1.
Устройство для разборки и сборки коробок
передач.
3.
Коробка передач автомобилей ГАЗ-53 или
ЗИЛ-130.
5.
Микрометры МК-25, МК-50, МК-75.
6.
Нутромеры НИ-50, НИ-100.
7. Набор
щупов №2.
8. Стенд
для обкатки и испытания коробок передач.
9.
Емкость с маслом.
10.
Универсальная индикаторная стойка
СИ-11.
11.
Индикатор часового шипа ИЧ-10.
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Дерябин Владимир диплом
При ремонте
раздаточной коробки автомобиля КАМАЗ
нужно использовать только исправный
инструмент. Все используемые ключи
должны быть без
заусенцев. Стенды для регулировки и
проверки раздаточной коробки должны
быть обязательно заземлены и исправны.
Перед работой на стендах работник должен
быть проинструктирован по правилам
эксплуатации данного оборудования.
Весь инструмент, необходимый для
выполнения ремонта раздаточной коробки
должен располагаться на рабочем месте
так, чтобы исключить его падение и
травмирование работающих.
Работающий должен
быть в спецодежде, согласно требований
правил по технике безопасности.
1.
Ю. И.
Боровских:
Устройство
автомобилей М “Высшая школа”- 2008
2.В.Н.
Барун: Автомобили «КАМАЗ»: Техническое
обслуживание и ремонт. — 2-е изд., перераб
и доп.,- М.: Транспорт, 2007 -352 с: ил., табл.
3.
Б.А. Титунин:
Ремонт автомобилей «КАМАЗ»2 –е изд.,
перераб и доп.-
М.: Агропромиздат,2001; ил..
Автоматическая коробка передач AL4 Peugeot 307
Меры предосторожности при буксировке
Поскольку смазка коробки передач обеспечивается только при работающем двигателе, то буксировка автомобиля допускается с поднятыми ведущими колесами. В исключительных случаях разрешается буксировать автомобили с автоматической коробкой передач на расстояние до 50 км с максимальной скоростью 50 км/ч, при этом селектор должен быть установлен в позицию «N». При наличии платформы для перевозки автомобилей можно поднимать только переднюю часть автомобиля.
Меры предосторожности при эксплуатации и ремонте
Соблюдайте следующие правила:
— при движении автомобиля:
— запрещено двигаться при выключенном зажигании;
— запрещено буксировать автомобиль с целью пуска двигателя, так как это невозможно, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач;
— не опускайте коробку передач на голую землю;
— не используйте трубки в качестве ручек для того, чтобы приподнимать, поворачивать, тянуть или толкать коробку передач;
— обязательно вставьте штифт, удерживающий гидротрансформатор, при снятии коробки передач. Извлекайте штифт непосредственно перед соединением двигателя с коробкой передач;
— при проведении любых работ с коробкой передач примите все необходимые меры для поддержания чистоты;
— запрещается отсоединять:
— аккумуляторную батарею при работающем двигателе;
— компьютер при включенном зажигании;
— прежде чем подсоединять какой-либо электрический разъем, проверьте:
— состояние всех клемм (на предмет деформации, окисления и т.д.);
— наличие и состояние механической блокировки;
— при проверке электрического оборудования:
— аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена;
— запрещено использовать источник напряжения более 16 В;
— не пользоваться контрольной лампой;
— при движении в аварийном режиме работы (АКПП заблокирована и включена гидравлическим способом 3-я передача) запрещено превышать скорость 100 км/ч.
Техника безопасности во время работы с автоматическими коробками передач
Опубликовано в Camry (2001-2006)
1. Автоматическая коробка передач в блоке с главной передачей состоит из высокоточных деталей, что требует тщательной проверки перед повторной сборкой, потому что даже маленькая царапина может вызвать утечку рабочей жидкости или повлиять на рабочие характеристики. Указания по ремонту организованы так, чтобы Вы одновременно работали только с одной группой элементов. Это поможет избежать путаницы от похожих деталей различных подсистем, одновременно находящихся на Вашем рабочем месте. Осмотр и ремонт групп элементов начинается со стороны корпуса конвертера. Осмотрите, восстановите и повторно соберите, прежде чем перейдете к следующей группе элементов. Если при повторной сборке в определенной группе элементов обнаруживается дефект, немедленно осмотрите и отремонтируйте эту группу. При отсутствии возможности собрать группу элементов по причине необходимости ожидания заказанных деталей и продолжении работ по разборке, проверке, ремонту и повторной сборке других групп элементов поместите все детали группы в отдельный контейнер.
Рекомендованная рабочая жидкость для автоматической коробки передач: T–IV.
2. Все разобранные части должны быть вымыты, все каналы и отверстия должны быть продуты сжатым воздухом.
3. Высушите все детали сжатым воздухом, никогда не используйте для этого тряпки.
4. При использовании сжатого воздуха никогда не направляйте струю воздуха на себя, чтобы предотвратить случайное попадание рабочей жидкости или керосина на лицо.
5. Для очистки должны использоваться рекомендованная рабочая жидкость для автоматических коробок передач или керосин.
6. После очистки детали должны быть расположены в правильном порядке для обеспечения эффективной проверки, ремонта и повторной сборки.
7. При разборке корпуса клапанов обеспечьте хранение каждого клапана вместе с соответствующей пружиной.
8. Новые диски для тормозных механизмов и сцеплений, которые будут использоваться для замены, перед повторной сборкой должны быть помещены в емкость с рабочей жидкостью, по крайней мере, на 15 мин.
9. Все уплотнительные кольца, диски сцепления, пластины сцепления, вращающиеся части и поверхности трения перед повторной сборкой должны быть покрыты рабочей жидкостью.
10. Все прокладки и резиновые уплотнительные кольца должны быть заменены новыми.
11. Не наносите герметики на прокладки и аналогичные детали.
12. Удостоверьтесь, что концы пружинного кольца не совпадают ни с одним из вырезов и установлены в углублении правильно.
13. При замене изношенной втулки подсистема, содержащая эту втулку, также должна быть заменена.
14. Проверьте упорные подшипники и их дорожки на наличие износа или повреждений. Замените в случае необходимости.
15. Используйте вазелин для взаимной фиксации деталей.
16. При работе с материалом прокладки, окончательно формируемой в рабочем положении, Вы должны выполнить следующее.
Используя лезвие и скребок, снимите весь старый прокладочный материал с уплотняемой поверхности.
Тщательно очистите все элементы от снятого прокладочного материала. Очистите обе уплотняемые поверхности растворителем, не оставляющим следов.
Повторная сборка должна быть осуществлена в течение 10 мин после наложения прокладочного материала на уплотняемую поверхность. В противном случае прокладочный материал должен быть снят и заменен новым.
Switch to Desktop Version
Главное меню (Мобильное)
Все работы по техническому
обслуживанию и ремонту автомобиля
следует проводить на специально
оборудованных постах.
При установке автомобиля
на пост технического обслуживания
следует затормозить его стояночным
тормозом, выключить зажигание,
включить низшую передачу в коробке
передач и под колеса подложить не менее
двух упоров.
Перед выполнением
контрольно-регулировочных операций на
неработающем двигателе (проверка работы
генератора, регулировка карбюратора,
реле-регулятора и т. д. ) следует проверить
и застегнуть обшлага рукавов, убрать
свисающие концы одежды, заправить
волосы под головной убор, при этом нельзя
работать сидя на крыле или буфере машины.
На рулевом колесе
вывешивается табличка «Не пускать —
работают люди». При снятии узлов и
деталей, требующих больших физических
усилий, необходимо пользоваться
приспособлениями (съемниками). При
работах, связанных с проворачиванием
коленчатого вала двигателя, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания, а рычаг коробки передач
установить в нейтральное положение.
При пуске двигателя вручную следует
остерегаться обратных ударов и
применять правильные приемы захвата
пусковой рукоятки (не брать рукоятку в
обхват, проворачивать ее снизу вверх).
При использовании подогревателя
особое внимание обращается на его
исправность, отсутствие подтеканий
бензина; работающий подогреватель не
должен оставаться без присмотра. Краник
топливного бачка подогревателя
открывается только на время его работы,
на летний период топливо из бачка
сливается.
Обслуживание трансмиссии
при работающем двигателе запрещается.
При обслуживании трансмиссии вне
осмотровой канавы или эстакады необходимо
пользоваться лежаками (подстилками).
При работах, связанных с провертыванием
карданных валов, необходимо
дополнительно убедиться в выключении
зажигания, поставить рычаг переключения
передач в нейтральное положение и
освободить стояночный тормоз. После
выполнения работы снова затянуть
стояночный тормоз и включить низшую
передачу в коробке передач.
При снятии и постановке
рессор необходимо предварительно
разгрузить их путем поднятия рамы и
установки ее на козлы. При снятии колес
также следует поставить автомобиль на
козлы, а под неснятые колеса подложить
упоры. Выполнять какие-либо работы на
автомобиле, вывешенном только на одних
подъемных механизмах (домкратах,
талях и т. д.), запрещается. Нельзя
подкладывать под вывешенный автомобиль
диски колес, кирпичи, камни и другие
посторонние предметы.
Инструмент, применяемый
при работах по техническому обслуживанию
и ремонту автомобиля, должен быть
исправным. Молотки и напильники
должны иметь хорошо насаженные деревянные
ручки. Отвертывание и завертывание гаек
должно производиться только исправными
ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех
работ перед пуском двигателя и троганием
машины с места нужно убедиться, что все
принимавшие участие в работе люди
находятся на безопасном удалении, а
оборудование и инструмент убраны на
свои места.
Проверка и опробование
на ходу рулевого управления и тормозных
систем должны производиться на
оборудованной площадке. Нахождение
посторонних лиц во время проверки
автомобиля на ходу, а также размещение
лиц, участвующих в проверке, на подножках,
крыльях запрещается.
При работе на осмотровых
канавах и подъемных устройствах следует
выполнять следующие требования:
при постановке машины
на осмотровую канаву (эстакаду) вести
машину с малой скоростью и следить за
правильным положением колес
относительно направляющих реборд
осмотровой канавы; поставленную на
осмотровую канаву или подъемное
устройство машину следует затормозить
стояночным тормозом и установить упоры
под колеса; пользоваться переносными
лампами в осмотровой канаве можно
только с напряжением не выше 12 В; не
курить и не зажигать открытого огня под
машиной; не следует складывать инструмент
и детали на раму, подножки и другие
места, откуда они могут упасть на
работающих; перед съездом с канавы
(эстакады) убедиться, что под машиной
нет людей, неубранного инструмента или
оборудования; следует остерегаться
отравления скапливающимися в осмотровых
канавах отработавшими газами и парами
горючего.
При работе с бензином
нужно соблюдать правила обращения с
ним Бензин— легковоспламеняющаяся
жидкость, при попадании на кожу вызывает
раздражение, хорошо растворяет краску.
Следует осторожно обращаться с тарой
из-под бензина, так как оставшиеся в
таре его пары легко воспламеняются.
Особую осторожность следует проявлять
при работе с этилирозапным бензином,
в котором содержится сильнодействующее
вещество — тетраэтилсвинец, вызывающий
тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для
мойки рук, деталей, чистки одежды.
Запрещается всасывать бензин и продувать
трубопроводы и другие приборы системы
питания ртом. Хранить и перевозить
бензин можно только в закрытой таре с
надписью «Этилированный бензин —
ядовит». Для удаления пролитого бензина
применяются опилки, песок, хлорная
известь или теплая вода. Участки кожи,
облитые бензином, немедленно промываются
керосином, а затем теплой водой с мылом.
Перед едой необходимо обязательно мыть
руки.
Особой осторожности
требует обращение с антифризом. Эта
жидкость содержит в себе сильнодействующий
яд — этилен-гликоль, попадание которого
в организм приводит к тяжелому отравлению.
Тара, в которой хранится и перевозится
антифриз, должна иметь надпись «Яд» и
опломбировываться. Категорически
запрещается переливать низкозамерзающие
жидкости при помощи шланга путем
засасывания ртом. Заправка автомобиля
антифризом производится непосредственно
в систему охлаждения. После обслуживания
системы охлаждения, заправленной
антифризом, необходимо тщательно
мыть руки. При случайном попадании
антифриза в организм пострадавший
должен быть немедленно доставлен в
медицинский пункт для оказания
помощи.
Тормозные жидкости и их
пары также могут вызвать отравление
при попадании в организм, поэтому при
работе с этими жидкостями нужно соблюдать
все меры предосторожности, а после
обращения с ними следует тщательно
вымыть руки.
Кислоты хранят и
транспортируют в стеклянных бутылях с
притертыми пробками. Бутыли устанавливаются
в мягкие лозовые корзины с древесной
стружкой. При переноске бутылей используют
носилки и тележки. Кислоты при попадании
на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают
одежду. При попадании кислоты на кожу
нужно быстро вытереть этот участок тела
и промыть сильной струей воды.
Растворители и краски
при попадании на кожу вызывают раздражение
и ожоги, а их пары при вдыхании могут
вызвать отравление. Производить покраску
автомобиля нужно в хорошо вентилируемом
помещении. После работы с кислотами,
красками и растворителями нужно тщательно
мыть руки теплой водой с мылом.
Отработавшие газы,
выходящие из двигателя, содержат в
своем составе окись углерода, углекислый
газ и другие вещества, способные
вызвать тяжелое отравление и даже смерть
человека. Это всегда должны помнить
водители и принимать меры по предупреждению
отравлений отработавшими газами.
Приборы системы питания
двигателя должны быть правильно
отрегулированы. Периодически следует
проверять затяжку гаек крепления
выпускных газопроводов. При выполнении
проверочно-регулировочных работ,
связанных с необходимостью пуска
двигателя в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов от
глушителя; выполнение этих работ в
помещениях, не оборудованных
вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается
спать в кабине автомобиля при работающем
двигателе, в таких случаях просачивающиеся
в кабину отработавшие газы нередко
приводят к смертельным отравлениям.
При работе с
электроинструментом необходимо
проверять исправность и наличие защитного
заземления. Напряжение переносного
освещения, используемого при техническом
обслуживании и ремонте автомобилей,
должно быть не более 12 В. Во время работы
с инструментом, питаемым током напряжением
127—220 В, следует надевать защитные
перчатки и пользоваться резиновым
ковриком или деревянным сухим помостом.
Оставляя рабочее место даже на
короткое время, необходимо выключить
инструмент. При любой неисправности
электроинструмента, заземляющего
устройства или штепсельной розетки
работу следует прекратить.
При монтаже и демонтаже
шин необходимо соблюдать следующие
правила: монтаж и демонтаж шин должны
производиться на стендах или чистом
полу (помосте), а в полевых условиях —
на разостланном брезенте или другой
подстилке; перед демонтажем шины с обода
колеса воздух из камеры должен
выпускаться полностью, демонтаж шины,
приставшей к ободу, должен осуществляться
на специальном стенде для демонтажа
шин; производить монтаж шин на неисправные
ободья колес, а также применять шины,
не соответствующие размеру обода колеса,
запрещается; во время накачивания
шины необходимо применять специальное
ограждение или страхующие приспособления,
при выполнении этой операции в полевых
условиях нужно колесо положить замочным
кольцом вниз.
Водитель должен знать
причины возникновения и правила тушения
пожара в парке и на автомобиле.
Необходимо следить за исправностью
электрооборудования и отсутствием
течи топлива. При загорании автомобиля
его следует немедленно удалить со
стоянки и принять меры к тушению
пламени. Для тушения пожара нужно
применять густопенный или углекислотный
огнетушитель, песок или накрыть очаг
пожара плотной материей. В случае
возникновения пожара независимо от
принимаемых мер нужно вызывать пожарную
команду.
Правила техники безопасности при выполнении работы
4.1.
Перед началом работы студент должен
осмотреть свою одежду и внешний вид:
манжеты рукавов халата и ряд передних
пуговиц должны быть застегнуты, длинные
распущенные волосы – убраны, заколоты.
4.2.
Разборо — сборочные работы проводить
исправным инструментом с применением
травмобезопасных приемов.
4.3. К
работам на лабораторном оборудовании
приступать только с разрешения
преподавателя.
4.4. Не
облокачиваться на приводные вращающиеся
части испытательного стенда, быть
предельно внимательными при проведении
обкатки и испытания объекта.
4.5. Во
всех случаях получения различного рода
травм пострадавшему необходимо обратиться
к преподавателю для получения (оказания)
первой помощи.
Внешние признаки неисправной работы коробки передач
Основными
внешними дефектами коробок передач
являются:
— повышенный шум;
— стуки во время
эксплуатации транспортного средства;
— плохое
(затрудненное) включение или самовыключение
шестерен (“передач”), возникающее в
результате износа подшипников и их
посадочных мест , износа шестерен,
шлицевых, шпоночных и резьбовых
соединений;
— трещины, изломы,
деформация деталей;
— нарушение
герметичности соединений ( выход из
строя прокладок, набивки, сальников,
манжетных уплотнений).
Повышенный
износ подшипников каления и зубьев
шестерен по толщине вызывается абразивными
частицами, попадающими в смазочный
материал через неплотности соединений,
и ускоряется накопившимися после
длительной эксплуатации продуктами
износа деталей.
Торцевые
разрушения зубьев шестерен со стороны
включения – результат неточной
регулировки сцепления и неверного
переключения передач.
Усталостное
выкрашивание рабочих поверхностей
зубьев значительно повышается (ускоряется)
при неправильном зацеплении шестерен
– увеличении или уменьшении межосевого
расстояния, неполном включении, перекосе
зацепления, неправильном регулировании
конического зацепления.
Износ шлицев и
шпоночных канавок – результат высоких
удельных нагрузок (давлений) очень часто
ударного характера. Данный износ
интенсифицируется с ростом зазора в
шлицевом или шпоночном соединении.
Разборка и дефектация деталей коробок передач
Полностью
коробки передач разбирают только при
капитальном ремонте. При текущем ремонте
трактора или эксплуатационном ремонте
автомобиля после наружной и внутренней
мойки, очистки и частичной разборки (
сняв верхние и боковые крышки коробки,
механизм переключения) проверить
техническое состояние деталей и
соединений коробки:
—
измерить износ подшипников по осевому
и радиальному биению ( перемещению)
валов (универсальная магнитная стойка
СИ-11 с индикатором часового шипа ИЧ
-10-0,01);
—
определить легкость перемещения шестерен
по шлицам и измерить износ шлицев и
шпоночных соединений по угловому
смещению зубьев шестерен ( универсальная
стойка СИ-11 с индикатором часового шипа
ИЧ -10 – 0,01);
—
убедиться в отсутствии трещин, сколов,
выкрашивания, ослабления прессовых
посадок и нарушений ( срывов) резьбы.
При
необходимости коробку передач отправляют
на капитальный ремонт в специализированное
предприятие ( РТП, СХТ, АРЗ и т.д.)
Разобрать
полностью коробку передач на специальном
или универсальном стенде с применением
простых и универсальных съемников и
приспособлений.
После
разборки детали вымыть и продефектовать.
Пары шестерен, валы и подшипники, годные
без ремонта, разуклемплектовать нельзя.
При выбраковке одной из шестерен,
находящихся в зацеплении с годной,
желательно заменять обе.
Оценить
правильность зацепления шестерен по
фактическому пятну контакта их зубьев
согласно рис. 5.1., 5.2. и 5.3.
Основные
дефекты корпуса и ведущего вала коробки
передач автомобиля ЗИЛ – 130 представлены
в приложении №1.и №2.
Форма и расположение
пятна контакта цилиндрических шестерен
при правильном и неправильном их
зацеплении
Форма и расположение
правильного пятна контакта зацепления
конических шестерен:
а – без нагрузки; б – под нагрузкой
Рисунок
5.3. Способы
регулировки пары конических шестерен
главной передачи:
1 – придвинуть ведомую
шестерню к ведущей. Если при этом
получится слишком малый зазор между
зубьями, отодвинуть ведущую шестерню;
2 – отодвинуть ведомую
шестерню от ведущей. Если при этом
получится слишком большой боковой
зазор между зубьями, придвинуть ведущую
шестерню;
3 – придвинуть ведущую
шестерню к ведомой. Если боковой зазор
будет слишком мал, отодвинуть ведомую
шестерню;
4 – отодвинуть ведущую
шестерню от ведомой. Если боковой зазор
будет слишком велик, придвинуть ведомую
шестерню;
5 – зуб нарезан неправильно
или оси шестерен направлены неверно.
Брак неисправим;
6 – зуб нарезан неправильно.
Брак неисправим.