Тема № 24. Ремонт авиационной техники Занятие № 1. Ремонт авиационной техникиВопрос № 1. Общие положения по ремонту авиационной техники Ремонт боевой авиационной техники производится: • авиаремонтными предприятиями ВВС (АРП ВВС), • заводами промышленности, • войсковыми авиационно-ремонтными мастерскими (ВАРМ), • личным составом частей и подразделений. 2Виды ремонта в зависимости от трудоёмкости: • Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением любых её частей, включая базовые. • Средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности частичного восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, осуществляемыми в объёме, установленном нормативно-технической документацией. • Текущий ремонт — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности АТ и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных её частей. • Мелкий ремонт — характеризуется работами, которые можно выполнять в условиях авиационных эскадрилий (АТО) за время, не превышающие, в мирное время 10 суток и в военное 6 часов. 3Виды ремонта в зависимости от места выполнения: • Заводской ремонт АТ — ремонт АТ на АРП ВВС или заводах МАП, при передаче на которые АТ снимается с эксплуатации. • Войсковой ремонт АТ — ремонт АТ в местах размещения или базирования авиационных частей или расположения неисправной техники силами и средствами эксплуатирующих авиационных частей, войсковых авиаремонтных мастерских, а также выездными ремонтными бригадами АРП ВВС и заводов промышленности. Методы ремонта: • Обезличенный — метод ремонта, при котором не сохраняются принадлежность составных частей к определённому экземпляру АТ. • Необезличенный — метод ремонта, при котором, сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определённому экземпляру АТ. • Комбинированный — метод ремонта, заключающийся в одновременном использовании при ремонте самолёта (вертолёта) и его составных частей обезличенного и необезличенного методов ремонта. • Агрегатный — обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются 4 новыми или заранее отремонтированными. Основные требования к ремонту АТ. • Обязательное восстановление прочности отремонтированных деталей и узлов. • Сохранение контуров внешних обводов фюзеляжа и нивелировочных данных. • Обеспечение основных лётно-технических данных восстановленного образца АТ. 5Вопрос № 2. Структура войскового ремонта в авиационных частях Система войскового ремонта — это, совокупность : — ЛА с эксплуатационными и боевыми повреждениями, — личного состава ИАС частей, — средств ремонта и ремонтной документации, обеспечивающих оперативное восстановление исправности и работоспособности летательных аппаратов. Войсковой ремонт предназначен для поддержания заданного уровня исправности парка ЛА. При ведении боевых действий войсковой ремонт является основным видом восстановления АТ Задачи войскового ремонта: • оперативное восстановление неисправной и повреждённой техники непосредственно в войсках, • модернизация ЛА по эксплуатационным бюллетеням, • совершенствование, ремонт и поддержание в исправном состоянии технологического и 6 наземного оборудования и инструмента. Уровни войскового ремонта: • Дивизионный с самостоятельной ремонтной частью – дивизионной авиаремонтной мастерской (ДАРМ). • Полковой, в котором ремонтные функции выполняет ТЭЧ ап. • Эскадрильный, где основным ремонтным формированием является группа войскового ремонта авиационной эскадрильи (ГВР аэ) или авиационно-технического отряда (ГВР АТО) и технические экипажи повреждённых ЛА. Для усиления ДАРМ и ТЭЧ ап авиаремонтные предприятия и заводы промышленности могут выделять выездные ремонтные бригады (ВРБ). В помощь эскадрильям из состава ДАРМ и ТЭЧ ап формируются подвижные ремонтные группы (ПРГ), а при организации ремонта на оперативных аэродромах из состава ТЭЧ ап выделяется полковая ремонтная группа с аэромобильными средствами ремонта. ТЕЧ ап выполняет текущий ремонт, конструктивные доработки по бюллетеням, производят разделку на запасные части списанных ЛА, выделяют ПРГ. 7Обучение ИТС войсковому ремонту в соответствии с курсом боевой подготовки ИТС организуется инженерами авиационных частей по специальностям (начальниками групп ВАРМ) , проводится инструкторами практического обучения на учебной базе ТЭЧ части (ВАРМ). Планирование войскового ремонта в ТЭЧ ап и ВАРМ проводится на основании расчёта: — отхода АТ в различные виды ремонта, — норм времени на выполнение ремонтных работ, — располагаемого фонда рабочего времени , — пропускной способности технологического оборудования (средств войскового ремонта). 8Вопрос № 3. Заводской ремонт АТ Производится для восстановления её исправности и ресурса, и выполняется на авиационных ремонтных заводах (АРЗ) Министерства обороны или заводов промышленности. Основу заводского ремонта составляют капитальный и средний ремонты. Задачи АРЗ: • выполнение ремонта и модернизация АТ и СНО СП; • обеспечение постоянной мобилизационной готовности производства, средств ремонта и личного состава; • оказание помощи авиационным частям в восстановлении повреждённой АТ силами бригад и подбитых подразделений; • выполнение работ по бюллетеням промышленности. 9Схема организации заводского ремонта АТ. 10Организация цеха по ремонту АО. 11Этапы технологического цикла ремонта АО: 1. Приёмка самолёта, Подготовка техники к ремонту, Ремонт, Сборка, Испытания, Сдача самолёта заказчику
ТЕМА № 34 «РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ» Занятие № 1 «Ремонт авиационной техники»УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Классификация видов ремонта АТ. Организация выполнения войскового ремонта. УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: 2 ЧАСА, ЛЕКЦИЯ Федеральные авиационные правила инженерноавиационного обеспечения государственной авиации (ФАП ИАО), книга I, -М. : 2005 г. стр. 124 -133. Инженерно-авиационная служба, эксплуатация и ремонт авиационной техники, ч-2, под редакцией Лебедев А. : М. : Воениздат, 1979 г. стр. 7 -9. ВОПРОС 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕМОНТА АТ По месту проведения ремонт делится на: заводской войсковой По объему ремонт делится на: текущий средний капитальныйТекущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности AT и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных ее составных частей. После текущего ремонта AT допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ей ресурса (срока службы). Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса AT с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в ремонтной документации. После среднего ремонта AT допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ресурса (срока службы) либо с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса (срока службы). Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса AT с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. После капитального ремонта AT устанавливаются очередные назначенные межремонтные ресурсы и сроки службы. Текущий, средний и капитальный ремонт различают по трудозатратам, необходимым для восстановления исправности (работоспособности) AT и по предельным срокам ремонта. Ориентировочные нормы трудозатрат и предельно допустимые сроки для восстановления исправности (работоспособности) ВС приведены в приложении № 54 к ФАП ИАО.
Состав работ при капитальном и среднем ремонте, обеспечивающем AT установление очередных назначенных межремонтных ресурсов (сроков службы), и значения этих ресурсов (сроков службы) регламентируются нормативной и ремонтной документацией: — руководствами по ремонту; — бюллетенями разработчиков и изготовителей, введенными в действие начальником вооружения — заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению; — указаниями начальника вооружения — заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению. ВОПРОС 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЙСКОВОГО РЕМОНТА Войсковой ремонт изделий AT выполняется в местах расположения неисправной АТ силами и средствами ремонтно-восстановительных органов (полковых групп, ато, техп, сис, тэн, региональных баз войскового ремонта ВС (АУСП), В АРМ (ПАРМ), выездных ремонтных бригад Ав. РЗ и заводовизготовителей) и других ремонтных органов. Войсковой ремонт выполняется для обеспечения или восстановления исправности и (или) работоспособности AT и состоит в замене и (или) восстановлении ее отдельных составных частей. В процессе предварительной оценки технического состояния поврежденной или отказавшей AT определяются ориентировочные трудозатраты на ремонт, и назначается вид необходимого ремонта. Окончательная оценка технического состояния с применением средств инструментального контроля производится ремонтно-восстановительным органом (РВО) или заводомизготовителем, выполняющим ремонт. Как правило, восстановление ВС и АД после повреждений или отказов, требующих текущего ремонта, выполняется в ато и тэч части, требующих среднего ремонта, — в ВАРМ. Воздушные суда, восстановить которые войсковым ремонтом невозможно, отправляются для ремонта на Ав. РЗ (заводы-изготовители). При проведении войскового ремонта подразделения частей (ВАРМ), а также бригады Ав. РЗ и заводов-изготовителей используют средства войскового ремонта частей (ВАРМ). При необходимости для выполнения войскового ремонта может привлекаться технологическое оборудование Ав. РЗ и заводовизготовителей. Для обеспечения технологического процесса войскового ремонта необходимы технологическое оборудование, инструмент, комплекты ЗЧМ, нормативная и ремонтная документация, подготовленные специалистыремонтники. Средства войскового ремонта Стационарные Подвижные (транспортабельные)Стационарные и подвижные средства войскового ремонта являются производственной базой тэч частей и ВАРМ. Стационарные средства войскового ремонта используются при войсковом ремонте AT на местах постоянного базирования. Подвижные (на базе автомобилей, прицепов и. ), приспособленные к перевозке воздушным транспортом, используются, кроме того, при ремонте ВС на местах вынужденных посадок и при маневре. На AT, проходящую в войсковых условиях средний ремонт, заводится дело ремонта. В дело ремонта входят: приемосдаточный акт (приложение № 56 к ФАП ИАО); ведомости дефектации; — ведомости выполненных на AT восстановительных, регулировочных, профилактических и других работ, а также работ по замене агрегатов и узлов; в ведомостях указываются примененные методы ремонта и контроля и трудозатраты на выполненные работы; протоколы всех проведенных испытаний; карточки облета ВС после ремонта и материалы ОК полета на облет; — перечень израсходованных ЗЧМ. Заключение о пригодности AT к эксплуатации после ремонта с указанием эксплуатационных ограничений, если они есть, записываются в формуляр AT. На AT, проходящую текущий ремонт, дело ремонта не заводится. Факт ремонта с указанием выполненных работ и метода ремонта, а также трудозатраты записываются в соответствующий раздел формуляра (паспорта). Весь ИТС частей и ВАРМ должен быть подготовлен к выполнению войскового ремонта эксплуатируемой AT. Обучение ИТС войсковому ремонту в соответствии с КБП ИТС организуется инженерами частей по специальности (начальниками групп ВАРМ) и проводится инструкторами практического обучения на учебной базе тэч части (ВАРМ). За подготовку личного состава к войсковому ремонту отвечают: а) в техническом расчете — начальник технического расчета; б) в ато — командир ато; в) в тэч части (варм) — начальник тэч части (варм); г) в сис (техп) — начальник сис (техп). За подготовку выездных ремонтных бригад (ВРБ) Ав. РЗ отвечает главный инженер Ав.
РАЗДЕЛ № 5: «Ремонт авиационной техники»
ТЕМА № 23: «Сущность и организация ремонта боевой авиационной техники. Подготовка авиационной техники к ремонту»
ЗАНЯТИЕ № 2 (5): «Дефектоскопический контроль деталей авиационной техники»
для студентов 4, 5 курсов, факультетов № 1, 2, «Стрела», «Ухтомское»
Учебное время 2 часа
Составил: подполковник Олешко В.
Редактировал: полковник Герасимов И.
Рассмотрено на заседании кафедры
протокол № ___ от «___» __________ 2011 г.
Тема № 23. Сущность и организация ремонта боевой авиационной техники Подготовка авиационной техники кремонту.
Занятие № 2. ДЕФЕКТОСКОПИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ДЕТАЛЕЙ
Цель: Изучить назначение, физическую сущность и возможности основных методов неразрушающего контроля деталей авиационной техники
Общие положения по организации дефектоскопического контроля
Основные методы неразрушающего контроля авиационной техники
Дефектоскопический контроль деталей авиационной техники применяется как при её ремонте, так и в процессе эксплуатации.
Ответственность за состояние дефектоскопического контроля в части /соединениия/ возлагается на инженера части /соединения/ по самолётам и двигателям.
Непосредственная ответственность за исправность дефектоскопической аппаратуры, подготовку специалистов к её применению, оборудование рабочих мест и наличие технологической документации, а также руководство за выполнение дефектоскопического контроля деталей авиационной техники возлагается на начальника группы регламентных работ по самолётам и двигателям, а в ВАРМ на начальника производства.
В каждой ТЭЧ а. и ВАРМ создаётся лаборатория дефектоскопии, в которой сосредотачивается вся аппаратура, перечни деталей авиационной техники, подлежащих дефектоскопическому контролю, технологические карты на каждую контролируемую деталь, методические пособия, учебные плакаты и диафильмы, а также оборудование, необходимое для проведения качественного контроля деталей авиационной техники.
Для проведения контроля деталей авиационной техники при выполнении регламентных работ и целевых осмотров использованием средств дефектоскопии в каждой ТЭЧ а. и ВАРМ должны быть подготовлены 2-4 специалиста. Допуск этих специалистов к дефектоскопическому контролю деталей ежегодно оформляется приказом командира части.
Отметим особенности дефектоскопии деталей авиационных конструкций:
— разнообразие материалов контролируемых деталей, как по своей природе, так и по свойствам;
— сложность контролируемых деталей по форме и разнообразие по массе;
— необходимость контроля многослойных конструкций;
— во многих случаях недостаточно технологичные доступы, что может вызвать дополнительные демонтажно-монтажные работы;
— необходимость подвергать контролю детали, установленные в конструкции, покрытые защитными пленками, имеющими загрязненную поверхность;
— необходимость обнаруживать дефекты, возникающие в процессе эксплуатации по различным причинам — производственным, конструктивным и др.
Дефектоскопия, т. поиск дефектов с помощью методов неразрушающего контроля, позволяет обеспечивать заданный уровень надежности, добиваться увеличения долговечности с высокой эффективностью и производительностью. Средства неразрушающего контроля в соответствии с ГОСТ 23049-84 предназначены для выявления дефектов типа несплошности материала, контроля геометрических параметров изделий, оценки физико- химических свойств материала изделий.
С помощью дефектоскопов получают информацию в виде электрических, световых, звуковых и других сигналов о качестве контролируемых объектов.
При ремонте в соответствии с ГОСТ 16504-81 применяют пять видов контроля:
Операционный контроль — контроль изделий в процессе выполнения или после завершения производственной операции (например, шлифовки, закалки, склеивания, монтажа узла). При этом контроль может быть сплошным или выборочным, т. проверяется либо каждое изделие, либо пробное из партии. При ремонте авиационной техники обычно применяется сплошной контроль.
Например, пооперационный контроль качества ремонта агрегатов планера производится с целью проверки качества ремонта тех мест планера, которые в последующем будут закрыты обшивкой или другими деталями.
Приемочный контроль — контроль готовой продукции.
Например, приемочный контроль качества ремонта агрегатов планера включает в себя проверку точности обводов агрегатов, гладкости поверхности, весовую балансировка рулевых поверхностей.
Точность выполнения обводов агрегатов планера проверяется при помощи специальных шаблонов. Величина отклонений в обводах определяется при помощи специальных щупов.
Гладкость поверхности отремонтированных участков обшивки планера проверяется визуально.
Проверка балансировки рулей в войсковых условиях производится непосредственно на самолете при отсоединенных тягах проводки управления. С этой целью на определенном расстоянии от оси вращения рулей подвешивается контрольный груз, под действием которого руль должен занять горизонтальное положение, что свидетельствует о правильной весовой балансировке.
Если руль не занимает горизонтального положения, то необходимо изменить вес балансировочного груза руля добавлением к нему необходимого веса (пластинами) или снижением его веса (снятием металла).
Входной контроль — контроль сырья, полуфабрикатов или изделий другого производства, а также соседних участков.
При всех видах контроля широко применяется дефектоскопия.
Компрессионные методы контроля основаны на создании в испытуемом изделии (замкнутой системе) избыточного давления жидкости или газа, и регистрации на наружной поверхности изделия мест течи пробного вещества. В зависимости типа пробного вещества различают жидкостный (гидравлический) и газовый методы течеискания.
При гидравлическом методе контролируемое изделие заполняют рабочей жидкостью или водой, герметизируют, создают в нем избыточное давление (путем подачи сжатого воздуха или с помощью гидравлического насоса) и выдерживают под этим давлением некоторое время. Затем производят визуальный осмотр наружной поверхности изделия.
Признаком дефекта является появление капель воды или отпотевания наружной поверхности. Обычно испытания на герметичность совмещают с гидравлическими испытаниями изделия на прочность и проводят их при давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее. Так испытываются после ремонта силовые цилиндры, баллоны, трубопроводы, мелкие агрегаты.
Газовые методы течеискания являются более чувствительными, чем жидкостные, поскольку пробные вещества (газы) значительно легче проходят через мелкие сквозные дефекты. Различают пузырьковый, манометрический, галоидный и химический газовые методы контроля.
Пузырьковый метод заключается в погружении изделия, в котором создано избыточное давление, например воздуха, в водяную ванну и регистрации мест течи по появляющимся пузырькам. Если размеры изделия слишком велики для помещения его в ванну, то наружную поверхность покрывают пенообразующим веществом (мыльным раствором) и места течи фиксируют по мыльным пузырькам. Манометрический метод состоит в регистрации происходящего в случае негерметичности изменения давления внутри сосуда, с помощью манометра за определенный промежуток времени. Метод используется для проверки в процессе эксплуатации герметических кабин, воздушных систем и др. объектов.
Наиболее высокой чувствительностью обладает галоидный метод контроля течеисканием. При этом методе в качестве пробного газа используется фреон-12 (химическое соединение на основе галоидного элемента — фтора), обладающий высокой проникающей способностью. Контроль производится с помощью щупа, т. в испытываемом изделии создают небольшое избыточное давление фреона-12, после чего щупом галоидного течеискателя производят «обнюхивание» наружной поверхности агрегата вдоль всей длины швов. При ремонте галоидный метод успешно применяется для проверки герметичности и поиска мест течи баков-кессонов.
Химический метод основан на регистрации течи пробного вещества из контролируемого объекта через сквозные дефекты с помощью индикаторной ленты. Пробное вещество вступает в химическую реакцию с индикаторной ленты. При наличии утечки пробного вещества на ленте в местах дефектов появляются малиновые пятна.
Вакуумный метод течеискания основан на регистрации падения вакуума в замкнутом объеме специальной присоски, установленной на контролируемый участок изделия. Вакуумная присоска представляет собой колпак из оргстекла с резиновым уплотнением, вакуумным эжекторным насосом и вакуумметром /для контроля степени разряжения/. Места течи обнаруживаются по появлению пузырьков воздуха в пенообразующем веществе, которое наносится на контролируемый участок перед установкой вакуумной присоски. Этим методом производят контроль гермокабины на местную герметичность.
021 с.