Техника безопасности при проведении ремонта и обслуживания машин

Строй-Техника

Ремонт тракторов и автомобилей

Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Требования к технологическим процессам. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем (кроме случаев регулирования двигателя).

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Запрещается отвертывать гайки зубилом и молотком.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

Требования к производственным помещениям. Помещения, в которых рабочий должен находиться под автомобилем, должны быть оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха.

Рабочие места должны быть обеспечены естественным и искусственным освещением, достаточным для безопасности выполнения работ.

На территории предприятия должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения: гардеробные, душевые, умывальные (с обязательным наличием горячей воды в умывальниках при работе с этилированным бензином).

Рекламные предложения

Категория: —
Ремонт тракторов и автомобилей

  • Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов
  • Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО
  • Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
  • Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей
  • Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей
  • Инструкция по охране труда при ремонте автомобилейТехника безопасности при работе под автомобилемТехника безопасности при ремонте автомобиляРабота ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениямиКак безопасно поднимать автомобиль домкратами
  • Техника безопасности при работе под автомобилем
  • Техника безопасности при ремонте автомобиля
  • Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями
  • Как безопасно поднимать автомобиль домкратами
  • Законодательство и РД

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  • Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  • Поднять машину на нужную высоту.
  • Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  • Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Читайте также:  Ремонт Apple в Туле

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12. 003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т. ), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004 и ППБ 2.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190. 076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12. 061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12. 002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

НАРЯД-ДОПУСК НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ

Производителю работ   (должность, наименование подразделения, фамилия и инициалы)с бригадой в составе __ человек поручается произвести следующие работы:    (содержание, характеристика, место производства и объем работ)    1. При подготовке и производстве работ обеспечить следующие меры безопасности:1. Начать работы: в ___ час. ___ мин. «___» __________________ 20__ г. Окончить работы: в ___ час. ___ мин. «___» __________________ 20__ г. Наряд выдал    (наименование должности, фамилия и инициалы, подпись)

С условиями работы ознакомлен, наряд-допуск получил:

производитель работ «___» __________________ 20__ г. (подпись) (фамилия и инициалы)

Читайте также:  Отзывы о компании Альфа Ремонт бытовой техники в Набережных Челнах

Инструктаж по охране труда в объеме инструкций   (указать наименования или номера инструкций, по которым проведен инструктаж)проведен бригаде в составе ___ человек, в том числе:

N ппФамилия, инициалыПрофессия (должность)Подпись лица, получившего инструктажПодпись лица, проводившего инструктаж

Мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполнены. Производитель работ и члены бригады с особенностями работ ознакомлены. Объект подготовлен к производству работ.

Допускающий к работе «___» __________________ 20__ г. (подпись)

Подготовку объекта к производству работ проверил. Разрешаю приступить к производству работ.

Руководитель работ «___» __________________ 20__ г. (подпись)

Оформление ежедневного допуска к производству работ

Оформление начала производства работ Оформление окончания работ Начало работ (дата, время) Подпись производителя работ Подпись допускающего Окончание работ (дата, время) Подпись производителя работ Подпись допускающего

Работы завершены, рабочие места убраны, работники с места производства работ выведены.

Наряд-допуск закрыт в ___ час. ___ мин. «___» __________________ 20__ г.

Примечание. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый выдается производителю работ, второй — допускающему к работам. В случае, когда допускающий к работам не участвует в проведении работ, второй экземпляр наряда-допуска остается у работника, выдавшего наряд-допуск.

Требования безопасности при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей

К управлению, техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются водители и ремонтные рабочие, обязательно прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых необходимых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил охраны труда.

Сжатый нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ) пожароопасны, а в смеси с воздухом при определенном соотношении количества их паров и количества воздуха — взрывоопасны.

Свойства сжиженного и сжатого газов обусловливают необходимость соблюдения при эксплуатации и ремонте газобаллонных автомобилей определенных правил.

Запрещается эксплуатация, а также постановка автомобиля на стоянку с утечкой газа и другими неисправностями аппаратуры. Такие неисправности должны быть немедленно устранены квалифицированными специалистами в оборудованных для этой цели цехах.

К эксплуатации допускаются только баллоны, своевременно прошедшие испытания. Испытанию подвергаются также корпус редуктора, редуктор в сборе, вентили и предохранительный клапан.

Газовые баллоны для хранения СПГ должны быть окрашены масляной краской красного цвета, иметь обозначение параметров (объем, предельное давление), надпись «Огнеопасно» и клеймо с датой последнего и последующего испытаний (проводятся 1 раз в 2 года). При необходимости проведения ремонта для устранения утечки газа выпуск газа осуществляется на специальном посту АТП для слива газа и дегазации газовых баллонов.

Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо на несколько минут поднять капот, чтобы проветрить отсек двигателя, проверить состояние установленной на двигателе газовой аппаратуры и ее соединений.

Для обеспечения безопасности при выполнении ТО газобаллонных автомобилей нужно соблюдать следующие правила.

После окончания работы надо обязательно проверять наружную герметичность газовых баллонов и внутреннюю герметичность расходных вентилей. Для этого автомобиль поступает на контрольный пост проверки его технического состояния, а затем на пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Только при их исправности автомобиль направляется (через пост мойки) на последующие посты технического обслуживания газовой аппаратуры. Эти посты размещены в отдельном, специально оборудованном помещении с включенной приточно-вытяжной вентиляцией.

Регулировка системы питания и зажигания, проверка и ремонт газовой аппаратуры должны осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. В целях исключения искрообразований не допускаются удары при отвертывании болтов, гаек, штуцеров во время ремонта газовой аппаратуры. Проверять электрооборудование на автомобиле следует при плотно закрытых вентилях.

По окончании обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль переводят на общие посты или линии для обслуживания автомобиля в целом. При этом въезд, перемещение автомобиля по общим постам или линиям и выезд из помещения, в котором они расположены, должны осуществляться только при работе двигателя на бензине. Если на посту проверки герметичности газовой аппаратуры обнаружена неисправность (потеря герметичности) газового баллона СНГ, автомобиль направляется на пост слива газа.

После слива или выпуска газа нужно произвести дегазацию газовых баллонов или их арматуры. При необходимости ремонта с применением сварки должно быть получено соответствующее разрешение. После сварки требуется внеочередное освидетельствование баллонов. Перед сваркой, а также перед горячей сушкой или после окраски баллон следует продуть нейтральным газом (азотом).

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле его следует тушить утлекислотными огнетушителями, песком или струей воды под давлением. Одновременно нужно закрыть расходный вентиль и увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее израсходовать газ из системы питания.

Сжиженный природный газ (СЖПГ). В процессе эксплуатации автомобили должны ежедневно подвергаться осмотру для проверки герметичности газовой аппаратуры и ее исправности на контрольных постах при выпуске на линию и приемке с линии. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь ее негерметичность) должны устраняться квалифицированными работниками в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

Читайте также:  Отзывы о ремонте бытовой техники в брянске

При запотевании наружной оболочки газового баллона (потеря вакуума в теплоизоляционной полости) агрегат подвергается ремонту на заводе-изготовителе.

Криогенный баллон, установленный на автомобиле, должен быть окрашен защитным лаком серого цвета, иметь табличку с указанием параметров и надпись «Метан». Очередное освидетельствование баллона в установленный срок производится 1 раз в 2 года.

Не разрешаются эксплуатация и въезд в производственные помещения автомобилей с неисправной газобаллонной арматурой при наличии в ней газа. Неисправные автомобили могут храниться на открытых площадках без навесов. В тех случаях, когда устранение утечки газа или другого дефекта требует ремонта или регулировки криогенного баллона, жидкий метан должен быть из баллона израсходован при работе двигателя или слит в баллоны других автомобилей, в цистерну газозаправщика или специальный криогенный сосуд общепромышленного назначения. Слив газа должен проводиться на заправочной площадке при участии штатного оператора или специально обученного ответственного лица.

Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только от специального газозаправщика или от другого автомобиля на выделенной и оборудованной площадке. Заправку (слив) газа можно проводить только при неработающем двигателе. Зона заправки должна быть оборудована защитным бетонным валиком.

Запрещается наполнять криогенный баллон автомобиля в следующих случаях:

  • истек срок переосвидетельствования; имеются повреждения наружной оболочки баллона (трещины, вырывы металла, значительные вмятины, заметное изменение формы и т. д.);
  • отсутствует табличка с клеймом о прохождении освидетельствования;
  • при надлежащей окраске, отсутствии или неисправности контрольно-измерительной аппаратуры, потере вакуума в теплоизолирующем пространстве баллона, негерметичность в соединениях арматуры и контрольных приборов.

Пускать двигатель можно на топливе только одного вида: газе или бензине. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя осуществляется с помощью горячей воды или пара. При температуре ниже -10 °С пуск и прогрев двигателя проводятся на бензине с последующим переходом на газовое топливо. Запрещается работа двигателя на смеси двух топлив — бензина и газа.

Для устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях, а также нагреве газовых испарителей можно использовать горячую воду или пар. Запрещается пользоваться средствами подогрева с открытым пламенем.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, а также при техническом обслуживании необходимо снизить давление в баллоне до атмосферного, используя вытяжную трубу на участке заправки, подключив дренажный шланг и открыв дренажный вентиль, закрыть вентили на баллоне, израсходовать газ из системы питания. Затем надо выключить зажигание и отключить аккумуляторную батарею. Запрещается ставить автомобиль на длительную стоянку с открытым вентилем на баллоне. Следует иметь в виду, что продолжительность стоянки автомобиля без выпуска газа через предохранительный клапан зависит от начального давления и от количества газа в баллоне.

Не разрешается ставить автомобиль на длительную стоянку с баллоном, наполненным жидким метаном, при неисправном предохранительном клапане.

Не разрешается закрывать линейный вентиль на баллоне после остановки двигателя. При этом необходимо выждать не менее 5 мин для испарения жидкого остатка метана в испарителе газовой системы питания автомобиля и автоматического удаления лишней массы газа обратно в криогенный бак через линейный вентиль и электромагнитные клапаны.

Ремонт и обслуживание газобаллонных автомобилей, работающих на газовом топливе, должны проводиться отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями. При ремонте газовой аппаратуры необходимо проявлять осторожность с тем, чтобы не допускать искрообразования при отвертывании гаек, болтов, штуцеров.

Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно закрыть все вентили и тщательно проверить пространство под капотом и в зоне расположения газового баллона.

Регулировать системы питания и зажигания автомобилей, работающих на СЖПГ, а также проверять и ремонтировать газовую аппаратуру следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует в соответствии с заводскими инструкциями.

Не разрешается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, пускать двигатель и работать при наличии утечек газа, останавливать газобаллонный автомобиль вблизи открытого пламени или подносить к автомобилю источники открытого пламени или освещения, пайки, проверки герметичности соединений газопроводов и арматуры, для этой цели следует использовать мыльную воду.

В случае возникновения пожара на автомобиле нужно выключить зажигание, отключить аккумуляторную батарею и закрыть все вентили на баллоне. Тушить пожар необходимо огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон с газом следует обильно поливать холодной водой для исключения возможности повышения в нем давления.

В случае аварийной разгерметизации криогенного баллона, газовых трубопроводов или приборов, находящихся под давлением, срабатывания предохранительных клапанов в аварийном режиме нужно немедленно выключить зажигание, остановить автомобиль и закрыть расходный вентиль на баллоне. Затем необходимо принять меры, исключающие приток выходящего газа. После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжать работу на бензине.

Следует иметь в виду, что жидкий метан, выходящий в виде газа, образует облако, стелящееся по земле и быстро улетучивающееся в атмосферу; жидкий метан, имеющий температуру -161,4 °С, интенсивно кипит на поверхности и также образует белое газовое облако.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *