ТЕХНИК БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКЕ

DoctorNowi

Студент уже 3 курса, подготавливаюсь к зимней сессии. Экзамены у Банника и Молотка

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

ОТЧЕТ по учебной практике Управление тракторами

Общие требования безопасности при ремонтных работах.

1.1.
Пункты технического обслуживания машин
в хозяйствах должны соответствовать
руководству по организации технического
обслуживания машинно-тракторного парка.

1.2.
Техническое обслуживание и ремонт машин
проводить только при неработающем
двигателе, за исключением операций,
требующих его работы.

1.3.
Установка машин на осмотровую канаву
или подъемную платформу разрешается
лицам, имеющим удостоверение
тракториста-машиниста (водителя), под
руководством инженерно-технического
работника (мастера-наладчика).

1.4.
При ремонте и обслуживании машин с
высоким расположением узлов и деталей
рабочие места должны быть оборудованы
помостами или лестницами-стремянками
со ступенями шириной не менее 150 мм.
Применять приставные лестницы запрещается.

1.5.
Снятие, транспортировку, установку
узлов и агрегатов массой более 20 кг
следует производить при помощи
подъемно-транспортных механизмов.

1.6.
Под колеса машины, установленной для
ремонта или технического обслуживания,
в целях предупреждения ее самопередвижения
необходимо подложить противооткатные
башмаки, включить передачу, ручной
тормоз, выключить зажигание и перекрыть
подачу топлива.

1.7.
При выполнении операций по техническому
обслуживанию, требующих работы двигателя
машины, выхлопная труба должна быть
присоединена к вытяжным средствам, а
при их отсутствии приняты меры по
удалению из помещения отработавших
газов.

1.8.
При работах, связанных с проворачиванием
коленчатого и карданного валов, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания, подачу топлива, поставить
рычаг переключения передачи в нейтральное
положение, освободить рычаг ручного
тормоза. После выполнения необходимых
работ следует затянуть ручной тормоз
и вновь включить низшую передачу.

1.9.
Перед снятием двигателя, коробки передач,
заднего моста, радиатора, топливного
бака и других агрегатов и деталей,
связанных с системами охлаждения, смазки
и питания двигателя, необходимо
предварительно слить масло, охлаждающую
жидкость и топливо в специальные
резервуары, не допуская пролива жидкостей.

1.10.
В процессе ремонта и обслуживания должны
восстанавливаться узлы и детали, влияющие
на безопасность труда:


каркасы и панели кабин, их уплотнители,
виброзащита;


контрольно-измерительные и осветительные
приборы;


блокировка запуска двигателя;


защитные ограждения, защитные кожухи
карданных валов;


удаляются масляно-грязевые пленки с
внутренних панелей кабин.


выполнять какие-либо работы на машине,
вывешенной только на одних подъемных
механизмах (домкратах, талях и т.д.);


устанавливать машину вместо специальных
подставок на случайные предметы;


снимать и ставить рессоры на машинах
(прицепах) всех конструкций и типов без
надежных подставок;


снимать, устанавливать и транспортировать
агрегаты и узлы при зачаливании их
тросом и канатами без специальных
захватов.

Техника безопасности при техническом обслуживании трактора

Общие требования. Техническое обслуживание проводят при неработающем дизеле, выключенном ВОМ, опущенных навешенных машинах и заторможенном тракторе.

Для подъема трактора следует пользоваться надежными домкратами. После подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или под остов трактора необходимо подставлять подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.

Если техническое обслуживание проводят в закрытом помещении, то последнее должно быть всегда чистым, с плотным полом и иметь хорошие освещение и вентиляцию, полный набор инструментов и приспособлений. Если рабочее место находится в закрытом помещении, то необходимо помнить, что при работе двигателя выделяются отработавшие газы. Они содержат в себе водяной пар и большое число различных химических элементов и их соединений, причем некоторые из них очень токсичны (ядовиты).

Особую опасность для здоровья человека представляют собой оксид углерода (СО) и оксид азота (N2O5), содержание которых в газах может доходить до 0,5% (по объему).

Оксид углерода нарушает окислительные процессы в организме, что может привести к летальному исходу.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань и приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота (NO2) раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе.

Поэтому работа тракторного двигателя в закрытом помещении не допускается. В том случае, если в закрытом помещении необходимо завести двигатель, то необходимо применять гибкие металлические шланги для отвода в атмосферу отработавших газов.

Работа с топливосмазочными материалами (ТСМ). Трактористу приходится ежедневно иметь дело с топливом и смазочными материалами, которые токсичны (ядовиты). Часто он не обращает должного внимания на это обстоятельство, что порой приводит к весьма нежелательным последствиям.

Топливо и масло могут попасть в организм человека через дыхательные пути, кожные покровы, органы пищеварения и через слизистую оболочку глаза. Чаще всего эти продукты проникают в организм человека через дыхательные пути.

Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма.

Рассмотрим влияние отдельных видов ТСМ на организм человека.

В условиях высокой концентрации паров бензина человек может потерять сознание, и если его своевременно не вывести из зараженной атмосферы, может произойти даже остановка дыхания.

Засасывание ртом бензина через резиновую трубку для создания сифона может привести к воспалению легких. Бензин, попавший в желудок человека, вызывает отравление.

Этилированный бензин. Попадание этого бензина на кожу способствует накапливанию свинца в организме человека. После его испарения на коже остается ничтожное количество тетраэтилсвинца’, который может попасть внутрь организма.

Опасность представляют также детали двигателя, покрытые ! нагаром и осадками, образовавшимися на них при работе двигателя на этилированном бензине.

Работая с этилированным бензином, нельзя употреблять его для мытья деталей двигателя, рук и чистки одежды. После работы запрещается принимать пищу и курить, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом.

Дизельное топливо. Большая концентрация паров дизельного топлива в воздухе смертельна для человека. Частое и длительное воздействие дизельного топлива на кожу человека представляет значительно большую опасность, чем воздействие бензина. Оно может вызвать острое и хроническое заболевание кожных покровов.

Смазочные масла. При систематическом контакте с маслом возникают острые или хронические заболевания кожи. Особенную опасность представляют собой масла, содержащие присадки, обладающие высокой токсичностью.

Работа с шинами. Запрещается накачивать шины трактора воздухом без проверки давления.

Работы с подъемными устройствами. Поднимать трактор домкратом следует на ровной горизонтальной площадке, предварительно подложив под движители клиновидные колодки. Домкрат, применяемый для подъема, должен быть исправным. Подставлять его нужно в местах, указанных заводом-изготовителем, т. е. там, где краской на остове трактора написано «Дк» (см. рис. 3, г). Если надо поднять домкрат над уровнем площадки, то под его опорную поверхность подложите деревянные широкие отрезки досок, которые создадут устойчивость домкрату.

Перед поднятием трактора заглушите двигатель и затяните стояночный тормоз.

При поднятии домкратом колесного трактора с ломающейся рамой предварительно заблокируйте горизонтальный шарнир рамы пальцем с чекой или болтом сечением не менее 25 мм (см. рис. 3, б). После этого подставьте под трактор специальные козлы. Нельзя в качестве подставок применять кирпичи, камни, детали машин и пр.

Если поднята только одна часть трактора, например передняя, то под задние колеса разместите упоры и подкладки, исключающие перекатывание трактора.

Выполняя работу под трактором, тракторист предварительно должен убедиться в том, что на машине не лежат незакрепленные детали или инструмент, которые при толчках могут упасть и нанести повреждение.

Работы с системой охлаждения. Проверяя уровень охлаждающей жидкости в радиаторе горячего двигателя, помните, что возможен выброс из заливной горловины струи перегретого пара (или воды), вызывающего сильные ожоги кожных покровов и глаз человека. Поэтому открывать крышку радиатора следует только защищенной рукой и стоять в это время с наветренной стороны, отвернувшись от радиатора.

Работы с приборами электрооборудования. Выполняя работы с аккумуляторной батареей, помните, что серная кислота, входящая в состав электролита, при попадании на кожу вызывает сильный ожог. Для этого нужно немедленно промыть поврежденное место большим количеством воды или раствором питьевой соды. Особенно опасно попадание брызг кислоты в глаза.

Переносить аккумуляторные батареи следует только с помощью разного рода приспособлений.

Запрещается проверять степень заряженности батареи коротким замыканием клемм проводников любого типа и пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

Инструмент и приспособления, применяемые при техническом обслуживании, должны быть исправными, чистыми и сухими.

При работе с гаечными ключами используйте такие, на ручках которых нет сколов, заусенцев и тому подобных повреждений, вызывающих не только мозоли, но и сдирание кожи с ладони.

Применяйте ключи тех размеров, которые соответствуют размерам отвинчиваемых гаек, винтов и болтов. Ключи, не соответствующие размерам гаек, портят их грани. При отсутствии ключа нужного размера нельзя вставлять в его зев всякого рода подкладки для «подгонки» его по размеру гайки, а также не следует пользоваться для отвинчивания гаек зубилом и молотком. Движение руки с ключом при затяжке гаек должно быть направлено «на себя», а не «от себя».

Гаечный ключ с изношенными губками зева также непригоден к работе, так как при этом наблюдается смятие граней гайки и, как правило, срыв и повреждение руки работающего.

Недопустимо также пользоваться ключом с трещинами. Во время работы он может сломаться и травмировать человека.

При отвинчивании тугосидящих гаек и болтов в практике находят применение удлинители. Нельзя использовать отрезок трубы, так как при изготовлении ключа его прочность рассчитывают на определенный момент, при увеличении же момента ключ может сломаться и послужить причиной травмы.

Читайте также:  КУРСЫ ПО РЕМОНТУ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В МАХАЧКАЛЕ

И совершенно недопустимо удлинять ключ, которым отвертывают гайку, вторым ключом, так как при этой возможна не только поломка ключа, но и соскакивание одного ключа с другого.

Необходимо
правильно оборудовать рабочее место
по ремонту машин, обеспечить нормальную
освещенность и температуру в помещении
мастерской.

Верстак и тиски
подбирают по своему росту. При правильной
высоте верстака рука, согнутая в локте,
должна касаться локтем тисков, а
согнутыми пальцами — подбородка.

Инструмент
должен быть в исправном состоянии.
Молотки и кувалды должны иметь поверхность
бойка слегка выпуклую, несбитую, без
заусениц, выбоин, вмятин, трещин,
наклепов. Их насаживают на деревянные
ручки и расклинивают завершен­ными
стальными клиньями. Ось ручки должна
находиться под прямым углом к про­дольной
оси инструмента.

Ручки
ручного инструмента изготавливают из
сухого дерева твердых пород с глад­кой,
без трещин, заусениц и сучков поверхностью.

Рукоятки
напильников, отверток и другого ручного
инструмента должны иметь длину в
соответствии с размером инструмента,
но не менее 150 мм и быть стянутыми
металлическими бандажными кольцами.

Ударные
инструменты (зубила, крейцмейсели,
кернеры и т. п.) не должны иметь ско­шенных
или сбитых затылков, заусениц, вмятин,
трещин и наклепов. При работе зуби­лом
и крейцмейселем для защиты глаз рабочих
от отлетающих осколков применяют
защитные очки.

Гаечные
ключи используют строго по размерам
гаек и головок болтов. Они не должны
иметь трещин, забоин и заусениц.
Запрещается наращивать или удлинять
ключи другими ключами или трубками.

Раздвижные ключи
используют без люфта в подвижных частях.

Острогубцы
и плоскогубцы не должны иметь выщербленных
рукояток. Губки ост­рогубцев должны
быть острыми, а плоскогубцев — с исправной
насечкой.

Верстачные
тиски в передвижных агрегатах технического
обслуживания должны быть в полной
исправности, прочно захватывать зажимные
изделия и иметь на губках несработанную
насечку.

Лезвие
отвертки должно быть с ровными плоскими
боковыми гранями, а конец — слегка
затупленным. Размер его должен
соответствовать ширине паза и размерам
го­ловки винта.

Съемники должны
быть без трещин и не деформированы, без
сорванной или смятой резьбы. Срыв
съемника при сильном натяжении его
рабочих частей может послужить причиной
травмы.

При
разборочно-сборочных работах применяют
гаечные ключи только соответст­вующего
размера. Разводными ключами пользуются
при небольшом усилии отверты­вания
или завертывания.

При
установке съемника на разбираемый узел
следят, чтобы его лапки достаточно
полно заходили в пазы, прорези и
углубления или надежно захватывали
снимаемую деталь, а силовой винт имел
хороший упор по оси узла. Вращают силовой
винт плавно и без больших усилий. Во
время натяга деталей съемника внимательно
следят за положе­нием лапок и съемника
в целом, чтобы он не сорвался с разбираемого
узла.

При
сборочных работах для проверки совмещения
отверстий двух различных узлов пользуются
бородками или специальными установочными
приспособлениями. Запре­щается
проверка руками «на ощупь».

Снятие
и монтаж цепей, ремней, звездочек и
других узлов машины проводят только
рекомендованным оборудованием и
приспособлениями. При разборке и сборке
узлов, находящихся выше человеческого
роста, пользуются подставками или
специальными подвесными площадками.
Колеса с трактора снимают и устанавливают
с помощью подъемных механизмов. Шины
тракторных колес накачивают в специально
защищен­ном решеткой месте.

При
ремонте камер с применением брикетов
заканчивают работу и освобождают камеру
из струбцины только после полного
остывания обуглившегося брикета.

Несчастные
случаи на шиномонтажных работах
происходят при срыве запорного кольца,
разрыве шины во время накачивания
воздухом, перекатке колес вручную.

Перед
снятием колеса домкратом поднимают
передний и задний мосты и устанав­ливают
их на прочные козелки.

При
отвертывании заржавевших гаек следят,
чтобы машина не перемещалась. Мон­таж
и демонтаж шин проводят специальными
приспособлениями на чистом и ровном
полу. При демонтаже шин воздух из камеры
полностью выпускают. Нельзя снимать
шины с диска колеса ударами кувалды,
так как это может привести к травме.

Запрещается
монтировать шины на диски колес
несоответствующего размера, не­стандартные
фланцы и стопорные кольца. Стопорное
кольцо при монтаже шины на диск должно
надежно входить в выемку обода всей
своей внутренней поверхностью.

Во
время накачивания шины исправлять ее
положение на диске, осаживать стопор­ное
кольцо молотком или кувалдой можно
только после прекращения подачи воздуха.
Накачивают шину в специальном
приспособлении, предохраняющем стопорное
кольцо от вылета.

При
снятии зерновых элеваторов, шнеков и
других крупногабаритных узлов ком­байна
пользуются специальными подставками.

Узлы, расположенные
внутри молотилки, снимают вдвоем.

Выполняя
кузнечные работы, работают в брезентовом
фартуке с нагрудником, в ру­кавицах
и защитных очках. Не допускают перегрева
инструмента, своевременно охлаждают
его в воде, остере­гаются в это время
ожогов водяными парами.

Используя
сверлильный станок, нельзя работать в
перчатках или рукавицах.

Запрещается
охлаждать вращающееся сверло мокрой
тряпкой т.к. она может быть захвачена
сверлом, что приведет к травме руки.
Обрабатываемую деталь прочно закрепляют
на столе станка болтами, в машинных
тисках. Нельзя обра­батывать деталь,
пытаясь удержать ее непосредственно
руками.

Необходимо
соблюдать меры безопасности, работая
с аккумуляторными батареями. Если
уровень электролита в батарее больше
нормального, то отливают электролит
только с помощью груши с эбонитовым
наконечником, в котором на расстоянии
15 мм от конца имеется отверстие диаметром
2-2,5 мм. Эбонитовый наконечник груши
вводят в заливное отверстие аккумулятора
до упора в пластины. Ни в коем случае
нельзя отливать электролит через край
заливного отверстия, на­клоняя
батарею.

При
приготовлении электролита запрещается
вливать дистиллированную воду в
ки­слоту, так как в месте прикосновения
струи воды с серной кислотой вода быстро
нагре­вается, вскипает и разбрызгивается,
увлекая за собой капли кислоты, что
может при­вести к ожогам.

В случае нарушения
требований безопасности при работе с
паяльной лампой может произойти ее
взрыв и травмирование работающих.

Запрещается
применять этилированный бензин, а также
заправлять бензином па­яльную лампу,
работающую на керосине.

При розжиге
паяльной лампы пламя направляют только
на несгораемый предмет или асбестовый
щит.

Опасно
переполнять бензином чашечку при
розжиге лампы и наливать горючее в
неостывшую лампу.

Запрещено
горящую лампу оставлять вблизи горючих
и легковоспламеняющихся материалов.

Перед
началом работы убеждаются в исправности
паяльной лампы и ее герметич­ности,
изоляции рукояти и электропроводов
электропаяльника, а также исправности
плавильного электротигля.

При пользовании
паяльником с неисправной электропроводкой
может произойти поражение электрическим
током.

Перед
пайкой топливных баков, поплавков
карбюраторов, топливопроводящих тру­бок
тщательно промывают их горячим щелочным
раствором и сушат.

Места пайки
зачищают специальной металлической
щеткой. Нельзя сдувать ртом металлическую
пыль после зачистки.

Травление кислотой
места спая проводят специальным
помазком. Следят, чтобы слой был тонким
и не давал брызг при соприкосновении
с горячим паяльником.

При
нагревании паяльника следят, чтобы не
расплавилось его острие. Горячий
па­яльник кладут на специальную
подставку.

Нельзя охлаждать
перегретый паяльник в жидкости во
избежание ожога лица, глаз брызгами, а
также проверять степень нагрева
паяльника руками «на ощупь».

Требования безопасности при обслуживании и диагностировании трактора

При техническом обслуживании и диагностировании тракторов и самоходных шасси необходимо соблюдать следующие основные требования техники безопасности.

К обслуживанию указанных машин допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующее удостоверение. Диагностирование и техническое обслуживание разрешается выполнять в спецодежде.

Все работы, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем механизме, следует выполнять при выключенном дизеле. При работающем дизеле работы выполняют только в том случае, если рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, в кабине нет посторонних лиц и аккумуляторная батарея выключена из электрической цепи.

Запрещается находиться под трактором при работающем дизеле. Перед тем как пустить дизель, необходимо убедиться, что рычаг коробки передач и рукоятки распределителя гидросистемы находятся в нейтральном положении. При запуске пускового двигателя вручную запрещается наматывать пусковой шнур на руку. На конце шнура должна быть деревянная рукоятка, при охвате которой шнур следует пропускать между пальцами.

Во время диагностирования и технического обслуживания возле трактора не должно быть посторонних лиц.

Диагностические средства и слесарный инструмент, применяемый для различных работ по выявлению и устранению отказов, должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопас» ность выполнения работ. Инструмент не должен иметь трещин, отслоений, заусенцев и забоин. Используемые ключи должны иметь зев заданного размера, быть без забоин и не развернуты. При подтяжке креплений следует опасаться рядом расположенных деталей с острыми кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено на себя, а не от себя. При работе раздвижным ключом нужно прижимать губки ключа вплотную к граням гайки и поворачивать его в сторону подвижной части.

При регулировке составных частей, связанной с частичной или полной разборкой их, нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при разборочно-сбороч-ных работах: применять исправное оборудование и инструмент, пользоваться специальными механизмами при подъеме тяжелых составных частей, применять съемники и специальные приспособления при выпрессовке и снятии деталей, предупреждать самопроизвольное перемещение как самого трактора, так и отдельных составных частей.

Объекты диагностирования и регулирования осматривают, пользуясь переносной лампой напряжением не более 36 В. Лампа должна быть защищена проволочной сеткой. Применять для этих целей различные горелки, спички и факелы запрещается.

При промывке составных частей керосином или бензином необходимо принимать меры, предупреждающие воспламенение паров промывочной жидкости: обеспечивать надежность изоляции электропроводки от замыкания на корпус и появления искры, не курить.

Читайте также:  ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Очищают и промывают диагностируемые составные части, например масляные фильтры, воздухоочиститель, форсунки, щетинной щеткой, скребками и специальными приспособлениями, предупреждающими повреждение кожи рук абразивами и заусенцамн, а также загрязнение ее смолистыми веществами, вызывающими тяжелые последствия.

Для защиты кожи рук от воздействия нефтепродуктов и смолистых веществ применяют следующие защитные средства: пасту «Ялот», мазь «Миколан», пасты «Биологические перчатки», приготовляемые на основе метилцеллюлозы, и др. Небольшое количество пасты или мази наносят на кожу и, равномерно растерев по поверхности кожи, дают защитному средству подсохнуть. Эти средства легко смываются водой.

При выполнении какой-либо работы, требующей поднятия рамы, а также передней или задней оси трактора (например, при проверке и регулировке подшипников ходовой системы), применяют только исправный домкрат или подъемный механизм, а под домкрат подкладывают надежные подставки из нехрупкого материала. Во время выполнения работ при поднятой раме или оси трактора нельзя оставлять раму (ось) на домкрате, следует подставлять под них надежные подставки и затормаживать трактор.

При установке на выпускную трубу эжектора прибора КИ-4887-II остерегаться возможных ожогов рук о выхлопную трубу.

Чтобы не допустить ожога рук, сливать горячее масло из картера при его замене следует в защитных рукавицах.

Заправлять трактор топливом разрешается только закрытым способом при соблюдении требований пожарной безопасности.

Перед измерением зазоров в сопряжениях кривошнп-но-шатунного механизма индикаторами с применением компрессорно-вакуумной установки убеждаются в надежности фиксации коленчатого вала от прокручивания под действием сжатого воздуха. Зазоры разрешается измерять при наличии осмотровой канавы и переносной лампы (светильника).

Гайки шпилек крепления головки цилиндров подтягивают динамометрическим ключом, а в случае его отсутствия торцовым ключом без применения удлинителя,так как из-за чрезмерно большого крутящего момента возможен срыв резьбы в гайке или поломка ключа и, следовательно, травмирование руки.

При очистке термостата от накипи кипячением в содовом растворе и проверке его работы пользуются рукавицами, предохраняющими руки от ожогов.

Устройство для проверки загрязненности воздухоочистителя следует присоединять к впускному трубопроводу при неработающем дизеле.

Во время проверки давления впрыска и качества рас-пыливания топлива форсунками нельзя допускать попадания струи топлива на руки, так как распыленные частицы топлива, ударяя с большой силой, пробивают кожный покров и проникают в организм, оказывая на него вредное воздействие. Недопустимо также попадание паров топлива в зону дыхания. Поэтому испытывать форсунки без применения специального глушителя запрещается.

Чтобы не происходило разбрызгивания топлива, выбрасываемого секциями насоса при проверке состояния плунжерных пар прибором КИ-4802-ГОСНИТИ, на штуцеры непроверяемых секций навинчивают защитные колпачки.

При измерении частоты вращения вала приставным тахометром следует остерегаться соприкосновения с незащищенными вращающимися деталями.

При ввинчивании датчика измерителя мощности ИМД-2М и ИМД-Ц в отверстие кожуха маховика следует соблюдать осторожность, не допуская задевания за него зубьев венца маховика.

Чтобы предотвратить пуск пускового двигателя при выполнении диагностических и регулировочных работ, его коленчатый вал прокручивают при снятом проводе высокого напряжения с электрода свечи (у двигателей П-23 и П-23М снимают оба провода).

Открывать люк кожуха муфты сцепления пускового двигателя и регулировать муфту следует при неработающем пусковом двигателе. Необходимо следить, чтобы в картер муфты сцепления не попадали посторонние предметы (болты, гайки, инструмент и т. п.).

Во избежание разноса пускового двигателя механизм включения должен быть отрегулирован так, чтобы шестерня привода венца маховика дизеля выключалась автоматически в момент, когда он начинает работать устойчиво.

При прокручивании коленчатого вала дизеля во время регулировки муфты сцепления трактора следует проявлять осторожность, чтобы не повредить пальцев рук.

Своевременная проверка и регулировка механизмов управления поворотом (особенно колесных тракторов)— одно из основных условий безопасности движения трактора. Чтобы обеспечить эти условия, следует своевременно устранять неисправности и чрезмерно большой свободный ход рулевого колеса, смазывать трущиеся сочленения, не допускать нарушений в работе гидроусилителя рулевого управления (если он установлен на тракторе), своевременно и тщательно регулировать следящее устройство (К-700 и К-701) и обратную связь (Т-150К) механизмов управления поворотом.

Запрещается езда на тракторе, а также стоянка на наклонной и неровной площадке с неисправными тормозами, так как это является одной из наиболее частых причин наезда и других несчастных случаев (особенно при работе на транспортных работах). Состояние тормозной системы нужно проверять ежедневно перед началом работы. Педали должны свободно проворачиваться на своих осях, соединения тяг с рычагами быть надежными, ход левой и правой педалей одинаковым.

Безопасность движения трактора во многом также зависит от состояния ходовой системы. Для предупреждения несчастных случаев следует соблюдать правила выполнения работ при техническом обслуживании ходовой системы.

При выполнении диагностических и регулировочных работ, требующих поднятия рамы трактора, нужно приподнимать каждую сторону поочередно и предотвращать возможность перемещения трактора. При разъединении и соединении гусеничных цепей, а также при перестановке или замене ведущих колес и опрессовке опорных катков пользуются специальными съемниками. Выбивать пальцы гусениц разрешается выколоткой из мягкой стали и пользоваться исправной кувалдой. Следует остерегаться сбегающей ветви гусеницы при ее разъединении. Зашплинтовывать пальцы гусениц необходимо стандартными или изготовленными по форме стандартных шплинтами. Чтобы облегчить регулировку^натяже-ния гусениц и не допускать срыва ключа, после каждой регулировки резьбы натяжного винта смазывают солидолом и обматывают тканью.

В ходовой системе колесных тракторов необходимо своевременно контролировать давление воздуха в шинах и проверять состояние шин путем внешнего осмотра. Шины не должны иметь трещин, пузырей и других дефектов, могущих вызывать их разрыв. Давление в шинах следует поддерживать в соответствии с видом выполняемой работы.

При накачивании воздуха в шины нельзя допускать повышения давления выше нормального, так как это может привести к их разрыву, выскальзыванию замочного кольца и, как следствие, к травмированию обслуживающего персонала.

При перестановке или замене колес и регулировке подшипников в их ступицах раму или оси трактора устанавливают на надежные подставки. Оставлять раму или ось на домкрате запрещается.

Во время проверки работы гидравлической системы навесного устройства под нагрузкой нельзя находиться возле трактора посторонним лицам.

При проверке подачи насоса и состояния распределителя нужно обеспечивать надежное присоединение к гидросистеме прибора КИ-5473-ГОСНИТИ и соблюдать осторожность при диагностировании данных составных частей.

Особую осторожность следует проявлять при контроле технического состояния аккумуляторных батареи. Во избежание ожогов кожи нельзя допускать попадания на руки электролита. Батареи разрешается очищать обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака (нашатырном спирте). При проверке уровня электролита пользоваться открытым огнем не разрешается, так как смесь водорода, выделяющегося из электролита, с кислородом воздуха (гремучий газ) взрывоопасна.

При проверке разряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой необходимо остерегаться случайного прикосновения к нагревшемуся сопротивлению, так как это может вызвать ожог. Недопустима проверка разряженности батареи путем короткого замыкания клеммы, так как возможны ожоги. При недостатке в аккумуляторах электролита следует доливать в них только дистиллированную воду.

Тракторы и самоходные шасси обязательно должны быть снабжены стеклоочистителями.

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов. 1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке. 1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии. 1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются: — узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали); — гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа; — электрический ток; — недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата. 1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах. 1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы. 2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом: — гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны; — раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; — слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями; — рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность; — ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм; — напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней; — электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление. 2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым. 2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

Читайте также:  Ремонт садовой техники осуществляется в ЮЗАО или рядом с ним

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах. 3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт. 3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!». 3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания. 3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке. 3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами. 3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники. 3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов. 3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе. 3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления. 3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках. 3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух. 3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями. 3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару. 3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки. 3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу). 3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта. 3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания. 3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками. 3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой. 3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком. 3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук. 3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений. 3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально. 3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления. 3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм. 3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом. 3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема. 3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети. 3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком. 3.31. Запрещается: — выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств; — поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.; — работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления; — использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора; — работать с поврежденными или неправильно установленными упорами; — выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением; — переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки; — сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя; — хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными; — мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями; — загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.; — хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов; — применять приставные лестницы; — скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги; — использовать гайки и болты со смятыми гранями; — держать мелкие детали при их сверлении; — устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо: — остановить выполнение работ; — сообщить руководителю работ. 4.2. При тушении пожара необходимо помнить: — песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ; — асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке. 4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101. 4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию. 5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место. 5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом. 5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. 5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ. 5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Правила техники безопасности при работе на тракторе

При
подготовке трактора к работе.

Во
время работы на тракторе

Кроме
этих общих правил, трактористы обязаны
строго выполнять все правила техники
безопасности, составленные для работы
на каждой сельскохозяйственной машине.

Учебная
практика по получению первичных умений
и навыков по управлению тракторной
техникой проводилась на специально
подготовленной площадке, предоставленной
Тульским отраслевым ресурсным центром.

Во
время прохождения практики были получены
первичные умения и навыки управления
тракторной техникой. Так же были изучены
правила техники безопасности при работах
на тракторе и с его оборудованием;
классификация тракторов и машинно-тракторных
агрегатов; устройство тракторов ДТ-75 и
МТЗ-82; трансмиссии и их назначение;
устройство ходовой части тракторов а
также классификация тормозных механизмов
трактора.

Так
же был изучен трактором МТЗ 320.4, его
устройство и некоторое оборудование к
нему. Была изучена предварительная
подготовка трактора перед началом работ
и работа заднего навесного устройства
трактора МТЗ 320.4. За время практики были
освоены упражнения по программе
подготовки Трактористов-машинистов
категории «С».

Практика
в данном семестре ознакомила меня с
трактором МТЗ 320.4, устройством его узлов
и агрегатов, а также позволила получить
опыт управления трактором МТЗ 320.4.

По
окончании учебной практики был
предоставлен отчет.

Соседние файлы в предмете Учебная практика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *