Техника безопасности при проведении то и ремонта автомобилей

Перед установкой
на пост ремонта автомобили следует
очистить от грязи, снега и вымыть. При
движении автомобилей в зоне технического
обслуживания самоходом воздух сильно
загрязняется пылью и отработавшими
газами, оказывающими вредное действие
на здоровье рабочих. Для создания
наиболее благоприятной обстановки
используют различные транспортирующие
устройства, конвейеры, траверсные и
осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль,
установленный на напольный пост,
необходимо надёжно закрепить, подставив
не менее двух упоров под колеса,
затормозить стояночным тормозным
механизмом; при этом рычаг коробки
передач должен быть установлен в
положение, соответствующее низшей
передаче; на автомобилях с бензиновыми
двигателями следует выключить зажигание,
а с дизелями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо
автомобиля следует навесить табличку
с надписью «Двигатель не пускать:
работают люди!».

При техническом
обслуживании автомобиля с помощью
подъемника на его механизме управления
необходимо вывесить табличку с надписью
«Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены
требования безопасности на основных
операциях, выполняемых слесарем по
ремонту автомобилей.

1.
Контрольные,
крепежные и регулировочные работы ТО-1
и ТО-2. Все
крепежные и регулировочные операции
необходимо выполнять в последовательности,
указанной в технологических картах.
Последовательность выполнения
обязательного объема работ должна
исключать возможность одновременной
работы сверху и снизу у того или иного
узла агрегата автомобиля, так как при
падении инструмента сверху может
произойти несчастный случай с рабочими,
работающими внизу. Поэтому в технологической
карте за рабочими следует закреплять
определенные участки работ, что повышает
и ответственность рабочего за выполняемую
работу.

Рациональное
распределение работ исключает излишние
перемещения рабочего.

На крепежных
операциях следует пользоваться
преимущественно накидными и торцовыми
ключами, так как они лучше держатся на
гайках и удобны в работе. При отвертывании
и завертывании болтов или гаек в
труднодоступных местах при ограниченном
угле возможного поворота рукоятки ключа
целесообразно пользоваться ключами с
трещетками (храповыми механизмами).
Трещетка исключает необходимость
снимать и надевать головку ключа на
болт или гайку после каждого поворота.

При работе в
стесненных и труднодоступных местах
особое внимание необходимо обращать
на прилаживание инструмента к объекту
работ, правильную накладку ключа на
гайку или болт, установку зубила,
отвертки. Сорвавшийся инструмент или
неверный удар может привести к травме.
В этих случаях особое значение имеет
исправность инструмента. Не следует
вращать ключи вкруговую, так как возможны
их срывы. Нельзя наращивать ключи другими
ключами или трубками, использовать
прокладки между зевом ключа и гранями
болтов и гаек, ударять по ключу при
отвертывании или завертывании плотно
затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют
следы коррозии и их нельзя отвернуть
ключом с нормальной длиной рукоятки,
необходимо вначале обстучать грани
гайки легкими ударами молотка, смочить
ее керосином, завернуть на четверть
оборота, а затем начать отворачивать.
Неисправные болты следует срезать
ножовкой или срубать зубилом и заменять
исправными. При рубке зубилом необходимо
надевать защитные очки.

При выполнении
крепежных работ в труднодоступных
местах следует применять специальные
отвертки, а чтобы удобней было выполнять
эти операции на потоке перед или за
автомобилем, необходимо устанавливать
передвижные подставки или переходные
мостики. Работать сидя на крыле автомобиля,
стоя на подножке на ребордах осмотровой
канавы опасно. При выполнении крепежных
работ под кузовом автомобиля-самосвала
необходимо предварительно укрепить
поднятый кузов дополнительной упорной
штангой, что исключает его самопроизвольное
опускание.

При работе надо
помнить, что у автомобиля имеется
множество острых выступов, кромок,
граней, шплинтов, затруднен доступ к
различным сочленениям и резьбовым
соединениям, поэтому следует всегда
быть внимательным и осторожным. Необходимо
постоянно следить за тем, чтобы инструмент
был чистым и незамасленным, в противном
случае работа даже исправным, но грязным
инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой
сцепления на автомобилях с карбюраторным
двигателем необходимо предварительно
установить рычаг переключения передач
в нейтральные положения и выключить
зажигание, так как при включенном
зажигании может произойти вспышка в
одном из цилиндров и двигатель может
начать работать, что повлечет за собой
затягивание руки рабочего в сцепление.
Перед регулировкой сцепления на
автомобиле с дизелем необходимо рычаг
переключения передач поставить в
нейтральное положение и закрыть воздушную
заслонку. В противном случае при
провертывании коленчатого вала двигатель
может начать работать, а автомобиль
двигаться.

Операции по
регулировке сцепления на автомобилях
с карбюраторными двигателями должны
выполнять двое работающих, один из
которых должен проворачивать коленчатый
вал с помощью пусковой рукоятки. Применять
ломики для проворачивания коленчатого
вала со стороны маховика не разрешается,
так как они могут сорваться и нанести
рабочему травму. При регулировании узла
сцепления автомобиля с дизелем прокладки
надо вынимать, используя крючки. При
регулировке сцепления следует пользоваться
переносной лампой, предварительно
укрепив ее в непосредственной близости
от объекта работы.

2.
Смазывание
и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные
работы необходимо выполнять только на
специально оборудованных постах,
оснащенных различными приспособлениями.
Такие посты можно располагать на поточной
линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные
точки на
автомобиле следует смазывать с помощью
наконечников, соединенных с пистолетами
гибкими шлангами, или наконечников с
шарнирами. Применение таких наконечников
позволяет смазывать карданный вал без
проворачивания. Перед началом смазочных
работ необходимо обращать внимание на
исправность пресс-масленок. Неисправные
пресс-масленки следует заменять.
Применение неисправных прессмасленок
приводит к выдавливанию смазочного
материала мимо, а следовательно, и к
загрязнению рабочего места.

При смене, а также
при доливке смазочных материалов в
отдельные агрегаты сливные и заливные
пробки необходимо отворачивать только
предназначенными для этой цели ключами.
При проверке
уровня масла в агрегатах для освещения
следует применять только переносные
лампы. Применять для этой цели открытый
огонь запрещается.

Ремонт системы
питания двигателей, работающих на
топливе с антидетонационными присадками,
необходимо производить после полной
нейтрализации сборочных единиц систем
питания.

  • Сопутствующий
    ремонт при выполнении ТО-2. Данную
    работу недопустимо выполнять в одиночку
    и на горячем двигателе. Для смазывания
    болтов крепления фланца приемной трубы
    глушителя необходимо применять графитную
    смазку. При проворачивании и снятии
    карданного вала следует использовать
    приспособление. На этой операции
    применяют съемники, гайковерты, а также
    приспособления для снятия и установки
    пружин тормозных колодок, стартеров.
    Для транспортирования колес необходимо
    применять тележки.
  • Проверка
    автомобиля после технического
    обслуживания.
    Проверку следует производить только
    при остановленном двигателе и
    заторможенных колесах. Для проверки
    работы двигателя и тормозных механизмов
    необходимо использовать диагностическое
    оборудование. Недопустимо
    испытание тормозных механизмов на ходу
    внутри помещения.
    Для их
    испытания необходима специально
    выделенная площадка. Действия водителя
    и слесаря по ремонту автомобилей должны
    быть согласованными. Недопустима
    регулировка тормозных механизмов при
    работающем двигателе. При данной
    операции под колеса должны быть
    установлены упоры.
  • Снятие и установка
    рессор. Во
    избежание срыва ключа или излома воротка
    при отворачивании или заворачивании
    гаек-стремянок рессор необходимо
    применение гайковертов. На снятие и
    установку рессор должна быть
    технологическая карта, указывающая
    применяемые приспособления,
    последовательность выполняемых работ,
    безопасные приемы труда. При подъеме
    автомобиля подъемными механизмами
    необходимо применять специальные
    захваты.

При выпрессовке
пальцев рессор следует применять
приспособления, а для совмещения
отверстий ушка рессоры и серьги —
оправки. Недопустимо применение случайных
предметов вместо козелков. При вывешивании
автомобиля только на домкрате также
необходимо установить козелки. Резиновые
подушки рессор следует устанавливать
с помощью приспособления.

6. Снятие
и установка двигателя. Операция
производится при наличии упоров под
колесами автомобиля. Следует проверить,
чтобы двигатель был полностью освобожден
от крепящих его болтов и других деталей.
Рабочий не должен находиться в зоне
подъема или опускания двигателя.
Недопустимо выполнение работ на
вывешенном двигателе. Необходимо следить
за исправностью подъемного механизма
и захватных устройств. Нельзя превышать
допустимую грузоподъемность подъемного
механизма. Снятый двигатель должен
устанавливаться на подготовленное
место.

  • Снятие и установка
    коробки передач и сцепления. Операция
    производится только с помощью
    приспособлений. Следует убедиться в
    исправности применяемых лебедок с
    ручным приводом. Недопустимо обвязывание
    коробки передач проволокой, тросом.
    Для крепления коробки передач к крюку
    лебедки нужно пользоваться только
    специальными захватами. Необходимо
    применять приспособления для совмещения
    шлиц первичного вала коробки передач
    со шлицами ведущего диска сцепления.
    Операция должна производиться при
    достаточном освещении рабочего места.
  • Снятие и установка
    колес с барабаном и ступицей. Эту
    работу недопустимо выполнять на
    автомобиле (прицепе), вывешенном только
    на одном подъемном механизме (домкрате,
    тале). Должны быть использованы козелки;
    предварительно необходимо убедиться
    в их исправности. Под неснятыми колесами
    устанавливают упоры. При выполнении
    работ следует пользоваться торцевыми
    ключами и гайковертами.

Для снятия полуосей
недопустимо применять зубила и молоток
вместо болтов-съемников. Для снятия и
установки колес надо использовать
тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие
и установка кабины и платформы.
Категорически
запрещается производить работу вручную.
Необходимо наличие технологии снятия
кабины и платформы автомобилей,
специального поста и средств механизации.
Запрещается обвязывание платформы,
кабины тросами, цепями для подъема. Под
крюк подъемного механизма следует
устанавливать специальные захваты. При
подъеме или установке платформы следует
убедиться в том, что борта заперты.

  • Снятие и установка
    заднего моста. При
    операции необходимо использовать
    гайковерты. Недопустимо наращивание
    ключей трубами. Для подвески конца
    карданного вала за раму следует
    использовать кронштейн. Под колесами
    переднего моста должны быть установлены
    упоры.
  • Снятие и установка
    передней оси. Упоры
    должны быть установлены под задними
    колесами автомобиля. Недопустимо
    производить подъем автомобиля за
    буксирные крюки. Запрещается производить
    работу на вывешенном автомобиле без
    установки подставки под раму. При
    операции следует пользоваться
    специальными средствами механизации.
  • Снятие и установка
    главной передачи заднего моста.
    При работе следует использовать
    приспособление для подвески конца
    карданного вала на раме. Недопустимо
    применение зубила и молотка для снятия
    полуосей вместо болтов-съемников. На
    осмотровой канаве и на напольных местах
    должны быть приспособления для снятия
    и установки главных передач. Пол
    осмотровой канавы не должен быть
    скользким. Следует обращать внимание
    на правильную установку прокладки
    между плоскостями сопряжения. Данную
    операцию не разрешается производить
    в одиночку.
  • Снятие и установка
    подъемного механизма кузова
    автомобиля-самосвала. Недопустимо
    производить подъем кузова с грузом.
    Для замены подъемного механизма
    необходимо наличие специализированного
    поста. При данной операции обязательно
    применение исправных основных и
    дополнительных упоров под кузов. Нельзя
    снимать и устанавливать подъемный
    механизм вручную.

14. Снятие
и установка, рулевого механизма. На
данной операции должны применяться
съемники сошки и рулевой колонки. Не
разрешается выполнять работу вручную.
Действия рабочих должны быть согласованными.

  • Замена шкворней
    передней оси. Для
    выпрессовки и запрессовки шкворней
    следует применять специальное
    приспособление. Необходима выколотка
    из мягкого металла (меди, бронзы и т.
    д.). Работу следует производить в защитных
    очках. Автомобиль должен находиться в
    заторможенном состоянии.
  • Замена трубы
    полуоси заднего моста. Для
    выпрессовки и запрессовки трубы полуоси
    необходимо использовать гидравлический
    съемник или другое приспособление. Под
    колесами автомобилей должны быть
    установлены упоры.
  • Текущий ремонт
    кабин и платформ грузовых автомобилей,
    кузовов автобусов и легковых автомобилей.
    Перед работой
    следует убедиться в исправности
    запорного механизма, упораограничителя
    и страхового устройства опрокидывающейся
    кабины.
Читайте также:  Ремонт бытовой техники в саратове заводской район радуга

Для закрепления
стекол и вставки резиновых прокладок
и кантов при ремонте кузовов необходимо
применять специальный инструмент.
Работы с досками платформы следует
выполнять в рукавицах. При текущем
ремонте расстояния между автомобилями
должны соответствовать существующим
нормам. Применение на данной операции
ручной шлифовальной машинки без защитного
кожуха недопустимо.

18. Погрузка,
перемещение и разгрузка агрегатов,
узлов, колес и деталей автомобилей. Для
перевозки аккумуляторных батарей,
рессор, коробок передач, главных передач
задних мостов, ступиц колес, двигателей,
колес и других габаритных и тяжелых
деталей и узлов автомобиля необходимо
пользоваться тележками. Не допускается
транспортирование агрегатов с помощью
консольных и козловых кранов-подъемников.
Не разрешается зачаливание груза
тросами, цепями, проволокой, веревками
вместо специальных захватов, исключающих
падение груза.

19. Текущий
ремонт агрегатов, снятых с автомобилей.
Не следует
допускать скопление агрегатов и узлов
у мест их ремонта. Необходимо хранить
на стеллажах и с помощью подставок
длинные детали (карданные валы, рулевые
тяги и т. д.). Недопустимо их хранить
навалом, прислоненными к стене, верстаку,
стенду. Ремонт агрегатов не должен
производиться на весу и в неприспособленных
местах.

20. Шиномонтажные
работы. Их
производят в установленном месте с
применением предохранительных ограждений.
Не следует исправлять положение шины
на диске постукиванием, ударять по
замочному кольцу молотком или кувалдой
при накачке. Слесарь должен следить за
тем, чтобы были исправными и чистыми
диск колеса и замочное кольцо. Нельзя
производить подкачку шины без демонтажа
при снижении давления в ней более чем
на 40%. Необходимо пользоваться дозатором
давления или манометром, так как без
них возможна перекачка шины, что может
стать причиной несчастного случая.
Недопустимо выбивать диск колеса вручную
кувалдой. На данной операции необходимо
использовать стенд демонтажа и гайковерт
для колес. Под вывешенной частью
автомобиля должен быть установлен
козелок, а под неснятыми колесами —
упоры. Запрещается перемещать колеса
и шины вручную. Недопустимо применение
отвертки, шила или ножа для удаления
предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту
автомобилей участвует и в других видах
работ.

При участии
совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных
работах необходимо иметь в виду, что
применяемые на этой операции кузнечные
клещи должны соответствовать размеру
и профилю обрабатываемых заготовок и
деталей. Нельзя производить ковку
нагретого металла с окалиной, на мокрой
или замасленной наковальне, с применением
неисправного инструмента. Рихтовка
рессор должна производиться на стенде,
а не на наковальне. Работы производят
только в защитных очках и рукавицах.
Ремонт рам, вывешенных на подъемных
механизмах или установленных на ребро,
следует производить при наличии
устойчивых подставок или козелков.

При участии
совместно с жестянщиками в
медницко-жестяницких работах следует
помнить, что переноска, правка или резка
листового металла производится только
с применением рукавиц. Работа должна
проводиться только с зачищенными от
острых углов и заусениц заготовками,
деталями или заплатами. Во избежание
ожогов рук недопустимо придерживать
руками вырезаемые газовой сваркой
поврежденные места. Ремонт радиаторов
и топливных баков необходимо вести на
специальных стендах. Пайку следует
производить без излишнего припоя на
паяльнике.

Слесарь по ремонту
автомобилей, участвующий в сварочных
работах, должен знать, что выполнение
огневых работ на автомобилях при
незакрытых топливных баках недопустимо.
Нельзя производить газовую сварку при
резке вблизи ацетиленовых, кислородных
и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим
мо применение открытого огня для
отогревания замерзших генераторов и
трубопроводов. Следует помнить, что при
соединении ацетиленовых шлангов медной
трубкой возможно образование взрывоопасной
ацетиленовой смеси. Сварка производится
только очищенных, промытых и пропаренных
топливных баков и других резервуаров.
При электросварке электросварочная
установка, тиски электросварщика, рамы
автомобиля и кузова должны быть заземлены.

При аккумуляторных
работах совместно с аккумуляторщиками
недопустимо переливать кислоту вручную
без приспособлений, а также вливание
воды в кислоту при приготовлении
электролита. Переносить бутыли с кислотой
или электролитом можно только с помощью
специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные
батареи небольшой массы можно переносить
вручную, используя специальные
приспособления. Ремонт и зарядка
аккумуляторных батарей сопровождается
выделением водорода, который в смеси с
воздухом образует взрывоопасный гремучий
газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать
искрения контактов при зарядке, применения
«закруток», производить проверку
аккумуляторных батарей коротким
замыканием. Работа производится в
спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных
работах совместно с вулканизаторщиками
перед началом их следует убедиться в
исправности вулканизационного аппарата
и парогенераторов. Запрещается уходить
с рабочего места во время работы аппарата
во избежание взрыва.

При использовании
спредера все его крюки должны быть
установлены на борта осматриваемой
шины.

Подавать сжатый
воздух в варочный мешок паровой мульбы
следует только после закрепления шины
и бортовых накладок струбцинами. Нельзя
допускать ослабления струбцин до выпуска
воздуха из варочного мешка.

При заточных
работах совместно со станочниками
недопустимо перемещение предохранительного
козырька и перестановка подручника при
вращающемся круге. Зазор между краем
подручника и рабочей поверхностью круга
должен быть не менее 3 мм. Подручник со
стороны круга не должен иметь выбоин,
сколов и других дефектов.

Работа на станке
разрешается только при наличии защитного
кожуха. Перед установкой круга на станок
необходимо убедиться, что он испытан
на прочность. Недопустимо использование
кругов с трещинами и другими повреждениями.
Нельзя работать боковыми поверхностями
кругов, не предназначенных для данного
вида работ. Работать на заточном станке
следует при наличии защитного экрана,
а при его отсутствии — с использованием
защитных очков. На станке должно быть
устройство «ключ — марка», а также
ограждение вращающихся частей.

Соседние файлы в папке BZhD

Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля

1.
Рабочее место содержать в чистоте и
порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать
чистым песком, затем убрать их и насухо
вытереть следы жидкости. Обтирочный
материал собирать в железный ящик с
плотной крышкой.

2.
Снимаемые агрегаты тщательно очистить
и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.

3.
Во время работы запрещается становиться
на подвижные колеса и другие неустойчивые
части машины.

4.
Цилиндры и поршни нельзя класть на край
стола или верстака.

5.
Разбирать или собирать агрегаты в
подвешенном состоянии запрещается.

6.
При демонтаже или монтаже упругих
спиральных пружин пользуются специальными
съемниками, предупреждающими вылет
пружины.

Охрана и противопожарные мероприятия при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

В целях предупреждения
несчастного случая каждый рабочий в
процессе производства обязан
руководствоваться технологической

инструкцией,
соблюдать правила техники безопасности
и пожарной безопасности, изложенные в
настоящей инструкции, а администрация
обязана обеспечить рабочие места всем
необходимым для безопасного производства
работ и создать при этом нормальные
условия труда.

Заключение

Определение
технического состояния агрегатов
особенно необходимо, когда узел или
агрегат отказал. По отдельным практически
установленным признакам можно найти
сопряжение или узел, где нарушена
работоспособность. Но это крайний
случай. Желательно момент наступления
отказа предвидеть заранее с тем, чтобы
его исключить.

В практических
условиях узел (агрегат) ремонтируют,
детали заменяют на основе имеющегося
опыта эксплуатации автомобилей в
заданных условиях, пробег до ремонта
оценивают по статистическим данным с
большой погрешностью. Повышение точности
оценки технического состояния агрегата
позволяет уменьшить затраты на ремонт
неисправного агрегата за счет
прогнозирования пробега автомобиля до
наступления предельного изменения
технического состояния, если известны
предельная величина, закономерность
изменения критерия в процессе эксплуатации
и состояние узла (агрегата) за предыдущий
пробег.

Причиной
изменения технического состояния узла
является износ. Но, пожалуй, определяют
непосредственно по износу только
техническое состояние шин, коробки
передач, заднего моста, рулевого
управления — по изменению высоты
протектора, по зазорам в зубчатых
передачах, в шарнирах и других сопряжениях.

Величину
неисправности узлов, агрегатов оценивают
по изменению

эксплуатационных
показателей: расходу масла, прорыву
газов в картер

двигателя, шумам,
температуре нагрева и др.

Для поддержания
подвижного состава автомобильного
транспорта в технически исправном
состоянии, необходимом для нормальной
эксплуатации, принята планово-предупредительная
система технического обслуживания и
ремонта.

Технически
исправное состояние подвижного состава
достигается путем

технического
обслуживания и ремонта.

При техническом
обслуживании и ремонте автомобилей
необходимо принимать меры против их
самостоятельного перемещения. Запрещаются
техническое обслуживание и ремонт
автомобилей с работающим двигателем,
за исключением случаев его регулирования.

Подъемно-транспортное
оборудование должно быть в исправном
состоянии и использоваться только по
своему прямому назначению. К работе с
этим оборудованием допускаются лица,
прошедшие соответствующую подготовку
и инструктаж.

Во время работы
не следует оставлять инструменты на
краю осмотровой канавы, на подножках,
капоте или крыльях автомобиля. При
сборочных работах запрещается проверять
совпадение отверстий в соединяемых
деталях пальцами; для этого необходимо
пользоваться специальными ломиками,
бородками или монтажными крючками.

Во время разборки
и сборки узлов и агрегатов следует
применять специальные съемники и ключи.
Трудно снимаемые гайки сначала нужно
смочить керосином, а затем отвернуть
ключом. Отвертывать гайки зубилом и
молотком не разрешается.

Запрещается
загромождать проходы между рабочими
местами деталями и узлами, а также
скапливать большое количество деталей
на местах разборки.

Повышенную опасность
представляют операции снятия и установки
пружин, поскольку в них накоплена
значительная энергия. Эти операции
необходимо выполнять на стендах или с
помощью приспособлений, обеспечивающих
безопасную работу.

Гидравлические
и пневматические устройства должны
быть снабжены предохранительными и
перепускными клапанами. Рабочий
инструмент следует содержать в исправном
состоянии.

Требования
производственной санитарии и промышленной
гигиены. Помещения, в которых рабочие,
выполняя техническое обслуживание или
ремонт автомобиля, должны находиться
под ним, необходимо оборудовать
осмотровыми каминами, эстакадами с
направляющими предохранительными
ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная
вентиляция должна обеспечивать удаление
выделяемых паров и газов и приток свежего
воздуха. Естественное и искусственное
освещение рабочих мест должно быть
достаточным для безопасного выполнения
работ. На территории предприятия
необходимо наличие санитарно-бытовых
помещений — гардеробных, душевых,
умывальных(работающие с этилированным
бензином обязательно должны быть
обеспечены горячей водой).

Техника безопасности для слесаря ремонтника

1.
При работе возможно воздействие следующих
опасных производственных факторов:
травмы при работе неисправным инструментом,
травмирование ног при падении деталей
и узлов, превышение предельно допустимой
нагрузки при переноске тяжести, отравление
и ожоги при использовании легковоспламеняющейся
жидкости.

2.
При работе слесарь ремонтник должен
использовать спец. одежду.

3.
В слесарно-монтажной мастерской должна
быть медицинская аптечка с набором
медикаментов и перевязочных средств
для оказания первой медицинской помощи
при травмах.

4.
При работе в слесарно-монтажной
мастерской необходимо соблюдать правила
пожарной безопасности, знать средства
расположений первичных средств
пожаротушения. В слесарно-монтажной
мастерской должен быть огнетушитель и
ящик с песком.

5.
Перед началом работы необходимо одеть
спец. одежду.

6.
Изучить порядок выполнения и безопасность.

7.
Подготовить к работе оборудование,
инструменты и приспособления

8.
Быть внимательным, правильно выполнять
трудовые приемы.

9.
Работать только исправным инструментом
и приспособлением.

10. Гаечные
ключи применять только в соответствии
только по размеру гаек и болтов.
Запрещается наращивать ключи, использовать
прокладки, ударять по ключу, разводные
ключи не должны иметь люфта в подвижных
местах.

Читайте также:  Прогрессивный ремонт авиационной техники

11. Отвертки
следует применять в соответствии с
шириной шлица винта.

12. При
разборке и сборке агрегатов узлов
следует применять съемные приспособления
указаны в конструкционной карте.

13. Снятые
детали или узлы необходимо складывать
на верстак, длинные детали валы, полуоси
запрещается ставить вертикально во
избежание их падения и травмирования
людей.

14.
Для подъема установки и снятия деталей
и агрегатов массой более 15кг должны
применяться подъемные приспособления.
Для перемещения узлов и деталей массой
более 15кг необходимо использовать
тележки со стойками и упорами.

15. Во
избежание отравлений и возникновения
пожара запрещается применять для
промывки деталей бензин.

16. При
обработке деталей необходимо надежно
закреплять их в тисках.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

1.1. Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей.

1.2. К выполнению работы по ремонту автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеющие необходимую профессиональную подготовку;
  • прошедшие обучение и стажировку на рабочем месте;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие инструктажи по охране труда;
  • получившие допуск к самостоятельной работе.

1.3. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Работник, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по ремонту автомобилей, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • пользоваться спецодеждой;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения. Курить допускается только в местах, предназначенных для этого;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

1.7. Работник должен знать:

  • инструкцию по охране труда при ремонте автомобилей;
  • требования охраны труда;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • знать правила применения первичных средств пожаротушения и правила поведения при пожаре;
  • устройство и назначение различных автомобилей, в том числе и специальных;
  • правила безопасности при сборке автомобилей, ремонте деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента и меры безопасности при работе слесарным инструментом;
  • вредные и опасные факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье работника;
  • правила применения спецодежды и СИЗ.

1.8. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы по ремонту автомобилей на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха;
  • повышенная концентрация паров топлива в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;
  • неблагоприятные микроклиматические условия;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др;
  • вывешенная масса автомобиля при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
  • физические перегрузки;
  • неудобная рабочая поза.

1.11. Работникам, выполняющим работу по ремонту автомобилей, полагается следующая спецодежда и СИЗ:

1.12. Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.

1.14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работнику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работ по ремонту автомобиля работник должен надеть спецодежду, спецобувь и СИЗ.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места. Если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.

2.4. Перед установкой на пост для технического обслуживания и ремонта автомобиль должен быть очищен от грязи, снега и вымыт.

2.5. Автомобиль, установленный на напольный пост, должен быть закреплен установкой под колеса упорных колодок и заторможен стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче.

2.6. Перед тем, как приступить к работе под автомобилем, на рулевое колесо необходимо повесить знак безопасности с надписью «Двигатель не запускать, работают люди!».

2.7. Перед обслуживанием автомобиля, поднятого на подъемнике, на механизме управления подъемником следует вывесить знак безопасности с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.8. Перед ремонтом днища автомобиля на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо надежно закрепить автомобиль, слить бензин из топливного бака и охлаждающую жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.9. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами смазки и охлаждения автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость, не допуская их расплескивания и проливания.

2.10. Перед началом работы нужно осмотреть инструмент, машины, механизмы, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности.

2.11. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. При этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. При отворачивании и заворачивании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.

2.12. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.13. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.

2.14. Поверхности металлических ручек клещей должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев).

2.15. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук, ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

2.17. Работать инструментом, рукоятки которого посажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец, запрещается.

2.18. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.

2.19. Перед использованием режущего инструмента следует проверить его состояние и надежность крепления. Использование режущего инструмента с дефектами не допускается.

2.20. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места.

2.21. Переносные светильники должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении ремонтных работ следует пользоваться только исправным инструментом.

3.2. Ручной слесарный инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.

3.3. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.

3.4. Для предотвращения возможности попадания в глаза твердых частиц при работе инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками.

3.5. При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие меры безопасности:

  • установить под колеса, которые не предполагается поднимать, упорные колодки;
  • при вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, подложить широкую деревянную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении;
  • подъем автомобиля следует осуществлять плавно, без рывков;
  • при выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки; нельзя применять для этой цели случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.);
  • при установке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля следует применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации ремонтируемого автомобиля;
  • увеличивать высоту козелков с помощью досок, кирпичей и других посторонних предметов запрещается.

3.6. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.7. Для работы в положении лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.8. Для отворачивания и заворачивания гаек и футорок крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует пользоваться специальными ключами. При этом нужно занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.9. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью стравлен. Запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, с помощью кувалды или молотка.

3.10. При монтаже шины на диск колеса замочное (стопорное) кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой, при этом следует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей слесаря от удара при выскакивании замочного кольца.

Читайте также:  Ремонт телевизоров в Волгограде, Краснооктябрьский район

3.11. Во время работы спереди и сзади автомобиля, а также для перехода через смотровую яму следует пользоваться переходными мостками, а для спуска в яму и подъема из нее — специально установленными в ней лестницами.

3.12. При пользовании гаечными ключами во время смазочно-заправочных работ следует остерегаться соскальзывания ключа, правильно накладывать ключ на гайку.

3.13. При необходимости проворачивания карданного вала автомобиля или коленчатого вала двигателя нужно убедиться в том, что зажигание выключено или перекрыта подача топлива на автомобиле с дизельным топливом, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

3.14. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после удаления (слива) этих жидкостей.

3.15. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдать следующие меры безопасности:

  • детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, разрешается промывать только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в нейтрализующей жидкости;
  • промывку деталей следует осуществлять при включенной вентиляции;
  • после мойки деталей щелочным раствором обязательна их промывка горячей водой.

3.16. Нужно помнить о том, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.17. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга. Не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.18. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой). Пробку нужно открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону работника.

3.19. При ремонте топливной аппаратуры продувку клапанов, трубок, жиклеров необходимо производить воздухом с помощью насоса. Не следует продувать их ртом.

3.20. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке при условии обеспечения безопасности людей в случае неисправности тормозов.

3.21. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

3.22. Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

3.23. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.24. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается. При этом аккумуляторные пробки должны быть открыты. Во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание химического ожога лица брызгами электролита.

3.25. При запуске двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

3.26. При запуске двигателя пусковой запрещается применять дополнительные рычаги, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

3.27. При работе с паяльной лампой нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • паяльную лампу перед разжиганием следует проверить. Лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем;
  • наливать в резервуар паяльной лампы керосин или бензин не более чем на 3/4 его вместимости;
  • заполнять лампу только той горючей жидкостью, для работы на которой она предназначена;
  • заворачивать пробку наливной горловины не менее чем на четыре нитки;
  • не накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание ее взрыва;
  • не разжигать паяльную лампу путем подачи горючего на горелку;
  • стравливать давление воздуха из резервуара лампы через наливную пробку только после того, как лампа погашена и ее горелка остыла;
  • не наливать и не выливать горючее, не разбирать лампу вблизи огня.

3.28. Пайку или сварку емкостей из-под ГСМ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки (например, пропаривания).

3.29. Работающий с ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:

  • I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
  • II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
  • III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.

3.30. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.

3.31. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.

3.32. При пользовании электроинструментом его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. Кабель по возможности нужно подвешивать.

3.33. Устанавливать рабочую часть электроинструмента в патрон и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент следует только после отключения его от сети штепсельной вилкой и полной остановки.

3.34. Удалять стружку или опилки руками во время работы электроинструмента запрещается. Стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.

3.35. При работе электродрелью предметы, подлежащие сверлению, необходимо надежно закреплять.

3.36. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.

3.37. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

3.38. При работе ручным пневмоинструментом нужно знать и выполнять следующие требования безопасности:

  • для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Не следует использовать шланги, имеющие повреждения;
  • присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается;
  • на воздухоподводящем трубопроводе должна быть запорная арматура, подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре;
  • клапан включения пневматического инструмента должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздух в закрытом положении;
  • шланг, подводящий сжатый воздух к пневмоинструменту, должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение их тросами, кабелями и рукавами газосварки;
  • при работе пневматическим инструментом держать его за рабочую часть запрещается. Переносить пневматический инструмент разрешается только за рукоятку. Использовать для этой цели шланг или рабочую часть инструмента нельзя;
  • при перерывах в работе, обрыве шлангов и всякого рода неисправностях следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

3.39. При работе на ручных ножницах нужно выполнять следующую последовательность выполнения операций и меры предосторожности:

  • положить лист на стол до упора;
  • одной рукой прижать лист к поверхности стола, другой рукой опустить рычаг-ножедержатель.

3.40. Во время резки металла на ножницах нужно следить за плотным прилеганием листа к столу ножниц, а также за состоянием ножей: ножи должны быть сухими.

3.41. При заточке слесарного инструмента и деталей на заточном станке нужно соблюдать следующие требования безопасности:

  • для защиты людей в случае разрыва абразивного круга он должен быть заключен в стальной защитный кожух с открытой частью, необходимой для работы;
  • работа со снятым кожухом и нахождение в плоскости вращения круга запрещается;
  • затачиваемый предмет должен подводиться плавно, без ударов. Нажимать на круг следует без усилий;
  • не допускается тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
  • обрабатывать мелкие детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук;
  • для предупреждения несчастных случаев, связанных с вырыванием обрабатываемой детали из рук, необходимо деталь устойчиво располагать на подручнике и надежно удерживать в руках;
  • заточный станок с горизонтальной осью вращения круга должен быть оборудован защитным экраном со смотровым окном;
  • для предупреждения травмирования глаз отлетающими с большой скоростью твердыми частицами необходимо пользоваться защитными очками.

3.42. При управлении грузоподъемной машиной с пола (например, при снятии двигателя с автомобиля), строповке и перемещении груза нужно выполнять следующие требования безопасности:

  • обвязку груза нужно производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных его частей и обеспечить устойчивое положение при перемещении;
  • при подъеме и опускании груза вблизи частей оборудования нельзя находиться самому и следить, чтобы не было других людей между грузом и частями оборудования;
  • при обнаружении неправильной и ненадежной обвязки груза его следует опустить и произвести строповку вновь;
  • груз нужно поднимать плавно, без раскачивания. Нельзя перемещать груз над людьми.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 112, предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара, действовать согласно пожарной инструкции по спасению людей и имущества.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03 или 112. Сообщить администрации о произошедшем случае.

4.4. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную мед. помощь и сообщить о случившемся руководителю, действовать по его указанию.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ по ремонту автомобиля следует:

  • отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию;
  • привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место;
  • если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;
  • снять спецодежду, спецобувь, СИЗ и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
  • умыться и вымыть руки с антибактериальным моющим средством;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *