Техническое обслуживание и ремонт пожарной техники литература

Техническое обслуживание на пожаре (учении)

При техническом обслуживании пожарного автомобиля на пожаре (учении) водитель выполняет следующее:

  • устанавливает пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5 — 2,5 м от задней оси до водоисточника;
  • выбирает остановочную площадку с наименьшим углом перепада высот между передней и задней осью колес пожарного автомобиля;
  • устанавливает противооткатные упоры для колес пожарного автомобиля;
  • не допускает резких перегибов всасывающих пожарных рукавов; при этом всасывающая сетка полностью погружается в воду и находится ниже уровня воды, но не ниже 200 мм;
  • смазывает подшипники и сальники при работе пожарного насоса (по необходимости);
  • вентили, а также системы охлаждения двигателя (основную и дополнительную), масло из двигателя, коробки переключения передач, коробки отбора мощности, жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;
  • следит, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя пожарного автомобиля была на уровне 80 — 95° C, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах двигателя пожарного автомобиля давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;
  • промывает чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости пожарного насоса и проходные каналы пеносмесителя;
  • открывает краны и выпускает воду из рабочей полости насоса по завершении работы, после чего их закрывает.

Ремонт пожарных автомобилей

В механизмах пожарных машин в ходе их эксплуатации происходит постепенное изнашивание рабочих поверхностей деталей, что, в конечном итоге, требует их восстановления или замены. В связи с этим своевременный и качественный ремонт – это необходимое условие для содержания пожарных автомобилей в постоянной технической исправности.

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.

В пожарной охране ремонт пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительной системе. Он может выполняться по потребности или после определенного побега. Принятая система ремонта дает возможность:

— обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;

— предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;

— обеспечить увеличение сроков эксплуатации пожарных автомобилей и оборудования при заданной надежности.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

— для автомобилей: текущий, средний, капитальный;

— для агрегатов: текущий, капитальный.

Вид ремонта определяется, главным образом, количеством затронутых основных агрегатов, а также их базовых и основных узлов и деталей. Поясним эти термины следующими примерами:

Двигатель со сцеплением считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является блок цилиндров, к основными же деталям относятся головка (головки) блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления.

Пожарный насос считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является корпус насоса, к основными деталям насоса относятся вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса, корпус подшипников.

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов (в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей (кроме базовых) и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других ремонтных работ.

Для сокращения продолжительности простоя пожарного автомобиля текущий ремонт рекомендуется выполнять агрегатным методом, при котором неисправные узлы и агрегаты заменяют исправными (новыми или отремонтированными), взятыми из оборотного фонда. Примерный количественный перечень сборочных единиц (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемых для включения в оборотный фонд, приведен в приложениях 18 и 19 к «Наставлению по технической службе ГПС МВД России».

Агрегатный метод является основным методом ремонта пожарных автомобилей. Его целесообразно применять в тех случаях когда трудоемкость работ по устранению неисправности превышает трудоемкость работ по снятию дефектного агрегата и установке нового.

При отсутствии оборотного фонда допускается применять индивидуальный метод ремонта, при котором неисправный агрегат снимается, ремонтируется и устанавливается на тот же автомобиль. Детали ремонтируемого агрегата не обезличиваются и устанавливаются на тот же агрегат.

Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния выполнением более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривается, как правило, замена двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замена отдельных агрегатов (в том числе двух-четырех основных), окраска кузова и проведение других ремонтных работ.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта. Капитальный ремонт пожарного автомобиля назначается в том случае, если:

§ кузов, кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта;

§ его техническое состояние оценено по результатам диагностирования как неудовлетворительное (установлено снижение динамических качеств, мощности, увеличение расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей).

Агрегат направляется в капитальный ремонт, если:

§ базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;

§ работоспособность агрегата не может быть восстановлена при текущем ремонте, либо если его восстановление экономически нецелесообразно.

На пожарные автомобили установлены нормы пробега до капитального ремонта, измеряемые в тысячах км общего пробега. Так, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 эта цифра составляет – 170, на шасси ЗИЛ-131 – 110, на шасси Урал-43202 – 100, на шасси КамАЗ-43105 – 170.

Моторесурс основных агрегатов пожарного автомобиля до капитального ремонта также нормируется в тысячах км общего пробега: так для двигателей пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 он составляет – 105, на шасси ЗИЛ-131 – 80, на шасси Урал-43202 – 130, на шасси КамАЗ-43105 – 130.

Моторесурс пожарного насоса нормируется в наработанных часах и составляет для насосов марки ПН-40УВ выпуска после 1990 года – 1130.

Необходимость в капитальном или среднем ремонте определяется комиссией, состоящей из представителей отдела пожарной техники органа управления ГПС, подразделения технической службы (ПТЦ), руководителя подразделения, из которого представлен автомобиль, и старшего водителя этого подразделения. Постановка пожарного автомобиля в ремонт оформляется актом сдачи (выдачи).

Техническое состояние пожарного автомобиля, агрегатов или узлов, сдаваемых в капитальный ремонт и качество выполнения этого ремонта должны соответствовать требованиям нормативной документации на капитальный ремонт.

Запрещается перед сдачей пожарного автомобиля или агрегата в ремонт разукомплектовывать их или заменять их составные части и детали негодными. Пожарные автомобили, сдаваемые в капитальный ремонт, независимо от способа доставки, должны быть в состоянии, обеспечивающем их передвижение своим ходом (кроме аварийных) или буксировку, при условии, что их техническое состояние обеспечивает безопасность такого перемещения.

Планирование ремонта пожарных автомобилей и агрегатов осуществляет техническая служба ТПО, для чего составляется годовой план-график, в котором отражается количество автомобилей (агрегатов) и затраты труда в человеко-часах. Так для пожарной автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 нормативы трудоемкости ремонтов составляют:

§ текущего – 18,4 чел.-час,

§ среднего – 450 чел.-час,

§ капитального – 823 чел.-час.

Время простоя пожарного автомобиля в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней, а в капитальном – 60 дней. Отремонтированный пожарный автомобиль подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:

— автомобиль – пробегом 2-5 км;

— агрегат – работой продолжительностью 0,5 часа.

Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель по акту сдачи (выдачи). В случае необходимости (замена номерных агрегатов) ГИБДД на основании акта сдачи (выдачи) вносятся изменения в регистрационные документы пожарного автомобиля. О произведенном ремонте в формуляр пожарного автомобиля вносится соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя подразделения технической службы (ПТЦ) и печатью.

Читайте также:  Ремонт техник шымкент

Подразделение технической службы заправляет выдаваемый из ремонта пожарный автомобиль смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам, а ее руководитель несет ответственность за качество выполненных по ремонту работ. При обнаружении представителем пожарной части каких-либо неисправностей или отклонений от технических требований подразделение технической службы обязано устранить их.

Пожарный автомобиль, принимаемый из капитального ремонта, должен удовлетворять следующим техническим требованиям:

при осмотре автомобиля

§ все деревянные детали и узлы кузова, кабины (за исключением внутренней поверхности кабины и отсеков кузова) должны быть покрыты олифой;

§ внешняя поверхность автомобиля окрашена красными и белыми эмалями в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002, детали и узлы нижней части автомобиля – черной эмалью. Окрашенная поверхность автомобиля должна быть ровной, гладкой и однотонной. Темные или светлые пятна и полосы, пузыри, морщины, наплывы, потёки, риски, трещины, признаки отслаивания не допускаются. Хромированные узлы и детали окраске не подлежат;

§ на кузове, кабине, облицовке радиатора, капоте, крыльях, брызговиках и подножках не допускаются вмятины, места заварки и правки не должны выделяться. Наружная поверхность кузова должна быть гладкой, без волнистости и царапин. Допускаются незначительные вмятины и незачищенные сварочные швы в местах, недоступных для правки и зачистки. Внутреннюю и внешнюю поверхности цистерны окрашивают водостойкой краской;

§ двери кузова, кабин должны легко открываться и плотно закрываться, а также не иметь перекосов; зазоры между дверями и проемами допустимы в пределах 2-3мм на сторону;

§ подушки и спинки мягких сидений не должны иметь провалов, выступающих пружин и острых углов;

§ капот двигателя должен плотно закрываться. Механизм капота аллигаторного типа должен обеспечивать подъем капота, фиксирование в открытом положении и свободное опускание. Самопроизвольное открывание капота не допускается;

§ радиатор и его соединения с системой охлаждения двигателя, система охлаждения не должны иметь течи и заглушенных трубок;

§ прогиб рессор должен быть попарно одинаковым, а боковое смещение рессорных листов по отношению к коренному – не более 2мм;

§ на каждом лонжероне рамы не более двух сварных швов длиной до 125мм;

§ положение регулировочных винтов или эксцентриков тормозов должно гарантировать возможность дальнейших регулировок колодок до допустимого износа тормозных накладок;

§ привод тормозов – гидравлический или пневматический – не должен иметь подтеканий жидкости или пропуска воздуха;

§ педали тормоза и сцепления, рычаг ручного тормоза и рычаг переключения коробки отбора мощности должны свободно перемещаться в прорезях пола и не упираться в пол при крайних положениях. В первоначальное положение педали должны возвращаться интенсивно, без заеданий. Свободный ход педалей сцепления и тормоза должен соответствовать данным завода-изготовителя. Тягу рычага переключения коробки отбора мощности следует отрегулировать на полное зацепление зубьев шестерни при крайних (переднем и заднем) положениях рычага;

§ тяги управления сцеплением и двигателем из насосного отделения необходимо отрегулировать: одну – на полное включение и выключение сцепления, другую – на полное открытие и прикрытие дроссельной заслонки карбюратора. При пневматическом управлении сцеплением необходимо проверить состояние и герметичность трубопроводов системы дистанционного управления, исправность клапана-ограничителя системы. Утечка воздуха не допускается;

§ свободный ход (люфт) рулевого колеса в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, должен быть в пределах, установленных заводом-изготовителем;

§ электропроводка должна быть закреплена скобами в местах перегибов и на выходах из стенок, а на прямолинейных участках – через каждые 300 — 400 мм; места ввода проводов к агрегатам должны быть тщательно изолированы и не соприкасаться с острыми металлическими кромками, короткие участки проводов у щитка приборов должны быть собраны в пучки, скреплены изоляционной лентой и закреплены. Провисание и беспорядочное размещение проводов не допускается;

§ пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование с мест крепления должно сниматься свободно, без применения каких либо инструментов, замыкатели для крепления – закрываться с натягом во избежание случаев самопроизвольного их открывания на ходу автомобиля;

§ все агрегаты автомобиля должны быть заправлены смазкой в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; установленные на автомобиле масленки наполнены смазкой, а места, подлежащие смазке, смазаны в соответствии с химмотологической картой;

§ все болтовые соединения автомобиля и агрегатов должны быть надежно затянуты. Возможность самоотворачивания болтов и гаек должна быть исключена постановкой пружинных шайб, замочных пластин или шплинтов, предусмотренных инструкцией;

§ двигатель должен безотказно пускаться стартером. На всех оборотах коленчатого вала в двигателе не должно прослушиваться стуков; допускается равномерный шум распределительных шестерен, вызванных неполной их приработкой;

§ выбрасывание или течь масла, бензина и воды в местах соединений, а также пропуск газа через прокладки свечей и газопроводов не допускается. Вследствие неполной приработки поршневых колец и цилиндров отремонтированного двигателя возможен незначительный пропуск газа через маслоналивное отверстие;

§ давление в системе смазки двигателя должно соответствовать данным, указанным в инструкции завода-изготовителя;

§ все приборы электрооборудования, сигнал, стеклоочиститель, контрольные приборы должны работать исправно;

при испытании автомобиля пробегом

§ сцепление должно полностью выключаться, а при включении обеспечивать плавное трогание автомобиля с места и не пробуксовывать. Переключение передач должно происходить легко и бесшумно. Самовыключение шестерен коробки передач и коробки отбора мощности не допускается; в коробке передач, раздаточной коробке и ведущих мостах возможен равномерный шум, вызванный неполной приработкой шестерен;

§ стук в карданных шарнирах при вращении карданных валов не допускается;

§ тормоза должны обеспечивать плавное торможение при равномерном увеличении усилия, прилагаемого к тормозной педали или к рычагу ручного тормоза. При полном торможении педаль или рычаг не должны доходить до упора на одну четверть своего полного хода. Тормоза при торможении должны одновременно останавливать оба колеса одной и той же оси. При отпущенной тормозной педали и рычаге ручного тормоза тормозные барабаны не должны задевать за колодки;

§ путь торможения автомобиля с полной нагрузкой под действием ножного тормоза не должен превышать величины, установленной ГОСТ 25478-91;

§ на подъемах и спусках с уклоном 16 % при сухом грунте автомобиль с полной нагрузкой при затормаживании колес ручным или ножным тормозом должен держаться неограниченное время без применения дополнительных внешних приспособлений;

§ наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса должен соответствовать данным инструкции завода-изготовителя. При этом задевание покрышек за части автомобиля не допускается;

§ не допускается самопроизвольное открывание дверей кузова и кабин, опускание и поворачивание стекол во время движения автомобиля;

§ вращение рулевого колеса должно быть свободным, легким, без заеданий и скрипа;

§ автомобиль должен иметь исправный и опломбированный спидометр (и счетчик моточасов работы пожарного насоса – при его наличии);

§ течь и выбрасывание масла, бензина, воды, тормозной и амортизационной жидкостей не допускается;

при испытании дополнительных агрегатов основных пожарных автомобилей общего применения:

§ пожарный насос должен быть испытан на герметичность;

§ подача насоса при проверке его рабочих параметров должна быть в пределах нормы. Снижение подачи допускается не более, чем на 15% от номинального значения;

§ емкости для воды и пенообразователя должны быть испытаны на герметичность водой в течение 5 мин: цистерна – под давлением 0,03МПа (0,3 кгс/см 2), пенобак – под давлением 0,01МПа (0,1 кгс/см2). Течь воды не допускается;

§ в коробке отбора мощности допустим равномерный шум, вызванный неполной приработкой шестерен.

После проведения ремонтных работ пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство, должен пройти обкатку в объеме: после капитального ремонта – пробегом 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью до 2 часов, после среднего и текущего ремонтов (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км и работой спецагрегата продолжительностью до 2 часов.

Читайте также:  Пермь ремонт бытовой техники на лодыгина

Пожарные автомобили, проработавшие установленный амортизационный срок службы и не отвечающие требованиям боевой готовности, могут быть реализованы путем продажи, а автомобили, непригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, подлежат списанию.

Список литературы.

  • Наставление по
    технической службе ГПС МВД России:
    Приказ МВД РФ от 24 января 1996 года №34. –
    М., 1996г.
  • Об утверждении
    нормативов трудоемкости технического
    обслуживания и ремонта пожарных
    автомобилей: Приказ МВД РФ от 25 сентября
    1995 года №366. – М., 1995г.
  • НПБ 101 – 95. Нормы
    проектирования объектов пожарной
    охраны.
  • Нормы табельной
    положенности для пожарных автомобилей:
    Приказ МВД РФ от 20 декабря 1993 года №550.
    – М., 1993г.
  • СНиП II
    – 93 – 74. Нормы проектирования. Предприятия
    по обслуживанию автомобилей. – М.,
    Сройиздат, 1975г.

Оглавление.

Охрана труда
— система законодательных,
социально-экономических, организационных,
технических, санитарно-гигиенических
мероприятий по созданию условий,
обеспечивающих безопасность, сохранение
здоровья и работоспособность человека
в процессе труда;

Техническое
обслуживание ПТ (без диагностики).

Пожарная
техника
— технические средства для предотвращения,
ограничения развития, тушения пожара,
защиты людей и материальных ценностей
от пожара.

Ответственность
за своевременное и качественное
техническое обслуживание и испытание
пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования
и снаряжения возлагается на руководителей
подразделений ГПС, которые обязаны
обеспечить проведение технического
обслуживания и испытаний, согласно
техническим условиям, ГОСТ, а также
Наставлению по технической службе ГПС,
принятом в установленном порядке.

При ТО пожарных
автомобилей на пожаре водитель обязан:

  • устанавливать
    пожарный автомобиль на расстояние
    безопасное от воздействия огня (теплового
    излучения) и не ближе 1,5-2,5 м от задней
    оси до водоисточника;
  • не допускать
    резких перегибов на всасывающих рукавах,
    при этом всасывающая сетка должна быть
    полностью погружена в воду и находиться
    ниже уровня воды (не ниже 200 мм);
  • смазывать при
    работе насоса через каждый час его
    подшипники и сальники (поворотом на
    2-3 оборота крышек колпачковых масленок
    при открытых краниках);
  • проверять, не
    подтекает ли вода через соединения и
    сальники насоса, выкидные вентили, а
    также из системы охлаждения двигателя
    (основной и дополнительной), а также
    масло из двигателя коробки передач и
    коробки отбора мощности и жидкость из
    узлов и систем гидравлических приводов;
  • следить чтобы
    температура воды в системе охлаждения
    двигателя была 80-95°C, а также за давлением
    масла в двигателе. При средних оборотах
    последнего давление должно быть не
    менее 2,0 кг/см2;
  • промывать чистой
    водой в случае подачи пены все внутренние
    полости насоса и проходные каналы
    пеносмесителя;
  • открыть краники
    и выпустить воду из рабочей полости
    насоса, после чего краники закрыть.

ТО по возвращении
с пожара (учения) проводится закрепленным
за автомобилем водителем и личным
составом караула под руководством
начальника караула, в малочисленных
частях — командиром отделения на посту
технического обслуживания подразделения
ГПС.

С наступлением
холодов напорные патрубки и сливные
краники насоса держать открытыми,
закрывая их только при работе насоса и
проверке его на «сухой» вакуум.

Общая система
мероприятий по безопасности труда при
ремонте пожарных автомобилей должна
соответствовать требованиям, изложенным
в Наставлении по технической службе,
принятом в установленном порядке.

ТО пожарной техники
производится в помещениях или постах,
обеспеченных естественной и принудительной
вентиляцией.

При проведении
ТО должны выполняться следующие
требования:

  • все крепежные и
    регулировочные операции необходимо
    выполнять в последовательности,
    указанной в технологических картах;
  • последовательность
    выполнения обязательного объема работ
    должна исключать возможность одновременной
    работы сверху и снизу у того или иного
    узла (агрегата) автомобиля;
  • после установки
    пожарного автомобиля на смотровой
    канаве на рулевом колесе укрепляют
    табличку «Двигатель не запускать —
    работают люди». Перед съездом с
    канавы, эстакады, напольного подъемника
    необходимо убедиться в отсутствии
    предметов или людей на пути движения
    автомобиля;
  • при установке
    автомобиля на пост технического
    обслуживания следует затормозить его
    стояночным тормозом, выключить зажигание,
    включить низшую передачу в коробке
    передач, под колеса положить не менее
    двух упоров (башмаков);
  • при поднятии
    (вывешивании) одного колеса (оси) рядом
    с домкратом ставится упор, а под колеса
    другого моста ставятся «башмаки».
    Перед началом обслуживания на механизме
    управления подъемником вывешивают
    табличку «Не трогать — под автомобилем
    работают люди». Запрещается поднимать
    или вывешивать пожарный автомобиль за
    буксирные крюки.

Во избежание
самопроизвольного опускания гидравлического
подъемника его плунжер в рабочем
(поднятом) положении должен надежно
фиксироваться упором (штангой).

Для определения
необходимости в обслуживании или ремонте
пожарного автомобиля, агрегата, механизма
или прибора применяют нормативные
значения диагностических параметров.

При ТО разрешается
пользоваться только исправным и
соответствующим своему назначению
инструментом.

При проведении
ТО запрещается:

  • наращивать ключи
    другими ключами или трубками, использовать
    прокладки между зевом ключа и гранями
    болтов и гаек, ударять по ключу при
    отвертывании или завертывании;
  • применять рычаги
    или надставки для увеличения плеча
    гаечных ключей;
  • выбивать диски
    кувалдой, производить демонтаж колеса
    путем наезда на него автомобилей и
    т.п.;
  • обслуживать
    трансмиссию при работающем двигателе;
  • работать на станках
    и оборудовании без их заземления;
  • пользоваться
    электроинструментом с неисправной
    изоляцией токоведущих частей или при
    отсутствии у них заземляющего устройства;
  • выполнять какие-либо
    работы на пожарном автомобиле, вывешенном
    только на одних подъемных механизмах
    (домкратах, талях и т.д.);
  • подкладывать под
    вывешенный пожарный автомобиль диски
    колес, кирпичи, камни и другие посторонние
    предметы;
  • производить работу
    без специальных упоров (козлов),
    предохраняющих от самопроизвольного
    опускания пожарного автомобиля или
    его отдельных частей, при работах,
    требующих поднятия пожарного автомобиля
    с помощью домкратов, талей и прочих
    подъемных механизмов;
  • выполнять
    техническое обслуживание пожарного
    автомобиля при работающем двигателе,
    за исключением случаев проверки
    регулировки двигателя и тормозов.

При крепежных
операциях следует пользоваться
преимущественно накидными или торцевыми
ключами, а в труднодоступных местах при
ограниченном угле поворота целесообразно
использование ключей с трещетками
(храповым механизмом). Не следует вращать
ключи вкруговую, так как возможны их
срывы,

Шиномонтажные
работы производить только специальным
съемником в предназначенном для этого
месте. Накачивание смонтированной шины
разрешается производить в специальном
ограждении или с применением других
устройств, предохраняющих выскакивание
замочного кольца и не допускающих
разрывы покрышки, что может нанести
травму производителю работ.

При работах,
связанных с проворачиванием коленчатого
и карданного валов, необходимо
дополнительно проверить выключение
зажигания, а рычаг коробки передач
установить в нейтральное положение,
освободить рычаг стояночного тормоза,
а после их выполнения затянуть стояночный
тормоз и вновь включить низшую передачу.

На агрегатно-механическом
участке для выполнения монтажно-демонтажных
работ при ремонте агрегатов используют
стенды, соответствующие своему назначению.
Корпуса электродвигателей, станков и
оборудования, а также пульты управления
надежно заземляются.

Паяльные лампы,
электрический и пневматический инструмент
выдается только служащим (рабочим),
прошедшим инструктаж и знающим правила
обращения с ним.

При снятии и
постановке рессор необходимо предварительно
разгрузить их путем поднятия рамы и
установки ее на козлы. Подъемники и
домкраты испытываются служащими
(рабочими), за которыми они закреплены,
один раз в 6 месяцев статической нагрузкой
больше предельно допустимой по паспорту
на 10% в течение 10 мин с грузом в верхнем
крайнем положении. У гидравлических
домкратов падение давления жидкости к
концу испытания не должно быть более
5%.

Результаты испытаний
заносятся в журнал испытаний ПТВ.

На агрегатно-механическом
участке необходимо иметь:

  • инструкции по
    охране труда при работе на каждом виде
    оборудования;
  • защитные очки,
    резиновые перчатки, фартуки, брезентовые
    рукавицы для работы на оборудовании;
  • стенд с приказом
    руководителя подразделения ГПС о
    допуске лиц для работы на оборудовании
    (после сдачи ими зачетов по охране
    труда) и список лиц, допущенных к работе
    на оборудовании, инструкцией по охране
    труда и пожарной безопасности;
Читайте также:  Описание работы по ремонту автомобилей

На агрегатно-механическом
участке запрещается:

  • загромождать
    ворота, тамбуры, проходы к пожарным
    кранам и иным водоисточникам, местам
    расположения пожарного инвентаря и
    оборудования;
  • курить и применять
    открытые источники огня;
  • держать
    легковоспламеняющиеся и горючие
    вещества в количествах, превышающих
    сменную потребность;
  • хранить
    легковоспламеняющиеся и горючие
    вещества в неметаллической посуде без
    плотно закрывающихся крышек;
  • устанавливать
    нестандартное электрооборудование, а
    также электрооборудование, не
    соответствующее классу зоны.

Техническое
обслуживание и ремонт пожарных автомобилей
должны производиться в специально
предназначенных для этих целей местах
постах с использованием исправного и
соответствующего своему назначению
оборудования и инструмента.

К работам по ТО и
ремонту пожарной техники допускаются
лица, прошедшие инструктаж по технике
безопасности и обучение по приемам и
методам работы.

Г
л а в а 13

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных машин

Техническое
обслуживание и ремонт (ТО и Р) ПМ
осуществляется в пожарных частях и
специальных пожарных отрядах или частях
технической службы. Они организационно
и территориально разделены. Содержание
выполняемых ими работ четко разграничены,
однако имеются работы, выполняемые
силами пожарных частей и частей
технической службы совместно.

Для
пожарных машин различного назначения
содержание работы разделено на две
группы: для шасси автомобиля и
дополнительные работы, охватывающие
пожарную надстройку.

Содержание
работ по ТО шасси разделены на три
группы: контрольные работы, уборочные
и моечные работы, смазочные и заправочные
работы.

Содержание
всех работ изложено в Наставлении по
технической службе. Необходимо хорошо
знать перечень содержания работ,
проводимых в пожарных частях. Он будет
приведен в полном объеме.

Содержание
работ ТО-1 и ТО-2 приводится только по
дополнительным работам.

Содержание
работ относится только по основным
пожарным машинам общего применения.
Для остальных типов машин следует
обращаться к Наставлению по технической
службе.

Техническое обслуживание пм в пожарных частях

13.1.1.
Ежедневное техническое обслуживание

ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (*)

ЕЖЕДНЕВНОЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)

* При
проведении всех видов ТО каждого типа
и модели пожарного автомобиля следует
руководствоваться инструкциями
заводов-изготовителей данной техники.

**Проверка
осуществляется раз в 10 дней с записью
в «Журнале технического обслуживания
шин, аккумуляторных батарей и колёс»

уровень
жидкости в бачке рулевого управления,
гидроприводе тормозов и механизме
выключения сцепления, в системе охлаждения
двигателя;

уровень
топлива в топливном баке, уровень воды
в бачках омывателей ветрового стекла
и фар и при необходимости долить.

Ежедневное
техническое обслуживание (ЕТО) проводится
в подразделении
при смене караулов заступающим на
дежурство водителем и личным составом
боевого расчета под руководством
командира отделения.

Примерное
распределение работ показано на рис.13.1.

Рис.13.1.
Распределение обязанностей пожарных
при проведении ЕТО

Перед
сменой караулов все пожарные автомобили,
находящиеся в боевом расчете и резерве,
должны быть чистыми, полностью
заправленными эксплуатационными
материалами и огнетушащими веществами,
укомплектованными согласно табельной
положенности.

Водитель
сменяющегося караула обязан внести все
записи о работе пожарного автомобиля
во время его боевого дежурства в
эксплуатационную карту и подготовить
автомобиль к сдаче. Личный состав под
руководством командира отделения
осуществляет подготовку ПТВ к сдаче
согласно обязанностям номеров боевого
расчета.

Водитель,
принимающий пожарный автомобиль, в
присутствии водителя сменяющегося
караула должен проверить состояние
автомобиля в объеме перечня работ
ежедневного технического обслуживания
и сделать соответствующую запись в
эксплуатационной карте.

При
этом время работы двигателя не должно
превышать:

для
основных пожарных автомобилей общего
применения с карбюраторным двигателем
3 минут;

для
основных пожарных автомобилей целевого
применения, автомобилей с дизельным
двигателем и автомобилей, оборудованных
многоконтурной тормозной пневмосистемой
5 минут;

для
специальных пожарных автомобилей 7
минут;

для
пожарных автолестниц и коленчатых
подъемников 10 минут.

При
обнаружении неисправностей механизмов
ПА, пожарно-технического вооружения и
оборудования принимаются меры по их
устранению силами личного состава
караула. В случае невозможности
немедленного устранения неисправностей
пожарное оборудование и снаряжение
заменяются, а пожарная техника выводится
из боевого расчета и заменяется резервной,
о чем уведомляется ЦППС. Решение о замене
пожарного оборудования и снаряжения
принимается начальником караула, а о
замене пожарных машин — руководителем
подразделения (оперативным дежурным).

При
отсутствии или неисправности резервной
техники соответствующие должностные
лица ставят в известность ЦППС для
принятия мер по обеспечению пожарной
безопасности района выезда данного
подразделения за счет других подразделений
гарнизона.

Резервный
ПА перед постановкой на боевое дежурство
должен пройти ежедневное техническое
обслуживание, которое выполняется
водителями заступающего и сменяющегося
караулов.

О
выполненных работах по устранению
неисправностей старший водитель
(водитель) делает запись в журнале учета
ТО.

Водитель,
приняв автомобиль, отвечает в установленном
порядке за все неисправности, обнаруженные
в его дежурство.

Ответственность
за содержание ПТВ пожарных автомобилей
в исправности и чистоте возлагается на
командиров отделений, за которыми
закреплены автомобили.

Уход
за пожарными автомобилями, ПТВ
осуществляется ежедневно личным составом
боевого расчета караула в установленное
распорядком дня время. Исправность
пожарно-технического вооружения,
предназначенного для работы на высотах
и спасания людей (пожарные лестницы,
спасательные веревки, пояса и карабины),
проверяется командиром отделения.

Личный
состав заступающего караула и водитель
докладывают командиру отделения об
исправности автомобиля и ПТВ.

Командиры
отделения обязаны докладывать начальнику
караула о технической готовности
пожарного автомобиля.

Соседние файлы в папке Пожарная техника

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

  • Теребнев
    В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А.
    Пожарно-техническое вооружение.
    Устройство и применение. – М.: Центр
    пропаганды, 2007.328с.
  • Теребнев
    В.В., Ульянов Н.И., Грачев В.А. Пожарные
    машины. Устройство и применение – М.:
    Центр пропаганды, 2007.328с.
  • Теребнев
    В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев
    Л.В., Пожарно-строевая подготовка;
    Учебное пособие. — М.: АкадемияГПС,
    Калан-Форт, 2006, 332 с., ил.
  • Безбородько
    М.Д. Пожарная техника. Учебник. -М.:
    Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  • Сборник
    нормативов по пожарно-строевой и
    тактико-специальной подготовке,
    утвержден приказом МЧС ДНР от 193 №
    07.04.2015

Нормативные
правовые акты ДНР:

  • Конституция
    Донецкой Народной Республики.
  • ЗАКОН
    «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ»,13 февраля 2015
    года (Постановление№I-56П-НС)
  • ЗАКОН
    «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»,13 февраля
    2015 года (Постановление№I-57П-НС)
  • ЗАКОН
    «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
    ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА», 20 февраля
    2015 года
  • ЗАКОН
    «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА»,
    Принят
    Народным Советом Донецкой Народной
    Республики, 03 апреля 2015 года (Постановление
    №I-118П-НС)
  • Положение
    «О службе охраны труда Министерства
    по делам гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий Донецкой Народной
    Республики»
    Приложение
    №1 к приказу МЧС ДНР № 156 от 24.03.2015г.
  • ПОЛОЖЕНИЕ
    «О государственном пожарном надзоре»,
    от 02.06.2015 г. № 10-9
  • Порядок
    учёта пожаров и их последствий в Донецкой
    Народной Республике, Постановление
    Совета Министров Донецкой Народной
    Республики от 02.06.2015 г. № 10-7
  • ПОЛОЖЕНИЕ
    «О Государственной комиссии по
    предупреждению и ликвидациичрезвычайных
    ситуаций и обеспечению пожарной
    безопасности Донецкой Народной
    Республики», от
    27.02.2015 г. № 2-26
  • ПOCTAHOBJIEHIИE
    № 35-1от 26.09.2014 г., «О создании Министерства
    по делам гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий»
  • ПОЛОЖЕНИЕ
    «О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
    СИТУАЦИЙ», от 09.04.2015 г. № 5-11
  • ПОЛОЖЕНИЕ
    «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ», от
    09.04.2015 г. № 5-10
  • ПОЛОЖЕНИЕ
    «О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
    ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
    ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХ
    БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»,
    от 09.04.2015г. № 5-14
  • ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
    УСТАВ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
    ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
    ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ
    БЕДСТВИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,
    утвержден Указом Главы Донецкой Народной
    Республики от 10.02.2015 № 45
  • ИНСТРУКЦИЯ
    по проведению вводного инструктажа по
    охране труда для сотрудников и работников
    МЧС ДНР,
    Приложение №2 к
    приказу МЧС ДНР,
    от 18.02.15г. № 77

Нормативные
правовые акты Россия

Нормативные
правовые акты Украина

Соседние файлы в папке 3. Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *