
• мыть двигатель бензином;
• курить вблизи баков и приборов системы питания;
• подогревать двигатель открытым пламенем.
Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
В ходе написания курсового проекта был разработан участок поста электротехнических работ. Было подобрано необходимое оборудование в соответствии с производимыми работами. В курсовом проекте была полностью рассчитана: технология ремонта ротора генератора автомобиля марки «Краз 6437», экономическая эффективность данного вида ремонта, т.е. обоснована экономической выгодой ремонта относительно покупки новой детали.
Вследствие чего в процессе разработки были приобретены практические навыки планирования и организации ремонта деталей автомобиля, закреплены знания полученные в процессе обучения.
Список использованной литературы
1. Суханов Б. Н., Борзых И. О., Бедарев Ю. Ф.
Пособие по курсовому и дипломному проектированию. » ТО и ТР
автомобилей » издательство Москва «Транспорт» 1985 г.
2. Суханов Б. Н., Борзых И. О., Бедарев Ю. Ф.
Пособие по курсовому проектированию «ТО и ТР автомобилей «,
издательство Москва 1991 г.
3. Интернет сайты: www.pulscen.kz, www.kazstanex.kz, www.ecoconceptcars.ru.
4. Федоренко А. А., Чумаченко Ю. Т. « Электротехника и электрооборудование автомобилей»
6. Большухина И. С. « Экономика предприятия»
7. Вяткин Г. П. « Машиностроительное черчение» 1985 г.
1. Федоренко В. А., Шошин А. И.
Справочник по машиностроительному черчению», издательство
Ленинград «Машиностроение», 1981 г.
Поиск на сайте:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА
Кафедра «Сервис и ремонт машин»
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
Методические указания по выполнению лабораторной работы
Дисциплина – «Основы технологии производства и ремонт автомобилей» Специальность – 190601 – «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Методические указания «Технология ремонта автомобильных генераторов» по выполнению лабораторной работы содержат технические требования на очистку, разборку, дефектацию и испытание автомобильных генераторов. Рассмотрен технологический процесс восстановления крышки генератора металополимерными композициями. Методические указания по выполнению лабораторной работы предназначены для студентов обучающихся по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Методические указания «Технология ремонта автомобильных генераторов» по проведению лабораторной работы рассмотрены и одобрены:
на заседании кафедры «Сервис и ремонт машин» «8» ноября 2005 г., про-
на заседании УМС факультета транспорта и строительства «22» ноября
2005 г., протокол № 2.
Председатель УМС факультета транспорта и строительства,
профессор, д-р. техн. наук В. И. Колчунов
1 Цель лабораторной работы
Изучить требования на разборку и очистку генераторов.
Изучить технологический процесс дефектации деталей генераторов.
Изучить характерные дефекты генераторов и причины их возникновения.
Изучить назначение технологической оснастки инструмента применяемого при ремонте.
Изучить требования к собранным составным частям и изделию в целом.
Приобрести практические навыки по восстановлению посадочных мест под подшипник крышек генераторов.
Ознакомится с технологией перемотки сгоревшей обмотки статора и ротора.
2 Порядок выполнения лабораторной работы
Изучить основные правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
Изучить характерные дефекты генераторов и причины из возникновения.
Изучить назначение технологической оснастки и инструмента применяемого при разборке двигателя.
Изучить возможные способы восстановления работоспособности деталей генераторов.
Изучить технические требования на испытания отремонтированных генераторов.
По результатам занятия составить технологический процесс ремонта генератора.
Оснащение рабочего места.
Комплект слесарных ключей с открытым зевом.
Комплект торцевых головок.
Универсальный съемник А.40005/1/7.
Подставки под статоры и катушки возбуждения.
Таблица 1 – Перечень универсального измерительного инструмента и специальных средств контроля
Продолжение таблицы 1
4 Указание мер безопасности при проведении лабораторной работы
4.1 Перед началом работы студент должен осмотреть свою одежду: манжеты рукавов должны быть застегнуты или завязаны, концы завязок аккуратно убраны, волосы спрятаны под головной убор.
Прежде чем приступить к выполнению того или иного задания студент должен изучить оборудование и последовательность выполнения работ. Следует внимательно следить за показаниями приборов и не допускать работу оборудования при показаниях приборов, превышающих нормальные значения.
К работе на лабораторном оборудовании приступать только с разрешения преподавателя или учебного мастера. Запрещается работа на неисправном оборудовании.
При выполнении отдельных работ необходимо пользоваться соответствующей спецодеждой: халатами, фартуками, перчатками, очками и др.
При работе на станках, с ручным инструментом нельзя наклонять голову близко к вращающимся частям. Не рекомендуется стоять в плоскости вращающихся частей оборудования. Нельзя останавливать вращающиеся части руками.
При механической обработке остерегайтесь попадания стружки в глаза. Удаляйте стружку при помощи специальных крючков и щеток, после окончания работы.
Не прикасайтесь одновременно к электрическим приборам и трубам систем отопления и водоснабжения. Следите за целостность электрической проводки.
При попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые участки тела или в глаза пораженные места нужно немедленно промыть струей воды. Затем пораженные кислотой или кислым электролитом места промыть 2-3% — ым раствором питьевой соды, а пораженные щелочью — 1%-ым раствором уксусной кислоты. Затем снова промыть водой.
Во всех случаях получения, травм, ожогов, отравлений пострадавшему необходимо оказать первую помощь и немедленно направить его в медицинское учреждение.
Ведите себя вежливо по отношению к Вашим коллегам. На рабочем месте не толкайтесь и не шалите – это залог Вашей безопасности и успешного выполнения лабораторного занятия.
5 Требования на разборку и очистку
Разборку поступивших в ремонт генераторов выполняют на рабочих местах с использованием специального оборудования, инструмента и приспособлений, предохраняющих детали от повреждений.
Шкив, переднюю и заднюю крышки, подшипники с валов следует снимать съемниками. Повреждение посадочных поверхностей не допускается.
Статор генератора и катушки возбуждения уложить на специальную подставку, предохраняющую обмотки от механических повреждений. Все детали и составные части после разборки должны быть очищены от пыли, грязи, ржавчины и масляных отложений. Применяемый способ очистки должен обеспечить качественную очистку без нарушения поверхностей деталей. Остаточная загрязненность поверхностей деталей не должна превышать 0,5 мг/дм.
Используемые при разборке и очистке приспособления, инструмент и тара должны соответствовать требованиям правил техники безопасности и промыш-
6. Характерные дефекты генераторов и причины их возникновения
На рисунках 1 – 5 представлены дефекты и возможные причины возникновения.
Рисунок 1 – Износ посадочного места под подшипник качения
Причиной возникновения таких дефектов является перенатяжение приводного ремня и изнашивание при фреттинге.
Рисунок 2 – Износ ротора по диаметру и токоприемников
Причинами возникновения данных дефектов являются: износ подшипников качения, попадание частиц абразивного характера, перенатяжение приводного ремня, плохое качество подающих щеток.
Рисунок 3 – Разрушение крышки
Данный дефект возникает вследствие заклинивания подшипника, потери прочности спиц крышки, технологических дефектов при изготовлении.
Рисунок 4 – Износ внутренней поверхности статора и горение обмотки статора
Причинами возникновения данных дефектов являются: износ подшипников качения, попадание частиц абразивного характера, перенатяжение приводного ремня, отсутствие надежного контакта, увлажнение обмоток, резкие скачки напряжения в системе, межвиткового замыкания.
Рисунок 5 – Пробой вентиля (диода), горение блока выпрямления
Причины: отсутствие надежного контакта, увлажнение обмоток, резкие скачки напряжения в системе, межвиткового замыкания.
7 Требования на дефектацию
Дефектация деталей и сборочных единиц производится на рабочем месте дефектовщика, которое должно быть оснащено специальным оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментами.
Дефектацию подшипников выполняют в соответствии с техническими требованиями, изложенными в таблице 2.
Таблица 2 – Технические требования на дефекацию подшипников
Последовательность контроля подшипников должна быть следующей: осмотр, проверка на легкость вращения, измерение радиального зазора и размеров колец.
Трещины, выкрашивание металла и цвета побежалости на поверхностях колец и тел качения подшипника не допускаются.
Проверку на легкость вращения проводят, вращая наружное кольцо предварительно промыв подшипник 10%-ным раствором моторного масла в бензине при заторможенном внутреннем.
Наружное кольцо должно вращаться легко, без заметных местных притормаживаний и заеданий. При этом должен быть слышен глухой шипящий звук, резкий металлический или дребезжащий звук не допускается.
Надломы, сквозные трещины на сепараторе, отсутствие или ослабление заклепок сепаратора, забоины и вмятины на сепараторе, препятствующие плавному вращению подшипника, не допускаются.
Диаметры колец подшипника измерять пробками и скобами, радиальный зазор — специальным приспособлением КИ-1223.
Диаметры колец следует измерять только в тех случаях, когда имеются следы сдвига колец относительно вала и корпуса (светлые пятна, риски на посадочных поверхностях), а также при наличии следов коррозии, ожогов и черноты.
Дефектации выпрямителей диодов ВА-1002, ВА-2002.
Трещины на поверхности вентиля и обрыв выводов не допускаются. Прямое падение напряжения на вентилях должно быть не более 1,4В. Значение обратного тока при постоянном обратном напряжении 100 В для
вентиля ВА-1002 должна быть не более 5 мА и 150 В для вентиля ВА-2002 — 2 мА.
Дефектация болтов, шпилек, гаек, винтов и резьбы деталей.
Состояние резьбы проверяется внешним осмотром, навертыванием (вывертыванием) от руки новой гайки (болта).
Стержни болтов не должны иметь изгиба и местной выработки.
Вмятины, забоины, выкрашивание или срыв более двух ниток резьбы не допускаются.
Болты и гайки, у которых смяты грани до размера, исключающего возможность нормальной их затяжки, необходимо заменить.
Дефектация пружинных и стопорных шайб.
Поверхность пружинных и стопорных шайб не должна иметь трещин и раковин.
Искажение формы окружности и сколы концов пружинных шайб не допускаются. Развод концов шайбы должен быть не менее полуторной ее толщины.
Дефектация изолирующих прокладок, шайб, уплотнительных колец.
Поверхности изолирующих прокладок, шайб, уплотнительных колец должны быть ровными, без надрывов, трещин и признаков расслоения. Складки и морщины на поверхности не допускаются. Неравномерность толщины допускается не более 0,1 мм по всей длине.
Дефектация соединительных проводов, изоляционных трубок.
Обрывы и повреждения изоляции соединительных проводов не допускаются. Наконечники проводов выбраковывают при наличии трещин и изломов.
Механические повреждения и оплавление изолирующих трубок не допускаются.
Дефектация изоляционных панелей.
Поверхность изоляционных панелей должна быть гладкой и чистой, не иметь сколов, трещин и подгораний.
Шпонки подлежат замене, если их посадка не соответствует допуску. Контроль посадки шпонки путем измерения их размеров осуществляется только в том случае, если шпонка извлекается из гнезда усилием руки. Допустимое увеличение размера гнезд под шпонку дается в таблице дефекации деталей.
Пригодность обмотки к дальнейшей эксплуатации определяется путем испытаний.
При наличии на обмотке следов подгорания, электрического пробоя и механических повреждений обмотка подлежит замене без проведения последующих испытаний.
Объем, виды проверок и испытаний при дефектации обмотки изложены в картах дефектации статора и катушек возбуждения.
Обмотки, выдержавшие испытания, допускаются к дальнейшей эксплуатации только после дополнительной пропитки.
8 Требования к собранным составным частям и изделию в целом
При намотке катушек фазных обмоток направление намотки, число витков и габаритные размеры катушек должны выполняться в соответствии с технической документацией.
Обмотка должна быть намотана плотно, перехлестывание отдельных про-