Техника безопасности на участке по ремонту топливной аппаратуры

Диагностика
системы питания карбюраторного двигателя

Диагностирование
системы питания карбюраторных двигателей
проводится методами ходовых и стендовых
испытаний.
При диагностике методом
ходовых испытаний определяют расход
топлива при движении автомобиля с
постоянной скоростью на мерном
горизонтальном участке дороги с малой
интенсивностью движения. Движение
осуществляется в обоих направлениях.
Контрольный
расход топлива определяют для грузовых
автомобилей при постоянной скорости
30—40 км/ч и для легковых — при скорости
40— 80 км/ч. Количество израсходованного
топлива измеряют расходомерами, которые
используют не только для диагностики
системы питания но и для обучения
водителей экономичному
вождению.
Диагностирование системы
питания можно проводить и одновременно
с испытанием тяговых качеств автомобиля
на стенде с беговыми барабанами.
Диагностирование системы питания на
стенде с беговыми барабанами значительно
сокращает потери времени и исключает
неудобства метода ходовых испытаний.
Для этого автомобиль устанавливают на
стенде таким образом, чтобы ведущие
колеса опирались на беговые барабаны.
Перед замером расхода топлива
предварительно прогревают двигатель
и трансмиссию автомобиля в течение 15
мин при скорости 40 км/ч на прямой передаче
и при полном открытии дросселя, для чего
на ведущих колесах создают нагрузку
нагрузочным устройством стенда. После
этого у карбюраторных двигателей
проверяют работу топливного насоса
(если стенд с беговыми барабанами не
оборудован манометром для контроля
работы топливного насоса) прибором
модели 527Б на развиваемое им давление
и герметичность клапана поплавковой
камеры карбюратора. Давление замеряют
при малой частоте вращения коленчатого
вала двигателя и при открытом запорном
кране. Результаты проверки сравнивают
с данными таблицы, помещенной на крышке
футляра прибора, и, если есть необходимость,
устраняют неисправности.
Нормальное
давление у топливных насосов Б-9 и Б-10
автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, «Урал-375Д» и
«Урал-377» равно 0,025—0,03 МПа. Для определения
расхода топлива, отсоединив прибор
527Б, подсоединяют расходомер. По количеству
израсходованного топлива за время
испытания рассчитывают расход топлива
(в л/100 км), соответствующий определенной
скорости движения, и сравнивают полученный
результат с нормативом.

Прибор
модели К456, предназначенный для диагностики
системы питания карбюраторного двигателя,
состоит из газоанализатора и тахометра.
Отработавшие газы отбираются из выпускной
трубы глушителя.

Большее
содержание окиси углерода указывает
на неисправность карбюратора или
неправильность его регулировки и
сопровождается увеличенным расходом
бензина.

Прибор
модели К456 позволяет наблюдать за
изменением содержания окиси углерода
впроцессе регулировки карбюратора на
автомобиле.

Проверка
герметичности соединений. Герметичность
соединений топливопроводов, карбюратора,
топливного насоса, топливного бака,
глушителя проверяют внешним осмотром.

Промывка
карбюратора, продувка жиклеров и каналов.
При разборке карбюраторов рекомендуется
соблюдать осторожность, чтобы не
повредить прокладки и детали. Жиклеры,
клапаны, иглы и каналы промывают в чистом
керосине или неэтилированном бензине.
Работу выполняют на посту с отсосом
воздуха или в вытяжном шкафу. После
промывки жиклеры и каналы в корпусе
карбюратора продувают сжатым воздухом.

Для
прочистки жиклеров, каналов и отверстий
нельзя применять проволоку или какиелибо
металлические предметы. Не допускается
также продувка сжатым воздухом собранного
карбюратора через штуцер, подводящий
бензин, и балансировочное отверстие,
так как это приводит к повреждению
поплавка.

Карбюратор
в сборе проверяют на приборе НИИАТа
(модель 577Б) или на безмоторной установке
НИИАТ 489А. Если расход бензина у
проверяемого карбюратора заметно
отличается от контрольного, необходима
разборка карбюратора и проверка его
деталей.

Для
проверки жиклеров карбюратора на
пропускную способкость, т. е. на истечение
жидкости под определенным напором через
жиклер в единицу времени, используют
специальные приборы.

Проверка
и р ег у л и р о в к а уровня бензина в п
о п л а в к о в о й камере. Уровень бензина
проверяют при неработающем двигателе
автомобиля, установленного на
горизонтальной площадке. Для карбюратора
К126Г уровень должен находиться на
18,5—21,5 мм от плоскости разъема поплавковой
камеры с крышкой, он виден через смотровое
окно, находящееся в передней части
карбюратора.

Для
регулировки уровня бензина необходимо
снять крышку поплавковой камеры и
установить размер 40—41 мм подгибанием
язычка , упирающегося в торец иглы .

Подгибанием
ограничителя хода поплавка следует
установить зазор между язычком и торцом
иглы 1,2—1,5 мм. Этим обеспечивается
нормальный ход иглы.

Аналогично
изложенному регулируют уровень бензина
в карбюраторе К129В. Только вместо размера
40—41 мм устанавливают размер 39,0—39,6 мм.

Техническое
обслуживание системы питания карбюраторного
двигателя

Неисправности
в системе питания приводят к переобогащению
или переобеднению горючей смеси, что
затрудняет пуск двигателя, приводит к
снижению мощности двигателя, неустойчивой
работе в режиме холостого хода.

Причинами
переобогащения горючей смеси являются:
высокий уровень бензина в поплавковой
камере, разработка отверстий жиклеров
или повреждение прокладок под ними,
засорение воздушных жиклеров, неплотное
закрытие клапанов экономайзера м
ускорительного насоса, неполное открытие
воздушной заслонки.

Причинами
образования бедной смеси являются
уменьшение подачи бензина или подсос
воздуха в местах крепления карбюратора
и впускного трубопровода к головке
цилиндров. Уменьшение подачи топлива
возможно при заедании воздушного клапана
в пробке топливного бака, частичном
засорении топливопроводов,
фильтровотстойников и сеточных фильтров,
повреждении диафрагмы и неплотном
прилегании клапанов топливного насоса,
неплотном креплении топливопроводов
к штуцерам, низком уровне бензина в
поплавковой камере карбюратора, засорении
топливных жиклеров.

Работы,
выполняемые при техническом обслуживании
системы питания. При ежедневном
техническом обслуживании проверяют
уровень бензина в баке и при необходимости
заправляют его бензином, проверяют
осмотром герметичность системы питания.

При
первом техническом обслуживании
проверяют осмотром состояние приборов
системы питания, герметичность их
соединений и при необходимости устраняют
неисправности. При работе в условиях
большой запыленности промывают ванну
я фильтрующий элемент воздушного фильтра
двигателя.

При
втором техническом обслуживании
проверяют крепление и герметичность
топливного бака, соединений трубопроводов,
карбюратора и топливного насоса и при
необходимости устраняют неисправности;
проверяют действие привода, полноту
закрытия и открытия воздушной и
дроссельных заслонок, проверяют при
помощи манометра работу топливного
насоса (без снятия его с двигателя);
проверяют уровень бензина в поплавковой
камере карбюратора, проверяют легкость
пуска и работу двигателя, содержание
окиси углерода в отработавших газах,
при необходимости регулируют карбюратор
на малую частоту вращения в режиме
холостого хода, промывают фильтрующий
элемент и заменяют масло в воздушном
фильтре, снимают и промывают фильтротстойник
и фильтр тонкой очистки бензина,
осматривают и при необходимости очищают
отстойник топливного насоса от волы и
грязи.

При
подготовке к зимней эксплуатации
выпускают отстой из топливного бака
(или промывают бак), продувают
топливопроводы, проверяют карбюратор
и топливный насос на специальных
приборах.

Регулировка
малой частоты вращения в режиме холостого
хода. Перед регулировкой проверяют
зазоры между электродами свечей
зажигания, между контактами прерывателя
и зазоры в клапанном механизме. Регулировку
выполняют на хорошо прогретом двигателе,
используя упорный винт, ограничивающий
закрытие дроссельной заслонки первичной
камеры карбюратора, и винт регулировки
качества смеси (при завертывании винта
смесь обедняется, при отвертывании —
обогащается).

Сначала
завертывают до отказа, но не слишком
туго, винт регулировки качества смеси,
а затем отвертывают его на три оборота.
Пустив двигатель, упорным винтом
устанавливают минимально устойчивую
частоту вращения коленчатого вала
двигателя. Завертывают винт 2 так, чтобы
двигатель работал с наибольшей частотой
вращения, но не более 600 обмин. После
этого завертывают винт дополнительно
до ощущаемого снижения частоты вращения
(на 20—50 обмин) для обеспечения минимального
содержания в отработавших газах окиси
углерода.

Проверяют
правильность регулировки плавным
открытием, а затем резким закрытием
дроссельных заслонок карбюратора.
Двигатель не должен останавливаться:
Если двигатель останавливается, то
немного ввертывают упорный винт до
устойчивой работы двигателя.

У
автомобилей УАЗ451 М, 451 ДМ положение
педали и степень открытия дроссельной
заслонки карбюратора регулируют
поворотом рычага на валике педали
управления подачей топлива, у автомобилей
ГАЗ24 «Волга» — изменением длины тяг
привода и тяги дроссельной заслонки.

Для
надежной работы привода управления
карбюратором необходимо смазывать
втулки валика, шарнирные соединения и
гибкие тросы солидолом или смазкой
ЦИАТИМ201. Перед смазкой трос следует
вытащить из оболочки.

Обслуживание
топливных фильтров. В фильтре грубой
очистки следует периодически сливать
отстой грязи и воды и промывать фильтрующий
элемент в бензине или ацетоне с последующей
продувкой сжатым воздухом. Разбирать
фильтрующий элемент не рекомендуется.

Для
доступа к фильтрующему элементу фильтра
тонкой очистки необходимо отвернуть
гайкубарашек и снять отстойник вместе
с фильтрующим элементом. Отстойник
очищают от грязи и осадков, фильтрующий
элемент промывают в горячей воде или
бензине, затем продувают сжатым воздухом.

Читайте также:  Акт для передачи техники в ремонт

Обслуживание
воздушного фильтра заключается в смене
масла в масляной ванне, промывке
фильтрующего элемента и проверке
крепления его к двигателю.

Фильтрующий
элемент промывают, затем окунают в
чистое масло, вынимают, дают стечь маслу
и ставят на место. Корпус фильтра
тщательно очищают изнутри от грязи,
масла и отстоя. В ванну фильтра заливают
масло для двигателя (свежее или
отработавшее) .

Проверка
топливного н а с о с а. Для проверки
топливного насоса простейшим способом
отсоединяют топливопровод на входе в
насос, влажным пальцем закрывают входное
отверстие и вручную несколько раз
подкачивают бензин. Легкое присасывание
пальца к отверстию указывает на
исправность насоса.

Топливный
насос можно проверить, не снимая с
двигателя, при помощи прибора НИИАТа
(модель 527Б) или манометра со шкалой до
1 кгссм2. Манометр присоединяют к
топливопроводу, отсоединенному от
карбюратора. Пускают двигатель на
бензине, оставшемся в поплавковой
камере, и дают поработать ему на малой
частоте вращения коленчатого вала в
режиме холостого хода. Определив
давление, создаваемое насосом, двигатель
останавливают. Если избыточное давление
менее 0,2—0,3 кгссм2, следует проверить
крепление и исправность деталей насоса.

Техника
безопасности в карбюраторном цехе. В
цехе воспрещается курить, нельзя
оставлять бензин в открытой посуде.
Электронагревательные приборы и сосуды
с нефтепродуктами необходимо держать
на расстоянии не менее 1 м друг от друга.

Следует
осторожно обращаться со стеклянными
сосудами (колбами, вискозиметром и т.
д.) во избежание их поломки и пореза рук
осколками стекла.

В
случае воспламенения нефтепродуктов
для тушения пламени нельзя применять
воду.

Используются:
четыреххлористый углерод, песок,
асбестовые покрытия, углекислотный или
сухой огнетушитель.

Текущий
ремонт системы питания карбюраторного
двигателя

Холодный
двигатель не запускается, или запускается
с трудом, стартер вращает коленчатый
вал

Нет
бензина в баке Проверьте наличие топлива
в баке. Неправильный запуск двигателя
Запустите двигатель с соблюдением
правил. Неисправен топливный насос
Проверьте работу насоса. Нет бензина в
карбюраторе Проверьте наличие топлива
в карбюраторе. Засорение топливного
фильтра Замените фильтр. Переобогащение
смеси при пуске Повторите запуск через
15 минут. Неисправен привод воздушной
заслонки Проверьте работу воздушной
заслонки.

Прогретый
двигатель не запускается, или запускается
с трудом, стартер вращает коленчатый
вал. Бензин имеется

Проверьте
работу воздушной заслонки.

Двигатель
неустойчиво работает на холостом ходу

Загрязнение
или попадание влаги в бензин

Засорен
воздушный фильтр Замените воздушный
фильтр. Неисправен топливный насос
Проверьте работу насоса.

«Провалы»
двигателя при разгонах

Попадание
грязи или влаги в топливо Замените
топливный фильтр. Загрязнение карбюратора
Промойте карбюратор. Неисправен топливный
насос Проверьте работу насоса.
Недостаточный уровень бензина в
поплавковой камере, заедает ускорительный
насос Проверьте карбюратор.

Засорен
воздушный фильтр Замените воздушный
фильтр. Загрязнение карбюратора Промойте
карбюратор. Неисправен привод воздушной
заслонки, нарушение регулировки
карбюратора Проверьте карбюратор.

Переобогащение
смеси (двигатель не запускается, ощущается
сильный запах бензина)

Неправильная
регулировка воздушной заслонки или
карбюратора Повторите запуск через 15
минут, на педаль газа не нажимайте. При
отказе пуска проверьте карбюратор.

Охрана труда и БЖД

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Инструкция предназначена для слесарей, производящих ремонт топливной аппаратуры.

1.2. К работе в качестве слесаря по ремонту топливной аппаратуры до пускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и имеющие удостоверение на право производства работ. К выполнению работ по ремонту топливной аппаратуры, карбюраторных двигателей, работающих на этилированном бензине, женщины, а также мужчины моложе 18 лет, не допускаются.

1.3.-1.10. Включите п.п. 1.2.-1.9. инструкции №200.

1.11. Типичные случаи опасного технического состояния оборудования и производственной среды:

горячие поверхности машин и оборудования;

открытые вращающиеся части машин и оборудования;

насыщенность воздуха рабочей зоны парами этилированного бензина, бензина и дизельного топлива.

1.12. Слесарю по ремонту топливной аппаратуры выдаются следующие средства индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный (ГОСТ 12.4.109);

фартук хлорвиниловый (ГОСТ 12.4.029);

нарукавники хлорвиниловые (ТУ 17.06-7386);

сапоги резиновые (ГОСТ 12.265);

рукавицы комбинированные (ГОСТ 12.4.010);

перчатки резиновые (ТУ 38-106466).

1.13. — 1.33. Включите п.п. 1.13 — 1.33. инструкции №200.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.-2.7. Включите п.п. 2.1.-2.7. инструкции №200.

2.8.Проверьте наличие жидкостей для нейтрализации отложений тетраэтилсвинца.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Надежно закрепляйте топливные насосы и узлы при разборке, сборке в кондукторах или на специальных стендах.

3.2. Применяйте для выпрессовки отдельных деталей съемники или прессы, при их отсутствии пользуйтесь выколотками с. медными наконечниками и молотками с медными бойками.

Промывайте карбюраторы, бензонасосы в вытяжном шкафу в ванне волосяными щетками, кистями или ершами.

Разборку и проверку карбюраторов, бензонасосов производите в местах с механической вытяжкой.

При ремонте не засасывайте и не продувайте ртом канал!i и жиклеры карбюратора.

Следите за показаниями установленных на стендах приборов.

Не допускайте разлива масел и топлива на пол.

Применяйте грузозахватные приспособления только по назначению.

Регулировку приборов системы питания двигателя производите при выключенном зажигании.

Следите за исправностью шлангов на стендах, имеющих гидрав лические и пневматические устройства.

Не находитесь в плоскости вращения вентилятора при работающем двигателе.

Не производите регулировку движущихся и вращающихся меха низмов двигателя.

Не кладите детали системы питания на верстаки для разборки и сборки с оставшимся в них топливом.

Не применяйте проволоку для крепления шлангов на штуцерах.

Не касайтесь руками вращающихся частей стендов, не тормозите их, не прикасайтесь к элементам электрооборудования.

Перед разборкой деталей топливной аппаратуры двигателей, работающих на этилированном бензине, нейтрализуйте их от тетраэтилсвинца в керосине в течение 10-20 минут.

Направляйте струю воздуха при продувке деталей в сторону от стоящих людей.

Не подставляйте руки к распылителю при проверке работы форсунок и топливных насосов высокого давления.

3.19. Применяйте устройства, обеспечивающие невозможность внезапного действия пружин при сборке механизмов и узлов топливной аппаратуры.

3.20.Прочно закрепляйте на испытательных стендах топливные насосы, форсунки и другие элементы системы питания,

3.21. Регулируйте величину подачи топлива отдельными секциями насоса и при отключенном стенде.

3.22.Не оставляйте работающий стенд без присмотра.

3.23. Удаляйте из магистралей топливо перед снятием топливной аппаратуры с испытательного стенда.

Не удаляйте топливо с испытуемой аппаратуры на стенде сжатым воздухом.

Не носите одежду, пропитанную нефтепродуктами.

Не мойте детали в этилированном бензине.

3.27. Для предотвращения возникновения пожара в помещении не пользуйтесь открытым огнем.

3.28. При проведении работ применяйте инструмент, изготовленный из материала, не дающего искрообразования (медь, латунь и др.).

Не носите обувь, имеющую стальные гвозди, набойки или подковы.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

При выполнении работ могут возникнуть аварийные ситуации, связанные с отключением электроэнергии, вентиляционной системы, возникновением пожара, отравлением работающих парами нефтепродуктов, тетраэтилсвинцом.

При внезапном отключении электроэнергии или вентиляции немедленно удалитесь из помещения.

При возникновении пожара или загорания покиньте помещение» доложите руководителю работ и приступите к ликвидации очага загорания имеющимися средствами пожаротушения.

Небольшое пламя горящих нефтепродуктов тушите сухим песком, землей, накройте кошмой, брезентом или используйте пенный огнетушитель, предназначенный для тушения нефтепродуктов.

Тушение водой горящих нефтепродуктов не допускается, так как это приводит к увеличению площади очага загорания.

В случае повышения содержания вредных паров нефтепродуктов выше предельно допустимых норм или обнаружения взрывоопасных концентраций работу немедленно прекратите и удалитесь из помещения.

При попадании этилированного бензина на кожу удалите его ветошью, смоченной в керосине, а затем обмойте пораженное место горячей водой с мылом.

При проливе этилированного бензина загрязненные места обезвреживайте хлорамином (3% водный раствор) или хлорной известью о виде кашицы (1 часть сухой хлорной извести на 2 или 5 частей воды).

4.7. -4.10. Включите п.п. 4.4.-4.7. инструкции №200.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ.

5.1. Сложите в специально отведенном помещении ремонтный фонд топливной аппаратуры.

Приведите в порядок рабочее место, сложите инструменты и приспособления и обесточьте электрооборудование.

Использованные обтирочные материалы уберите в металлические ящики с крышками или в безопасное в пожарном отношении место.

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Меры безопасности и правила соблюдения чистоты при работе с топливной системой. Не пользуйтесь вблизи рабочего места открытым огнём, не курите и не держите каких-либо сильно разогретых предметов. Имеется опасность несчастного случая! Держите наготове огнетушитель. Следите за нормальной вентиляцией рабочего места. Топливные пары ядовиты. Топливная система находится под давлением. При вскрытии системы топливо может под давлением вырваться. Соберите топливо тряпкой. Пользуйтесь защитными очками. При работе с компонентами системы питания дизельного двигателя соблюдайте особые меры предосторожности. В особенной степени это относится к форсункам. Имейте в виду, что давление топлива на выходе из форсунок составляет около 1100 атмосфер. Не допускайте попадания любых частей тела под струю топлива. Шланговые соединения крепятся с помощью ленточных или зажимных хомутов. Зажимные хомуты необходимо обязательно заменить на ленточные хомуты или хомуты последней конструкции. Для установки ленточных хомутов имеется специальное приспособление, например HAZET 796-5. Соединения и прилегающие к ним места перед вскрытием тщательно очистите. Снятые детали укладывайте на чистую подкладку и закрывайте. Применяйте для этого полиэтилен или бумагу. Не применяйте для этого волокнистую ткань! Тщательно закрывайте открытые детали или ставьте технологические заглушки, если ремонт продлится некоторое время. Устанавливайте на место только чистые детали. Запасные части вынимайте из упаковки только непосредственно перед установкой. Не применяйте деталей, которые хранились неупакованными (например, хранившиеся в инструментальном ящике) . При вскрытой топливной системе по возможности не работайте со сжатым воздухом. По возможности не перемещайте при этом автомобиль. Не применяйте содержащие силикон герметики. Попавшие в двигатель элементы силикона в двигателе не сгорают и повреждают лямбда-зонд. Меры безопасности при снятии топливного бака Перед снятием бака слейте из него топливо или откачайте топливо специально предусмотренным для этого насосом. Топливный бак снимается с нижней стороны автомобиля. Перед отсоединением хомутов крепления бака подведите к нему снизу домкрат и подкладки. Пустой бак взрывоопасен и не может быть в таком виде утилизирован. Перед утилизацией бак должен быть разрезан на части. Следите за тем, чтобы при этом не возникло искры. После установки бака на место запустите двигатель и проверьте герметичность всех соединений.

Читайте также:  Дом быта орбита тольятти ремонт бытовой техники телефон

В моей квалификационной работе были рассмотрены вопросы:

Двигатель А-41 относится к двигателю внутреннего сгорания работающий на дизельном топливе. Топливо заливается в бак, по трубопроводу поступает в фильтры грубой очистки топлива. Очищенное топливо засасывается топливоподкачивающим насосом, а затем под давлением подается по трубопроводу к фильтру тонкой очистки топлива. Отфильтрованное топливо по трубопроводу нагнетается в головку топливного насоса. Далее под воздействием плунжерных пар насоса по трубкам высокого давления подается к форсункам, через которые впрыскивается в камеру сгорания. Подкачивающей помпой топливо в головку топливного насоса подается в большом избытке. Излишки топлива перепускаются назад к подкачивающей помпе через перепускной клапан, который находиться в штуцере трубопровода отвода избыточного топлива. Открытие клапана происходит при давлении в головке топливного насоса. Топливо, которое просачивается через зазоры в распылителях форсунок, сливается трубкам. С помощью ручного насоса, установленного на топливоподкачивающем насосе, систему следует заполнить топливом и удалить из нее воздух перед запуском двигателя. Выпуск воздуха из системы питания двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К реализуется при помощи вентиля установленного на фильтре тонкой очистки, и отверстия в головке насоса, которое закрывается пробкой.

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобилей и тракторов

1.1. К обслуживанию топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и годные по состоянию здоровья выполнять работы по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, имеющие квалификацию слесаря соответствующего разряда, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и получившие удостоверение.

1.2. Рабочее место слесаря должно быть оборудовано достаточной, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, ящиками для хранения обтирочного материала, первичными средствами тушения пожара, умывальником с горячей и холодной водой, моющими средствами и полотенцем.

1.3. Хранение топливной аппаратуры должно производиться на стеллажах, в шкафах и др. устройствах, не допускающих попадания пыли на прецизионные пары.

1.4. Электрооборудование помещения должно быть выполнено в соответствии с требованиями безопасности электроустановок для данной категории помещений.

1.5. Слесари по ремонту и обслуживанию топливной аппаратуры должны работать в выданной спецодежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

1.6. Слесари должны знать и строго выполнять меры безопасности при работе с горючими и опасными жидкостями, не допустить использование их не по назначению, соблюдать меры пожарной безопасности, уметь оказывать помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.7. Слесарь обязан знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, содержать свое рабочее место, помещение и оборудование в чистоте и порядке, не допускать нахождения в нем посторонних лиц.

1.8. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан знать и соблюдать требования настоящей инструкции. Лица, нарушившие требования безопасности, несут ответственность согласно Правилам трудового внутреннего распорядка.

1.9. В случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, обращаться к непосредственному руководителю, работ.

2. Требования безопасности до начала работы

2.1. Слесарь должен прибыть на работу в установленное распорядком время. Переодеться в рабочую спецодежду.

2.2. Проверить состояние рабочего места, исправность и эффективность работы вентиляции, используемого оборудования, наличия моющих средств и др.

2.3. Выявленные недостатки устранить самостоятельно до начала работы или доложить руководителю цеха, механику о неисправностях и добиться устранения их.

2.4. Ознакомиться с предстоящими заданиями на смену и приступить к их выполнению.

3.1. При ремонте и регулировке топливной аппаратуры, снятой с машин и тракторов:

3.1.1. Топливная аппаратура (баки, трубопроводы, карбюраторы, насосы, фильтры, запорная арматура) должны быть очищены от грязи и вымыты в моющих средствах (керосине) в специальном помещении, оборудованном приспособлениями для мойки деталей.

3.1.2. Обслуживание и ремонт аппаратуры проводить в соответствии с утвержденным технологическим процессом с использованием исправного ручного инструмента, приспособлений и стационарного оборудования.

3.1.3. Особую осторожность проявлять при ремонте топливной аппаратуры, работающей на этилированном (ядовитом) бензине. Аппаратура должна быть тщательно промыта в керосине или специальных моющих жидкостях, просушена. Работу выполнять при работающей принудительной вентиляции.

3.1.4. Неисправные и выбракованные детали и использованный обтирочный материал хранить в специальных местах вне рабочего места слесаря.

3.2. Слесарю запрещается:

3.2.1. Работать с немытыми деталями и оборудованием, особенно карбюраторных двигателей.

3.2.2. Продувать с помощью рта каналы и отверстия трубки и др., пользоваться открытым огнем для прогревания и оттаивания (в зимнее время) засоренных трубопроводов.

3.2.3. Использовать для мытья деталей и рук бензин и дизельное топливо.

3.2.4. Оставлять неубранными пролитые горючие жидкости на стеллаже, верстаке или на полу.

3.2.5. Оставлять без надзора помещение и рабочее место с включенным электрооборудованием, освещением.

3.2.6. Курить в помещении для ремонта топливной аппаратуры.

3.2.7. Заводить руку (кисти рук) в зону распыла топлива при регулировке форсунок и насосов на стендах во избежание ранения выбрасываемой под высоким давлением жидкостью.

3.3. Требования безопасности при обслуживании и ремонте топливной аппаратуры непосредственно на автомобилях и тракторах.

3.3.1. Ремонт и обслуживание необходимо производить в специально отведенных местах (боксе, столике, площадке) с достаточным отоплением и освещением.

3.3.2. Топливная аппаратура должна быть очищена от пыли, грязи, после чего производится разборка (снятие) и необходимый ремонт.

3.3.3. До снятия или разборки отдельных узлов топливной аппаратуры необходимо перекрыть питающие трубопроводы и слить оставшееся топливо в специальные емкости.

3.3.4. При снятии топливной аппаратуры использовать только исправный инструмент. Нельзя применять раскручивание гаек с помощью зубила, молотка методом ударов (от искрообразования может произойти загорание или взрыв).

3.3.5. Продувку аппаратуры и топливопроводов производить с помощью сжатого воздуха (насосом, компрессором и др.). Для отогревания замерзших трубопроводов и приборов в зимнее время необходимо использовать горячую воду.

3.4. При попадании этилированного бензина на открытые участки тела необходимо удалить его с помощью ватного тампона, бинта, а затем смыть теплой водой с мылом. При попадании горючих жидкостей в плазме необходимо сразу же промыть их обильным количеством 5-процентного водного раствора борной кислоты и направить пострадавшего в медпункт.

4.1. Слесарь обязан:

4.1.1. Немедленно прекратить работу, выключить оборудование и принять меры к предотвращению гибели людей и тушению загорания.

4.1.2. Горящую электропроводку и оборудование напряжением свыше 36 В тушить с помощью углекислотных порошковых огнетушителей, песка, с использованием кошмы, брезента и других малогорючих материалов.

Читайте также:  Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93

4.1.3. Сообщить об аварии или несчастном случае руководителю цеха, механику, и принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

4.1.4. При авариях и тяжелых несчастных случаях до прибытия руководителя цеха принять меры к охране места происшествия.

5. Требования безопасности по окончания работы

5.1. Слесарь обязан:

5.1.1. Прибрать инструмент, приспособления в установленные места, выключить оборудование.

5.1.2. Убрать узлы, детали ремонтируемой топливной аппаратуры в установленные места, загрязненную ветошь (обтирочный материал) сложить в специальный металлический ящик.

5.1.3. Привести рабочее место (помещение) в требуемое санитарное состояние. Вымыть руки с мылом в теплой воде, снять рабочую одежду.

5.1.4. Выключить все электроприборы, закрыть верстаки и ящики с инструментом, закрыть при необходимости помещение на замок или передать рабочее место сменщику.

Правила техники безопасности при ремонте автомобиля

Ремонт автомобиля подразумевает не только знание определенных основ починки комплектующих частей, умение разбирать и собирать запчасти, но и соблюдение безопасности во время работы. В большей степени это касается не только самостоятельного ремонта, но и починки в автосервисах, когда в таких местах автомобили проходят более технические осмотры. Поэтому в данном случае соблюдать правила безопасности – просто необходимо.

Основные правила техники безопасности

Перед началом любых ремонтных работ в автосервисе все работники одевают рабочую одежду, которая не стесняет в движениях. Она защищает от небольших ран и загрязнений. На ноги должны быть надеты прочные ботинки, которые бы помогали избежать нанесение травмы при падении какого-то рабочего инструмента или запчасти.

Автомобиль должен быть

  • Прочно установлен. На колеса – надежные упоры, сама машина – на ручнике или на низшей передаче.
  • Проверен на наличие протечек. Работы с двигателем требуют строжайшей проверки. В противном случае есть риск взрыва и возникновения пожара внутри карбюратора или аккумулятора, а вследствие этого, – ожогов у пострадавших. Известны случаи, когда вытекшее топливо или масло становится причиной возгораний.

Вообще, несмотря на то, что реальная возможность получить задымление может быть только в случае работы в моторном отсеке или под самим автомобилем после резкой остановки двигателя, когда он остается достаточно прогретым, чтобы создать термическое воздействие, риск довольно оправдан. Температура внутри автомобиля может составлять до 300 градусов. Поэтому прикосновение к нагретым частям вызывает ожоги 2-3-й степени.

Еще одним важным пунктом в требованиях к безопасности является соблюдение осторожности с тарой. Взаимодействие паров бензина с огнем вызывает мгновенное воспламенение и резкий взрыв, от которого человеческому организму увернуться почти невозможно. Помимо самого ожога на кожу пострадавшего попадает тетраэтил свинец, находящий в составе бензина. Это вещество является мощным ядом, которое разжижает верхний эпителий.

Что может помочь?

Риск возникновения возгорания при ремонте автомобилей в автосервисах очень велик. Однако, если вы случайно обожглись или поранились от огня, то можете воспользоваться специальным гелем Фламена. За счет особого состава действующее лекарство способствуют скорейшему заживлению ран, даже если в этих местах сильные рубцы.

Охрана труда при обслуживании топливной аппаратуры

На каждом АТП есть своя охрана труда которую каждый работник должен знать и соблюдать .Давайте рассмотрим охрану труда на АТП на которой ведутся работы с топливной работой .

К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры на жидком топливе допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

Перед началом работ необходимо:

1. Подготовить и одеть необходимые для работы СИЗ. Застегнуть манжеты рукавов спецодежды.

2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Полы производственных помещений должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не должны быть скользкими. Рабочее место должно содержаться в чистоте, хорошо освещаться. Работник должен стоять на деревянном настиле с расстоянием между планками не более 30мм.

4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

5. Включить обще обменную приточно-вытяжную и (при необходимости) местную вентиляцию.

При выполнении работ необходимо

1. Работник должен при техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие утечку топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов топливной системы.

2. При ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

3. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

4. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

5. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

6. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

7. Если спецодежда облита топливом, её необходимо сменить на сухую.

8. Пролитое на пол топливо необходимо удалить с помощью опилок, ветоши.

1. пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры, из-за возможности возгорания скопившихся в помещении паров топлива;

2. засасывать бензин ртом через шланг, продувать жиклеры, трубки и тому подобное ртом, поскольку при этом возможно заглатывание жидкого топлива и газообразных углеводородов и отравление организма;

3. для мойки деталей пользоваться бензином, поскольку при этом создается пожароопасная ситуация ввиду интенсивного испарения бензина;

4. во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю во избежание возможной инъекции топлива под кожу.

По окончании работ необходимо:

1. Выключить вентиляцию и оборудование.

2. Привести в порядок рабочее место, тщательно очистить инструмент и приспособления, после чего убрать их в отведенное для хранения место.

3. Снять СИЗ и убрать их в предназначенное для этого место. Своевременно сдавать спецодежду и другие СИЗ в стирку и ремонт.

4. Вымыть руки с мылом.

5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

В дипломном проекте были рассмотрены вопросы по пройденным за время обучения, в данном учебном заведении, дисциплинам, проект участка ТО и ТР АТП, автобусов ЛиАЗ 5293, приведен технологический процесс обслуживания топливной аппаратуры дизеля и освещены вопросы по технике безопасности. Все рассмотренные вопросы были представлены в 3-х главах:

В Главе 1 были произведены расчёты требуемого количества технических воздействий для обеспечения безотказной эксплуатации парка из 55 автобусов ЛиАЗ 5293 при планируемой годовой наработке 30 тыс. км. для каждого автобуса. В течении было определено количество различных видов обслуживания на планируемый год. С учётом времени на вспомогательные работы была определена общая трудоемкость работника участка работы ТО и ТР которая составила 83 чел.×час, и принята для расчёта необходимого количества постов и ремонтников. Принято, что участок ТО и ТР будет работать 365 дней в году. Продолжительность рабочего дня составляет 8 часов. По результате расчётов определено что для выполнения программы по обслуживанию и ремонту автобусов ЛиАЗ 5293 потребуется 11 механиков – универсалов.

Учитывая особенности обслуживания и ремонта автобусов ЛиАЗ 5293 был спроектирован участок ТО и ТР АТП, подобрано необходимое технологическое оборудование. Для снижения шума в зоне обслуживания автобусов компрессор был вынесен в отдельное помещение. После размещения оборудования на участке ТО и ТР АТП, необходимая площадь производственного помещения составила 1164 м2. Результатом планировки участка ТО и ТР АТП является чертёж (приложение 1). И представлен технологический процесс обслуживания топливной аппаратуры дизеля ЛиАЗ 5293.

В главе 2 экономической части было показано, какие бывают режимы рабочего времени, и что они из себя представляют. Плюсы и минусы каждого режима работы. А также было показано, как можно рассчитать цену одного человека часа на станции технического обслуживания по диагностики и регулировки топливных форсунок ЛиАЗ 5293.00. т.е 1) расчет годовой выручки, 2) расчет годовой прибыли, 3) расчет уровня рентабельности, 4) расчет цены одного человека — часа.

В главе 3 приведены общие требования законодательства РФ по охране труда и основам безопасности при обслуживании топливной аппаратуры на АТП. Требования по охране труда являются основой жизни и здоровья работника при выполнении работ по обслуживанию и ремонту автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *