Техника безопасности при ремонте двигателя внутреннего сгорания

Перед разборкой двигателя детально знакомятся с его конструкцией, подготавливают место для размещения снимаемых, деталей на стеллажах из досок или деревянных брусьев, доставляют к месту работы инструмент и приспособления, проверяют и подготавливают к работе грузоподъемные средства.

Непосредственно перед разборкой сливают воду, топливо, масло и выпускают сжатый воздух из соответствующих систем двигателя.

При разборке двигателя необходимо строго соблюдать правила техники безопасности:

  • применять только исправный инструмент;
  • пользоваться только проверенными и соответствующими весу демонтируемой детали грузоподъемными средствами;
  • снимая крепежные детали (гайки, болты, шпонки и т. д.), убедиться в том, что освобождаемая деталь не упадет;
  • снимая пружины, убедиться в том, что освобождаемая деталь не будет выброшена силой пружины.

Перед снятием деталей проверяют наличие на них марок и клейм, а при отсутствии наносят их. После снятия детали или агрегата все гайки навертывают на соответствующие болты иди шпильки. Все регулировочные прокладки сохраняют на своих местах. Если прокладка по своему состоянию подлежит замене, то замеряют ее толщину и при сборке ставят новую прокладку такой же толщины. При разборке или снятии деталей нельзя применять чрезмерных усилий. Если узел не поддается разборке, выясняют причину этого и устраняют ее. Отверстие, открывшееся в результате демонтажа агрегата (узла), закрывают крышками или брезентом. Отправляемые на завод для ремонта детали снабжают бирками с указанием наименования детали, на каком механизме деталь устанавливается и где этот механизм расположен на судне, расположение детали в механизме, наименование судна, номер заказа. Обращаться с деталями нужно осторожно во избежание их повреждения.

Последовательность разборки двигателя определяется особенностями его конструкции и обычно указывается заводом-изготовителем. При разборке двигателя сначала снимают отдельные агрегаты и узлы, которые затем разбирают на детали.

Общий порядок разборки двигателя следующий:

  • снимают все контрольно-измерительные приборы, электропроводку, приборы электрооборудования и все детали, которые могут быть, разбиты и повреждены;
  • снимают топливные насосы, форсунки и топливные трубопроводы; масляные насосы, лубрикаторы и масляный трубопровод; воздухопроводы, воздухораспределитель, и пусковые клапаны; водяные насосы и трубопровод системы охлаждения; впускной и выпускной коллекторы; крышки цилиндров;
  • открывают люки картера и демонтируют кривошипно-шатунный механизм;
  • демонтируют распределительный механизм, регулятор;
  • снимают блок цилиндров (или цилиндр и блок-картер);
  • демонтируют реверсивную муфту или реверс-редуктор;
  • снимают маховик;
  • вскрывают рамовые подшипники;
  • поднимают коленчатый вал;
  • все снятые с двигателя узлы и детали промывают керосином (топливом) и насухо протирают;
  • приступают к обмеру размеров деталей;
  • рабочие поверхности деталей покрывают маслом, обматывают тканью и накладывают деревянные планки, что предохраняет их от коррозии и механических повреждений.

При ограниченности площади в машинном отделении предусматривают место до начала разборки для размещения крупных деталей, не предназначенных для отправки на завод, свободные проходы для обслуживания или разборки вспомогательных механизмов машинного отделения, а также для обеспечения пожарной безопасности. Чисто обработанные детали с трущимися поверхностями кладут на мягкие подкладки — доску, картон или мешковину. Во избежание повреждений контрольно-измерительные приборы снимают с двигателя в первую очередь.

Регулировка механизма управления двигателем внутреннего сгорания должна обеспечивать: в крайнем верхнем положении педали подачи топлива — полную остановку двигателя, в верхнем фиксированном положении педали — холостые обороты двигателя; в нижнем фиксированном положении педали — оптимальные обороты двигателя. При регулировке механизма управления двигателем частоту вращения его вала замеряют тахометром: она должна соответствовать характеристике, приведенной в паспорте двигателя. При обнаружении отклонений проверяют техническое состояние двигателя без разборки по показаниям контрольных приборов, установленных в кабине машиниста машины (шасси). Если показания приборов отличаются от данных, приведенных в паспорте двигателя, последний должен быть подвергнут диагностированию и при необходимости ремонту.

Регулировочные работы по ходовой части автомобиля заключаются в проверке и регулировке углов установки передних колес, регулировке предельного угла поворота передних колес, регулировке осевого зазора между поворотным кулаком и проушиной балки передних колес и регулировки подшипников ступиц передних колес.

Схождение передних колес определяют по разности расстояний между ободами колес или шинами сзади и спереди.

Регулировка предельного угла поворота передних колес. Наибольший (предельный) угол поворота передних колес ограничивается положением упорных болтов, расположенных на поворотных рычагах.

Регулировка осевого зазора между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста. У грузовых автомобилей с неразрезной балкой переднего моста нельзя допускать повышенного осевого люфта поворотной цапфы. С этой целью производят проверку величины зазора между поворотной цапфой и внутренней торцовой поверхностью балки переднего моста

Регулировка подшипников ступиц передних и задних колес. Своевременная регулировка подшипников ступиц колес позволяет избежать осевой качки колеса и тем самым предохранить подшипники от преждевременного износа.

Регулировка механизмов системы управления.

Проверку рулевого управления следует начинать с определения давления в системе гидроусилителя и определения свободного хода рулевого колеса и затем по необходимости приступить к проверке регулировки механизма рулевого управления.

Для поддержания рулевого управления в постоянном исправном техническом состоянии необходимо, кроме крепежных работ и проведения основных регулировок рулевого механизма и шарнирных сочленений рулевых тяг, периодически проверять и при необходимости регулировать натяжение ремня привода насоса гидроусилителя, производить регулировку следящей системы пневмоусилителя рулевого управления, проверять герметичность соединений н уплотнений пневматического и гидравлического усилителей, трубопроводов и шлангов, систематически смазывать узлы и детали рулевого управления.

Читайте также:  Faq по ремонту техники

Требования техники безопасности при данных видах работ сводятся в первую очередь к правильной организации рабочего места и к оснащению его оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспечивающими производительную и безопасную работу.

Выполнять операции регулировки ДВС автомобиля с работающим двигателем запрещается. Нахождение рабочих под автомобилем при работающем двигателе также запрещается. Проводить испытания двигателей разрешается только на постах, оборудованных местной отсасывающей вентиляцией для удаления отработанных газов.

При вывешивании автомобиля или отдельных агрегатов необходимо убедиться в прочной установке домкрата. При вывешивании части автомобиля необходимо затормозить его стояночным тормозом, включить первую передачу в коробке передач и подложить специальные башмаки под те колеса автомобиля, которые при вывешивании останутся стоять на земле.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля–самосвала при поднятом кузове можно производить только после укрепления кузова прочными металлическими упорами, исключающими возможность его самопроизвольного или случайного опускания. При замене гидроподъемника обязательна установка второго металлического упора. Работать под поднятым кузовом без установки упора, а также под поднятым кузовом автомобиля–самосвала запрещается.

1.1. Перед проворачиванием или пуском любых механизмов или устройств необходимо предупредить членов экипажей, работающих с этими механизмами или устройствами, а также лиц, находящихся вблизи.

1.2. В период проведения работ по техническому обслуживанию в море при использовании грузоподъемных средств рекомендуется принимать возможные меры, предотвращающие раскачивание поднимаемых деталей.

1.3. Лица, несущие вахту, а также выполняющие работы по техническому обслуживанию механизмов и систем энергетической установки, обязаны использовать СИЗ и применять специальные защитные наушники, если уровень шума превышает санитарные нормы.

1.4  Перед вскрытием механизмов, трубопроводов, арматуры и цистерн следует убедиться, что в них нет давления пара, газов или жидкостей, а также следить за тем, чтобы клапаны, разобщающие эти механизмы или системы от участков, находящихся под давлением, были плотно закрыты, и вблизи них должны быть вывешены таблички с предупредительными надписями. Открытые концы трубопроводов должны быть надежно заглушены.

1.5 Поврежденные участки термоизоляции паропроводов и газоотводов должны быть восстановлены.

1.6  Демонтированные детали должны устанавливаться на заранее подготовленное место и закрепляться во избежание подвижки от раскачивания судна.

1.7  Разрешается укладывать снятые детали на подвесные площадки двигателя, если масса их не превышает допустимую нагрузку.

1.8 Переносные грузоподъемные средства необходимо подвешивать к специально предусмотренным конструкциям (кран-балки, рымы), соответствующим грузоподъемности устройств или массе груза.

1.9  При погрузке деталей и механизмов через световой люк сигнальщик находится в безопасном месте с внешней стороны люка для связи со всеми исполнителями.

1.10  При подъеме крупных деталей следует использовать исправные штатные рым-болты. Резьба на них не должна иметь повреждений. Отверстия под рым-болтами следует очистить от нагара и загрязнений. Рым-болты следует вворачивать до упора.

1.11 При снятии штатных настилов, трапов, поручней, лееров во избежание падения людей необходимо устанавливать временные ограждения.

1.12  На судах, над входами в машинное отделение (МО) и в машинных помещениях на видных местах должны быть нанесены предупреждающие надписи: «ОСТОРОЖНО! МЕХАНИЗМЫ ЗАПУСКАЮТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ».

1.13. С целью предотвращения травмоопасных ситуаций запрещается:

(01) эксплуатировать технические средства с неисправными устройствами управления, защиты и аварийно-предупредительной сигнализации;

(02) производство каких-либо работ на действующих механизмах; (03) демонтировать и устанавливать защитные ограждения движущихся частей судового оборудования во время работы механизмов;

(04) подтягивать резьбовые соединения на механизмах, сосудах и трубопроводах, находящихся под давлением;

(05) оставлять демонтированные детали в подвешенном состоянии.

2.1 Подготовка и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту главных или вспомогательных двигателей производятся под руководством лица, ответственного за заведование, или руководителя работ. В его обязанности входят: обеспечение согласованных действий специалистов, занятых работами по техническому обслуживанию (ТО), подготовка специнструмента, а также установка необходимых временных ограждений и вывешивание предупредительных знаков безопасности (табличек с соответствующими предупредительными надписями).

2.2. На весь период работ по ТО на неработающем двигателе должно быть введено в зацепление валоповоротное устройство (или установлено другое стопорное устройство), должны быть вывешены соответствующие предупредительные таблички. Необходимо перекрыть топливные, масляные, воздушные клапаны и клапаны системы охлаждения. На судах с двумя двигателями, работающими на общий гребной вал через гидромуфту, двигатель, на котором будут производиться работы, должен быть надежно отключен от гидромуфты и должно быть включено валоповоротное или другое стопорное устройство. После окончания работ валоповоротное устройство (или стопорное) должно быть отключено.

2.3 Люки картера двигателей внутреннего сгорания следует открывать через промежуток времени, устанавливаемый инструкцией завода-изготовителя (в случае остановки из-за перегрева деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) время до снятия люков увеличивается). После открытия картера должна быть обеспечена его вентиляция, а также вентиляция машинных помещений. Для производства каких-либо работ в картере используются светильники или фонари во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 12 В.

Читайте также:  Что такое средний ремонт авиационной техники

2.4 При демонтаже крышек цилиндров, форсунок, предохранительных и пусковых клапанов двигателей в случае их пригорания в посадочных стаканах для их подрыва следует применять съемные приспособления. Перед демонтажом пусковых, впускных и выпускных клапанов, форсунок, предохранительных клапанов на неработающем двигателе следует открыть индикаторный кран для снятия давления в цилиндре.

2.5  Опрессовка форсунок главных и вспомогательных двигателей должна производиться в специально выделенных для этой цели помещениях, оборудованных испытательным стендом с вытяжной вентиляцией.

2.6  После демонтажа цилиндровых крышек отверстия цилиндров двигателей должны быть закрыты деревянными крышками.

2.7  При выполнения замеров и других работ необходимо пользоваться изготовленным для этих целей трапом. Ступеньки трапа должны быть выполнены из металлического четырехгранного прутка, поставленного на ребро. При работах в продувочных, выхлопных ресиверах запрещается просовывать руки в продувочные и выпускные окна. Через отверстия снятых выпускных клапанов в крышках двигателей с прямоточно-клапанной продувкой разрешается производить предварительный осмотр полостей цилиндров.

2.8  Запрещается подтягивание резьбовых соединений топливных трубопроводов во время работы двигателя. При отыскании места разрывов в форсуночных трубках не допускается ощупывание трубки рукой.

2.9  Во избежание возможного скопления в воздухопроводах главных и вспомогательных двигателей паров масла взрывоопасной концентрации их надо продувать сжатым воздухом.

Меры безопасности при ремонте двигателей

Автомобиль, так или иначе, является неотъемлемой частью жизни множества людей, по-прежнему являясь не роскошью, а средством передвижения. Поэтому относиться к нему нужно бережно. Причем, как в процессе эксплуатации, так и при техническом обслуживании. В данном материале мы затронем несколько правил техники безопасности при ремонте и диагностике автомобиля на СТОА.

Если при постановке автомобиля на пост техобслуживания или ремонта работ по регулировке тормозов не предвидится, то автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз и включить низшую передачу.

В рамках ремонтных работ, при которых колеса снимаются, под автомобиль нужно поместить стойки-козелки, а неснятые колеса — зафиксировать упорами (башмаками). Ни в коем случае нельзя осуществлять какие-либо работы на автомобиле, если тот вывешен только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), и если его колеса сняты.

Снятие и постановка рессор требуют предварительной разгрузки автомобиля от веса кузова. Для этого кузов нужно поднять подъемным механизмом, после чего поставить козелки, тем самым минимизируя риск падения автомобиля.

При техобслуживании и ремонте самосвалов их кузов укрепляют прочными металлическими упорами (штангами) после его поднятия. Это делается для того, чтобы тот самопроизвольно не опустился. Использовать вместо упора различные подкладки (ключи, деревянные брусья и т. д.) строго запрещено. Как и работать под поднятым кузовом без его предварительного укрепления штангами.

Техническое обслуживание и ремонт днища кузова легкового автомобиля требуют предварительного укрепления автомобиля на поворотном стенде, после чего топливо и вода должны быть слиты из топливных баков и из системы охлаждения соответственно, маслозаливная горловина двигателя должна быть плотно закрыта, а аккумуляторная батарея — снята.

Техобслуживание и ремонт автоцистерн, в которых перевозят легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузов проводятся только при заполнении емкости водой или отработанными газами, а также с применением устройства надежного заземления. В особенности это касается проведения сварочных работ.

Снятие, транспортировка и установка двигателя, коробки передач, заднего моста, переднего моста, кузова и рамы производится подъемно-транспортными механизмами, которые для гарантии полной безопасности работ оборудованы приспособлениями для захвата.

Правила техники безопасности при ремонте автомобиля

Ремонт автомобиля подразумевает не только знание определенных основ починки комплектующих частей, умение разбирать и собирать запчасти, но и соблюдение безопасности во время работы. В большей степени это касается не только самостоятельного ремонта, но и починки в автосервисах, когда в таких местах автомобили проходят более технические осмотры. Поэтому в данном случае соблюдать правила безопасности – просто необходимо.

Основные правила техники безопасности

Перед началом любых ремонтных работ в автосервисе все работники одевают рабочую одежду, которая не стесняет в движениях. Она защищает от небольших ран и загрязнений. На ноги должны быть надеты прочные ботинки, которые бы помогали избежать нанесение травмы при падении какого-то рабочего инструмента или запчасти.

Автомобиль должен быть

  • Прочно установлен. На колеса – надежные упоры, сама машина – на ручнике или на низшей передаче.
  • Проверен на наличие протечек. Работы с двигателем требуют строжайшей проверки. В противном случае есть риск взрыва и возникновения пожара внутри карбюратора или аккумулятора, а вследствие этого, – ожогов у пострадавших. Известны случаи, когда вытекшее топливо или масло становится причиной возгораний.

Вообще, несмотря на то, что реальная возможность получить задымление может быть только в случае работы в моторном отсеке или под самим автомобилем после резкой остановки двигателя, когда он остается достаточно прогретым, чтобы создать термическое воздействие, риск довольно оправдан. Температура внутри автомобиля может составлять до 300 градусов. Поэтому прикосновение к нагретым частям вызывает ожоги 2-3-й степени.

Читайте также:  Ремонт мелкой кухонной техники в Дзержинске

Еще одним важным пунктом в требованиях к безопасности является соблюдение осторожности с тарой. Взаимодействие паров бензина с огнем вызывает мгновенное воспламенение и резкий взрыв, от которого человеческому организму увернуться почти невозможно. Помимо самого ожога на кожу пострадавшего попадает тетраэтил свинец, находящий в составе бензина. Это вещество является мощным ядом, которое разжижает верхний эпителий.

Что может помочь?

Риск возникновения возгорания при ремонте автомобилей в автосервисах очень велик. Однако, если вы случайно обожглись или поранились от огня, то можете воспользоваться специальным гелем Фламена. За счет особого состава действующее лекарство способствуют скорейшему заживлению ран, даже если в этих местах сильные рубцы.

Техника безопасности при работе со спецтехникой

Вашей главной настольной книгой должна стать «Инструкция по эксплуатации и обслуживанию», в которой описан не только функционал машины, но и приведены правила по технике безопасности. Дополнительно на каждой машине установлены предупредительные таблички, указывающие на возможные опасные ситуации и способы предотвращения подобных ситуаций.

Прежде чем начать эксплуатацию машины, необходимо прочитать и понять «Инструкцию по эксплуатации и обслуживанию», ознакомиться со всеми предупредительными табличками, установленными на машине, и убедиться в полном понимании их значения и содержания. Храните инструкцию в специально отведенном месте в кабине оператора. В случае ее утери или прихода в негодное состояние обращайтесь к официальному дистрибьютору за ее новой копией.

Общие сведения по безопасной работе со специальной техникой:

  • Только имеющий допуск и специальное образование персонал может производить эксплуатацию и обслуживание специальной техники;
  • Все работы при эксплуатации и обслуживании специальной техники выполняются в спецодежде и индивидуальных средствах защиты. Всегда перед началом работ проверяйте исправность защитных средств;
  • При обнаружении неисправности машины при ее эксплуатации или техническом обслуживании немедленно остановите работу. Сообщите об этом ответственному лицу и предпримите все необходимые действия. Не эксплуатируйте машину до устранения неисправности;
  • При работе с другим оператором или лицом, ответственным за движение на рабочей площадке, убедитесь в том, что персонал правильно понимает подаваемые рукой сигналы;
  • Подъем на машину и спуск с нее выполняйте только с помощью перил и ступеней, предназначенных для этих целей. Всегда находитесь лицом к машине и сохраняйте контакт с перилами и ступенями в трех точках. Не опирайтесь на рычаги управления при подъеме и спуске. Никогда не вскакивайте в машину и не спрыгивайте с нее. Не садитесь и не выходите из машины на ходу;
  • При выполнении операций для улучшения видимости или обеспечения удобства (открывание окон, регулировка сиденья оператора) всегда блокируйте рабочее оборудование (положение ЗАБЛОКИРОВАНО), полностью опустив его на грунт и заглушив двигатель. Так вы исключите возможность внезапного движения машины, серьезных травм, материального ущерба;
  • Никогда не пытайтесь остановить машину, запрыгнув в нее, в случае ее самопроизвольного движения без оператора в кабине;
  • Не разрешайте кому‑либо находиться на или под рабочим оборудованием во время выполнения работ;
  • Содержите машину и кабину оператора в чистоте.

Меры по обеспечению пожарной безопасности:

Установка дополнительного или модификация оборудования, произведенная без санкции фирмы Komatsu, может стать причиной возникновения опасной ситуации.

  • Перед заправкой всегда останавливайте двигатель;
  • После заправки удаляйте подтеки масла или топлива;
  • Перед началом шлифовальных или сварочных работ на шасси машины уберите все огнеопасные материалы в безопасное место.
  • Не используйте сварочный аппарат или газовый резак для разрезания трубопроводов или труб, если в них находится огнеопасная жидкость;
  • Замасленную ветошь и другие огнеопасные материалы убирайте в специальный контейнер;
  • Проверяйте электропроводку машины каждый день для выявления повреждения или ослабления контактов. Контакты затягивайте и ремонтируйте или заменяйте проводку;
  • Проверяйте надежность крепления шлангов, зажимов труб, ограждения и амортизаторов. Ослабление крепления может привести к их повреждению и выбросу масла под высоким давлением и стать причиной возгорания;
  • При проверке топлива, масла, электролита аккумуляторной батареи используйте взрывобезопасную осветительную аппаратуру.

Меры безопасности при эксплуатации специальной техники

1. Безопасность на рабочей площадке

Перед началом работ осмотрите состояние грунта на рабочей площадке для выбора наиболее безопасного способа выполнения работ, а также для выявления необычных условий, представляющих потенциальную опасность, таких как:

  • Наличие легковоспламеняющихся материалов;
  • Наличие под рабочей зоной трубопроводов или линий высокого напряжения;
  • Отсутствие ограждения препятствующего проникновению посторонних лиц;
  • Наличие в непосредственной близости электрических кабелей. При их обнаружении старайтесь не приближаться к ним и держать максимально большое расстояние между машиной и электрическим кабелем. Не разрешайте персоналу приближаться к машине во время выполнения работ вблизи кабелей высокого напряжения.

При работе в туннелях, под мостами, под линиями электропередач или в других местах с ограниченной высотой, действуйте без спешки и будьте осторожны, чтобы не задеть окружающие сооружения рабочим оборудованием

2. Безопасность при запуске машины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *