Ремонт головок цилиндров
Головки цилиндров изготавливаются из чугуна различных марок.
Основные износы и дефекты головок цилиндров: износ клапанных гнезд, трещины, пробоины стенок, коробление привалочных плоскостей, износ или повреждения резьбы, износ под направляющую втулку клапана, ослабление посадки направляющих втулок в головке цилиндров.
Головки цилиндров выбраковывают, если обнаружена трещина, проходящая через отверстие под шпильки крепления головки или через отверстия под направляющие втулки и перемычки гнезд, а также при пробоинах и изломах стенки водяной рубашки больших размеров.
Трещины в рубашке охлаждения ремонтируют по методу, изложенному при ремонте блоков (заваркой с нагревом и без нагрева или применением эпоксидных клеев).
Коробление привалочных поверхностей головок блока более 0,1 мм устраняют шлифовкой.
Охрана труда
2.7.1 Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту автомобилей
Слесарю по ремонту автомобилей в зависимости от условий и характера работ приходится применять различный инструмент, а также использовать станочное оборудование для сверлильных, заточных и других работ, применять различные приспособления, механизмы и грузоподъёмные средства.
Слесарь по ремонту автомобилей должен получить инструктаж по технике безопасности для своей специальности и отдельно по всем видам оборудования и инструмента, на котором он работает, включая работу с этилированным бензином с оформлением инструктажа в установленном на заводе порядке.
К строгальным работам, а также к работам с пневматическим инструментом допускаются лица, прошедшие специальное обучение c проверкой знаний в квалификационной комиссии.
Слесарь по ремонту автомобилей обязан соблюдать правила техники безопасности, предусмотренные как соответствующими инструкциями (применительно к характеру ремонта) так и существующими правилами по технике безопасности. Администрация обязана обеспечить работающего всем необходимым для качественного и безопасного выполнения работы.
2.7.2 Гигиена труда и производственная санитария
Гигиена труда основана на изучении производственной среды и ее влияние на условия труда, здоровье рабочих с целью разработки комплекса организационных, санитарно-гигиенических, и лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оздоровления этих условий и повышения производительности труда. Как научная дисциплина гигиена труда — это база для практической и законодательной работы в области санитарной охраны и гигиенической рационализации труда.
Условия труда определяются технологией производства, его организацией и трудовым процессом, с одной стороны, и окружающей работающего санитарно-гигиенической обстановкой — с другой. В частности, к технологии и организации производства относится механизация технологических процессов, внедрение полуавтоматических и автоматических способов производства, дистанционного управления оборудованием и т.д.
В тесной связи с технологией производства находится трудовой процесс, требующий определенного нервно-психического напряжения, напряжения отдельных органов и систем положения тела при работе и т.д. К санитарно-гигиеническим условиям труда относятся: воздействие на организм человека метеорологического фактора, загрязнения воздуха парами, газами, пылью, воздействием шума, вибрации и т.д.
Производственная санитария — это система организационных и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие вредных производственных факторов.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию.
Профессиональное заболевание — заболевание, вызванное воздействием на работающего вредных условий труда.
2.7.3 Правила пожарной безопасности
Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются открытый огонь и искры, повышенная температура воздуха и предметов, токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок, взрыв.
Пожарная безопасность обеспечивается системой организационных мероприятий, системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты, эти системы разрабатываются на каждом предприятии. За пожарную безопасность на предприятии отвечает его директор. Он назначается из числа инженерно-технических работников ответственного за проведение противопожарной работы на предприятии.
Предприятие должно быть обеспечено противопожарным водоснабжением, первичными огнетушащими средствами, установками автоматического и полуавтоматического пожаротушения, противопожарным инвентарем и простейшей противопожарной техникой.
2.7.4 Охрана окружающей среды
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — одна из важнейших экономических и социальных задач.
Постоянное развитие народного хозяйства требует развития автомобильного транспорта, как по числу подвижного состава, так и по количеству производственной работы. Этот процесс прямо или косвенно, но неизбежно отрицательно, воздействует на окружающею среду. Прямое негативное воздействие автомобилей на окружающею среду связано с выбросами вредных веществ в атмосферу, шумом и различными электромагнитными излучениями.
Косвенное влияние автомобильного транспорта на окружающею среду связано с тем, что автомобильные дороги, стоянки, предприятия обслуживания занимают все большую и ежегодно увеличивающую площадь, необходимую для жизнедеятельности человека. Если сбрасывать в открытые водоемы большое количество воды без очистки, загрязненной в результате мойки автомобилей, то она способна отравить в них все живое. Осадок очистных сооружений мойки автомобилей также вреден для природы. Одним из перспективных направлений в снижении неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта является обучение персонала автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания автомобилей и водителей основам экологической безопасности.
— работать без
защитного кожуха шлифовального круга;
—
работать с шлифовальном кругом, имеющим
трещины, выбоины и другие механические
повреждения.
Контрольные вопросы
Министерство
образования Республики Беларусь
«Республиканский
институт профессионального образования»
предмет
«Устройство и эксплуатация автомобилей»
Проверил:
преподаватель
Малец Е. В.
Требования техники безопасности
К
выполнению лабораторно-практических
работ следует приступать только с
разрешения преподавателя или мастера.
Перед
началом работы необходимо проверить
исправность оборудования приспособления
и инструмента. Стенды для разборочно-сборочных
работ должны соответствовать своему
назначению и быть удобными в работе.
Инструменты и приспособления для
технического обслуживания и ремонта
автомобилей должны быть исправными и
соответствовать своему назначению.
Пользоваться неисправными инструментами
и приспособлениями запрещается. При
обнаружении неисправностей сообщить
мастеру или преподавателю.
Перед
снятием агрегатов с масляными картерами
и системами охлаждения из них сливают
эксплуатационные жидкости в специальные
емкости.
Двигатель
снимают и перемещают с помощью
подъемно-транспортных средств, оснащенных
чехлами и захватами,
гарантирующими
полную безопасность работ. Запрещается
поднимать грузы большей массы, чем это
указано для данного подъемного механизма.
Запрещается снимать, устанавливать и
транспортировать агрегаты при захвате
их тросом или канатами.
Тележки
для перемещения изделий должны иметь
стойки и упоры, исключающие падение и
самопроизвольное их перемещение по
платформе.
Концентрация
щелочных растворов для мойки деталей
должна быть не более 2–5%; при использовании
в качестве моющих растворов трихлорэтилена,
бензина, керосина моечные посты должны
иметь надежную вентиляцию.
Для
осмотра автомобиля применяют переносную
электролампу напряжением не выше 36В с
предохранительной сеткой, а при работе
в осмотровой канаве – 12В.
При
запуске двигателя автомобиля необходимо
пользоваться стартером. Перед пуском
двигателя автомобиль нужно затормозить,
рычаг коробки передач должен находиться
в нейтральном положении. Пользоваться
пусковой рукояткой разрешается только
при ремонта двигателя. При пуске двигателя
рукояткой необходимо соблюдать следующие
правила: пусковую рукоятку поворачивать
снизу вверх; не брать рукоятку в обхват.
Не разрешается применять рычаги и
усилители, действующие па пусковую
рукоятку или храповик коленчатого вала.
Практическая работа №1 Снятие, установка головки блока цилиндров
Цель
работы
– закрепление знаний по устройству
головки блока цилиндров, формирование
знаний и умений по снятию, установке
головки блока цилиндров.
Материально-техническое
обеспечение: набор
ключей, динамометрический ключ, плашки,
метчики, двигатель.
Снятие
и установка крышки головки цилиндров
двигателя производится при необходимости
снятия головки блока цилиндров при ее
замене или ремонте, при подтяжке гаек
или болтов ее крепления к блоку цилиндров,
при замене прокладки головки блока, а
также при техническом обслуживании и
ремонте механизма газораспределения
(регулировке зазоров клапанов, замене
маслоотражательных колпачков и т.п.).
При
срыве более двух витков резьбы болтов
(гаек) – заменить; остальные резьбовые
соединения прогнать соответствующими
плашками и метчиками. При обнаружении
на прокладке крышки голоки блока
растрескиваний или при потере уплотняющих
свойств прокладки – заменить.
Снятие
головки блока цилиндров производиться
без снятия двигателя с автомобиля.
Снятие головки блока цилиндров
производится при необходимости ее
замены или ремонте, при замене прокладки
головки блока из-за нарушения ее
герметичности, при ремонте механизмов
газораспределения, а также при удалении
нагара на днищах поршней и стенок камер
сгорания.
При
срыве более двух витков резьбы болтов
(гаек) – заменить. При обнаружении на
прокладке крышки голоки блока
растрескиваний или при потере уплотняющих
свойств прокладки – заменить.
Установка
производится в последовательности
обратной снятию.
При
установке старой прокладки ее необходимо
натереть порошкообразным графитом,
однако, при каждом снятии-установке
головки блока цилиндров для обеспечении
лучшей герметичности следует заменять
прокладки на новые.
Затяжка
крепления головки цилиндров производится
на холодном двигателе динамометрическим
ключом с определенным моментом, в
определенной последовательност, в два
приема или в четыре для двигателей
ВАЗ-2108 (рисунок 1).
Рисунок
1 – Затяжка динамометрическим ключом
Существует
общее правило крепления корпусных
деталей: от центра к переферии
крест-накрест, также последовательность
крепления болтов (гаек) головок цилиндров
для отдельных двигателей приведена на
рисунке 1.
а
– ВАЗ-2108, ВАЗ-2105; б – ЗМЗ-402
Рисунок
1 – Последовательность крепления болтов
(гаек) головки блока цилиндров двигалей
Установка
производится в последовательности
обратной снятию. При каждом снятии-установке
крышки головки блока цилиндров для
обеспечении лучшей герметичности
следует заменять прокладки на новые.
5.
Сделать вывод по проделанной работе
Технологический процесс ремонта головок блока цилиндров должен соответствовать общим требованиям безопасности труда, предусмотренным СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и ОНТП 01-94 «Общесоюзные нормы проектирования предприятий автомобильного транспорта».
На участке ремонта головок блока цилиндров производится газосварочные работы. Условия труда при сварке дефектов алюминиевых деталей характеризуются наличием ряда неблагоприятных факторов, образующихся при плавлении электродов, флюсов, присадочных материалов, главными среди которых являются интенсивное тепловое облучение, повышенная концентрация в сварочном аэрозоле мелкодисперсной пыли, возможным ослеплением электрической дугой, ожогами от брызг расплавленного метала.
Все машины, агрегаты и оборудование имеют опасные зоны, в пределах которых не исключены случаи производственного травматизма. К ним относятся: области подвижных частей, деталей механизмов и рабочих органов сварочного оборудования; область разлета осколков, брызг и других элементов обрабатываемого материала; область возможного разлета осколков, частей механизмов или деталей при их разрушении или аварии; места и участки работы подъемнотранспортных механизмов; ручной инструмент, особенно в неисправном состоянии или при его применении не по назначению.
Работы по ремонту головок блока цилиндров относятся к работам категории средней тяжести 2б, для которой оптимальные и допустимые параметры метеорологических условий согласно СанПин 9-91 РБ 98 приведены в таблице 11.1.
Таблица 11.1 — Оптимальные и допустимые параметры метеорологических условий.
Для защиты открытых частей тела работающих от пыли, радиоактивных и тепловых излучений, предохранения от горячих брызг и частиц металла применяться специальная одежда (брюки, куртки, комбинезоны, костюм для летних и зимних работ, рукавицы) и специальная обувь. Спецодежда электросварщикам для летних работ (костюм брезентовый и кожаные ботинки) выдается на срок 12 месяцев, а для зимних наружных работ (костюм ватный и валенки) — 24 месяцев. Срок носки рукавиц электросварщиками установлен в размере 2 месяцев.
Для защиты органов дыхания сварщиков от пыли применяется бесклапанный респиратор ШБ-1 «Лепесток». Каждый электросварщик, производящий сварочную работу открытой электрической дугой, для защиты лица и глаз от действия лучей электрической дуги обеспечен на головной маской или щитком с защитными светофильтрами различной прозрачности в соответствии с величиной сварочного тока.
Страницы: 1 2 3 4