38. Техника безопасности при ремонте гидравлических и
смазочных систем
Безопасность труда при ремонте и испытания гидравлической системы
прежде всего зависит от строгого соблюдения технологии ремонта. Необходимо
помнить, что номинальное давление масла в гидравлических системах современных
ПС достигает нескольких сотен атмосфер.
Поэтому к проведению любых монтажно-демонтажных работ с агрегатами
системы следует отключить ПС от тока, стравить давление в гидросистеме и во
время слива масла исключить возможность его разливки.
При разборке агрегатов гидросистемы (например, гидроаккумулятора)
необходимо стравить давление, используя при этом специальное приспособление.
Его использование необходимо также при разборке агрегатов системы, отдельные
элементы которых находятся под действием пружин в сжатом состоянии, то есть
предотвращается возможность «выстреливания» этих элементов (редукционные
и предохранительные клапаны и т. Д.).
Испытания этих систем на герметичность и прочность — важная
технологическая операция, которую выполняют в полном соответствии с
действующими правилами испытания сосудов, работающих под давлением. их
испытания выполняют на специальных стендах. Шум, возникающий во время их
работы, относится к так называемому прерывистого шума, повышает раздражающее
действие его на работников. Сейчас на авиационных предприятиях стенды испытаний
гидроагрегатов и агрегатов смазочно-топливных систем оборудуют или в
специальных звукоизолювальних боксах, или изолируют их силовые источники,
значительно улучшает условия труда на этих участках производства.
Зарядка авиационной сжатыми газами выполняют с соблюдением
специальных мер предосторожности. Это вызвано в первую очередь тем, что системы
работают, как правило, под высоким давлением с такими взрывоопасными газами,
как кислород. Взрывоопасными также становятся смеси некоторых газов и веществ,
например, кислорода, масла и т.
Основные требования безопасности во время зарядки авиационной
сжатыми газами сводятся к следующему:
— Запрещается выкручивать сливные пробки или зарядные клапаны из
амортизаторов шасси, если азот в них находится под давлением;
— Во время зарядки сжатыми газами колес, стоек шасси и цилиндров
высокого давления следует применять стандартное приспособление с шлангом,
манометром и редуктором; зарядки выполняют обязательно два работника
технического состава: один находится у вентиля баллона или пульта зарядной
установки, а второй — у зарядного штуцера (вентиль баллона или зарядной
установки следует открывать плавно)
— Демонтаж и монтаж покрышек колес шасси производится при
отсутствии давления воздуха в камерах колес с применением соответствующих
устройств, обеспечивающих безопасность этих операций;
— Все агрегаты и машины кислородно-газовой техники
укомплектовывают исправными и проверенными контрольно-измерительными приборами
и предохранительными устройствами;
— Все оборудование кислородно-газовой техники следует содержать в
образцовой чистоте и исправности;
— Перед зарядкой самолетов воздухом от системы централизованного
подзарядки (СЦЗП) необходимо убедиться в наличии давления в магистрали СЦЗП
(давление не должно превышать рабочего, установленного для системы ВС данного
типа);
— После окончания зарядки запрещается отключать зарядное шланг от
ПС к закрытию вентиля на раздаточной колонке системы СЦЗП и стравливания
давления из шланга;
— Перед каждым присоединением к ПС зарядных шлангов
повитрозаправника или кислородной станции необходимо продуть их струей газа;
— При работе с жидким кислородом не допускается его попадания на
тело человека (температура жидкого кислорода при нормальном атмосферном
давлении равна минус 183 ° С), обслуживающий персонал должен работать в
защитной одежде и очках
— Все работы по огнетушащего вещества типа «3,5»,
«7» или «Фреон 114м необходимо выполнять в противогазе и
хлопковом комбинезоне. Люда на работника попали такие вещества, то ему
необходимо омыться под горячим душем и заменить облитый спецодежду чистым, в
случае признаков отравления (головокружение, тошнота, головные боли) следует
обратиться к врачу
— Разряжение огнетушителей выполняют, как правило, вне помещения
(на открытом воздухе);
— Категорически запрещается выполнять выпуск огнетушащего вещества
из огнетушителя в атмосферу без предварительного надежного закрепления баллона
в специальном приспособлении, так как это может привести к несчастным случаям
(при разрядке огнетушителей, содержащие огнетушащие вещества «3,5»,
«7» или «Фреон 114 «под высоким давлением, действует
реактивная сила, и усилий человека недостаточно для удержания в руках такого
баллона).
Во время испытания фюзеляжа на герметичность необходимыми
требованиями безопасности являются: работы необходимо выполнять, строго
руководствуясь регламентом; перед проверкой необходимо отключить ток от ПС;
приборы, которые реагируют на повышенное давление в кабине и которые в
результате этого могут выйти из строя, следует снять; соответствующие элементы
высотной системы установить в необходимое положение; через переходный и
приспособления для проверки кабины на герметичность подключить к специальным
штуцеров высотной системы компрессор или стационарную сеть давлением 294-490 к
одиннадцатому: во время испытания избыточное давление в кабине не должен
превышать 49 кПа, его следует создавать постепенно с интервалом в 1 мин.
Обычно с мстою безопасности специальными флажками вокруг ПС
обмежовують зону безопасности в случае аварии. Во время испытания категорически
запрещается находиться в этой зоне посторонним лицам. Испытаниями должен
руководить один из инженерно-технических работников, допущен к этому виду
работ. После проведения испытаний при помощи специального устройства давление в
фюзеляже следует довести до нормального и только после этого выполнять другие
работы на ПС.
Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим
системам и их компонентам. Пневматика» распространяются на гидравлические и
пневматические системы и компоненты в производственном оборудовании и
устанавливает требования безопасности при их целевом использовании. В стандарте
перечислены опасности и факторы, влияющие на безопасную эксплуатацию систем и
их компонентов.Стандарты предназначены для применения при конструировании,
изготовлении и модернизации систем и компонентов, а именно при: сборке,
монтаже, наладке, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте.Вместе с тем,
для безопасного проведения ремонтных работ гидравлических и пневматических
систем оборудования необходимо руководствоваться ведомственными строительными
нормами «Монтаж смазочных, гидравлических и пневматических систем
общепромышленного назначения» ВСН 411-88. Ниже приводится выдержка из данного
документа.5. Техника безопасности и противопожарные мероприятия5.2. Конкретные
мероприятия по технике безопасности, средства подмащивания и приспособления для
обеспечения безопасных условий труда должны разрабатываться в соответствующем
разделе ППР.5.3. Организация работ в соответствии с ППР, контроль и
ответственность за применение в соответствии с назначением
монтажно-технологической оснастки, грузоподъемных машин, механизированного
инструмента и средств защиты работающих, инструктаж рабочих о безопасных
методах ведения работ возлагаются на инженерно-технических работников
строительно-монтажных организаций.5.4. Для безопасного производства работ, а
также для прохода рабочих к местам работ должны быть выполнены средства
подмащивания, лестницы и мостки с перильными ограждениями в соответствии с ГОСТ
12.2.012-75, ГОСТ 24258-80 и СНиП III-4-80.5.5. Во избежание падения рабочих
монтажные проемы, технологические подвалы и глубокие приямки в фундаментах
должны быть ограждены инвентарными защитными ограждениями, выполненными в
соответствии с ГОСТ 12.4.059-78, или закрыты сплошным настилом.5.6. Все лица,
занятые на монтажных работах, должны быть обеспечены средствами индивидуальной
защиты в зависимости от вида выполняемых работ в соответствии с «Типовыми
отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных
приспособлений», утвержденными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, а также в
соответствии с ГОСТ 12.4.011-75.5.7. К производству работ по изготовлению узлов
трубопроводов, монтажу систем, травлению, промывке, испытанию и наладке систем
могут быть допущены лица, прошедшие инструктаж по общим и специфическим
правилам техники безопасности и противопожарной техники. О проведении
инструктажа должна быть сделана соответствующая запись в журнале с обязательной
росписью инструктируемых.5.8. Рабочие, выполняющие травление и промывку, должны
иметь защитную спецодежду: фартуки, резиновые рукавицы, сапоги и очки.5.9. В
помещениях для травления и промывки должна работать приточно-вытяжная
вентиляция. На видных местах, у входа в эти помещения должны быть вывешены
плакаты, напоминающие о мерах предосторожности.5.10. Операции по загрузке в ванны
и выгрузке из них труб (или узлов трубопроводов) должны быть
механизированы.5.11. При составлении кислотных растворов лить воду в кислоту
запрещается.5.12. Слив отработанных травильных растворов в канализацию без
предварительной их нейтрализации, устройства колодцев-отстойников, а также без
разрешения органов санитарного надзора не разрешается.Для нейтрализации
отработанных растворов используют водный раствор гашеной извести (1 часть
гашеной извести на 3 части воды).5.13. Использование переносных источников
света напряжением свыше 12 В для выполнения работ внутри резервуаров
запрещается.5.14. В противопожарных целях совместно с генподрядчиком должны
быть разработаны мероприятия, обеспечивающие безопасные условия производства
работ при приготовлении промывочных смесей и промывке трубопроводов, и оформлен
наряд-допуск. Приказом должно быть назначено лицо, ответственное за
противопожарную безопасность. В журнале совмещенных работ должна быть сделана
запись о начале работ по промывке.5.15. В помещениях, где промывают
трубопроводы и приготавливают промывочные смеси, а также вблизи промываемых
трубопроводов и во время работы с растворителями не разрешается работа других
организаций, запрещается производить газоэлектросварочные работы, курить и
допускать образование искр. Электроинструмент, электропроводка и осветительная
арматура, используемые в этих помещениях, должны быть взрывобезопасного
исполнения, в них не должно быть оголенных токоведущих частей. Вход в эти
помещения посторонним лицам запрещается.Приготовление промывочной смеси в
помещениях маслоподвалов и насосно-аккумуляторных станций запрещается.5.16. Для
предотвращения пожаров необходимо соблюдать следующие правила:проходы в
маслоподвалах и тоннелях, а также доступ к местам установки огнетушителей и ящиков
с песком и другому противопожарному инвентарю должны быть свободны;система
пожаротушения должна находиться в постоянной исправности;маслоподвалы и тоннели
должны иметь исправные металлические двери, затворы и т.п. для обеспечения
герметичности;схемы закольцовки и переключения промывки с одного контура на
другой должны исключать применение огневых работ.5.17. Монтаж пневматических
систем должен быть произведен так, чтобы отработанный воздух не попадал в зону
дыхания обслуживающего персонала
Скачано с www.znanio.ru
Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживания и ремонте системы смазки автомобиля.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
В целях предупреждения несчастного случая каждый рабочий в процессе производства обязан руководствоваться технологической инструкцией, соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции, а администрация обязана обеспечить рабочие места всем необходимым для безопасного производства работ и создать при этом нормальные условия труда.
5.1 Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля
1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистым песком, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.
2. Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.
3. Во время работы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины.
4. Цилиндры и поршни нельзя класть на край стола или верстака.
5. Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.
6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуются специальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.
Техника безопасности для слесаря ремонтника
1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.
2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.
3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.
4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.
5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.
6. Изучить порядок выполнения и безопасность.
7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.
8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.
9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.
10.Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.
11.Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.
12.При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления указаны в конструкционной карте.
13.Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.
14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.
15.Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.
16.При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.
Контейнерные автозаправочные станции.
Масштаб
Ф . И . О
Подпись
Дата
Евлампиев А . О
Солощенко Н . В .
4.1.Схема системы смазки автомобиля.
4.2.Технологическая схема устранения неисправностей системы смазки.
Список используемой литературы:
1. С.Н. Богданов. Автомобильные двигатели: Учебник для автотранспортных техникумов/ С.Н.Богданов, М.М.Буренков, И.Е. Иванов.-М.: Машиностроение, 2007.- 368с;
2. В.К. Вахламов. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.А. Юрчевский В.К. Вахламов, М.Г. Шатров; Под ред. А.А. Юрчевского. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 816 с;
3.В.П. Тарасик. Теория автомобилей и двигателей: Учебное пособие/ В. П. Тарасик, М. П. Бренч. – Мн.: Новое знание, 2008. – 400 с;
4.В.А. Иларионов, М.М Морин, Н.М. Сергеев. и др. Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов/– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2007. – 368 с;
5.И.С. Туревский. Теория автомобиля: Учебное пособие/ И. С. Туревский. – М.: Высш. шк., 2008. – 240 с;
6.Е.Я Тур. Устройство автомобиля: Учебник для учащихся автотранспортных техникумов/ Л.А. Жолобов, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М.: Машиностроение, 2007. – 352 с.
Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16
Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года
Вводится в действие —
с 27 февраля 1996 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 4
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СМАЗЧИКА АВТОМОБИЛЯ
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении смазочно — заправочных работ.
1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
для слесаря по ремонту автомобилей (инструкция N 2);
при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другими работниками, смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.
Смазчик должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.
2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем — периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно — заправочных работ, являются:
смазочно — заправочное оборудование;
автомобиль, его узлы и детали;
смазочные материалы.
2.6.1. Смазочно — заправочное оборудование — применение неисправного оборудования приводит к травмированию.
2.6.2. Автомобиль — в процессе работы возможно падение кузова самосвала, других узлов и деталей автомобилей.
2.6.3. Смазочные материалы — длительное соприкосновение со смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.
2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.
2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:
комбинезон хлопчатобумажный;
ботинки кожаные;
фартук прорезиненный;
рукавицы комбинированные.
2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.
2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, смазчик несет ответственность согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работы
3.1. Перед началом работы смазчик должен:
3.1.1. Подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.
3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Во время работы смазчик должен:
4.1.1. Выполнять смазочно — заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.
4.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
4.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).
4.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.
4.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.
4.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.
4.1.7. Неисправные пресс — масленки заменить новыми, но той же конфигурации.
4.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
4.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать это с помощью специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и освободить рычаг стояночного тормоза.
4.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее — специально установленными там лестницами.
4.1.11. При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).
4.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей удлиненный заземляющий контакт.
4.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т.п.
4.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно — заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.
4.2. Запрещается:
работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала;
применять пресс — масленки неисправные или другой конфигурации;
проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работ
6.1. По окончании работы смазчик обязан:
6.1.1. Отключить электрооборудование.
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.
6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
6.1.4. Вымыть руки с мылом.
6.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Стандарт распространяется на смазочные системы и входящие в их состав устройства для подведения жидкого или пластичного смазочного материала к поверхностям трения машин и механизмов. В стандарте перечислены опасности и факторы, которые возникают при работе смазочных систем и влияют на безопасность машин при нарушении условий и правил эксплуатации, указаны предельные нормы требований при проектировании и эксплуатации и мероприятия по их обеспечению. Установленные стандартом требования безопасности распространяются на все этапы создания и эксплуатации новых и модернизации находящихся в эксплуатации при проведении сертификации смазочных систем и входящих в их состав устройств. Требования стандарта не распространяются на смазочные системы и входящие в их состав устройства, спроектированные и изготовленные до момента введения стандарта в действие.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Цель и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от
27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК №
419 «Гидропневмоприводы и системы»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2009 г. № 653-ст
3 В настоящем стандарте учтены положения международного
стандарта ИСО 51777 «Станки. Системы смазки». При этом дополнительные
положения международного стандарта и положения, учитывающие потребности
национальной экономики Российской Федерации и особенности российской
национальной стандартизации, приведены в пунктах (подпунктах), которые выделены
курсивом.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно
наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие
с ГОСТ
Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст
изменений и поправо- в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном
сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети
Интернет
Настоящий стандарт разработан для содействия унификации правил по
безопасности и действий на территории страны для каждого случая использования
смазочных систем и входящих в их состав устройств и содержит общие требования к
ним.
В стандарте использована техническая информация из признанных
источников (например, ИСО, национальные стандарты и другие европейские
документы).
Стандарт может служить основой для установления специальных
требований для производителя при изготовлении соответствующих машин, содержащих
смазочные системы, и входящих в их состав устройств.
НЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Lubrication systems. Safety requirements
Дата введения — 2011-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на смазочные системы и
входящие в их состав устройства для подведения жидкого или пластичного
смазочного материала к поверхностям трения машин и механизмов.
В настоящем стандарте перечислены опасности и факторы, которые возникают
при работе смазочных систем и влияют на безопасность машин при нарушении
условий и правил эксплуатации, указаны предельные нормы требований при
проектировании и эксплуатации и мероприятия по их обеспечению.
Установленные стандартом требования безопасности распространяются
на все этапы создания и эксплуатации новых и модернизации, находящихся в
эксплуатации, и при смазочных систем и входящих
в их состав устройств.
Требования настоящего стандарта не распространяются на смазочные
системы и входящие в их состав устройства, спроектированные и изготовленные до
момента введения стандарта в действие.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
Промышленная чистота. Материалы фильтрующие. Общие технические
требования
Промышленная чистота. Фильтры и фильтроэлементы. Общие
технические требования
Гидропривод объемный. Анализ загрязненности частицами. Отбор
проб жидкости из трубопроводов работающих систем
Промышленная чистота. Общие требования к поставке,
транспортированию, хранению и заправке жидких рабочих сред
ГОСТ
Р МЭК 60204.1-2007 Безопасность машин. Электрооборудование машин и
механизмов. Часть 1. Общие требования
ГОСТ
2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные
документы
Единая система конструкторской документации. Обозначения условные
графические в схемах. Обозначения общего применения
Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования
безопасности
Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.
Общие требования
Система стандартов безопасности труда. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности
Система
стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования
Система стандартов безопасности труда. Вибрационная
безопасность. Общие требования
Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны.
Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ
Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность.
Общие требования и номенклатура видов защиты
Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах
Система стандартов безопасности труда. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности
Система стандартов безопасности труда. Изделия
электротехнические. Общие требования безопасности
Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работ сидя. Общие эргономические требования
Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при
выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
Система стандартов безопасности труда. Процессы
производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ
12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления
производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ
Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы
конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ГОСТ
Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы
конструирования. Часть 2. Технические принципы
ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические
условия
Устройства строповые для сосудов и аппаратов. Технические условия
Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска,
предупреждающие знаки и маркировочные щитки
(МЭК 529-89) Степени защиты,
обеспечиваемые оболочками (Код
Изделия электронной техники и электротехники. Механические и
климатические воздействия. Требования и методы испытаний
ГОСТ
17108-86 Гидропривод объемный и смазочные системы. Методы измерения
параметров
Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей
Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности
Системы
смазочные. Термины и определения
Система «Человек — машина». Маховики управления и штурвалы. Общие
эргономические требования.
Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ
22614-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и
кнопочные. Общие эргономические требования
ГОСТ
22615-77 Система «Человек-машина». Выключатели и переключатели типа
«Тумблер». Общие эргономические требования
Гидроприводы, пневмоприводы и смазочные системы. Правила приемки
ГОСТ
25277-82 Фильтроэлементы для объемных гидроприводов и смазочных систем.
Правила приемки и методы испытаний
ГОСТ
28988-91 Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы.
Вибрационные характеристики, испытания на виброустойчивость и вибропрочность
ГОСТ 29010-91 Системы
смазочные. Методы испытаний
Системы смазочные. Нагнетатели. Общие технические требования и
методы испытаний
Шум машин. Определение уровней звукового давления излучения на
рабочем месте и в других контрольных точках по уровню звуковой мощности
ИСО 5170-77 Станки. Системы смазки
— При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе
общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим
ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1 смазочная система: Совокупность технических устройств
для смазывания объекта.
3.2 смазочное устройство: Техническое устройство для
выполнения одной или нескольких технологических функций при обеспечении
смазывания.
3.3 смазочный нагнетатель: Смазочное устройство для
создания потока смазочного материала под давлением.
3.4 смазочный аппарат: Смазочное устройство для
управления потоком смазочного материала.
3.5 кондиционер смазочного материала: Смазочное
устройство для обеспечения необходимых свойств смазочного материала.
3.6 смазочная емкость: Смазочное устройство для
содержания смазочного материала.
3.7 смазочная линия: Смазочное устройство для перемещения
смазочного материала между другими смазочными устройствами.
3.8 контрольное смазочное устройство: Смазочное
устройство для выдачи сигнала о состоянии смазочного материала.
3.9 смазочный индикатор: Контрольное смазочное устройство
для выдачи визуального сигнала об изменении заданного значения параметра или
состояния смазочного материала.
3.10 маслораспылитель: Кондиционер рабочей среды,
предназначенный для внесения смазочного материала в поток рабочей среды.
3.11 фильтр: Аппарат для разделения жидких
неоднородных систем фильтрованием.
смазочный материал: Вещество, облегчающее
процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате
которого уменьшается изнашивание поверхности или силы трения.
3.13 точка смазывания: Точка, куда подводится
смазывающий материал.
3.14 утечки: Потери расхода смазочного материала, не
поступающего в точку смазывания.
3.15 номинальное давление: Наибольшее установленное
значение давления смазочного материала, при котором устройство должно работать
в течение установленного срока с сохранением параметров в пределах заданных норм.
3.16 максимальное давление: Наибольшее допустимое
давление рабочей среды во внутренних полостях смазочных систем и входящих в их
состав устройств при использовании в течение определенного отрезка времени.
3.17 разрушающее давление: Давление, которое разрушает
наружную оболочку смазочных систем и входящих в их состав устройств и при
котором рабочая среда выходит за пределы оболочки наружу.
3.18 пробное давление: Испытательное давление не более
максимального значения давления использования, не вызывающее ни остаточных
деформаций, ни повреждений и ухудшения работы смазочных систем и входящих в их
состав устройств; направлено на подтверждение прочности сборки и монтажа
смазочных систем и входящих в их состав устройств.
Смазочные системы и входящие в их состав устройства относятся к
продукции общемашиностроительного применения, которой комплектуются машины и
оборудование, производимые во всех, без исключения, отраслях машиностроения.
В настоящем стандарте приведена конкретная номенклатура смазочных
систем и входящих в их состав устройств, которая распределяется на:
кондиционеры смазочного материала;
4
Перечень опасностей, возникающих при работе смазочных систем и входящих в их
состав устройств
При использовании смазочных систем и входящих в их состав
устройств в различного вида оборудовании могут возникать факторы и опасности,
влияющие на безопасность эксплуатируемого оборудования и представляющие собой:
4.1 Механические опасности, возникающие из-за:
— нарушения прочности конструкции вследствие высокого давления
смазочного материала;
— воздействия внешних механических факторов — вибрации и ударов;
— накопленной энергии в упругих элементах конструкции и сжатых
объемах смазочных материалов;
— недостаточного ресурса и надежности смазочных систем и
устройств;
— вибрационного воздействия на машину в местах крепления смазочных
систем и устройств;
— шумового (акустического) воздействия, кроме смазочных устройств
с ручным управлением и кондиционеров смазочного материала.
4.2 Термические опасности, образующиеся при излучении от тепловых
источников.
4.3 Опасности, вызванные нарушением герметичности смазочных систем
и устройств.
4.4 Опасности в результате нарушения в энергоснабжении
электропривода смазочных систем и устройств или управляющих устройств,
вызывающие колебания в работе, невыполнение остановочной (аварийной) команды и
неполное срабатывание защитных устройств, поражение электрическим током
обслуживающего персонала.
4.5 Опасности поражения электрическим током вследствие нарушения в
изоляции токоведущих цепей.
4.6 Опасности, связанные с необеспечением правильного монтажа,
безопасной наладки и технического обслуживания, способствующих снижению
безопасности смазочных систем и устройств.
4.7 Пожаро- и взрывоопасность смазочных систем и входящих в их
состав устройств.
5 Общие требования безопасности смазочных систем и входящих
в их состав устройств и мероприятия по их обеспечению
Смазочные системы и входящие в их состав устройства должны
соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим стандартом и .
При проектировании смазочных систем и входящих в их состав
устройств и их эксплуатации должны быть учтены все предполагаемые режимы работы
и случаи возможного их применения и проведена оценка опасных ситуаций. Если это
осуществимо, то установленные при анализе опасные ситуации должны быть
исключены при проектировании. Если это не снижает степени риска, то должны быть
применены защитные устройства против этих опасных ситуаций.
Смазочные системы и входящие в их состав устройства для
предотвращения воздействия опасных и вредных производственных факторов,
способных возникнуть в процессе эксплуатации, должны быть снабжены:
— устройствами, предотвращающими превышение величин давления
рабочей среды, установленных в технической документации,
или устройствами, обеспечивающими:
— установку средств контроля, не усугубляющими опасности
превышения давления;
— очистку смазочного материала от загрязнения;
— контроль величин подачи, давления и уровня смазочного материала;
— выпуск воздуха из возможного его скопления;
— поддержание заданной температуры смазочного материала;
— заданную периодичность смазывания;
— на выходе из устройств задержания масляных аэрозолей, если их
концентрация в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимые значения по ;
— устройствами, снижающими уровень шума и вибраций и
препятствующими их распространению;
— устройствами, предотвращающими развитие опасных ситуаций, или
резервированными устройствами, если развитие таких ситуаций опасно для жизни
людей или окружающей среды;
— устройствами, предотвращающими возможность травмирования
обслуживающего персонала при эксплуатации смазочных систем и входящих в их
состав устройств.