Техника безопасности при обслуживании и ремонте экскаватора

Требования охраны труда перед началом работы

Надеть спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты.

Перед началом работы машинист обязан проверить:

  • исправность всех агрегатов и узлов экскаватора;
  • исправность тормозных устройств, системы управления;
  • состояние канатов, их запасовку и крепление концов;
  • наличие и исправность защитных ограждений, вращающихся и блокировочных устройств; -исправность звукового сигнала и приборов освещения;
  • исправность контрольно-измерительных приборов;
  • наличие инструмента, диэлектрических перчаток, бот, очков и других защитных средств, а также огнетушителей и аптечки первой медицинской помощи.

В случае обнаружения неисправности машинист обязан принять меры к ее устранению или, если неисправность не может быть устранена собственными силами, сообщить об этом своему непосредственному начальнику или руководителю работ.

Машинисту запрещается работа на неисправном экскаваторе.

1. При передвижении
экскаватора стрела его должна быть
установлена строго по оси движения, а
ковш опущен на высоту не более 1 м от
земли.

2. Запрещается
передвижение экскаватора с наполненным
ковшом.

3. Экскаватор
перемещается ведомыми колесами вперед;
при преодолении наледей необходимо
устанавливать наг гусеничных звеньях
шпоры.

4. Переход экскаватора
через железнодорожные переезды и
искусственные сооружения (мосты, трубы)
допускается только после получения
соответствующего разрешения.

5. Экскаватор может
перемещаться своим ходом через топкие
или заболоченные места только по заранее
уложенным шпалам, брусьям или щитам.

6. Проход экскаватора
под проводами электролинии высоковольтной
передачи разрешается в том случае, если
расстояние между проводами и верхней
частью экскаватора будет не менее 2 м.

.
На уклонах экскаватор должен перемещаться
с минимальной скоростью. При превышении
установленной скорости необходимо
поставить рычаги хода в нейтральное
положение и после остановки экскаватора
вновь продолжить движение.

1. На каждом экскаваторе должны быть
вывешены правила управления, ухода за
оборудованием и схема пусковых устройств.

2. Заводя пусковой двигатель дизеля,
нельзя брать рукоятку в обхват, все
пальцы должны быть с одной стороны
рукоятки. Запрещается заводить перегретый
пусковой двигатель.

3. Во избежание ожогов руки не следует
касаться выхлопной трубы при запуске
и работе пускового двигателя и дизеля.
Соблюдать осторожность следует также
тогда, когда открываешь крышку радиатора
и спускаешь из него горячую воду.

4. Недопустимо устранять неисправности
при работающем двигателе.

5. Запрещается вносить в кабину экскаватора
предметы, размер которых, превышает 1,5
м, независимо от того, из какого материала
они сделаны, а также хранить в кабине
бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся
вещества.

6. При грозе работать в экскаваторе или
около него, а также в зоне кабельной
сети, запрещается.

7. Нельзя открывать бочку с бензином,
ударяя по пробке металлическими
предметами.

8. Во избежание несчастных случаев при
обрыве подъемного каната или при аварии
рабочего механизма во время работы
экскаватора воспрещается, кому бы то
ни было находиться в радиусе, равном
длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15
м от него.

9. Во время работы категорически
воспрещается:

а) менять вылет стрелы при заполненном
ковше (за исключением лопат, не имеющих
напорного механизма);

б) регулировать тормоза при поднятии
ковша;

в) подтягивать при помощи стрелы груз,
расположенный сбоку.

10. В случае перерыва независимо от его
продолжительности стрелу экскаватора
следует отвести в сторону от забоя, а
ковш опустить на грунт.

11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора
можно производить только после его
остановки. При этом двигатель должен
быть выключен, а все движущиеся и ходовые
части экскаватора — застопорены.

12. Чистка ковша и осмотр головных блоков
стрелы производятся с ведома машиниста
во время остановки экскаватора при
спущенном на землю ковше.

13. Если в зоне работы экскаватора
расположены подземные кабели, водопроводные
и канализационные трубы, а также
газопроводы, то обслуживающий персонал
должен быть специально проинструктирован
о мерах предосторожности и вести работу
под наблюдением представителей
технадзора.

14. Производить работы под проводами
действующих линий электропередач любого
напряжения запрещается.

15. В охранной зоне ЛЭП можно работать
только по согласованию с эксплуатирующей
организацией в том случае, если расстояние
по горизонтали между крайними точками
механизма при наибольшем вылете рабочего
органа груза и ближайшим проводом линии
электропередач будет при напряжении 1
кВт — 1,5 м; до 20 кВт — 2 м; 35 — 110 кВт — 4 м; 154
кВт — 5 м; 220 кВт — 6 м и 330-500 кВт — 9 м.

16. Грунт на автомашину следует грузить
со стороны заднего или бокового ее
борта. Категорически запрещается
проносить ковш над людьми и кабиной
шофера. Во время погрузки шофер должен
выходить из кабины, если она не имеет
бронированного щита.

17. Ковш при разгрузке следует опускать
как можно ниже, чтобы не повредить
автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной
загрузки кузова и неравномерного
распределения грунта в нем.

18. Между машинистом экскаватора и
обслуживающим персоналом транспортных
средств должна быть увязана система
сигнализации. Во время погрузки на
транспортные средства рабочим запрещается
находиться в них.

19. Если в забое производят взрывные
работы, экскаватор необходимо отвести
на безопасное расстояние и повернуть
к месту взрыва задней частью кабины.

20. Дополнительные требования при работе
экскаватора с прямой или обратной
лопатой:

а) наполняя ковш, нельзя допускать
чрезмерного врезания его в грунт.
Торможение в конце поворота стрелы с
заполненным ковшом следует производить
плавно, без резких толчков;

б) поднимая ковш прямой лопаты, нельзя
допускать упора его блока в блок стрелы;

в) при опускании стрела или ковш не
должны ударяться о раму или гусеницу,
а ковш еще и о грунт;

г) при копании в тяжелых грунтах нельзя
выдвигать рукоять до отказа;

д) препятствия в забое, которые могут
вызвать значительную перегрузку ковша
или его повреждение, следует обходить
путем поворота стрелы;

е) при разработке первой траншеи
необходимо следить, чтобы при повороте
ковша на разгрузку хвостовая часть
экскаватора не задевала за боковую
стенку забоя;

ж) во время экскавации необходимо следить
за правильной намоткой канатов на
барабан лебедки, чтобы они не перекрещивались
на барабане. Нельзя направлять
наматывающиеся канаты руками.

21. При работе драглайном или грейфером:

а) если во время заполнения ковша
встречается препятствие, его необходимо
обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки
ковшом запрещается;

б) после заполнения ковша его следует
немедленно поднять.

22. При работе экскаваторов, оборудованных
клин-бабой:

а) зона действия экскаватора от места
работы клин-бабы, должна быть ограждена
предупредительными знаками в радиусе
40 м;

б) к работе на экскаваторе, оборудованном
клин-бабой, допускаются только
экскаваторщики, прошедшие специальный
инструктаж по технике безопасности;

в) перед началом работы необходимо
тщательно, проверить крепление канатов.
Канат должен иметь такую длину, чтобы
после удара клин-бабы о подошву забоя
на барабане лебедки оставалось не менее
двух витков каната;

г) работа с клин-бабой разрешается при
наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;

д) при осмотре и ремонте, а также замене
каната клин-баба должна находиться на
земле.

5. Запрещается вносить в кабину
экскаватора предметы, размер которых,
превышает 1,5 м, независимо от того, из
какого материала они сделаны, а также
хранить в кабине бензин, керосин и др.
легковоспламеняющиеся вещества.

6. При грозе работать в экскаваторе
или около него, а также в зоне кабельной
сети, запрещается.

8. Во избежание несчастных случаев
при обрыве подъемного каната или при
аварии рабочего механизма во время
работы экскаватора воспрещается, кому
бы то ни было находиться в радиусе,
равном длине его стрелы плюс 5 м, но не
ближе 15 м от него.

в) подтягивать при помощи стрелы
груз, расположенный сбоку.

10. В случае перерыва независимо от
его продолжительности стрелу экскаватора
следует отвести в сторону от забоя, а
ковш опустить на грунт.

12. Чистка ковша и осмотр головных
блоков стрелы производятся с ведома
машиниста во время остановки экскаватора
при спущенном на землю ковше.

20. Дополнительные требования при
работе экскаватора с прямой или обратной
лопатой:

г) при копании в тяжелых грунтах
нельзя выдвигать рукоять до отказа;

ж) во время экскавации необходимо
следить за правильной намоткой канатов
на барабан лебедки, чтобы они не
перекрещивались на барабане. Нельзя
направлять наматывающиеся канаты
руками.

21. При работе драгляйном или грейфером:

а) зона действия экскаватора от места
работы клин-бабы , .должна быть ограждена
предупредительными знаками в радиусе
40 м;

г) работа с клин-бабой разрешается
при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;

д) при осмотре и ремонте, а также
замене каната клин-баба должна находиться
на земле.

содержание   .. 

20   

 

23 

24 

25 

26 

 

28 

29  30 
..

Меры безопасности при обслуживании и ремонте
экскаватора ЕТ-26

Обслуживание и ремонт экскаватора должны проводиться на ровной, специально
оборудованной площадке, исключающей возможность загрязнения окружающей среды,
свободной от ненужных предметов, или в специальном помещении.

На экскаваторе не должны находиться посторонние лица, не участвующие в
проведении работ и не обученные должным образом.

Перед обслуживанием экскаватора убедитесь, что двигатель выключен, ковш опущен,
рычаги управления находятся в нейтральном положении, отключено
электрооборудование.

Запускать двигатель можно лишь в случаях, специально оговоренных в руководствах
по обслуживанию и ремонту экскаватора и двигателя, строго выполняя изложенные в
них указания. Проверку и регулировку механизмов при работающем двигателе следует
проводить вдвоем, при этом в кабине должен находиться обученный работник,
задачей которого является обеспечение безопасности экскаваторщика, выполняющего
проверку или регулировку.

Читайте также:  Мастерская по ремонту бытовой техники рядом со мной

Перед началом каких-либо работ по обслуживанию двигателя или электрооборудования
отсоедините от аккумуляторной батареи отрицательный провод, идущий на «массу».

При ремонте и обслуживании экскаватора используйте только рекомендуемые
заводом-изготовителем детали и материалы, запасные части заводского производства
либо изготовленные самостоятельно с разрешения завода-изготовителя.

Нарушение этих правил связано с риском для безопасности персонала, технического
состояния экскаватора и его надежности.

Внимание! При необходимости проведения сварочных ремонтных работ
непосредственно на экскаваторе следует: заглушить двигатель, отключить провода
от аккумуляторных батарей, генератора и электронной панели приборов.

Подключать заземляющий кабель необходимо возможно ближе к месту сварки таким
образом, чтобы сварочный ток не проходил через подшипники или через монтажные
опоры узлов (при прохождении тока эти детали будут повреждены).

Сварку элементов гидросистемы (трубопроводы, бак гидравлический и т.п.)
производите только после их тщательной очистки от масла.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать рабочее оборудование экскаватора для
подъема людей.

Грузоподъёмность применяемых подъёмно-транспортных машин должна соответствовать
массе демонтированных и монтируемых узлов, указанных в формуляре экскаватора.

. При обслуживании рабочего оборудования:

  • .Соблюдайте особую осторожность при монтаже (демонтаже) на экскаваторе
    сменных видов рабочего оборудования или рабочих органов. Монтируемая
    (демонтируемая) часть оборудования должна либо иметь надежную опору,
    гарантирующую ее устойчивость как до, так и после монтажа, либо держаться с
    помощью такелажных приспособлений на подъемном устройстве необходимой
    грузоподъемности.
  • Для
    выбивания пальцев, соединяющих отдельные составные части оборудования,
    пользуйтесь специальными цилиндрическими выколотками из цветных металлов,
    чтобы не повредить края пальцев.
  • Подтягивание накидных гаек рукавов и смазку пальца крепления гидроцилиндра
    рукояти обратной лопаты к стреле производите, опустив рабочее оборудование
    на грунт, при полностью выдвинутых штоках гидроцилиндров рукояти и ковша.
    При этом работник должен находиться на устойчивой приподнятой над землей
    площадке вне экскаватора.

При обслуживании и ремонте гидрооборудования:

  • Перед началом обслуживания гидросистемы опустите рабочее оборудование на
    землю таким образом, чтобы не могло произойти непроизвольное движение
    экскаватора и рабочего органа, снимите давление в системе путем
    многократного включения при неработающем двигателе всех рычагов управления.
  • Соблюдайте осторожность при разборке соединений гидросистемы, так как, если
    давление в системе снято не полностью, может брызнуть фонтан масла. Примите
    меры для предотвращения утечек рабочей жидкости, ослабьте соединения, затем,
    убедившись в безопасности, полностью разъедините детали. Для сбора масла,
    сливающегося из отсоединенных деталей, используйте специальный поддон.
  • Не
    находитесь вблизи трубопроводов высокого давления при испытаниях и пробном
    пуске гидропривода после ремонта.
  • После снятия манометра, место подсоединения заглушить технологической
    заглушкой

Не ищите течи в гидросистеме на ощупь.
Из находящейся под давлением гидравлической системы масло может вытекать
через мелкие отверстия почти невидимыми струйками, обладающими
достаточной силой, чтобы пробить кожу.
Если Вы поранились струей масла, немедленно обратитесь к врачу во избежание
внесения серьезной инфекции и тяжелой реакции организма на масло.

При обслуживании электрооборудования:

  • Соблюдайте особую осторожность при обслуживании аккумуляторных батарей. Не
    курите и не пользуйтесь открытым огнем, не допускайте образования искр
    вблизи аккумуляторных батарей – это может привести к пожару или взрыву, т.к.
    аккумуляторные батареи выделяют легковоспламеняющиеся газы.
  • Чтобы избежать возникновения искр вблизи аккумуляторных батарей, провод,
    ведущий к «массе», всегда подсоединяйте последним, а отсоединяйте первым. Не
    допускайте, чтобы какой-нибудь металлический предмет или соединительный
    провод одновременно прикасался бы к положительному полюсу батареи и к другой
    металлической детали экскаватора. При таком касании искра может вызвать
    взрыв. Чтобы определить степень разряженности аккумуляторных батарей,
    пользуйтесь вольтметром (нагрузочной вилкой) или ареометром. Перед
    подключением или отключением аккумуляторных батарей убедитесь в том, что
    включатель «массы» отключен.
  • Запрещается эксплуатация экскаватора без установленных аккумуляторных
    батарей во избежание выхода из строя электронной панели приборов.
  • Постоянно следите за состоянием изоляции и надежностью крепления
    электрических проводов. Искрение в местах повреждения изоляции и ослабление
    крепления может привести к пожару.

В случае возгорания электропроводки немедленно отключите «массу» аккумуляторной
батареи!

5.
Меры пожарной безопасности.

В кабине машиниста должен находиться огнетушитель.

Хранить в кабине экскаватора бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся
вещества запрещается.

Масляную ветошь и обтирочные концы складывают в специальные металлические ящики
с крышками и по мере наполнения удаляют.

Категорически запрещается подогревать двигатель в зимний период открытым огнём.

При пользовании подогревателем дизельного двигателя необходимо помнить, что
неправильное обращение с ним, а также его неисправность могут послужить причиной
пожара.

При заправке топливом подогреватель
должен быть выключен.

Горящее топливо и масло нельзя тушить водой. Следует применять огнетушитель или
забросать пламя землёй.

Никогда не открывайте горловину топливного бака и не заливайте
топливо в бак при работающем двигателе. Не курите, обслуживая топливную систему.
В холодное время года не пользуйтесь открытым огнем для прогрева топливопроводов
и поддона двигателя. Пары топлива опасны, искры или открытое пламя могут
привести к их взрыву или пожару.

Следите, чтобы во время работы двигателя вблизи выпускного коллектора и
глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.

Немедленно устраняйте все обнаруженные течи топлива и масла. Насухо протрите все
загрязненные места на экскаваторе.

Используйте только рекомендованные сорта топлива. Никогда не смешивайте
дизельное топливо с бензином, спиртом и т.д. – это может привести к пожару или
взрыву.

6. Меры экологической безопасности.

При проведении технического обслуживания и ремонта экскаватора как на местах
использования, так и в мастерских эксплуатационных баз, необходимо осуществлять
меры по предохранению окружающей среды от загрязнения.

Не допускается слив отработанных ГСМ, а так же моющих составов и растворителей
на землю и водные бассейны. Отработанные нефтепродукты должны собираться в
отдельную тару и сдаваться для последующей переработки.

ПОМНИТЕ!
Электролит аккумуляторных батарей, содержащий серную кислоту, ядовит, а
также является сильным окислителем. Вступая в реакцию со многими окружающими
материалами не только приводит их к повреждению, но и образует ядовитые
соединения.

Свинец, содержащийся в батареях и относящийся к тяжелым металлам, также ядовит.

Пластмассовые материалы, используемые в электрической изоляции проводов,
корпусных деталях, облицовке, уплотнениях, при сгорании выделяют высокотоксичные
(отравляющие) и канцерогенные вещества.

Лампы дневного света содержат ядовитую ртуть, поэтому по использованию, требуют
особой утилизации.

Неправильно отрегулированный двигатель является источником загрязнения атмосферы
окислами углерода и азота, что, по мнению ученых- орнитологов, негативно
сказывается на популяции ястребов-тетеревятников, гнездовья которых в период
спаривания часто можно видеть вблизи от проведения землеройных работ.

содержание   ..  
 

 
192 
193 
194 
195 
196 
197 

 
199  ..

Техника безопасности во время обслуживания
экскаваторов

При монтаже и демонтаже. 1. Площадка, на которой производят
монтаж или демонтаж экскаватора, должна быть свободной от ненужных
предметов и ровной.

2. Клетки из деревянных шпал или брусьев для рукояти с ковшом, стрелы,
поворотной

платформы и других узлов тщательно укладывают и
скрепляют в соответствующих местах стальными скобами.

3. Подъемные средства и приспособления, применяемые при разборке и сборке
экскаватора, предварительно осматривают и испытывают.

4. Тали и домкраты для подтягивания и подъема частей прочно устанавливают и
закрепляют.

5. Перед употреблением реечных домкратов необходимо убедиться в исправности
зубчатых колес, храповика, опорной головки и крепления рукоятки на квадрате.
Домкраты устанавливают без перекосов во избежание изгибов реек или винтов.

6. Лебедку прочно устанавливают и надежно заякоривают. При осмотре лебедки
проверяют правильность навивки каната на барабан, исправность зубчатых
передач и храпового устройства.

7. При осмотре блоков и полиспастов проверяют, не задевает ли канат за
обойму блока и не переплетаются ли канаты при переходе с одного блока на
другой.

8. При осмотре подъемных цепей и строп тщательно проверяют места сварки
цепей, а у остальных канатов — места сращивания и крепления их. Канат
заменяют новым» если обнаружен износ или обрыв проволочек свыше нормы,
допускаемой правилами Госгортехнадзора.

9. Во время запасовки канатов никакая работа механизмов экскаватора не
допускается. При наматывании канатов на барабаны путем включения двигателя
направлять канат руками запрещается.

10. При подъеме и опускании частей экскаватора рабочие должны находиться на
безопасном расстоянии. При этом никакие перемещения груза по горизонтали не
допускаются. Становиться на груз для создания равновесия категорически
запрещается.

11. В момент опускания груза устанавливать подкладки не разрешается.
Необходимые подкладки подготавливают заранее или после незначительного
вторичного подъема.

12. По окончании работ груз опускают на землю, оставлять его в подвешенном
состоянии запрещается.

13. Перемещать груз по рельсам или металлическим балкам допускается в том
случае, если последние тщательно закреплены скобами и болтами. Скользящий по
рельсам или балкам груз поддерживают лебедкой или воротом, но не руками.

14. При установке на железнодорожной платформе под демонтированные части
экскаватора укладывают деревянные подкладки. Во избежание сдвигов в пути все
узлы, лежащие отдельно, тщательно закрепляют растяжками.

Читайте также:  Период гарантийного ремонта техники

При обслуживании дизельных двигателей и
электрооборудования. 1. Техническое обслуживание следует выполнять
только при остановленном двигателе.

2. При проверке уровня топлива в баке пользуются мерной линейкой.
Запрещается пользоваться при заправке огнем для освещения или курить. Из
топливопроводов и маслопроводов не допускается подтекания, обнаруженные течи
немедленно устраняют, а потеки вытирают. Тщательно осматривают изоляцию
проводов и состояние контактов, так как при пробитой изоляции и неисправных
контактах возможно появление электрической искры. Несоблюдение перечисленных
правил может вызвать пожар.

3. При вынужденном применении этилированного бензина необходимо соблюдать
следующие правила безопасности:

не засасывать бензин через шланг ртом, не продувать ртом бензопровод; не
мыть бензином руки и не чистить одежду;

если бензин попал на кожу, сразу же смыть его чистым керосином или дизельным
топливом, а затем теплой водой с мылом;

место, облитое бензином, вытереть сухой тряпкой, а затем протереть тряпкой,
смоченной в керосине или дизельном топливе;

одежду, облитую бензином, немедленно снять и перед стиркой проветрить ее на
открытом воздухе в течение двух часов;

после работы с этилированным бензином мыть руки теплой водой с мылом;

детали, соприкасавшиеся с этилированным бензином при ремонте, промыть в
керосине

или дизельном топливе (баки, трубопроводы, карбюраторы, головки цилиндров и
т. п.);

очищать и промывать детали разрешается только в
резиновых или кожаных перчатках.

4. При использовании коицен i рированного раствора каустической соды во
избежание ожогов соблюдают особые меры предосторожности. При приготовлении
моечного раствора из каустической соды, а также при обезжиривании и мойке
деталей работают в резиновых фартуках и перчатках, а при рубке каустической
соды надевают маску с защитными очками.

5. Кислота, попадая на кожу, вызывает ожог, а пары кислоты раздражают
слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей. Поэтому водные растворы
кислот приготовляют в вытяжных шкафах или вне помещения. При работе с
кислотами пользуются резиновыми фартуками, перчатками, надевают специальные
защитные очки. При смешивании кислоты с водой нужно лить кислоту в воду, а
не наоборот. При травлении и обезжиривании детали погружают в ванну с
кислотой и вынимают из нее щипцами.

6. Кислоту хранят на рабочем месте в стеклянных или фарфоровых сосудах с
широким дном и притертой пробкой в количестве, не превышающем потребность
одной смены.

7. При ожогах химическими веществами немедленно промывают пораженное место
водой под давлением 1,5—2.0 кгс./см2 (давление воды в водопроводе) в течение
15— 20 мин.

8. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат вредные
отравляющие примеси окиси углерода. Накопление этих газов в закрытой кабине
машины может вызвать тяжелое отравление людей. Поэтому необходимо следить,
чтобы все соединения выпускных трубопроводов двигателей были герметичными.

9. При грозе работу в экскаваторе или около него следует прекратить.

10. Без надобности нельзя подходить близко к токоведущим частям на
экскаваторе, находящимся под напряжением, и касаться их, если даже они
изолированы.

11. Запрещается категорически проверять наличие напряжения пальцами. Для
этого нужно пользоваться контрольной лампой или вольтметром.

12. Следует соблюдать осторожность при уходе за аккумуляторами, так как
кислота вредно действует на кожу рук и платье. Для нейтрализации кислоты,
попавшей на платье, применяют нашатырный спирт, а руки обмывают водой с
небольшим содержанием соды.

13. Запрещается становиться на крышку аккумуляторного ящика во избежание
короткого замыкания и возможного ожога кислотой.

При ремонте экскаватора. 1. Куртка или
комбинезон рабочего должны быть застегнуты, волосы спрятаны под головной
убор.

2. При ремонте необходимо пользоваться только исправным инструментом.
Молоток должен иметь рукоятку, изготовленную из сухого прочного дерева,
хорошо обработанную и прочно закрепленную, зубила и крейцмейсели не должны
иметь трещин, забоин и заусенцев в верхней части, так как при ударе по
инструменту частицы металла могут отлететь и ранить работающего или
окружающих.

Полотно ножовки туго натягивают и прочно закрепляют в рамке. Нельзя работать
ножовкой, не имеющей гладкой деревянной ручки, так как острым концом
хвостовика легко повредить руку.

3. Деталь, подвергающуюся резке, прочно закрепляют в тисках. Отрезаемую
часть детали или поддерживают рукой или опирают на подставку, чтобы она не
упала на ноги.

4. При опиливании предметов с острыми кромками пальцы левой руки держат
вытянутыми, так как при обратном ходе напильника поджатые пальцы можно
ранить.

5. Паяльные и лудильные работы производят на расстоянии не менее 5 м от
легковоспламеняющихся или огнеопасных материалов. Сосуды из-под жидкого
горючего за сутки перед пайкой или заваркой выпаривают или наполняют водой,
а перед ремонтом тщательно промывают горячим щелочным раствором и
высушивают.

6. Керосиновую паяльную лампу заполняют горючим после полного ее охлаждения
через сетку не более чем на 3/4 объема. Нельзя чрезмерно накачивать воздух в
лампу, остаток его после окончания работы следует выпускать.

7. На заточном станке работают в предохранительных
очках, чтобы не засорить глаза наждаком или частицами металла. Зазор между
кругом и упором должен быть не более

3 мм, иначе круг может затянуть инструмент. Если на круге есть уступы,
выбоины или трещины, на заточном станке работать запрещается.

8. При работе на сверлильном станке нельзя наклонять низко голову к месту
сверления во избежание захвата шпинделем, патроном или сверлом волос,
головного убора или одежды. Сверлить нужно с перерывами, удаляй стружку из
отверстий и со стола станка крючком, палочкой, щеткой. Нельзя работать в
рукавицах и охлаждать сверло смоченной тряпкой, находящейся в руках.
Категорически запрещается держать изделие руками, его необходимо зажимать в
станочные тиски или прикреплять к столу станка.

9. Нужно помнить, что работа неисправным ручным электроинструментом, и в
особенности в сырых помещениях или на открытом воздухе, очень опасна, так
как возможно поражение током. Поэтому электроинструмент ежесменно тщательно
осматривают, обращают особое внимание на изоляцию токоведущих проводов и
наличие проводов заземления. Включать инструмент в сеть нужно, начиная с
заземляющего провода, а затем уже подсоединять фазовые провода. Если
возможно соприкосновение инструмента с металлическими частями машин,
надевают резиновый плащ, перчатки и галоши или применяют изоляцию из досок и
фанеры.

Во время перерыва в работе инструмент откладывают в сторону, держать его в
руках или класть на колени запрещается. При уходе с рабочего места и по
окончании работы электроинструмент обязательно отключают от сети.

Требования охраны труда во время работы

Земляные работы по отрывке траншей и котлованов, отсыпке отвалов машинист должен вести в соответствии с утвержденным ордером на эти работы и по наряду-допуску на проведение работ.

Экскаватор должен быть расположен на рабочей площадке за пределами призмы обрушения, на твердом выровненном основании, с уклоном, не превышающим допустимого техническим паспортом экскаватора.

При работе экскаваторов на грунтах, не выдерживающих давления колёс (гусениц), машинист должен требовать осуществления специальных мер, обеспечивающих устойчивое положение экскаватора.

Машинисту запрещается работать при наличии нависающих «козырьков», глыб, крупных валунов, а также нависей из снега и льда.

Машинисту запрещается находиться:

в опасной зоне работающих механизмов (экскаваторов, бульдозеров и других механизмов);
в пределах призмы обрушения на уступах;
в непосредственной близости от нижней бровки уступа.

Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора.

Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в зоне действия ковша.

Погрузка в кузов автосамосвала (трактора) должна производиться только сбоку или сзади.

Запрещается перенос экскаваторного ковша над кабиной автосамосвала или трактора.

Машинист не должен допускать перегрузки транспортных средств.

По окончании погрузки машинист должен подать разрешающий сигнал на отъезд транспортных машин.

Перегон экскаватора должен производиться по сигналам ответственного руководителя работ или выделенного им сигнальщика, при этом должна быть обеспечена постоянная видимость между ними и машинистом экскаватора.

При передвижении экскаватора по горизонтальному пути или на подъем ведущая ось его должна находиться сзади, а при спусках с уклона — впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела установлена по ходу экскаватора.

При движении экскаватора на подъем или при спусках необходимо предусматривать меры, сключающие самопроизвольное скольжение.

Во время работы машинисту запрещается:

  • производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;
  • изменять вылет стрелы при поднятом наполненном ковше;
  • планировать площадку боковым движением ковша;
  • подтягивать при помощи стрелы груз;
  • очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;
  • производить какие-либо работы при нахождении людей между траншеей (отвалом, самосвалом и т.д.) и экскаватором;
  • покидать рабочее место при поднятом ковше;
  • оставлять экскаватор с работающим двигателем;
  • допускать посторонних лиц в кабину экскаватора.

При необходимости выхода из кабины машинист обязан опустить ковш на землю и поставить пусковые устройства и рычаги управления в нейтральное положение или положение «Стоп».

При необходимости производства работ под линиями электропередачи, находящимися под напряжением или вблизи них, машинист должен обеспечить расстояние по воздуху от любой части экскаватора, в том числе и при наибольшем допускаемом конструкцией подъеме или боковом вылете стрелы и рукояти до ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее: при напряжении до 1 кВ — 1,5 м; от 1 до 20 кВ — 2 м, от 35 до 110 кВ — 4 м.

Читайте также:  РЕМОНТ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ РОГАЧЕВ

На указанную работу машинист должен получить письменный наряд-допуск. При работе на гидравлическом экскаваторе машинисту запрещается:

  • производить запуск двигателя при выключенной насосной станции;
  • включать насосы без проверки уровня масла в баке;
  • работать на перегретом масле или при наличии обильного пенообразования в баке;
  • производить регулировку предохранительного клапана без манометра;
  • перегибать или перекручивать шланги маслопроводов;
  • откручивать накидные гайки или штуцера маслопроводов при давлении в системе и работающих насосах.
  • производить какие-либо работы на экскаваторе в темное время суток без достаточного и безопасного освещения места работы;
  • выполнение работ на стреле экскаватора во время грозы.

Машинист должен содержать в чистоте кабину, площадку, рычаги управления. Контрольные приборы должны быть исправными, инвентарь и инструменты должны храниться в специально отведенном для этого месте.

Запрещается загромождать проходы в кабине экскаватора.

Заправку экскаватора топливом, смазочными материалами необходимо производить после остановки двигателя на горизонтальной площадке и при естественном или электрическом освещении.

Машинист обязан не допускать загрязнения топливом и маслами мест заправки и стоянки экскаватора.

Техническое обслуживание или ремонт экскаватора следует производить в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.

При выполнении технического обслуживания или ремонте экскаватора не разрешается приступать к работе до остановки двигателя, снятия давления в гидросистеме, опускания ковша на землю.

При проведении ремонтных работ машинисту необходимо следить за исправностью инструмента. Деревянные рукоятки ручных слесарных инструментов должны быть изготовлены из прочной выдержанной древесины твердых и вязких пород и иметь овальную форму с тщательно остроганной поверхностью. Рукоятки для кувалд, молотков и других ударных инструментов необходимо пропилить и расклинить металлическими клиньями.

Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь скосов, а рукоятки — заусенцев. Запрещается отвертывать и завертывать гайки путем удлинения гаечного ключа за счет присоединения другого ключа или трубы.

При осмотрах и ремонте в темное время суток машинисту следует пользоваться ручной переносной электролампой с линейным напряжением не выше 42 В переменного тока с хорошо изолированным проводом и ручкой.

При демонтаже и монтаже агрегатов экскаватора краном запрещается находиться под грузом или стрелой.

Запрещается находиться под поднятым ковшом экскаватора, удерживаемым только штоками гидравлических цилиндров или канатами.

Агрегаты и узлы массой более 15 кг необходимо перемещать только с помощью подъемно- транспортного оборудования и средств малой механизации.

При разборке агрегатов экскаватора для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, эмульсии.

Техника безопасности машиниста экскаватора

К самостоятельной работе машинистом экскаватора допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и получившие удостоверение на право управления экскаватором данного типа и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.

  • знать правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
  • проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
  • проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца и проверку знаний по безопасности труда — один раз в год;
  • работать только на закрепленном за ним экскаваторе;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в Обществе, технологическую дисциплину и требования охраны труда.

При производстве работ на машиниста возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущиеся машины и механизмы, их рабочие органы и части;
  • обрушивающиеся грунты и горные породы;
  • разрушающиеся конструкции машин;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • повышенный уровень вибрации;
  • опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • физические и нервно-психические перегрузки.

Машинист должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.

Машинист при ремонтных и других работах вне кабины экскаватора должен работать в каске. Работа без каски допускается только в кабине экскаватора.

Машинист должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

  • не курить и не пользоваться открытым огнем во время заправки экскаватора горюче- смазочными материалами, после заправки насухо обтереть бак с горючим;
  • не эксплуатировать экскаватор при наличии течи в топливных и масляных системах;
  • не использовать открытый огонь и паяльные лампы для разогревания агрегатов и узлов экскаватора в холодное время года;
  • не разводить костры вблизи экскаватора;
  • не хранить в кабине взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • обтирочные и смазочные материалы и промасленную ветошь хранить в плотно закрывающихся металлических ящиках.

Машинист должен уметь пользоваться средствами пожаротушения, находящимися на экскаваторе, а также содержимым аптечки первой помощи.

Машинист, находящийся вблизи места происшествия несчастного случая, должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и сообщить об этом руководителю работ и, при необходимости, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Машинист должен соблюдать правила личной гигиены, принимать пищу следует только в специально отведенных для этого местах. Перед приемом пищи тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.

За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

Техника безопасности при обслуживании и ремонте экскаватора.

1. Техническое
обслуживание экскаватора должно
проводиться лицами, прошедшими инструктаж
по правилам техники безопасности при
обслуживании экскаватора данной модели.

2. Все работы,
связанные с техническим обслуживанием,
следует проводить при опущенном
оборудовании и остановленном дизеле.

3. Перед ремонтом
трубопроводов, гидробаков и топливных
баков сваркой необходимо предварительно
их очистить и промыть.

4. Перед снятием
трубопроводов (разгерметизация
гидропривода) необходимо снять статическое
давление в системе гидропривода
попеременным включением рычагов
управления.

5. Следует соблюдать
осторожность при уходе за аккумуляторной
батареей, так как кислота вредно действует
на кожу рук и платье. Для нейтрализации
кислоты, попавшей на платье, нужно
применять нашатырный спирт, а руки
обмыть водой с небольшим содержанием
соды. Необходимо помнить, что для
смешивания кислоты с водой нужно наливать
кислоту в воду.

6. При монтаже и
демонтаже:

а) площадка для
разборки и сборки экскаватора должна
быть освобождена от посторонних предметов
и выровнена;

б) разбирать и
собирать экскаватор следует согласно
правилам монтажа и демонтажа;

в) подъемные
средства и приспособления, применяемые
на монтажных работах, должны быть
проверены;

г)
в момент опускания отдельных узлов
установка под них каких-либо подкладок
не допускается. Необходимые подкладки
должны быть подложены заблаговременно;

д) при проверке
трубопроводов под давлением после их
монтажа запрещается находиться вблизи
них;

е) во избежание
опрокидывания экскаватора назад
запрещается снимать с него сменное
оборудование полностью (с базовой
стрелой) без установки подставки под
контргруз.

7. Перед обслуживанием
генератора и электродвигателя вентилятора
охлаждения рабочей жидкости гидросистемы
необходимо заглушить дизель.

8. При заправке
экскаватора топливом или маслом
запрещается курить или пользоваться
открытым огнем.

Соседние файлы в папке МЗР_курсовой_ЭО4121

  • #деталировка 1.cdw
  • #деталировка 2.cdw
  • #деталировка 3.cdw
  • #деталировка 4.cdw
  • #общий вид.cdw

Требования охраны труда по окончании работы

После окончания работы машинист обязан:

  • отвести экскаватор в гараж (на территорию гаража);
  • опустить ковш на землю и затормозить поворотную платформу;
  • выключить двигатель и поставить рычаги управления в нейтральное положение;
  • в холодное время года — слить воду из радиатора и трубопроводов;
  • сделать запись в аппаратном журнале обо всех неисправностях и дефектах, замеченных во время работы и о мерах, принятых к их устранению; и сообщить об этом непосредственному начальнику;
  • закрыть кабину на замок;
  • снять спецодежду, спецобувь и убрать в шкаф гардеробной;
  • вымыть руки, лицо и загрязненные части тела водой с мылом или принять душ.

Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.

Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

При работе на экскаваторе могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

  • повреждение и падение экскаватора в результате обрушения или оползания грунта;
  • повреждение экскаватора кусками породы при их падении сверху;
  • пожар.

В случае угрозы обрушения или оползания грунта во время работы экскаватора, а также при повреждении экскаватора кусками породы при их падении сверху, машинист обязан немедленно прекратить работу, отвести экскаватор в безопасное место и сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю.

Для вывода экскаватора машинист должен всегда оставлять свободный проход.

При возникновении пожара на экскаваторе машинист должен немедленно приступить к его тушению, используя имеющиеся на экскаваторе огнетушители и, при необходимости, сообщить в пожарную охрану лично или через находящихся рядом людей.

При травмах или поражениях электрическим током машинист обязан оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и сообщить о случившемся руководителю работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *