Техника безопасности при ремонте автомобильных шин

Настоящая инструкция по охране труда разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями и предназначена монтировщика шин.

Настоящая инструкция разработана
на основе типовой инструкции по охране труда, с учетом требований
законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные
требования охраны труда, правил по охране труда на автомобильном транспорте и
предназначена для работников, выполняющих шиномонтажные работы.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть исправную спецодежду и обувь,
застегнуть и заправить, чтобы не было свисающих концов.

2.2. Подготовить к работе весь инструмент
и убедиться в его исправности.

2.3.  Проверить освещенность рабочего места.

2.4. Очистить шины от пыли, грязи, льда.

2.5. О замеченных нарушениях требований
безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования,
приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен
сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до
устранения этих нарушений и неисправностей.

2.1. Перед началом работы монтировщик шин обязан:

— надеть спецодежду. Рукава и полы спецодежды следует застегнуть на все пуговицы. Одежду необходимо заправить так, чтобы не было свисающих концов или развивающихся частей. Не допускается засучивать рукава спецодежды и подворачивать голенища сапог;

— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;

— проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

— проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

2.2. Оборудование должно быть укомплектовано испраными манометрами и указателями допустимого давления; предохранительный клапан вулканизационного аппарата, компрессора отрегулирован на разрешенное рабочее давление.

2.3. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.

2.4. Монтировщик шин не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправностях технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

— недостаточной освещенности или загроможденности рабочего места;

— отсутствии или неисправности средств сигнализации и контрольно-измерительных приборов;

— неисправностей магистралей подачи воздуха.

2.5. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это монтировщик шин обязан сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

Общие требования охраны труда

1.1. К
самостоятельной работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский
осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в
установленном порядке.

— соблюдать
Правила внутреннего трудового распорядка;


выполнять только ту работу, которую ему поручили;

— знать
местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не
загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметь
оказывать пострадавшим первую помощь;


применять средства индивидуальной защиты.

1.3. На работников
при выполнении шиномонтажных работ могут воздействовать следующие опасные и
вредные факторы:

— запыленность воздуха рабочей зоны при отсутствии
местной вытяжной вентиляции;

— повышенный уровень шума на рабочем месте;

— острые кромки, заусенцы и шероховатость на
поверхностях оборудования, материалов;

— отсутствие или недостаток естественного освещения;

— неудобная рабочая поза.

1.4. Работники при выполнении шиномонтажных работ обеспечиваются средствами
индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи специальной
одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты:

1.5. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного
или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, о всех замеченных им
нарушениях Правил, инструкций по охране труда, неисправностях оборудования,
инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.

1.6. Лица,
не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно
действующему законодательству.

Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

XVII. Требования охраны труда при выполнении

161. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.

В случае использования подъемного механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства — специальную подставку (козелок).

162. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.

163. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

164. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить с применением монтажного инструмента.

165. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

166. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины и исправить положение кольца.

167. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

168. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

169. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).

170. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).

1) выбивать диск кувалдой (молотком);

2) монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

3) во время накачивания шины сжатым воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

4) накачивать шину сжатым воздухом свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;

5) применять при монтаже шин неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;

6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов;

7) проводить сварочные работы на ободах и дисках смонтированных колес.

1.1. К работе в качестве монтировщика шин допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие перед допуском к самостоятельной работе:

— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования);

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. Монтировщик шин обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Монтировщик шин обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметь оказывать пострадавшим первую помощь;

— применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;

— содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны – необходимо обеспечить ее уборку.

1.4. При выполнении работ на монтировщика шин возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

—  повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— физических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий монтировщик шин  обязан использовать предоставляемые работодателем спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

1.6. Спецодежда должна содержаться в исправном состоянии, при выполнении работ должна быть застегнута. В карманах не должно быть колющих и режущих предметов.

1.7. Допуск на рабочие места посторонних лиц, а также работников находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, запрещается.

1.8. Прием пищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте принимать пищу запрещено.

1.9. Курение разрешается только в местах, специально отведенных для  курения, обозначенных знаком «Место курения».

1.10. В процессе повседневной деятельности  монтировщик шин должен:

— применять в процессе работы средства малой механизации, машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

— соблюдать требования знаков безопасности и сигналов, предупреждающих об опасности;

— быть внимательным к сигналам, подаваемым машинистами и водителями движущегося транспорта;

— ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

— не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;

— поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

— быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

1.11. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.12. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

Утверждена

Приказом Департамента

автомобильного транспорта

Российской Федерации

от 27 февраля 1996 г. N 16

Согласовано

с ЦК профсоюза работников

автомобильного транспорта

и дорожного хозяйства

7 августа 1995 года

Вводится в действие —

с 27 февраля 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 5

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном предприятии.

1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при снятии и установке колес автомобиля (инструкция N 18);

при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция N 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция N 23).

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, монтировщик шин должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные безопасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.

2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем — периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна превышать 40 ч в неделю.

Читайте также:  В Орехово-Зуево ремонт бытовой техники 51

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

узлы и детали автомобиля;

оборудование и инструмент.

2.6.1. Узлы и детали автомобиля — падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к смертельному исходу.

2.6.2. Оборудование и инструмент — применение неисправного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не проинструктирован.

2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты монтировщику шин выдаются:

фартук хлопчатобумажный с нагрудником;

рукавицы комбинированные.

2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работ, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен:

3.1.1. Надеть средства индивидуальной защиты.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы монтировщик шин должен:

4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля — специальную подставку (козелок).

4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специальных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера фиксировать поднятую покрышку стопорным устройством.

4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.

4.1.5. Перед демонтажом шины с обода колеса или бездискового колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального стенда или съемника.

4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (расширитель).

4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п. производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец.

4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

4.1.10. Накачку шин производить только с применением предохранительного ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и величины.

4.1.11. При накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром.

4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/кв. см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

В случае падения давления в шине более чем на 40% от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и накачать.

4.2. Запрещается:

монтировать шины на ободы несоответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);

закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;

накачивать шину свыше установленной нормы;

выбивать диск кувалдой;

регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом — изготовителем, а также класть на клапан дополнительный груз.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы монтировщик обязан:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Настоящая инструкция по охране труда при работе на шиномонтажном станке доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1.1. К самостоятельному выполнению работ на шиномонтажном станке допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, получившие необходимые практические навыки по выполнению шиномонтажных работ и имеющие допуск к выполнению этой работы, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе и проверку знаний, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе. 1.2. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний по безопасности труда и получить допуск к работам повышенной опасности. 1.3. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, работник должен пройти внеплановый инструктаж. 1.4. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен пройти инструктаж по электробезопасности и получить I группу. 1.5. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации шиномонтажного станка, приспособлений и контрольно-измерительных приборов. 1.6. Работник, показавший неудовлетворительные знания и практические навыки выполнения работ на шиномонтажном станке, к самостоятельной работе не допускается и должен вновь пройти инструктаж по охране труда. 1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.8. Не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым работник не обучен. 1.9. Во время выполнения работ на шиномонтажном станке на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы: — ударная волна и разлетающиеся осколки (например, при взрыве сосуда, работающего под давлением); — струя сжатого воздуха, истекающая с большой скоростью из трубопровода или баллона со сжатым воздухом; — повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне; — повышенный уровень шума (например, при работе компрессора или заполнении колеса сжатым воздухом); — острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования, приспособлений, инструмента; — физические перегрузки (например, при перемещении тяжелых автомобильных колес вручную); — электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека. 1.10. Лицам, выполняющим шиномонтажные работы, следует помнить о том, что устройства, создающие давление, а также сосуды и системы, находящиеся под давлением сжатого воздуха, представляют опасность для человека, так как при разрыве трубопроводов, шлангов, взрыве баллона со сжатым воздухом создается угроза получения тяжелых травм и осколочных ранений. 1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия на здоровье работника опасных и вредных производственных факторов, ему следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. 1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками. 1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка. 1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих. 1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой. 1.16. Для предупреждения возможности заболеваний работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом; в рабочем помещении не следует хранить и применять пищу, а также курить. 1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может быть привлечен к материальной ответственности в установленном порядке.

2.1. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. 2.3. Прежде чем приступать к выполнению шиномонтажных работ следует проверить состояние рабочего места; при необходимости, следует навести чистоту, порядок и обеспечить наличие свободных проходов. 2.4. Подготовка к началу проведения работ должна включать в себя проверку исправности и технического состояния шиномонтажного станка, инструмента и приспособлений, которые будут использоваться в работе. 2.5. Перед тем, как приступить к работе, необходимо проверить наличие и качество крепления заземляющей шины шиномонтажного станка, привода компрессора и другого электрооборудования. 2.6. Перед началом работы следует проверить наличие защитных ограждений, исправность электрической проводки, местной вытяжной вентиляции. 2.7. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены. 2.8. Не следует приступать к работе, если имеются сомнения в обеспечении безопасности на рабочем месте для выполнения предстоящей работы.

Читайте также:  Сервисный центр в химках по ремонту бытовой техники

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку, снятие и перемещение по шиномонтажному участку тяжелых автомобильных колес и покрышек следует производить с помощью грузоподъемных механизмов либо средств малой механизации; при этом необходимо знать и соблюдать допустимые нормы перемещения тяжестей вручную. 3.2. При переноске тяжестей на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг. 3.3. При демонтаже покрышки с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен; при этом следует вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем его вывернуть из клапана. 3.4. Во избежание несчастного случая нельзя пользоваться для демонтажа покрышки, плотно приставшей к диску кувалдой или молотком. 3.5. При снятии края покрышки с диска с помощью рабочей лопатки следует быть осторожным, чтобы пальцы рук не попали между лопаткой и покрышкой. 3.6. Перед каждым нажатием ножной педали нужно убедиться в том, что перемещение рабочих частей станка не представляет опасности для работника. 3.7. При пользовании монтажной лопаткой необходимо прочно и уверенно удерживать ее в руках для предупреждения возможности травмирования рук. 3.8. Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять специальный расширитель. 3.9. Перед монтажом покрышки на диск необходимо тщательно осмотреть ее, удалить врезавшиеся в протектор мелкие камни и другие твердые предметы, в случае необходимости, вытащить при помощи клещей металлические предметы; во избежание травмирования рук выполнять эту операцию рекомендуется именно клещами, а не отверткой, шилом или ножом. 3.10. Перед тем, как начать монтировать покрышку следует проверить состояние диска; при этом нужно помнить о том, что нельзя монтировать покрышку на диск, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. 3.11. При монтаже покрышек на диски не следует использовать неисправные и не соответствующие размерам покрышек диски колес. 3.12. Перед тем как начать накачивание шины необходимо убедиться в том, что диск колеса зажат на поворотном столе изнутри. 3.13. Во время накачивания шины воздухом нельзя исправлять ее положение на диске постукиванием с помощью молотка либо кувалды. 3.14. Для контроля величины давления воздуха во время накачивания шины, следует пользоваться манометром. 3.15. Редуктор на станке для демонтажа и монтажа шин во время работы должен быть закрыт кожухом. 3.16. Во время работы работник должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда. 3.17. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей. 3.18. Во время работы не разрешается допускать к работе на шиномонтажном станке посторонних лиц, не имеющих на это права. 3.19. Нельзя использовать шиномонтажный станок не по назначению, предусмотренному технической документацией фирмы-изготовителя.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону. 4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся. 4.3. При ушибах или растяжении связок первая помощь заключается в следующем: — для уменьшения боли и предупреждения кровоизлияния следует прикладывать «холод»; — наложить тугую повязку; — ушибленному месту создать покой; — не следует смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс, так как это лишь усиливает боль. 4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112. 4.5. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы свое рабочее место следует привести в порядок и обесточить станок для шиномонтажных работ. 5.2. Инструмент и приспособления необходимо убрать в отведенные для них места. 5.3. После окончания рабочего дня необходимо убрать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенное для этого место. 5.4. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

Инструкция по охране труда

при работе при выполнении шиномонтажных работ и вулканизации

1. Общие требования охраны труда

1.1 К самостоятельной работе по выполнению шиномонтажных работ и вулканизации допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж , обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие группу по электро¬безопасности не ниже II и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника

1.2 Лица, не прошедшие своевременно повторный инструктаж по охране труда, не должны приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями без получения целевого инструктажа.

1.3 Работник обязан:

1.3.1 Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

1.3.2 Выполнять режим труда и отдыха;

1.3.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

1.3.4 Соблюдать требования охраны труда.

1.3.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

1.3.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

1.3.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

1.3.8 Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.

1.3.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.

1.4 При выполнении шиномонтажных работ и вулканизации возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

— запыленность воздуха рабочей зоны при отсутствии местной вытяжной вентиляции;

— повышенный уровень шума на рабочем месте;

— отсутствие или недостаток естественного освещения;

— неисправность вулканизационного аппарата, контролирующих приборов;

— неисправный рабочий инструмент (нож, монтажный инструмент, съемные устройства и др.).

1.5 При выполнении вулканизационных и шиномонтажных работ работники должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по профессии.

1.6 О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.

1.7 Работник должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом.

1.8 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.

1.9 За невыполнение данной инструкции работник несет ответственность согласно законодательства Российской Федерации.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Надеть спецодежду, приготовить другие необходимые средства индивидуальной защиты.

2.2 Перед началом работы работник должен подготовить рабочее место в плане оснащенности его необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

2.3.1 Проверить наличие средств пожаротушения.

2.3.2 Проверить наличие вентиляции (в помещении), освещения.

2.3.3 Убедиться в исправности манометра.

2.3.4 Очистить шины от пыли, грязи, льда.

2.4 Проверить наличие бензина и клея. На рабочем месте разрешается хранить бензин и клей в количестве, не превышающем сменную потребность. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости. Бензин и клей должны находиться не ближе 3 метров от топки парогенератора.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 При работе на паровулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и давлением предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.

3.2 Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление во избежание взрыва котла.

3.3 При неисправности насоса (невозможности подкачивать воду) следует немедленно прекратить работу, удалить топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой запрещается.

3.4 Станки для шероховки должны оборудоваться местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли, надежно заземляться и иметь ограждение привода абразивного круга.

3.5 Работу по шероховке следует проводить только в защитных очках и при включенной местной вытяжной вентиляции.

3.6 При работе на паровых мульдах подача сжатого воздуха в варочный мешок может производиться только после окончательного закрепления шины и бортовых накладок струбцинами.

3.7 Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как восстановительный участок остынет.

3.8 При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал), а не на себя. Работать можно только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.9 Перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок).

3.10 Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух их нее.

3.11 Перед демонтажем шины (с диска колеса) воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить монтажным инструментом.

3.12 Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.13 Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс,кв.см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

3.14 Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы, и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин необходимо выполнять с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету замочных колец.

3.15 Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.16 Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).

3.17 Для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

3.18 Работнику запрещается:

3.18.1 Работать без клапана, а также неисправным или неопломбированным клапаном на вулканизационном аппарате;

3.18.2 Устанавливать на клапан дополнительный груз;

3.18.3 Пользоваться неисправным, неопломбированным или с просроченным сроком проверки манометром;

3.18.4 Ремонтировать вулканизационный аппарат при наличии в котле давления;

Читайте также:  Ремонт бытовой техники ершов

3.18.5 Ослаблять струбцины прежде, чем из сварочных мешков будет выпущен воздух;

3.18.6 Использовать этилированный бензин для приготовления резинового клея;

3.18.7 Покидать рабочее место во время работы парогенератора или вулканизационного аппарата или допускать к работе на них других лиц.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 Во время работы могут возникнуть аварии или аварийные ситуации, которые могут привести к несчастным случаям. Основные возможные аварийные ситуации:

4.1.1 Повреждение изоляционных проводов;

4.1.2 Увеличение давления пара может привести к взрыву котла;

4.1.3 Сильная запыленность воздуха рабочей зоны может вызвать заболевание.

4.5. При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:

4.5.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.

4.5.2 Под руководством ответственного за производство руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.

4.6 При возникновении пожара, задымлении:

4.6.1 Немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.

4.6.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.

4.6.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.

4.6.4 Организовать встречу пожарной команды.

4.6.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

4.7 При несчастном случае:

4.7.2 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.

4.7.3 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

4.7.4 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1 По окончании работы работник должен обесточить вулканизационный аппарат, привести в порядок рабочее место:

5.2 Очистить аппарат от грязи и пыли;

5.3 Убрать отходы производственной деятельности на отведенные места;

5.4 Инструмент и приспособления убрать в места их хранения;

5.5 Снять спецодежду, очистить от грязи и убрать в шкаф.

5.6 Вымыть руки и лицо с мылом.

5.7 Доложить о возникавших в процессе работы неисправностях в работе механизмов, о недостатках, влияющих на безопасность труда своему непосредственному руководителю.

Требования охраны труда при выполнении шиномонтажных работ

209. Демонтаж и монтаж шин должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

210. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.

211. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.

212. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

213. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

214. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины и исправить положение кольца.

215. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

216. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

217. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).

218. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).

4) накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;

6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощь
пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103
или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков
горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— немедленно сообщить о пожаре по
телефону 101 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию),
а также своему непосредственному руководителю;

— четко выполнять указания руководителя
работ по эвакуации и спасению людей, тушению пожара первичными средствами
пожаротушения, сохранению материальных ценностей, если это не сопряжено с
риском для жизни и здоровья.

— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— принять меры к тушению возгорания имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения;

— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.

4.3. При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:

— немедленно прекратить работы и известить руководителя работ;

— под руководством ответственного за производство работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.

3.1  Демонтаж и монтаж шин
должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием,
приспособлениями и инструментом.

3.2. Перед снятием колес транспортное
средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном
подъемнике.

В случае использования подъемного
механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры
(башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства — специальную
подставку (козелок).

3.3. Операции по снятию, перемещению и
постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и
автобуса должны быть механизированы.

3.4. Перед демонтажем шины с диска колеса
воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен
выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо
производить с применением монтажного инструмента.

3.5. Перед монтажом шины должна быть
проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно
входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.6. В случае обнаружения неправильного
положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из
накачиваемой шины и исправить положение кольца.

3.7. Накачивание и подкачивание снятых с
транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой
цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету
колец.

3.8. Во время работы на стенде для
демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.9. Для осмотра внутренней поверхности
шины необходимо применять спредер (расширитель).

3.10. Для изъятия из шины посторонних
предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).

— выбивать диск кувалдой (молотком);

— монтировать шины на диски колес, не
соответствующие размеру шин;

— во время накачивания шины сжатым
воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или
кувалдой;

— накачивать шину свыше установленной
организацией-изготовителем нормы давления воздуха;

— применять при монтаже шин неисправные и
заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;

— использовать отвертки, шило или нож для
изъятия из шины посторонних предметов.

5.1. По окончании работы монтировщик шин обязан:

— привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место;

— использованные во время работы и при уборке тряпки, ветошь сложить в специальный металлический ящик с закрывающейся крышкой;

— снять и убрать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

— вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости принять душ;

— обо всех замеченных в процессе работы нарушениях и неисправностях необходимо сообщить руководителю работ.

Поделиться ссылкой

5.1. Привести в порядок
рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в
отведенное для них место.

5.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их
в предназначенное для них место.

5.3. Вымыть руки с мылом.

5.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время
работы, известить своего непосредственного руководителя.

3.1. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.

В случае использования подъемного механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства — специальную подставку (козелок).

3.2. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.

3.3. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

3.4. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.5. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины и исправить положение кольца.

3.6. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

3.7. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

3.8. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).

3.9. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).

— монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

— во время накачивания шины сжатым воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

— накачивать шину сжатым воздухом свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;

— применять при монтаже шин неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;

— использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов;

— проводить сварочные работы на ободах и дисках смонтированных колес.

3.11. Производить установку и снятие шин грузового транспортного средства (автобуса) с вулканизационного оборудования необходимо с помощью подъемных механизмов.

3.12. Станки для шероховки (очистки) поврежденных мест должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли и иметь ограждение привода абразивного круга.

3.13. Работу по шероховке (очистке) необходимо проводить с применением СИЗ глаз.

3.14. При вырезке заплат лезвие ножа необходимо передвигать от себя (от руки, в которой зажат материал). Работать допускается ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.15. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая их по мере необходимости.

Бензин и клей должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от топки парогенератора.

3.16. Подавать сжатый воздух в варочный мешок необходимо после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами.

3.17. Вынимать варочный мешок из покрышки следует за тканевую петлю мешка после выпуска из него воздуха.

3.18. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации следует после того, как отремонтированный участок остынет.

— работать на неисправном вулканизационном аппарате;

— покидать рабочее место во время работы вулканизационного аппарата;

— допускать к работе на вулканизационном аппарате посторонних лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *