Техническое обслуживание вооружения и техники.
ТО и Р ВВТ. Технологический процесс ТО и Р ВВТ.
ТО и восстановление ВВТ общие положения.
Техническое обслуживание и восстановление, как обеспечивающий процесс, присутствует на всех этапах эксплуатации объектов ВВТ. Например, различают техническое обслуживание объектов ВВТ при их использовании и при хранении, отличающиеся между собой как видами технического обслуживания, так и объемами, периодичностью и технологической направленностью выполняемых работ.
Поддержание объекта ВВТ в установленной степени готовности его к использованию по назначению предусматривает выполнение как профилактических, так и восстановительных мероприятий на машинах. Потребность в этих мероприятиях обусловлена необходимостью компенсации снижения ресурса машины за счет расхода эксплуатационных материалов, старения и износа деталей, узлов.
При использовании объекта ВВТ по назначению проявляются в той или иной степени его боевые и эксплуатационно-технические свойства в ходе выполнения боевых или учебно-боевых задач. Поэтому использование можно рассматривать как основной этап эксплуатации, ради которого и создается объект ВВТ. В ходе использования реализуются потенциальные качества, заложенные в конструкцию объекта. При этом для обеспечения нормального режима работы всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнения требований безопасности необходимо соблюдать нормы и правила, изложенные в эксплуатационной документации.
В случае, когда нет надобности в использовании объекта ВВТ по назначению, или необходимо сохранить его ресурс в течение определенного промежутка времени, его ставят на хранение. В ходе хранения выполняют целый ряд (комплекс) специальных работ, направленных на исключение или снижение скорости коррозии и старения конструктивных устройств объекта ВВТ. Перед постановкой на хранение объекты ВВТ проходят специальную подготовку. Содержание на хранении должно быть таковым, чтобы в течение определенного срока объект ВВТ не потерял работоспособность или исправность.
В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержании свойств объекта согласно условиям его использования.
Вспомним эксплуатационные свойства. Основные эксплуатационные свойства объектов ВВТ: подготавливаемость, экономичность, обслуживаемость, эргономичность, приспособленность к эксплуатации в различных условиях, транспортабельность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность.
Подготавливаемость — это свойство объекта, характеризуемое способностью его приведения в состояние готовности к движению перед использованием или применению в конкретных условиях.
Подготавливаемость объектов улучшается конструктивным усовершенствованием при разработке и создании новых образцов, а также путем проведения технических мероприятий в процессе эксплуатации.
— трудоемкость и продолжительность КО перед выходом, чел-мин,мин;
Основным показателем подготавливаемости объекта является «продолжительность». Ее величина при параллельном выполнении работ и одинаковой загруженности членов экипажа вычисляется делением величины трудоемкости на число исполнителей (членов экипажа), а при неодинаковой загруженности она численно равна продолжительности выполнения работы наиболее занятым исполнителем (членом экипажа).
Обслуживаемость — это свойство объекта, характеризующее его потребность и приспособленность к проведению работ по техническому обслуживанию. Наиболее характерным оценочным показателем обслуживаемости является удельная суммарная продолжительность технического обслуживания. Сокращение трудозатрат достигается механизацией наиболее трудоемких работ, автоматизацией контроля потребности в обслуживании, сокращением ассортимента применяемых ГСМ и другими мероприятиями.
Периодичность и трудоемкость обслуживания объекта связаны с их эксплуатационной технологичностью. В качестве показателя эксплуатационной технологичности принято соотношение затрат времени на обслуживание на один час использования по назначению.
Наиболее характерными оценочными показателями обслуживаемости являются:
периодичность STOi и продолжительность tTOi выполнения основных видов ТО;
удельная суммарная продолжительность видов ТО за назначенный ресурс Туд;
Приспособленность к эксплуатации в различных условиях характеризуется возможностью реализации показателей, потенциально присущих объекту, в любых условиях его применения по назначению
К числу некоторых показателей, характеризующих приспособленность объекта к эксплуатации в различных условиях окружающей среды, относятся:
температура окружающей среды, при которой машина может двигаться на всех передачах, реализуя полную мощность двигателя;
периодичность обслуживания воздухоочистителей при различной запыленности воздуха.
Надежность комплексное свойство, которое в зависимости от назначения и условий применения объектов состоит из следующих свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Под предельным состоянием понимается такое состояние машины, при котором ее дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений и к восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Принятая система технического обслуживания направлена на обеспечение постоянной работоспособности узлов, систем и агрегатов, предупреждение преждевременных выходов их из строя. В то же время вследствие целого ряда причин конструктивного, производственного и эксплуатационного характера появляются отказы.
С наработкой потребное время на выполнение необходимого объема работ видов ТО увеличивается.
Трудоемкость устранения отказов в различных интервалах наработки также имеет тенденцию к возрастанию, которая объясняется не только возрастанием количества отказов с увеличением наработки, но и сложностью отказов, которые требуют больших трудозатрат на их устранение.
Необходимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в процессе применения ВВТ свидетельствует о том, что такие свойства, как обслуживаемость, безотказность и ремонтопригодность, не являясь в прямом смысле боевыми свойствами, тем не менее при оценке боевой эффективности объекта ВВТ должны быть поставлены в один ряд с боевыми, т.к. вопросы технического обслуживания и ремонта оказывают непосредственное влияние не только на подвижность объектов ВВТ, но и на эффективность их боевого использования в целом.
В процессе эксплуатации объектов ВВТ поддерживается и восстанавливается их качество.
Техническое обслуживание вооружения и техники.
Техническое обслуживание включает комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности вооружения и техники при использовании по назначению, хранении и транспортировании. Оно осуществляется в целях обеспечения постоянной их готовности к использованию (боевому применению) и надежной работы в ходе выполнения поставленных задач. Проводится при подготовке, в ходе и после использования.
В целях поддержания вооружения и техники в высокой степени готовности техническое обслуживание всех его составных частей совмещается по месту и времени.
Объем и порядок выполнения работ установленных видов технического обслуживания, периодичность их проведения определяются техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации каждой марки машин.
Для проведения технического обслуживания и проверки состояния машин всех групп в целях поддержания их в постоянной боевой готовности в воинских частях ежемесячно проводятся парковая неделя и не менее двух парковых дней (кроме парково-хозяйственных дней и времени, выделяемого на проведение номерных, сезонного и регламентированного технических обслуживаний).
Парковые недели, парковые дни проводятся под руководством командиров воинских частей с привлечением всего личного состава.
Парковые недели (6 дней) и парковые дни предусматриваются планом боевой подготовки воинской части и расписаниями занятий подразделений. В воинской части и подразделении составляется план проведения парковой недели. В процессе их проведения работы ежедневно планируются в объеме полного учебного дня.
В парковые недели, парковые дни личный состав подразделений обслуживания и ремонта воинских частей может привлекаться только для оказания помощи экипажам (механикам-водителям, водителям или личному составу, закрепленным за машинами) в обслуживании и ремонте машин.
Поиск по сайту:
Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Виды ремонта, технология их выполнения.
Ремонт вооружения организуется в соответствии с требованиями приказов МО и действующими руководящими документами Центрального довольствующего органа.
Во всех структурах составляются планы среднего и капитального ремонта ВВТ.
Организация ремонта включает: определение предполагаемого количества вооружения и техники, требующих ремонта; определение возможностей по ремонту; определение места и времени размещения и развертывания ремонтных средств; планирование ремонта.
Чем ниже войсковое звено, тем меньший объем ремонтных работ устанавливается для его ремонтных подразделений;
Ответственность за организацию комплексного ремонта вооружения возлагается на заместителя командира воинской части по вооружению. Начальники служб части организует и обеспечивает ремонт вооружения. Они организует и обеспечивает ремонт, входящего составной частью в образцы вооружения, других родов войск и служб (по согласованию с соответствующими начальниками родов войск и служб).
Ремонт осуществляется силами и ремонтных подразделений частей, экипажами (водителями).
На марше. Замыкание походных колонн части уточняют причины и характер повреждений (неисправностей) и в пределах установленного времени выполняют текущий ремонт вооружения и техники на маршрутах движения.
Ремонт всех составных частей образца вооружения в воинских частях проводится комплексно, то есть совмещение по месту и времени. Ремонт вооружения и его составных частей проводится в объемах, предусмотренных эксплуатационной и ремонтной документацией.
Вооружение, подлежащее ремонту, записывается начальником службы в книгу учета неисправного вооружения и техники (форма 33 Руководства по учету) с указанием вида ремонта или технического обслуживания его составных частей (ТО-2, РТО, КР, РР, СР, ТР, перемонтаж).
Для ВВТ в зависимости от их технического состояния, характера повреждений, трудоемкости работ, степени восстановления ресурса установлены следующие виды ремонта:
Текущий ремонт (ТР). Сдача в ТР вооружения в ремонтное подразделение части осуществляется по распоряжению начальника службы части, а в ремонтный орган соединения — по нарядам на ремонт службы соединения.
Средний ремонт (СР) до 3-х ремонтов. Сдача вооружения в СР производится по нарядам
службы соединения или округа.
Капитальный ремонт (КР).
Регламентированный ремонт (РР) — для ВВТ, находящегося на ДХ.
Сдача в КР и РР вооружения производится по нарядам службы военного округа.
Для агрегатов — текущий и капитальный ремонт.
Подготовка вооружения к отправке в ремонт производится в воинской части, которой оно принадлежит. Ответственность за полноту и качество подготовки несет командир воинской части, за своевременность отправки вооружения в ремонт — начальник службы части.
Прием вооружения и техники в ремонт осуществляется: ремонтным подразделениям по распоряжению заместителя командира части по вооружению (начальника соответствующей службы).
Все вооружение и техника принятая в ремонт, учитываются в ремонтных подразделениях в книгах учета ремонта вооружения, техники и имущества.
В ремонтной части ведется план-график комплексного ремонта вооружения и техники.
Ремонт вооружения и техники может осуществляться агрегатным, индивидуальным или комбинированным методами.
Агрегатный метод — поврежденные или изношенные агрегаты и другие составные части заменяются новыми или заранее отремонтированными.
Индивидуальный метод — поврежденные или изношенные агрегаты и другие составные части снимаются, ремонтируются и устанавливаются на тот же образец вооружения и техники.
Комбинированный метод — отдельные агрегаты и другие составные части ремонтируются, а часть из них заменяется новыми или заранее отремонтированными.
Виды ремонта, технология их выполнения.
Виды ремонта для конкретных образцов вооружения и техники и их агрегатов, характер и объем работ для каждого вида ремонта, их трудоемкость, технические условия и технологические процессы, нормы расхода запасных частей и материалов устанавливаются руководствами, приказами и директивами соответствующих начальников главных и центральных управлений, родов войск, специальных войск и служб — генеральных заказчиков образцов вооружения и техники.
Вид Текущий ремонт.
Проводится по мере выхода машин (агрегатов) из строя при их использовании в период отработки межремонтного ресурса.
Назначение ремонта. Обеспечение или восстановление работоспособности образца вооружения путем замены и (или) восстановления отдельных частей.
Периодичность проведения. При получении повреждений и возникновении неисправностей, устранение которых предусмотрено при текущем ремонте.
Кто проводит. Подразделения технического обслуживания, ремонта и регламентно-настроечных работ части с привлечением расчетов (экипажей) и водителей машин.
Материально-техническое обеспечение. ЗИП и материалы согласно нормам расхода па эксплуатацию. Оборудование подразделений технического обслуживания, ремонта и регламентно-настроечных работ. Инструмент и принадлежности одиночного и группового комплектов ЗИП.
Руководящие документы. Эксплуатационные документы.
Продолжительность. Не более 3 суток.
Вид Средний ремонт.
Проводится после отработки машинами межремонтного ресурса и заключается в восстановлении их ресурса до очередного планового ремонта.
Назначение ремонта. Восстановление исправности (работоспособности) и частичное восстановление ресурса образца вооружения с заменой или восстановлением составных частей и контролем технического состояния составных частей. В объеме, установленном в нормативно-технической документацией и действующими руководствами по войсковому ремонту машин каждой марки.
Периодичность проведения. При получении повреждений и возникновении неисправностей, устранение которых действующими руководящими документами предусмотрено при среднем ремонте. После истечения ресурса (срока) ДО СР.
Кто проводит. Ремонтно-восстановительные базы округа или армии, ремонтно-восстановительные части соединений, если в них предусмотрено проведение среднего ремонта. Привлекаются экипажи машин на весь период ремонта.
На каждую машину, отправляемую в средний ремонт, составляется акт технического состояния.
Материально-техническое обеспечение. ЗИП и материалы согласно нормам расхода на средний ремонт. Оборудование окружных и армейских ремонтно-восстановительных баз и ремонтно-восстановительных частей соединений
Руководящие документы. Руководство по среднему (войсковому) ремонту, эксплуатационные документы. Нормы расхода ЗИП и материалов на средний ремонт
Продолжительность. Не более 30 суток.
Вид Капитальный ремонт.
Проводится после отработки машинами межремонтного ресурса.
Назначение ремонта. Восстановление исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса образца вооружения с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Периодичность проведения. При получении повреждений и возникновении неисправностей, устранение которых предусмотрено при КР. После истечения ресурса (срока) до КР.
Кто проводит. Стационарные ремонтные предприятия военных округов и центрального подчинения.
Материально-техническое обеспечение. ЗИП и материалы согласно нормам расхода на КР. Оборудование стационарных ремонтных предприятий военных округов и центрального подчинения.
Руководящие документы. Руководства по капитальному ремонту (технические условия на капитальный ремонт). Нормы расхода ЗИП и материалов на капитальный ремонт.
Вид Регламентированный ремонт.
Назначение. Полное или близкое к полному восстановление ресурса и надежности образца вооружения, находящегося на длительном хранении.
Периодичность проведения. После истечения срока, установленного руководящими документами.
Кто проводит. Стационарные ремонтные предприятия военных округов и центрального подчинения.
Материально-техническое. ЗИП и материалы согласно нормам расхода на регламентированный ремонт. Оборудование стационарных ремонтных предприятий военных округов и центрального подчинения.
Руководящие документы. Руководства по капитальному или регламентированному ремонту (технические условия на капитальный или регламентированный ремонт). Нормы расхода ЗИП и материалов на регламентированный ремонт.
Технологический процесс ремонта включает:
— приемку объекта в ремонт;
— частичную разборку, наружную мойку и чистку;
— разборку объекта, внутреннюю чистку корпуса и башни;
— ремонт и техническое обслуживание снятых сборочных единиц;
— дефектовку корпуса, башни и ходовой части;
— ремонт корпуса и башни;
— монтаж и техническое обслуживание ходовой части;
— монтаж и техническое обслуживание моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления;
— монтаж и техническое обслуживание систем башни;
— стационарные испытания;
— комплексный контроль качества ремонта и устранение дефектов;
— наружная окраска корпуса и башни;
— установка гусениц, настройка комплекса вооружения;
— пробеговые испытания, устранение дефектов;
— доукомплектование объекта, сдача из ремонта.
В процессе частичной разборки, наружной чистки и мойки выполняются следующие работы:
— демонтаж пулеметов;
— наружная мойка и чистка;
— установка на пост ремонта;
— вывешивание корпуса;
— снятие гусениц, грязевых щитков, наружных топливных баков, ящиков комплектов ЗИП-О;
— слив топлива, масла, охлаждающей жидкости.
В ходе разборки объекта выполняются следующие работы:
— снимаются аккумуляторные батареи, баллоны ППО, приборы наблюдения и прицеливания, блоки и узлы вооружения, связи, электрооборудования и др. системы;
— осуществляется разборка ходовой части, МТО, отделения управления.
Ремонт и техническое обслуживание снятых сборочных единиц:
После разборки объекта агрегаты, узлы и приборы поступают на специализированные участки, где производится их наружная чистка, мойка, внешний осмотр и инструментальная дефектовка. Затем составные части делятся на три группы.
К первой группе относятся составные части, имеющие внешние повреждения, которые не позволяют их использование по назначению. Данные составные части сдаются на склад воинской (ремонтной) части с последующей их отправкой на предприятия капитального ремонта или в металлолом.
Ко второй группе относятся составные части, которые признаны исправными по результатам инструментальной дефектовки и имеют требуемый запас ресурса до очередного планового ремонта. Эти составные части после дополнительного технического обслуживания используются для последующей установке их на объект.
К третьей группе относятся составные части, которые по результатам внешнего осмотра и инструментальной дефектовки требуют ремонта, технического обслуживания и могут быть отремонтированы в ремонтном подразделении (части). Данные составные части отправляются на специализированные участки для ремонта с целью дальнейшего использования при восстановлении объекта.
На специализированных участках производится их частичная разборка, мойка деталей, дефектовка и ремонт деталей. После дефектовки негодные детали заменяются на исправные. Отремонтированные узлы и агрегаты, после покраски, отправляют на сборку объекта.
Дефектовка корпуса, башни и ходовой части:
Результаты дефектовки заносят в дефектовочную ведомость, на основании которой делается заявка на необходимые запасные части, материалы и специалистов.
Если в процессе дефектовки корпуса (башни) обнаружено, что объект не может быть восстановлен в данном ремонтном органе, то решение о его дальнейшем восстановлении принимает вышестоящий начальник.
Ремонт корпуса и башни:
-сварочные и слесарные работы по ремонту корпуса
-правка резьбовых отверстий
-правка и заварка грязевых щитков, надгусеничных полок и пылевых щитков
-правка и ремонт ящиков для предметов ЗИП-О
-замена резиновых прокладок и уплотнений
-зачистка отремонтированных участков корпуса и башни
-грунтовка и покраска.
Монтаж и техническое обслуживание ходовой части:
-монтаж узлов ходовой части;
-установка объекта на гусеницы;
-заправка узлов ходовой части маслами и смазками.
-установить аккумуляторные батареи;
-заправить объект топливом, маслом и охлаждающей жидкостью;
-установить ограждение ведущих колес, для проведения стационарных испытаний.
После этого проводят стационарные испытания.
В ходе проведения стационарных испытаний проверяется работа систем электрического и воздушного пуска, подогрева, дорожной сигнализации, приводов управления силовой установкой и трансмиссией. Функционирование двигателя, трансмиссии и обеспечивающих систем контролируется по показаниям КИП. Кроме того, проверяется работоспособность средств связи, коллективной защиты, приборов наблюдения и прицеливания, пушки, СТВ, и др. систем.
Проведенные стационарные испытания позволяют провести комплексный контроль качества ремонта и последующее устранение дефектов.
В последующем проводится: наружная окраска корпуса и башни, установка гусениц и настройка комплекса вооружения.
Пробеговые испытания проводятся в соответствии с разделом Технических требований на испытания объекта после ремонта, изложенном в руководстве по войсковому ремонту. В ходе пробеговых испытаний проверяется:
— работа двигателя и его систем, работа силовой передачи при прямолинейном движении по горизонтальному участку и с креном, разворотах, торможении, удержании объекта на подъемах и спусках;
— работоспособность комплекса вооружения (СТВ, КУВ);
— работоспособность средств связи;
— работоспособность системы ТДА и др. систем объекта.
Результаты стационарных и пробеговых испытаний отражаются в протоколе.
Дефекты, выявленные в ходе пробеговых испытаний, устраняются комплексной бригадой специалистов.
После проводится доукомплектование объекта и сдача его из ремонта.
Отчетная документация ремонтного подразделения (части) по ремонту объектов должна отражать:
— выполнение ремонтными подразделениями (частями) планов (заданий) по ремонту;
— качество ремонта;
— наличие объектов, требующих ремонтов;
— данные о наличии и расходе агрегатов, запасных частей и материалов.
В ремонтном подразделении (части) каждый объект (агрегат), поступивший в ремонт, учитывается в Книге учета ремонта вооружения, техники.
На каждый объект, поступивший в средний ремонт, после его приема и подписания акта технического состояния заводится Дело ремонта объекта, которое имеет следующую структуру:
— титульный лист;
— опись дела;
— наряд на ремонт;
— акт технического состояния;
— дефектовочная ведомость;
— контрольно-операционная карта ремонта объекта;
— протокол стационарного и пробегового испытания объекта;
— накладная на запасные части;
Акт технического состояния и дефектовочная ведомость являются документами, отражающими техническое состояние всех систем, агрегатов, узлов, приборов и деталей объектов, поступивших в ремонт.
Контрольно-операционная карта объекта предназначена для учета выполнения демонтажно-монтажных работ. В карте указаны все основные операции при ремонте объектов. Соответствующие должностные лица (командир взвода регламента и ремонта, командир ремонтного отделения, командир отделения технической диагностики) указывают дату выполнения каждой из указанных операций и ставят свою подпись.
В протоколе стационарного и пробегового испытания объекта фиксируется работа систем электрического и воздушного пуска, подогрева, дорожной сигнализации, продолжительность работы двигателя, показания КИП обслуживающих его систем. Кроме того, отражается эффективность функционирования средств (внутренней и внешней) связи, приборов наблюдения и прицеливания, СТВ и др. систем. В заключении отмечаются дефекты, выявленные в процессе испытаний, необходимые работы по их устранению и допуск на пробеговые испытания объекта отражается его наработка, а также наработка двигателя, трансмиссии и обслуживающих систем по показаниям КИП, наработка силовой передачи при прямолинейном движении по горизонтальному участку и с креном, разворотах, торможении, удержании объекта остановочным тормозом на подъемах и спусках, правильность регулировки приводов управления, работоспособность комплекса вооружения (СТВ, КУВ), средств связи, системы ТДА и др. систем.
В накладной записываются все запасные части полученные со склада и установленные на объект.
Оформление приема объектов из ремонта производится после предъявления приемщиком доверенности.
В формуляре на отремонтированный объект делаются следующие записи:
— данные о произведенном ремонте;
— сведения о выполненных работах (замененных агрегатах), категория замененных агрегатов;
— результаты проверки измерительных приборов и освидетельствования баллонов.
Записи должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены печатью.
Организация технического обслуживания и ремонта вооружения
Техническое обслуживание вооружения заключается в обяза- тельном и своевременном проведении работ по проверке его исп- равности (или функционирования) и уходу за ним в объеме, пре- дусмотренном для предупреждения возникновения отказов и неисправностей и уменьшения изнашивания деталей, узлов, агре- гатов и механизмов.
Система технического обслуживания — планово-предупреди- тельная, т.е. техническое обслуживание проводится в обязатель- ном порядке в заранее установленные сроки (после определенно- го пробега или работы в часах (циклах) или числа пусков).
Работы по обслуживанию вооружения подразделяются на кон- трольные осмотры, ежедневное техническое обслуживание, тех- ническое обслуживание № 1 и 2, сезонное обслуживание.
Контрольный осмотр (КО) проводится перед выходом машин из парка, перед выполнением боевых учебных стрельб, перед боем и на привалах при совершении марша.
При КО проводятся практические работы по проверке рабо- тоспособности (функционирования) вооружения, проверке крепления элементов вооружения, наличия возимого ЗИП, ка- чества и полноты боекомплекта, заправки эксплуатационными материалами.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится после возвращения машины в парк после стрельб, на марше после су- точного перехода, в перерывах между боевыми действиями.
ЕТО проводится для подготовки вооружения к использованию путем пополнения израсходованных материалов и боеприпасов, проверки наличия, крепления и работоспособности основных конструктивных элементов вооружения и его ЗИП, а также вы- полнения при необходимости специальных работ. Объем работ по ЕТО включает работы КО.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится для подго- товки вооружения к использованию и обеспечения его безотказ- ной работы в пределах назначенной наработки. Для этого выпол няются все работы ЕТО и дополнительно осуществляется проверка исправности основных конструктивных элементов воо- ружения.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматривает работы по ТО -1 и дополнительные работы по углубленной проверке исп- равности всех конструктивных элементов вооружения. При необ- ходимости проводится восстановление параметров вооружения и его технического состояния (например, эксплуатационных харак- теристик стабилизатора).
Сезонное обслуживание вооружения проводится два раза в год для подготовки его к весенне-летнему и осенне-зимнему перио- дам эксплуатации. Оно заключается в выполнении очередного технического обслуживания ТО -1 или ТО-2 и ряда дополнитель- ных работ. Перевод вооружения и техники с одного периода эксп- луатации на другой производится с наступлением устойчивой температуры воздуха соответственно ниже или выше +5 °С. Дата перехода с одного периода на другой объявляется приказом по во- инской части.
Оформление результатов ТО-1 и ТО-2. Результаты ТО -1 и ТО-2 машины и ее вооружения заносятся в формуляр, который являет- ся основным документом, отражающим техническое состояние, эксплуатацию, хранение и ремонт машины и ее вооружения. В формуляр машины заносятся также данные по учету стрельб из пушки и пулеметов и данные по учету моточасов работы прибо- ров управления огнем. Отметки в формуляре скрепляются подпи- сью командира роты. Формуляры машин, поставленных на длите- льное хранение, находятся в батальоне вместе с карточками хранения, формуляры остальных машин — в роте. В военное вре- мя формуляры хранятся в машинах.
Техническое обслуживание стрелкового оружия (объединенное КО и ЕТО для бронетанковой техники) проводится при подготов- ке к стрельбе, немедленно после стрельбы, нарядов и занятий, ежедневно в боевой обстановке и не реже одного раза в семь дней, если оружие не применяется. ТО -1 проводится при поступлении оружия в воинскую часть, после учений или не реже одного раза в два-три месяца. При этом производится проверка всех узлов ору- жия на функционирование с заменой износившихся деталей за- пасными. ТО-2 проводится один раз в три-четыре месяца, а ору- жия, находящегося на длительном хранении, один раз в пять лет с полной дефектацией деталей оружия.
При проведении обслуживания (уходе) пулемет и гранатомет (а также такие сложные части пушки, как затвор) могут разбира- ться с последующей сборкой. Различают два вида разборки: не- полную и полную. Неполная разборка производится для чистки, осмотра и смазки перед стрельбой и после стрельбы, полная раз- борка — для чистки, осмотра и смазки при сильном загрязнении, после дегазации и дезактивации, при получении и постановке на длительное хранение.
Ремонтом называется комплекс работ для поддержания и вос- становления исправности или работоспособности вооружения. В зависимости от сложности и трудоемкости ремонта установле- ны следующие его виды: текущий и капитальный.
Текущим ремонтом называется ремонт, осуществляемый в про- цессе эксплуатации путем замены и восстановления отдельных частей изделий и проведения регулировочных работ. Текущий ре- монт с устранением небольших повреждений производится на месте экипажами (расчетами) или ремонтными подразделениями ремонтной роты в воинских частях и отдельного ремонтно-вос- становительного батальона в соединениях с обязательным при- влечением к работе экипажей (расчетов). Если ремонт или тех- ническое обслуживание производится в подразделении с привле- чением ремонтных органов, то техническое руководство осущест- вляется командиром подразделения.
Начальник ремонтного органа воинской части производит прием вооружения в ремонт под расписку в книге учета материа- льных средств, выданных во временное пользование, а о прове- денных работах делает записи в формулярах (паспортах).
Продолжительность ремонта стрелкового оружия не должна превышать трех суток. Отремонтированное оружие должно быть возвращено подразделению сразу после ремонта.
Выдача вооружения воинской части производится начальни- ком ремонтного органа под расписку приемщика, сдавшего воо- ружение в ремонт, в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование. Приемщик должен сверить записи о ремонте в книге учета ремонта с фактически выполненным объе- мом работ, проверить качество ремонта, правильность записей в
формулярах (паспортах), сверить по номерам стрелковое оружие и после этого расписаться в указанной книге.
При ведении боевых действий ремонт и техническое обслужи- вание вооружения ремонтными органами воинских частей и сое- динений организуются в соответствии с планом технического обеспечения. Ремонт производится в местах выхода его из строя, в ближайших укрытиях или в районе развертывания ремонтных органов.
Для поддержания высокой боеспособности воинских частей и обеспечения непрерывного ведения ими боевых действий в пер- вую очередь ремонтируется вооружение, необходимое воинской части для выполнения боевой задачи, а также вооружение, кото- рое может быть отремонтировано в кратчайший срок. Основной метод ремонта агрегатный, так как ремонт путем замены агрега- тов резко сокращает время восстановления вооружения.
Капитальным ремонтом называется ремонт, осуществляемый в целях восстановления неисправности и полного или близкого к нему технического ресурса изделия с заменой и восстановлением любых его частей и их регулировкой. Капитальный ремонт воору- жения производится в стационарных (окружного и центрального подчинения) ремонтных органах. Капитальный ремонт, если это не связано с боевыми повреждениями, является плановым в отли- чие от текущего, который выполняется по мере необходимости.
Вооружение, отправляемое в ремонт, должно быть укомплек- товано, проверено на безопасность при транспортировании и должно иметь необходимую документацию. Снимать с отправляе- мого в ремонт вооружения какие-либо детали, узлы, приборы и агрегаты и подменять их другими образцами запрещается.
Как показал опыт Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, четко организованные техническое обслуживание и ремонт дают возможность быстро и в значительной мере восста- навливать боеспособность воинских частей и подразделений.
Основой обеспечения постоянной готовности ВВТ к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля их технического состояния с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями нормативной технической документацией (НТД) и реальным техническим состоянием.
Непосредственная ответственность за техническое состояние и готовность к использованию по назначению, организацию контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта ВВТ возлагается на командира подразделения.
Инструкцией о порядке технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Республики Беларусь в мирное время, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь 25.10.2004 № 41 установлена единая система технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах.
Основными мероприятиями по поддержанию и восстановлению качества артиллерийского вооружения являются:
· контроль технического состояния,
· техническое обслуживание,
Целью контроля технического состояния образца артиллерийского вооружения является определение фактических значений показателей и качественных признаков, характеризующих техническое состояние образца, сопоставление их с требованиями, установленными нормативно-технической документацией (НТД), с целью оценки технического состояния данного образца.
В связи с внедрением технического обслуживания с периодическим контролем и ремонта по техническому состоянию в ВС РБ введены следующие виды контроля технического состояния ВВТ:
· контрольный осмотр (КО);
· контрольно-технический осмотр (КТО);
· техническое диагностирование (ТД);
· инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей (ИД) в ходе ремонта образца артиллерийского вооружения.
Контрольный осмотр ― совокупность операций, которые должны проводить члены экипажа (расчета), водитель (механик-водитель) в целях определения степени готовности образца ВВТ к применению по назначению.
Контрольно-технический осмотр ― совокупность операций, которые должны проводить специалисты подразделений и воинских частей в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также объемов его технического обслуживания и ремонта по техническому состоянию.
Технические обслуживания проводятся с целью профилактики износовых отказов и устранения обнаруженных в ходе обслуживания отказов и неисправностей. Технические обслуживания планируются и носят предупредительно-восстановительный характер. Единая система комплексного технического обслуживания основана на обязательном проведении установленных видов технического обслуживания в зависимости от величины наработки или календарных сроков с учетом условий эксплуатации.
Основой обеспечения постоянной боевой готовности ракетно-артиллерийского вооружения является своевременное, полное и качественное проведение, комплексных технических обслуживаний, предусмотренных эксплуатационной документацией.
Использование для занятий, учений и боевых стрельб вооружения, не прошедшего очередного (запланированного) номерного технического обслуживания, запрещается.
Техническое обслуживание артиллерийского вооружения заключается в проверке его укомплектованности и исправности, настройке и регулировке, смазывании и заправке (дозаправке) эксплуатационными материалами и устранении отказов и неисправностей. При техническом обслуживании, кроме того, заменяются детали с ограниченными сроками службы и хранения, проверяются средства измерений и подвергаются техническому освидетельствованию грузоподъемные машины и сосуды высокого давления.
Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта, установленная инструкцией о порядке технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Республики Беларусь в мирное время, Инструкция по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения, ракет и боеприпасов в Вооруженных Силах Республики Беларусь предусматривают следующие виды технического обслуживания при использовании вооружения:
· по этапам эксплуатации ― техническое обслуживание при использовании, техническое обслуживание при хранении;
· по регламентации выполнения ― техническое обслуживание с периодическим контролем, регламентированное техническое обслуживание (РТО);
· по периодичности и объемам проведения ― ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х), техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х), техническое обслуживание №2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом;
· по условиям эксплуатации ― сезонное обслуживание (СО).
Техническое обслуживание с периодическим контролем ― техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния проводится с установленными НТД периодичностью и объемом, а объем, остальных операций определяется техническим состоянием изделия в момент начала технического обслуживания.
Регламентированное техническое обслуживание ― техническое обслуживание, предусмотренное НТД и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в них, независимо от технического состояния образца ВВТ в момент начала технического обслуживания. Сведения о назначении видов обслуживания, периодичности и месте его проведения, привлекаемом личном составе, материально-техническом обеспечении и нормативной документации приведены в таблице.
Техническое обслуживание артиллерийского вооружения, состоящего из нескольких составных частей, проводится комплексно, то есть совмещение по месту и времени для всех составных частей. Виды и периодичность технического обслуживания составных частей артиллерийского вооружения определяются периодичностью технического обслуживания его основной составной части. Если к моменту проведения номерного технического обслуживания вооружения наработка (продолжительность эксплуатации) отдельной его составной части составляет менее 50 % установленной, для нее проводится обслуживание на одну ступень ниже. При этом должна обеспечиваться работоспособность этой составной части до очередного планового технического обслуживания образца вооружения.
Контрольный осмотр, ежедневное техническое обслуживание и текущий ремонт артиллерийского вооружения не планируются.
Контрольно-технический осмотр, техническое диагностирование, техническое обслуживание № 1, l x, 2, 2 х, техническое обслуживание № 2 х с переконсервацией и контрольным пробегом, сезонное обслуживание, регламентированное техническое обслуживание, а также средний ремонт, капитальный ремонт и регламентированный ремонт ВВТ в мирное время являются, как правило, плановыми. Время для проведения номерных технических обслуживании и РТО предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РАВ, а также расписаниями занятий подразделений.
Запрещается нарушать периодичность и объем технических обслуживаний вооружения без специальных указаний центрального довольствующего органа.
Техническое обслуживание с периодическим контролем, номерные технические обслуживания, сезонное и регламентированное техническое обслуживание, ремонт по техническому состоянию ВВТ планируются в планах эксплуатации и ремонта (перспективных, годовых и месячных) начальников служб в соответствии с установленными периодичностью и объемами их проведения и совмещаются по времени и месту проведения с очередным контрольно — техническим осмотром или с техническим диагностированием. Объемы их проведения могут уточняться по результатам контроля технического состояния образцов ВВТ.
В планы эксплуатации и ремонта также включаются работы (технологические операции) по подготовке и обеспечению технического освидетельствования, которые являются составной частью технического обслуживания ВВТ, и проводятся силами экипажей (расчетов) под руководством командиров подразделений.
Техническое обслуживание вооружения проводится на местах хранения вооружения или на пунктах технического обслуживания и ремонта, оснащенных в соответствии с действующими нормами содержания технологического оборудования. Подвижные ремонтные средства используются только во время сборов, учений, маневров, полевых выходов или по решению заместителя министра обороны РБ по вооружению в пределах установленных норм расхода ресурса.
В целях осуществления всесторонней проверки наличия, технического состояния и правильности хранения вооружения в войсковых частях организовывается проведение текущих осмотров (ТОс), контрольно-технических осмотров (КТО).
Контрольно-технический осмотр артиллерийского вооружения проводится специалистами подразделений, членами экипажей (расчетов) под руководством заместителей командиров подразделений по вооружению не реже одного раза в полгода, как правило, при их подготовке к хранению или к сезонной эксплуатации, а образцов артиллерийского вооружения длительного хранения – один раз в год. По результатам контрольно-технического осмотра образца ВВТ составляется дефектовочная ведомость и организуются техническое обслуживание и текущий ремонт по техническому состоянию. Личный состав экипажей (расчетов) и ремонтных подразделений, участвующих в проведении технических обслуживании, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность.